Воспитательная работа
На данной странице моего сайта представлены описание моей воспитательной работы, планы, разработки мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План воспитательной работы на 2017/18 учебный год | 55.3 КБ |
Положение о классном уголке. | 24.27 КБ |
ИКТ-технологии | 2.43 МБ |
Формирование успешной личности | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
воспитательной работы школы на 2017 - 2018 учебный год
Цель воспитательной работы – формирование активной жизненной позиции учащихся, наиболее полное развитие человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Практические задачи:
1. Разработка концепции воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы.
2. Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.
3. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
4. Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.
5. Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.
6. Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.
Воспитательная работа осуществляется по направлениям развития личности:
1. Спортивно-оздоровительное;
2. Духовно-нравственное;
3. Социальное;
4. Общеинтеллектуальное;
5. Общекультурное.
Блоки воспитательной деятельности:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Методическая работа с классными руководителями.
4. Дополнительное образование
5. Социально-педагогическое сопровождение.
6. Контроль за воспитательным процессом.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направление воспитательной работы | Задачи по данному направлению |
1. Спортивно-оздоровительное | 1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 2. Популяризация занятий физической культурой и спортом. 3. Пропаганда здорового образа жизни. |
2. Духовно-нравственное | 1. Формирование у учащихся таких качеств личности, как: сознательность, уважение и требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость и трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. 2.Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях3. Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании 4.Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия 5.Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству |
3. Социальное | 1. Организация общественно-полезной деятельности с целью повышения социальной активности учащихся. 2. Формирование ответственного отношения к общему делу. |
4. Общеинтеллектуальное | 1.Совершенствование интеллектуальных возможностей средствами воспитательной работы; 2. Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию; 3. Дать возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами; 4. Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии |
5. Общекультурное | 1. Формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности; 2. Формирование представлений о красоте, аккуратности и чистоте. 3. Привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры. |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МБОУ «Школы № 135»
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ НА 2017 – 2018 уч. год
- Спортивно-оздоровительное направление
«Здоровая нация-будущее России»
Задачи:
-формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
-популяризация занятий физической культурой и спортом.
-пропаганда здорового образа жизни.
-создание условий для становления физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентирами
- формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек
- охрана жизни и укрепления здоровья учащихся
№ п/п | Направления внеурочной деятельности | Сроки проведения | Целевая аудитория | Ответственные |
1. | Общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия: | В течение учебного года | 1-11 кл. | Учителя физ. культуры, кл. руководители |
2. | Городские и районные спортивно-оздоровитель-ные мероприятия | В течение учебного года | 1-11 кл. | Зам. дир. по ВР Учителя физ. культуры, кл. руководители |
3. | Проведение «Дней здоровья» Турслета | 1 раз в четверть | 1-11 кл | Зам.дир. по ВР,учителя физкультуры |
4. | Планирование и проведение акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» | декабрь | 1-11 кл | Социальный педагог, Учителя физ. культуры, классные руководители |
6. | Мероприятия, посвященные Всемирному Дню Здоровья (7 апреля) | Апрель | 1-11 кл | Председатель МО учителей физической культуры Иванова Е.Е., Учителя физ. культуры, классные руководители |
7. | Работа классных руководителей в спортивно-оздоровительном направлении: Разработка и проведение тематических классных часов, посвященных пропаганде здорового образа жизни; - «Я - здоровый человек» - «Питание и здоровье человека» - «Здоровье –главное богатство человека» - «Быть здоровым –здорово! | Сентябрь – май (по плану кл. рук.) | 1-11 кл | Зам. дир. по ВР Классные руководители, социальный педагог. |
8. | - Организация встреч с медиками, наркологами, представителями МВД с целью пропаганды ЗОЖ; | Сентябрь – май (по плану кл. рук.) | 1-11 кл | Зам. дир. по ВР Классные руководители, социальный педагог |
9. | Работа с родителями учащихся, привлечение их к работе по пропаганде здорового образа жизни | Сентябрь – май (по плану кл. рук.) | 1-11 кл | Зам. дир. по ВР Классные руководители, социальный педагог |
10. | Организация работы кружков, спортивных секций | В течение года по расписанию | 1-11 кл | Педагоги доп. образования, Зам. дир. по ВР |
11. | Работа учителей предметников в данном направлении: - проведение физкульт. минуток, предметных экскурсий на природу, информация о сохранении здоровья в рамках своего предмета и т.д. | В течение года | 1 - 11 кл | Учителя предметники, кл. руководители |
12. | Организация и проведение школьных творческих конкурсов, викторин на тему здорового образа жизни: - Лучший рисунок; - Конкурс плакатов; - Фотоконкурс. Конкурс «Профилактика вредных привычек» (инсценировки, стихи, выступления агитбригады и т.п.) | В течение года | 1-7 кл 8-9 кл 10-11 кл 1-11 кл | Старшая вожатая, Классные руководители Активы классов Совет учащихся |
13. | Проведение спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья» | Сентябрь Октябрь | Учителя физкультуры | |
14. | Провести психологический мониторинг развития личности и состояния классного коллектива:
- 1АБВ - 5АБВ
- 4АБ - 5АБВ - 10А
- 4АБ - 5АБВ - 10А | Сентябрь октябрь | Психолог Классные руководители | |
15. | Организовать работу совета профилактики преступлений, правонарушений и безнадзорности:
Оказание консультативной, методической помощи родителям в воспитании детей | Один раз в четверть | 1-11 классы | Зам.дир.по ВР. Социальный педагог Классные руководители Инспектор ОДН Подковырина Т.А. |
16. | Организовать работу кружков и секций:
| |||
17. | Организовать работу по предупреждению детского травматизма:
- Правила поведения в школе, во время уроков и внеурочное время - Техника безопасности при проведении школьного Дня здоровья - Охрана здоровья в каникулярное время - Правила поведения при проведении новогодних праздников - Правила поведения при проведении экскурсий, походов
- Опасности для первоклассника на улице, дома и в школе - Правила поведения школьников - Как уберечь себя от школьных и бытовых травм
- «Профилактика травматизма» - «Профилактика сколиоза, плоскостопия» - «Профилактика заболеваний органов зрения, слуха»
- Всемирный День здоровья 7 апреля | Сентябрь, ноябрь, январь, апрель Сентябрь Октябрь, декабрь, март,май декабрь В течение года Сентябрь Октябрь В течение года Сентябрь Октябрь Март апрель | 1-11 класс 1-11 класс | Классные руководители 1-11 классов Классные руководители 1-11 классов |
18. | Организовать работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:
| Май Сентябрь Сентябрь Декабрь Декабрь сентябрь | 1-11 классы | Зам.дир.по ВР Классные руководители |
19. | Организовать проведение профилактической работы с учащимися:
- Личная гигиена. Режим дня. - Профилактика педикулеза. -- Профилактика острых кишечных инфекций, Энтеробиоза. - Беседа о необходимости вакцинации против гриппа и ОРВИ. - Профилактика травматизма. Первая медицинская помощь. - Профилактика нарушения зрения и осанки. - Профилактика клещевого энцефалита - Режим дня во время каникул - Первая доврачебная помощь
| Сентябрь Октябрь Сентябрь-ноябрь Декабрь Март Март Апрель В течение года В течение года | 1-11 классы | Медицинская сестра, классные руководители |
20. | Организовать выполнение плана медицинских мероприятий с учащимися:
- 1 классы - 5 классы - 7 классы - 9 классы - 11 классы
- 2-4 классы - 6-8, 10 классы
- реакция Манту 1 – 11 классов - флюорография (подростки)
| По графику детской поликлиники Май Октябрь Ноябрь Март Февраль В течение года Сентябрь Апрель Январь Февраль После каникул, ежемесячно выборочно по 5 классов, май Февраль На период карантина Сентябрь 1 раз в год В течение учебного года Сентябрь Январь | 1-11 класс | Директор Зам.дир.по ВР Медицинская сестра школы Классные руководители |
21. | Реализация социальных проектов
| В течение года Сентябрь | 1-11 класс | Иванова Е.Е. Классные куководители |
- Духовно-нравственное направление
«Я горжусь своей страной!»
Задачи воспитания:
-формирование у учащихся таких качеств личности, как: сознательность, уважение и требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость и трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.
-формирование духовно-нравственных качеств личности
-воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлениюнравственного поведения в любых жизненных ситуациях
- воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании
-воспитание доброты, чуткости , сострадания, заботы и милосердия
-формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству
№ п/п | Направления внеурочной Деятельности | Сроки проведения | Целевая аудитория | Ответственные | |
1. | День старшего поколения. Социальная акция «Забота и внимание». Поздравления с Днем пожилого человека» | Октябрь | 5-11 классы | Детское объединение «Квант» | |
2. | Всемирный день толерантности - классные часы -ролевые игры «Поезд дружбы» -флешмоб «Дари бодро» | Ноябрь | 1-11классы | Зам.дир. по ВР., классные руководители, социальный педагог, психолог | |
3. | Участие в школьных мероприятиях посвященных «Дню матери» - собрания, праздники, «круглые столы», конференции; - единое родительское собрание «Подвиг материнства на все времена…» - Презентации –характеристики | Ноябрь Март Октябрь | 1-11 классы 1-11 классы | Зам. Дир. По ВР, Классные руководители, родит. Комитет Классные руководители | |
4. | Участие в городской акции «Материнская слава»: - городской интерактивный конкурс детских творческих работ (прямое вхождение) | По плану сентябрь | 1-11 классы | Зам. Дир. По ВР Классные руководит. | |
5. | «Минута славы»-совместное мероприятие с родителями | февраль | 1-4 классы 5-11 классы | Зам. Дир. По ВР Классные руководит. | |
6. | «День народного единства» единый классный час для 3 – 11 кл. Научная экспедиция «Минин и Пожарский - народные герои» 1-2 класс | Ноябрь | 1-11 классы | Классные руководители Библиотекарь Совет старшеклассников «МИР» | |
7. | Участие в городских мероприятиях, посвященных «Дню Победы»: - Научная экспедиция - тематическая фотовыставка | В течение года учебного | 5-11 классы | Зам. Дир. По ВР Классные руководители Социальный педагог Актив классов, актив школы, ДОО, старшая вожатая | |
8. | Акция «Внешний вид учащихся» | Ноябрь-апрель (1 раз в месяц) | 1-11 классы | Администрация школы, ученическое самоуправление | |
9. | День защитника отечества (беседы, классные часы, поздравления, стенгазеты) Городская акция «Отечества сыны» | Февраль Декабрь-февраль | 1-11классы | Кл. рук., родит.Комитет, зам. Дир. По ВР | |
10. | Проведение тематических классных часов «Правила дорожного движения» (беседы с инспектором ДПС, курсантами МВД). | Сентябрь | 1-4 классы 5-8 классы | Зам. Дир. По ВР Кл.рук. | |
11. | Городская акция «Я открываю мир природы» | Сентябрь – апрель | 1-5 классы | Кл. рук., Зам. Дир по ВР | |
12. | Беседа «Как найти себя в современном мире» | 11.12.15 г | 4 классы | МО кл. рук.Нач. школы, гости – Приокское благочиние | |
13. | Беседа «Будьте добрыми и человечными» | 13.11.15 г. | 6 классы | Классные руководители, гости – Приокское благочиние | |
14. | Беседа «О выборе модуля ОРКСЭ» | 10.03.16 г. | Родительское собрание (3 кл.) | Кл.рук, гости – Приокское благочиние | |
15. | Беседа «Духовно-нравственное воспитание в семье» | 07.10.15 г | Родит.Собрание (4 кл.) | Кл.рук, гости – Приокское благочиние | |
16 | Реализация социального проекта «Мы помним! Мы гордимся» | В течение года | 1-11 классы | Кл. рук., родит. Комитет, зам. Дир. По ВР | |
3. Общекультурное направление «СемьЯ» Задачи воспитания: -формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения -развитие эмоциональной атмосферы ребенка как основы формирования культуры чувств -сохранение и развитие духовной культуры общества, передача семейных, народных традиций, -формирование потребности в общении, творческой деятельности и самореализации | |||||
№ п/п | Направления внеурочной Деятельности | Сроки проведения | Целевая аудитория | Ответственные | |
1. | Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | 1 сентября | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР Кл.руководит. | |
2 | КТД «Осенняя ярмарка» | октябрь | 1-11 класс | Зам. дир. по ВР Кл.руководит. Родит.комитеты | |
3. | Посещение театров, музеев и выставок | По плану кл. руководит. | 1-4 классы 5-9 классы | Кл.руководители | |
4. | День Учителя (концерт, поздравления, стенгазеты) | Октябрь | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР, Кл. рук., | |
5. | «Осенний бал» Конкурс (фото и рисунки) «Золотая осень» | Конец Iчетв. (окт) | 1-4 классы 5-11 классы | Зам. дир. по ВР Вожатая Кл.рук. Родит.комитет | |
6. | Подготовка и проведение Новогодних мероприятий «Новогодний бал» | Декабрь | 1-4 классы 5-11 классы | Зам. дир. по ВР Вожатая Кл.рук. Родит.комитет | |
8. | Дополнительное образование детей «Школьный хор» | По расписанию в течение года | 1-4 классы 5-11 классы | Педагоги доп. образования | |
9. | Участие в городских и районных мероприятиях в рамках мега-проекта «Мы вместе»: | В течение учебного года | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР Кл.рук. | |
10. | Школьный конкурс « Минута славы» | Февраль | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР Кл.рук. | |
11. | Подготовка и проведение мероприятий, посвященных международному женскому дню (концерт, стенгазеты, поздравления) | Март | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР Кл.рук. | |
12. | Праздник Последнего звонка. Выпускной бал | Май-июнь | 9-11 классы | Зам. дир. по ВР Кл.рук., , Родит. комитет | |
13. | Проведение итоговых классных часов, родит.собраний | Май | 1-11 классы | Кл.руководит. | |
4. Общеинтеллектуальное направление «Вокруг тебя – МИР» Общеинтеллектуальное направление внеурочной работы с учащимися базируется на организации научно-познавательной деятельности Задачи: - выявление и развитие природных задатков и способностей учащихся - реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии. | |||||
№ п/п | Направления внеурочной Деятельности | Сроки проведения | Целевая аудитория | Ответственные | |
1. | Организация и проведение предметных недель: - ОБЖ, физ. культура; | Май | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР, УР Учителя-предметники | |
- ИЗО, технология, музыка; | Апрель | ||||
- Естественнонаучный цикл (физика, химия, биология, география); | Февраль | ||||
- Иностранный язык; | Март | ||||
- Математика, информатика; | Декабрь | ||||
- Гуманитарный цикл; | Ноябрь | ||||
- Начальная школа. | Октябрь | ||||
2. | Предметные уроки Здоровья (пропаганда здорового образа жизни в рамках предмета) | Декабрь | 1-11 классы | Зам. дир по ВР Учителя-предметники | |
3. | Участие в городских конкурсах экологической направленности: - проект «Мой Нижний Новгород» - Конкурс агитбригад | октябрь ноябрь | 1-4 классы 8-11 классы | Зам. дир. по ВР Кл. рук., учителя-предметники Совет старшеклассников , старшая вожатая | |
4. | Участие в НОУ | февраль | 8-11 классы. | Учителя-предметники | |
5 | День науки | март | |||
6 | Провести психологический мониторинг учащихся:
| сентябрь декабрь ноябрь октябрь март-апрель | Психолог Кл.руководители | ||
6. | Провести школьные мероприятия, повышающие познавательные интересы учащихся:
5АБВ классы
| Сентябрь Сентябрь-октябрь | 1-11 классы | Зам.по ВР Классные руководители | |
5. Социальное направление «Личность. Карьра. Успех» В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность Задачи воспитания: -общественно-полезной деятельности с целью повышения социальной активности учащихся. - формирование ответственного отношения к общему делу. - формирование уважительного отношения к материальным ценностям -содействие профессиональному самоопределению выпускника, подготовка его к сознательному выбору профессии | |||||
№ п/п | Направления внеурочной Деятельности | Сроки проведения | Целевая аудитория | Ответственные | |
1. | Информирование учащихся по проблемам досугового самоопределения | Сентябрь | 1 -11 классы | Классные руководители Руководители кружков и объединений Соц. педагог | |
2. | Организация школьного самоуправления и самоуправления в классах, выборы актива классов, выборы парламента и президента | Сентябрь | 1-11 классы | Старшая вожатая, Кл.руководит. | |
3. | Проведение единого классного часа, с целью знакомства учащихся с Уставом школы, правилах школьной жизни для учащихся и родителей (на родит.Собраниях) | Сентябрь | 1-11 классы | Кл.руководит. | |
4. | Проведение профориентационных бесед, встречи с представителями различных профессий. | Ноябрь | 9-11 классы | Классные руководители Психолог Соц. педагог | |
5. | «Мир профессий»-тестирование и анкетирование учащихся «Профессиональные предпочтения» карта интересов, мониторинг интересов, потребностей и склонностей учащихся 9-11 классов | В течение года | 9-11 классы | Педагог-психолог, Классные руководители | |
6. | Оформление уголка профессиональной ориентации с дополнительными секциями; | Февраль | 8-11 класс | Зам.дир.по ВР | |
7. | Распределение и закрепление за каждым классом пришкольной территории. Организация дежурства по школе, в классе | Сентябрь В течение года | 1-11классы | Кл.рук. | |
8. | Работа в рамках проекта «Благоустройство класса, школы» | В течение года | 1-11 классы | Зам. дир. по ВР, Кл.рук. | |
9. | Участие в городских и районных акциях, проектах социальной направленности | В течение года | 1-11классы | Зам. директора Соц. педагог | |
10. | Классные часы о выборе профессии | Январь-февраль | 8-11классы | Классные руководители Соц. педагог Психолог | |
11. | Помощь в оформлении школьных кабинетов, тематических стендов | В течение года | 5-11 классы | Совет учащихся | |
12. | Организация и прове-дение экологических субботников в закрепленных трудовых зонах | По графику | 5-11 классы | Зам. дир. по ВР Совет учащихся | |
13. | Акция «Неделя добрых дел». Посещение и помощь ветеранам. | Февраль | 5-11 классы | Кл.рук. Соц. педагог Активы классов | |
14. | Мониторинг уровня воспитанности школьников | Сентябрь Январь Май | 1-11 классы | Психолог, Зам. дир. по ВР, Соц. педагог | |
15. | «Мир профессий»-тестирование и анкетирование учащихся «Профессиональные предпочтения» | В течение года | 9-11 классы | Педагог-психолог, Классные руководители | |
16. | Провести психологический мониторинг развития личности и состояния классного коллектива:
- 1АБВ - 5АБВ
- 4АБ - 5АБВ - 10А
- 4АБ - 5АБВ - 7АБВ - 9АБВ - 10А | Октябрь, апрель Октябрь Март Ноябрь Февраль Март Октябрь Ноябрь Февраль Декабрь | психолог Классные руководители |
План работы по организации самоуправления в школе
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Целевая Аудитория | Ответственные |
1. | Выборы актива класса | Сентябрь | 1-11 кл | Совет класса Классные руководители |
2. | Организация самоуправления в классах | Сентябрь | 1-11 кл | Совет класса Классные руководители |
3 | Выборы актива школы. | Сентябрь | 1-11 кл | Совет Школы Кл.рук. |
4. | Смотр классных уголков здоровья | Сентябрь | 1-11 кл | Совет школы |
5. | Ученический Совет | По плану | 5-11 кл. | Председатель ученического совета |
6. | Помощь в организации школьных мероприятий, акций и конкурсов | По плану | 5-11 классы | Активы классов Совет школы |
7. | Участие в городских конкурсах, мероприятиях различных направлений | В течение года | 6-10 классы | Совет школы |
8. | Участие в различных Акциях. | В течение Года | 5-11 классы | Совет школы Совет класса |
9. | Участие в экологическом субботнике | Апрель | волонтеры | Совет школы |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1 к приказу
от 01.02.2017 № 34-О
Положение о классном уголке
МБОУ «Школа № 135»
1. Общие положения: 1.2.Цели и задачи классного уголка:
2. Классный уголок должен соответствовать следующим требованиям:
3. Классный уголок должен содержать обязательные рубрики:
4. Рекомендуемые рубрики для классного уголка:
2.Ответственность: 3. О проведении смотра-конкурса классных уголков: 3.1. смотр-конкурс классных уголков проводится два раза в год: октябрь и апрель. 3.2. В жюри конкурса могут быть включены заместители директора по ВР, педагог-психолог, старшая вожатая, представители родительской общественности. 3.3. Победители смотра-конкурса определяются в следующих номинациях: «Самый информативный уголок»; «Самый оригинальный уголок»; «Самый эстетичный уголок»; «Самый «детский» уголок» (уголок, в создании которого участвовали только учащиеся) и др.. |
3.4. Подведение итогов проходит по ступеням:
- 1-4 классы,
- 5-7 классы,
- 8-11 классы.
3.5. Итоги конкурса будут отражены на информационном стенде школы.
3.6. Награждение победителей смотра:
По итогам смотра победители награждаются грамотами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛИЧНОСТЬ У - уверенная в себе С - способная к творчеству П - позитивная в решениях Е - единственная ,неповторимая Ш - широко мыслящая Н - нравственно-развивающая А - активно позиционирующая Я - Яркая
На уроках математики.
На уроках русского языка.
Тест по русскому языку.
На уроках окружающего мира.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Формировать положительную мотивацию учения и поведения. Способствовать развитию в учащихся лидерских качеств строить отношения в коллективе. Развивать нравственно-волевые качества и потребность в самоутверждении как успешной личности.
Моя профессия.
Структура ученического самоуправления
Я и моя семья.
Ключи к успеху. Хорошая учёба в школе- залог твоего успеха в будущем. Никогда не прекращай учиться Никогда не сравнивай себя с другими-веди свой собственный счёт. Не тешь и не обманывай себя надеждами на авось и на удачу. Не рассчитывай на других- надейся на себя. Добивайся! Верь в себя! Не теряй надежды! Верь в то, чего ты добьёшься