Работа учителя-дефектолога с детьми
Коррекционно-развивающая, профилактическая и диагностическая работа с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_diagnostika.docx | 17.36 КБ |
korrektsionno-razvivayushchaya_rabota_s_detmi.doc | 108.5 КБ |
psihologicheskaya_profilaktika.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая диагностика
Цель:
• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• Оптимизация работы с группой детей.
Требования к условиям:
• При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
• Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Проводится:
- Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения индивидуальных карт развития;
- Наблюдение за адаптационным периодом детей групп раннего возраста;
- Анализ нервно-психического развития детей групп раннего возраста;
- Диагностика детей второй младшей группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.
- Диагностика детей средней группы для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
- Диагностика воспитанников с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
- Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Используемые диагностические методики.
Направленность | Диагностические методики | Возрастные группы | ||||
1,5-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
Восприятие | «Коробочка форм» | + | + | |||
«Вкладыши» | + | + | ||||
«Пирамидка» | + | + | ||||
«Мисочки» | + | + | ||||
«Конструирование по образцу» | + | + | + | |||
«Включение в ряд» | + | + | + | |||
«Разрезные картинки» | + | + | + | + | ||
«Разложи по контурам» | + | |||||
«Большой и маленький» | + | |||||
Наглядно-действенное мышление | «Коробочка форм» | + | + | |||
«Мисочки» | + | + | ||||
«Пирамидка» | + | + | ||||
«Матрешка» | + | + | ||||
Наглядно-образное мышление | «Разрезные картинки» | + | + | + | ||
«Недостающие детали» | + | + | + | |||
«Схематизация» | + | + | ||||
«Рисунок человека» | + | + | ||||
Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу» | + | + | |||
«Исключение лишнего» | + | + | ||||
«Найди дорожку» | + | + | ||||
Память | «10 предметов» | + | + | |||
«10 слов» | + | + | ||||
Пересказ, рассказ по картинкам | + | + | + | + | ||
«Рисование бус» | + | |||||
«Узнавание фигур» | + | + | + | + | ||
Внимание | «Корректурная проба» | + | + | + | ||
«Найди такую же» | + | + | ||||
«Найди отличия» | + | + | + | + | ||
«Чего не хватает» | + | + | ||||
«Домик» | + | |||||
Творческое воображение | «Рисунок несуществующего животного» | + | + | |||
«Дорисовывание фигур» | + | + | ||||
Личность | «Лесенка» | + | + | |||
«Дополнение фраз» | + | + | ||||
Общение | «Два дома» | + | + | + | ||
«Социометрия» | + | + | + | |||
«Рисунок семьи» | + | + | + | |||
Эмоционально-волевая сфера | «Цветовой тест Люшера» | + | + | + | + | |
Рисуночный тест «Я в детском саду» | + | + | + | |||
Графическая методика «Кактус» | + | + | + | |||
«Паровозик» | + | + | + | |||
«Какой Я» | + | + |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа.
Цель:
содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
Требования:
• Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
• Не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
• Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.
В Стандарте учитываются:
1) Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].
Развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с подгруппами детей, в русле общих мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования учебно-важных качеств. (подгрупповая работа)
• Проведение развивающих занятий с детьми старшей группы (подгрупповая работа).
Таким образом, развивающая работа представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и психическое развитие детей.
Тематическое планирование по адаптации детей к условиям ДОУ, первая младшая группа(подгрупповая работа)
Основная цель тематических занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:
> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
> обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
> развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Тема занятий | Время проведения |
| Октябрь
|
3. «Мячик» | Ноябрь |
4. «Прогулка в осенний лес» | |
5. «Веселый петрушка» | Декабрь |
6. «Новый год» | |
7. «Мячики» | Январь |
8. «Зайка» | |
9. «Мыльные пузыри» | Февраль |
10. «Музыканты» | |
11. «Мамин день» | Март |
12. «Мишка» | |
13. «Непослушные мышата» | Апрель |
14. «Колобок» | |
15. «Котята» | Май |
Тематическое планирование по социально-личностному развитию детей, вторая младшая группа(подгрупповая работа).
Основная цель тематических занятий «Давай поиграем!» - ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
1. Формировать чувство принадлежности к группе.
2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
4. Развивать навыки социального поведения.
5. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Развивать психические функции, мелкую моторику руки.
Раздел | Тема занятий | Время проведения |
1. Я сам | 1.1. Мое имя |
Октябрь
|
1.2. Кто такой «Я» | ||
1.3. Мои умные помощники | ||
1.4. Мои игрушки | ||
1.5. Мои любимые сказки | Ноябрь | |
1.6. Я хочу | ||
1.7. Я могу | ||
1.8. Мое настроение | ||
2. Я и другие дети | 2.1. Плохо быть одному | Декабрь |
2.2. Мы разные | ||
2.3. Мы веселимся, смеемся играем | ||
2.4. Говорим руками и телом | ||
2.5. Помогаем друг другу | Январь | |
2.6 Мальчики и девочки | ||
3. Я и взрослые | 3.1.Все начинается с мамы |
Февраль
|
3.2. Дружная семья | ||
3.3. Маленький помощник | ||
3.4. Я в детском саду | ||
4. Я и культура общения | 4.1. Секрет волшебных слов | |
4.2. Мы поссоримся и помиримся |
Март | |
4.3. Давай поговорим | ||
4.4. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | ||
Итоговые занятия | В гостях у сказки Урок общения | Апрель |
Итого | 24 занятия |
Тематическое планирование по эмоционально-личностному развитию детей, средняя группа (подгрупповая работа).
Основная цель тематических занятий «Давай познакомимся!» - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
1. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
2. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
3. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
4. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
5. Воспитывать заботливое отношение к животным.
6. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
7. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Раздел | Тема занятий | Время проведения |
1. Я и Я | «Тайна моего имени» | Сентябрь Октябрь |
«Автопортрет» | ||
Мой внутренний мир» | ||
«Мой любимый сказочный герой» | ||
2. Я и другие | «Мы так похожи» | Ноябрь Декабрь |
«Мы такие разные | ||
«Язык жестов и движений» | ||
«Давайте жить дружно» | ||
«Мальчики и девочки» | ||
3. Я и мои эмоции | «Радость» | Январь Февраль Март |
«Удивление» | ||
«Страх» | ||
«Гнев» | ||
«Горе» | ||
«Интерес» | ||
«Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу) | ||
4. Я и животные | «Мой ласковый и нежный зверь» | Апрель |
«Общение с животными» | ||
5. Я и моя семья | «С кем я живу» | Май |
«Правила домашнего этикета» | ||
Итоговые годовые занятия | «Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу!» | |
Итого | 22 занятия |
Тематическое планирование по подготовке детей к школьному обучению, страше-подготовительная группа (групповая работа).
Основная цель программы «Психологический тренинг для будущих первоклассников» - подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
• Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
• Развивать мелкую моторику рук.
№ п/п | Наименование тем | Время проведения |
1 | Занятие №1 | Ноябрь |
2 | Занятие №2 | Ноябрь |
3 | Занятие №3 | Ноябрь |
4 | Занятие №4 | Ноябрь |
5 | Занятие №5 | Декабрь |
6 | Занятие №6 | Декабрь |
7 | Занятие №7 | Декабрь |
8 | Занятие №8 | Декабрь |
9 | Занятие №9 | Январь |
10 | Занятие №10 | Январь |
11 | Занятие №11 | Январь |
12 | Занятие №12 | Январь |
13 | Занятие №13 | Февраль |
14. | Занятие №14 | Февраль |
15. | Занятие №15 | Февраль |
16. | Занятие №16 | Февраль |
17. | Занятие №17 | Март |
18. | Занятие №18 | Март |
19. | Занятие №19 | Март |
20. | Занятие №20 | Март |
21. | Занятие №21 | Апрель |
22. | Занятие №22 | Апрель |
23. | Занятие №23 | Апрель |
24. | Занятие №24 | Апрель |
25. | Занятие №25 | Май |
26. | Занятие №26 | Май |
27. | Занятие №27 | Май |
Март | Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: 1. Собирание портфеля |
Апрель | 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность 4. Волшебное яблоко (воровство) 5. Подарки в день рождения |
Май | Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение) 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик |
Предварительный просмотр:
Психологическая профилактика
Система работы в средней и старше-подготовительной группе по укреплению и сохранению психологического здоровья состоит из 20 занятий и рассчитана на 4 месяца (с февраля по май).
В содержание каждого занятия входят:
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж рук и пальчиков;
- Речедвигательные упражнения;
- Дыхательная гимнастика;
- Элементы вокалотерапии, тонирования;
- Телесно-ориентированные упражнения;
- Элементы Бейби-йоги;
- Ауторелаксация.
Основная цель тематических занятий программы «Солнышко» - повышение психоэмоциональной устойчивости, стабилизация и структурирование психического развития детей.
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
1. Развитие активности детей.
2. Формирование работоспособности.
3. Развитие саморегуляции.
4. Формирование базовых качеств интеллектуальной продуктивности.
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей включает комплексы упражнений с целенаправленным воздействием.
Двигательно-организующие (регуляционные)
Занятия | Игра |
«Слоненок Шуша и его семья» | Слоненок Шуша идет в гости Слоненок Шуша и его друзья |
«Кастрюля-чистюля и ее друзья» | Варим суп Фруктово-овощная игра |
«Мы гуляли по дорожке» | Мы гуляли по дорожке Воздушные дорожки Необычная прогулка |
«Музыканты» | Музыкальные ежата |
«Лисичка на прогулке» | Лисичка и лисята |
Дорожка для лисички Лисята и зайчата | |
«Божья коровка» | На прогулке |
«Веселые лягушата» | Самый быстрый лягушонок Мушата и лягушата |
«Помогу маме» | Уборка |
«Пирожки и плюшки» | Печем пирог Пирожки и плюшки |
«Прыг-скок команда» | Веселая зарядка |
«Букашка по имени Степашка» | Букашка и ромашка |
«Мячик» | Гусь и мячик Прокати мячик Танец мячиков |
«»Мяу-мяу, я кис-кис» | Котик и мышка Прятки Котята и мышата |
«Мышонок и его друзья» | Подарки для мышонка Мышонок-барабанщик Мышки-шалунишки |
«Колобок» | Веселый колобок Семья колобков Лиса и колобок |
«Мишка и зайчишка» | Угощение Игрой массаж |
«Рыбка» | Рыбка Помоги маме-рыбке отыскать своих детишек |
«Хрюшка Нюша» | Хвостик, ушки, пятачок Веселые поросята |
«В гостях у курочки» | Цыплята и лягушата Фасолинка |
«Солнышко и тучка» | Солнышко и тучка Собери солнышко |
Дыхательно-расслабляющие (релаксационные)
Занятия | Игра |
«Музыканты» | Поем звуки |
«Божья коровка» | Божья коровка |
«Помогу маме» | Песенка для мамы |
«Пирожки и плюшки» | Пирожки на зарядке |
«Прыг-скок команда» | Черепашка |
«Рыбка» | Плавают рыбки |
Имитационно-выразительные (идентификационные)
«Мы гуляли по дорожке» | |
«Слоненок Шуша и его семья» | |
«Музыканты» | |
«Лисичка на прогулке» | |
«Божья коровка» | |
«Веселые лягушата» | |
«Помогу маме» | |
«Прыг-скок команда» | |
«Букашка по имени Степашка» | |
«Мячик» | |
«Мяу-мяу, я кис-кис» | |
«Колобок» | |
«Мишка и зайчишка» | |
«Хрюшка Нюша» | |
«Солнышко и тучка» |
Тематический план занятий на год
Тема занятий | Время проведения |
1. Солнышко и тучка |
Февраль |
2. Мишка и зайчишка | |
3. Веселые лягушата | |
4. Божья Коровка | |
5. Мы гуляли по дорожке | |
6. Мяу-мяу, я кис-кис | Март |
7. Колобок | |
8. В гостях у курочи | |
9. Музыканты | |
10. Слоненок Шуша и его семья | |
11. Хрюшка Нюша | Апрель |
12. Мячик | |
13. Букашка по имени Степашка | |
14. Прыг-скок команда | |
15. Кастрюля-чистюля и ее друзья | Май |
16. Лисичка на прогулке | |
17. Помогу маме | |
18. Пирожки и плюшки | |
19. Мышонок и его друзья | |
20. Рыбка |
5. Планируемые результаты:
1. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.
2. Активизация самоконтроля, навыков целенаправленной деятельности.
3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
4. Сформировать положительную самооценку.
5. Стабилизировать психические процессы.
Развитие умения чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами.