Подготовка детей к школе

Фролова Юлия Александровна

Помощь педагога-психолога при подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost.odt16.92 КБ
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

  «Психологическая готовность к школьному обучению»

     Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер  

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

      Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Леонид Абрамович  Венгер говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

        Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • физиологическая готовность,
  • интеллектуальная подготовка,
  • эмоционально-волевая зрелость,
  • социально-личностная готовность.

 Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики

  в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому  при подготовке  к  школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепление нервной системы ребенка.

Интеллектуальная подготовка – это развитие психологических функций, таких как:

- внимание;

- память;

- воображение;

- мышление;

- восприятие.

 Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители и педагоги  иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Эмоционально - волевая готовность к школе

  • Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования;
  • Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо»;
  • Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности;
  • Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.

 Развитию эмоционально - волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.

Социально-личностная готовность

  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  • Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы.
  • Умение быть дисциплинированным. Нужно объяснить ребенку, что дети все разные, с разными интересами, желаниями и т.д.
  • Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.д.).
  • Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
  • Умение правильно оценивать себя и свое поведение.
  • Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.

Для развития социально-личностных качеств рекомендую игры «Я смогу» , «Да и нет», «Доверие», «Король», «Смелость», «Что ты будешь делать» и т. д.

В своей работе я использую диагностическую программу,состоящую из трех обьемных методик: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека,тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера», а также операюсь на таблицу «Готовность к школе»( Е.И.Немов).

По результатам диагностики в начале года я даю рекомендации воспитателям и родителям,а в конце года провожу сравнительную диагностику,по результатам которой,выявляю уровень подготовки детей к школе.

В 2016-2017 уч.году на базе нашего д/с «Солнышко» выпустилось 26 выпускников.

Из результатов диагностики «Готовность детей к обучению в школе»

готовы к обучению-20 детей

средний уровень-5 детей

низкий уровень-1 ребенок

Дети,которые регулярно посещали д/с и подготовительные занятия,показали высокий уровень подготовки;средний и низкий уровни подготовки показали дети,редко посещающие д/с и имеющие ограничения по состоянию здоровья.

К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».

Путь развития каждого ребенка индивидуален.

 

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Памятка для воспитателя

«Психологическая готовность к школьному обучению»

     Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА. 

К семи годам ребёнок должен:

  • Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
  • Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
  • Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  • Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

     В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.

Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

 

ВНИМАНИЕ.

 К семи годам ребёнок должен:

  • Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
  • Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.

 

     Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.

 

ПАМЯТЬ.

К семи годам ребёнок должен:

  • Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
  • Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
  • Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
  • Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
  • Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

 

Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.

 

 

 

ВОСПРИЯТИЕ. 

К семи годам ребёнок должен:

  • Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
  • По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
  • Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
  • Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

 

Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.

 

МЫШЛЕНИЕ. 

К семи годам ребёнок должен:

  • Объединять предметы в группы по определённым признакам.
  • Находить закономерность в построении ряда предметов.
  • Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
  • Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
  • Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

 

 ВООБРАЖЕНИЕ. 

Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

 

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

 

РЕЧЬ. 

К семи годам ребенок должен:

  • Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
  • Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
  • Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
  • Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
  • Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
  • Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.

 

Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.

 



Предварительный просмотр:

Советы педагога-психолога по подготовке детей к учебе в школе

Мотивационная сфера

                                                       Проблема

                                          Игровой мотив ведущий

                                            Возможные последствия

Ребенок не будет слушать учителя, ему будут неинтересны занятия. Он будет играть под партой, смотреть в окно, бегать по классу во время урока.

Рекомендации родителям

•Пока не отдавать ребенка в школу (если позволяет возраст).

•Стимулировать у ребенка развитие познавательного интереса: отвечать на вопросы

маленьких "почемучек", как можно больше читать им художественные и

развивающие книги, общаться с ними, играть в развивающие игры.

•Эмоционально поддерживать, хвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую

работу, немного помогать ребенку, если у него что-то не получается, но не делать за него.

                                                    Проблема

Нежелание идти в школу  или наличие мотивов, не связанных с учебной деятельностью.

Возможные последствия

Ребенок будет невнимателен на уроке, не будет слушать учителя, будет заниматься своим делом. Дома он будет отказываться от выполнения домашнего задания или будет делать его формально, без внимания и старания, чтобы родители не ругались.

Рекомендации родителям

•Разобраться, в чем причина нежелания.

•Рассказать ребенку о школе: чем она отличается от детского сада; что там есть

интересного; чему ребенка научат; какие у него будут друзья, учителя и т.п. В рассказе делать упор на том, что школа создана для того, чтобы учиться, узнавать что-то новое, получать знания, становиться умнее. Учиться в школе не всегда легко и интересно, но если что-то будет не получаться, учитель всегда поможет и объяснит еще раз, а мама с папой - поддержат.

                Произвольная сфера

                                                   Проблема

Неумение соблюдать правила, удерживать их в течение какого-то времени.

Возможные последствия

Ребенок не будет слушать учителя, работать по правилу, образцу, будет нарушать дисциплину.

Рекомендации родителям

•Пока не отдавать ребенка в школу (если позволяет возраст).

•Регулярно играть с ребенком в настольные, дидактические, подвижные игры, в которых нужно соблюдать какое-то правило (лото, домино, гусек, «Съедобное-несъедобное», «Да» и «нет» не говорите, черное и белое не носите», «Два мороза»,

«Прятки» и т.п.)

                                                  Проблема

Неправильное изображение элементов рисунка при срисовывании с образца

Возможные последствия

Ребенок может неправильно срисовывать буквы или цифры с доски. Например, вместо письменной «т» он будет видеть «ш», вместо «б» - «д», вместо цифры «6» - цифру «9» и т.п.

Рекомендации родителям

•Давать задания на срисовывание картинок, состоящих из нескольких геометрических

фигур (робот, дом, ракета), рисовать узоры по образцу в прописи или тетради. Нужно

следить за тем, чтобы ребенок сделал рисунок максимально похожим на образец

(небольшая кривоватость рисунка или незначительное искажение размеров за ошибку

не считаются; главное, все элементы изобразить правильно – с тем же наклоном, в том

же порядке или той же формы).

•Развивать мелкую моторику (чаще лепить из пластилина или теста, разукрашивать

цветными карандашами (не фломастерами!) картинки, перебирать горох или

пуговицы, вырезать ножницами, делать пальчиковую гимнастику, массаж кистей и

т.п.).

•Развивать внимательность, наблюдательность ребенка (с помощью специальных игр и

в повседневной жизни).

                   Речевое развитие

                                                Проблема

                             Неразличение звуков в слове.

                                  Возможные последствия

Ошибки в произношении, при чтении, на письме («Как слышится – так и пишется»).

Непонимание некоторых слышимых слов. Как следствие – неуспеваемость на уроке.

Рекомендации родителям

•Обратиться за помощью к логопеду.

•Играть с ребенком в «Прятки со звуками»: загадывать какой-нибудь звук и называть различные слова. Ребенок должен ответить, спрятался в этом слове загаданный звук или нет. Произносить слова нужно четко, интонационно выделять загаданный звук. Пусть ребенок сам пропоет это слово, послушает его звуки. Также можно просить ребенка назвать первый или последний звук в слове, определить гласные и согласные звуки.

•Хорошие игры для развития фонематического слуха даны в книгах Бугрименко Е.А.,

Цукерман Г.А. “Чтение без принуждения” (1993 год издания) и “Учимся читать и писать” (1994 г.).

                                                   Проблема

Неумение составлять рассказ по картинке или серии картинок.

Возможные последствия

Несвязность речи, бедный словарный запас, использование в речи упрощенных слов и словосочетаний, неумение дать развернутый и логически понятный ответ учителю.

Рекомендации родителям

•Обратиться за помощью к логопеду.

•Стимулировать речевую активность ребенка: задавать вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Например, вместо: «Ты поиграл?» можно спросить «Во что ты играешь?». Просить ребенка отвечать развернуто: не «в машинки», а «я играю в машинки», «я играю в машинки в своей комнате» и т.п.

•Составлять вместе с ребенком рассказы по картинкам (начиная с описания того, что на ней изображено, и кончая придумыванием того, что было до того момента, который изображен на картинке и что будет потом).

•Составлять вместе с ребенком рассказ по нескольким картинкам. Если ребенок отвечает простыми предложениями, к каждой картинке он подбирает только одно предложение, то нужно задавать ребенку уточняющие вопросы. Например, ребенок говорит: «Они на доме», а взрослый уточняет: «Кто они? Что они там делают? Как они туда попали? Почему они залезли на дом? Где стоит дом?» и т.п. После коротких ответов ребенка на каждый вопрос, попросите его снова описать эту картинку более подробно (пусть он склеит разные ответы в один логический рассказ).

•Рассказ можно составлять не только по бумажным картинкам, но и по кубикам с сюжетными картинками.

Развитие логического мышления

                                                          Проблема

Неумение обобщать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, непонимание причинно-следственных связей между явлениями (по серии картинок).

Возможные последствия

Узкий кругозор ребенка, хаотичное представление о мире, непонимание причин и последствий происходящих явлений. Как следствие – низкая обучаемость, неуспеваемость.

Рекомендации родителям

•Развивать умение обобщать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные отношения с помощью настольно-печатных игр («4 лишний», «Найди отличия», «Ассоциации», «Лото» и т.п.), рассказов о том, почему происходит то или иное явление (например, на асфальте много воды, потому что растаял снег или прошел дождь; за окном зима, потому что холодно, на земле лежит снег, а на деревьях нет листочков и т.п.).

•Составлять вместе с ребенком рассказы по нескольким картинкам (сначала по 2-м с простым и знакомым сюжетом, потом по 3-м, затем по 4-м картинкам). Если ребенку трудно, пусть он сначала опишет все картинки по отдельности, а потом свяжет эти рассказы в единое целое).

•Пересказывать вместе с ребенком прочитанные произведения.