Для родителей

Фролова Юлия Александровна

                                                                                                                                                                                                         

                На этой странице собраны материалы для родителей.

                Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КАЛЕЙДОСКОП ЗДОРОВЬЯ» -

положительное воздействие  на здоровье воспитанников

посредством самомассажа и пальчиковой гимнастики

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий (посредством самомассажа и пальчиковой гимнастики) в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий и их важности в сохранении и укреплении здоровья воспитанников;
  • познакомить с видами, приемами, комплексами  самомассажа  рук  и пальчиковой гимнастики;
  • закрепить правила выполнения упражнений и методы обучения дошкольников  игровому самомассажу и пальчиковой гимнастики.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- “Не навреди!”

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

- Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

- Принцип доступности и индивидуальности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Массаж, самомассаж и пальчиковая гимнастика – как одни из  видовздоровьесберегающих технологий.

Массаж и самомассаж.

Массаж — совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца.Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и локальное положительное влияние на организм.

Массаж рук

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самомассаж кистей рук, является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Самомассаж содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

Самомассаж проводится в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинается и заканчивается он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

Используется три комплекса упражнений самомассажа:

  • самомассаж тыльной стороны кистей рук,
  • самомассаж ладоней,
  • самомассаж пальцев рук.

Комплексы по самомассажу и массажу

Растирание ладони

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем. 

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать. 

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется. 

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили. 

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем. 

«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава. 

Игровой самомассаж

Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость). Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию, способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.

Обучение игровому самомассажу происходит в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз, часов здоровья и т.д.

Игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.Игровой самомассаж – это  уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

        Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

Сопровождение массажа художественным словом позволяет создать благоприятный эмоциональный фон, непринуждённую обстановку, способствует запоминанию массажных движений.

Используются следующие методы обучения дошкольников игровому самомассажу:

·  словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;

·  наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;

·  практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;

·  игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.

Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • лёгкое надавливание,
  • пощипывание,
  • похлопывание,
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

  • катание одного грецкого ореха или шарика,
  • катание ребристого карандаша,
  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Комплекс упражнений самомассажа кистей рук

Самомассаж пальцев рук

1. Утюг. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Пила. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук. Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Тесто. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

4. Мама. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

По головке мама гладит Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы И меня не позабудь!

5. Терка. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки.

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

6. Дрель. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. Клещи. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев.

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

8. Барашки. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу

На лугах пасутся барашки,    

Шубы в кудрях, погляди,  

Все кудрявы, до одной,

Раскудрявые барашки.                       

Бяшки спали в бигуди,   

Бегут кудрявою толпой.

Целый день всё: Бе да бе,               

Утром сняли бигуди,               

Уж такая у них мода,

Носят шубы на себе.                         

Попробуй гладкую найди.       

У бараньего народа.

9. Морозко. Движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко,   

У него свои заботы

-Влез под теплый воротник,             

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно                

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.                  

Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

Упражнения с резиновыми мячами небольшого размера

Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с резиновыми мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма. Массажный мяч служит для разработки движений пальцев, кистей, стоп, а также массажного, рефлексогенного воздействия на кожу, мышцы, сосуды и нервы. Игольчатая поверхность воздействует на подлежащие ткани, что увеличивает микроциркуляцию в них.

Упражнения с использованием массажного мяча.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

 Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

 Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

 Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,

 Весь колючий, вот такой!

 Меж ладошками кладем,

 Им ладошки разотрем.

 Вверх, вниз его катаем,

 Свои ручки развиваем.  Движения соответствуют тексту.

«Ёжик»

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока.(катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

«Ласковый ёж»Ребенок прокатывает мяч между ладошками.

 Гладь мои ладошки, ёж!

 Ты колючий, ну и что ж?

 Я хочу тебя погладить,

 Я хочу с тобой поладить!

«Орех»Движения соответствуют тексту

 Я катаю свой орех

 По ладоням снизу вверх.

 А потом обратно,

 Чтоб стало мне приятно.

 Я катаю свой орех,

 Чтобы стал круглее всех.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Поэтому для детей с нарушениями речи  тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим  речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим  развитие мышления ребёнка.

На сегодняшний день методов развития мелкой моторики рук используемых в дошкольной педагогике достаточно много. Влияние мануальных действий на развитие мозга было известно ещё  древним учёным, жившим до нашей эры в Китае, Японии, Индии.

Они утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы  в превосходном состоянии.

Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Оказывает положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект. Стимуляция мыслительных функций и речи.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.

Пальчиковая гимнастика, представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, воображение;

- способствует развитию пространственного мышления;

- снимает тревожность.

Необходимо помнить три важных правила:

  • пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
  • после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
  • поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ

Правила выполнения упражнений:

1 . Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8 .  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Игровое упражнение «Сухой дождь»

 "Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

«Зоопарк»

Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

«Шли мы как-то по дороге,

Видим ходят чьи – то ноги,

Смотрим выше кто же он?

Это толстый серый слон!»

 

Футбол – пальчиковая игра.

Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста могут быть на руках ребенка, а можно разделить.

 

Игровое упражнение «Веселые ежи» пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

«Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить».

Упражнение «Веселые узелки»

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

«Я хватаюсь за веревку, Левой ловко, правой ловко,

Узелки перебираю и здоровье сберегаю».

 

Пособие «Смешарик»

Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать  её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.  И у нас получается «Смешарик» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

Игры: «Моя Семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,

Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем

Этот пальчик – бабушка, кулачки.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

Игры с предметами

1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.

«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

3. Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

4. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

5. Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не только качеством каждого из этих приемов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.  Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- формирование двигательных умений и навыков,

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Список используемой литературы:

  • Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.- М:Карапуз, 2003-37с.
  • Аслани М. Массаж.- Изд.: Кристина, 2007-77с.
  • Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82
  • Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях.- ТЦ Сфера, 2007-51с.
  • Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. М.: Медицина, 1974.
  • Васичкин В.И. Справочник по массажу.- Изд.:Медицина, 1991-176с.
  • Вейцман В.В Детский массаж .- М.: Наука, 2001-152с.
  • Журналы «Ребёнок в детском саду» №1-6 2005, 1-6 2004.
  • Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  • Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  • Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская — М. АСТ, 2007 С. 94
  • Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208

Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72 

  • Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  • http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/igrovoy-samomassazh-kistey-ruk



Предварительный просмотр:

Картотека арт-терапевтических и психологических игр, упражнений,

этюдов  для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы

Игра «Я радуюсь, когда…» 

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

    После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 
Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

  Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:
 «Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок. 
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость». После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Игра «На полянке» 

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
Если в вашем детском саду практикуется 
песочная терапия, то с детьми можно поиграть в следующие игры (если же нет, то воспользуйтесь имеющимися у вас игрушками).

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну» 

Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

  Игра «Удиви мышку»

Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Упражнение «Посмеемся над страхами»

Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души. Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы стали довольно часто по их просьбе включать в занятие «разминки-смешилки». Это упражнение активно применяется в нашем детском саду и на занятиях музыкой, которые проводит опытный педагог Журавлева Галина Николаевна и, поверьте, дает свои положительные результаты: напряжение снимается не только у детей, но и у взрослых.

Этюд «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться». После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

 Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как» 

Педагог предлагает детям послушать еще одну историю. В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.
Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.

Игра «Прогони злость» 

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону». 
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Игра «Про Обидку и Грустинку» 

Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Подарок другу» 

Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника – угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.

Игра «Что было бы, если бы..»

 Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? 
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.  Возможные вопросы для обсуждения:  По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?  Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?  Трудно ли было тебе понять другого участника?  Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

   Баба-Яга (этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления) 

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

 Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Про Таню (горе — радость)

Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик (горе). 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

 Психологическая игра «Вулкан» для детей от четырех лет.

 «Вулкан» способствует выбросу отрицательных эмоций и улучшению общения со сверстниками.

Эта игра — для группы детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

Один из детей будет вулканом. Он выходит в центр круга, садится на корточки и притворяется спящим. Какое-то время он сидит тихо–тихо, а все остальные ждут, когда вулкан проснется.

Вулкан

Затем вулкан начинает просыпаться. Сначала он начинает тихонечко гудеть, постепенно вставать с корточек и прибавлять громкость гудения. Остальные дети ему помогают и тоже гудят. Чем выше встает ребенок, тем громче он гудит, а выпрямившись полностью, резко подскакивает и выбрасывает руки вверх. Распрямившись, вулкан может сделать несколько прыжков, пока не выбросит все ненужное, что в нем накопилось.

После того, как вулкан выбросил все негативное, он начинает затухать, снова садится на корточки и засыпает. Потом спокойно встает и возвращается в круг. Когда ребенок занял свое место в круге, он рассказывает, что негативного и плохого он выбросил. Например: «Я выбросил обиду на Сережу. Он сегодня не поделился со мной игрушкой».

Лучше всего, если первым вулканом будет взрослый.

 Психологическая игра «Черная рука» для детей от 4 лет.

 «Черная рука» способствует развитию самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Взрослый рассказывает детям сказку про черную руку.

У одного ребенка была черная рука. Рука была очень хитрой, она становилась черной только в определенные моменты, когда делала что-нибудь злое, а все остальное время она была обычной и ничем не отличалась от остальных рук других мальчиков и девочек.

Черная рука

Рука всех обижала: отнимала игрушки, ломала вещи, толкала и даже била тех, кто слабее. Руке все это доставляло радость, и она очень хотела стать сильнее всех. Но ребенок, у которого была черная рука, старался с ней справиться. Он учился не давать руке делать плохие вещи, даже когда бывал зол или обижен, и однажды справился с ней. После того случая его рука больше никогда не становилась черной. Беда покинула его и больше не возвращалась.

Теперь она бродит по свету и ищет тех, кто не умеет сдерживать свои руки. Она проявляется у тех, кто сердится и из-за этого дерется, специально ломает вещи и обижает слабых.

Затем спросите детей, была ли у них когда-нибудь черная рука. Каждый из детей обязательно вспомнит, когда он кого-то обижал.

- Хорошо иметь черную руку? Из-за нее у вас будет больше друзей? Кто хочет, чтобы у него была черная рука?

Дети, конечно, не захотят иметь черную руку. Но если кто-то захочет, чтобы у него была черная рука, спросите почему. Скорее всего, ответ будет приблизительно такой: «Чтобы меня боялись и не обижали». В этом случае, нужно постараться логически объяснить ребенку, что быть сильным не значит быть злым.

Затем детям предлагается поучиться превращать черные руки в добрые. Для этого при словах «черная рука», дети напрягают мышцы рук и скрючивают пальцы, а при словах «добрая рука» — расслабляют. Упражнение повторяется несколько раз.

Психологическая игра «Я могу» для детей от 5 лет.

Игра очень полезная, несмотря на свою простоту. В нее можно играть как группой, так и с одним ребенком.

Для игры понадобится мячик или мягкая игрушка округлой формы, например, медвежонок.

Я могу хорошо…

Нужно, поймав мячик, громко сказать: «Я могу хорошо…» и назвать то, что хорошо получается. Обычно, дети называют: рисовать, лепить, вырезать, клеить, плавать (не важно, что в нарукавниках), и т.д. Главное, уверенность ребенка, что он может это делать.

Ведущий также участвует и подсказывает идеи, задавая направление: «Я могу ставить посуду на полку». Ребенок, услышав слово «посуда», может вспомнить, что он может мыть посуду. Ведущий: «Я могу подметать пол». Ребенок: «Я могу пылесосить».

Когда игра идет в группе, ребенок, слушая других детей, примеряет на себя их умения, и для застенчивого ребенка – это палочка-выручалочка. Он из большого количества ответов может выбрать тот, который ему подходит.

Чем больше «Я могу» скажет ребенок, тем интереснее ему будет играть и тем больше гордости он за себя испытывает, ведь он так много может. Такая игра способствует развитию самоуважения.

«Хочу быть счастливым» — психологическая игра для детей 5 лет.

Расскажите детям сказку:

В одном лесу жила маленькая белочка. Она очень хотела вырасти счастливой и поэтому волновалась и спрашивала маму:

- А я буду счастливой?

Хочу быть счастливым

Маме хотелось, чтобы ее девочка была счастлива, но она всегда отвечала:

- Не знаю, белочка.

- А кто же знает? – спрашивала любопытная дочка.

- Может быть знает солнышко, или небо, или ветер. Они высоко, им многое видно, у них надо спросить.

Тогда белочка решила сама узнать у солнца, неба и ветра, будет ли она счастливой. Смелая белочка забралась на самую высокую сосну в лесу и оттуда громко закричала:

- Небо! Ветер! Солнышко! Я хочу быть счастливой!

И зашумел ветер, и загромыхало небо, и улыбнулось солнышко:

- Если хочешь быть счастливой, значит — будешь счастливой.

Когда дети прослушают сказку, нужно ее разыграть в лицах. Каждый забирается на стул (по очереди) и громко кричит:

- Небо! Ветер! Солнышко! Я хочу быть счастливой!

А все ему отвечают:

- Если хочешь быть счастливым, значит — будешь счастливым.

«Хочу быть счастливым» — психологическая игра, которая способствует развитию самоуважения ребенка, уверенности в будущем, позитивного отношения к остальным участникам игры.

Упрямые барашки

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.

Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Нехочуха

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, 
Умываться заставляет! 
У меня надулись губы, 
И в глазах блестит слеза. 
Целый день теперь мне слушать: 
— Не бери, поставь, нельзя! 
Я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу! 
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал? 
Отчего, ребенок милый, 
Нехочухою ты стал? 
А я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу! 
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили...
Так устали! Прекратили... 

Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, надулись
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям




Топаем ногами, колотим руками по
 коленям
Шумно выдохнули, остановились

Если игра переходит в кривлянье и баловство — нужно ее прекратить. Важно объяснить детям, что это была игра — мы пошалили, а теперь пора снова стать обычными детьми и заняться другими делами.

ИГРА «Жила была девочка»

Цели игры: знакомство с морфологией тела человека; снятие мышечных зажимов.
Игра используется в коррекционно-развивающей работе с детьми от 2.5 лет. Ее можно модифицировать в зависимости от возраста детей. Игру желательно проводить стоя в кругу, количество участников неограниченно. Психолог показывает детям куклу и начинает про нее рассказ. Далее показывает части тела и движения (на себе). Дети повторяют за психологом все его движения.

-Жили-были у девочки две ножки. А у вас есть ножки? Покажите их мне. Что любят наши ножки? /Дети отвечают: «Прыгать, бегать, топать, вставать на носочки, вставать на пяточки»/.
-На ножках жили-были коленочки. Покажите их мне! Они любили приседать. 
-Жили-были у девочки ручки. Они любили обниматься. /Дети обнимают себя, затем друг друга, а потом обнимаются всей группой/. Еще ручки любили тянуться вверх. Потянемся высоко- высоко, а теперь низко-низко. 

-Жили-были у девочки пальчики на ручках: мизинчик, безымянный, средний, указательный и большой. Они любили здороваться. /Дети собирают руки в замочек/.
-Жили-были у девочки плечи. Они любили высоко забираться вверх и опускаться, а иногда еще и вращаться.

-Жили-были у девочки глазки. Они любили смотреть. /Можно поднести к глазам руки, сложенные как для наблюдения в бинокль. А иногда они закрывались и любили спать.
-Жили-были у девочки ушки. Они любили слушать. Приставим ручки к ушам, чтобы было лучше слышно.

-Жили-были у девочки носик. Что он любил делать?

-Жили-были у девочки волосы на голове. Они любили, когда их гладят. /Дети гладят себя и друг друга по голове/.

-Мы с вами молодцы - похлопаем себе в ладоши.

После игры детей можно попросить нарисовать человека или раскрасить уже готовую фигуру человека (в зависимости от возрастных возможностей детей).

Арт-терапевтическое упражнение "Цветок"

      Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

      Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

      Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

      Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

   Арт-терапевтическое  упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.

Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

 

Арт-терапевтическое  упражнение "Маска"

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

Солнышко – арт-терапевтическое занятие.

Для его выполнения необходимо вырезать круг и расчертить его на части. Чем больше диаметр круга, тем лучше, а число частей должно быть равно количеству детей. 5-6 человек – это наиболее желательная группа. Если вы делаете Солнышко со своим ребенком, тогда разделите круг на две части: одна ваша, а другая его.

Солнышко

Также вам понадобятся лучики. Нарежьте полосы белой бумаги. Каждая полоска шириной от двух до пяти сантиметров. Каждому ребенку должно достаться не менее двух полос.

Солнышко не однозначное занятие. Одни дети любят его, а другие нет.

Солнышко – коллективная работа, и не всем детям нравится работать сообща. Во время коллективной работы необходимо, чтобы дети рисовали только на своем кусочке листа, а если они хотят нарисовать еще где-то, то придется спросить разрешения у хозяина. Это занятие дает возможность оценить место ребенка в коллективе. Сразу видно, стремится ли малыш быть лидером или нет, старается ли он захватить чужое пространство, умеет ли отстаивать свое.

Солнышко – дает возможность объяснить ребенку его местоположение в социуме. Хочет он или нет, но ему приходится учитывать мнение других, отстаивать свои интересы, делить пространство и краски, договариваться и предлагать новые решения.

Арт-терапевтическое занятие «Рисунок листьями». 

Оно способствует развитию творческих способностей ребенка, полету фантазии и доставляет немало удовольствия.

Рисунок листьями

Для этого необходимо собрать самые красивые осенние листья, достать гуашь и листы А3 и начинать творить. Если у вас дефицит с гуашью, то можно сделать красящую смесь. Для этого берем клей ПВА, наливаем его в небольшие тарелочки и добавляем немного гуаши. Такая «краска» легче отстирывается с одежды и оттирается со стола. Первый лист можно потратить на пробы. Раскрашивайте листья разными красками и делайте оттиски. Когда начнут получаться оттиски, устраивающие ребенка, можно переходить на другой лист и создавать картину. Листьями очень удачно можно нарисовать осенний лес, рыб, цветы, бабочек и т.д. В конце занятия предложите ребенку золотую и серебряную гуаши. Обычно это вызывает новый эмоциональный всплеск, и работа начинается заново. Золотой и серебряной краской закрашиваются листья, делаются оттиски, докрашиваются ранее сделанные рисунки, дорисовываются новые детали. Рисунок листьями веселое и чумазое занятие, заранее обезопасьте пол, стол и одежду, чтобы ребенка не останавливали ваши замечания.

/Социальная сеть работников образования nsportal.ru/



Предварительный просмотр:

Как избежать конфликтов в семье?

Кого не волнует проблема конфликтов в семье? Даже самая дружная семья зачастую не может избежать конфликтов – близкие люди ссорятся друг с другом, причем часто из-за таких мелочей, что потом и вспоминать стыдно. И все равно ссоры происходят снова.

- Можно ли вообще избежать конфликтов?

- Можно, если грамотно строить общение!

Итак, фразы, запрещенные к употреблению в семье: 

  • Я тысячу раз тебе говорила, что …C:\Users\User\Downloads\127.jpg
  • Сколько раз тебе надо повторять, что …
  • О чем ты только думаешь …
  • Неужели тебе трудно запомнить, что …
  • Неужели ты не видишь, что …
  • Неужели непонятно, что …
  • Ты стал таким (грубым, невнимательным и т.д.)…
  • Все люди …, а ты …
  • Ты такой же, как твои родители (отец, мать), тоже …
  • Что ты ко мне пристала …
  • Правильно говорила мне мать (отец), что ты …
  • Вместо того, чтобы …, ты бы лучше…
  • Ты должен быть …
  • Ты муж (отец), ты должен …
  • А, значит …
  • А ты вспомни, как ты …
  • Ну что ты за человек …
  • Отстань от меня …
  • Ты как всегда …
  • Ты никогда …
  • А почему …
  • Ты можешь хоть раз (помолчать, вовремя прийти и т.д.)…
  • А я говорю (говорил), что …
  • А я говорю – нет (да) …
  • Терпеть не могу, когда ты …

Кстати, в семейной жизни есть два периода в течение дня, когда происходят почти все ссоры и конфликты: это полчаса до ухода на работу и полчаса после возвращения с работы.

Именно в этот период могут особенно помочь рекомендуемые выражения.

Итак, внимательно прочитайте их и запомните!

Выражения, рекомендуемые в семейном общении:

  • Ты у меня  самый умный…
  • Ты у меня самая красивая….
  • Мне с тобой так  легко….
  • Мне с тобой так спокойно….
  • Я никому не доверяю, как тебе...
  • У меня нет никого ближе, чем ты…
  • Ты меня всегда понимаешь….
  • Ты у меня молодец…
  • Посоветуй мне, ведь ты так   хорошо разбираешься в …..
  • Я бы никогда  не смог  сделать это так хорошо ,  как  ты….
  • Как я тебе  благодарна….
  • Ты моё самое   дорогое   сокровище…

Начните пользоваться ими прямо сейчас, C:\Users\User\Downloads\wpid-cpN31L3a60s.jpg

и Вы увидите,

насколько спокойнее станет вам общаться друг с другом,

насколько спокойнее и счастливее станут Ваши дети!