Работа учителя-дефектолога с детьми

Фролова Юлия Александровна

    

Коррекционно-развивающая, профилактическая и диагностическая работа с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика

Цель: 

• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 

• Оптимизация работы с группой детей. 

Требования к условиям: 

• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). 

• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 

       Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО]. 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Проводится: 

- Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения индивидуальных карт развития;

- Наблюдение за адаптационным периодом детей групп раннего возраста;

- Анализ нервно-психического развития детей групп раннего возраста;

- Диагностика детей второй младшей группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.

- Диагностика детей средней группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.

- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;

- Диагностика воспитанников с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

- Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.

         Дополнительно: 

          По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Используемые диагностические методики.

Направленность

Диагностические методики

Возрастные группы

1,5-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Восприятие

«Коробочка форм»

+

+

«Вкладыши»

+

+

«Пирамидка»

+

+

«Мисочки»

+

+

«Конструирование по   образцу»

+

+

+

«Включение в ряд»

+

+

+

«Разрезные  картинки»

+

+

+

+

«Разложи по контурам»

+

«Большой и маленький»

+

Наглядно-действенное мышление

«Коробочка форм»

+

+

«Мисочки»

+

+

«Пирамидка»

+

+

«Матрешка»

+

+

Наглядно-образное мышление

«Разрезные картинки»

+

+

+

«Недостающие детали»

+

+

+

«Схематизация»

+

+

«Рисунок человека»

+

+

Логическое мышление

«Классификация по   заданному

принципу»

+

+

«Исключение лишнего»

+

+

«Найди дорожку»

+

+

Память

«10 предметов»

+

+

«10 слов»

+

+

Пересказ, рассказ по   картинкам

+

+

+

+

«Рисование бус»

+

«Узнавание фигур»

+

+

+

+

Внимание

 «Корректурная проба»

+

+

+

«Найди такую же»

+

+

«Найди отличия»

+

+

+

+

«Чего не хватает»

+

+

«Домик»

+

Творческое воображение

«Рисунок несуществующего

животного»  

+

+

«Дорисовывание фигур»

+

+

Личность

«Лесенка»

+

+

«Дополнение фраз»

+

+

Общение

«Два дома»

+

+

+

«Социометрия»

+

+

+

«Рисунок семьи»

+

+

+

Эмоционально-волевая сфера

«Цветовой тест Люшера»

+

+

+

+

Рисуночный тест «Я в детском саду»

+

+

+

Графическая методика «Кактус»

+

+

+

«Паровозик»

+

+

+

«Какой Я»

+

+



Предварительный просмотр:

       Коррекционно-развивающая работа.

Цель:

содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.  

Требования:  

• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.  

• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.  

• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.  

В Стандарте учитываются:  

1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;  

2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].  

Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с подгруппами детей, в русле общих мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Обязательно:

•        Выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в процессе консультирования.

•        Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования учебно-важных качеств. (подгрупповая работа)

•        Проведение развивающих занятий с детьми  старшей группы (подгрупповая работа).

Таким образом, развивающая работа представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и психическое развитие детей.

Тематическое планирование по адаптации детей к условиям ДОУ, первая младшая группа(подгрупповая работа)  

   Основная цель тематических занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

>  преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

>  обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

>  формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

>  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

>  снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

>  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

>  развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

>  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

>  развитие игровых навыков, произвольного поведения.

             Тема занятий

        Время проведения

  1. «Божья коровка»
  2. «Листопад»

            Октябрь

             

3. «Мячик»

             Ноябрь

4. «Прогулка в осенний лес»

5. «Веселый петрушка»

            Декабрь

6. «Новый год»

7. «Мячики»

            Январь

8. «Зайка»

9. «Мыльные пузыри»

            Февраль

10. «Музыканты»

11. «Мамин день»

               Март

12. «Мишка»

13. «Непослушные мышата»

              Апрель

14. «Колобок»

15. «Котята»

                 Май

Тематическое планирование по социально-личностному развитию детей, вторая младшая группа(подгрупповая работа).  

Основная цель тематических занятий «Давай поиграем!» - ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

1. Формировать чувство принадлежности к группе.

2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Развивать навыки социального поведения.

5. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Развивать психические функции, мелкую моторику руки.

Раздел

             Тема занятий

        Время проведения

1. Я сам

1.1. Мое имя

             

             Октябрь

             

1.2. Кто такой «Я»

1.3. Мои умные помощники

1.4. Мои игрушки

1.5. Мои любимые сказки

             Ноябрь

1.6. Я хочу

1.7. Я могу

1.8. Мое настроение

2. Я и другие дети

2.1. Плохо быть одному

             Декабрь

2.2. Мы разные

2.3. Мы веселимся, смеемся играем

2.4. Говорим руками и телом

2.5. Помогаем друг другу

              Январь

2.6 Мальчики и девочки

3. Я и взрослые

3.1.Все начинается с мамы

           

             Февраль

             

3.2. Дружная семья

3.3. Маленький помощник

3.4. Я в детском саду

4. Я и культура общения

4.1. Секрет волшебных слов

4.2.  Мы поссоримся и помиримся

 

               Март

4.3. Давай поговорим

4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Итоговые занятия

В гостях у сказки

Урок общения

               Апрель

Итого

                                                                 24 занятия

Тематическое планирование по эмоционально-личностному развитию детей, средняя группа (подгрупповая работа).  

Основная цель тематических занятий «Давай познакомимся!» - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

1. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

2. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

3. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.

4. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

5. Воспитывать заботливое отношение к животным.

6. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

7. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

    Раздел

        Тема занятий

 Время проведения

1. Я и Я

«Тайна моего имени»

         Сентябрь

         Октябрь

«Автопортрет»

Мой внутренний мир»

«Мой любимый сказочный герой»

2. Я и другие

«Мы так похожи»

           Ноябрь

          Декабрь

«Мы такие разные

«Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

3. Я и мои эмоции

«Радость»

           Январь

          Февраль

            Март

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу)

4. Я и животные

«Мой ласковый и нежный зверь»

            Апрель

«Общение с животными»

5. Я и моя семья

«С кем я живу»

              Май

«Правила домашнего этикета»

Итоговые годовые занятия

«Путешествие в сказку»

«Я знаю, я умею, я могу!»

Итого

                                    22 занятия

Тематическое планирование по подготовке детей к школьному обучению, страше-подготовительная группа (групповая работа).

Основная цель программы   «Психологический тренинг для будущих первоклассников» - подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

• Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

• Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

• Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Развивать мелкую моторику рук.

№ п/п

Наименование тем

Время проведения

1

                          Занятие №1

Ноябрь

2

                           Занятие №2

Ноябрь

3

                           Занятие №3

Ноябрь

4

                           Занятие №4

Ноябрь

5

                           Занятие №5

Декабрь

6

                           Занятие №6

Декабрь

7

                           Занятие №7

Декабрь

8

                           Занятие №8

Декабрь

9

                           Занятие №9

Январь

10

                           Занятие №10

Январь

11

                           Занятие №11

Январь

12

                           Занятие №12

Январь

13

                           Занятие №13

Февраль

14.

                           Занятие №14

Февраль

15.

                           Занятие №15

Февраль

16.

                           Занятие №16

Февраль

17.

                           Занятие №17

Март

18.

                           Занятие №18

Март

19.

                           Занятие №19

Март

20.

                           Занятие №20

Март

21.

                           Занятие №21

Апрель

22.

                          Занятие №22

Апрель

23.

                          Занятие №23

Апрель

24.

                          Занятие №24

Апрель

25.

                           Занятие №25

Май

26.

                         Занятие №26

Май

27.

                          Занятие №27

Май

Март

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

1. Собирание портфеля

Апрель

2. Белочкин сон

3. Госпожа Аккуратность

4. Волшебное яблоко (воровство)

5. Подарки в день рождения

Май

Сказки о школьных конфликтах:

1. Ябеда

2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

3. Задача для Лисенка (ложь)

4. Спорщик



Предварительный просмотр:

                         Психологическая профилактика

Система работы в средней и старше-подготовительной  группе по укреплению и сохранению психологического здоровья состоит из 20 занятий и рассчитана на 4 месяца (с февраля по май).

 В содержание каждого занятия входят:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Самомассаж рук и пальчиков;
  • Речедвигательные упражнения;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Элементы вокалотерапии, тонирования;
  • Телесно-ориентированные упражнения;
  • Элементы Бейби-йоги;
  • Ауторелаксация.

Основная цель тематических занятий программы «Солнышко» - повышение психоэмоциональной устойчивости, стабилизация и структурирование психического развития детей.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

1. Развитие активности детей.

2. Формирование работоспособности.

3. Развитие саморегуляции.

4. Формирование базовых качеств интеллектуальной продуктивности.

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей включает комплексы упражнений с целенаправленным воздействием.  

                     Двигательно-организующие (регуляционные)

                     Занятия

                            Игра

«Слоненок Шуша и его семья»

Слоненок Шуша идет в гости

Слоненок Шуша и его друзья

«Кастрюля-чистюля и ее друзья»

Варим суп

Фруктово-овощная игра

«Мы гуляли по дорожке»

Мы гуляли по дорожке

Воздушные дорожки

Необычная прогулка

«Музыканты»

Музыкальные ежата

«Лисичка на прогулке»

Лисичка и лисята

Дорожка для лисички

Лисята и зайчата

«Божья коровка»

На прогулке

«Веселые лягушата»

Самый быстрый лягушонок

Мушата и лягушата

«Помогу маме»

Уборка

«Пирожки и плюшки»

Печем пирог

Пирожки и плюшки

«Прыг-скок команда»

Веселая зарядка

«Букашка по имени Степашка»

Букашка и ромашка

«Мячик»

Гусь и мячик

Прокати мячик

Танец мячиков

«»Мяу-мяу, я кис-кис»

Котик и мышка

Прятки

Котята и мышата

«Мышонок и его друзья»

Подарки для мышонка

Мышонок-барабанщик

Мышки-шалунишки

«Колобок»

Веселый колобок

Семья колобков

Лиса и колобок

«Мишка и зайчишка»

Угощение

Игрой массаж

«Рыбка»

Рыбка

Помоги маме-рыбке отыскать своих детишек

«Хрюшка Нюша»

Хвостик, ушки, пятачок

Веселые поросята

«В гостях у курочки»

Цыплята и лягушата

Фасолинка

«Солнышко и тучка»

Солнышко и тучка

Собери солнышко

                   Дыхательно-расслабляющие (релаксационные)

                  Занятия

                            Игра

«Музыканты»

Поем звуки

«Божья коровка»

Божья коровка

«Помогу маме»

Песенка для мамы

«Пирожки и плюшки»

Пирожки на зарядке

«Прыг-скок команда»

Черепашка

«Рыбка»

Плавают рыбки

            Имитационно-выразительные (идентификационные)

«Мы гуляли по дорожке»

«Слоненок Шуша и его семья»

«Музыканты»

«Лисичка на прогулке»

«Божья коровка»

«Веселые лягушата»

«Помогу маме»

«Прыг-скок команда»

«Букашка по имени Степашка»

«Мячик»

«Мяу-мяу, я кис-кис»

«Колобок»

«Мишка и зайчишка»

«Хрюшка Нюша»

«Солнышко и тучка»

                            Тематический план занятий на год

                              Тема занятий

         Время проведения

1. Солнышко и тучка

         

                Февраль

2. Мишка и зайчишка

3. Веселые лягушата

4. Божья Коровка

5. Мы гуляли по дорожке

6. Мяу-мяу, я кис-кис

                   Март

7. Колобок

8. В гостях у курочи

9. Музыканты

10. Слоненок Шуша и его семья

11. Хрюшка Нюша

                Апрель

12. Мячик

13. Букашка по имени Степашка

14. Прыг-скок команда

15. Кастрюля-чистюля и ее друзья

                    Май

16. Лисичка на прогулке

17. Помогу маме

18. Пирожки и плюшки

19. Мышонок и его друзья

20. Рыбка

5. Планируемые результаты:

1. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

2. Активизация самоконтроля, навыков целенаправленной деятельности.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

4. Сформировать положительную самооценку.

5. Стабилизировать психические процессы.

Развитие умения чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами.