Советы психолога.
Детский сад – это первый шаг в воспитании ребенка в обществе, его общения с другими детьми и первый шаг для получения образования в школе. Это новое окружение, новая обстановка, новые люди!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovtes_uzhe_seychas.doc | 40.5 КБ |
osnovnye_printsipy_raboty_s_detmi.doc | 28 КБ |
sovety_psihologa.docx | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВЬТЕСЬ УЖЕ СЕЙЧАС
Детей, посещающих детский сад нужно приучать к новому утреннему времени уже сейчас!
Осенью Ваш ребёнок пойдёт в школу. Это означает большую перемену в жизни ребёнка. В половине девятого утра ему придется уже сидеть в классе. Надо будет во время вставать, одеваться, завтракать, в определённый час выходить из дому, да ещё и идти в школу с хорошим настроением. «А Танюшка такая копушка!». И когда мама и папа поторапливают её, она делает всё ещё медленнее. Это большая перестройка для большинства будущих первоклассников, потому что среди детей этого возраста много таких, которые утром, встав с постели, любят неторопливо повозиться. Родители могут помочь им привыкнуть к новому утреннему ритму, ещё до поступления в школу. Лучше всего начинать перестраиваться за оставшееся до школьных занятий время.
Правило 1
Детский сад становится обязательным. Теперь ребёнку, который ходит в детский сад, разрешайте оставаться дома только тогда, когда на это есть серьёзная причина: если он заболеет или предстоит какое-то важное событие, например - семейное торжество.
Правило 2
К следующему дню готовиться вечером. Все, что понадобится ребёнку утром, можно приготовить вместе с ребёнком уже вечером. Это и игрушка, которую ребёнок хочет взять в детский сад, и – прежде всего – предметы одежды. Их надо подбирать сообща. Это важно потому, что так родители избавят себя от (особенно с утра) споров о том, что надеть.
Правило 3
Вставать раньше крайнего срока. Большинству детей утром требуется минимум четверть часа дополнительного времени – как раз те минуты, когда время ещё не поджимает, и когда они ещё могут поиграть, помешкать, помечтать, спокойно завязать шнурки на ботинках.
Правило 4
По возможности завтракать всем вместе. Многие школьники выходят из дому, не позавтракав. Причина в том, что на еду вообще не остаётся времени, а когда приходится наспех заглатывать бутерброд, то пропадает аппетит. Спокойный завтрак занимает минимум 20 минут. Даже если ребёнок утром выпьет всего лишь кружку молока или какао, это уже хорошо. А если мама продумает завтрак уже с вечера, то и взрослые начнут новый день без спешки.
ЧТОБЫ К ШКОЛЕ БЫТЬ В ФОРМЕ
Что должен уметь первоклашка
Если возникают сомнения относительно готовности ребёнка к зачислению в школу, врач, конечно же, поговорит об этом с родителями. Важна информация от воспитательницы детского сада, поскольку она общалась с ребёнком, наблюдала за его развитием. Ей легче судить о том, способен ли данный ребёнок выдержать школьные будни. Помимо физических данных есть признаки, имеющие решающее значение при выяснении того, достиг ли ребёнок уровня общего развития, необходимого для обучения в школе. Уживётся ли он в коллективе? Может ли он уступать и ждать? Способен ли слушать? Или все время хочет быть в центре внимания? Может ли сосредоточиться на одном деле? Способен ли доводить начатую работу до конца? Выполняет ли её тщательно и точно, позволяет ли помогать ему? Помогает ли при случае другим? Тому, кто сомневается, действительно ли его ребёнок может все это, следует поговорить на эту тему с воспитательницей.
Однако нормальный ребёнок обучается всему тому, что должен уметь первоклашка, уже в первые годы своей жизни, дома с родителями, братьями и сестрами, родственниками, в детском саду – с другими детьми. Он научится всему этому, если у него будет достаточно стимулов, если родители занимаются им, читают ему вслух, общаются с ним.
Особенно важно, чтобы родители ни в коем случае не угрожали ребёнку школой: «Подожди, вот пойдёшь в школу…» или: «Если не сделаешь это, тебя не возьмут в школу». Такие угрозы чреваты неприятностями, они наверняка испортят начало школьной жизни.
Главное – готовность родителей
Родители тоже должны готовиться к школьному периоду жизни своего ребёнка. Многие учителя считают даже, что это – самое главное. Чего родители теперь ждут от своего ребёнка? Уже запланировали отличный аттестат зрелости и ВУЗ? Только не давите на ребёнка, это ограничит его свободнее развитие.
Опытные учителя советуют:
🕮 Больше читайте ребёнку вслух, Во-первых, это прививает любовь к книгам, во-вторых, при этом родителям легче разговориться с ребёнком, в-третьих, это стимулирует воображение, в-четвёртых, - развивает чувство языка.
🕮 Дайте ребёнку возможность приобретать собственный опыт. В современных условиях, когда дети находятся под таким мощным воздействием электронных средств массовой информации, этот совет приходится повторять снова и снова. Поэтому чаще выходите с ним из дому, совершайте прогулки, лучше самим поиграть с ребёнком в футбол, чем каждый раз только смотреть, как играют другие.
🕮 Приучайте ребёнка к ритуалам и правилам. Это чрезвычайно облегчает общение с другими детьми. Старайтесь завтракать всей семьёй, по возможности общайтесь все вечером, играйте с детьми в разные домашние игры, на запоминание или какие-нибудь другие настольные развлекательные игры. У ребёнка обязательно должны быть постоянные обязанности по дому – выносить мусор, накрывать стол, убирать посуду, поддерживать порядок на своём письменном столе и т.д.
🕮 Предоставляйте ребёнку возможность двигаться. Детям надо развиваться, бегать, прыгать. Надо как можно чаще ходить с ребёнком на игровую площадку, возможно брать с собой скакалку, мяч и др.
🕮 Доверяйте ребёнку. Вообще-то для родителей это должно бы быть само собой разумеющимся делом, однако с зачислением ребёнка в школу они, к сожалению, часто перестают доверять ему. Каждый ребёнок должен быть хорошим, учиться, приходить домой с хорошими отметками. Если ребёнку внушили, что он способен справиться со своими обязанностями, тогда он будет достаточно уверен в себе, чтобы пережить иной раз и неудачу. В это связи родителям следует заново привить себе и своему ребёнку, одно очень важное качество – терпение. Многим родителям кажется, что ребёнок учится слишком медленно, они приходят в отчаяние, если он после месяца посещения школы все еще не умеет читать и писать. А многие дети не умеют ждать своей очереди, не дают говорить другому ученику и т.д.
🕮 Даже если это звучит несколько старомодно – надо обязательно обучать ребёнка хорошим манерам. Естественно, что в первую очередь дети берут пример с родителей. Многие мальчики и девочки, например, понятия не имеют, как пользоваться ножом и вилкой. К хорошим манерам относится также уважительное отношение друг к другу, тактичность в выборе слов – в том числе дома, в семье.
🕮 Следите за тоном разговоров в семье. Некоторые родители общаются с детьми почти в приказном тоне: «Иди сюда!», «Брось!», «Марш в кровать!». Дети почти беспрерывно выслушивают, что им надо сделать, а чего нельзя делать, надо чтобы они иногда слышали и то, какие они замечательные.
Предварительный просмотр:
- Принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Личный пример родителей- самый главный фактор в воспитании
- Не обращайтесь с детьми как со взрослыми ( в течение всей жизни человек проходит определенные периоды или стадии, каждая из которых имеет свои особенности. Учитывайте психологические и физиологические особенности возраста в воспитании)
- Доброта и твердость (избегайте излишней строгости и излишней доброты. Ребенка нельзя подавлять или осуждать только потому- что он мал, его нужно терпеливо воспитывать. Слепая доброта приводит к вседозволенности и распущенности, а излишняя твердость- к установлению диктаторской власти. Бунтарству и непослушанию. Необходим баланс твердости и доброты)
- Держите слово, данное ребенку. Цените силу общения.
- Никогда не обманывайте детей (доверие- залог здоровых отношений с ребенком)
- Не запугивайте ребенка. Это приводит к гораздо более глубоким психическим нарушениям, чем просто непослушание. Таким образом возникают навязчивые страхи, появляется неуверенность, растет тревожность и формируется комплекс неполноценности.
- Не применяйте физических наказаний!
- Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Никогда не оспаривайте методы воспитательного воздействия одного из родителей, не выясняйте отношения в присутствии детей (рассогласованность действий родителей является причиной возникновения большого количества эмоциональных расстройств. Принимайте решения вдвоем.
- Поддерживайте родительский авторитет в глазах ребенка (если ребенок просит о чем- то важном, он должен спросить разрешения обоих родителей. Чаще говорите: «Я согласен (на) с папой (мамой).
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
Три способа открыть ребёнку свою любовь:
Слово.
Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы “многоопытных” родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.
Взгляд.
Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.
В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.
Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Как облегчить ребенку расставание с родителями?
Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста.
Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны
педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка,
объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем
позаботятся.
Как быть…
РОДИТЕЛЯМ
Один из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по
интересам.
Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним
вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка,
прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком,
глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести
ребенка в группу и др.
Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад
Полезные советы, рекомендации для родителей.
1. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
2. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения
3. Приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши, придерживаться меню детского сада.
4. Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности.
5. Отправлять ребенка в д/с необходимо только при условии, что он здоров, т.к. различные заболевания осложняют адаптацию ребенка к ДОУ,
6. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми . Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости . Наблюдайте, как он себя ведет : легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении.
7. Готовьте ребенка к временным разлукам с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад.
8. Заранее познакомьте ребенка с воспитателями.
9. Не отдавайте ребенка в детский сад в период « кризиса трех лет».
Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.
Цель: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ;
- побуждать близких ребенку людей выбирать педагогически целесообразные методы воздействия на малыша.
1. Приводить ребенка вначале желательно на 1-2 часа в течение недели или двух.
2. Перед тем как идти в детский сад, не следует кормить ребенка; нет ничего страшного в том, что ребенок подождет с приемом пищи.
3. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков
( например, воздушный поцелуй, рукопожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь, - кат малышу будет проще отпускать вас.
4. Ребенок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность. Обеспечивает психологический комфорт.
5. Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут его домой.
6. После детского сада малыша нужно похвалить за проведенный день: « Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу».
Памятка для родителей
Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?
Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.
Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
- Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.
- Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;
- С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.
- Одевается сам или под присмотром взрослых.
- Строит пирамидку из 3-х кубиков.
- Сидя на велосипеде крутит педали;
- Знает свое имя и фамилию.
- Называет 3 основных цвета из 4-х.
- Прыгает на месте на 2-х ногах.
- Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
- Положить книги и журналы на полку.
- Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
- Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
- Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
- Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
- Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;
- Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
- Находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга;
- Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;
- Вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;
- Рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
- Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
- Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
- Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- Правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.
- Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;
- Повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
- Называть свое имя и фамилию.
- Называть имена людей его ближайшего окружения.
- Называть и отличать 2-3 дерева.
- По опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").
- Различать времена года;
- Называть существенные детали и части предметов.
- Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
- Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
- Нначинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
- Отгадывает загадки;
Если ребенок в этом возрасте может не все, не стоит расстраиваться и считать, что ребенок отстает в развитии. Каждый ребенок развивается "по своему". И возможно нужно уделить ему немножко больше времени, чем обычно.
Эмоциональным мамам:
Как нужно кричать на ребёнка
Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Сегодня мы поговорим о том, как не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.
1. Прежде всего, можно предупредить малыша: “Сейчас я буду ругаться”. Может быть, он перестанет делать то, что вас злит. Или хотя бы успеет убежать и спрятаться.
2. Прежде чем кричать: “Ухи оборву” или что-то другое, убедитесь, что ребенок не воспринимает угрозу буквально.
3. Говорите о себе, а не о ребенке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену.
4. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе всякие “балбес” и “бестолочь” и придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах ты, трикапулька басюлька!”.
5. Дойдя до точки кипения, начинайте стучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.
6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Поэтому разозлившись лучше рычите. Или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.
7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.
8. Попробуйте ругаться шепотом.
9. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете, дивану или табуретке.
10. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за любви.
Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?
Попробуйте сами ответить на этот вопрос на примере воспитания дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной — всю ответственность по воспитанию и развитию ребёнка родители переложили на плечи детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребёнок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье родители сами воспитывают ребёнка. Мама с папой стараются не кричать на ребёнка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но они постоянно заняты, поэтому зачастую не могут дослушать ребёнка до конца, не интересуются его делами.
Если вы хотите, чтобы ребёнок реагировал на ваши замечания:
- умейте слушать. Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать. Другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;
- не задавайте ребенку слишком много вопросов;
- не принуждайте делать то, к чему он ещё не готов;
- не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки;
- не критикуйте ребёнка с глазу на глаз, а тем более не надо делать это в присутствии других детей;
- не устанавливайте для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на них внимание;
- не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания всех логический связей, ваших чувств (родитель устал, у него разболелась голова и др.), абстрактных рассуждений и объяснений;
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
И помните, детство бывает лишь однажды и оно проходит.