Опыт работы
Трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть моей методической работы, которая предполагает представление содержания работы по проблеме,показ наиболее успешных приёмов, подходов, форм организации работы, свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными, говорят об определенной сформированной системе работы, которую можно представить в виде обобщения опыта своей деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «PECS – альтернативная система коммуникации и развития речи у детей с расстройством аутистического спектра».
Язык и коммуникация – это основа социального взаимодействия. С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. Речь человека - это основное средство коммуникации. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Поэтому сегодня мы говорим об альтернативных средствах коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. Ребенок, не владеющий вербальной речью, становится непонятным для окружающих, что затрудняет как его собственное развитие, так и полноценное общение с ним. Ребенок должен научиться замечать других людей и использовать свои навыки для общения. Поэтому важно выбрать те методы и приемы, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации. Если речь и связанное с ней вербальное общение у ребенка с ОВЗ не развиты или крайне пассивны, то следует использовать невербальное общение. Любой человек с нарушениями в развитии может научиться в доступной ему форме выражать свои потребности. С этой целью в обучение вводят альтернативную и дополнительную коммуникацию.
Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и
способствует её развитию. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно - белых пиктограмм, письменная речь.
Цели использования альтернативной коммуникации:
• построение функционирующей системы коммуникации;
• развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
• развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
Альтернативная коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.
PECS – это распространенный метод альтернативной коммуникации для
невербальных детей с аутизмом. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек, учит неговорящего ребенка общаться доступным ему способом.
Коммуникационная система обмена изображениями или PECS — это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь.
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной
(дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий
процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине
пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие,
доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем
альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в
повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные
занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную
активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление,
память, умение понимать обращённую речь.
В процессе коррекционной работы мы решали следующие задачи:
1.Развивитие навыков общения на основе использования методов альтернативной
коммуникации (пиктограммы, карточки PECS).
2. Научение дифференцировать эмоциональные состояния по карточкам.
3. Формирование навыка управления своим поведением.
Коррекционное воздействие осуществлялось поэтапно:
Установочный этап.
На первом этапе, главной задачей являлась установка эмоционально - положительного контакта с ребенком, снятие эмоционального напряжения и развитие интереса к совместной работе.
На данном этапе использовала такие приемы как:
1. Методы альтернативной коммуникации (пиктограммы эмоций);
2. спонтанные игры;
3. коммуникативные игры.
Достижения этапа: ребенок идет на контакт; проявляет эмоциональный отклик, интересуется совместной деятельностью, чувствует себя комфортно в процессе взаимодействия со взрослым.
В задачи второго этапа входило развитие вербализации эмоций аутичного ребенка,
организация целенаправленного поведения и формирование сотрудничества
ребенка с педагогом. На текущем этапе использовала следующие приёмы:
- методы альтернативной коммуникации (пиктограммы; карточки PECS);
- игры с движениями и тактильными ощущениями, игры направленные на сенсорное развитие;
- игры направленные на снятие эмоционального напряжения.
Обязательным условием обучения было вызвать у ребенка самостоятельное желание что-то получить или сделать. Работу начинала с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет) и усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай», отработку ещё одного важного навыка – имитации действий «сделай, как я».
Учила повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются. У ребенка должен быть устойчивым учебный навык, т.е. в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.
В своей работе использовала несколько стадий обучения PECS:
- На стадии ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ – обучала (физическому обмену), учила давать карточку.
На этом этапе в обучении участвовали два взрослых человека (привлекала помощника воспитателя). Я просила у ребенка предмет, а помощник помогал ребенку сделать действие (подсказывать). Готовила карточку и соответствующее подкрепление (чем глубже поражение развития ребенка, тем больше изображение должно походить на предмет). Ждала, когда ребенок потянется к предмету. Помощник воспитателя помогал ребенку взять карточку и отдать её мне. Я протягивала руку (это дополнительная подсказка). После этого ребенок получал желаемый предмет. Просьбу на начальном этапе выполняла с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребенок усвоил алгоритм. Постепенно убирала помощь.
Цель этой стадии для ребенка было – спонтанно начать общение.
- На 2 стадии обучения – учила ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.
Сделала альбом с набором карточек и коммуникационное поле, на которое ребенок выкладывал карточки. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, стала работать на дистанции, постепенно увеличивая её.
Здесь использовала следующие варианты работы – ребенок отдавал карточку с желаемым предметом мне в руки, или прикреплял карточку на заранее изготовленное коммуникационное поле.
- На 3 стадии обучения – учила ребенка распознавать, что изображено на карточке.
На этом этапе не предмет предшествовал картинке, а показывала картинку, и ребенок искал или использовал показываемый на карточке предмет.
Поначалу подсказывала ребенку, что обозначено на карточке. Начинала с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирал в обычной жизни. Затем подключала другие предметы, увеличивая количество карточек.
На этой стадии стала вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2-х слов. Учила ребенка находить нужную карточку.
- На 4 стадии обучала ребенка составлять предложения из карточек.
Сначала учила ребенка просить конкретные специфические предметы («Я хочу красное яблоко»). Использовала карточки во время занятий для обозначения действий, а также мини-бытовых событий: Аделина ест. Кукла спит. И т.д.
- На 5 стадии обучения – учила отвечать на простые вопросы при помощи карточек:
«Что ты хочешь? Я хочу…», «Что ты видишь? Я вижу птичку» и др.
На этой стадии обучения использовала классификацию, обобщающие понятия, сезоны, время суток и дела в это время, закрепляла умение понимать эмоции.
- На 6 стадии учила ребенка делать комментарии при помощи карточек.
Достижения этапа:
а) у ребенка организовано целенаправленное поведение;
б) ребенок взаимодействует со взрослым, выполняет просьбы;
в) ребенок самостоятельно определяет эмоции по карточкам.
Из моего опыта, можно сделать вывод: дети с аутизмом и другими пороками в развитии не «ленятся», когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как PECS их этому обучаю. Использование PECS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря совмещению словесного и визуального стимула в процессе обмена,
улучшает эмоциональную и коммуникативною стороны жизнедеятельности детей с РАС, повышает сотрудничество ребенка с окружающими его людьми
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто… » Сократ 2
3
Портрет ребенка, имеющего речевую патологию : 4
Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития . 5
6
7
динамические паузы, физминутки , пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика , подвижные игры, релаксация, кинезиологические упражнения , биоэнергопластика , разные виды массажа и самомассажа с казкотерапия , а рттерапия , м узыкотерапия, психогимнастика , ф онетическая ритмика, п есочная терапия и др. проблемно-игровые ( игротреннинги и игротерапия ), коммуникативные игры, самомассаж , точечный самомассаж. 8
Элементы сказкотерапии 9
10
Элементы арт- терапии «Волшебные буквы» 11
12
13
Элементы музыкотерапии Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать такие задачи как: 14
Логоритмика 15
Приемы психотерапии 16
17
это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, гибкости и взаимодействия всех органов, задействованных в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Артикуляционная гимнастика - 18
Пальчиковая гимнастика - 19
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Пальцевый массаж: • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; • прищепочный массаж; • массаж орехами, каштанами; • массаж шестигранными карандашами; • массаж камнями; • массаж зондами, зондозаменителями ; • Су- Джок терапия. 20
Су Джок терапия - методика оздоровления, основанная на представлении восточной философии о том, что на стопах и кистях расположены активные точки, соответствующие внутренним органам и частям тела . Главные достоинства Су Джок терапии : • Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд. • Абсолютная безопасность применения . Неправильное применение никогда не наносит вред человеку — оно просто неэффективно. • Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав. • Доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается — легко забывается. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. • Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете. 21
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики. 22
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Найди животных» Мы тихонько в лес зайдем. пальцы шагают по столу (коленям) Что же мы увидим в нем? одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют. одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) Тики- ти , тики- ти , два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют диких животных По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям) Видим будки и сараи. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики- ти , тики- ти , два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют домашних животных В жарких странах оказались, пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики- ти , тики- ти , два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют животных жарких стран. 23
Биоэнергопластика 24
Гимнастика для глаз Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи: -предупреждение утомления, -укрепление глазных мышц, - снятие напряжения, - общее оздоровление зрительного аппарата. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. 25