Мои материалы по подготовке к ГИА
Личные наработки, наброски, таблицы, схемы для подготовки обучающихся к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organoidy_kletki.pdf | 128.98 КБ |
portyanka_svojstva_veschestv.pdf | 235.43 КБ |
uchenye_o_kletke.docx | 13.39 КБ |
zadachi_po_rodoslovnoy.docx | 260.96 КБ |
kach_reaktsii.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Учение о клетке
№ | Дата | ФИО ученого | Заслуги |
1 | 1665 | Роберт Гук | Впервые увидел клетку под микроскопом. Открыл растительную клетку (установил клеточное строение растительных тканей). Ввел термин «клетка» |
2 | 1696 | Антони ван Левенгук | Первооткрыватель простейших организмов, сделал первое описание эритроцитов, сперматозоидов человека, первый наблюдал бактерии. Описал пластиды и хроматофоры. |
3 | 1781 | Феличе Фонтана | Зарисовал клетки животных и их ядра |
4 | 1820-1830 | Ян Пуркинье | Описал клеточное Я! И ввел «протоплазма» |
5 | 1838-1839 | Т. Шванн М. Шлейден | Высказывали идею о том, что К! является структурной единицей живого, изложили первую идею о К!-ой теории. |
6 | 1831 | Р. Броун | Первооткрыватель «броуновского движения», исследователь ядра в растительных клетках, автор многих работ по морфологии и систематике растений. |
7 | 1859 | Р. Вирхов | «Отец» патологии, «отец» клеточной теории, ввёл принцип клеточной теории «все клетки из клетки», доказав, что все клетки образуются из клеток путем клеточного деления. |
8 | Позднее | В. Флемминг, О. Гертвиг, Э. Стратсбургер | Каждый отдельно высказывали идею о том, что вся наследственная информация заключена в Я! |
9 | 1892 | И.И.Мечников | Открыл явление о фагоцитозе |
Предварительный просмотр:
Готовые решения задач по генетике. Задачи 1-12 | Составление и анализ родословных
Задача 1
Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Пробанд болен, и его родословная имеет следующий вид:
Рис. 1. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследования признака.
Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?
Решение:
Генная запись скрещивания:
Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):
Р = 1/1 = 1 (100%).
Ответ:
Вероятность рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).
Задача 2
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Рис. 2. Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака.
Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну, при этом все мальчики рождаются с этим признаком, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме (голандрическое наследование).
Возможные генотипы всех членов родословной:
Ya – наличие данной аномалии;
YB – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYB.
У женщин данная аномалия отсутствует.
Задача 3
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-доминантному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-доминантное наследование:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак;
3. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.
Рис. 3. Графическое изображение родословной по аутосомно-доминантному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным. В родословной 7 женщин и 6 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого при-знака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
- брак мужчины и женщины;
- близкородственный брак;
- дети одной родительской пары (сибсы);
- бездетный брак;
- пробанд.
Задача 4
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-рецессивному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-рецессивное наследование:
1. признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2. если признак имеется у обоих родителей, то этот признак имеют все их дети;
3. признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака;
4. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.
Рис. 4. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.
Признак встречается у детей, родители которых не имеют данный признак. Признак встречается относительно редко не в каждом поколении. Мужчины и женщины имеют этот признак в равной степени, что указывает на то, что ген этого признака локализован в аутосоме и передаётся по аутосомно-рецессивному типу.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
- брак мужчины и женщины;
- близкородственный брак;
- дети одной родительской пары (сибсы);
- бездетный брак;
- пробанд.
Задача 5
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Рис. 5. Графическое изображение родословной по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака.
Решение:
Признак встречается относительно редко. Признак проявляется у детей, родители которых не имеют этого признака. Изучаемый признак, встречаются у представителей мужского пола примерно в равной степени и очень редко у представителей женского пола (в родословной 5 мужчин и 1 женщина), поэтому можно думать, что изучаемый признак рецессивен и сцеплен с по-лом: обусловливающий его ген расположен в половой Х- хромосоме. Тип наследования: рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Наличие признака - Хa;
Отсутствие признака – ХA;
Генотип представителей мужского пола с данным признаком – ХaY. Генотип мужчин с отсутствием данного признака - ХAY. Генотип женщины с наличием данного признака - ХaХa. Возможные генотипы женщин, у которых отсутствует признак - ХAХA или ХAХa. Генотипы основателей рода:
ХAХa; ХAY.
Генотип пробанда - ХAY.
Задача 6
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по доминантному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
Рис. 6. Графическое изображение родословной по доминантному признаку, сцеплённому с Х-хромосой.
Признак встречается в каждом поколении. Признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет данный признак. Признак встречается и у мужчин и у женщин, но у женщин приблизительно в два раза больше, чем у мужчин. Если изучаемый признак имеет мужчина, то все его дочери будут иметь этот признак, а у всех его сыновей этот признак будет отсутствовать.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
- брак мужчины и женщины;
- близкородственный брак;
- дети одной родительской пары (сибсы);
- бездетный брак;
- пробанд.
Задача 7
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Решение:
Определение типа наследования признака:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, значит,данный признак рецессивный. При близкородственном скрещивании наблюдается рождение большого количества детей с данным признаком. Признак встречается приблизительно одинаково редко у мужчин и у женщин (у женщин - 3, у мужчин - 2), то можно предположить, что изучаемый признак является аутосомным, т. е. обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-рецессивному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипы особей, имеющих данный признак: (аа).
Генотипы основателей рода (особь №1 и особь №2) –Аа.
Генотипы остальных особей можно представить так: (А_).
Задача 8
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по рецессивному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у их отцов при-знак, обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской ли-нии;
3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.
Рис. 8. Графическое изображение родословной с рецессивным сцепленным с Х-хромосомой типом наследования признака.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
- брак мужчины и женщины;
- близкородственный брак;
- дети одной родительской пары (сибсы);
- бездетный брак;
- пробанд.
Задача 9
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.
Рис. 9. Графическое изображение родословной с аутосомно-рецессивным типом ядерного наследования признака.
Решение:
Определение типа наследования признака:
Признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака; мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой (2 женщины и 3 мужчины). Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, можно предположить, что данное графическое изображение родословной принадлежит к аутосомно-рецессивному типу ядерного наследования признака.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипа особей, имеющих данный признак (особь №3, №7, №9): (аа).
Геноипы основателей рода: особь №1(аа) и особь №2 (А.).
Генотипы особей: особи №3, №4, №6 (АА).
Генотип особи №5 (Аа).
Генотипы остальных особей можно представить так: (А.).
Задача 10
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:
Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими признаками:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается только у мужчин;
3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Ya – наличие данной аномалии;
YB – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYB.
Ответ:
Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип прбанда: XYa .
Задача 11
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:
Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении (только в четвёртом поколении), признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. В родословной 1 женщина и 1 мужчина имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным. А – доминантный ген (организм здоров); а – рецессивный ген (организм болен). Генотип пробанда (женский организм) будет иметь вид: «аа». Все организмы, страдающие данной аномалией, имеют генотип «аа», все организмы, у которых отсутствует аномальный признак, имеют генотип «А_».
Ответ:
Аутосомно-рецессивный тип наследования признака.
Генотип прбанда: аа.
Задача 12
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:
Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Определение генотипа пробанда:
А – доминантный ген (аномалия организма);
а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).
Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования. Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген «А» он получил от отца, а ген «а» - от матери. Генотип пробанда: «Аа».
Ответ:
Аутосомно-доминантный тип наследования признака.
Генотип прбанда: Aа.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Как интеллект зависит от генов Интересные места из свежего семинара по поведенческой генетике. Эволюция контринтуитивна Почему идеи эволюции так тяжело воспринимаются людьми, "не ложатся" в мозг? АСЯ-2 Различия в точках зрения провинциального репетитора и столичной белолентошницы на три самые ядрёные темы (вегетарианцы, женщины, геи). Сколько воды нужно пить в день? Обзор исследований, посвященных потреблению воды и её влиянию на функции организма; подбор правильного количества воды персонально для вас. Почему тополя пушат? Почему тополя сажают в городах? Зачем их обрезают? Бывают ли непушащие тополя? Как тополиный пух может вызвать аллергию? Полезно ли загорать? Солнечный свет оздоравливает кожу, делает человека счастливым, способствует выработке витамина D. Разве нет? Почему одно яичко выше другого (видео) Никто не спрашивает, почему уши находятся на разной высоте, и почему ноги разного размера. Война кнута и пряника: полезно ли наказание Cтоит ли их наказывать учеников за проступок или нерадивость? А если наказывать, то как сильно? Комбинации и вероятности на олимпиаде по биологии Сколько гамет дает организм AabbCCDdEe? Какова вероятность, что при скрещивании Аа х Аа двое из трех детей будут доминантными? | По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы родоначальников и детей во втором поколении. Ответ Если признак встречается не в каждом поколении, то он рецессивный. Он не может быть сцеплен с Х-хромосомой, т.к. признак не был проявлен у отца больной женщины. Следовательно, этот признак аутосомный рецессивный.
По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом. Ответ Если признак все время встречается только у мужчин, значит он сцеплен с Х-хромосомой. Этот признак отсутствовал у отца семейства, следовательно, ген присутствовал у матери семейства в скрытом (рецессивном) состоянии, мать семейства являлась носителем гена.
Обозначим исследуемый ген как а. Следовательно, мать семейства XAXa, отец семейства XAY.
Ребенок 2 был XAXa (носителем), поскольку в дальнейшем при скрещивании со здоровым отцом получился больной ребенок 8. Ребенок 3 мог быть XAXA или XAXa (носителем). Ребенок 4 был XaY. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. Ответ Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Качественные реакции для определения катионов и анионов электролитов (кислот, солей и щелочей)
Определяемый катион | Определяемое вещество | Реактив для определения | Сокращённое ионное уравнение | Признак реакции |
Н+ | все кислоты | Индикаторы: м-о лакмус ф-ф | красный красный бесцветный | |
Li+ | соль лития | пламя | красное окрашивание | |
Na+ | соль натрия | пламя | жёлтое окрашивание | |
K+ | соль калия | пламя | фиолетовое окрашивание | |
Ca2+ | соль кальция | пламя | кирпично-красное окрашивание | |
растворимая соль кальция | растворы карбонатов (Na2CO3) | Ca+2 + CO32- = CaCO3 ↓ | образуется белый осадок | |
Ba2+ | соль бария | пламя | жёлто-зелёное окрашивание | |
растворимая соль бария | серная кислота (H2SO4), растворы сульфатов (Na2SO4) | Ba2+ + SO42- = BaSO4↓ | белый плотный осадок | |
Cu2+ | соль меди (II) | пламя | зелёное окрашивание | |
растворимая соль меди(II) | Раствор щёлочи (NaOH) | Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ | синий студенистый осадок | |
Fe2+ | растворимая соль железа (II) | Раствор щёлочи (NaOH) | Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2↓ | зелёный осадок |
Раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] | 3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- =Fe3[Fe(CN)6]2↓ | Синий осадок (турнбулева синь) | ||
Fe3+ | растворимая соль железа (III) | Раствор щёлочи (NaOH) | Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3↓ | бурый осадок |
Раствор роданида аммония или калия (NH4CNS или КСNS) | Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3 | кроваво-красный раствор | ||
Раствор жёлтой кровяной соли K4[Fe(CN)6] | 4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- =Fe4[Fe(CN)6]3↓ | Синий осадок (берлинская лазурь) | ||
Al3+ | растворимая соль алюминия | Раствор щёлочи (NaOH) | Al3+ + 3OH- = Al(OH)3↓ | желеобразный осадок белого цвета, который растворяется в избытке щёлочи |
NH4+ | соль аммония | Раствор щёлочи (NaOH) при нагревании | NH4+ + ОН- = NH3↑ + Н2О | образуется газ с резким запахом |
Ag+ | растворимая соль серебра | Соляная кислота или растворы хлоридов | Ag+ + Cl- = AgCl↓ | образуется белый творожистый осадок |
Определяемый анион | Определяемое вещество | Реактив для определения | Сокращённое ионное уравнение | Признак реакции |
OH- | щёлочи | индикаторы: фенолфталеин м-о лакмус | малиновый жёлтый синий | |
Cl- | соляная кислота и хлориды | раствор нитрата серебра (AgNO3) | Ag+ + Cl- = AgCl↓ | образуется белый творожистый осадок |
Br- | бромоводородная кислота и бромиды | раствор нитрата серебра (AgNO3) | Ag+ + Br- = AgBr↓ | образуется желтоватый творожистый осадок |
I- | йодоводородная кислота и йодиды | раствор нитрата серебра (AgNO3) | Ag+ + I- = AgI↓ | образуется жёлтый творожистый осадок |
S2- | сульфиды | Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4) | S2- + 2H+ = H2S↑ | образуется газ с неприятным запахом |
растворимые соли меди (II) | S2- + Cu2+ = CuS↓ | образуется чёрный осадок | ||
SO42- | сульфаты | растворимые соли бария | SO42- + Ba2+ = BaSO4↓ | белый осадок |
NO3- | нитраты | медь (Cu) и концентрированная серная кислота для определения азотной кислоты используется только медь | Cu + NO3- + 2Н+ = Cu2+ + NO2↑ + H2O | образуется бурый газ |
PO43- | ортофосфаты | раствор нитрата серебра (AgNO3) | 3Ag+ + PO43- = Ag3PO4 ↓ | образуется жёлтый осадок |
CrO42- | хроматы | растворимые соли бария | Ba2+ + CrO42- = BaCrO4 ↓ | образуется жёлтый осадок |
CO32- | карбонаты | Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4) | CO32- + 2Н+ = СO2↑ + H2O | образуется бесцветный газ без запаха |
SO32- | сульфиты | Сильные кислоты (HCl, HNO3, H2SO4) | SO32- + 2Н+ = SO2↑ + H2O | образуется газ с резким запахом |