Диагностический инструментарий.

Вискунова Анастасия Николаевна

     Логопеды-практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении и простом в обработке полученных данных для диагностики речевых нарушений воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СВОДНАЯ  ТАБЛИЦА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

п/п

Ф.И. ребенка

Анамнез

Общая  моторика

Мелкая моторика

Артикул. аппарат

Моторика арт. аппар.

Мимика

Звукопроизношение

Слоговая стр. слова

Фонемат. процессы

Словарный запас

Гррамат-ий стр.речи

Связная речь

Педагогический

диагноз

1.   ОБСЛЕДОВАНИЕ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

п/п

Ф.И. ребенка

Свистящие

Шипящие

Соноры

Заднеязычные

Другие

Вывод

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

К`

Г

Г`

Х

Х`

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

2.     ОБСЛЕДОВАНИЕ  СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРЫ  СЛОВА

п/п

Ф.И. ребенка

Ответы детей

Вывод

    1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1 – Двухсложные слова из двух открытых слогов.                                         8 – Трехсложные слова со стечением согласных.          

2 – Трехсложные слова из открытых слогов.                                                   9 – Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.        

3 – Односложные слова.                                                                                      10 – Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.                                

4 – Двухсложные слова с одним закрытым слогом.                                      11– Односложные слова со стечением согласных.

5 – Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.           12 –  Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

6 – Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных.        13 –  Четырехсложные слова из открытых слогов.

7 – Трехсложные слова с закрытым слогом.                                                   14 –  Слова со сложной слоговой структурой.

                                                                                                                                   15 – Предложения: В  универсаме продают продукты.

                                                                                                                                                                     Сестренка развешивает простыни.                  

   3.  ОБСЛЕДОВАНИЕ  СОСТОЯНИЯ   ОБЩЕЙ   МОТОРИКИ

п/п

Маршировать

Стоять на одной ноге (затем на другой) с закрытыми глазами (до 5 сек)

Прыжки на правой, затем левой ноге

Стоять с закрыт. глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок другой ноги упирался в пятку другой, руки вытянуть вперед (5 сек)

Приседания на носках (3-5 раз)

Отхлопать ритмический рисунок

Вывод

III-II

II-III

III-III

III-I

I-III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

   4.    ОБСЛЕДОВАНИЕ   МОТОРИКИ   ПАЛЬЦЕВ  РУК

п/п

Одновременное сжатие и разжатие пальцев рук в кулак (5-6 раз)

Ладонь на столе – пальцы разъединить – соединить

(5-6 раз)

Повременное соединение всех пальцев рук с большим пальцем, (на правой, левой, обеих руках)

Позы: «Кольцо»,

 «Ушки зайца», «Коза» (на правой, левой, обеих руках вместе)

Вывод

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 5.    ОБСЛЕДОВАНИЕ    АНАТОМИЧЕСКОГО    СОСТОЯНИЯ    ОРГАНОВ   АРТИКУЛЯЦИОННОГО   АППАРАТА

п/п

Строение  органов  артикуляции

Небо

Вывод

Губы

Зубы

Прикус

Язык

Подъязычная уздечка

твердое

мягкое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

  6 (1).   ОБСЛЕДОВАНИЕ  МОТОРИКИ  АРТИКУЛЯЦИОННОГО  АППАРАТА

  №

п/п

Двигательная функция губ

(удержать позу до 5 сек)

Вывод

Двигательная

функция челюсти

Вывод

Двигательная функция языка

(удержать позу до 5 сек)

Вывод

Сила

выдоха

Округлить губы

на звук

«Хоботок»

«Улыбка»

«Оскал»

Широко раскр. рот и затем закр. (звук[а])  

Движения нижней челюсти вправо-влево и вперед

«Часы»

«Движение языка

вверх-вниз»

«Чашка»

«Иголка»

«Лопата»

О

У

«Сдуй   ватку»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

   7. ОБСЛЕДОВАНИЕ   МИМИЧЕСКОЙ   МУСКУЛАТУРЫ

п/п

Исследование  объема  и  качества  движения

Символический праксис

Вывод

Мышцы  лба

Мышцы глаз

Мышцы щек

Свист

Поцелуй

Плевок

Нахмурить

брови

Поднять

брови

Наморщить лоб

Легко

сомкнуть веки

Закрыть правый (левый) глаз

Надуть левую (правую) щеку

Обе щеки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

  1.    ОБСЛЕДОВАНИЕ  СОСТОЯНИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ  РЕЧИ

п/п

Обследование фонематического

восприятия

Обследование  фонематического анализа

Обслед. фонематич. синтеза

Вывод

Зад.1

Определ. наличие или отсутствие задан.звука в слове

Зад.2

Найди картинку с задан. звуком

Зад.3

Услышать слово с задан. звуком

Зад.5

Выделение

ударного

гласного

в начале

слова

Зад.6

Выделение

глас. звука

в середине слова

Зад.7

Выделение

гласного звука в конце слова

Зад.8

Выделение

согл.звука

в конце слова

Зад.9

Выделение

согл.звука

в начале слова

Зад.11

Определ.

кол-во

звуков

в слове

Зад.14

Определ.

места задан. звука в слове

Зад.16

Составить слова из задан. кол-ва звуков (от 3 до 5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

   9.   ОБСЛЕДОВАНИЕ    ЛЕКСИЧЕСКОГО    СТРОЯ   РЕЧИ

п/п

Существительные

(назвать картинки и обобщить)

Глаголы

Прилагательные

Наречия

Числительные

Вывод

Части  тела человека

Посуда

Одежда

Обувь

Овощи

Фрукты

Дикие  жив.

Дом.  жив.

Транспорт

Зад. 34

Назв.

дейст.

по

предъявл.

предмету

Зад.35

Близкие

по

 значению

слова

действия

Зад.36

Назвать

дейст.

по

предъяв.

предмету

Антонимы

Качественные

Относительные

Притяжатель-

ные

Времени

Количествен-

ные

Количествен-

ные

Порядковые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 10 (1).    ОБСЛЕДОВАНИЕ   ГРАММАТИЧЕСКОГО   СТРОЯ   РЕЧИ

п/п

Понимание   обращенной    речи

Зад.5  Словоизменение

Зад. 6

Какой предмет по цвету

(прил.)

Зад.7

Подбор

глаголов

к сущ.

Зад.1

Выполнение

пространств.

инструкций

Зад.2

Понимание

предлогов

Зад.3

Понимание предлож.

с причинно-

следственной связью

Зад.4

Понимание измен. числа сущ. в

предл.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 10(2).    ОБСЛЕДОВАНИЕ   ГРАММАТИЧЕСКОГО   СТРОЯ   РЕЧИ

п/п

Зад.8  Изменение существ.

Зад.9

Изменение сущ. с непродуктивными

основами по числам

Зад.10

Множ. число

сущ. в родит.пад.

Зад.11

Соглас. сущ.

с числит.

Словообразование

Вывод

Ж.р.

М.Р.

Ср.р.

Зад.13

Образов.

приставочн.

глаголов

Зад.15

Ораз. сущ. с

помощью уменьш.-ласк. суф.

Зад.17

Оразов. прилаг. от сущ.

Зад.20

Подбор родствен. слов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

  11. ОБСЛЕДОВАНИЕ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ

п/п

Пересказ  рассказа

Рассказ по серии картинок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

                                     



Предварительный просмотр:

 «Диагностика предпосылок развития оптической дисграфии

у детей дошкольного возраста»

используется авторская методика   Л.Г. Парамоновой

Средняя группа (4-5 лет)

Задания для диагностики представлений о цвете предметов.

Начало года.

 Задание № 1: Раскрась картинки (гриб — коричневым, вишни — красным, лимон — жёлтым и т. п.)

Задание № 2: Соедини предметы линиями так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета. Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец года.

 Задание № 1: Раскрась картинки (гриб — коричневым, вишни — красным, лимон — жёлтым и т. п.)

Задание № 2: Соедини предметы линиями так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета. Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

 

Задания для диагностики представлений о форме и величине предметов.

Начало года.

Задание № 1.Указав на фигуру, расположенную в верхнем ряду, попросить ребёнка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.

Задание № 2 Попросить ребёнка показать большое, маленькое и среднее яблоко, а также 2 одинаковых по величине яблока.

Задание № 3.Попросить ребёнка показать высокое и низкое дерево.

Задание№ 4.Попросить ребёнка показать длинный и короткий карандаш.

Задание № 5 Попросить ребёнка показать толстого и тонкого человека.

Задание № 6 Попросить ребёнка показать широкую и узкую ленту.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец  года.

   Задание № 1.Указав на фигуру, расположенную в верхнем ряду, попросить ребёнка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.

  Задание № 2 Попросить ребёнка показать большое, маленькое и среднее яблоко, а также 2 одинаковых по величине яблока.

  Задание № 3.Попросить ребёнка показать высокое и низкое дерево.

  Задание№ 4.Попросить ребёнка показать длинный и короткий карандаш.

  Задание № 5 Попросить ребёнка показать толстого и тонкого человека.

  Задание № 6 Попросить ребёнка показать широкую и узкую ленту.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Задания для диагностики пространственных предлогов.

Начало года.

    Задание № 1.Предложить ребёнку положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, а также подержать его НАД книгой. Затем, расположить сразу несколько карандашей в указанном выше положении по отношению к книге, нужно попросить ребёнка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец года.

    Задание № 1.Предложить ребёнку положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, а также подержать его НАД книгой. Затем, расположить сразу несколько карандашей в указанном выше положении по отношению к книге, нужно попросить ребёнка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Старшая группа (5-6 лет)

Задания для диагностики представлений о форме и величине предметов.

Начало года.

   Задание № 1.Указав на фигуру, расположенную в верхнем ряду, попросить ребёнка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.

  Задание № 2 Попросить ребёнка показать большое, маленькое и среднее яблоко.

  Задание № 3.Попросить ребёнка показать высокое и низкое дерево.

  Задание№ 4.Попросить ребёнка показать длинный и короткий карандаш.

  Задание № 5 Попросить ребёнка показать толстого и тонкого человека.

  Задание № 6 Попросить ребёнка показать широкую и узкую ленту.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец  года.

   Задание № 1.Указав на фигуру, расположенную в верхнем ряду, попросить ребёнка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.

  Задание № 2 Попросить ребёнка показать большое, маленькое и среднее яблоко.

  Задание № 3.Попросить ребёнка показать высокое и низкое дерево.

  Задание№ 4.Попросить ребёнка показать длинный и короткий карандаш.

  Задание № 5 Попросить ребёнка показать толстого и тонкого человека.

  Задание № 6 Попросить ребёнка показать широкую и узкую ленту.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.        

«1» -с заданием не справился.

                Задания для диагностики пространственных предлогов.

Начало года.

    Задание № 1.Предложить ребёнку положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, а также подержать его НАД книгой. Затем, расположить сразу несколько карандашей в указанном выше положении по отношению к книге, нужно попросить ребёнка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги. Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец  года.

    Задание № 1.Предложить ребёнку положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, а также подержать его НАД книгой. Затем, расположить сразу несколько карандашей в указанном выше положении по отношению к книге, нужно попросить ребёнка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги.

Все задания по данному разделу оцениваются так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Задания для диагностики в ориентировке в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению к себе

Начало года.

    Задание № 1 Взрослый кладёт карандаш справа от книги и просит ребёнка сделать то же самое. Ребёнок может положить карандаш слева, то есть воспроизвести расположение этих двух предметов «зеркально».

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

    Задание № 2 . Ребёнка просят поднять вверх правую руку. Если это задание выполняется ошибочно, то предъявление всех последующих заданий теряет смысл, поскольку все они соотносятся с выделением правой и левой рук.

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

 При чётком выделении правой руки далее предлагается ряд следующих заданий:

    Задание № 3. ребёнка просят показать, какие предметы находятся справа от него, а какие — слева. Он должен понимать, что справа находятся те предметы, которые расположены ближе к его правой руке и наоборот; ‒ попросив ребёнка повернуться к противоположной стене (то есть на 180 градусов), задают ему те же самые вопросы. Если ребёнок даёт на них те же самые ответы, значит, он не ориентируется в левой и правой сторонах пространства, а просто старается «раз и навсегда» запомнить расположение в нём данных предметов.

 «3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

    Задание № 4. Ребёнка просят показать на картинке, какая из птиц сидит на дереве выше, а какая — ниже, какой из предметов находится дальше, а какой — ближе и т. п.

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

    Задание № 5. Ребёнку предлагают ответить примерно на такие вопросы: «Что выше, дерево или 10-этажный дом?», «Что к тебе ближе, стул (стоящий рядом с ребёнком) или окно (расположенное в другом конце комнаты)?» и т. п.

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец года.

   Задание № 1 Взрослый кладёт карандаш справа от книги и просит ребёнка сделать то же самое. Ребёнок может положить карандаш слева, то есть воспроизвести расположение этих двух предметов «зеркально».

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

    Задание № 2 . Ребёнка просят поднять вверх правую руку. Если это задание выполняется ошибочно, то предъявление всех последующих заданий теряет смысл, поскольку все они соотносятся с выделением правой и левой рук.

 «3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

При чётком выделении правой руки далее предлагается ряд следующих заданий:

    Задание № 3. ребёнка просят показать, какие предметы находятся справа от него, а какие — слева. Он должен понимать, что справа находятся те предметы, которые расположены ближе к его правой руке и наоборот; ‒ попросив ребёнка повернуться к противоположной стене (то есть на 180 градусов), задают ему те же самые вопросы. Если ребёнок даёт на них те же самые ответы, значит, он не ориентируется в левой и правой сторонах пространства, а просто старается «раз и навсегда» запомнить расположение в нём данных предметов.

 «3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

    Задание № 4. Ребёнка просят показать на картинке, какая из птиц сидит на дереве выше, а какая — ниже, какой из предметов находится дальше, а какой — ближе и т. п.

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

    Задание № 5. Ребёнку предлагают ответить примерно на такие вопросы: «Что выше, дерево или 10-этажный дом?», «Что к тебе ближе, стул (стоящий рядом с ребёнком) или окно (расположенное в другом конце комнаты)?» и т. п.

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Задания для диагностики зрительно-моторной координации.

Начало года.   

  Задание № 1 Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.

  Задание № 2 Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо. Упражнение

 Задание № 3  Обведи контурные изображения предметов, раскрась их.

 Задание № 4  Обведи предметы по точкам и назови их.

.Задание № 5 Дорисуй геометрические фигуры. Назови их.

Каждое задание по данному разделу оценивается так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец года.

Задание № 1 Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.

Задание № 2 Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо. Упражнение

Задание № 3  Обведи контурные изображения предметов, раскрась их.

Задание № 4  Обведи предметы по точкам и назови их.

Задание № 5 Дорисуй геометрические фигуры. Назови их.

. Каждое задание по данному разделу оценивается так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Задания для диагностики узнавания предметов и печатных букв в усложнённых условиях

Начало года.   

  Задание № 1 Назвать схематично изображённые на картине предметы.

  Задание № 2назвать предметы, изображённые пунктиром; назвать предметы, наложенные друг на друга.

  Задание № 3 назвать зашумлённые предметы.

  Задание № 4 назвать недорисованные предметы.

Каждое задание по данному разделу оценивается так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

Конец года.   

  Задание № 1 Назвать схематично изображённые на картине предметы.

  Задание № 2назвать предметы, изображённые пунктиром; назвать предметы, наложенные друг на друга.

  Задание № 3 назвать зашумлённые предметы.

  Задание № 4 назвать недорисованные предметы.

  Задание № 5 назвать буквы, сходные по начертанию.

  Задание № 5 назвать заштрихованные буквы.

  Задание № 6 назвать буквы, изображённые пунктиром;

  Задание № 7 назвать недописанные буквы;

  Задание № 8 назвать наложенные друг на друга буквы;

  Задание № 9 назвать необычно расположенные в пространстве буквы;

  Задание №10назвать правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображённых.

 Каждое задание по данному разделу оценивается так:

«3» - точное выполнение задания.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился.

       Ребёнок, успешно справившийся со всеми этими заданиями, не нуждается в профилактике оптической дисграфии. В этом случае, если ребёнок затрудняется только в выполнении заданий, связанных непосредственно с узнаванием букв, то и работу с ним нужно проводить над различением именно букв. Если же выявлено нарушение и более элементарных функций, касающихся различения пространственных предлогов или нарушений предметного гнозиса, то это свидетельствует о серьёзном отставании в формировании у ребёнка зрительно- пространственных представлений. Профилактическую работу с таким ребёнком нужно начинать не с букв, а с формирования нарушенных более элементарных функций.



Предварительный просмотр:

Тестовая методика диагностики устной речи детей подготовительной группы к обучению в школе

(под редакцией В.И. Яшиной)

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучению уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.

Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения между учителем и учеником.

Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи.

Вопрос о диагностике речевой готовности детей к школьному обучению исключительно сложен, поскольку речь подвержена многофакторным влияниям, сложна по своей организации. Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны. Чаще всего предлагаются задания для выявления уровня развития отдельных сторон развития речи (лексика, фонетика, грамматика, связная речь), на основе выполнения, которых делаются выводы об уровне речевого развития детей в целом.

Обработка и интерпретация результатов.

   Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

   Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок, и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего.

   Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой

будет – уровень выше среднего.

   Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего или низкому.

    Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице (см. таблицу №6).

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Для изучения коммуникативных умений детей приводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.

   Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.

3

ВЫСОКИЙ

2.

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

2

СРЕДНИЙ

3.

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

1

НИЗКИЙ

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки и находятся в разных позициях.

    Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагают картинки, в названии которых, встречаются оба дифференцируемых звука [З-С, Ш-Ж, Ц-Ч, Б-Д, Г-К, Л-Р], и картинки, названия которых отличаются звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или особенности темпа речи, речевого дыхания.

   Результаты обследования речи заносятся в таблицу:

  • Знаком ( + ) отмечается правильное произношение, умение  дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания.
  • Знаком (  ) пропуск звуков, отсутствие дифференциации, нарушение в регуляции темпа речи.
  • При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заменитель.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1.

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

ВЫСОКИЙ

2.

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков.

2

СРЕДНИЙ

3.

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.

1

НИЗКИЙ

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Для изучения уровня связной речи используется методики «пересказа текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, небольшие по объему.

   Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА – правильно ли ребенок формулирует основную мысль.

  1. СТРУКТРУИРОВАНИЕ – умение последовательно и точно построить

   ТЕКСТА                                пересказ (основывается на основе сопоставления

                                                    пересказа со структурой текста).

  1. ЛЕКСИКА – полнота использования лексики текста, замена авторских

                                выразительных средств собственными.

  1. ГРАММАТИКА – правильность построения предложений, умение

                                        использовать сложные предложения.

  1. ПЛАВНОСТЬ РЕЧИ – наличие или отсутствие длительных пауз.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – наличие или отсутствие подсказок педагога

    ПЕРЕСКАЗА                             по ходу пересказа, необходимость повторного

                                                          чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

Высшая оценка воспроизведения текста – 12.

Правильное воспроизведение – 2.

Незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок,

длительных пауз, небольшое количество подсказок – 1.

Неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики,

многочисленные паузы, необходимость в подсказках – 0.

Высокий уровень воспроизведения текста – 12.

Средний уровень – 6.

Низкий уровень – 6.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ

ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА

ЗАДАНИЯ:

  1. Назвать слово.
  2. Назвать один звук.
  3. Придумать слова на заданный звук [С].
  4. Придумать слова на заданный слог ША.
  5. Сколько звуков в слове ЛИСА.
  6. Составить схему назвать в этом слове (согласный твердый, согласный мягкий, гласный).
  7. Разделить слово МАШИНА на слоги, назвать первый, второй, третий слог.
  8. Собрать слово из звуков В, О, Л, К;      Т, А, Н, К.
  9. Назвать одно предложение.
  10.  Сколько слов в предложении – Дети любят гулять.
  11.  Назвать первое, второе, третье слово.
  12.  Какое слово второе, третье, первое.

   Результаты обследования заносятся в таблицу:

Правильный ответ – 1.

Не верный ответ – 0.

Высшая оценка – 12.

Средняя – 6.

Низкая оценка – 6.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

ЗАДАНИЕ №1. Классификация понятий.

МАТЕРИАЛ: 30 картинок с изображением ЖИВОТНЫХ, ОДЕЖДЫ, ИГРУШЕК, ФРУКТОВ, ОВОЩЕЙ, ТРАНСПОТРА.

   Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0.

Высшая оценка – 30.

ЗАДАНИЕ №2. Подбор синонимов.

    Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например, хмурый, веселый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка – 10.

Подобранное слово является синонимом названного – 1.

Подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного – 0.

ЗАДАНИЕ №3. Подбор определений.

   Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: ПЛАТЬЕ, БЕРЕЗА, ЯБЛОКО, ЛИСА, ДЕВОЧКА. Например, платье. Какое оно? Как про можно сказать еще? Каким оно может быть?

Высшая оценка 10.

Придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному – 2.

Менее 3 слов – 1.

Отсутствие или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова – 0.

   После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка.

Высшая оценка – 50 соответствует высокому уровню.

Средний уровень – 32 49.

Низкий уровень лексического развития ребенка – 32.

ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

ЗАДАНИЕ №1. Понимание грамматических структур.

МАТЕРИАЛ: 4 КУКЛЫ, 10 ФИГУРОК ЖИВОТНЫХ, 1 КУБИК.

   Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек:

  • Уложить маленького ребенка спать.
  • Кошка поймана мальчиком.
  • Утка убежала, прежде чем ее схватила овца.
  • Собака кусает медведя, который схватил зайца.
  • Собака позволяет мальчику погладить ее.
  • Белка стоит между медведем и мальчиком.
  • Маленький мальчик убежал от собаки и спрятался за кубик.
  • Покажи ручкой карандаш.
  • Покажи собаку хозяина.
  • Толя веселее Светы. Кто веселее?

Верные ответы – 1.

Неверные ответы – 0.

ЗАДАНИЕ №2. Образование форм существительных, обозначающих детенышей животных.

МАТЕРИАЛ: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (ЛОШАДЬ, СЛОН, ЛИСА, КОШКА, ЗАЯЦ, СВИНЬЯ, ЛЕВ, КОРОВА, ОВЦА, МЕДВЕДЬ).

Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; У лисы много лисят и др.).

Высшая оценка – 20.

Безошибочное употребление обеих форм – 2.

Незначительная ошибка от нормы 1.

Неверный ответ – 0.

ЗАДАНИЕ №3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов:

  • Дети, гулять, парк.
  • Аквариум, рыбка, плавать.
  • Танк, мальчик, рисовать.
  • Малыш, купать, мама.
  • Гараж, дети, строить.

Высшая оценка – 10.

Предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно – 2.

В предложении есть незначительные отклонения от правил 1.

Не все слова использованы, есть нарушения правил – 0.

ЗАДАНИЕ №4. Словообразование.

Проверка умения образовывать слова:

А) С помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

  • У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый).
  • У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий).
  • У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый).
  • У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая).

Б) Путем перехода слов из одного грамматического класса (сущ.) в другой (прил.)

(семантико-морфологический способ).

Ребенку предлагаются упражнения на образование прилагательных:

  • Стакан сделан из стекла. Какой стакан?
  • Стол сделан из дерева. Какой он?
  • Мясорубка сделана из железа. Какая она?

ЗАДАНИЕ №5. Проверка умения подбирать родственные слова.

Подбери родственные слова к словам: СНЕГ, ЗИМА, МОРЕ.

Высшая  оценка 10.

Правильность выполнение – 1.

Неверное выполнение – 0.

После выполнения всех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка.

Высшая оценка – 50, соответствует высокому уровню.

Средний уровень – 32 – 49.

Низкий уровень – 32

ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (1)

п/п

ФАМИЛИЯ,

ИМЯ РЕБЕНКА

ПОНИМАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

ИТОГ

ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,ОБОЗНАЧАЮЩИХ

ДЕТЕНЫШЕЙ

ЖИВОТНЫХ

ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

д\и «ЧЕЙ ХВОСТ?»

«ЧЬЯ МОРДА?»

ИТОГ

1. Уложи маленького ребенка спать.

2. Кошка поймана мальчиком.

3. Утка убежала, прежде чем ее схватила овца.

4. Собака кусает медведя, который схватил зайца.

5. Собака позволяет мальчику погладить ее.

6. Толя веселее Светы. Кто грустнее?

7. Покажи хозяина собаки.

8. Белка стоит между медведем и мальчиком.

9. Мальчик убежал от собаки и спрятался за кубик.

10. Покажи ручкой карандаш.

В.О.- 1

Н.О.- 0

общий

10

лошадь   д/и “Кто у кого”

слон     “Нет кого?”

свинья

корова

лев

У лисы

У волка

У зайца

У собаки

У медведя

2

1

0

общий

20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (2)

П/П

ФАМИЛИЯ,

ИМЯ РЕБЕНКА

КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ИТОГ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ИТОГ

ВЫВОД

1. Дети, гулять, парк.

2. Аквариум, рыбка, плавать.

3. Танк, мальчик, рисовать.

4. Гараж, дети, строить.

5. Малыш, купать, мама.

2

1

0

обший

10

ОБРАЗОВАНИЕ УМЕНЬШ.

-ЛАСКАТ. СУЩЕСТВ.

СЛИЯНИЕ

ДВУХ ОСНОВ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГА

ТЕЛЬНЫХ

ПОДБОР РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

В.О. - 1

Н.О. - 0

обший

10

в. ур. – 50

с. ур. -

49-32

н. ур. – 31

1.изба

2. дерево

1. У зайца короткий хвост. Какой заяц?

2. У зайца длинные уши. Какой заяц?

3. У девочки черные волосы. Какая девочка?

1. Мясорубка из железа. Какая она?

2. Стол из дерева. Какой он?

снег

зима

море

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

п/п

Ф.И. РЕБЕНКА

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПА РЕЧИ, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

ИТОГ

с

ш

з

ж

ц

ч

с

щ

п

б

к

г

т

д

л

р

1.

в норме

2.

в норме

3.

в норме

4.

в норме

5.

в норме

6.

в норме

7.

в норме

8.

в норме

9.

в норме

10.

в норме

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА

п/п

Фамилия, имя

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ИТОГО

ОЦЕНКА

в. у.-12 б., с. у.-6 б., н. у.-5 б.

Сказать 1 слово

Сказать 1 звук

Придумать слово

на заданный звук «С»

Придумать слово

на заданный слог «ША»

Сколько в слове звуков «лиса»

Составить схему, назвать звуки в этом слове

(согл., тв., согл.м., гл.)

Разделить слова «МАШИНА» на слоги, назвать слоги: 1, 2, 3.

Собрать слово из звуков ВОЛК, ТАНК.

Сказать одно

предложение

Сколько слов в

предложении

«ДЕТИ ЛЮБЯТ

ГУЛЯТЬ»

Назвать 1,2,3 слово

Назвать  2,3,1 слово

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Изучение уровня речевой коммуникации детей.
  2. Изучение уровня связной речи.
  3. Изучение словаря детей.

п/п

ФАМИЛИЯ

ИМЯ

РЕБЕНКА

1

2

3

CИНОНИМЫ

«Скажи по-другому»

АНТОНИМЫ

«Скажи наоборот»

Подбор

опреде

лений

Части предмета

Всего бал.

Уровень речевого развития

Связная речь

Классификация

Уровень речевой коммуникации 1, 2, 3

3

Пересказ  2 – 1 – 0

Составление пересказа по карт. 2 – 1 – 0

12 в.у6-11-с.у. 6 -н.у

Животные

Одежда

Транспорт

Овощи

Фрукты

Игрушки

ИТОГО  5 - 0

Хмурый

Веселый

Разговаривать

Большой

Смеяться

День

Старый

Далёко

Трусливый

Плакать

ИТОГО  1 - 0

Платье

Береза

Яблоко

чайник

стул

ИТОГО  2 б.  1б.  0

50 – в.у., 32 – 49 – с.у., 32 – н.у

1

2

3

4

 

5

6

7

8

9

10

Уровень речевого развития выпускников

МАДОУ д/с «Алёнка» за ………учебный год

группа …………..

п/п

Ф.И. ребенка

Школа

Диагноз

Уровни развития

Уровень речевой готовности к школе

Примечание

Первичный

По выпуску

Речевая

Коммуникац.

Связная речь

Словарь

Грамматика

Произношен.

Подготовка к обучению грамоте

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качественный показатель:                                                                                                                      Примечание: Дети со средним уровнем речевого развития

В.У. –                                                                                                                                                           отличаются нестабильностью успехов в учебе.

С.У. –