Аналитические отчёты
Аналитический отчёт- это отчёт о проделанной работе за учебный год по изучению и обобщению педагогического опыта. Стоит помнить, что это не просто перечень выполненной работы, а анализ материалов, полученных в процессе его выполнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Аналитический отчет о деятельности
учителя – логопеда Вискуновой А.Н.
МАДОУ д/с «Алёнка» за 2019 – 2020 учебный год
г. Советский 2020 г.
Основной целью логопедической помощи на логопункте в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, нуждающихся в логопедической помощи. Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.
В начале 2019-2020 учебного года на основании проведённого речевого обследования на логопедический пункт было зачислено 20 детей, в том числе: 20 детей подготовительной группы общеразвивающей направленности «Затейники» № 1 из них: 15 детей с ФФНР, 5 детей с ОНР 3 уровня и НВОНР.
На конец учебного года с логопункта выпущено 20 воспитанников в школы города в том числе: 18 человек с нормой речевого развития, со значительными улучшениями 2 ребёнка (с изначальным диагнозом речевого развития ОНР на конец года 1-ФНР, 1-ФФНР). Качественный показатель коррекционно-развивающей работы 90 %. Усвоение программы детьми 100 %.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт в начале учебного года по результатам диагностики был составлен план коррекционной работы. Так же с законными представителями детей были заключены соглашения (обязательный документ) о зачислении ребёнка на логопункт.
Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились 2 раза в неделю (ФНР, ФФНР), 3 раза в неделю (НВОНР, ОНР 3ур) по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук, профилактике оптической дисграфии, по развитию навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.
Для работы с детьми логопункта была разработана рабочая программа «Коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности № 1 «Затейники» (далее программа) разработана на основе образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной основной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а так же парциальных программ: в частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Данная рабочая программа определяет содержание и организацию коррекционного развивающего процесса с детьми 5-7 лет. Программа соответствует принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости содержания материала программы, обеспечивает единство коррекционно - развивающих и обучающих целей и задач. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также во взаимодействии с семьями детей по реализации программы. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми имеющих нарушения речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников
ДОУ.
- Развитие артикуляционного и голосового аппарата.
- Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образовании
Звуков и особенностях их произнесения).
- Дифференциация звуков на слух и в произношении, развитие фонематических процессов.
- Формирование звуко-слоговой структуры слов различной сложности и звукового анализа слов.
- Знакомство с буквами русского алфавита (подготовительная группа).
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, и сотрудниками ДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Учитывая поставленные задачи логопедическую работу
проводила по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- работа с воспитателями;
- работа с родителями.
В своей работе использовала следующую литературу:
Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.:«Аквариум», 1996..
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
Работа с детьми:
Работа с детьми была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. В результате коррекционной работы добилась следующих результатов:
Результаты логопедического обследования детей подготовительной группы общеразвивающей направленности № 1 «Затейники».
На начало обучения (с 1 сентября) логопедическое обследование (диагностика устной речи) детей проводится по «Альбому логопеда» автор Иншакова О.Б. Результаты заносятся в сводную речевую карту и протокол речевого обследования.
Начало года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 15 детей (75%)
Низкий уровень – 5 детей (25%)
На конец учебного года логопедическое обследование (диагностика устной речи) детей проводится по «Тестовой методике диагностики устной речи детей подготовительной группы к обучению в школе» под редакцией В.И. Яшиной. Результаты заносятся в сводную речевую карту и протокол речевого обследования выпускников.
Конец года
Уровень речевого развития
Высокий уровень – 18 детей (90 %)
Средний уровень – 2 детей (10 %)
Усвоение программы детьми 100 %
Всем детям рекомендовано обучение в массовом классе.
Реализация программы индивидуальных занятий в период
с 2.09.2018 по 27.03. 2020 г. в подготовительной группе № 1 «Затейники»
код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
по плану | 83 | 66 | 68 | 67 | 65 | 65 | 65 | 70 | 74 | 65 | 66 | 68 | 66 | 67 | 67 | 66 | 67 | 66 | 65 | |
по факту | 55 | 31 | 41 | 47 | 40 | 35 | 45 | 50 | 46 | 43 | 25 | 44 | 46 | 42 | 46 | 30 | 46 | 21 | 40 | |
реализация программы | 66,2% | 45% | 60,3% | 70 % | 61,5% | 54% | 69,2% | 71, 4% | 62% | 66% | 38% | 65% | 70% | 62,6% | 68,6% | 45,4% | 68,6% | 32% | 61,5% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 68,3 %.
Причины: по болезни детей, массовые мероприятия в ДОУ, отпуска детей. Программа не реализована полностью по причине наложения обязательного карантина и отстранения от работы педагогических работников ДОУ(covid-19) в период с 30 марта по 31 мая 2020г. перевод на дистанционную форму выполнения трудовых функций.
Результаты коррекционной работы в МАДОУ д/с «Алёнка»
в подготовительной к школе группе № 1 «Затейники» 2019 - 2020 уч. год
№ | показатели | Кол-во детей | % |
1 | Общее количество детей | 20 | 100% |
2 | Выпущенные: | ||
| 18 | 90 % | |
| 2 | 20 % | |
| - | - | |
3 | Рекомендовано обучение в массовом классе | 20 | 100% |
4 | Рекомендовано посещение школьного логопункта | 1 | 5 % |
5 | Рекомендован контроль со стороны школьного логопункта | 1 | 5 % |
6 | Рекомендовано коррекционный (речевой) класс | - | - |
7 | Остались на повторный курс в ДОУ | - | - |
8 | Выбыли в течении года | - | - |
С сентября по март 2020 года логопедический пункт посещали 20 детей подготовительной к школе группы. По результатам логопедического обследования воспитанников по итоговой диагностике устной речи по методике В.И. Яшиной «Тестовой методике диагностики устной речи детей подготовительной группы к обучению в школе» уровень речевого развития всех выпускников показал положительную динамику при выпуске детей в школу.
При работе с детьми подготовительной группы уделяю большое внимание профилактике оптической дисграфии. Работа идёт в следующих направлениях: Формирование зрительного гнозиса (восприятия). Расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы). Развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв). Формирование пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координаций. Автоматизация зрительных представлений графических образов букв; Дифференциация букв, имеющих оптические сходства.
Для определения предпосылок развития оптической дисграфии используется авторская методика Л.Г. Парамоновой «Диагностика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»
Начало года
Конец года
Коррекционная работа с детьми логопункта по коррекции звукопроизношения, обогащению словаря; развитию и совершенствованию грамматического строя речи проводилась поэтапно. Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания)
Кроме занятий с воспитанниками зачисленных на логопункт, на протяжении всего учебного года велась профилактическая работа в средней группе № 12 «Гусельки». Один раз в неделю по 15 минут проводилась артикуляционная гимнастика в группе с учетом перспективного плана (с октября – по март), где решались задачи по развитию речевого дыхания, мимических упражнений, мышц лица, языка, рта, щёк. Чтобы занятие проходило на позитивном фоне, применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке, кляксе.
Так же в марте была проведена диагностика речевого развития детей во 2 младшей группе общеразвивающей направленности №3«Радуга». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги и законные представители детей, 2воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, на воспитанников были оформлены документы для прохождения ПМПК.
С воспитанницами групп № 1 в апреле готовились к конкурсу чтецов «Мы растём под мирным небом». На протяжении всего учебного года с детьми подготовительной группы № 1 принимали участие в онлайн олимпиадах и конкурсах (все участники имеют призовые места). Для всех воспитанников подготовительных к школе групп в феврале был организован конкурс мини книг на уровне МАДОУ «Моя любимая буква!» (Ребята из группы № 1 приняли активное участие, заняли призовые места). Так же я играла роли в следующих мероприятиях, организованных для детей: в феврале для детей старшего дошкольного возраста, состоялись «Выборы президента сказочной страны», в марте «Проводы зимы» и утренники к 8 марта. В период обязательной самоизоляции (covid-19) законным представителям ежедневно предоставлялся материал с заданиями для детей. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.
Достичь полученных результатов в коррекционной работе с детьми удалось за счет:
проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;
тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;
проведение поэтапной коррекционной работы;
проведение планомерной консультативной работы с родителями детей по вовлечению их в коррекционный процесс.
Работа с педагогами:
За учебный год было проведено 18 консультаций по обращениям и запросам педагогов, а также согласно плану работы. В течение года организуются совместные мероприятия с педагогами для детей, консультации по рабочим вопросам, участие и взаимодействие с коллегами на ППк, рекомендации по составлению характеристик и представлений на воспитанников на ПМПК.В начале и завершении учебного года:для педагогов всех диагностируемых групп обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками зачисленных на логопункт. В ноябре, декабре и марте посещены занятия по подготовке к обучению грамоте и связной речи в подготовительной группе № 1, был дан анализ НОД и рекомендации педагогам. В декабре консультация «Профилактика дисграфии и дислексии». В январе состоялось МО педагогов «Подготовка к школе», на которой сообщались результаты речевой промежуточной диагностики детей выпускных групп.
воспитанников». Также январе совместно с коллегами логопедами организован смотр-конкурс мини-книг среди воспитанников подготовительных к школе групп «Мой любимый трудный звук». В марте была проведена диагностика речевого развития детей во 2 младшей группе общеразвивающей направленности №3 «Радуга». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги группы 2 воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. На данных воспитанников совместно с педагогами были оформлены документы для прохождения ПМПК.В феврале коллегиально проведено заседание ППк, обсуждение динамики детей и пути дальнейшей работы с детьми, выведенным на ППк.В марте работала в составе комиссии по тематической проверке «Эффективность воспитательно-образовательной работы по речевому развитию дошкольников». Составлена справка, даны рекомендации педагогам в работе с детьми. В марте на РМО учителей-логопедов представила для коллег мастер-класс «Весёлая артикуляционная гимнастика» и «Инновационные приёмы артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ».
Работа с родителями:
За учебный год было проведено 22 консультации по обращениям и запросам родителей, а также согласно плану работы. В начале и завершении учебного года: для родителей всех детей, посещающих логопункт обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками. В начале учебного года сбор анамнестических данных о каждом ребёнке. В октябре консультации по работе с детьми в индивидуальных тетрадях по рекомендациям учителя-логопеда, а также выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Ежемесячно оформляется в групповой раздевалке информационный стенд рекомендаций родителям на различную тематику касающегося речевого развития. Примеры тем: «Азбука, я тебя знаю!», «Как подготовить руку к письму», «Дисграфия. Что это такое?», «Чему научит клеточка» и.т.п. В декабре в рамках родительского собрания в гр. № 1 был проведён мастер-класс «Звуковой анализ. Работа со схемой предложения» Практикум «Ознакомление со звуковым строением слова». Для всех воспитанников подготовительных к школе групп в феврале был организован конкурс мини книг на уровне МАДОУ «Моя любимая буква!» Ребята из группы № 1 приняли активное участие совместно с родителями готовили конкурсные работы, по итогам заняли призовые места. На протяжении периода обязательной самоизоляции воспитанники подготовительной группы № 1 и их родители принимали участие в онлайн олимпиадах и конкурсах (все участники имеют призовые места). В апреле, в период самоизоляции, в режиме онлайн был проведён отборочный тур конкурса чтецов «Мы растём под мирным небом». В период обязательной самоизоляции (covid-19) законным представителям ежедневно предоставлялся материал с заданиями для детей. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.
Участие в конкурсах:
Участие педагога:
Название конкурса | Уровень (детский сад, район, округ, Россия) | (месяц) | Результат |
Всероссийский конкурс педмастерства «Педагогический опыт. Идеи. Инновации» | Россия | декабрь | Диплом лауреата 1 степени |
АУ «Институт развития образования» окружная конференция по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья | Округ | май | Сертификат участника |
Подготовка воспитанников для участия в конкурсах, олимпиадах:
Ф И участника | Название конкурса | Дата (месяц) | Уровень (детский сад, район, округ) | Занятое место | |||
Всероссийские | |||||||
Пономарёва Ангелина | Онлайн олимпиада «Познавательная азбука» | декабрь | Россия | Диплом лауреата 1 степени | |||
Петрунин Тихон | Всероссийская Блиц-олимпиада «Звукобуквенный анализ слова» | апрель | Россия | Диплом победителя 1 степени | |||
Окружные | |||||||
Мамедова Фатима | Онлайн олимпиада по русскому языку «Скоро в школу» | апрель | округ | Диплом победителя 1 место | |||
ДОУ | |||||||
Пушкарёв Кирилл | Конкурс мини книг «Моя любимая буква!» | февраль | Детский сад | Диплом 1 степени | |||
Калоева Екатерина | Конкурс мини книг «Моя любимая буква!» | февраль | Детский сад | Диплом 2 степени | |||
Фарухшина Эвелина | Конкурс мини книг «Моя любимая буква!» | февраль | Детский сад | Диплом 2 степени | |||
Балакина Анастасия | Конкурс мини книг «Моя любимая буква!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Глухих Илья | Конкурс мини книг «Моя любимая буква!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Мамедова Фатима | Конкурс мини книг «Моя любимая буква!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Ксения Софронова | Конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом» | апрель | Детский сад |
Вывод: Участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня, а также подготавливать воспитанников для участия в конкурсах.
Публикации:
В феврале 2020 г публикация на ИОР «Моя Югра» тема: «Упражнения и игры для развития конструктивного праксиса и тактильных ощущений при знакомстве с буквой». В апреле размещение на официальном сайте МАДОУ д/с «Алёнка» презентации познавательно-обучающегося содержания для детей своей возрастной группы «Подбери слова к схеме».
Повышение квалификации:
В ноябре мною пройдена процедура на соответствие занимаемой должности на уровне ДОУ. В январе успешно пройдена процедура аттестации на первую квалификационную категорию.
Участие в вебинарах: (по окончанию всех перечисленных вебинаров, семинаров выданы сертификаты участника по данной теме)
Ноябрь:
«Скорочтение. Применение авторской методики Г.М.Зегебарт»;
«Скорочтение. Смысловое чтение»;
Апрель:
«Введение в прикладной анализ поведения: его вклад в практику работы с детьми ОВЗ. Перспективы для логопедов дефектологов, коррекционных педагогов, психологов» сайт Мерсибо;
«Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ» сайт Мерсибо;
«Игры для развития речи ребёнка»;
«Открытые эфиры. 15 минут с ребенком в детском саду и дома» МПАДО;
«Роль интерактивных игр в развитии ребенка» МПАДО;
«Использование дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» МПАДО;
«Проведение коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками с ТНР с использованием интерактивного материала» Мерсибо;
«Конструктор рабочих программ для воспитателей и специалистов, работающих с детьми раннего возраста». Мерсибо;
Май:
«Игры в которые играют дети»;
АУ «Институт развития образования» окружная конференцию по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
АУ «Институт развития образования» Семинар-практикум для представителей ресурсных центров инклюзивного образования и представителей «Ассоциации школ инклюзивного образования».
Вывод: Продолжать повышать профессиональную компетентность по средствам вебинаров, конференций, интенсивов, марафонов.
Перспективы работы:
Привлечь родителей к коррекционной работе, через совместную работу (мастер-классы, развлечения, открытые мероприятия);
Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми;
Пройти курсы повышения квалификации по теме коррекции звукопроизношения;
Аттестоваться на высшую категорию.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Аналитический отчет о деятельности
учителя – логопеда Вискуновой А.Н.
МАДОУ д/с «Алёнка» за 2020 – 2021 учебный год
г. Советский 2021 г.
Основной целью логопедической помощи на логопункте в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, нуждающихся в логопедической помощи. Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.
В начале 2020-2021 учебного года на основании проведённого речевого обследования на логопедический пункт было зачислено 25 детей, в том числе: 25 детей старшей группы общеразвивающей направленности № 12 «Гусельки» из них: 7 детей с ФНР, 12 детей с ФФНР, 5 детей с ОНР 3 уровня и НВОНР.
На конец учебного года с чистой речью с логопедического пункта выпущены 6 человек. Для продолжения коррекционной работы на логопункте оставлены 19 воспитанников старших группы №12, посещающие логопункт на данный момент. Со следующими речевыми диагнозами ФНР 12 человек, ФФНР 7 человек. Усвоение программы детьми 100 %.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт в начале учебного года по результатам диагностики был составлен план коррекционной работы. Так же с законными представителями детей были заключены соглашения (обязательный документ) о зачислении ребёнка на логопункт.
Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились 2 раза в неделю по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук, профилактике оптической дисграфии, по развитию навыков звукового анализа.
Для работы с детьми логопункта была разработана рабочая программа «Коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы общеразвивающей направленности № 12 «Гусельки» (далее программа). Разработана на основе образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной основной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а так же парциальных программ: в частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Данная рабочая программа определяет содержание и организацию коррекционного развивающего процесса с детьми 5-7 лет. Программа соответствует принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости содержания материала программы, обеспечивает единство коррекционно - развивающих и обучающих целей и задач. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также во взаимодействии с семьями детей по реализации программы. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми имеющих нарушения речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Коррекционно-развивающие задачи (для детей 5-6 лет):
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников
ДОУ.
- Развитие артикуляционного и голосового аппарата.
- Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образовании
Звуков и особенностях их произнесения).
- Дифференциация звуков на слух и в произношении, развитие фонематических процессов.
- Формирование звуко-слоговой структуры слов различной сложности
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, и сотрудниками ДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Учитывая поставленные задачи логопедическую работу
проводила по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- работа с воспитателями;
- работа с родителями.
В своей работе использовала следующую литературу:
Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
Работа с детьми:
Работа с детьми была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. В результате коррекционной работы добилась следующих результатов:
Результаты логопедического обследования старшей группы
общеразвивающей направленности № 12 «Гусельки»
На начало и конец учебного года логопедическое обследование (диагностика устной речи) детей проводится по «Альбому логопеда» автор Иншакова О.Б. Результаты заносятся в сводную речевую карту и протокол речевого обследования.
Начало года
Уровень речевого развития
Средний уровень – 4 ребёнка (16 %)
Низкий уровень – 21 ребёнок (84 %)
Конец года
Уровень речевого развития
Высокий уровень - 6 детей (24 %)
Средний уровень – 19 детей (76 %)
Усвоение программы детьми 100 %
Реализация программы индивидуальных занятий в период
с 1.09.2020 по 20.05. 2021 г. в старшей группе № 12 «Гусельки»
код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
по плану | 57 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 53 | 53 | 50 | 52 | 52 | 56 | 55 | 54 | 54 | 54 | 55 | 17 | 54 | 52 | 51 | 48 | 53 | 54 | 51 |
по факту | 27 | 48 | 37 | 49 | 38 | 50 | 52 | 36 | 6 | 37 | 34 | 42 | 42 | 37 | 47 | 41 | 41 | 5 | 35 | 32 | 31 | 27 | 36 | 50 | 9 |
реализация программы | 47,3% | 88,8% | 68,5% | 90,7% | 70,3% | 92,5% | 98,1% | 67, 9% | 12% | 71,1% | 65,3% | 75% | 76,3% | 68,5% | 87% | 76% | 74,5% | 10,6% | 65% | 62% | 61% | 56,2% | 67% | 92% | 17,6% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 67 %.
При работе с детьми старшей дошкольного группы уделяю большое внимание профилактике оптической дисграфии. Работа идёт в следующих направлениях: Формирование зрительного гнозиса (восприятия). Расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса. Развитие зрительного анализа и синтеза Формирование пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координаций.
Для определения предпосылок развития оптической дисграфии используется авторская методика Л.Г. Парамоновой «Диагностика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»
Начало года
Конец года
С воспитанницами группы №12 в течение учебного года мы готовились к различным конкурсам. В октябре готовила воспитанницу к конкурсу чтецов в МАДОУ (Диплом победителя 2 место). В апреле готовились к отборочному туру в МАДОУ конкурсу чтецов «Мы растём под мирным небом» (Диплом победителя), далее представляли детский сад на районном конкурсе «Мы растём под мирным небом» (диплом 2 степени). Для всех воспитанников старших групп в феврале был организован семейный творческий конкурс на уровне МАДОУ «Первая буква моего имени» (Ребята из старших групп приняли активное участие, заняли призовые места). Еженедельно в тетради домашних заданий всех детей посещающих логопункт законным представителям предоставлялся материал с заданиями для детей. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.
Так же в учебном году состоялись мероприятия в МАДОУ для детей, в которых я принимала участие. В сентябре для всех детей МАДОУ состоялся «День знаний», а так же праздник Осени в старшей группе № 12. В марте утренник к празднику весны в группе № 12.
Кроме занятий с воспитанниками зачисленных на логопункт, на протяжении всего учебного года велась кураторская работа в младшей группе № 3 «Фантазёры» и средней группе № 10 «Улыбка». Один раз в неделю по 15 минут проводилась артикуляционная гимнастика в младшей группе № 3 «Фантазёры» на занятиях в игровой форме с обезьянкой Чичей. На занятиях выполнялись упражнения по развитию речевого дыхания, мимических упражнений, мышц лица, языка, рта, щёк. В течение учебного года педагоги средней группы № 10 «Улыбка» часто обращались по методическим вопросам касающегося речевого развития детей данного возраста, так же оказывала помощь в подготовке к конкурсу чтецов, консультировала родителей по их запросу по речевому развитию детей, диагностика отдельных воспитанников группы по запросам родителей и педагогов группы. В течение года обновлялись информационные стенды в групповых раздевалках групп №3, № 12. С сентября по декабрь с воспитанницей логопункта шла коррекционная работа в дистанционном формате период её самоизоляции. Сами онлайн занятия шли на платформе Zoom, мессенджеры Waats App, Viber. Законным представителям предоставлялся материал с заданиями для ребенка по эл.почте. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.
Так же в марте была проведена диагностика речевого развития детей в младшей группе комбинированной направленности №3 «Фантазёры». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги и законные представители детей, 2 воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, на воспитанников были оформлены документы для прохождения ПМПК.
Достичь полученных результатов в коррекционной работе с детьми удалось за счет:
проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;
тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;
проведение поэтапной коррекционной работы;
проведение планомерной консультативной работы с родителями детей по вовлечению их в коррекционный процесс.
Работа с педагогами:
За учебный год было проведено 19 консультаций по обращениям и запросам педагогов. В течение года организуются совместные мероприятия с педагогами для детей (утренники, подготовка к конкурсам), консультации по рабочим вопросам, участие и взаимодействие с коллегами на ППк, рекомендации по составлению характеристик и представлений на воспитанников на ПМПК. В начале и завершении учебного года: для педагогов всех диагностируемых групп обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками зачисленных на логопункт В ноябре был организован и проведён мастер-класс для воспитателей массовых групп на тему «Инновационные и традиционные приемы в артикуляционной гимнастике. Весёлая артик.гимнастика». Подготовлены практические материалы для педагогов к данной теме. В январе в рамках ПДС проведён практикум для педагогов ДОУ «Организация работы в дистанционном формате». В январе на РМО учителей-логопедов представила для коллег сообщение из опыта работы на тему: «Работа учителя-логопеда в дистанционном формате» (сертификат)
В феврале организован и проведён семейный конкурс среди воспитанников старших групп «Первая буква моего имени». Педагогам групп были разъяснены требования конкурсным работам. В марте была проведена диагностика речевого развития детей во младшей группе комбинированной направленности №3 «Фантазёры». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги группы 2 воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. На данных воспитанников совместно с педагогами были оформлены документы для прохождения ПМПК. В октябре и марте коллегиально проведено заседание ППк, обсуждение динамики детей и пути дальнейшей работы с детьми, выведенным на ППк. В апреле участвовала в составе жюри конкурса в ДОУ «Мы растём под мирным небом!».
Работа с родителями:
За учебный год было проведено 36 консультаций по обращениям и запросам родителей. В начале учебного года, а также при зачислении новых детей в течение учебного года на логопедический пункт для родителей всех детей обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками, сбор анамнестических данных о каждом ребёнке. В сентябре-октябре проведены индивидуальные консультации по работе с детьми в индивидуальных тетрадях по рекомендациям учителя-логопеда,а также выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Ежемесячно оформляется в групповой раздевалке информационный стенд рекомендаций родителям на различную тематику касающегося речевого развития в старшей группе № 12,а так же в курируемых группах № 10 и №3. Примеры тем стендов: «Игры на развитие пространственной ориентировки», «Что такое фонематический слух? Игры и упражнения», «Пальчиками играем, речь развиваем», «Игры на кухне»,«Чему научит клеточка». В октябре в рамках родительского собрания в гр. № 12 был проведён практикум «Артикуляционная гимнастика-залог чистой речи» (протокол собраний). В декабре был разработан и проведён мастер-класс в форме видеозаписи «Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного возраста». В виде обратной связи родители отправляли видео с выполненными заданиями. В апреле в рамках дня открытых дверей проведена НОД на тему «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика по теме электроприборы». Для всех воспитанников старших групп в феврале был организован семейный творческий конкурс на уровене МАДОУ «Первая буква моего имени!». Ребята из группы № 12, № 11 приняли активное участие, заняли призовые места. В апреле готовились совместно с родителями воспитанницы группы №12 к отборочному туру в МАДОУ конкурсу чтецов «Мы растём под мирным небом» (Диплом победителя), далее представляли детский сад на районном конкурсе «Мы растём под мирным небом» (диплом 2 степени). Еженедельно в тетради домашних заданий предоставлялся материал с заданиями для детей с родителями в домашних условиях. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.
С сентября по декабрь с воспитанницей логопункта шла коррекционная работа в дистанционном формате период её самоизоляции. Сами занятия шли на платформе Zoom мессенджеры Waats App, Viber. Законным представителям предоставлялся материал с заданиями для ребенка по эл.почте. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.
Участие в конкурсах:
Участие педагога:
Название конкурса | Уровень (детский сад, район, округ, Россия) | (месяц) | Результат |
Районный конкурс «Есть идея!» | район | февраль | сертификат участника |
Всероссийский смотр-конкурс отчётов педагогических работников по теме самообразования | Россия | декабрь | 1 место диплом победителя |
XII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции, инновации, перспективы» | Международный уровень | апрель | сертификат участника c докладом |
Всероссийский конкурс педмастерства «Педагогический опыт. Идеи. Инновации» | Россия | декабрь | Диплом лауреата 1 степени |
АУ «Институт развития образования» окружная конференция по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья | Округ | май | Сертификат участника (ранее не указывала) |
Подготовка воспитанников для участия в конкурсах, олимпиадах:
Ф И участника | Название конкурса | Дата (месяц) | Уровень (детский сад, район, округ) | Занятое место | |||
Округ | |||||||
Галиева Регина | Стихи и песни военных лет «О той весне…» | май | международное | Сертификат участника | |||
Районные | |||||||
Галиева Регина | «Мы растём под мирным небом» | апрель | район | Диплом победителя 2 место | |||
ДОУ | |||||||
Николаева Варвара | Конкурс чтецов | октябрь | Детский сад | Диплом победителя 2 место | |||
Аюпова Камила | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Диплом 1 степени | |||
Гайдина Софья | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Диплом 1 степени | |||
Мосягин Максим | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Диплом 3 степени | |||
Мухаяров Дмитрий | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Шпакова Елизавета | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Лобко Кира | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Тузов Никита | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Валеева Светлана | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Политыко Виктория | Семейный конкурс «Первая буква моего имени!» | февраль | Детский сад | Сертификат участника | |||
Галиева Регина | Конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом» | апрель | Детский сад | Сертификат участника победителя |
Вывод: Продолжать участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня, а также подготавливать воспитанников для участия в конкурсах.
Публикации:
В январе и феврале разместила информацию на официальном сайте МАДОУ д/с «Алёнка».
Повышение квалификации:
Участие в вебинарах: (по окончанию всех перечисленных вебинаров, семинаров выданы сертификаты участника по данной теме)
Октябрь:
Вебинар «Арт.гимнастика как основа логопедической работы» (сертификат)
Семенар «Дистанционное обучение: использов.соц сетей и виртуальной обучающей среды в образовании».
Семенар «Применение цифровых и дистанционных образовательных технологий» при реализации программ дошкольного образования: решения и практика»
Март:
«Основы оказания первой мед.помощи работниками сферы образования»
Апрель:
«Применение цифровых и дистанционных образовательных технологий при реализации программ дошкольного образования»
Май 2020 (ранее не указывался):
Семинар «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» (сертификат)
Повышение квалификации «Коррекция звукопроизношения у детей и взрослых» Удостоверение 144 часа.
Вывод: Продолжать повышать профессиональную компетентность по средствам вебинаров, конференций, интенсивов, марафонов.
Перспективы работы:
В 2020-2021 учебном году реализовала все намеченные профессиональные планы. Прошла курсы повышения квалификации, пополнила, систематизировала и обновила дидактический материал и игры для коррекционной работы с детьми. Выступила с докладом на международной конференции. Научилась организовывать работу в дистанционном формате.
Планирую далее продолжать привлечение родителей к коррекционной работе, через совместную работу (мастер-классы, конкурсы); Пройти глобальный длительный проект «НЕЙРОРЕСУРС» и получить сертификат участника (длительность 18 месяцев). Пройти курсы логопедического массажа. Аттестоваться на высшую категорию весной 2022 года.
Комментарии
Очень интересный материал. А
Очень интересный материал. А результаты работы в процентном соотношении вы не делаете в диаграммах? Они нагляднее представляют результативность.