Главные вкладки
3. Командная работа конкурса "Наставничество-2024"
Актуальность проекта состоит в том, что в книге собрана и систематизирована правовая, методическая, практическая информация. В ней содержатся полезные материалы, которые могут быть необходимы в повседневной работе. Имеются такие разделы, как словарь педагогических терминов, раздел для молодых учителей. Благодаря данной книге, информация всегда будет под рукой, что позволяет сэкономить время и улучшить качество работы наставника и наставляемого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_oorzhak_aa_luchshiy_nastanik_2024.docx | 105.25 КБ |
prilozheniya.docx | 1.89 МБ |
oorzhak_a.a_luchshiy_nastavnik-2024.pdf | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени В. П. Брагина с. Бурен-Бай-Хаак
Каа-Хемского район Республики Тыва.
НАСТАВНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Система поддержки профессиональной деятельности
молодых педагогов через проект «Книга наставника»
Выполнила:
Ооржак Алефтина Александровна
учитель химии и информатики
МБОУ СОШ им В.П.Брагина
с.Бурен-Бай-Хаак – 2023г.
Паспорт проекта
№ п\п | Наименование | Содержание |
1 | Название проекта | Система поддержки профессиональной деятельности молодых педагогов через проект «Книга наставника» |
2 | Аннотация | В предлагаемом пособии систематизирован методический материал по основным направлениям работы наставника. Книга наставника является практическим пособием, руководством, как для начинающих, так и для опытных педагогов. |
2 | Срок реализации | От 1 до 3 лет Обновление, коррекция – ежегодно. |
3 | Нормативно-правовая база | НПА Федерального уровня: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Распоряжение от 25 декабря 2019 года № Р-145 Москва "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"; 3.Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «о направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; 4.Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»; НПА Регионального уровня: 1.Приказ МО РТ о целевой модели наставничества от 18.03.2022 №209-д; 2.Приказ МО РТ о формировании регионального реестра лучших практик от 17.05.2022 № 461-д; 3.Приказ о положении порядка наставничества в образовательных организациях РТ от 25.11.2022 №1126-д; НПА школьного уровня: 1.Приказ директора ОО о наставничестве от 31.08.2022 №15; 2.Приказ о положении порядка наставничества в МБОУ СОШ им В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак от 20.05.2022 №36; 3. Приказ о положении работы «Школы молодого учителя МБОУ СОШ им В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак» от 01.09.2021 №17 |
4 | Автор проекта | Ооржак Алефтина Александровна, учитель химии и информатики МБОУ СОШ им В.П.Брагина Каа-Хемского района Республики Тыва, победитель проекта «Земский учитель, 2020г». |
5 | Проблема | Данная книга исследует проблемы, связанные с наставничеством молодых специалистов в современной школе, а именно: согласование, взаимодействие наставника и наставляемого. |
6 | Актуальность проекта | Актуальность состоит в том, что в книге собрана и систематизирована правовая, методическая, практическая информация. В ней содержатся полезные материалы, которые могут быть необходимы в повседневной работе. Имеются такие разделы, как словарь педагогических терминов, раздел для молодых учителей. Благодаря данной книге, информация всегда будет под рукой, что позволяет сэкономить время и улучшить качество работы наставника и наставляемого. |
7 | Целевые группы | Наставник, молодые педагоги. |
8 | Цель проекта | Цель - создание книги для педагога – наставника. Материалы книги помогут создать образовательное пространство для адаптации, взаимодействия, обучения, обмена опытом и повышения уровня профессиональной компетентности молодых педагогов в процессе реализации профессионального стандарта. |
9 | Задачи проекта | 1.Изучить требования, материалы по созданию книги наставника. 2.Собрать необходимую теоретическую, методическую и практическую информацию. 3.Создать книгу наставника. 4.Использовать материалы книги в своей работе. |
10 | Методы реализации | Анкетирование, наблюдение, сбор и изучение информации, самостоятельная творческая деятельность, создание книги наставника. |
11 | Ожидаемые результаты реализации проекта | Книга наставника - незаменимый помощник в организации рабочего процесса. Она поможет хранить информацию в упорядоченном виде, а также упростит ее поиск и использование, что приведёт к экономии времени и улучшению работы не только наставника, но и наставляемого, который должен сформировать свой портфолио, создать свой сайт и получить квалификационную категорию. |
12 | Противоречия | Противоречием может стать то, что не каждый наставник способен творчески подходить к продолженному материалу. Наставник должен уметь не только передавать свои знания и умения, но и иметь навык рефлексии своей собственной деятельности. |
Введение
В современном мире, ввиду быстрого развития технологий, книга может быть незаменимым помощником для людей, которые воспринимают информацию в тактильном виде. Книга все еще имеет особое значение в мире письменности и офисной работы.
Книга наставника, как и следует из названия, представляет собой книгу, которую можно разместить на столе или рабочем месте, как учебное пособие. Она имеет компактный размер и содержит информационные материалы, которые могут быть полезны в рабочих или учебных целях, как для наставника, так и наставляемого.
Гипотеза проекта: предположить, что книга наставника будет полезной и интересной не только для педагогов-наставников, но и для всех учителей.
Содержание наставнической практики.
Форма наставничества: «педагог-педагог».
Наставник: Ооржак Алефтина Александровна – учитель химии и информатики.
Наставляемый: Куликов Александр Юрьевич – учитель математики, стаж работы – 2 года.
Основная идея моей наставнической практики - это создание книги наставника, где будут отражены все необходимые направления работы педагога-наставника, а также направления работы молодых учителей. В ней будет словарь педагогических терминов, как на русском, так и на тувинском языках. А также будут отражены важные вопросы педагогической практики. Совместно с молодым учителем составлена тетрадь сотрудничества, в которой отражено взаимодействие наставника и наставляемого, указаны все результаты совместной работы. Возникшие проблемы и вопросы решаются совместно. Работа построена на взаимном доверии и уважении.
Актуальность и противоречивость практики наставничества.
Молодые педагоги уже с первого дня работы в школе имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, коллеги, родители ожидают от них безупречного профессионализма. Адаптация к профессиональной деятельности - достаточно сложный период, и, если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то это может привести к стрессу, разочарованию и к увольнению. Поэтому, работая с книгой, как и с тетрадью, наставник и наставляемый сотрудничают, этим повышая профессиональное мастерство наставляемого и избегая ошибок.
Этапы реализации:
1 этап – этап целеполагания и планирования (2022-2023 у.г);
3 этап – этап реализации (2023-2024 у.г.);
4 этап – этап рефлексии (2024-2025 у.г);
Методическая грамотность практики:
Наиболее перспективными подходами, которые используются в системе
наставничества в образовательных организациях Российской Федерации, являются системный, комплексный и личностно-ориентированный подходы.
Системный подход. Обсуждение идей системного подхода применительно к наставничеству и волонтерству началось с работ Людвиг фон Берталанфи[1].
Комплексный подход был сформулирован и реализован Борисом Герасимовичем Ананьевым[2].
Персонализированный подход (личностно-ориентированный), разрабатываемый в русле отечественной психологической науки (В.В.Рубцов, Н.Ю.Синягина, И.С.Якиманская и др.), основан на идеях о деятельностной модели формирования личности[3].
Одним из нетрадиционных и наиболее эффективных технологий, на мой взгляд, является ТОП - Технология открытого пространства[4].
ТОП представляет собой самоорганизующийся процесс, где участники создают расписание непосредственно на самом собрании и сразу проводят.
Результативность наставнической практики «педагог-педагог».
Результатом моей работы в качестве наставника является:
- результативность участия молодого педагога в конкурсах профессионального мастерства разного уровня;
-повышение качества и уровня обученности учащихся по преподаваемому предмету молодого учителя и, соответственно, школы в целом;
- прохождение аттестации с целью присвоения квалификационной категории;
Наставляемый: Куликов Александр Юрьевич – учитель математики и информатики, стаж работы – 2 года.
Тема самообразования: Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики для успешной сдачи ГИА в условиях реализации обновленных ФГОС.
- Результаты освоения обучающимися образовательных программ:
у.г. | классы | ВШК | ВПР | ГИА | |||
КО | УО | КО | УО | КО | УО | ||
2022-2023 | 5 кл | 35% | 78% | 30% | 75% | ||
9 кл | 37% | 71% | 40% | 65% | |||
11 кл | 50% | 100% | 50% | 100% | |||
2023-2024 | 6 кл | 57% | 100% | 40% | 80% | ||
10 кл | 43% | 72% | |||||
11 кл | 50% | 100% |
2.Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся:
ВСОШ | НПК | Конкурсы | ||||
победители | призеры | победители | призеры | победители | призеры | |
муниципальный | 2023-1 2024-1 | 2024-1 | ||||
региональный |
3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования:
Конкурсы профессионального мастерства | Участие в проектах, программах | Участие в работе КМО, РУМО | Профессиональный рост | Курсы ПК | |
школьный | «Учитель года» - победитель, 2023 | ОГЭ; ЕГЭ | Программист, классный рук-ль | ||
муниципальный | «Учитель года» - победитель, 2023 | Член сборной команды учителей мате-ки | Организатор ППЭ | ||
региональный | «Учитель года» победитель в номинации, 2023 | ||||
всероссийский |
Технологичность и масштабированность практики:
Алгоритм внедрения практики:
- Приказ директора ОО;
- Формирование базы данных о молодом педагоге;
- Практическая работа с книгой наставника и тетрадью сотрудничества;
- Присвоение квалификации молодому педагогу;
- Рефлексия работы как наставника, так и наставляемого;
Масштабированность практики:
Данная практика в форме проекта «Книга наставника» может применяться не только к одному молодому педагогу, но и ко всем учителям, которые хотят использовать ее в своей работе.
[1] Карл Людвиг фон Бертала́нфи - австрийский биолог, первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем».
[2] Бори́с Гера́симович Ана́ньев - советский психолог, доктор педагогических наук, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.