Внеурочная деятельность
Внеурочная проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Я считаю, что проектная деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Мы - актёры!
Выпуск-2018 (11 класс)
Выпуск 2015 (7 класс)
2016 - 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная математика | 2.54 МБ |
Проект по повести А.Гайдара «Тимур и его команда» | 50.07 КБ |
Программа театрального кружка | 50.64 КБ |
Программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" | 43.78 КБ |
Работа с одарёнными детьми | 49.5 КБ |
Работа с слабоуспевающими детьми | 67 КБ |
Проект "Русские народные сказки" | 117.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Сотниковская СОШ»
Проект по повести А.Гайдара «Тимур и его команда»
«В команде с Тимуром»
Авторы: учащиеся 4 - х классов (а, б, в, г)
учителя: Муруева Н.А., Вишнякова В.В., Маншеева Л, Буянтуева Е.Б.
Сотниково, 2015
Введение
Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагается неоднократно перечитывать и просматривать тексты произведения по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа. Эта работа будет способствовать развитию у учащихся 4 классов умений: - выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности; - давать краткую характеристику героям прочитанного произведения; - находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь; выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, автора произведения (аудирование). Проектная деятельность позволит организовать деятельность учащихся наиболее эффективно, чтобы не только охватывать широкий круг образовательных задач, но и развивать умение работать в команде, развивать рефлексивные умения и умения использования информационные технологии. В ходе своей проектной деятельности учащиеся: знакомятся с писателем, читают произведение «Тимур и его команда», осваивают навыки по сбору информации в разных источниках совместно с родителями, составляют план, работают в группах по маршрутным листам.
Тема: «В команде с Тимуром»
Цель: повышение уровня читательской и творческой активности учащихся;
расширение знаний о творчестве А. П. Гайдара;
воспитание внимательных читателей и привитие любви к детской литературе;
осмысление нравственных ценностей, которые А.Гайдар утверждает в произведении “Тимур и его команда”.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведения и творчества известного писателя;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ: – способность оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. – принятие и освоение социальной роли обучающегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные: –– способность работать по предложенному учителем плану; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – способность адекватно воспринимать оценку и предложения учителя, товарищей и других людей; – способность оценивать правильность выполнения действия на соответствие результата работы предъявляемым к ней требованиям;; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные: – освоение основ смыслового чтения художественного текста (способность выделять существенную информацию из прочитанного); – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – овладение начальными навыками поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) – освоение способов решения задач творческого и поискового характера; Коммуникативные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составления небольших текстов в устной и письменной форме; – овладение умением договариваться совместно с учителем о распределении функций и ролей в совместной деятельности; о правилах поведения, общения в группе и следовать им; – овладение умением работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ: – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – выбирать наиболее точную формулировку главной мысли повести; – составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; – относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои - по-мощники, нейтральные персонажи); – выразительно читать произведение, соблюдая интонацию, паузы.
Форма проведения – интеллектуальная игра, выставка рисунков и сочинений, практическая работа (помощь пожилым людям), демонстрация фильма «Мы в команде с Тимуром», инсценировка.
Оборудование:
- портрет А.П. Гайдара;
- выставка произведений писателя;
- музыкальное оформление – песни “Гайдару салют”, “Тимуровцы”.(звучит всю неделю)
Подготовительный этап.
1.Чтение учащимися повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Знакомство с биографией А. Гайдара
2. Деление на группы-команды по классам и распределение обязанностей:
- 4 «б» класс «биографы» – подготовить презентацию и составить вопросы о жизни и творчестве писателя;
- 4 «в» «художники-иллюстраторы» – приготовить иллюстрации к повести и выставка рисунков и сочинений;
- 4 «а» «актеры» - приготовить инсценировку отрывка из повести, создание фильма;
- 4 «г» «вдумчивые читатели» – составить вопросы к игре «Что, где, когда!» по произведению.
Время проведения: февраль (4 неделя)
Ход мероприятий
1 день 4 «б» класс Маншеева Л.Д.
I. Выступление группы «Биографы».
Повесть «Тимур и его команда» замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя Аркадия Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная.
Ребята из группы биографов сначала расскажут о биографии Аркадия Гайдара, потом будут задавать группам вопросы о жизни и творчестве писателя.
Презентация о биографии А.Гайдара.
Вопросы:
1.Назовите полное имя А. П. Гайдара.
2. Что обозначает псевдоним писателя?
3.Как звали и кем были родители писателя?
4. Почему А.Гайдара называют самым молодым командиром?
5. Кем был А. Гайдар во время Великой Отечественной войны?
6. Какое из произведений Гайдара является автобиографичным?
7. Какое произведение было написано перед самой Великой Отечественной войной, в каком году?
2 день 4 «в» класс
II. Выступление группы «Художники – иллюстраторы». Вишнякова В.В.
Выставка рисунков и сочинений
Ребята из группы художников – иллюстраторов приготовили два задания для групп.
1. Каждая группа получает иллюстрацию к произведению и должна рассказать, какие герои изображены, какое событие.
2. Задание для всего класса. Необходимо все подготовленные к уроку иллюстрации расположить в порядке развития сюжета.
Учитель.– Ребята, а вы знаете, что такое диафильм? Это позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Вы сейчас попробовали в роли художника диафильмов. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из диафильм «Тимур и его команда» по телевизору.
3 день 4 «г» класс
III. Выступление группы «Вдумчивые читатели».
Задания группам.
I. Кто быстрее отыщет среди букв 15 имён, фамилий и прозвищ персонажей повести "Тимур и его команда".
Игра «Что, где, когда» по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»
- Где находился папа Жени и Ольги?
- Кем он был?
- Кем приходятся друг другу Тимур и Георгий?
- Сколько лет было Жене?
- Сколько лет было Ольге?
- Объясни значение слов.
- а) Ультиматум.
- б) Красноармеец.
- Куда команда Тимура провожает Георгия в конце повести?
- Почему ребята из команды Тимура совершали свои поступки тайно?
- Что означала красная звезда, нарисованная на домах?
- Перечисли добрые дела Тимура и его команды.
- Прочитай пословицы. Отметь те, которые по смыслу подходят к содержанию повести.
а) Сам погибай, а товарища выручай.
б) Старый друг лучше новых двух.
в) Для друга семь верст не околица.
г) Семеро одного не ждут.
д) Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.
4 день 4 «а» класс Муруева Н.А.
IV. Выступление группы «Актеры» в актовом зале и демонстрация фильма.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие эпизоды в произведении особенно вам понравились? А какие герои? Чем именно эти герои обращают на себя наше внимание? (Ответы). А что мы можем сказать о Тимуре и его антиподе — Мишке Квакине? (Ответы).
“Ой, комиссар, какой ты горячий!”, “Ой, атаман, какой ты упрямый!”. Такой диалог главных героев, конечно же, заслуживает нашего пристального внимания. И перед нами — Тимур и Квакин. (Инсценировка “Встреча Тимура и Квакина”).
Задание для остальных групп: прямо сейчас приготовить чтение по ролям отрывка «Заседание тимуровского штаба»
5 день (Все 4 классы)
V. Практическая работа «Помощь пожилым людям»
VI. Рефлексия
– Как вы оцениваете своё участие в проекте: что удалось, что не удалось?
– Что было очень трудным, а в командной работе?
– Что оказалось наиболее простым?
– Какое открытие ты сделал в себе, в товарищах, в знании литературы?
Предварительный просмотр:
МОУ Сотниковская средняя общеобразовательная школа
Программа театрального кружка
2013-2014 – 3 класс
2014-2015 – 4 класс
реализуется в течении двух лет по два часа в неделю
3 - 4 классы
Составитель: Муруева Наталья Андреевна
Общие положения
Считаю необходимым начать кружковую работу в своем классе основ театрального искусства, потому что это обусловливаю следующим:
- Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения.
- Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует меня на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволит стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы). Ребенок будет учиться уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Исходя из этого, основными задачами кружка являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Содержание программы:
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжится в течение двух лет.
I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Программные задачи (I год обучения):
- развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- снимать зажатость и скованность;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться; развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- учить строить диалог,
- самостоятельно выбирая партнера;
- научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
- знакомить детей с театральной терминологией;
- знакомить детей с видами театрального искусства;
- знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
- воспитывать культуру поведения в театре;
К концу первого года занятий ребёнок будет ЗНАТЬ:
1. что такое театр;
2. чем отличается театр от других видов искусств;
3. с чего зародился театр;
4. какие виды театров существуют;
5. кто создаёт театральные полотна (спектакли).
ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:
1. об элементарных технических средствах сцены;
2. об оформлении сцены;
3. о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕТЬ:
1. направлять свою фантазию по заданному руслу;
2. образно мыслить;
3. концентрировать внимание;
4. ощущать себя в сценическом пространстве.
ПРИОБРЕТЕТ НАВЫКИ:
1. общения с партнером (одноклассниками);
2. элементарного актёрского мастерства;
3. образного восприятия окружающего мира;
4. адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;
5. коллективного творчества.
А так же избавятся от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретет общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Программные задачи (II год обучения):
- развивать чуткость к сценическому искусству;
- воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
- развивать умение владеть своим телом;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- развивать воображение и веру в сценический вымысел;
- учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
- развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
- развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
- дать возможность полноценно употребить свои способности и самовыразиться в сценических воплощениях;
- привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
- научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
В конце второго года занятий ребенок будет ЗНАТЬ:
1. что такое выразительные средства;
2. фрагмент как составная часть сюжета;
3. действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕТЬ:
1. применять выразительные средства для выражения характера сцены;
2. фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать;
3. определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет;
4. понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:
1. о рождении сюжета произведения;
2. о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния;
3. о сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
1. свободного общения с аудиторией, одноклассниками;
2. выражать свою мысль в широком кругу оппонентов;
3. анализировать последовательность поступков;
4. строить логическую цепочку жизненного событийного ряда.
Общие методические принципы работы по программе театрального кружка:
Занятия проводятся со всеми детьми из класса, без какого-либо отбора. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Я стремлюсь воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше они будут получать удовольствия от совместного творчества, тем ярче и красочней станет их эмоциональный мир.
Тематическое планирование учебно-развивающего процесса занятий основами театрального искусства.
1-й год обучения
№ | Месяц | Тема занятия | Основы театральной культуры | Ритмопластика | Культура и техника речи | Инсценировка | |||||||
1 | сентябрь | Театральный словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорация. | Игры: «Я пою и танцую», «Кактус и ива» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Фантазеры» Н. Носов | ||||||||
2 | октябрь | Театральный словарь: бенефис, грим, зритель | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива», «Я радуюсь» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Бриф! Бруф! Браф! Д. Родари | ||||||||
3 3 | ноябрь | Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «Угадай, что я делаю?» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Прелестные приключения» Б. Окуджава | ||||||||
4 | декабрь | Театральный словарь: колонтуры, жест, мимика. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «День рождение» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | спектакль «Снежинка» | ||||||||
5 5 | январь | Театральный словарь: Этюд, оркестр, дирижер. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» игры со стульями. | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Ворона и лисица» И. Крылов | ||||||||
6 6 | февраль | Театральный словарь: реквизит, репертуар, премьера. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «Король» «День рождение» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Русские народные сказки «Репка» | ||||||||
7 7 | март | Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог | Игры: «Превращение комнаты» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Колобок», «Теремок» | ||||||||
8 | апрель | Театральный словарь: осветитель. гример, костюмер, сценарист. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «превращение комнаты | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | «Яичко» | ||||||||
9 9 | май | Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. | Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. | Игры: «Муравьи» «Кактус и ива» «День рождение» | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | Русские народные сказки на сцене |
2 - й год обучения
№ | Месяц | Тема занятия | Основы театральной культуры | Ритмопластика | Культура и техника речи | Инсцени-ровка |
11 | сентябрь | Фантазия-источник Творческой духовности человека. Работа с этюдами. Этюды на память физических действий. | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю по басням И.А. Крылова | Игры: «Что я делаю?», «Кругосветное путешествие». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Лисица и виноград» «Лебедь, щука и рак» И. Крылов |
12 | октябрь | Фантазия- источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Групповые этюды | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю по басням И.А. Крылова | Работа с этюдами: «Гнев», «Знакомство» | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | «Квартет» И. Крылов (на сцене) |
3 | ноябрь | Фантазия- источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Групповые этюды | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю | Работа с этюдами: «Разговор по телефону». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Преступник» Н. Тэффи |
14 | декабрь | Фантазия-источник творческой духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. | Устройство зрительного зала и сцены. | Пластические импровизации: «встреча», «потеря» «листья». | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | Подготовка к новогодней елке |
5 5 | январь | Фантазия -источник творческой духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. | Устройство зрительного зала и сцены. | Пластические импровизации: «встреча», «потеря» «листья». | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Ровно 25 кило» В. Драгунский |
2 6 | февраль | Фантазия - источник творческой духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. | Устройство зрительного зала и сцены. Игра: «Что можно взять с собой в театр?» | Пластические импровизации: «утро», «подарок» «печаль». | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри». | «Ералаш» (предложения детей) |
17 | март | Фантазия - источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. | Устройство зрительного зала и сцены. Игра: «Что можно взять с собой в театр?» | Пластические импровизации: Лис, волк, ворона, ягненок, собаки. | Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово» | «Ералаш» (пожелания детей) |
8 | апрель, май | Фантазия - источник творческой духовности человека. Сочинения учащихся «Случай из жизни начальной школы» (воспоминания) | Подготовка к празднику «Прощай, начальная школа!» | Пластические импровизации: «Мне хорошо», «Мне весело», «Мне грустно», «Мне плохо», «Мне больно», «мне страшно» и т.д. | Выразительное чтение своих сочинений учащимися | Инсценирование по сочинениям учащихся, выступление перед аудиторией (родители, гости, учителя) |
Краткий анализ
За первый год обучения театральным искусствам мы достигли многого. Дети научились импровизировать любые ситуации из жизни, инсценировать сюжеты из сказок и рассказов. Они стали более свободно высказывать свои мнения, повысился познавательный интерес, начали согласовывать свои действия друг с другом, улучшились чувство ритма и координация движений, пополнился словарный запас.
Самое главное, избавились от излишней стеснительности, боязни комплекса «взгляда со стороны». Приобрели общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Я очень рада тому, что мои дети стали намного выше по знанию, по поведению и по отношению друг к другу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
МАОУ Сотниковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор:_____________
Доржиев М. Ю.
Приказ №_____
от «___»______2015г
Я - исследователь
Рабочая программа по внеурочной деятельности
( 3 – 4 класс)
Автор – составитель: Муруева Н.А.,
учитель начальных классов
Сентябрь, 2015г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Что понимается под словом «проект»?
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:
1) они направлены на достижение конкретных целей;
2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных
действий;
3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным
началом и концом;
Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:
1) целями внеурочной деятельности;
2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное
внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
Выбор проектов.
В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.
Работа в малых группах
Поделки, коллажи, макеты и т.д.
Индивидуальная деятельность
Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт
Коллективная деятельность
Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
К представлениям можно отнести:
– спектакли (в том числе кукольные);
– концерты;
– устные журналы (аналоги телепередач);
– викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
– показы моделей одежды.
Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:
Заключение
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Курс «Я - исследователь» будет одной из таких форм.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1-4 классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
На курс «Юный исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество | Дата проведения |
I. Введение (1 час) | |||
1. | Что такое проект | 1 | |
II. Учимся делать проекты (7 часов) | |||
2 | Что такое проблема | 1 | |
3 | Как мы познаём мир | 1 | |
4-5 | Школа «почемучек» | 2 | |
6-7 | Удивительный вопрос | 2 | |
8-9 | Источники информации | 2 | |
III. Мы исследователи (23 часа) | |||
10-11 | Любимое число | 2 | |
12-14 | Алфавит | 3 | |
15-16 | Почему мы любим, встречать Новый год | 2 | |
17-19 | Игры наших дедушек и бабушек | 3 | |
20-23 | Растения | 4 | |
24-25 | Симметрия | 2 | |
26-31 | Сказки | 6 | |
IV. Заключение. ( 2 часа) | |||
32 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
33 | Моя лучшая работа. | 1 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п | Наименование тем | Количество | Дата проведения |
2 класс | |||
Тренинг исследовательских способностей 16 часов | |||
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
2-3 | Что можно исследовать? (тренировочные занятия) | 2 | |
4 | Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. | 1 | |
5 | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | |
6 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | |
7 | Игра «Историческое моделирование» | 1 | |
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. | 1 | |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | |
10 | Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 1 | |
11 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | |
12 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | |
13 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | |
14-15 | Развитие умений давать определение понятиям. | 2 | |
16 | Развитие умений классифицировать. | 1 | |
Самостоятельная исследовательская практика 14 часов | |||
17 | Задачи на классификацию с явными ошибками. | 1 | |
18 | Развитие умений и навыков работы с парадоксами. | 1 | |
19 | Развитие умений наблюдать | 1 | |
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. | 1 | |
21 | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | |
22 | Эксперименты с домашними животными. | 1 | |
23 | Как оценивать идеи. | 1 | |
24 | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. | 1 | |
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | |
26 | Развитие умения создавать метафоры. | 1 | |
27 | Развитие умений создавать тексты. | 1 | |
28 | Методика работы с текстом. | 1 | |
29 | Учимся выделять главную идею. | 1 | |
30 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | 1 | |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 3 часа | |||
32-33 | Защита проектов. | 3 |
Перечень разделов
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Теоретический блок | 5 |
2 | Практический блок | 28 |
для учителя
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми.
Муруева Наталья Андреевна, учитель начальных классов, учитель начальных классов.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. А работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
При разработке программы были учтены:
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– определены цели и задачи.
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми, объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству, пополнение информационного банка данных по направлению “Одаренные дети”.
Задачи:
– организовать и провести конкурс “Самый умный ученик ”;
– подготовить победителей к участию в школьном и районном конкурсах “Ученик года”;
– организовать и провести конкурсы “Волшебные краски” и “Родник русской поэзии”, кружковые внеклассные занятия , направленные на развитие творческих способностей учащихся;
– провести предметные недели (Недели Науки) и подготовить детей к участию в научно-практической конференции “Шаг в будущее”, в олимпиадах, различных конкурсах.
– создать банк данных творческих и исследовательских работ учащихся;
– определить результативность работы клуба и перспективные планы на будущее.
Разработана стратегия работы :
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
III этап – создание группы и этап формирования, углубления и развития творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
Ожидаемые результаты.
– Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
– Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
– Пополнение информационного банка данных по направлению “Одаренные дети”.
План работы с одарёнными детьми
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация и проведение конкурса “Самый умный ученик класса” – “УМКА” (умный, коммуникативный, активный) – по основным предметам | В течение года | Кл.рук и родители |
2 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или успешных в определенных видах деятельности | Сентябрь – Октябрь | Кл.рук |
3 | Подготовка победителей конкурса “Самый умный ученик школы” к участию в школьном и районном конкурсах “Ученик года” | Сентябрь – ноябрь | Кл.рук. |
4 | Организация и проведение конкурса рисунков “Волшебные краски” и конкурса чтецов “Родник русской поэзии” по теме: “Золотая осень”. | Октябрь | Кл.рук и родители |
5 | Олимпиада по окружающему миру | ноябрь | Кл.рук, рук. МО |
6 | Организация и проведение конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской поэзии” по теме: “Зимние забавы” Олимпиада по русскому языку. | январь | Кл.рук. и родители |
7 | Организация и проведение классного конкурса “Ученик года” | Февраль | родители |
8 | Организация и проведение конкурса рисунков “Волшебные краски”” и конкурса чтецов “Родник русской поэзии” по теме: “Весенняя капель” | Март | Кл.рук. и родители |
9 | Организация и проведение классного конкурса “Самый эрудированный” | Апрель | родители |
10 | Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» среди 3 классов | Май | Кл.рук |
12 | Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся | В течение года | Рук. МО и кл. рук |
13 | Выявление одаренных детей, способных к научно-исследовательской работе по результатам предметных недель | Сентябрь | Кл.рук |
14 | Подготовка одаренных детей к участию в научно-практической конференции “Шаг в будущее” , в олимпиадах, конкурсах школьных, районных, республиканских, международных. | В течение года | Кл.рук. |
15 | Участие в районных олимпиадах по предметам. | Кл. рук | |
16 | Создание банка данных творческих и исследовательских работ учащихся | Апрель | Кл.рук |
17 | Подведение итогов . | Май | Кл.рук и родители |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися 4«а» класса
Составила: учитель начальных классов
Муруева Н.А
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
1. Посельский Максим – русский язык
2. Мурзин Артём – русский и математика
3. Сурогин Кирилл - русский
4. Доржиева Алина - математика
5. Савченко Влад – математика и русский
6. Бадмаев Бато - математика
7. Мудаев Дугар – математика и русский
8. Цыдыпов Денис – русский язык
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности, выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Тематическое планирование по русскому языку (по вторникам)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. Звуко-буквенный разбор | 1 | 10.09 |
2 | Правила переноса слов Разбор по составу | 2 | 17.09 – 24.09 |
3 | Безударная гласная в корне слова Главные члены предложенния | 2 | 01.10 – 08.10 |
4 | Правописание звонких и согласных букв | 2 | 15.10 – 22.10 |
5 | Непроизносимые согласные в корне слова | 2 | 29.10 – 12.11 |
6 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 2 | 19.11 – 26.11 |
7 | Учимся различать предлоги и приставки | 2 | 03.12 – 10.12 |
8 | Удвоенные согласные | 2 | 17.12 – 24.12 |
9 | Сложные слова | 1 | 14.01 |
10 | Имена существительные в речи | 1 | 21.01 |
11 | Имена существительные мужского, среднего и женского рода | 1 | 28.01 |
12 | Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода | 1 | 04.02 |
13 | Словообразование им. существительных | 1 | 11.02 |
14 | Местоимения 1,2 и 3-го лица. правописание предлогов с местоимениями | 2 | 25.02 – 04.03 |
15 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными | 2 | 11.03 – 18.03 |
16 | Изменение глагола по временам | 2 | 01.04 – 08.04 |
17 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 15.04 |
18 | Понятие о второстепенных членах предложения | 2 | 22.04 – 29.04 |
19 | Упражнение в нахождении однородных членов предложений и графическом обозначении | 2 | 06.05 – 13.05 |
20 | Разборы 1,2.3,4 | 2 | 20.05 – 27. 05 |
Тематический план по математике (по четвергам)
№ | Тема | Кол – во часов | Дата |
1 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 1 | 05.09 |
2 | Уравнение | 1 | 12.09 |
3 | Простые задачи разного вида | 2 | 19.09 – 26.09 |
4 | Периметр, площадь | 2 | 03.10 – 10.10 |
5 | Объём | 1 | 17.10 |
6 | Умножение двузначного числа на однозначное | 2 | 24.10 – 31.10 |
7 | Деление круглых чисел | 2 | 14.11 – 21.11 |
8 | Деление двузначного числа на двузначное | 2 | 28.11 – 05.12 |
9 | Деление с остатком | 1 | 12.12 |
10 | Порядок действий | 2 | 19.12 – 26.12 |
11 | Величины | 2 | 16.01 – 23.01 |
12 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел | 1 | 30.01 |
13 | Решение составных задач | 2 | 06.02 – 13.02 |
14 | Умножение и деление трёхзначных чисел | 2 | 20.02 – 27.02 |
15 | Скорость, время, расстояние | 2 | 06.03 – 13.03 |
16 | Решение составных задач | 2 | 20.03 – 03.04 |
17 | Порядок действий | 2 | 10.04 – 17.04 |
18 | Нахождение площади, объёма | 2 | 24.04 – 08.05 |
19 | Повторение по выбору учащихся | 3 | 15.05 – 22.05 – 29. 05 |
Предварительный просмотр:
Проект
Русские народные сказки
Актуальность проекта
Сказка – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”.
Участниками проекта являются Муруева Наталья Андреевна и учащиеся 3 «а» класса.
Цель проекта.
Собрать материалы по сказкам, изучить их в игровой постановке и издать сборник для развития творческого потенциала активной, самостоятельной, эмоционально отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности; через знакомство с русскими народными сказками.
Для реализации данной цели я поставила задачи.
Задачи проекта.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие познавательных процессов.
- Выработка необходимых навыков в трудных ситуациях.
- Сплоченность и развитие детского коллектива.
- Установление добрых отношений в группах.
- Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Гипотеза.
Я предполагаю, что благодаря моему проекту учащиеся познакомятся:
- со старославянскими словами,
- со словосочетаниями,
- со сказками, которых не знают и несущих ценность,
Познакомятся с культурой и традициями русского народа, что будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и Р.Н.К. (русской национальной культуре).
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов.
На подготовительном этапе я провожу анкетирование, где выясняю, что дети начального звена не знают русских народных сказок и их героев. Поэтому считаю, что проект моей темы актуален.
Для изучения русских народных сказок, я работу представляю в виде схемы (рис 1) предварительно обсудив с учащимися наиболее интересную для них тему. По результатам обсуждения всех учащихся делю на три группы.
На следующем этапе выбираем и изучаем выбранную сказку. Дети придумывают и рисуют сюжеты, героев, костюмы для главных героев и т.д. С помощью родителей изготовляем костюмы, атрибуты и обыгрываем сказку в ролях перед родителями, учащимися на собраниях, праздниках, творческих вечерах и т.д.
Отчет о проведенной работе представляем в виде презентации, которую помещаю в сборник, как приложение к собранному материалу.
Время проведения проекта – январь, февраль, март.
Этапы реализации проекта.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | Результаты |
Выборы учащихся по группам. Практическая помощь, направляет и контролирует осуществление проекта | Поисковая работа учащимися литературы, зарисовка сюжетных рисунков по сказкам, ролевое изучение героев. Объединение детей в группы поиска, распределение обязанностей. Выступление на сцене | Отчет в виде презентации. Собранный материал объединяется в общий сборник “Русские народные сказки” Костюмы, атрибуты, рисунки. |
Результат:
Выпуск совместного с учащимися сборника.
Результат дает возможность:
- развития духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создания благоприятных условий для саморазвития ребенка;
- развития словотворчества детей.
Выводы:
Собранный материал в сборнике “Русские народные сказки”, будет нужен мне для работы в Первом классе, как пособие при обучении грамоте, приобщению детей к истокам русской народной культуры, использования его на уроках РНК (русской национальной культуры).
Представленный проект тесно взаимосвязан с театральным кружком, где веду я сама в 3 «а» классе. Кружок посещают все дети.
Анализ
Благодаря проекту собрали материалы по русским народным сказкам, изучили их в игровой обстановке и издали сборник сказок. Дети активно участвовали в проекте: рисовали сюжеты из сказок, изучили русские народные костюмы. Родители помогли в создании сборника сказок и также в оформлении декораций и костюмов к сказкам. Улучшились межличностные отношения учащихся, стали они ближе друг к другу.