РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Иванова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7

г. Ярцева Смоленской области

Родительское собрание

 "Два взгляда

на воспитание ребенка" -психологическая игра

для родителей

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

ВОСПИТАТЕЛЬ: ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Подготовительный этап:

Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек

Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Цель: Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей - мужского и женского. Учет противоположного мнения и привлечение отцов к делу воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.
  2. Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.

Участники игры:

Ведущий - ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ

Родители группы - обязательно присутствие 2 супругов полных семей.

Методическое обеспечение:

Рекомендации для раздачи участникам игры.

Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

2 стола, стулья по количеству родителей.

Бумага и карандаши для работы в группах

2 доски для демонстрации ответов групп.

Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч

Деревянные части кораблика

Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры :      Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).

В игре нет зрителей. Все участники. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры:

Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме.

Участники делятся на 2 группы - группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети - цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение).

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети -это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети - это мальчики и девочки. При этом вся система дошкольного воспитания - сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во - первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во - вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия воспитателя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно - в детских садах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии - сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас- и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая -то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное - научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими - мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы.

Ведущий: Праздник для ребенка - это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника - радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы для сына - затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, сточки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания - 3 минуты.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка -дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же - это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило, в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

Четвертый вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми.

Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых.

И наш пятый вопрос: Как вы поступите в предложенных вам ситуациях? Приложение 1.

Ведущий: Детство -это забота родных, счастливый детский смех и конечно же сказки. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сказочная путаница». Вы должны внимательно прослушать стихотворный текст и ответить на вопрос. Приложение 2.

Ведущий: А теперь шестой вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем, несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного - воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 10 наименований птиц, а команда мам -10 наименований растений. (Команды работают). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж...» и «Ваша жена...» (написанные ведущим). Приложение 3.

Раздача рекомендаций родителям. Приложение 4. Прощание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7

г. Ярцева Смоленской области

Родительское собрание (совместно с детьми)

«Готовим детей к школе.

Что это значит?»

Воспитатель: ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

2015г

Предварительная работа

Анкета для родителей

1.   В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):

  • Умение читать и писать
  • Умение считать
  • Умение логически мыслить
  • Психологическая готовность
  • Ответственность и самостоятельность
  • Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
  • Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?

2.   В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?

  1. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
  2. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически

От случая к случаю.

  1. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие_

6.   В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)

7.        Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное
подчеркните)

  • Мыть посуду
  • Мастерить поделку из бумаги
  • Поливать растения
  • Стирать носки
  • Убирать игрушки
  • Строить из кубиков дом
  • Вышивание
  • Сервировка стола

8.        Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада

Вопросы к детям

  1. Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
  2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?
  3. Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе
    ты бы его научил? Почему именно этой?
  4. «Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?
  5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать,
    как поступишь?

Памятка для родителей

  1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
  2. относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
  3. Никогда не используйте труд как средство наказания.

Примерный текст выступления.

1. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?  Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три. На четвёртую - два. На пятую - один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

Ответственность

Умение считать, считать, писать

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Самостоятельность

Настойчивость

Состояние здоровья

Умение логически мыслить

Умение организовать рабочее место

Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

  1.  Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе: Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить).

Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

Конечно же, нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги-это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

Самообслуживание

Художественно-бытовой труд

Ручной труд

Труд в природе

Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

4. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться - имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

5. Вернёмся опять к вашим анкетам.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного.

Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу

Привитие желания к учёбе

Развитие самостоятельности и ответственности

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Расширение кругозора

Научить слушать

Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:

Дать детям знания в системе с постепенным усложнением

Развитие мелкой моторики руки

Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе

Физическое развитие ребёнка

Развитие логического мышления

Научить ребёнка общаться со сверстниками

  1. Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть. учтёте их желания в организации труда дома.
  2. Решение педагогических ситуаций.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает её: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопросы: В чем  мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться). Как бы Вы поступили на ее месте?

  1. Чтобы вам  легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки.
    Ознакомьтесь с  ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.
  2. В группу приглашаются дети. Они декламируют стихи.
    Мы всё должны, ребята, знать.

Всему должны учиться:

Ведь надо взрослым помогать

И хорошо трудиться.

Нам надо знать про сельский труд:

Знать, как хлеб  родиться,

Как его сеют и как жнут,

Где рожь, а  где пшеница.

Вам желаем, чтобы мы

Вас не огорчали,

Чтобы майки и носки

Сами мы стирали.

Чтоб не ныли. не дрались,

Вам мы не грубили.

Только надо, чтобы Вы

Нам примером были.

Для того чтоб сын трудился,

Нужно чтобы научился

Папе, маме помогать,

А не только  лишь играть.

Мы как можем  помогаем

Мамам, папам в их труде.

Ничего не забываем,

Им помощники везде.

10. Детям предлагается  присоединиться к родителям. Им даётся задание: совместно с родителями  смастерить поделку по усмотрению педагога.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№7 г. Ярцева Смоленской области

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков

у дошкольников в семье и в ДОУ»

Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом.

Подготовкой к формированию навыков самообслуживания является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию,

поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7

Родительское собрание в 1 младшей группе

«Маленький тиран»…

или что такое  КРИЗИС 3-х ЛЕТ и как его преодолеть?»

Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна

Цель: Познакомить родителей воспитанников с особенностями психического развития детей 3-х лет, особенностями протекания кризиса в этом возрасте, научить разделять его основные «симптомы».

Ход проведения собрания:

Слайд 1.Здравствуйте уважаемые родители. Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса трёх лет. Но, перед тем как перейти к теме нашего родительского собрания, давайте поиграем.

Вам необходимо будет передавать мяч по кругу друг другу, при этом сказав определение к слову солнышко (лучистое, игривое, милое, ласковое, золотое, светлое и т. д.)

Проводится игра с мячом «Солнышко… какое оно?»

Молодцы, все эти добрые слова вы, я думаю, всегда используете при общении со своим ребёнком. Ни каких оскорбительных слов в адрес ребёнка звучать не должно, как бы плохо он себя не поступал.

Мне хотелось бы провести с Вами ещё одну игру, не менее интересную. Напишите на листе бумаги имя своего ребёнка и расшифруйте буквы, отметив качества его характера. Например, имя Слава (С-сильный, Л-ловкий, А-активный, В- вежливый, А- аккуратный).

Проводится игра «Какой он – мой ребёнок».

Посмотрите сколько достоинств заложено в ваших детях. И нам с вами необходимо развивать эти достоинства. Но, для этого необходимо знать об особенностях развития ребенка.

Просмотр мультимедийной презентации «Маленький тиран»…

или что такое  КРИЗИС 3-х ЛЕТ и как его преодолеть?»

(кризис 3-х лет и как с ним справиться)

Слайд 2. Кризис трёх лет – один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Казалось бы, еще вчера ребёнок был милым и послушным, а вы, немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, требует, с ним трудно договориться. Как объяснить такое поведение ребёнка?

Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».

Внутренний конфликт:  желания ребенка несоответствуют  его реальным возможностям

Внешний конфликт: Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых

И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться.

Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!

Слайд 3.Временные рамки кризиса: 2,5 – 3,5 года иногда до 4-х.

Психологи описывают 7 основных симптомов кризиса 3-х лет., так называемое семизвездие.

Давайте разберемся в этих понятиях, в особенностях проявления этих качеств и в решениях их преодоления.

Слайд 4. Негативизм, строптивость – это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.

Например, мама зовёт ребёнка на улицу покататься на велосипеде, а он отказывается, несмотря на то, что это у него любимое занятие.

Стремление противоречить и есть негативизм в собственном смысле слова.

Первичный негативизм не является признаком испорченного характера. Напротив, это прогресс в развитии малыша, его попытка выделить свое «Я».

В такой ситуации – не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне и превратите негативизм в игру.

Часто это проявляется в отношении ребенка кпище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест.

                         Что делать?

Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?»,задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашуили рисовую?»

Во время кризиса в поведении ребёнка наблюдается строптивость – постоянное недовольство всем. Л. В. Выготский охарактеризовал этот симптом как «бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребёнка, против всего прежнего образа жизни».

Как укротить строптивых? Оставьте свои попытки увлечь и развлечь его. Пусть он побудет один и займётся чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придёт к вам. Вот тогда и предлагайте ему ненавязчиво то, отчего он отказался ранее.

Слайд 5. Упрямство – это своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений.

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-тоне потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!».

Часто родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым закрепляя проявление упрямства и лишая ребенка возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Например, малыш просит у мамы мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему его любимую книжку. Ребенок понимает, что книжка интереснее, но это предложила мама, а не он сам и он продолжает требовать мяч. Дело доходит до истерики…

Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет и сам примет решение в пользу книжки.

Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. С течением времени упрямство порождает детскую лживость, приводит к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

Если дети после 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, как удобном способе манипулирования ребенком своими родителями.

Как преодолеть упрямство? Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Обучайте ребёнка правильно выражать свои желания и намерения. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Слайд 6.Своеволие - В возрасте 3-х лет дети стремятся всё делать сами, причём так, как они считают правильным. Но у них не всегда это получается.

Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.                          

Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

Как реагировать на своеволие?

Во-первых, постарайтесь сделать свой дом максимально безопасным для ребёнка. Причём сделать это надо задолго до трёх лет, ещё с того времени когда ребёнок начал ходить.

Во-вторых, предоставьте ребёнку самостоятельность, в разумных пределах, в соответствии с его возрастом. Опыт – сын ошибок трудных.

В-третьих, поощряйте самостоятельность в приобретении опыта, помогайте ему, но не делайте всё за него. Пусть растёт у ребёнка уверенность в собственных силах.

В-четвёртых, когда ребёнок хочет заняться не своим делом, то самое время родителям вспомнить о таких особенностях психики, как повышенная переключаемость внимания и вовлечённость в игровую деятельность.

Например, ребёнок захотел поработать перфоратором. Дайте поиграть в инструмент, когда он выключен, или купить ему игрушечный аналог. При этом не забывайте выразить свою уверенность, что у вас растёт помощник.

Слайд 7.Протест, бунт -это ответ на  давление со стороны взрослых,  и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).

Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).

Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.

                                           Что делать?

Безусловно, необходимы ограничения. Когда ребёнок обзывает маму или папу, он должен понимать, что поступает плохо, и взрослые на него сердятся.

Например, если ребёнок скандалит, но не оскорбляет родителей, попросите озвучить его чувства: «Ты сейчас сердишься на папу?» или «Ты злишься, потому, что тебе не дали посмотреть телевизор?».

Таким образом, вы даёте ребёнку ощущение, что его понимаете и учите проговаривать свои эмоции, не задевая чувства других. Не забывайте о необходимости давать ребёнку приемлемые способы выплеснуть свою агрессию: покидаться друг в друга подушками, поколотить грушу и т. п., исходя из ситуации и места.

Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.

Условия возникновения капризов: повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность, переутомление, некомфортная обстановка, плохое самочувствие.

Например, ребёнок закатывает истерику в магазине: визжит, кричит, топает ногами, падает на пол… Мама в замешательстве. Люди смотрят, многие осуждающе на маму. Самое мягкое высказывание продавцов: «Выведите ребёнка, он мешает работать». Как только мама привела ребёнка с большим трудом в безлюдное место – истерика прекратилась. Как вести себя в данной ситуации:

- прежде всего, возьмите себя в руки;

- не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;

- постарайтесь отвлечь малыша;

- твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;

- постарайтесь не реагировать на советы посторонних;

- не поддавайтесь на провокации;

- научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой;

- выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.

Реже в поведении ребёнка наблюдаются такие симптомы, как обесценивание, деспотизм и ревность.

Слайд 8 .Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. Например, теряется привязанность к любимым игрушкам, родители перестают быть авторитетом, правила поведения, принятые в семье и, казалось бы, усвоенные ребёнком, вдруг перестают существовать для него. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень любили.

Как быть в такой ситуации? Как правило, родителей волнует, почему старые ценности у ребёнка в один миг перечёркиваются, а новые ценности приобретаются не так быстро. Все мы знаем русскую пословицу «Ломать - не строить…» Сломать старое проще, чем создать новое.

Если развитие ребёнка идёт правильно, то ему надоест «развенчанная» действительность, у него обязательно появятся люди и новые вещи, которыми он будет дорожить.

Слайд 9 .Деспотизм, как правило, проявляется в семьях, где воспитывается один ребёнок, но в последнее время это все больше вторые или третьи дети в семье. Эта черта нередко приводит к картине, которую можно назвать «маленький тиран». Ребёнок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, используя при этом все способы.

Например, Он не отпускает маму из дома, протестует против присутствия папы на кухне, требует принести фломастеры из соседней комнаты кого-нибудь из членов семьи и т. д.

В такой ситуации необходимо сразу разумно ограничить ребёнка, давая ему немного свободы, для распоряжения своим временем и силами, но не временем и желаниями других членов семьи. Необходимо научить ребёнка отделять истинные потребности от тех, которые, скорее, являются проявлениями контролировать других.

В семьях, где растут несколько детей, деспотизм чаще проявляется в виде ревности, так как брат или сестра воспринимаются как люди, с которыми приходится делить «власть».

Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся. Но, бывает и так, что на глазах у родителей ребёнок стремится показать себя с хорошей стороны и говорит, что любит брата, а на самом деле его раздирают внутренние противоречия и при удобном случае в отсутствии взрослых он все равно «отомстит».

Слайд 10 . Уважаемые родители, хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что общение с ребёнком во время кризиса – это особое искусство. Создавайте в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности. Играйте и разговаривайте с малышом – подобные манеры отвлекут его от капризов. Относитесь к ребёнку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость. А самое главное, любите его таким, какой он есть.

Так бывает: папы, мамы

Причитают без конца.

До чего малыш упрямый!

И не в мать и не в отца.

Как сумел от рук отбиться?

Ведь в начале был хорош…

Но не даром говориться:

«Что посеешь, то пожнешь»

Коль воспитывать умело,

Дети нас не подведут.

В жизни должен первым делом

Узнавать ребенок труд

Будут с малых лет трудиться

Ты опору в них найдешь.

Ведь  не даром говориться:

«Что посеешь, то пожнешь»

В заключение нашей встречи хочется всем вам вручить небольшие памятки с рекомендациями, которые помогут ребенку пережить кризис.


Предварительный просмотр: