Методические разработки уроков.

Давыдова Ирина Александровна

Методическая копилка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Северная Америка- знакомый незнакомец

Класс: 7 

Тема урока: Северная Америка- знакомый незнакомец

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учебной деятельности.  

Цель: Обобщение и систематизация знаний и навыков учебной деятельности по теме «Северная Америка- знакомый незнакомец»

Задачи:

1. Образовательные:

повторить, закрепить, обобщить, систематизировать знания об особенностях материка (ГП, истории исследовании, рельефе, полезных ископаемых, климате, внутренних водах, природных зонах, населении и странах).

2. Развивающие:

      - развивать общеучебные навыки и умения (планирование ответа, логически    

        рассуждать, применять свои знания на практике);

     - развивать самостоятельность, наблюдательность, познавательный интерес к предмету    

       география;

     - развивать навыки общения, работы в группах, парах, индивидуально.

3. Воспитательные:

    - воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов,

      стремление к знаниям.

    - воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить ее.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично – поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: 

  1. Учебноединая установка (компьютер, проектор);
  2. Контурные карты.
  3. Атласы.
  4. Карточки с заданиями.
  5. Флаги США, Канады, Мексики.
  6. Лист рефлексии.
  7. Маршрутный лист – лист контроля.
  8. Презентации.
  9. Музыка

Планируемые результаты:

Предметные, метапредметные, личностные по теме раздела.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о странствиях и приключениях? Кто не хотел проникнуть в тайны и загадки нашей планеты? Читая книги Стивенсона, Ж. Верна, мы вместе с их героями ступаем на неизвестный, но манящий тайнами берег.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Северная Америка». Цель его повторение и обобщение знаний по теме «Северная Америка». А задача нашего урока повторить, закрепить, обобщить, систематизировать знания об особенностях этого материка. Урок будет проходить в форме игры – путешествия в составе двух команд.

В течение урока вам необходимо пройти по заданному маршруту. Вот основные его этапы. На каждом этапе нужно выполнить задание, набирая определенное количество баллов. С критериями оценок я вас буду знакомить. У каждого из вас имеется маршрутный лист, в нем указаны ваши фамилии и имена, тема урока и его цель.

И так я приглашаю вас в путешествие. Но, прежде чем отправиться в путешествие по материку нам нужна карта. Но кто – то разорвал ее на мелкие кусочки. Ваша задача собрать эти кусочки, кто быстрее.

1. Этап Биографический.

Еще недавно такой далекий материк, как Северная Америка, был для нас полным загадок. Но благодаря решимости, настойчивости и силе воли путешественников и исследователей мы теперь многое знаем об этом материке.

Перед вами расположены вопросы различной сложности.  Вопросы, напечатанные на голубом листе, оцениваются 3 баллами, на зеленом – 4 баллами, а на красном – 5. Сейчас каждый из вас должен вытянуть по одному вопросу и ответить на него. Пожалуйста.

Вопросы:

1 уровень.

1. На какие части можно разделить материк по особенностям рельефа?

2. В какой части материка располагается большинство озер? Какое происхождение имеют их котловины?

3. Каким образом используются внутренние воды материка? Какие экологические проблемы возникают?

4. Сколько раз открывали Северную Америку, и кто?

5. Каким образом формировался расовый состав населения материка. На каких языках разговаривает население Северной Америки?

6. На какие части Северной Америки влияют пассаты, а на какие – западные ветры умеренных широт? В чем проявляется это влияние?

2 уровень.

1. На какие горы на других материках похожи Аппалачи по высоте, строению, времени образования? Чем объясняется богатство гор полезными ископаемыми?

2. Проанализируйте по карте распределение осадков на материке. Назовите территории, на которых выпадает много осадков; мало. Объясните установленные факты. В каких частях материка осадки выпадают в виде снега?

3.В каком направлении природные зоны сменяют друг друга в северной и южной частях материка? Чем это объясняется?

4. Где в настоящее время происходит образование магматических полезных ископаемых? Почему?

5. Какие склоны Кордильер – западные или восточные – имеют более богатую и разнообразную растительность? Объясните свою точку зрения.

6. На каких равнинах – Великих или Центральных – преобладает растениеводство, а на каких животноводство? Почему?

3 уровень.

1. Какие районы Северной Америки наиболее приятны для жизни и хозяйственной деятельностью человека? Сравните ваш прогноз с картой плотности населения.

2. Береговые хребты Кордильер – самые молодые по времени образования, однако не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем и высотой гор?

3.Север материка омывается водами Северного Ледовитого океана, и, казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано?

4. В каких климатических поясах расположен материк? Назовите особенности погоды в умеренном климатическом поясе.

5. Почему на побережье Мексиканского залива зимой бывает резкое понижение температуры воздуха (до -10С).

6. Почему для Кордильер Аляски характерно мощное горное оледенение?

2.  Этап Картографический.

Посмотрите, перед вами лежат контурные карты, откуда исчезли все географические названия. За 2 минуты помогите жителям Северной Америки узнать, что где находиться. А так как Северная Америка – крупный материк западного полушария, имеющий множество географических объектов, поэтому задания у каждой команды будут разные.

Капитаны вытягивают конверты с заданиями. Звучит музыка.

Конверт №1: Нанесите на контурную карту элементы рельефа Северной Америки (горы и низменности) а также высочайшую вершину Северной Америки и ее название.

Конверт № 2: Нанесите на контурную карту крупные реки и озера Северной Америки.

Конверт № 3: Нанесите на контурную карту острова и полуострова Северной Америки.

По окончанию работы команда называет элементы.

На экран запускаем интерактивную карту Северной Америки, где проверяем правильность заполнения.

Критерии оценки: Если вы правильно указали более 10 объектов и принимали активное участие, получите «5».

Указали 7-8 объектов, получите «4».

Вы указали 5-6 объектов, получите «3».

Физкультминутка «Топай, хлопай».

Я читаю высказывания, если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете.

1. Гренландия - самый большой остров Земли. Он принадлежит Дании, но превосходит ее
по площади в 50 раз. Почти весь остров покрыт ледниковым щитом. Ответ:
 (да.)

2.Северная Америка третий по величине материк земного шара. Он полностью
расположен в Северном полушарии.
Ответ:
(Да)

3. Главная река бассейна Атлантического океана - Макензи является самой полноводной рекой материка.
Ответ (Миссисипи)
нет.

4. . На севере материка свободные ото льда участки острова Гренландия и Канадского
Арктического архипелага занимает зона субтропических пустынь. Ответ (арктических пустынь)
нет

5. Смешанным лесам Америки соответствуют черноземные и каштановые почвы.
(Серые лесные почвы)
нет

6. В Северной Америке расположены три крупные страны - Канада, США и Мексика и
небольшие государства на юге материка, образуют регион, который называется
Центральная Америка.
Да.

7. Вдоль западной части материка тянутся горы Аппалачи, которые считаются
величайшей по протяженности горной системой земного шара. (Кордильеры)
нет.

8. Материк Северная Америка соединяется с Южной Америкой через Панамский
перешеек.
Да.

9.  Канада вторая по площади страна мира. Крупнее ее только Россия. Да.

10. Озера Северной Америки сосредоточены на юге материка. Все они являются
соленными. (На севере и являются пресными)
нет.

3. Этап Природная зона.

Определить природную зону по описанию.

  1. Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогие антилопы. Койоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны. Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны. (Степь – прерии)
  2. Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточкой травы, лютиков. А сколько ягод - морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок.  (Тундра).
  3. Эта зона расположена в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этой зоны находятся центры современного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный покров представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством (моржи, тюлени, белые медведи). (Зона арктических пустынь).
  4. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут сосна, пихта, черная и белая ель, лиственница.  Обитают хищники: черный медведь, скунс, канадская рысь; травоядные: лоси, олени вапити.  (Тайга)
  5. «Поражает большое разнообразие пород…я различаю вокруг более десяти видов лиственных и несколько хвойных. Собралась прекрасная компания: дубы, орешник, буки, осины, ясени, липы, березы, ели, пихты, сосны и еще неизвестные мне виды». Почвы здесь серые лесные и бурые лесные.  (Зона смешанных лесов).
  6. В этой природной зоне произрастают буки, десятки видов дубов, липы, клены, листопадные магнолии, каштаны и орех. Дикие яблони, вишни и груши образуют подлесок.  (Широколиственные леса)

Правильные ответы:

1.Степь – прерии;

2. Тундра;

3. Арктические пустыни.

4. Тайга.

5. Зона смешанных лесов.

6. Зона широколиственных лесов.

Критерии оценки: «5» - если вы не допустили ни одной ошибки.

                                 «4» - если вы допустили 1 ошибку;

                                 «3» - если вы допустили 2 ошибки;

                                 «2» - если вы допустили более 2 ошибок.

4.Этап.  Удивительное рядом.

Учащиеся рассказывают об интересных местах на континенте, знакомят с презентациями.

5. Этап.  «Найди ошибки».

Один путешественник после посещения Северной Америки написал отчет. Но в отчете допусти ошибки. Найдите их.

Северная Америка – первый материк нашей планеты по площади. Северная Америка находится относительно экватора в Южном полушарии. Материк расположен на Африканской платформе. На севере в сушу глубоко вдается Калифорнийский залив.  Климат материка однообразен. Материк лежит во всех климатических поясах, кроме субэкваториального. Наибольшую площадь занимает тропический климатический пояс. Большое влияние на климат оказывает Тихий океан. Поражает то, что здесь не дуют сильные ветры. Всегда спокойно, уютно.  

В группе обсуждаются ошибки и сообщают их учителю. Проверяет учитель.

Критерии оценки по вкладу в работу группы.

Я просто сидела –«2»;  

Я слушала и смотрела, как работают другие – «3»;

Я изучала текст и помогала остальным искать ошибки и вносила свои предложения – «4»;

Я изучала и исправляла все ошибки, активно участвовала в работе группы, был генералом идей –«5».

6. Этап «Итоговый».

Тест разноуровневый, каждое задание оценивается определенным количеством баллов.

У каждого номера – количество баллов. Итак, на «3» - 14-17 баллов; на «4» - 18-19 баллов, «5» - 23- 25 балла.

Выполняется в течение 10 минут

Проверка (взаимоконтроль).

1. Америка - это:

а) материк;

б) государство;

в) часть света.

2.  Какие формы рельефа преобладают на материке:

а) горы;

б) низменности;

в) плоскогорья;

г) равнины.

3. Одна из самых длинных рек на Земле:

а) Огайо;

б) Миссисипи;

в) Миссури;

г) Колумбия.

4. На флаге Канады изображен лист: 
а) желтой березы

б) тюльпанного дерева

в) сахарного клена

г) дуба

 5.  Подберите пару: термин или понятие — определение

 1. Пастухи, наездники
2. Ветры ураганной силы, возникающие на равнинах при встрече над ними арктических и   тропических воздушных масс
3. Безлесные пространства умеренного и субтропического пояса, покрытые травами
4. Жилище эскимосов, сделанное из плотных и больших снежных кирпичей
5. Безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мхами, лишайниками, кустарниками


а) иглу б) ковбои в) прерии г) тайга д) торнадо е) тундра

6. Извержения вулканов, гейзеры и термальные источники, частые землетрясения являются характерными:

а) для Аппалачей
б) Лабрадора
в) Великих равнин
г) Кордильер

7.Причиной возникновения торнадо на Центральных равнинах являются:

А) Тропические воздушные массы, перемещающиеся летом с юга на север.

Б) Арктические воздушные массы, перемещающиеся зимой с севера на юг.

8.  Что объединяет озера Верхнее, Мичиган, Эри, Онтарио и Гурон?

а) Все они соленые;

б) Все они лежат на севере материка»;
в) Все они соединены реками в единую систему;

 г) Все они относятся к бассейну Тихого океана.

9.  Выберите реки, протекающие по территории Северной Америки: 

а) Замбези б) Мадейра
в) Маккензи г) Миссисипи
д) Муррей е) Огайо
ж) Ориноко з) Парана
и) Рио-Гранде к) Юкон

10. Выберите ответ, объясняющий, почему в центральной и южной
частях материка природные зоны меняются в меридиональном
направлении:

а) уменьшается угол падения солнечных лучей
б) изменяется плодородие почв
в) уменьшается количество осадков, что объясняется особенностями рельефа и действием воздушных масс
г) изменяется животный мир.

Ответы на 6 этап «Итоговый».

А.

1. А(1б)

2. Г(1б)

3. Б(1б)

4. в (1б)

В

1-б (1б)

2д (1б)

3-в (1б)

4-а (1б)

5-е (1б)

  6.  Г (2б)

 7. А (2б)

  8. В (3б)

 9.  В, Г, И, Е, К, В.(каждый ответ 1б)

10. В (3б)

Критерии оценки:

«2» - менее 14 баллов.

«3» - 14-17 баллов

«4» - 18-19 баллов

«5» - 25 баллов

Рефлексия.

Итак, наше путешествие подошло к завершению. Давайте подведем итоги и выставим предварительные оценки.

Критерии оценки:

«5» - 25-30 баллов;

«4» - 19-24 балла;

«3» - 15-18 баллов

«2» - менее 14 баллов.

*Все ли вам удалось?

*Какие были трудности?

* В чем были трудности?

Как по вашему мнению, вы уяснили тему?

Чтобы ответить на эти вопросы, выполните упражнение «На какой я ступеньке». Просмотрев ваши ответы, я увижу, как мы поработали сегодня, что понятно сразу, а над чем еще предстоит работать.

Я прошу капитанов каждой группы собрать сведения и передать их мне. Чтобы впечатления от сегодняшнего путешествия быстро не улетучилось из ваших головушек, напишите эссе от лица путешественника.

Спасибо за урок.

                                                                                                                                                             

                   

   



Предварительный просмотр:

Строение земного шара.

Класс: 6

Тема урока: Строение земного шара

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: формирование представления учащихся о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать представление о внутреннем строении Земли;

- установить сходства и различия  материковой и океанической земной коры;

- способствовать формированию понятия «литосфера»;

- познакомить с методами изучения внутреннего строения Земли.

Развивающая:

- формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.

Воспитательная: 

-воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников анализировать и оценивать их;

-формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно- иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.

Средства обучения: учебник «География: 5-6 классы/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др., мультимедийная презентация, схема – кластер «Земная кора».

Планируемые результаты:

Предметные:

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; описывать внутреннее строение Земли; сопоставлять и выделять особенности внутренних слоев Земли; составлять описания процесса изучения человеком земных недр; обосновывать роль науки в изучении недр Земли; определять состав литосферы; моделировать географические объекты и явления.

Познавательные УУД:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать (т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию;

- формулировать выводы, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения.

 Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической;

- выдвигать гипотезы;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч. вести диалог с автором текста);

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;

- корректировать своё мнение под воздействием контраргументов;

- созвать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- разрешать конфликты.

Личностные УУД:

- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

- понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

-Здравствуйте. Садитесь.

Пусть сегодня для вас всех,

На урок придет успех!

Желаю вам удачи

И успешности в придачу!

-Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много  хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Сегодня вас ждут новые «открытия».

Приветствуют учителя. Настраиваются на восприятие материала урока.

Актуализация опорных знаний

1-2 мин.

Вспомните:

-Что такое природа?

- Какие вы знаете оболочки Земли?

-Что такое литосфера?

-  Молодцы, ребята! Вы очень хорошо помните материал предыдущих уроков.

Предполагаемые ответы учеников:

-Природа- это то, что нас окружает, но не создано человеком.

- Называют оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

- Литосфера - твёрдая оболочка Земли.

Определение темы урока, постановка цели

5 мин.

- У Жюля Верна есть роман «Путешествие к центру Земли», в котором профессор Отто Лиденброк утверждает, что «… путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра!»

Постановка проблемного вопроса:

-Как вы думаете, возможно ли путешествие к центру Земли?

-Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Молодцы, ребята! Каждый из вас был по-своему прав.

-Сформулируйте тему урока.

-Правильно! Тема нашего урока «Строение земного шара»

-Открываем тетради. Записываем сегодняшнюю дату и тему урока.

- Исходя из названия темы, сформулируйте цель урока. (Помогает учащимся сформулировать цель урока. В случае затруднения предлагает обратиться к рубрике «Вы узнаете»).

Высказывают свои предположения:

- Мы должны узнать, что у Земли внутри.

Формулируют тему урока

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока с помощью учителя и рубрики «Вы узнаете».

«Открытие» новых знаний

20- 25 мин

1-2 мин.

-Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» и постараемся ответить на вопросы:

-С чем же можно сравнить строение Земли?

- Из каких слоев состоит земной шар?

«Конфета Земля»

Вася:  Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Коля: Какая, Вась?

Вася:  Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Коля:  Ну да...

Вася:  Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Вася:  Побежали!

Коля:  Баааааабушка!

Бабушка: Что, Коленька?

Коля:  Бабушка, где у нас лопата лежит?

Бабушка:  В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Коля:  Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Бабушка:  Вы хотя бы знаете, как она устроена?

Вася:  А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь-это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Коля:  Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

Вася:  Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

- С чем сравнивает  в рассказе бабушка Землю?

- А с чем еще можно сравнить Земля?

- В чем сходство?

Работа в парах.

Используя материал  учебника (стр. 57-59) заполните таблицу «Внутреннее строение Земли»

Название слоя

Мощность

Состав

(слои)

Темпе-ратура

Состоя-ние

- Проверяем правильность  заполнения таблицы.

- Озвучиваю табличный текст (показ слайда с заполненной таблицей)

- На изучении самого верхнего слоя Земли – земная кора мы остановимся более подробно. Откройте рисунок 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора»

- Ребята, давайте проверим результаты заполнения схемы.

- Итак, мы совершили виртуальное путешествие к центру Земли. Возвращаемся обратно.

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но не ядро от пушка.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Последний наш слой - земная кора.

Выбрались мы на поверхность - Ура!

- Мы подошли к тому, чтобы ответить на проблемный вопрос.

- Возможно ли реальное путешествие к центру Земли?

Физкультминутка «Топай, хлопай».

Ребята, сейчас мы немного разомнемся,

Я буду читать вам высказывания, если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете.

1. Мантия – это верхняя оболочка Земли.

2. Ядро состоит в основном из железа и никеля.

3. Земная кора находится в центре нашей планеты.

4. Слово «мантия» в переводе с греческого языка означает «покрывало».

5. Земная кора состоит из горных пород и минералов.

6. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами.

Молодцы!

Немного отдохнули, продолжаем наше путешествие дальше.

-Какая оболочка Земли изучена лучше всех?

Существуют специалисты, которые изучают земную кору. Попробуйте определить, о какой профессии идет речь.

Этот человек для нас
Найдёт в земле и нефть, и газ.
Укажет глубину буренья,
Объём всего месторожденья.
Исследованьем и разведкой
Он минерал откроет редкий.

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом.

Путь его тяжёл и долог,

  Ищет залежи...

- Как называется наука, изучающая земную кору?

- Посмотрите на слайд и скажите, как можно изучить внутренне строение Земли?

- Ребята, а что такое литосфера? Что бы ответить на этот вопрос найдите в тексте учебника на стр. 60 определение понятия «литосфера» и запишите его в тетрадь.

Читают по ролям рассказ «Конфета Земля»

-Бабушка сравнивает  Землю с конфетой.

-Предлагают варианты сравнения: яйцо, персик, арбуз, вишня.

- Наша планета тоже состоит их трех  слоев:

1. земная кора;

2. мантия;

3. ядро.

Читают текст учебника и заполняют таблицу «Внутреннее строение Земли»

- Проверяют выполнение задания, исправляют ошибки, дополняют информацию, отсутствующую в тексте учебника.

- Работают с рисунком 30 на стр. 58 и заполняют схему «Земная кора».

- Проверяют заполнение схемы.

Формулируют ответ на вопрос.

Предполагаемый ответ:

Нет. Очень высокие температуры, огненно-жидкое состояние недр планеты, огромное давление.

Внимательно слушают вопросы и находят нужные ответы

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

-Земная кора.

- Геолог.

- Геология.

Рассуждают, какими методами можно изучить внутренне строение Земли:

- Геологические методы: обнажения горных пород, создание шахт, бурение скважин.

- Геофизическими методами.

 

Записывают определение в тетрадь.

- Литосфера – это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней мантии

Первичное закрепление знаний.

5-6 мин.

Заполните пропуски

В центре Земли находится …, радиус которого примерно равен …тыс. км, а температуры соответствуют ….С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является ……., температура которой …..С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует  твёрдую  оболочку Земли —…...  Земная кора подразделяется на два основных типа: …….. и…….. Под материками земная кора ……., чем под океанами и имеет 3 слоя.

Сейчас меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем задание.

Критерии оценивания:

  1.  ошибка – «5», 2 ошибки – «4»,

3-4 ошибки - «3», 5 и более – «2»

Заполняют пропуски.

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой,  который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку Земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая. Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.

Взаимопроверка и оценивание работ.

Рефлексия

3 мин.

Скоро прозвенит   звонок,

Пора заканчивать урок

К сожалению,  наше путешествие подошло к завершению.

Предлагаю высказать каждому свое мнение относительно  работы на уроке, используя предложенное начало фраз:

Сегодня я вспомнил…

Было интересно…

Все было понятно…

Встречались затруднения…

Все было не понятно……

Я приобрел…

Мне захотелось….

Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, прикрепите на доску улыбающийся смайлик, если вы не получи от урока удовольствие – прикрепите грустный смайлик.

Участвуют в обсуждении.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Оценивают собственную деятельность.

Домашнее задание

1 мин.

Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

П.21 читать; изготовить модель, отражающую внутреннее строение Земли.

Записывают в дневниках домашнее задание