Аналитические отчёты

Вискунова Анастасия Николаевна

Аналитический отчёт- это отчёт о проделанной работе за учебный год по изучению и обобщению педагогического опыта. Стоит помнить, что это не просто перечень выполненной работы, а анализ материалов, полученных в процессе его выполнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Аналитический отчет о деятельности

учителя – логопеда Вискуновой А.Н.

МАДОУ   д/с «Алёнка» за 2019 – 2020 учебный год

г. Советский 2020 г.

Основной целью логопедической помощи на логопункте в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, нуждающихся в логопедической помощи. Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.

В начале 2019-2020 учебного года на основании проведённого речевого обследования на логопедический пункт было зачислено 20 детей, в том числе: 20 детей подготовительной группы общеразвивающей направленности «Затейники» № 1 из них: 15 детей с ФФНР, 5 детей с ОНР 3 уровня и НВОНР.

На конец учебного года с логопункта выпущено 20 воспитанников в школы города в том числе: 18 человек с нормой речевого развития, со значительными улучшениями 2 ребёнка (с изначальным диагнозом речевого развития ОНР на конец года  1-ФНР, 1-ФФНР). Качественный показатель коррекционно-развивающей работы 90 %. Усвоение программы детьми 100 %.

На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт в начале учебного года по результатам диагностики был составлен план коррекционной работы. Так же с законными представителями детей были заключены соглашения (обязательный документ) о зачислении ребёнка на логопункт.

Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились 2 раза в неделю (ФНР, ФФНР), 3 раза в неделю (НВОНР, ОНР 3ур) по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук, профилактике оптической дисграфии, по развитию навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.

 Для работы с детьми логопункта была разработана рабочая программа «Коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности № 1 «Затейники» (далее программа) разработана на основе образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной основной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  а так же парциальных программ: в частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Данная рабочая программа определяет содержание и организацию коррекционного развивающего процесса с детьми 5-7 лет. Программа соответствует принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости содержания материала программы, обеспечивает единство коррекционно - развивающих и обучающих целей и задач. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также во взаимодействии с семьями детей по реализации программы. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми имеющих нарушения речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

        

Коррекционно-развивающие задачи:

  1.  Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников

 ДОУ.

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата.
  2. Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образовании

 Звуков и особенностях их произнесения).

  1. Дифференциация звуков на слух и в произношении, развитие фонематических процессов.
  2. Формирование звуко-слоговой структуры слов различной сложности и звукового анализа слов.
  3. Знакомство с буквами русского алфавита (подготовительная группа).
  4. Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания.
  5. Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
  6. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, и сотрудниками ДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Учитывая поставленные задачи логопедическую работу

проводила по следующим направлениям:

  1. работа с детьми;
  2. работа с воспитателями;
  3. работа с родителями.

В своей работе использовала следующую литературу:

Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.

Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.

Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.:«Аквариум», 1996..

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.

Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.

Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.

С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

Работа с детьми:

     Работа с детьми была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. В результате коррекционной работы добилась следующих результатов:

Результаты логопедического обследования детей подготовительной группы общеразвивающей направленности № 1 «Затейники».

На начало обучения (с 1 сентября) логопедическое обследование (диагностика устной речи) детей проводится по «Альбому логопеда» автор Иншакова О.Б. Результаты заносятся в сводную речевую карту и протокол речевого обследования.

Начало года

Уровень речевого развития

Средний уровень –  15 детей (75%)

Низкий уровень – 5 детей (25%)

На конец учебного года логопедическое обследование (диагностика устной речи) детей проводится по «Тестовой методике диагностики устной речи детей подготовительной группы к обучению в школе» под редакцией В.И. Яшиной. Результаты заносятся в сводную речевую карту и протокол речевого обследования выпускников. 

Конец года

Уровень речевого развития

Высокий уровень – 18 детей (90 %)

Средний уровень – 2 детей (10 %)    

Усвоение программы детьми 100 %

Всем детям рекомендовано обучение в массовом классе.

Реализация программы индивидуальных занятий в период

с 2.09.2018 по 27.03. 2020 г. в подготовительной группе № 1 «Затейники»

код

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

по плану

83

66

68

67

65

65

65

70

74

65

66

68

66

67

67

66

67

66

65

по факту

55

31

41

47

40

35

45

50

46

43

25

44

46

42

46

30

46

21

40

реализация

программы

66,2%

45%

60,3%

70 %

61,5%

54%

69,2%

71, 4%

62%

66%

38%

65%

70%

62,6%

68,6%

45,4%

68,6%

32%

61,5%

Среднее посещение индивидуальных занятий 68,3 %.

Причины: по болезни детей, массовые мероприятия в ДОУ, отпуска детей. Программа не реализована полностью по причине наложения обязательного карантина и отстранения от работы педагогических работников ДОУ(covid-19) в период с 30 марта по 31 мая 2020г. перевод на дистанционную форму выполнения трудовых функций.

Результаты коррекционной работы в МАДОУ д/с «Алёнка»

в подготовительной к школе группе № 1 «Затейники» 2019 - 2020 уч. год

показатели

Кол-во

детей

%

1

Общее количество детей

20

100%

2

Выпущенные:

  • с хорошей речью

18

90 %

  • со значительными улучшениями

 2

20 %

  • без улучшения

-

-

3

Рекомендовано обучение в массовом классе

20

100%

4

Рекомендовано посещение школьного логопункта

 1

5 %

5

Рекомендован контроль со стороны школьного логопункта

 1

5 %

6

Рекомендовано коррекционный (речевой) класс

-

-

7

Остались на повторный курс в ДОУ

-

-

8

Выбыли в течении года

-

-

 С сентября по март 2020 года логопедический пункт посещали 20 детей подготовительной к школе группы. По результатам логопедического обследования воспитанников по итоговой диагностике устной речи по методике В.И. Яшиной «Тестовой методике диагностики устной речи детей подготовительной группы к обучению в школе» уровень речевого развития всех выпускников показал положительную динамику при выпуске детей в школу.

При работе с детьми подготовительной группы уделяю большое внимание профилактике оптической дисграфии. Работа идёт в следующих направлениях: Формирование зрительного гнозиса (восприятия). Расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы). Развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв). Формирование пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координаций. Автоматизация зрительных представлений графических образов букв; Дифференциация букв, имеющих оптические сходства. 

        Для определения предпосылок развития оптической дисграфии используется авторская методика  Л.Г. Парамоновой «Диагностика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»

Начало года

Конец года

        Коррекционная работа с детьми логопункта по коррекции звукопроизношения, обогащению словаря; развитию и совершенствованию грамматического строя речи проводилась поэтапно. Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;

На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания)

Кроме занятий с воспитанниками зачисленных на логопункт, на протяжении всего учебного года велась профилактическая работа в средней группе № 12 «Гусельки». Один раз в неделю по 15 минут проводилась артикуляционная гимнастика в группе с учетом перспективного плана (с октября – по март), где решались задачи по развитию речевого дыхания, мимических упражнений, мышц лица, языка, рта, щёк. Чтобы занятие проходило на позитивном фоне, применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке, кляксе.

Так же в марте была проведена диагностика речевого развития детей во 2 младшей группе общеразвивающей направленности №3«Радуга». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги и законные представители детей, 2воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, на воспитанников были оформлены документы для прохождения ПМПК.

 С воспитанницами групп № 1 в апреле готовились к конкурсу чтецов «Мы растём под мирным небом». На протяжении всего учебного года с детьми подготовительной группы № 1 принимали участие в онлайн олимпиадах и конкурсах (все участники имеют призовые места). Для всех воспитанников подготовительных к школе групп в феврале был организован конкурс мини книг на уровне МАДОУ «Моя любимая буква!» (Ребята из группы № 1 приняли активное участие, заняли призовые места). Так же я играла роли в следующих мероприятиях, организованных для детей: в феврале для детей старшего дошкольного возраста, состоялись «Выборы президента сказочной страны», в марте «Проводы зимы» и утренники к 8 марта. В период обязательной самоизоляции (covid-19) законным представителям ежедневно предоставлялся материал с заданиями для детей. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.

Достичь полученных результатов в коррекционной работе с детьми удалось за счет:

проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;

тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;

проведение поэтапной коррекционной работы;

проведение планомерной консультативной работы с родителями детей по вовлечению их в коррекционный процесс.

Работа с педагогами:

За учебный год было проведено 18 консультаций по обращениям и запросам педагогов, а также согласно плану работы. В течение года организуются совместные мероприятия с педагогами для детей, консультации по рабочим вопросам, участие и взаимодействие с коллегами на ППк, рекомендации по составлению характеристик и представлений на воспитанников на ПМПК.В начале и завершении учебного года:для педагогов всех диагностируемых групп обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками зачисленных на логопункт. В ноябре, декабре и марте посещены занятия по подготовке к обучению грамоте и связной речи в подготовительной группе № 1, был дан анализ НОД и рекомендации педагогам. В декабре консультация «Профилактика дисграфии и дислексии». В январе состоялось МО педагогов «Подготовка к школе», на которой сообщались результаты речевой промежуточной диагностики детей выпускных групп.

воспитанников». Также январе совместно с коллегами логопедами организован смотр-конкурс мини-книг среди воспитанников подготовительных к школе групп «Мой любимый трудный звук». В марте была проведена диагностика речевого развития детей во 2 младшей группе общеразвивающей направленности №3 «Радуга». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги группы 2 воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. На данных воспитанников совместно с педагогами были оформлены документы для прохождения ПМПК.В феврале коллегиально проведено заседание ППк, обсуждение динамики детей и пути дальнейшей работы с детьми, выведенным на ППк.В марте работала в составе комиссии по тематической проверке «Эффективность воспитательно-образовательной работы по речевому развитию дошкольников». Составлена справка, даны рекомендации педагогам в работе с детьми. В марте на РМО учителей-логопедов представила для коллег мастер-класс «Весёлая артикуляционная гимнастика» и «Инновационные приёмы артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ».

Работа с родителями:

За учебный год было проведено 22 консультации по обращениям и запросам родителей, а также согласно плану работы. В начале и завершении учебного года: для родителей всех детей, посещающих логопункт обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками. В начале учебного года сбор анамнестических данных о каждом ребёнке. В октябре консультации по работе с детьми в индивидуальных тетрадях по рекомендациям учителя-логопеда, а также выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Ежемесячно оформляется в групповой раздевалке информационный стенд рекомендаций родителям на различную тематику касающегося речевого развития. Примеры тем: «Азбука, я тебя знаю!», «Как подготовить руку к письму», «Дисграфия. Что это такое?», «Чему научит клеточка» и.т.п. В декабре в рамках родительского собрания в гр. № 1 был проведён мастер-класс «Звуковой анализ. Работа со схемой предложения» Практикум «Ознакомление со звуковым строением слова». Для всех воспитанников подготовительных к школе групп в феврале был организован конкурс мини книг на уровне МАДОУ «Моя любимая буква!» Ребята из группы № 1 приняли активное участие совместно с родителями готовили конкурсные работы, по итогам заняли призовые места. На протяжении периода обязательной самоизоляции воспитанники подготовительной группы № 1 и их родители принимали участие в онлайн олимпиадах и конкурсах (все участники имеют призовые места). В апреле, в период самоизоляции, в режиме онлайн был проведён отборочный тур конкурса чтецов «Мы растём под мирным небом». В период обязательной самоизоляции (covid-19) законным представителям ежедневно предоставлялся материал с заданиями для детей. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.

Участие в конкурсах:

Участие педагога:

Название конкурса

Уровень (детский сад, район, округ, Россия)

(месяц)

Результат

Всероссийский конкурс педмастерства «Педагогический опыт. Идеи. Инновации»

Россия

декабрь

Диплом лауреата 1 степени

АУ «Институт развития образования» окружная конференция по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Округ

май

Сертификат участника

Подготовка воспитанников для участия в конкурсах, олимпиадах:

Ф И участника

Название конкурса

Дата (месяц)

Уровень (детский сад, район, округ)

Занятое место

Всероссийские

Пономарёва Ангелина

Онлайн олимпиада «Познавательная азбука»

декабрь

Россия

Диплом лауреата

1 степени

Петрунин Тихон

Всероссийская Блиц-олимпиада «Звукобуквенный анализ слова»

апрель

Россия

Диплом победителя

1 степени

Окружные

Мамедова Фатима

Онлайн олимпиада по русскому языку «Скоро в школу»

апрель

округ

Диплом победителя 1 место

ДОУ

Пушкарёв Кирилл

Конкурс мини книг «Моя любимая буква!»

февраль

Детский сад

Диплом 1 степени

Калоева Екатерина

Конкурс мини книг «Моя любимая буква!»

февраль

Детский сад

Диплом 2 степени

Фарухшина Эвелина

Конкурс мини книг «Моя любимая буква!»

февраль

Детский сад

Диплом 2 степени

Балакина Анастасия

Конкурс мини книг «Моя любимая буква!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Глухих Илья

Конкурс мини книг «Моя любимая буква!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Мамедова Фатима

Конкурс мини книг «Моя любимая буква!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Ксения Софронова

Конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом»

апрель

Детский сад

Вывод: Участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня, а также подготавливать воспитанников для участия в конкурсах.

Публикации:

В феврале 2020 г публикация на ИОР «Моя Югра» тема: «Упражнения и игры для развития конструктивного праксиса и тактильных ощущений при знакомстве с буквой». В апреле размещение на официальном сайте МАДОУ д/с «Алёнка» презентации познавательно-обучающегося содержания для детей своей возрастной группы «Подбери слова к схеме».

Повышение квалификации:

В ноябре мною пройдена процедура на соответствие занимаемой должности на уровне ДОУ. В январе успешно пройдена процедура аттестации на первую квалификационную категорию.

Участие в вебинарах: (по окончанию всех перечисленных вебинаров, семинаров выданы сертификаты участника по данной теме)

         Ноябрь:

«Скорочтение. Применение авторской методики Г.М.Зегебарт»;

«Скорочтение. Смысловое чтение»;

          Апрель:

«Введение в прикладной анализ поведения: его вклад в практику работы с детьми ОВЗ. Перспективы для логопедов дефектологов, коррекционных педагогов, психологов» сайт Мерсибо;

«Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ» сайт Мерсибо;        

«Игры для развития речи ребёнка»;

«Открытые эфиры. 15 минут с ребенком в детском саду и дома» МПАДО;        

«Роль интерактивных игр в развитии ребенка» МПАДО;        

«Использование дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» МПАДО;        

«Проведение коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками с ТНР с использованием интерактивного материала» Мерсибо;        

«Конструктор рабочих программ для воспитателей и специалистов, работающих с детьми раннего возраста». Мерсибо;

         Май:        

«Игры в которые играют дети»;

АУ «Институт развития образования» окружная конференцию по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

АУ «Институт развития образования» Семинар-практикум для представителей ресурсных центров инклюзивного образования и представителей «Ассоциации школ инклюзивного образования».

Вывод: Продолжать повышать профессиональную компетентность по средствам вебинаров, конференций, интенсивов, марафонов.

Перспективы работы:

       Привлечь родителей к коррекционной работе, через совместную работу (мастер-классы, развлечения, открытые мероприятия);

       Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми;

       Пройти курсы повышения квалификации по теме коррекции звукопроизношения;

       Аттестоваться на высшую категорию.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Аналитический отчет о деятельности

учителя – логопеда Вискуновой А.Н.

МАДОУ   д/с «Алёнка» за 2020 – 2021 учебный год

г. Советский 2021 г.

Основной целью логопедической помощи на логопункте в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, нуждающихся в логопедической помощи. Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.

В начале 2020-2021 учебного года на основании проведённого речевого обследования на логопедический пункт было зачислено 25 детей, в том числе: 25 детей старшей группы общеразвивающей направленности № 12 «Гусельки» из них: 7 детей с ФНР, 12 детей с ФФНР, 5 детей с ОНР 3 уровня и НВОНР.

На конец учебного года с чистой речью с логопедического пункта  выпущены 6 человек.  Для продолжения коррекционной работы на  логопункте оставлены 19 воспитанников старших группы №12, посещающие логопункт на данный момент. Со следующими речевыми диагнозами ФНР 12 человек, ФФНР 7 человек. Усвоение программы детьми 100 %.

На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт в начале учебного года по результатам диагностики был составлен план коррекционной работы. Так же с законными представителями детей были заключены соглашения (обязательный документ) о зачислении ребёнка на логопункт.

Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились 2 раза в неделю по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук, профилактике оптической дисграфии, по развитию навыков звукового анализа.

 Для работы с детьми логопункта была разработана рабочая программа «Коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы общеразвивающей направленности № 12 «Гусельки» (далее программа). Разработана на основе образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной основной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  а так же парциальных программ: в частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Данная рабочая программа определяет содержание и организацию коррекционного развивающего процесса с детьми 5-7 лет. Программа соответствует принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости содержания материала программы, обеспечивает единство коррекционно - развивающих и обучающих целей и задач. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также во взаимодействии с семьями детей по реализации программы. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми имеющих нарушения речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

        

Коррекционно-развивающие задачи (для детей 5-6 лет):

  1.  Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников

 ДОУ.

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата.
  2. Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образовании

 Звуков и особенностях их произнесения).

  1. Дифференциация звуков на слух и в произношении, развитие фонематических процессов.
  2. Формирование звуко-слоговой структуры слов различной сложности
  3. Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания.
  4. Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, и сотрудниками ДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Учитывая поставленные задачи логопедическую работу

проводила по следующим направлениям:

  1. работа с детьми;
  2. работа с воспитателями;
  3. работа с родителями.

В своей работе использовала следующую литературу:

Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.

Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.

Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.

Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.

С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

Работа с детьми:

     Работа с детьми была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. В результате коррекционной работы добилась следующих результатов:

Результаты логопедического обследования    старшей группы

общеразвивающей направленности № 12 «Гусельки»

На начало и конец учебного года логопедическое обследование (диагностика устной речи) детей проводится по «Альбому логопеда» автор Иншакова О.Б. Результаты заносятся в сводную речевую карту и протокол речевого обследования.

Начало года

Уровень речевого развития

Средний уровень – 4 ребёнка (16 %)

Низкий уровень – 21  ребёнок (84 %)

Конец года

Уровень речевого развития

Высокий уровень - 6 детей (24 %)

Средний уровень – 19 детей  (76 %)  

Усвоение программы детьми 100 %

Реализация программы индивидуальных занятий в период

с 1.09.2020 по 20.05. 2021 г. в старшей группе № 12 «Гусельки»

код

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

по плану

57

54

54

54

54

54

53

53

50

52

52

56

55

54

54

54

55

17

54

52

51

48

53

54

51

по факту

27

48

37

49

38

50

52

36

6

37

34

42

42

37

47

41

41

5

35

32

31

27

36

50

9

реализация

программы

47,3%

88,8%

68,5%

90,7%

70,3%

92,5%

98,1%

67, 9%

12%

71,1%

65,3%

75%

76,3%

68,5%

87%

76%

74,5%

10,6%

65%

62%

61%

56,2%

67%

92%

17,6%

Среднее посещение индивидуальных занятий 67 %.

    При работе с  детьми  старшей дошкольного группы уделяю большое внимание профилактике оптической дисграфии. Работа идёт в следующих направлениях: Формирование зрительного гнозиса (восприятия). Расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса. Развитие зрительного анализа и синтеза Формирование пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координаций.

        Для определения предпосылок развития оптической дисграфии используется авторская методика  Л.Г. Парамоновой «Диагностика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»

Начало года

Конец  года

С воспитанницами группы №12 в течение учебного года мы готовились к различным  конкурсам. В октябре готовила воспитанницу к конкурсу чтецов в МАДОУ (Диплом победителя 2 место). В апреле готовились к отборочному туру в МАДОУ конкурсу чтецов «Мы растём под мирным небом» (Диплом победителя), далее представляли детский сад на районном конкурсе «Мы растём под мирным небом» (диплом 2 степени). Для всех воспитанников старших групп в феврале был организован семейный творческий конкурс на уровне МАДОУ «Первая буква моего имени» (Ребята из  старших групп приняли активное участие, заняли призовые места). Еженедельно в тетради домашних заданий всех детей посещающих логопункт законным представителям предоставлялся материал с заданиями для детей. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.

Так же в учебном году состоялись мероприятия в МАДОУ для детей, в которых я принимала участие. В сентябре  для всех детей МАДОУ состоялся «День знаний», а так же праздник Осени в старшей группе № 12. В марте утренник к празднику весны в группе № 12.

Кроме занятий с воспитанниками зачисленных на логопункт, на протяжении всего учебного года велась кураторская работа в младшей группе № 3 «Фантазёры» и средней группе № 10 «Улыбка». Один раз в неделю по 15 минут проводилась артикуляционная гимнастика в младшей группе № 3 «Фантазёры» на занятиях в игровой форме с обезьянкой Чичей. На занятиях выполнялись упражнения  по развитию речевого дыхания, мимических упражнений, мышц лица, языка, рта, щёк. В течение учебного года педагоги средней группы № 10 «Улыбка» часто обращались по методическим вопросам  касающегося речевого развития детей данного возраста, так же оказывала помощь в подготовке к конкурсу чтецов, консультировала родителей по их запросу по речевому развитию детей, диагностика отдельных воспитанников группы по запросам родителей и педагогов группы.  В течение года обновлялись информационные стенды в групповых раздевалках групп №3, № 12. С сентября по декабрь с воспитанницей логопункта шла коррекционная работа в дистанционном формате период её самоизоляции. Сами онлайн занятия шли на платформе Zoom, мессенджеры Waats App, Viber. Законным представителям предоставлялся материал с заданиями для ребенка по эл.почте. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.

Так же в марте была проведена диагностика речевого развития детей в младшей группе комбинированной направленности №3 «Фантазёры». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги и законные представители детей, 2 воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, на воспитанников были оформлены документы для прохождения ПМПК.

Достичь полученных результатов в коррекционной работе с детьми удалось за счет:

проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;

тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;

проведение поэтапной коррекционной работы;

проведение планомерной консультативной работы с родителями детей по вовлечению их в коррекционный процесс.

Работа с педагогами:

За учебный год было проведено 19 консультаций по обращениям и запросам педагогов. В течение года организуются совместные мероприятия с педагогами для детей (утренники, подготовка к конкурсам), консультации по рабочим вопросам, участие и взаимодействие с коллегами на ППк, рекомендации по составлению характеристик и представлений на воспитанников на ПМПК. В начале и завершении учебного года: для педагогов всех диагностируемых групп обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками зачисленных на логопункт  В ноябре был организован и проведён мастер-класс для воспитателей массовых групп на тему «Инновационные и традиционные приемы в артикуляционной гимнастике. Весёлая артик.гимнастика». Подготовлены практические материалы для педагогов к данной теме. В январе в рамках ПДС проведён практикум для педагогов ДОУ «Организация работы в дистанционном формате». В январе на РМО учителей-логопедов представила для коллег сообщение из опыта работы на тему: «Работа учителя-логопеда в дистанционном формате» (сертификат)

В феврале организован и проведён семейный конкурс среди воспитанников старших групп  «Первая буква моего имени». Педагогам групп были разъяснены требования  конкурсным работам. В марте была проведена диагностика речевого развития детей во младшей группе комбинированной направленности №3 «Фантазёры». По результатам диагностики, с которыми были ознакомлены педагоги группы 2 воспитанникам было предложено обучение и воспитание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. На данных воспитанников совместно с педагогами были оформлены документы для прохождения ПМПК. В октябре и марте коллегиально проведено заседание ППк, обсуждение динамики детей и пути дальнейшей работы с детьми, выведенным на ППк.  В апреле участвовала в составе жюри конкурса в ДОУ «Мы растём под мирным небом!».

Работа с родителями:

За учебный год было проведено 36 консультаций по обращениям и запросам родителей. В начале учебного года, а также при зачислении новых детей в течение учебного года на логопедический пункт  для родителей всех детей обязательно знакомство с результатами логопедического обследования и индивидуальными перспективными планами работ с воспитанниками, сбор анамнестических данных о каждом ребёнке. В сентябре-октябре проведены индивидуальные  консультации по работе с детьми в индивидуальных тетрадях по рекомендациям учителя-логопеда,а также выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Ежемесячно оформляется в групповой раздевалке информационный стенд рекомендаций родителям на различную тематику касающегося речевого развития в старшей группе № 12,а так же в курируемых группах № 10 и №3. Примеры тем стендов: «Игры на развитие пространственной ориентировки», «Что такое фонематический слух? Игры и упражнения», «Пальчиками играем, речь развиваем», «Игры на кухне»,«Чему научит клеточка». В октябре в рамках родительского собрания в гр. № 12 был проведён практикум «Артикуляционная гимнастика-залог чистой речи» (протокол собраний). В декабре был разработан и проведён мастер-класс в форме видеозаписи «Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного возраста». В виде обратной связи родители отправляли видео с выполненными заданиями. В апреле в рамках дня открытых дверей проведена НОД на тему «Артикуляционная и  пальчиковая гимнастика по теме электроприборы». Для всех воспитанников старших групп в феврале был организован семейный творческий конкурс на уровене МАДОУ «Первая буква моего имени!». Ребята из группы № 12, № 11 приняли активное участие, заняли призовые места. В апреле готовились совместно с родителями воспитанницы группы №12 к отборочному туру в МАДОУ конкурсу чтецов «Мы растём под мирным небом» (Диплом победителя), далее представляли детский сад на районном конкурсе «Мы растём под мирным небом» (диплом 2 степени). Еженедельно в тетради домашних заданий предоставлялся материал с заданиями для детей с родителями в домашних условиях. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.

 С сентября по декабрь с воспитанницей логопункта шла коррекционная работа в дистанционном формате период её самоизоляции. Сами занятия шли на платформе Zoom мессенджеры Waats App, Viber. Законным представителям предоставлялся материал с заданиями для ребенка по эл.почте. Видео инструкции сопровождали при необходимости задания. Это материал по автоматизации различных групп поставленных звуков, задания на формирование грамматического строя, лексических категорий, связной речи.

Участие в конкурсах:

Участие педагога:

Название конкурса

Уровень (детский сад, район, округ, Россия)

(месяц)

Результат

Районный конкурс

«Есть идея!»

район

февраль

сертификат участника

Всероссийский  смотр-конкурс отчётов педагогических работников по теме самообразования

Россия

декабрь

1 место диплом победителя

XII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции, инновации, перспективы»

Международный уровень

апрель

сертификат участника c докладом

Всероссийский конкурс педмастерства «Педагогический опыт. Идеи. Инновации»

Россия

декабрь

Диплом лауреата 1 степени

АУ «Институт развития образования» окружная конференция по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Округ

май

Сертификат участника (ранее не указывала)

Подготовка воспитанников для участия в конкурсах, олимпиадах:

Ф И участника

Название конкурса

Дата (месяц)

Уровень (детский сад, район, округ)

Занятое место

Округ

Галиева Регина

Стихи и песни военных лет «О той весне…»

май

международное

Сертификат участника

Районные

Галиева Регина

«Мы растём под мирным небом»

апрель

район

Диплом победителя 2 место

ДОУ

Николаева Варвара

Конкурс чтецов

октябрь

Детский сад

Диплом победителя 2 место

Аюпова Камила

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Диплом 1 степени

Гайдина Софья

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Диплом 1 степени

Мосягин Максим

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Диплом 3 степени

Мухаяров Дмитрий

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Шпакова Елизавета

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Лобко Кира

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Тузов Никита

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Валеева Светлана

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Политыко Виктория

Семейный конкурс «Первая буква моего имени!»

февраль

Детский сад

Сертификат участника

Галиева Регина

Конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом»

апрель

Детский сад

Сертификат участника победителя

Вывод: Продолжать участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня, а также подготавливать воспитанников для участия в конкурсах.

Публикации:

В январе и феврале разместила информацию на официальном сайте МАДОУ д/с «Алёнка».

Повышение квалификации:

Участие в вебинарах: (по окончанию всех перечисленных вебинаров, семинаров выданы сертификаты участника по данной теме)

         Октябрь:

 Вебинар «Арт.гимнастика как основа логопедической работы» (сертификат)      

 Семенар  «Дистанционное обучение: использов.соц сетей и виртуальной обучающей среды в образовании».

Семенар «Применение цифровых и дистанционных образовательных технологий» при реализации программ дошкольного образования: решения и практика»

        Март:

«Основы оказания первой мед.помощи работниками сферы образования»

        Апрель:

«Применение цифровых и дистанционных образовательных технологий при реализации программ дошкольного образования»

     Май 2020 (ранее не указывался):

 Семинар «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» (сертификат)

Повышение квалификации  «Коррекция звукопроизношения у детей и взрослых» Удостоверение 144 часа.

Вывод: Продолжать повышать профессиональную компетентность по средствам вебинаров, конференций, интенсивов, марафонов.

Перспективы работы:

В 2020-2021 учебном году реализовала все намеченные профессиональные планы. Прошла курсы повышения квалификации, пополнила, систематизировала и обновила  дидактический  материал и игры для коррекционной работы с детьми. Выступила с докладом на международной конференции. Научилась организовывать  работу в дистанционном формате.

       Планирую далее продолжать привлечение родителей к коррекционной работе, через совместную работу (мастер-классы, конкурсы); Пройти глобальный длительный проект «НЕЙРОРЕСУРС» и получить сертификат участника (длительность 18 месяцев). Пройти курсы логопедического массажа. Аттестоваться на высшую категорию весной 2022 года.

   


Комментарии

Кравченко Светлана Викторовна

Очень интересный материал. А результаты работы в процентном соотношении вы не делаете в диаграммах? Они нагляднее представляют результативность.