3. Командная работа конкурса "Наставничество-2024"

Ооржак Алефтина Александровна

Актуальность проекта состоит в том, что в книге собрана и систематизирована правовая, методическая, практическая  информация. В ней содержатся  полезные материалы, которые могут быть необходимы в повседневной работе. Имеются такие разделы, как словарь педагогических терминов,  раздел  для молодых учителей. Благодаря данной книге, информация всегда будет под рукой, что позволяет сэкономить время и улучшить качество работы наставника и наставляемого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени В. П. Брагина с. Бурен-Бай-Хаак

Каа-Хемского район Республики Тыва.

C:\Users\user\Desktop\ОАА 2022-2023\2023-2024\завуч\нстаник\фото\god-pedagoga-i-nastavnika-2023.jpg

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Система поддержки профессиональной деятельности

 молодых педагогов через проект «Книга наставника»

                                                                              Выполнила:

                                                            Ооржак Алефтина Александровна

                                                                  учитель химии и информатики

                                                                МБОУ СОШ  им В.П.Брагина

с.Бурен-Бай-Хаак – 2023г.

Паспорт проекта

№ п\п

Наименование

Содержание

1

Название проекта

Система поддержки профессиональной деятельности молодых педагогов через проект «Книга наставника»

2

Аннотация

В предлагаемом пособии систематизирован методический материал по основным направлениям работы наставника.  Книга наставника является практическим пособием, руководством, как для начинающих, так и для опытных педагогов.

2

Срок реализации

От 1 до 3 лет  

Обновление, коррекция  – ежегодно.

3

Нормативно-правовая база

НПА Федерального уровня:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжение от 25 декабря 2019 года № Р-145 Москва "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";

3.Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «о направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;

4.Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;

НПА Регионального уровня:

1.Приказ МО РТ о целевой модели наставничества от 18.03.2022 №209-д;

2.Приказ МО РТ о формировании регионального реестра лучших практик от 17.05.2022 № 461-д;

3.Приказ о положении порядка наставничества в образовательных организациях РТ от 25.11.2022 №1126-д;

НПА школьного уровня:

1.Приказ директора ОО  о наставничестве от 31.08.2022 №15;

2.Приказ о положении порядка наставничества в МБОУ СОШ им В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак от 20.05.2022 №36;

3. Приказ о положении работы «Школы молодого учителя МБОУ СОШ им В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак» от 01.09.2021 №17

4

Автор проекта

Ооржак Алефтина Александровна, учитель химии и информатики МБОУ СОШ им В.П.Брагина

Каа-Хемского района Республики Тыва, победитель проекта «Земский учитель, 2020г».

5

Проблема

Данная книга исследует проблемы, связанные с наставничеством молодых специалистов в современной школе, а именно: согласование, взаимодействие наставника и наставляемого.

6

Актуальность проекта

Актуальность состоит в том, что в книге собрана и систематизирована правовая, методическая, практическая  информация. В ней содержатся  полезные материалы, которые могут быть необходимы в повседневной работе. Имеются такие разделы, как словарь педагогических терминов,  раздел  для молодых учителей. Благодаря данной книге, информация всегда будет под рукой, что позволяет сэкономить время и улучшить качество работы наставника и наставляемого.

7

Целевые группы

Наставник, молодые педагоги.

8

Цель проекта

Цель - создание книги для педагога – наставника. Материалы книги помогут  создать образовательное пространство для адаптации, взаимодействия, обучения, обмена опытом  и повышения уровня профессиональной компетентности молодых педагогов в процессе реализации профессионального стандарта. 

9

Задачи проекта

1.Изучить  требования, материалы по созданию книги наставника.

2.Собрать необходимую теоретическую, методическую  и практическую информацию.

3.Создать книгу наставника.

4.Использовать материалы книги  в своей  работе.

10

Методы реализации

Анкетирование, наблюдение, сбор и изучение информации, самостоятельная творческая деятельность, создание книги наставника.

11

Ожидаемые результаты реализации проекта

Книга наставника - незаменимый помощник в организации рабочего процесса. Она поможет хранить информацию в упорядоченном виде, а также упростит ее поиск и использование,  что приведёт к экономии времени и улучшению работы не только наставника, но и наставляемого, который  должен сформировать свой портфолио, создать свой сайт  и получить квалификационную категорию.

12

Противоречия

Противоречием может стать то, что не каждый  наставник способен творчески подходить к продолженному материалу. Наставник должен уметь не только передавать свои знания и умения, но и иметь навык рефлексии  своей собственной деятельности.

Введение

В современном мире, ввиду быстрого развития технологий, книга может быть незаменимым помощником для  людей, которые воспринимают информацию в тактильном виде. Книга все  еще имеет особое значение в мире письменности и офисной работы.

Книга наставника, как и следует из названия, представляет собой книгу, которую можно разместить на столе или рабочем месте, как учебное пособие. Она имеет компактный размер и содержит информационные материалы, которые могут быть полезны в рабочих или учебных целях, как для наставника, так и  наставляемого.

Гипотеза проекта: предположить, что книга наставника  будет полезной и интересной не только для педагогов-наставников,  но и для всех учителей.

Содержание наставнической практики.

Форма наставничества: «педагог-педагог».

Наставник: Ооржак Алефтина Александровна –  учитель химии и информатики.

Наставляемый: Куликов Александр Юрьевич – учитель математики, стаж работы – 2 года.

Основная идея моей наставнической практики - это создание книги наставника, где будут отражены все необходимые направления работы педагога-наставника, а также  направления работы  молодых учителей. В ней будет  словарь педагогических терминов, как на русском, так и на тувинском языках. А также будут отражены важные вопросы педагогической практики. Совместно с молодым учителем составлена тетрадь сотрудничества, в которой отражено взаимодействие наставника и наставляемого, указаны все результаты совместной  работы. Возникшие проблемы и вопросы решаются совместно. Работа построена на взаимном доверии и уважении.

Актуальность и противоречивость практики наставничества.

Молодые педагоги уже с первого дня работы в школе имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, коллеги, родители ожидают от них безупречного профессионализма. Адаптация к профессиональной деятельности - достаточно сложный период, и, если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то это может привести к стрессу, разочарованию и к увольнению. Поэтому, работая с книгой, как и с тетрадью, наставник и наставляемый сотрудничают, этим повышая профессиональное мастерство наставляемого и избегая  ошибок.

Этапы реализации:

1 этап – этап целеполагания и планирования (2022-2023 у.г);

3 этап – этап реализации (2023-2024 у.г.);

4 этап – этап рефлексии (2024-2025 у.г);

Методическая грамотность практики:

Наиболее перспективными подходами, которые используются в системе

наставничества в образовательных организациях Российской Федерации, являются системный, комплексный и личностно-ориентированный подходы.

Системный подход. Обсуждение идей системного подхода применительно к наставничеству и волонтерству началось с работ Людвиг фон Берталанфи[1].

Комплексный подход был сформулирован и реализован Борисом Герасимовичем Ананьевым[2].

Персонализированный подход (личностно-ориентированный), разрабатываемый в русле отечественной психологической науки (В.В.Рубцов, Н.Ю.Синягина, И.С.Якиманская и др.), основан на идеях о деятельностной модели формирования личности[3].

Одним из нетрадиционных и наиболее эффективных технологий, на мой взгляд, является ТОП - Технология открытого пространства[4].

ТОП представляет собой самоорганизующийся процесс, где участники создают расписание непосредственно на самом собрании и сразу проводят.

Результативность  наставнической практики «педагог-педагог».

Результатом моей работы в качестве  наставника является:

- результативность участия  молодого педагога  в конкурсах профессионального мастерства разного уровня;

-повышение качества и уровня обученности учащихся по преподаваемому предмету молодого учителя и, соответственно, школы в целом;  

- прохождение аттестации с целью присвоения квалификационной категории;

Наставляемый: Куликов Александр Юрьевич – учитель математики и информатики, стаж работы – 2 года.

Тема самообразования: Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики для успешной сдачи ГИА в условиях реализации обновленных ФГОС.

  1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ:

у.г.

классы

ВШК

ВПР

ГИА

КО

УО

КО

УО

КО

УО

2022-2023

5 кл

35%

78%

30%

75%

9 кл

37%

71%

40%

65%

11 кл

50%

100%

50%

100%

2023-2024

6 кл

57%

100%

40%

80%

10 кл

43%

72%

11 кл

50%

100%

2.Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся:

ВСОШ

НПК

Конкурсы

победители

призеры

победители

призеры

победители

призеры

муниципальный

2023-1

2024-1

2024-1

региональный

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования:

Конкурсы профессионального

мастерства

Участие в проектах, программах

Участие в работе КМО, РУМО

Профессиональный  

 рост

Курсы ПК

школьный

«Учитель года» - победитель, 2023

ОГЭ; ЕГЭ

Программист, классный  рук-ль

муниципальный

«Учитель года» - победитель, 2023

Член сборной команды учителей мате-ки

Организатор ППЭ

региональный

«Учитель года» победитель в номинации, 2023

всероссийский

Технологичность и масштабированность практики:

Алгоритм внедрения практики:

  1. Приказ директора ОО;
  2. Формирование базы данных о  молодом педагоге;
  3. Практическая работа с книгой наставника и тетрадью сотрудничества;
  4. Присвоение квалификации молодому педагогу;
  5. Рефлексия работы  как наставника, так  и наставляемого;

Масштабированность практики:

Данная практика в форме проекта «Книга наставника» может применяться не только к одному молодому педагогу, но и ко всем учителям, которые хотят использовать ее в своей работе.


[1] Карл Людвиг фон Бертала́нфи - австрийский биолог, первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем».

[2] Бори́с Гера́симович Ана́ньев - советский психолог, доктор педагогических наук, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: