Советы родителям

Практические советы родителям в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Детская психология. Советы родителям.

Самое главное, что стоит запомнить, - это то ,что агрессивность присуща всем детям, и

это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребёнок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец - то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат – крик, отчаянный гневный протест.

Агрессивность – это реакция борьбы, поэтому, конечно предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного её проявления –это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и...заново проявляет агрессивность – порочный круг, не так ли?

Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление.

Страхи

Прежде всего, стоит заметить, что страхи нормальны, они защищают ребёнка от многих опасностей (прыжок с высокого дерева, горячая вода, и т.д.). Но существуют и другие страхи, они либо придуманы им самим (чудища под кроватью, призраки), либо получены в течение жизни (страх перед собакой, отъезд, уход родителя ит. д.). У детей бывают различные страхи на разных стадиях развития.

Существуют основные виды страхов:

  1. Страх отъезда матери, отца, может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего такому страху подвержены дети, которые зависимы от матери или отца, то есть практически не расстаются с ними. Если ребенок с раннего возраста общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней, пусть она проведет при вас 5-6 дней с ребёнком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с получаса и продолжайте увеличивать время разлуки. Малыш постепенно привыкнет к мысли, что вы всегда к нему вернетесь. Не надо чувствовать себя виноватыми в том, что вы иногда покидаете своего малыша. Главное – делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить малышу, что расставание необходимо, и оно не будет длительным.
  2. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время воображение развивается на столько, что он способен представить себя на месте других людей и осознать все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами надо.

    Если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться. Что вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его ночью. Никогда не пугайте ребенка чужими тетями, докторами т.д.

    Также в возрасте 4-5 лет возникают вопросы о смерти. Не пугайте ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы этого не боитесь и считаете обыденным явлением. Не забудьте при этом обнять ребенка, и сказать, что вы его не покинете еще много - много лет.

    Контролируйте то, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с

насилием и запугиванием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

Застенчивость

Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на это внимания.

Застенчивость может передаваться по наследству, какие серые глаза или греческий нос. Если же ребенок трудно сходится с товарищами или это создает проблемы в школе (не поднимает руку для ответа, не может спросить, если что-то не понял), то ему необходимо помочь. Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность и обдуманность.

В большом обществе ваш ребенок может испугаться, поэтому будьте рядом с ним. Держите его за руку, пока он не почувствует уверенность. Пусть он сам отпустит вашу руку. Застенчивый ребенок нуждается в чувстве безопасности, и ему требуется ваша поддержка.

Не упрекайте ребенка, лучше объясните ему его поведение: «Я вижу, что ты чувствуешь себя не уверенно. Тебе хочется играть с ребятами?».

Следите за ребенком. На прогулке по возможности направляйте в ту сторону, где ребенок сможет заняться чем-нибудь интересным.

Организуйте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в курсе их интересов.

Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему подобные случаи, происшедшие с вами, и собственные переживания по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать себя увереннее в аналогичных ситуациях.

Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.

Тревожность.

Всем им свойственна так называемая тревожность — черта характера, выражающаяся в постоянном беспокойстве. Такие детишки все время чего-то опасаются, чем-то озабочены, о чем-то волнуются. Тревога отступает только в

Она направлена или на самих себя и свое здоровье, или на благополучие близких, или же на все сразу. Внутреннее смутное беспокойство находит внешний объект — когда ребенок боится чего-то конкретного, ему проще преодолевать страх. Поэтому тревожность так многолика. Малейшие изменения в обычном ритме жизни становятся стрессом, который выбивает детей из колеи.

Чаще беспокойство наблюдается у более развитых малышей, привыкших много думать и анализировать, а живые и непосредственные детки обычно не отягощают себя подобными размышлениями.

Насколько все это опасно? Прежде всего тревожность причиняет ребенку настоящие страдания. Острый страх перед окружающим миром, то и дело просыпающийся в малыше, — настоящая пытка. Слезы, агрессия и замкнутость — это реакция на мучительные переживания, слабая попытка восстановить душевное равновесие. Поэтому было бы жестоко игнорировать проявление тревоги у ребенка.

Если ваш ребенок беспокоен, капризен, робок, если его мучают страхи или он часто болеет, чересчур много фантазирует — все это в той или иной степени может быть проявлениями тревожности.

Проанализируйте вышеперечисленные ошибки воспитания, наверняка некоторые из этих пунктов относятся к вам. Приложите все усилия к тому, чтобы нормализовать обстановку в семье. Поговорите с воспитателями детского сада или посоветуйтесь с профессиональным психологом. А мои рекомендации универсальны для любых типов детской тревожности.

• Будьте ласковее к малышу, не забывайте почаще его хвалить. Уж кому-кому, а ему не грозит избалованность.

• Поддерживайте его уверенность в собственных силах, укрепляйте позитивную самооценку. Учите легче относиться к неудачам.

• Разыгрывайте критические для него ситуации по ролям, с разными вариациями, подсказывая, как себя вести.

• Изображайте перед малышом в смешном виде тех, кого он боится (Бабу-ягу, соседского мальчишку, злую воспитательницу). Смех — лучшее противоядие от страха.

• Постарайтесь никогда и никого не ставить малышу в пример. Помните, что неустраненная детская тревожность перерастает в личностную и сопровождает человека всю жизнь. Она существенно тормозит все его возможные достижения, заставляя постоянно отвлекаться на борьбу с ветряными мельницами — собственными страхами.

Гиперактивный и невнимательный

Большинство детей активны от природы и не могут сосредоточиться надолго. Но помочь им необходимо.

Посоветуйтесь с учителем. Обсудите этот вопрос, если ваш ребенок часто отвлекается в школе. Возможно, учитель вам поможет. Установите режим и расписание. Не нарушайте правил.

Подумайте, может быть, ребенок постоянно находится в стрессовых ситуациях. Это, скорее всего, связано с вашими конфликтами в семье или на работе.

Пусть ребенок пишет фломастерами, или цветными карандашами слова, которые нужно запомнить. Найдите новые возможности для того, чтобы сохранить внимание ребенка.

Поставьте его стол так, чтобы он смотрел в стену, а не в окно. Тогда это будет меньше отвлекать его от занятий.

Сделайте из картона рамку, вставьте туда тетрадь – ребенку будет легче сконцентрироваться. Похвалите ребенка за старания, даже если он не все сделал очень хорошо, не все получилось.

Давайте ребенку конкретные указания. Например: «Не принесешь ли мне кружку?» стоит заменить на «Принеси мне кружку». Это поможет ребенку не отвлекаться.

Чтобы улучшить контакт, смотрите ребенку в глаза, прежде чем заговорить. Говорите ребенку то, что ему нужно сделать, а не то, что делать не надо.

Составьте список заданий, которые должен сделать ваш ребенок. Пусть он сам их вычеркивает по мере выполнения. Если задания не выполняются, спокойно напомните об этом.

Выберите момент, когда требуется настоять на своем. Можно отказать ребенку во внимании – этот эффективный метод советуют американские психологи.

Воровство

Когда маленькие дети берут чужие вещи – это нельзя считать воровством, просто им хочется иметь эту вещь. Дети еще как следует, не различают, что принадлежит им, а что нет. Но когда ребенку 6-12 лет, он в данной ситуации знает, что поступает плохо, но спрячет вещь, которую взял, и будет все отрицать. Когда родители или учителя ловят ребенка на воровстве, это весьма неприятно для всех, ведь воровство является серьезным преступлением. Но упрекать, стыдить, запугивать ребенка нельзя. Он должен знать, что его родители не одобряют воровство и настоят на возвращении украденного. Но делать вид, что вы никогда его больше не будете любить, неразумно. Лучше разобраться в случившимся.

Если шестилетний мальчик крадет у родителей небольшие суммы денег, а у товарищей авторучки и другие мелкие предметы, которые могут быть и у него (причем воспитывается мальчик в сознательной, интеллигентной семье), как объяснить этот поступок?

В большинстве случаев ребенок чувствует себя одиноким и несчастливым. Скорее всего, ему не хватает тепла и ласки, он не может найти друзей среди своих сверстников. Поэтому дети как бы «покупают» дружбу, раздавая одноклассникам украденные деньги.

В этом возрасте дети чувствуют, как отдаляются от родителей, а взрослые чаще предъявляют претензии к поведению ребенка. Все это и заставляет ранимого 6-7- летнего человека, часто не осознанно, воровать.

Могут быть и другие причины: страх. Ревность, недовольство,. .. что же делать?

Если вы абсолютно уверены, что ваш ребенок украл, скажите ему прямо и твердо, чтовы знаете, где он взял эту вещь, и заставьте вернуть украденное. Но не нужно унижать такого ребенка. Постарайтесь договориться с учителем, чтобы ребенок избежал публичного обвинения. Достаточно настойчиво дайте понять, что так делать нельзя и то, что он делает, вас очень сильно расстраивает. Давайте ему карманные деньги, пусть чувствует себя «как все», и проверьте, хватает ли ему ласки и понимания в семье. Если же кражи продолжаются, и ребенок не может найти себя в своей среде, обратитесь к детскому психиатру.

Ложь - почему дети говорят неправду? Первая, основная причина лжи - недоверие к взрослым. Ребенок обманывает, потому что боится, что мы его накажем. Никакое, даже самое безболезненное физическое наказание не является положительным моментом в воспитании. Это развивает удетей чувство униженности, неравенства, зависимости. И ребенок начинает обманывать.

Не будем учить ребенка такой лжи, вспомним, что и мы в детстве были любопытными, подвижными, неаккуратными. Постараемся понять маленького человека.

Вторая причина детской лжи – желание самоутвердиться. Мы позволяем себе смеяться над слабым ребенком, над его страхами. Иронизируем («Какой же ты трусишка! Кого же ты боишься? Чудовищ?»), тем самым унижаем достоинство ребенка, и он теряет уверенность в себе.

Не будем же сравнивать его с соседским мальчиком, который не боится темноты. Забудем про иронию, поможем преодолеть страхи. Будем хвалить маленького героя за то, что он умеет делать, будем хвалить даже за старание. Пусть обретет веру в себя!

Третья причина детской лжи – неловкое старание ребенка выставить своих близких, родителей, друзей в более ярком и достойном виде. Задумаемся над этой ложью. Может, это перевернутый вариант наших недостатков? В этом случае исправлять надо себя!

Четвертая причина детской лжи – фантазирование. У ребенка живой ум, и необходимо развивать эту способность чтением книг, посещением театра и т.д.

Маленький ревнивец – что -бы как можно меньше травмировать ребенка в связи с появлением у него младшего братика или сестрички, необходимо заранее подготовить его к этому.

В большинстве случаев старший ребенок с появлением малыша лишается части родительского внимания. Порой родители, понимая, что это событие неизбежно вызовет ревность ребенка, пытаются смягчить его рассказами о том, что теперь у него будет с кем играть, будет интереснее и веселее вдвоем. Возможно, ваш ребенок поверит вам и даже с нетерпением будет ожидать, когда же это случиться. Но после рождения малыша он обнаружит, что новорожденный совсем не приспособлен к совместным шумным играм, которые обещали ему родители, что он больше плачет, чем смеется, и ктому, же теперь мама и папа заняты только им одним. Конечно, ребенок почувствует себя обманутым и в порыве ревности спросит у вас: «А когда вы отвезете его обратно?». Возможно, после такого вопроса вы будете слегка растеряны.

Как же распределить внимание и любовь, таким образом, чтобы не обделить старшего, чтобы не вызвать его ревность и ощущение ненужности, покинутости? А также как должным образом ухаживать за малышом, совершенно беспомощным без вас? Ожидать большой сознательности от старшего в этот период не стоит, скорее наоборот, он будет постоянно стараться отвлечь вас от новорожденного, специально придумывать и создавать ситуации, при которых будет требоваться ваша помощь чаще, чем раньше, капризничать.

Как избежать серьезного конфликты в данной ситуации? Не стоит на какое-то время отправлять ребенка к бабушке. Это даст ему повод думать, что вы разлюбили его и решили заменить другим малышом. Ухаживая за новорожденным, постарайтесь по возможности привлекать к этому старшего ребенка. Не нужно удалять его из комнаты в то время, когда вы пеленаете, кормите или купаете малыша. Старшему ребенку вполне можно доверить покачать его в кроватке или коляске, дать соску, погремушку. Позвольте ему почувствовать ответственность за маленького. Предпочитать комфорт старшего покою малыша также не следует. Если новорожденный не получает должного внимания, это даст основания старшему ребенку думать, что он любимчик родителей и превратится со временем в домашнего тирана. Чтобы урегулировать эту проблему, родителям потребуется терпение, воображение и изобретательность.



Предварительный просмотр:

Подростковая психология. Советы родителям.

Отношения с родителями - отрочество (13-15 лет) и юность (до 18 лет)- для всей семьи трудное время. Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания.

Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Также неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти различия в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне физически взрослым, но умственно и социально оставаться подростком.

Основная проблема, возникающая у подростков,- это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на доверии, уважении и относительном и неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающиеся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этим даже в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма не простую ситуацию.

Родители помните:

- не всегда старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести.

- не забывайте, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного

-будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

-любите друг друга, не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

Одиночество - в период юности ребенок свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывать для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира – важное, волнующее событие, но оно носит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «я». А все события, которые происходит с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными и неуверенными в этом большом и проблемном мире. Старайтесь помочь вашим сыну или дочери в данной ситуации. Ненавязчиво расскажите о своих переживаниях в 13-16 лет, ободрите ребенка и старайтесь не замечать его раздражения или отстраненности. Также иногда напоминайте подростку о своей любви, не контролируйте его открыто и настойчиво.

Внешность - По тем же причинам, по которым дети начинают испытывать чувство одиночества, юноши и девушки начинают придавать большое значение своей внешности. Эталоны красоты, которые придумывают они себе, зачастую нереальны.

Что же именно тревожит подростков?

У мальчиков – это недостаточный рост, физическое развитие. У девочек - кожа, полнота, оволоснение. Подростки думают о внешности из чувства тревоги. Яркие наряды нужны им как подтверждение, что их опасения напрасны, что они могут нравиться. Позже на первое место выйдут другие качества - ум, умения общаться, надежность, доброта, но в этом возрасте важнее образ физического «Я» Подростки начинают вести себя раскованно, вызывающе. Встречают друг друга «по одежке», которая теперь является для них «визитной карточкой», выражающей принадлежность к той или иной группе сверстников. Поэтому часто носят одинаковые джинсы, юбки, туфли. Ребята в этом возрасте оценивают себя положительно только тогда, когда у них нет видимых недостатков. Вот почему подростки с «дефектами» внешности чаще всего страдают от чувства неполноценности. «Жирный», «Прыщ» - обычно ребята с такими прозвищами подвергаются насмешкам сверстников. Они твердят: «Я – урод, тощий, лопоухий. Меня никто не любит». Эта причина развития застенчивости, ранимости, неумения общаться, неуверенности в своих силах. Полнота может пройти, а качества, приобретенные в этот возрастной период, могут остаться на всю жизнь.

Стремление приблизиться к идеалу превращается в навязчивую идею, может привести к полному истощению, угрожающему самой жизни подростка.

Не будьте назойливы и бестактны. Помните, что внимание к внешности в подростковом возрасте – естественное явление. Но ваша ирония может привести к тяжелым травмам, следы которых могут быть прослежены через многие годы.

Помогите ребенку пережить этот трудный период. Установите с ним доверительные отношения. Дайте ему понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом уважаете и цените его таким, какой он есть.

Обязательно скажите сыну или дочери, что человек, чем- либо увлеченный, всегда будет интересен окружающим, а если у него еще есть чувство юмора, доброта, надежность – успех будет гарантирован.

Подростковые депрессии - множество подростков, которые склонны к уходу от напряженных ситуаций, задумываются над возможностью самоубийства. Одни играют этой идеей, другие пытаются ее осуществить на деле. Повод может оказаться ничтожным.

Девушки часто действуют демонстративно, рассчитывая на сочувствие. Мальчики предпринимают такие попытки гораздо реже, зато всерьез. Подростки часто бывают впечатлительными, у них встречаются переходы от радости к апатии. Поэтому обидеть подростка легко. Неосторожное, ироничное обращение, пустяковое замечание – и настроение резко изменилось. Депрессия может быть такой тяжелой, что жить не хочется. Дайте почувствовать подростку, что он нужен. Расскажите о себе, заверьте, что раны со временем заживут.

«Трудные подростки» - В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными».

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую является маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей – психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризует таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мнительными, злопамятными, проявлять жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.