5. Методическая копилка

Ооржак Алефтина Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: Азотная кислота и ее свойства

Цель: продолжить формирование у учащихся понятие «кислота» на примере азотной кислоты; изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, оксидами, основаниями.

Задачи: сформировать  умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: дать общую характеристику, знать  строение молекулы, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций.

Метапредметные: уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства HNO3.

Личностные: понимать  значение азотной кислоты.

Оборудование: ноутбуки, листы ответов, учебник, дополнительная литература, карта выполнения работы в группе

Ход урока:

  1. Организация и мотивация деятельности учащихся

Учитель:  Здравствуйте ребята. В рада встрече с вами. Протягивая вам свои ладони, я приглашаю вас к совместной работе. Если вы принимаете мое приглашение, то откройте навстречу мне свои ладони и садитесь, а если нет – от просто садитесь. Спасибо, значит, все мы готовы к совместной работе.   Скажите,  что изучает предмет химия?  Молодцы!

Значит, сегодня на очередном уроке химии мы будем изучать, какое то вещество и его свойства. Осталось  выяснить, какое вещество мы  будем   изучать.

Для этого я сегодня буду сказочницей, а вы героями сказки. Да начинается СКАЗКА. Слушаем внимательно:

«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Напишите уравнения реакции, назовите вещество. Поэтому, озвучьте тему   и цель урока:  Азотная кислота и ее свойства.

А теперь у нас на доске есть шкала знаний отметьте что вы знаете о азотной кислоте и ее свойствах.  

Шкала: Что я знаю о азотной кислоте? Учащиеся стикерами отмечают на шкале уровень свих знаний по теме урока.

Перед вами находится замок короля и королевы, вы должны открыть ее и пройдите все задания по карте замка и найти  принцессу с помощью форму - ПОПС

Но, в начале, сделаем разминку и проведем близ – опрос:

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число протонов в атоме азота –

4.Атомная масса атома азота -

5.колличество электронов на внешнем уровне у атома азота –

6. Какие соединения азота мы изучили –

Для проверки обмениваемся и проверяем  по эталону. Оценка:

6 балл – оценка «5»

4 балла – оценка « 4»

3 балла – оценка «3»

И меньше 2 баллов - оценка «2»

Ответ:

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 – азот

2.Общее число электронов у атома азота – 7

3. Число протонов в атоме азота – 7

4.Атомная масса атома азота - 14

5.колличество электронов на внешнем уровне у атома азота – 5

6. Какие соединения азота мы изучили – аммиак, соли аммония.

Теперь, продолжим путь, и при ответе используете  слова ПОПС – формулы.

Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану    “Характеристика азотной кислоты”: работа с текстом учебника

  • химическая формула:
  • по наличию кислорода:
  • по основности (по количеству атомов водорода):
  • по растворимости в воде:
  • по степени электролитической диссоциации:

Давайте обсудим полученные результаты.

Будьте внимательны и используйте слова ПОПС-формулы:

Позиция – Я согласна с тем, что азотная кислота - ……

Позиция – Я считаю, что азотная кислота - …..

Позиция – На мой взгляд, азотная кислота - …..

“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная, бесцветная жидкость с плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3 малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам?  (Сказку читает учитель)

Учащиеся фиксируют услышанное  в листах ответов по плану.

Проверяем ответы по слайду. Если все  верно,  в листе ответа 1 балл.

агрегатное состояние: горячая, сильная,  жидкость

  * цвет: бесцветная

  * плотность: плотностью 1,5г/см3

           * температура кипения: 860 С

   * особенные свойства: малоустойчива, 56% - концентрированная, растворяется  в воде

Деление на группы: по цветам – красный,  синий, желтый.

Работа в группах

Объяснение -  Так как, азотная кислота одноосновная, то образует…

  Объяснение  - Потому, что как кислота она……..

Объяснение -  Поскольку азотная кислота относится к классу кислот, то…..

Составить кластер по химическим свойствам

  1. группа – взаимодействие  азотной кислоты с оксидами
  2. группа – взаимодействие азотной кислоты с основаниями
  3. группа - взаимодействие азотной кислоты с солями

Дописать другие примеры и выступить

Пример – Я могу доказать это на примере взаимодействия ……..

Пример – Например……..

Пример – В качестве доказательства я взяла пример……

Для закрепления изученного материала проведем тест

самостоятельная работа: тест

1.Азотная кислота по количеству атомов водорода является…

А)одноосновной

В)двухосновной

С)трёхосновной

Д)четырёхосновной.

2. Азотная кислота представляет собой жидкость

А)бесцветную

В)мутную

С)прозрачную

Д)никакую.

3. По степени электролитической диссоциации азотная кислота…

А)сильная

В)слабая

С)очень слабая

В)средняя.

4. Химическая формула азотной кислоты…

А) HNO2

В) H2NO

          С) HNO3

Д) H2NO3

5.  С каким металлом концентрированная азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV)?

      А) Fe

       В) Ca

       С) Cu

       Д) K

Взаимопроверка: по кругу, выставление баллов

За каждый правильный ответ 1 балл

Ключ: 1-а, 2-а, 3-а, 4-с, 5-с,

Следствие – «Таким образом, азотная кислота ………

                       «Подводя итог, азотная кислота….

                        « Исходя из сказанных, я делаю вывод о том, что……

5. Итог урока: подсчет баллов за урок, общая оценка в листе ответов.

Выставление оценки

                     12-11 баллов – 5

                10-7 баллов – 4

                6 -5 баллов – 3

                Меньше 5 баллов – не усвоил тему

6. рефлексия: Шкала: Что я теперь знаю об азотной кислоте?

7. Домашнее задание:

  1. параграф 27 учебника прочитать и еще раз осмыслить изученный материал, задание 2 после параграфа  ср 94 – оценка  «3»
  2. составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»
  3. Составить кроссворд по изученной теме – «5»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Шекпээр

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Классный час «Герои былых времен»,

посвященный 75-летиб Победы в Великой Отечественной войне

Выполнила:

Ооржак Алефтина Александровна

классный руководитель 6 класса

МБОУ СОШ с.Шекпээр

Шекпээр -2020 г.

Класс: 6

Классный руководитель: Ооржак А.А – учитель химии и информатики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с.Шекпээр.

Цель классного часа: Воспитание патриотизма учащихся 6 класса.

Задачи:

 - Расширить знания  учащихся о ВОВ, о подвигах тувинских добровольцев

 - Сохранить память о героях былых времен, о сравнении на основе фактических материалов;

 - Развивать любознательность, патриотические чувства;

 - Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, за свою Родину.

Ожидаемые результаты:

  1. Проведение классного часа
  2. Получение необходимых знаний о героев былых времен и об их подвигах.
  3. Создание буклета памяти героев былых времен.

Оформление: проектор, экран, ноутбук, колонка, ватман с девизом классного часа: «Никто не забыт, и ничто не забыто!».

 План классного часа:

  1. Вступительное слово – 1 мин
  2. Просмотр и анализ фрагмента кинофильма «Офицеры» (1 часть) – 15 мин
  3. Вступление учащихся о подвигах тувинских добровольцев (2 часть) – 15 мин
  4. Подведение итогов – 5 мин
  5. Рефлексия – 3 мин.

Вступительное слово классного руководителя: 2020 год – значимый год в истории нашей страны. В мае  мы будем отмечать 75-летнию годовщину  победы в ВОВ. В Туве ежегодно в день знаний мы отмечаем день памяти тувинским добровольцам, которые уходили в войну в сентябре 1943 года. Слава героям, память, которых еще жива, будет жить вечно. Героям былых времен, посвящается наш классный час. И девизом нашего классного часа является следующий лозунг «Никто не забыт, и ничто не забыто», употребляющийся к подвигу солдат Великой Отечественной войны, который остался достоянием общенародной памяти.

Звучит музыка из кинофильма «офицеры» и классный руководитель переходит к краткому рассказу о фильме: Что было раньше, как воевали наши деды, прадеды в годы ВОВ, о советской эпохе, которое, молодое поколение,  узнаём из книг, из воспоминаний современников и, конечно же, из фильмов. Одним из запоминающихся фильмов, отражающих жизнь людей советской эпохи,  стал фильм «Офицеры», который вышел на экраны в 1971 году. В первой части нашего  классного часа мы посвящаем этому фильму, который до сих пор не сходит с экранов нашей страны, до сих пор этот фильм пользуется большой популярностью. 

Ребята смотрят фрагмент из данного фильма (на 3 мин) и обсуждают всем классом, отвечая на вопросы, заданные учителем:

1.Чем сегодня вас затронул фильм «Офицеры»?

2. Какие ценности мы считаем вечными, независимо от того, в какое время мы живём?

Вступления и ответы учащихся ( 6 мин)

Затем классный руководитель делает обобщение 1 части классного часа::

Герои фильма «Офицеры» покорили нас своим благородством, искренностью, надёжностью. И в то же время этот фильм заставил задуматься всех присутствующих  над вопросами актуальными и в наше время. Каковы истоки традиций военнослужащих? Как молодое поколение относится к профессии военнослужащих сегодня? Бывают ли в школьной жизни случаи, когда требуется проявить свою порядочность, защитить свою честь? Этот фильм учит состраданию, человечности, воспитывает дух товарищества и взаимопомощи. Мы будем чтить традиции военнослужащих.

В конце обсуждения 1 части классного часа учащиеся говорят о дружбе, о чести, о профессии военнослужащих, о любви, о долге перед Родиной и семейных традициях.

 

Классный руководитель переходит ко 2 части классного часа, приглашая  ученика прочитать четверостишье:

Ученик читает стих:

Кочевник из Тувы, из-за Саянов,

С верховий бурных Енисейских вод,

С аулов и степных стоянок

Героям – воинам – подарки шлет.

Учитель: Дорогие ребята, о ком сейчас нам прочитал Бадый Ооржак?

Конечно, о тувинских добровольцах. Давайте послушаем вступления наших одноклассников, которые приготовляли нам о героических подвигах тувинских добровольцев.

 Азия Куулар: 22 июня 1941 года —  в Туве пришёлся съезд X Великого Хурала ТНР. Собрались 334 человека-делегата на заседании и  единогласно приняли декларацию, в которой провозглашалось: «Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним». После принятия декларации Тува обозначила своё вступление в войну на стороне СССР, официально объявив войну Нацистской Германии и её союзникам.

Эртине Донгак: В сентябре 1943 года добровольцами на фронт в составе кавалерийского эскадрона,  отправились 220 тувинских парней и девушек. А вернулось лишь 151. Всего на фронтах Великой Отечественной войны сражались 220 добровольцев -тувинцев из ТНР; кроме кавалеристов – 11 танкистов, среди них 1 военный корреспондент (Конгар Харылбааевич Тулуш), снайперы (Оюн Часыгбааевич Хууленмей, Ак Хойбалович Седип-оол и др), 3 летчика, военные разведчики  и 10 – девушек – санитарок.

Айлана Сумбуу: Я хочу рассказать о подвиге Хомушку Чургуй-оол Намгаевича – танкиста, Герой Советского Союза. Знаменитый подвиг Чургуй-оола совершил 5 марта 1944 года: При прорыве обороны противника у деревень Рыжановка, Кобыляки Киевской области, танк, в экипаже которого механиком-водителем был Чургуй-оол Хомушку, на предельной скорости ворвался в расположение противника. Огнем и гусеницами танкисты уничтожали огневые точки и живую силу: 3  пулемета, 15 немцев. Танк попал в яму, где в течение двух часов Чургуй-оол  вместе со своим экипажем отбивались от фашистских атак.  Когда командир танка был ранен, механик-водитель принял командование  боевой машиной на себя. Выйдя из машины, уничтожил 20 немецких солдат. Отбиваясь от пуль врага, экипаж, закопав яму, вышел и  продолжил атаку. Чургуй-оол уничтожил 35 гитлеровцев, 3 противотанковых орудия, 7  пулеметов, 2 миномета.  Через несколько дней, под Уманью, три танка, среди которых была и машина  Чургуй-оола Хомушку, захватили 24 самолета, 80 автомашин, пленили до сотни гитлеровцев и открыли путь для дальнейшего наступления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за младшему лейтенанту Хомушку Ч.Н. присвоено звание Героя Советского

Ангел Монгуш  начинает свое вступление со стихами:

Упорно с поля боя тащила санитарочка Вера.

Подальше от смерти, как будто домой.

И вот нахожусь на столе медсанбата,

Где готовят к отправке в «ремонт».

И твердила, твердила санитарочка Вера:

будет, будет мальчишка живой…». Эти строки ветеран Великой  Отечественной войны Герман Алексеевич  Колупаев посвятил тувинской девушке, санитарке, которая вытащила его, раненого, с поля боя.

        Байлак Веры Чульдумовны (Ооржак) – ветеран труда, участница ВОВ, тувинский доброволец. Вместе с тувинцами-добровольцами участвовала в боях по освобождению г. Ровно на Украине. Ушла на фронт 31 августа 1943 года. В 1944 году была награждена Орденом Тувинской Народной Республики и орденами Великой Отечественной войны I, II степени. После войны более полувека проработала в агрокомплексе республики. Вера Байлак — единственная из 220 тувинских добровольцев, которые ушли на фронт из ТНР, оставшаяся в живых. Вера, начинавшая войну в 18 лет рядовым санинструктором, закончила ее гвардии сержантом.  В 2005 году наша фронтовичка везет с собой копию флага ТНР тех времен: на Веру Байлак ее республика возложила почетную миссию передачи этого флага музею на Поклонной горе.

Ай-Демир Куулар: Тулуш  Балданович  Кечил-оол  – майор,  Герой Советского Союза. Под его командованием боевой путь бойцов, сержантов, офицеров Тувинского добровольческого эскадрона стал примером героизма, мужества, стойкости и отваги. Это он в боях за украинский город Дубно поднял наших в атаку, заставил врага отступать и обеспечил стратегическое прикрытие фланга дивизии. Тулуш Кечил-оол и наши  земляки прославились своим бесстрашием, когда под сильным артиллерийским огнем противника в конном строю с криком «Ураа» ворвались на железнодорожную станцию Ровно. Под таким напором гитлеровцы в панике отступали. Стремительные атаки тувинцев, которых фашисты приняли за призрачное войско легендарного Атиллы, окончательно деморализовали и без того сломленный дух солдат вермахта. Командир 32 кавалерийского полка Попов не раз объявлял благодарность Тулушу Балдановичу Кечил-оолу за проявленную смелость и решительность. За доблесть в бою, благожелательность и общительность скромного командира тувинских добровольцев уважали однополчане. К высокому званию Героя Советского Союза начальство представило Тулуша Кечил-оола в феврале 1944 года, но, как известно, награда проделала долгий путь, прежде чем стать священной реликвией семьи и наряду с орденами Ленина, Красного Знамени и Республики напоминать о бравом воине  Кечил-ооле.

        Во время вступления параллельно идет презентация о подвигах тувинских добровольцев.

        Учитель после выступления учащихся поблагодарить их и идет обсуждение по следующим вопросам:

  1. Скажите ребята, в каких городах воевали наши земляки?

Сколько тувинских добровольцев отправилось воевать в Великой Отечественной войне в 1943 году?

         Вывод 2 части классного часа: Тувинская Народная Республика до 1943 года помогала СССР всем, чем могла – от продовольствия до денег и золотого запаса. В сентябре 1943 года добровольцами на фронт в составе кавалерийского эскадрона,  отправились 220 тувинских парней и девушек. А вернулось лишь 151. Всего на фронтах Великой Отечественной войны сражались 220 добровольцев -тувинцев из ТНР; кроме 20 кавалеристов – 11 танкистов, среди них 1 военный корреспондент (Конгар Харылбааевич Тулуш), снайперы (Оюн Часыгбааевич Хууленмей, Ак Хойбалович Седип-оол и др), 3 летчика, военные разведчики  и 10 – девушек – санитарок.

        Будем помнить наших героев былых времен, передавать их героические подвиги из поколения в поколение,  и что «Никто не забыт, и ничто не забыть».

        Обобщающее слово классного руководителя с одним общим вопросом:

Чем схожи герои фильма и наши герои, тувинские добровольцы?

         Ответы учащихся и после всех вступлений делается общий итоговый вывод классного часа: Тем, что они защитники своей Родины, тем, что они отважны, мужественны, и что есть такая профессия – Родину защищать! Они останутся в наших сердцах ГЕРОЯМИ, и мы будем равняться на их подвиги.  

Рефлексия.

Учащиеся предлагают свои версии по созданию буклета памяти.

Звучит музыка из кинофильма «Офицеры».

 

        



Предварительный просмотр:

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие

Вариант №1

  1. Дайте полную характеристику атому К.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует оксид кальция. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: кальций  оксид кальция гидроксид кальция  хлорид кальция  нитрат кальция  карбонат кальция
  4. Оксид железа (II) массой 50 г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 90% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие.

Вариант №2

  1. Дайте полную характеристику атому Li.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует гидроксид калия. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: медь  оксид меди(II) хлорид меди(II)  нитрат меди (II)  гидроксид меди (II)  оксид меди(II)
  4. Кальций массой 50г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 92% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие

Вариант №1

  1. Дайте полную характеристику атому К.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует оксид кальция. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: кальций  оксид кальция гидроксид кальция  хлорид кальция  нитрат кальция  карбонат кальция
  4. Оксид железа (II) массой 50 г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 90% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие.

Вариант №2

  1. Дайте полную характеристику атому Li.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует гидроксид калия. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: медь  оксид меди(II) хлорид меди(II)  нитрат меди (II)  гидроксид меди (II)  оксид меди(II)

Кальций массой 50 г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 92% от теоретически возможного



Предварительный просмотр:

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №1

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: CaO, MgCl2, NaBr, SO2, Fe2O3, CO
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: KCl, KS, AlO, NaI, HF, HS
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид меди (II)

SO3

Сульфид железа (III)

NaCl

Хлорид магния

H2O

Оксид серы (IV)

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №2

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: CuO, MnCl2, NaI, SO3, FeO, CO2
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: AlCl, CaS, BaO, CaI, HF, KH
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид меди (I)

SO2

Сульфид железа (II)

KCl

Хлорид кальция

CO2

Оксид серы (VI)

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №3

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: BaO, CaCl2, LiBr, SO3, Fe2O3, CO2
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: LiCl, CaS, BO, CaI, HF, HS
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид железа (II)

CO2

Хлорид железа (III)

AgCl

Сульфид магния

Cr2O3

Оксид углерода (II)

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №4

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: CaO, CuCl2, KI, WO3, FeO, CO
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: LiCl, KS, MgO, KI, CaF, KH
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид хлора (VII)

K2S

Сульфид меди (II)

NaCl

Хлорид бария

CO

Оксид серы (VI)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Химические свойства кислот и их применение» Учитель Ооржак А.А.. МБОУ СОШ с.Шекпээр

Слайд 2

Найдите формулы кислот в следующей записи и назовите эти вещества по систематической номенклатуре: H 2 SO 4 NaOHClMqH 2 SO 2 H 3 PO 4 CH 4 NaClHBrH 2 O Какие вещества называют кислотами? Как классифицируют кислоты? Как определить валентность кислотного остатка?

Слайд 3

Цель: 1. изучить химические свойства кислот 2. выяснить применение кислот.

Слайд 4

Кислота и синий лакмус – Лакмус сразу станет красным. Обнаружим так кислоты В день хороший и ненастный. Химические свойства Опыт: в пробирку налить 1 – 2 мл соляной кислоты и добавить несколько капель лакмуса, метилоранж, фенолфталеин. Посмотреть, что произойдет. Результат записать в тетрадь.

Слайд 5

1. С индикаторами Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин –

Слайд 6

Кислота, кроме азотной, И металл до водорода, Образуют соль охотно И, конечно, водород. Ряд активности металлов Li, K, Ba, Ca, Na, Mg, Al, Be, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb , H 2 Sb, Cu, Hg, Pt, Au Познакомить с рядом активности металлов. Опыт: В3 пробирки поместить 1 – 2 гранулы цинка, кусочек натрия и меди. В эти пробирки к металлам добавить соляную кислоту разбавленную. Результат записать в тетради в виде уравнения реакций взаимодействия кислот с металлами. 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 2HCl + 2Na = 2NaCl +H2 2HCl + Cu = реакция не пойдет (под каждой формулой записать название)

Слайд 7

Кислота и основание Образуют соль и воду. Именно вот это свойство Взяли все кислоты в моду. Опыт: В 3 пробирки налить раствор гидроксида натрия, гидроксид кальция и гидроксид меди ( II) свежеприготовленного. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавить индикатор. А затем в каждую пробирку прилить 1 – 2 мл соляной кислоты. Результаты записать в виде уравнений реакций: NaOH + HCl = NaCl +H2O Ca(OH)2 +2HCl = CaCl2 + 2H2O Cu(OH)2 +2HCl = CuCl2 +2H2O ( под каждой формулой написать названия веществ)

Слайд 8

В кислоту внесешь оксид ты Настоящего металла, Без сомнения, соль и воду ты получишь, если надо. Опыт : В 2 пробирки поместить небольшое количество оксида кальция и оксида меди ( II ) и прилить немного соляной кислоты. Результаты записать в тетрадь: СаО + 2HCl = CaCl2 +H2O CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O (под каждой формулой веществ записать названия)

Слайд 9

Азотная кислота применяется в производстве минеральных удобрений. А в Средние века азотную кислоту применяли при разделении золотосеребряных сплавов и распознавании фальшивых монет. Применение кислот

Слайд 10

Серная кислота – в производстве минеральных удобрений, нефтепродуктов (для очистки от непредельных соединений), взрывчатых веществ и многих других продуктов и материалов. Раствор соляной кислоты применяют при лечении людей, у которых пониженная кислотность.

Слайд 11

Белые носки, гольфы прекрасно отстирываются, если замочить их перед стиркой на 1 – 2 часа в воду, в которую добавлена борная кислота (Н 3 ВО 3 ) (1 – 2 ст. л. На 10 л воды). Если на светлом линолеуме появилось свежее пятно зеленки, постарайтесь отмыть его горячей водой или 3-5%-м раствором соляной кислоты. Советы по применению кислот

Слайд 12

Применение кислот В быту В нефтянной промышленности В медицине В производстве минеральных удобрений и взрывчатых веществ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подробно о задании № 30 Что должны уметь учащиеся? определять степень окисления химических элементов; определять окислитель и восстановитель; прогнозировать продукты реакции с учетом характера среды; составлять уравнения реакции и уравнения электронного баланса; расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

Слайд 2

Что нужно повторить? Важнейшие окислители и восстановители (обязательно связать со степенью окисления элементов), особое внимание уделить веществам, которые могут быть либо восстановителями, либо окислителями. Не забывать о двойственности процесса: окисление всегда сопровождается восстановлением! Еще раз повторить свойства окислителей: Азотная кислота. Чем активнее восстановитель и меньше концентрация кислоты, тем глубже протекает восстановление азота. Вспомнить, что азотная кислота окисляет неметаллы до оксокислот . Серная кислота. Обратная зависимость: чем выше концентрация кислоты, тем глубже протекает процесс восстановления серы. Образуется SO2, S, H2S.

Слайд 3

Что нужно повторить? Соединения марганца. Здесь все зависит от среды — при этом встретиться на задании может не только KMnO4, но и другие соединения, с менее выраженными свойствами окислителя. В кислой среде продуктами реакции чаще всего бывают марганец и соли: сульфаты, нитраты, хлориды и т.д. в нейтральной — восстановление до оксида марганца (бурый осадок). В сильной щелочной среде происходит восстановление до манганата калия (ярко-зеленый раствор). Соединения хрома. Полезно помнить окраску продуктов реакции при взаимодействии веществ с хроматами и бихроматами. Запоминаем, что хроматы существуют в щелочной среде, а бихроматы — в кислой. Кислородсодержащие кислоты галогенов (хлора, брома, йода). Восстановление происходит до отрицательно заряженных ионов хлора и брома, в случае с йодом — обычно до свободного йода, при действии более сильных восстановителей — до отрицательно заряженного. Повторите названия кислот и солей хлора, йода и брома — ведь в названии представлены не формулы, а названия.

Слайд 4

Катионы металлов в высшей степени окисления. Прежде всего, медь и железо, которые восстанавливаются до невысоких степеней окисления. Такая реакция проходит с сильными восстановителями. Не путать эти реакции с обменными! Полезно еще раз вспомнить свойства веществ с окислительно -восстановительной двойственностью, таких как пероксид водорода, азотистая кислота, оксид серы IV, сернистая кислота, сульфиты, нитриты. Из восстановителей, вероятнее всего, вам встретятся на ЕГЭ бескислородные кислоты и их соли, гидриды щелочных и щелочноземельных металлов. Их анионы окисляются до нейтральных атомов или молекул, которые могут быть способны к дальнейшему окислению. При выполнении задания можно описывать различные типы реакции: межмолекулярные, конпропорционирования , диспропорционирования (самоокисления и самовосстановления). А вот реакцию разложения использовать нельзя, так как в задании есть ключевые слова: «составить уравнение между реагирующими веществами».

Слайд 5

Подробно о задании 31 Что нужно повторить? Правило составления реакции. Формулы сильных электролитов (сильных кислот, щелочей, растворимых средних солей) записываются в виде ионов, а формулы нерастворимых кислот, оснований, солей, слабых электролитов — в недиссоциированной форме. Условия протекания. Правила записи . Если записываем ион, то сначала указываем величину заряда, потом знак: обратить на это внимание. Степень окисления записывается наоборот: сначала знак, потом величина. Важно, что данная реакция протекает не просто в сторону связывания ионов, а наиболее полного связывания ионов. Это важно, потому что некоторые сульфиды, например, взаимодействуют со слабыми кислотами, а с некоторыми нет, и это связано со степенью прочности связей между элементами внутри соединений.

Слайд 6

Примеры заданий Пример 1. Даны: сульфат хрома (III), нитрат бария, гидроксид калия, пероксид водорода, хлорид серебра. Пример 2. Даны: сульфид меди (II), нитрат серебра, азотная кислота, хлороводородная кислота, фосфат калия . Пример 3. Даны: перманганат калия, хлорид калия, сульфат натрия, нитрат цинка, гидроксид калия. Пример 4. Даны: гидрокарбонат кальция, железная окалина, азотная кислота, соляная кислота, оксид кремния (IV). Пример 5. Даны: гидроксид магния, хлорид железа (III), серная кислота, сульфид натрия, нитрат цинка.

Слайд 7

Задание 32 представляет собой описание химического эксперимента, в соответствии с которым нужно будет составить 4 уравнения реакции. По статистике, это одно из самых сложных заданий, очень низкий процент сдающих с ним справляется. Ниже приводятся рекомендации по поводу решения задания 32. Во — первых, чтобы верно решить задание 32 ЕГЭ по химии нужно правильно представлять себе те действия, которым подвергаются вещества (фильтрование, выпаривание, обжиг, прокаливание, спекание, сплавление). Необходимо понимать, где с веществом происходит физическое явление, а где – химическая реакция. Наиболее часто используемые действия с веществами описаны ниже.

Слайд 8

Фильтрование – способ разделения неоднородных смесей с помощью фильтров – пористых материалов, пропускающих жидкость или газ, но задерживающих твёрдые вещества. При разделении смесей, содержащих жидкую фазу, на фильтре остается твердое вещество, через фильтр проходит фильтрат . Выпаривание — процесс концентрирования растворов путём испарения растворителя. Иногда выпаривание проводят до получения насыщенных растворов, с целью дальнейшей кристаллизации из них твердого вещества в виде кристаллогидрата, или до полного испарения растворителя с целью получения растворенного вещества в чистом виде. Прокаливание – нагревание вещества с целью изменения его химического состава. Прокаливание может проводиться на воздухе и в атмосфере инертного газа. При прокаливании на воздухе кристаллогидраты теряют кристаллизационную воду, например, CuSO 4 ∙5H 2 O→CuSO 4 + 5H 2 O Термически нестойкие вещества разлагаются: Cu (OH) 2 → CuO + H 2 O; CaCO 3 → CaO + CO 2 Спекание, сплавление – это нагревание двух и более твердых реагентов, приводящее к их взаимодействию. Если реагенты устойчивы к действию окислителей, то спекание можно проводить на воздухе: Al 2 O 3 + Na 2 CO 3 → 2NaAlO 2 + CO 2 Если же один из реагентов или продукт реакции могут окисляться компонентами воздуха, процесс проводят с инертной атмосфере, например: Сu + CuO → Cu 2 O Вещества, неустойчивые к действию компонентов воздуха, при прокаливании окисляются, реагируют с компонентами воздуха: 2Сu + O 2 → 2CuO; 4Fe(OH) 2 + O 2 →2Fe 2 O 3 + 4H 2 O Обжиг – процесс термической обработки, приводящий к сгоранию вещества. Во-вторых, знание характерных признаков веществ (цвет, запах, агрегатное состояние) Вам послужит подсказкой или проверкой правильности выполненных действий. Ниже представлены наиболее характерные признаки газов, растворов, твердых веществ.

Слайд 9

Признаки газов: Окрашенные: Cl 2 – желто-зеленый; NO 2 – бурый; O 3 – голубой (все имеют запахи). Все ядовиты, растворяются в воде, Cl 2 и NO 2 реагируют с ней. Бесцветные без запаха: Н 2 , N 2 , O 2 , CO 2 , CO (яд), NO (яд), инертные газы. Все плохо растворимы в воде. Бесцветные с запахом: HF, HCl , HBr , HI, SO 2 (резкие запахи), NH 3 (нашатырного спирта) –хорошо растворимы в воде и ядовиты, PH 3 (чесночный), H 2 S(тухлых яиц) — мало растворимы в воде, ядовиты.

Слайд 10

Окрашенные растворы: Желтые: Хроматы, например K 2 CrO 4 , растворы солей железа (III), например, FeCl 3 . Оранжевые: Бромная вода, cпиртовые и спиртово-водные растворы йода (в зависимости от концентрации от жёлтого до бурого) , дихроматы, например, K 2 Cr 2 O 7 Зеленые: Гидроксокомплексы хрома (III), например, K 3 [ Cr (OH) 6 ], соли никеля (II), например NiSO 4 , манганаты , например, K 2 MnO 4 Голубые: Соли меди (II), например СuSO 4 От розового до фиолетового: Перманганаты, например, KMnO 4 От зеленого до синего: Соли хрома (III), например, CrCl 3

Слайд 11

Окрашенные осадки: Желтые: AgBr , AgI , Ag 3 PO 4 , BaCrO 4 , PbI 2 ,CdS Бурые: Fe (OH) 3 , MnO 2 Черные, черно-бурые: Сульфиды меди, серебра, железа, свинца Синие: Cu (OH) 2 , KFе [ Fe (CN) 6 ] Зеленые: Cr (OH) 3 – серо-зеленый, Fe (OH) 2 – грязно-зеленый, буреет на воздухе

Слайд 12

Другие окрашенные вещества: Желтые : сера, золото, хроматы Оранжевые: oксид меди (I) – Cu 2 O, дихроматы Красные: бром (жидкость), медь (аморфная), фосфор красный, Fe 2 O 3 , CrO 3 Черные: СuO , FeO , CrO Серые с металлическим блеском: Графит, кристаллический кремний, кристаллический йод (при возгонке – фиолетовые пары), большинство металлов. Зеленые: Cr 2 O 3 , малахит ( CuOH ) 2 CO 3 , Mn 2 O 7 (жидкость)

Слайд 13

В-третьих, при решении заданий 32 по химии для большей наглядности, можно порекомендовать составлять схемы превращений или последовательность получаемых веществ. И наконец, для того, чтобы решать такие задачи, надо чётко знать свойства металлов, неметаллов и их соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Необходимо повторить свойства азотной и серной кислот, перманганата и дихромата калия, окислительно -восстановительные свойства различных соединений, электролиз растворов и расплавов различных веществ, реакции разложения соединений разных классов, амфотерность, гидролиз солей.

Слайд 14

Задание 33

Слайд 17

Задача 34 1. Смесь хлоридов железа (II) и (III) обработали избытком раствора карбоната натрия, выпавший осадок отделили, высушили и полностью растворили в 76,19 мл раствора бромоводородной кислоты (ρ = 1,05 г/мл). При этом выделилось 1,12 л газа (н. у.) и образовался раствор массой 85,74 г. Вычислите массовые доли солей в исходной смеси. 2. Прокалили смесь карбонатов натрия и цинка, при этом было получено 1,792 л (н. у.) газа. Твердый остаток обработали 16% раствором гидроксида натрия и получили 100,48 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 7,96%. Вычислите массовые доли солей в исходной смеси. 3. Нитрат меди (II) некоторое время прокаливали на воздухе, при этом выделилось 1,12 л (н. у.) газов. К твердому остатку прилили 4,56% раствор соляной кислоты и получили раствор массой 88,6 г с массовой долей соляной кислоты 2,47%. Вычислите массу взятого для прокаливания нитрата меди (II). 4. Сероводород объемом 0,896 л (н. у.) смешали с хлороводородом , образовавшуюся газовую смесь пропустили через 10% раствор сульфата меди и получили раствор массой 159,71 г с массовой долей сульфата меди 6,01%. Вычислите массовые доли сероводорода и хлороводорода в газовой смеси. 5. *Над нагретым оксидом цинка некоторое время пропускали водород. К твердому остатку прилили 14% раствор гидроксида калия, при этом выделилось 672 мл (н. у.) газа и образовалось 63,51 г раствора с массовой долей гидроксида калия 4,41%. Вычислите степень превращения оксида цинка в реакции восстановления.

Слайд 18

Задачи 35 Алгоритм решения большинства задач на нахождение молекулярной формулы включает следующие действия: — запись уравнений реакций в общем виде; — нахождение количество вещества n, для которого даны масса или объем, или массу или объём которого можно вычислить по условию задачи; — нахождение молярной массы вещества М = m/n, формулу которого нужно устано­вить; — нахождение числа атомов углерода в молекуле и составление молекуляр­ной формулы вещества.

Слайд 19

Задача 1. При сгорании 11,6 г органического вещества образуется 13,44 л углекислого газа и 10,8 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 2. Установлено, что это вещество взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра, каталитически восстанавливается водородом с образованием первичного спирта и способно окисляться подкисленным раствором перманганата калия до карбоновой кислоты. На основании этих данных: 1) установите простейшую формулу исходного вещества, 2) составьте его структурную формулу, 3) приведите уравнение реакции его взаимодействия с водородом.

Слайд 20

Решение: общая формула органического вещества СxHyOz . Переведем объем углекислого газа и массу воды в моли по формулам: n = m/М и n = V/ Vm , Молярный объем Vm = 22,4 л/моль n(CO 2 ) = 13,44/22,4= 0,6 моль, =>в исходном веществе содержалось n(C) =0,6 моль, n(H 2 O) = 10,8/18 = 0,6 моль, => в исходном веществе содержалось в два раза больше n(H) = 1,2 моль, Узнаем, содержался ли кислород в органическом соединении. Для этого от массы органического вещества отнимаем массу углерода и массу водорода: m(O)= 11,6 – 0,6* 12 – 1,2= 3,2 г, Значит, искомое соединение содержит кислород количеством: n(O)= 3,2/16 = 0,2 моль Посмотрим соотношение атомов С, Н и О, входящих в состав исходного органического вещества: n(C) : n(H) : n(O) = x : y : z = 0,6 : 1,2 : 0,2 = 3 : 6 : 1 Нашли простейшую формулу: С 3 H 6 О Чтобы узнать истинную формулу, найдем молярную массу органического соединения по формуле: М( СxHyOz ) = Dвозд ( СxHyOz ) *M( возд ) M ист ( СxHyOz ) = 29*2 = 58 г/моль Проверим, соответствует ли истинная молярная масса молярной массе простейшей формулы: М (С 3 H 6 О) = 12*3 + 6 + 16 = 58 г/моль — соответствует, => истинная формула совпадает с простейшей. Молекулярная формула: С 3 H 6 О Из данных задачи: » это вещество взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра, каталитически восстанавливается водородом с образованием первичного спирта и способно окисляться подкисленным раствором перманганата калия до карбоновой кислоты» делаем вывод, что это альдегид.



Предварительный просмотр:

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг:   Прочитай   задачу.   Определите   массу   кислорода, необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шагЗапиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения. (Молярные массы веществ найдите по таблице Менделеева).

Дано:

m (Мg)=8 г

Найти:

m (02)=?

M (Мg) = 24г/моль

M (02) = 32г/моль

3 шаг: Решение. 1. Составь уравнение реакции. 2.Подчеркни формулы веществ, о которых говорится в условии задачи:

                                  2Мg  +   02 = 2 Мg0

                                 

4 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимые для реакции  – оно равно коэффициенту

                                 2Мg  +   02 = 2 Мg0

                                 2моль     1моль

5 шаг: Найди количество известного вещества по формуле  ν = m : М :

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)  = 8г : 24г/моль= 0,33 моль

6 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой известного вещества, а над формулой неизвестного поставь х моль

                             0,33 моль     х моль

                            2Мg      +       02           =    2Мg0

                           2моль             1моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее: 

                               0,33 моль      х моль

                               2 моль          1 моль    

 х = (0,33моль• 1моль)/2моль = 0,167 моль

ν (02) = 0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М· ν:

m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г или m (02)= 5,344 г

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

«По количеству вещества»

1шаг:    Прочитай   задачу.  

2 шаг:  Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения. Молярные массы найди по таблице Менделеева.

3 шаг:  Решение. 1. Составь уравнение реакции. 2.Подчеркни формулы веществ, о которых говорится в условии задачи.

4 шаг:  Под формулами веществ запиши количество вещества, необходимые для реакции  – оно равно коэффициенту.

5 шаг:  Найди количество известного вещества по формуле:

ν = m : М   или    ν =V :Vm  (Vm=22,4 л/моль).

6 шаг:   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой известного вещества, а над формулой неизвестного поставь х моль

7 шаг:  Составь отношение пропорцию и реши ее.

8 шаг:  Найди массу неизвестного вещества по формуле:  m = М· ν 

                                                              или его объём по формуле V = Vm· ν

9 шаг: Запиши ответ.

Задача решена! Молодец!



Предварительный просмотр:

Алгоритм решения задач на вывод формул соединений.

Этот вид расчетов чрезвычайно важен для химической практики, т.к. позволяет на основании экспериментальных данных определить формулу вещества (простейшую и молекулярную). На основании данных качественного и количественного анализов химик находит сначала соотношение атомов в молекуле (или другой структурной единице вещества), т.е. его простейшую формулу.
Например, анализ показал, что вещество является углеводородом C
xHy, в котором массовые доли углерода и водорода соответственно равны 0,8 и 0,2 (80% и 20%). Чтобы определить соотношение атомов элементов, достаточно определить их количества вещества (число молей):

Формулы количества вещества

Таким образом, CH3 является простейшей формулой данного вещества. Соотношению атомов C и H, равному 1 : 3, соответствует бесчисленное количество формул: C2H6, C3H9, C4H12 и т.д., но из этого ряда только одна формула является молекулярной для данного вещества, т.е. отражающей истинное количество атомов в его молекуле. Чтобы вычислить молекулярную формулу, кроме количественного состава вещества, необходимо знать его молекулярную массу. Для определения этой величины часто используется значение относительной плотности газа D.                   Так, для вышеприведенного случая DH2 = 15.
Тогда M(C
xHy) = 15 M(H2) = 15•2 г/моль = 30 г/моль.
Поскольку M(CH
3) = 15, то для соответствия с истинной молекулярной массой необходимо удвоить индексы в формуле. Следовательно, молекулярная формула вещества: C2H6.

Алгоритм 1.  Решение расчетных задач на вывод
молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов

Задача 1. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57.

Решение

1. Записать условие задачи.

http://him.1september.ru/2006/19/17-5.jpg

2. Вычислить относительную молекулярную массу Mr(CхHy) по относительной плотности:

http://him.1september.ru/2006/19/17-6.jpg

3. Найти индексы х и y по отношению http://him.1september.ru/2006/19/17-7.jpg:

http://him.1september.ru/2006/19/17-8.jpg

4. Записать простейшую формулу: С3Н8.

Проверка: Мr(C3H8) = 44, следовательно, C3H8 – истинная формула.

Задача 2. Найти молекулярную формулу предельного углеводорода, массовая доля углерода в котором 83,3%.

Решение

1. Записать условие задачи.

http://him.1september.ru/2006/19/17-9.jpg

2. Найти массовую долю водорода:

http://him.1september.ru/2006/19/o1.gif(Н) = 100% – 83,3% = 16,7%.

3. Найти индексы и простейшую формулу для углеводорода CхHy:

http://him.1september.ru/2006/19/18-1.jpg

следовательно, простейшая формула – C2H5.

4. Найти истинную формулу. Поскольку общая формула алканов СnH2n+2, то истинная формула – С4Н10.

Алгоритм 2. Решение расчетных задач на вывод
молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания

Задача 3. При сжигании 29г  углеводорода образовалось 88г  углекислого газа и 45 г воды, относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найти молекулярную формулу углеводорода.

Решение

1. Записать условие задачи.

http://him.1september.ru/2006/19/18-2.jpg

2. Найти относительную молекулярную массу вещества:

Mr = DвоздМr(возд.),

Mr(CхHy)= 2•29 = 58.

3. Найти количество вещества образовавшегося оксида углерода(IV):

http://him.1september.ru/2006/19/18-3.jpg

4. Найти количество вещества углерода в сожженном веществе:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(C) = http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(CO2) = 2 моль.

5. Найти количество вещества воды:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H2O) = 45/18 = 2,5 моль.

6. Найти количество вещества водорода в сожженном веществе:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H) = 2http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H2O),

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H) = 2,5•2 = 5 моль.

7. Найти простейшую формулу углеводорода:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(C) : http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(Н) = 2 : 5,

следовательно, простейшая формула – С2Н5.

8. Найти истинную формулу углеводорода:

Мr(C2H5) = 29,

Mr (CхHy) = 58,

следовательно, истинная формула – C4H10.

Задача 4. При сжигании 5,6 л (н.у.) газообразного органического вещества было получено 16,8 л (н.у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Масса 1 л исходного вещества при н.у. равна 1,875 г. Найти его молекулярную формулу.

Решение

1. Записать условие задачи.

http://him.1september.ru/2006/19/18-4.jpg

2. Найти молекулярную массу вещества из пропорции:

1 л газа – 1,875 г,

22,4 л – m г.

Отсюда m = 42 г, M = 42 г/моль.

3. Найти количество вещества углекислого газа и углерода:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(CO2) = 16,8/22,4 = 0,75 моль,

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(C) = 0,75 моль.

4. Найти количества веществ воды и водорода:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H2O) = 13,5/18 = 0,75 моль,

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H) = 0,75•2 = 1,5 моль.

5. Найти сумму масс углерода и водорода:

m(C) + m(H) = 0,75•12 +1,5•1 = 10,5 г.

6. Найти массу сожженного вещества:

http://him.1september.ru/2006/19/19-1.jpg

Следовательно, вещество содержит только углерод и водород.

7. Найти простейшую формулу углеводорода CхHy:

http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(C) : http://him.1september.ru/2006/19/nu.gif(H) = 0,75 : 1,5 = 1 : 2,

следовательно, простейшая формула – СН2.

8. Найти истинную формулу углеводорода:

Mr(CH2) = 14,

Mr(в-ва) : Mr(CH2) = 42 : 14 = 3,

следовательно, истинная формула – С3Н6.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Установите молекулярную формулу монохлоралкана, содержащего 38,38% хлора. Приведите графические формулы и названия всех соединений, отвечающих данной формуле.

Решение: 

  1. Общая формула алканов CnH2n+2, общая формула монохлоралканов CnH2n+1Cl
  2. Cоставим выражение для расчета массовой доли хлора:

                М(Cl)                    35,5

ω( Сl) =-------------------=-------------=0,3838 , откуда n=4

                    М(CnH2n+1Cl)     14n+36,5

Формула монохлоралкана С4Н9Сl

        3. Графические формулы изомеров:

СН3 – СН2 – СН2 – СН2Сl   1-хлорбутан

СН3 – СН2 – СНCl– СН3        2- хлорбутан

СН3 – СН – СН2Сl               2-метил-1-хлорпропан

            ‌‌|   ‌  

           СН3   

СН3 – СCl – СН3               2-метил-2-хлорпропан

            ‌‌|   ‌  

           СН3     ‌‌

Задача 2. Установите молекулярную формулу алкена и продукта взаимодействия его с 1 моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название исходного алкена и одного его изомера.

Решение:

  1. Общая формула монобромлканов CnH2n+1Br. Молярная масса монобромлкана М= 12n+2n+1+80=14n+81
  2. Зная относительную плотность вещества по воздуху, находим молярную массу: М=29∙4,24=123г/моль

Из выражения 14n+81=123 n=3

  1. Формула бромалкана С3Н7Br, исходного алкана С3Н6 – пропен. Изомер – циклопропан.

     

Задача 3. Установите молекулярную формулу алкена, если одно и то же количество его, взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, 5,23 г хлорпроизводного или 8,2 г бромпроизводного.

Решение:

  1. Уравнения реакций:

    CnH2n + Н Сl = CnH2n+1Cl

    CnH2n + Н Br  = CnH2n+1Br

  1. Так как количество вещества алкена одно и то же в обеих реакциях, то количества веществ галогеналканов равны:

     n(CnH2n+1Cl) = n(CnH2n+1Br)

3. Из выражения 5,23/14n+36,5=8,2/14n+81 n=3

Формула алкена С3Н6 

Задача 4. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что 1,012 л (н.у.) его при взаимодействии с хлором образует 5,09 г дихлорпроизводного.

Решение:

  1. Находим количество вещества алкена:

    n(CnH2n) = 1,012/22,4 = 0,045 моль

  1. По уравнению реакции

     CnH2n +Сl2 = CnH2nCl2

n(CnH2nCl2)= n(CnH2n) =0,045 моль

  1. М(CnH2nCl2)=m/n=5,09/0,045=113г/моль

12n +2n+71=113 n=3  

 Формула алкена С3Н6 

Задача 5.   При полном сгорании 3,9 г углеводорода образовалось 13,2 г углекислого газа и 2,7 г воды. Плотность паров вещества 3,482г/л. Выведите молекулярную формулу.

Задача 6. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана. Запишите структурные формулы  названия возможных изомеров.

Задача 7.   При полном сгорании неизвестной массы углеводорода образовалось 4,48 л углекислого газа и 3,6г воды.  Относительная плотность вещества по водороду равна 14.  Выведите молекулярную формулу углеводорода.

Задача 7.    При полном сгорании неизвестной массы углеводорода образовалось 4,48 л углекислого газа и 3,6г воды.  Относительная плотность вещества по водороду равна 14.  Выведите молекулярную формулу углеводорода.

Задача 6. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана. Запишите структурные формулы  названия возможных изомеров.

Задача 5.   При полном сгорании 3,9 г углеводорода образовалось 13,2 г углекислого газа и 2,7 г воды. Плотность паров вещества 3,482г/л. Выведите молекулярную формулу.

Задача 1. Установите молекулярную формулу монохлоралкана, содержащего 38,38% хлора. Приведите графические формулы и названия всех соединений, отвечающих данной формуле.

Задача 3. Установите молекулярную формулу алкена, если одно и то же количество его, взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, 5,23 г хлорпроизводного или 8,2 г бромпроизводного.

Задача 2. Установите молекулярную формулу алкена и продукта взаимодействия его с 1 моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название исходного алкена и одного его изомера.

Задача 4. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что 1,012 л (н.у.) его при взаимодействии с хлором образует 5,09 г дихлорпроизводного.

Задача 8. При сжигании 3.2г углеводорода образуется 8,8г СО2. Относительная плотность по водороду этого вещества равна 8. Найдите формулу углеводорода.

Задача 9. При сжигании углеводорода массой 2,1 г получили 6,6г оксида углерода (IV). Относительная плотность органического соединения по водороду равна 42. Выведите молекулярную формулу углеводорода

Задача 10. При сжигании 4,4г алкана выделилось 13,4г углекислого газа. Относительная плотность вещества по воздуху равна 1,52. Определите молекулярную формулу алкана.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57.

Задача 2. Найти молекулярную формулу предельного углеводорода, массовая доля углерода в котором 83,3%.

Задача 3. При сжигании 29г  углеводорода образовалось 88г  углекислого газа и 45 г воды, относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найти молекулярную формулу углеводорода.

Задача 4. При сжигании 5,6 л (н.у.) газообразного органического вещества было получено 16,8 л (н.у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Масса 1 л исходного вещества       ( при н.у.)  равна 1,875 г.  Найти его молекулярную формулу.

Задача 5. При сгорании 11,2 г  Углеводорода получили оксид углерода массой 35,2 г и воду массой 14,4 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 1,93. Выведите молекулярную формулу.

Задача 6. При сжигании 2.2 г вещества получили 4,4 г оксида углерода и 1,8 г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 44.  Определите молекулярную формулу вещества.

Задача 7. Выведите формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2 % водорода, если относительная плотность по водороду равна 22.

Задача 8. Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода равна 85,75, а водорода –14,3%. Относительная плотность этого вещества по азоту примерно равна 2.

Задача 9. Найти формулу вещества, содержащего 85,71% углерода и 14,29% водорода, если относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,448.

Задача10. При сгорании 4,3 г Углеводорода получили оксид углерода массой 13,2 г и воду массой 6,3 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 2,966. Выведите молекулярную формулу.

Задача 11. При сгорании 2,1 г  вещества получили оксид углерода массой 6,6 г и воду массой 2,7 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 2,96. Выведите молекулярную формулу.

Задача 12. При сгорании 8,6 г Углеводорода получили оксид углерода массой 26,4 г и воду массой 12,6 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 2,966. Выведите молекулярную формулу.

Задача 13. При сжигании 3,9 г органического вещества плотность паров по водороду- 39, образовалось 13,2 г углекислого газа  и 2,7 г воды. Определить формулу вещества .

Задача 14. При сжигании алкена массой 11,2 г  получили 35,2 г оксида углерода (IV) и 14,4 г воды. Относительная плотность алкена по воздуху равна 1,93. Найти молекулярную формулу алкена.

Задача 15. Определить молекулярную формулу углеводорода, если при сжигании 2,2 г его было получено 3,36л углекислого газа и 3,6 г воды. Плотность вещества по воздуху равна 1,5172.

Задача 16.  Определить молекулярную формулу углеводорода, если при сжигании 1,3 г его было получено 2,24л углекислого газа и 0,9 г воды. Плотность вещества по водороду  равна 12,992.

Задача 17. При сжигании 5,25 г газообразного углеводорода с плотностью по водороду =21 получили 8,4 л углекислого газа и 6,75 г воды. Определить формулу вещества.

Задача 18. Найти молекулярную формулу углеводорода, имеющего плотность по водороду =22. если при сгорании 4,4 г его образуется 6,72л CO2  и 7,2 г Н2О.

Задача 19. Относительная плотность по водороду некоторого алкана 15. Определите его формулу.

Задача 20. Массовая доля углерода в алкане составляет 84%. Определите его формулу.

Задача 21. При сгорании 2,2 г органического вещества, имеющего плотность по воздуху 1,517, образовалось 3,36 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Определите формулу органического вещества.

Задача 22. Органическое вещество содержит углерод (массовая доля 84,21%) и водород (15,79%). Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу органического вещества.

Задача 23. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. плотность паров по водороду =36. Определите формулу углеводорода. Сколько он имеет изомеров? Напишите структурные формулы этих изомеров и назовите их.

Задача 24. Определите формулу предельного одноатомного спирта, если  при дегидратации образца его объемом 37 мл и плотностью 1,4 г/мл получили алкен 39,2 г.

Задача 25. Определите молекулярную формулу предельного трехатомного спирта, массовая доля углерода в котором равна массовой доле кислорода.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

имени В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района Республики Тыва

Технологическая карта урока:

«Азотная кислота и ее свойства»

                         Автор сценария:

Ооржак Алефтина Александровна

учитель химии и информатики

с.Бурен-Бай-Хаак – 2022 г.

Техническая карта урока

Тема: Азотная кислота и ее свойства

Цель: продолжить формирование у учащихся понятие «кислота» на примере азотной кислоты; изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, оксидами, основаниями.

Задачи: Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах;

Развивать навыки   самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения демонстрационного опыта, составления кластера, логическое мышление;

Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок путешествие 

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; словесный (сказка, эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: дать общую характеристику, знать  строение молекулы, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций.

Метапредметные: уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства HNO3.

Личностные: понимать  значение азотной кислоты.

Оборудование: ноутбук, проектор, раствор разбавленной азотной кислоты, пластинка меди, метилоранж, учебник, листы для составления кластера.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

- Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Улыбнемся друг другу и через улыбку передадим свои самые добрые пожелания

Учащиеся приветствуют друг друга, учителя открывая свои ладони. Тем самым они показывают, что готовы  к совместной работе

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фиксируются тема и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

- Скажите,  что изучает предмет химия?  Молодцы!

Значит, сегодня на очередном уроке химии мы будем изучать, какое то вещество и его свойства. Осталось  выяснить, какое вещество мы  будем   изучать.

Для этого я сегодня буду сказочницей, а вы героями сказки. Да начинается СКАЗКА. Слушаем внимательно:

«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Напишите уравнения реакции, назовите вещество. Озвучьте тему   и цель урока:  Азотная кислота и ее свойства.

А теперь мы составим шкалу ЗУН  

Прослушав сказку учителя, учащиеся выполняют предложенное задание, частично поискового характера, определяет тему  и цель урока.

Учащиеся смайликами отмечают на шкале «ЗУН» до урока уровень свих знаний по теме урока:

C:\Users\user\Desktop\ОАА\смайлики\зелен.jpg  Я знаю

C:\Users\user\Desktop\ОАА\смайлики\жел.png  знаю, но сомневаюсь

 C:\Users\user\Desktop\ОАА\смайлики\красный.jpg  я не знаю

Актуализация знаний.

Поиск решения учебной задачи

Для определения уровня знаний проведем близ –опрос

(приложение 1)

Использует презентацию для проверки по эталону

Данное задание позволит каждому учащемуся зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Суммируем баллы

Первичное усвоение новых знаний

Предлагает учащимся прием технологии критического мышления «ПОПС – формула».

Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану    “Характеристика азотной кислоты”: работа с текстом учебника

  •  - химическая формула:
  •  - по наличию кислорода:
  •  - по основности (по количеству атомов водорода):
  •  - по растворимости в воде:
  •  - по степени электролитической диссоциации:
  • Сказка продолжается

“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная, бесцветная жидкость с плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3 малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам?  (Сказку находится у ребят и они работают с текстом)

Рассматривают  задания ПОПС-формулы и работают по усвоению новой темы, анализируют и делают вывод, что искомое вещество - азотная кислота и свойства.

Ребята обсуждают полученные результаты и идет взаимопроверка

Будьте внимательны и используйте слова ПОПС-формулы:

Позиция – Я согласна с тем, что азотная кислота - ……

Позиция – Я считаю, что азотная кислота - …..

Позиция – На мой взгляд, азотная кислота - .

Учащиеся работают с текстом по плану:

 - агрегатное состояние: горячая, сильная,  жидкость

 -  цвет: бесцветная

 - плотность: плотностью 1,5г/см3

-  температура кипения: 860 С

  - особенные свойства: малоустойчива, 56% - концентрированная, растворяется  в воде

Проверяется по эталону

Первичная проверка понимания

Работа в группах

В начале, учитель проводит демонстрационный опыт: азотная кислота с медью

Затем видео материал из РЭШ

Составить кластер  химических свойств азотной кислоты

Наблюдают  демонстрационный  опыт. И видеоматериал из РЭШ

Приходят к выводу о необходимости получения новой информации о свойствах азотной кислоты

В группе составляют кластер и защищают  

Первичное закрепление

Работа с электронными ресурсами для закрепления новой темы

Самостоятельная работа

(тест)

Проверка по эталону

Домашнее задание

Инструктаж выполнения домашнего задания

Дифференцированное домашнее задание:

1)параграф 27 учебника прочитать и еще раз осмыслить изученный материал, задание 2 после параграфа  ср 94 – оценка  «3»

2)составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»

3)Составить кроссворд по изученной теме – «5»

Учащиеся записывают в дневниках:

Оценка «5» - кроссворд

Оценка «4» - тест

Оценка «3» - задание 2 стр 94 параграф 27

Рефлексия

Самоконтроль учащимися

Проверка «Шкалы ЗУН» после урока

Ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Краткий анализ работы детей на уроке.

Преподавание химии в 9 классе ведется по программе Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман 2 часа в неделю. Данный урок является шестым по счету в разделе «Подгруппа азота». Урок дан по плану.

В 9А классе 10 учащихся, присутствовали 10. Качество знаний по предмету – 40%. На уроках химии активно работают 4 учащихся, 3 – менее активно, остальные – пассивны. К подготовке к урокам относятся соответственно.

Все этапы урока логически связаны между собой. При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:

- частично-поисковый;

- наглядный (демонстрация слайдов);

- словесный (сказка, эвристическая беседа);

- репродуктивный .

Способы:

- работа с учебником

- работа у доски;

- применение ИКТ.

- составление кластера

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, рационально использовалось время на уроке.

При изучении новой темы использовался интерактивный метод обучения «ПОПС-формула», что повлияло на плодотворную обратную связь с учениками, а также  упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний.

Закрепление материала проведено с использованием ЭРО. Закрепление материала позволило выяснить, что учащиеся в основном поняли новый материал, помогло выявить ошибки в его понимании и исправить их.

В течение всего урока обучающиеся активно  принимают участие в работе. При работе с литературными источниками  показывают хорошие навыки и умения дифференцировать, вычленять искомую информацию, работать со всеми видами информации,  производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь на свои знания или собственный опыт, в литературных источниках.  На уроке создан благоприятный микроклимат для творческой работы ребят. В ходе самостоятельной работы умеют выделять главное в тексте, легко находят ответы на поставленные вопросы по содержанию практической работы, умеют сравнивать физические и химические процессы, анализировать их, приводить примеры. Владеют  простейшими  приемами  работы с химическим оборудованием. Следует отметить культуру речи, умение вести диалог, работать в паре и коллективе. В ходе  урока обучающиеся показывают высокий темп самостоятельной поисковой работы. На заключительном этапе урока обучающиеся показали высокий  уровень усвоенных знаний, умение обобщать их, делать самостоятельные выводы по теме.

          По домашнему заданию был дан подробный инструктаж.

В целом урок прошел успешно, проведена рефлексия до и после урока. План урока и его цели были реализованы полностью. Учащиеся работали активно с интересом.

В дальнейшей работе необходимо совершенствовать методы и приемы работы с учащимися в урочное и внеурочное время, стимулировать познавательную активность в учебе для последующих положительных результатов по предмету.

Приложение №1

Фронтальный опрос.

Блиц – опрос.

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число протонов в атоме азота –

4.Атомная масса атома азота -

5.колличество электронов на внешнем уровне у атома азота –

6. степень окисления у азота в оксиде азота двухвалентного -

7. Степень окисления азота в аммиаке –

6. количество энергетических уровней у атома азота –

7.степень окисления у азота в оксиде азота трехвалентного –

8.продукт взаимодействия аммиака и воды –

9. степень окисления азота в оксиде азота пятивалентного –

10.степень окисления азота в азотной кислоте -

Приложение 2

Технология «ПОПС-формула» как интерактивный метода обучения

На своих уроках использую такой методический прием как  ПОПС-формула. Данный прием помогает учащимся  обучится высказывать свои мысли. При помощи этого приема  можно  проконтролировать качество усвоения учебного материала учащимися по всем предметам, особенно по предметам гуманитарной направленности. Также  этот прием можно использовать и на  других уроках, например, по химии, но необходимо его несколько изменить.

Использование на уроках «ПОПС – формулы», как интерактивного приема однозначно помогает учащимся активизировать мыслительный потенциал, излагая свое мнение в краткой и четкой форме. Конечно для применения метода «ПОПС-формула» необходима предварительная работа с учащимися. Очень важно сформулировать в доступной, для определенного возраста, форме обязательные элементы формулы. На примерах показать этапы подготовки ответов на поставленные вопросы. Элементы метода «ПОПС-формула» запоминаются очень легко и вызывают у учащихся живой интерес. Учитель просит их высказать свое мнение, вступить в дискуссию или начать свой ответ, свое мнение - это не может не привлекать учащихся. Им необходимо написать всего лишь четыре предложения, в которых будут отражены основные позиции метода «ПОПС - формула».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Применение данного интерактивного метода предоставляет учителю уникальную возможность за короткий промежуток времени получить необходимую ему информацию об уровне осознанного восприятия изучаемого материала. Также легко прослеживается степень понимания происходящих процессов. А самое главное можно проследить нравственное отношение к происходящим явлениям, конкретным фактам и событиям.

Данный приём можно использовать, чтобы предоставить возможность учащимся изложить личную позицию по изучаемой теме. Учитель же получит возможность оценить за короткий промежуток времени насколько осознанно учащийся владеет изученным материалом.  

Наиболее важным достижением данного метода является высказывание учащимися определенной позиции, и умение привести соответствующие доказательства в подтверждении своего мнения. Основная цель учителя активизировать деятельность каждого учащегося, с помощью создания ситуации творческой активности в процессе работы, влиять на повышении мотивации к учению, индивидуализировать данный процесс.

Учитель обязан управлять учебным процессом и для этого ему приходиться постоянно контролировать на сколько качественно усвоен учащимися предлагаемый им материал. Но на уроке не всегда хватает время на рефлексию. А еще учителю очень важно видеть уровень логического и аналитического мышления. На уроках химии и информатики данную методику можно применять и при объяснении материала, и при его закреплении, и при проведении тематического контроля. Логически грамотно составленные ответы учащихся по методу «ПОПС – формула» помогут учащимся получить опыт грамотно излагать свои мысли, выражать идеи, что будет способствовать желанию учиться, так как они сами участвуют в этом процессе и видят, как у них все получается.

К преимуществам метода «ПОПС-формула» можно отнести, то, что за короткий промежуток времени можно опросить несколько учащихся, получая при этом информацию о глубине понимания темы каждым и что совсем немаловажно понять нравственную оценку события или явления. Все вышесказанное в свою очередь способствует формированию у учащихся оценочного мышления, которое нужно не только структурировать, но и уметь лаконично выразить. Выступление учащегося занимает буквально 1-2 минуты, ведь это всего от двух до четырех предложений. Метод «ПОПС-формула» может и должна применяться и для опроса по пройденной теме и при закреплении материала и конечно при проверке домашнего задания.

При таком методе опроса учащиеся не только самостоятельно учатся работать, но и ощущают свободу творчества, что является неотъемлемой частью развития креативности у подрастающего поколения.

Без получения обратной связи с учащимися невозможно эффективное управление учебным процессом. Метод «ПОПС-формула» является одним из незначительного числа эффективных приемов, способствующих творческому применению полученных знаний.

Метод «ПОПС-формула» предоставляет такие возможности для учащихся, как показать учителю свою четкую позицию, привести интересные примеры и аргументы, кратко и лаконично выразить свои мысли, так что бы их услышали, быть убедительным при выражении собственного мнения. Также помогает правильно построить высказывания, умозаключения, обосновать их и сделать грамотные выводы. Особенно ценно применение данного метода «ПОПС-формула» для учащихся старших классов, которые начинают себя чувствовать соавторами учителя.