Инновационная деятельность
Задача современной образовательной системы –
не напичкать ученика фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Выпуск - 2015
Этот выпуск как раз попал под эксперимент по внедрению ФГОС.
Мои уроки строятся по совершенно иной схеме. Если раньше больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет? Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором я, лишь направляя детей, даю рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Отличие новых стандартов в системно-деятельном подходе. В основе подхода ребёнок воспринимает мир через деятельность. Деятельность должна стать основой обучения ребёнка. Моя деятельность и учащихся на уроке стала совершенно другой. Я лишь сопровождаю детей. На первом уроке ребёнок должен почувствовать себя хозяином урока, что он может ответить, когда ответить, нет скованности. Я не загоняю детей в определённые рамки, даю возможность высказаться всем. Дети уже знают, что будут задействованы все на уроке, поэтому повышенная заинтересованность на уроке.
В рамках ФГОС формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, на формирование личности, готовности к жизни в современном обществе. Я считаю, что учитель должен выступать в роли режиссера учебного процесса. Он мотивирует школьников к принятию решения, корректирует их действия и ищет способы включить в работу каждого ученика.
Первый класс 2011-2012гг https://youtu.be/2N7tvyTfp4Y
Второй класс 2012-2013гг https://youtu.be/5aop0oIXlZI
Третий класс 2013-2014гг https://youtu.be/DSCbR30Mdgo
Четвёртый класс 2014-2015 https://youtu.be/vjHJ3w_iu4o
Вот какими мы стали "ЛУЧИКИ"
Проект "Мы - ТИМУРОВЦЫ!" https://youtu.be/7amSStDXAWs
Ералаш "Могучий русский язык" https://youtu.be/a1m6HyZZJ-I
Ералаш "На уроке математики" https://youtu.be/upFDbMvxqWQ
Открытый урок по русскому языку 4 класс https://www.youtube.com/watch?v=QcGicM
Музейный урок "Межпредметная интеграция в рамках ФГОС" Этнографический музей. https://youtu.be/4kewsCFpX-A
Адекватная самооценка на уроке 1 класс https://youtu.be/gr2pXPIb5No
Постоянное повышение своего мастерства, самообразование выливается в творческие проекты и разработки программ для работы с учащимися: программа театрального кружка «Лучики» , Проект «Я - грамотей», программа по математике для работы с одаренными детьми, программа «Я-исследователь», проект «Школьное телевидение», где успешно реализовывался в течение 2 лет. Хочется отметить, что команду для реализации проекта создала из своих выпускников (2, 6, 10 классы). В конце учебного года все отмечены почётными грамотами за плодотворную работу. Выпуски наши можно посмотреть на сайте школы или на yotub.com. Благодаря системной работе с одаренными детьми во внеурочное время, учащиеся показывают хорошие результаты на школьных, районных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Вывод: Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по педагогическому сопровождению обучения и воспитания в начальной школе средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:
- Высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
- Грамотного использования диагностического инструментария;
- Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- Системного применения самостоятельных работ на уроках;
- Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
- Мониторинг качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выявлены проблемы:
- В связи с введением ФГОС необходимо подобрать инструментарий для отслеживания УУД. Диагностика результативности образовательного процесса не может ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений у младших школьников. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.
- Проблема несоответствия требований учителя и родителей;
- Отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
- Слабая материальная обеспеченность семей;
- Недостаточная заинтересованность родителей к обучению учащихся.