Главные вкладки
Для Вас, уважаемые родители
Уважаемые родители!
Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, другом и союзником в их детском мире. Сделать это не так сложно, как вам может показаться. А в помощь вам в поиске идей для совместных дел, мы предлагаем эти ссылки:
Каждый день рекомендуем Вам пропевать с детьми логопедические попевки для закрепления правильного звукопроизношения и развития артикуляции:
Часть 1. https://youtu.be/zN5czDUFxqY
Часть 2. https://youtu.be/E33mA5PaYj4
Поем гласные звуки. Логопедические песенки-попевки: https://youtu.be/KrpmL0KxQwI
Для развития речевого дыхания используйте дыхательную гимнастику https://youtu.be/5ubBHtd0s98
Полезные занятия с детьми:
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно, интересно»
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.
Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат) - различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Среди них выделяются активные (подвижные) органы речи, какими являются, например, язык и губы, и пассивные, неподвижные, служащие опорой для активных органов, напр., зубы и твердое небо. Струю воздуха образуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея.
Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности (разделения) движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.
2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
3. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.
5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.
6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться
правильно их выполнять.
7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые
игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык - «путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не
заскучал.
Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того, сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.
8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
- выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
- упражнения выполнять сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
- вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
- комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
- проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
- удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
- следить за качеством выполнения упражнений;
- желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
- не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Предварительный просмотр:
«Речь детей пятого и шестого года жизни»
К 5-6 годам - словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов.
Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит "намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.
Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.
У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).
К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук "р".
Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.
Предварительный просмотр:
Картотека игр-онлайн по сенсорному развитию
Игры на закрепление цвета
"Фиолетовый цвет"
"Синий цвет"
"Голубой цвет"
"Зелёный цвет"
"Жёлтый цвет"
"Оранжевый цвет"
"Красный цвет"
"Сбор урожая"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/kompjuternaya-igra-sbor-urozhaja
"Учим цвета" Игра 1
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/uchim-cveta-igra-1
"Учим цвета" Игра 2
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/uchim-cveta-igra-2
Геометрические фигуры
"Треугольник"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/igry-pro-figury/igra-pro-treugolnik
"Прямоугольник"
"Квадрат"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/igry-pro-figury/igra-pro-kvadrat
"Круг"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/igry-pro-figury/igra-pro-krug
"Овал"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/igry-pro-figury/igra-pro-oval
"Ромб"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/igry-pro-figury/igra-pro-romb
"Расставь фигуры"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/igry-pro-figury/igra-rasstav-figury
Логические игры
"Ближе-дальше"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/logicheskie-igry/igra-blizhe-dalshe
"Шире-уже"
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/online-igry-dlja-malyshej/logicheskie-igry/igra-shire-uzhe
"Мягкое-твёрдое"
"Холодное-горячее"
"Тяжелее-легче"
"Один-много"
"Выше-ниже"
"Большой-маленький"
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи
Развивающая игра «Говорящие слова».
http://www.liveinternet.ru/users/4169447/post365635114/
Произносим звуки правильно
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423496701/
Пройди по тропинке
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423496510/
Что где находится?
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423496875/
Логопедическое лото
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423496288/
Познавательная игра-лото «Собери пословицы». Для детей 5-7 лет.
http://www.liveinternet.ru/users/kristik_28/post255795757/
Готов ли ты к школе? Тестовые задания. Чтение.
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post247751082
Готов ли ты к школе? Тестовые задания. Развитие речи.
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post247750969
Читаем сами
http://www.liveinternet.ru/users/satun/post354972181/
Прочитай по первым буквам (материал для презентации)
http://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post227001742/
Веселые ребусы (материал для презентации)
http://www.liveinternet.ru/users/rosinka7304/post355119642
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post321004761/
Ребусы. Развивающая игра
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385879245/
Лабиринты. Развивающая игра
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385732449/
«Ребятам о зверятах». Обучающая игра.
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post341100950/
«Где растёт огурчик?» Развивающая игра-лото.
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post348943061/
Игра «Четвёртый лишний»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385644879/
Игра «Четвёртый лишний 1»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385645065/
Развивающая игра «Чем отличаются слова»
http://www.liveinternet.ru/users/4943168/post406113678
Развивающая игра «Продолжи слова».
http://www.liveinternet.ru/users/3874355/post327180094/
Развивающая игра «Фразовый конструктор»
http://www.liveinternet.ru/users/-lora_magnolia-/post393014011
Игра «Что лишнее?»
http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post234448461
Игра «Делим слова на слоги»
http://www.liveinternet.ru/users/irisha_irishka/post231064720
Игра «Слоговое лото»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post392355836/
Игра «Собери букву» (алфавит-пазл)
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post360864881/
Азбука в картинках
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post344137037/
Алфавит для детей в картинках
http://www.liveinternet.ru/users/5667188/post335052737/
Лото «Алфавит»
http://www.liveinternet.ru/users/satun/rubric/5400957/page20.html
Игра «Я учу буквы»
http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post221154559/
Карточки (слоги)
http://www.liveinternet.ru/users/5111852/post278713590
http://www.liveinternet.ru/users/4620818/post206153648/
Игра-сортировка «Мой, моя, мое, мои»
http://www.liveinternet.ru/users/-lora_magnolia-/post382630232/
Логопедическая игра «Лого карты»
http://www.liveinternet.ru/users/-lora_magnolia-/post394626905/
Игра «Кто и Что?» (живое-неживое)
http://www.liveinternet.ru/users/3072616/post387678766/
Игра-лото «Игра слов»
http://www.liveinternet.ru/users/-lora_magnolia-/post394626034/
Развивающая игра «Подбери слова к рассказу»
http://www.liveinternet.ru/users/4169447/post355736807/
Игра на дифференциацию и автоматизацию твердых и мягких парных согласных для детей 5-8 лет «Домики для звуков»
http://www.liveinternet.ru/users/krasa1/post309898156/
Моя квартира. Познавательная игра-лото.
http://www.liveinternet.ru/users/3072616/post387678143/
Развивающая игра «Аналогии»
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post253241871/
Читаем сами 5-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post253241031/
Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова?
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post420068046/
Развивающая игра-лото «Прогулка по городу».
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post264303867/
Логопедический тренажер 5-8лет
http://www.liveinternet.ru/users/tamra/post394439577/
Игра «Делим слова на слоги»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post376255998/
Игра «Прятки с буквами» 4-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post333816752/
Игра-лото «Кто как устроен?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385508458/
Растения от А до Я - доскажи словечко
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post361608278/
Игра «Собери слово по картинке и буквам»
http://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post375015886/
Игра «Слова из звуков»
http://www.liveinternet.ru/users/rosinka7304/post347904294
Ребусы забавные: «Слова из звуков» 1
http://www.liveinternet.ru/users/rosinka7304/post347905093
Слоговое лото. Мы читаем по слогам
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post360705349/
Игра прочитай по 1 букве
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post281825208/
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post281825300/
Игра «Короткие истории»
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post233873961/
Уроки для самых маленьких. Обучающие карточки «Что такое хорошо и что такое плохо».
http://www.liveinternet.ru/users/dichka1980/post227763343/
Лото-семья
http://www.liveinternet.ru/users/satun/post347289287/
Развивающая игра «Что для чего?»
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post249976321/
Антонимы: иллюстрации. Выпуск 1.
http://www.liveinternet.ru/users/irisha_irishka/post261879499/
Антонимы: иллюстрации. Выпуск 2.
http://www.liveinternet.ru/users/irisha_irishka/post261879686/
Игра на антонимы «Что не так?» 5-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384991374/
Игра «Слова наоборот» 5-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385507663/
Игра «Кто, какой?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385879000/
Многозначность существительных в русском языке
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post262331288/
Грамматика в картинках «Один-много»
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398897076/
Грамматика в картинках «Множественное число»
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398893599/
Грамматика в картинках «Антонимы, глаголы»
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398896152/
Глаголы в картинках
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post291140092/
Многозначность глаголов в русском языке
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post262330448/
Грамматика в картинках «Антонимы, прилагательные» 3-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398895309/
Грамматика в картинках «Многозначные слова»
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398894709/
Грамматика в картинках «Словообразование»
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398890889/
Грамматика в картинках «Ударение»
http://www.liveinternet.ru/users/kotenok78/post398889059/
Большой фразеологический словарь для детей
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post366105045/
Игра «Найди пару»
http://www.liveinternet.ru/users/tanzhela/post270575224/
Игра «Маленькие слова» (предлоги)
http://www.liveinternet.ru/users/tanzhela/post296164489/
Тестовые задания «Готов ли ты к школе?» (развитие речи)
http://www.liveinternet.ru/users/tanzhela/post293815947/
Развиваем память
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385732765/
Игра «Развиваем речь»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385878775/
Игра-лото «Знаю все профессии»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385937700/
Ребусы для детей младшего школьного возраста 6-10 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post357197563/
Я учу буквы 3-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post353228153/
Учись говорить правильно 3-5 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post360865793/
Игра «Противоположности»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384991054/
Вещи и свойства
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post266225243/
Игра «Кто спрятался?»
http://www.liveinternet.ru/users/tanzhela/post280255568/
Демонстрационный материал. Строительство: специальности, техника, материалы.
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385878574/
Расскажи сказку 3-6 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post398287486/
Игра «Найди сказку»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post349486029/
Игра «Мои любимые сказки»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393493628/
Игра «Читаем и составляем слова»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384832794/
Лексика, грамматика, связная речь 4-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post419530722/
Игра «Что к чему и почему?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385134561/
Игра «Паровозик для зверят»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393082674/
Игра «Противоположности»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393082839/
Игра «Половинки мордашки и животные»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393560992/
Игра «Что сначала, что потом»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post394252452/
Логопедическая ромашка
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post412829634/
Фонетика
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post365505056/
Игра-лото «Узор из звуков»
http://www.liveinternet.ru/users/-lora_magnolia-/post394208146/
Карточки - на букву, с которой начинается слово
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post357706370/
Игра «Помоги кукле Кате»
http://www.liveinternet.ru/users/satun/post347421631/
Игры в картинках со звуками 5-7 лет С, З
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post357595323/
Игры в картинках со звуками 5-7 лет П, Б
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post357595163/
Игры в картинках со звуками 5-7 лет К, Г
HTTP://WWW.LIVEINTERNET.RU/USERS/KSU11111/TAGS/%EA%E0%F0%F2%EE%F7%EA%E8/PAGE2.HTML
Игры в картинках со свуками Р, Л 5-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post397017791/
Игры в картинках со свуками С, Ш 5-7 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post335354338/
Игры для самых маленьких
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post398578355/
Настольная игра «Варенье»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post378053350/
Игра «Во саду ли, в огороде»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393082559/
Лото «Дары лета»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post372349010/
Игра «Предмет и вещи» с 4 лет
http://www.liveinternet.ru/users/irisha_irishka/post246194071/
Игра-лото 5-7 лет «Собери пословицу»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post382723822/
Игра «Что откуда?» (ассоциации)
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post266793347/
Игра настольная «Играем в лото»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328282572/
Игра-лото 5-7лет «Читаем сами»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post344220596/
Игра-лото от 3-х лет «Крылья, лапы, хвосты»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352150372/
Игра от 5 лет «Мяу-карты»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post392679160/
Игра-лото 3-5 лет «Кто мы?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post392496190/
Игра «Слоговое лото»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post392355836/
Игра-лото «Ты откуда?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385648063/
Игра-лото на антонимы 5-7 лет «Что не так?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384991374/
Игра-лото 2-5 лет «Где я это видел?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384888508/
Игра-лото с 3 лет «Кто и что?» (живое-неживое)
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384686181/
Игра-лото 3-6 лет «Свойства предметов»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384370497/
Игра-лото «Времена года»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post383952388/
Игра-лото «Времена года»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post348726509/
Игра-лото 3-6 лет «Собираем, различаем»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post383064282/
Игра-лото 4-7 лет «Чтение»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post382807301/
Фонематическое лото с 3-х лет «Звонкий - глухой»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post383063454/
Сюжетное лото
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post349231503/
Алфавит. «Доскажи словечко»
http://www.liveinternet.ru/users/hope_always/post419482649/
Игра «Что лишнее»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post419529572/
Игра «Какая буква лишняя?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post405777148/
Развивающая игра 3-7 лет «Пальчиковый тренажер»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393559334/
Игра-лото от 3-х лет «Хочу все знать!» (что из чего сделано)
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post349484865/
Ребусы 5-7 лет «Слова из звуков»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post375603648/
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
Автоматизация звуков и дифференциация звуков
https://vk.com/album-57880788_214509746
https://vk.com/photo-50256515_316458576
Настольная игра «Живая азбука»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post338791365/
Настольная игра «Эти забавные животные»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post338792103/
Игра-лото 2-7 лет.
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post342063878/
Игра от 5 лет. «Рифмовочки и нерифмушки»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post342064976/
Игра-лото 3-6 лет «Одинаковое - разное»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post349489688/
Игра-лото «Узор из звуков»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385576884/
Игра «Логические цепочки»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post385065988/
Игра «Предметы и контуры»
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post261633212/
Игра - занятие «Поиграй-ка!» от 2 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post386249827/
Игра «Ассоциации»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393082355/
Игра «Животные и птицы. Как говорят, что едят?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post382805876/
Игра. «Расколдуй»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393645114/
Игра «Смекалочка» 3-5 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post414323942/
Игра «Музыкальное домино» О. Емельянова
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post398661131/
Игра «Подери пару»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post403259611/
Игра «Логический домик»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post405010982/
Игра «Угадай и прочитай»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post359429345/
Игра «Что где растет?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post400505745/
Игра «Мир растений»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352031030/
Игра «Сад – цветы»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post359711748/
Диагностическая игра «Приключения веселых музыкантов»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post360518485/
Логическое домино «Чем мы похожи?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post376254981/
Игра (угадай по тени) 3-5 лет «Найди пару»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post376336830/
Игра «Кто, чем занят?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post377308321/
Логические ряды «Исключи лишнее»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post377873093/
Игра «Логический поезд» от 3 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post378151497/
Игра «Что лишнее?» от 3 лет
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post353227658/
Игра «Что с начала, что потом?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post356108642/
Дидактическая игра "Логические цепочки"
http://www.7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/868-logicheskie-tsepochki.html
Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"
http://www.7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/1035-igra-chetvertyj-lishnij-skoro-v-shkolu.html
Игра «Найди лишнее в картинках»
http://www.7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/459-naidi-lishnee-kartinki.html
Игра «Места обитания животных»
http://www.idi-k-nam.ru/post206277531/
Игра «Предметы из сюжетов»
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post316476720/
Игра-атлас «Где они?»
http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post366018930/
Игра «Как зовут тебя, деревце?»
http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post268430538/
Игры (для печати)
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольников
Музыкально-дидактическая игра «Ритмические дорожки»
Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия
http://katkovapk.ucoz.ru/index/podgotovka_k_obucheniju_gramote/0-30
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…
В.А.Сухомлинский
Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.
Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский сад, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. В нашем детском саду приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома.
ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ДОМА
Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.
Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить ребенка произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.
Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать ребенка, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.
Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут в день.
- АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.
Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому. Необходимый комплекс артикуляционных упражнений, прописан в индивидуальной папке каждого ребенка. Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.
Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:
* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.
* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.
* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.
* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.
* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.
* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.
* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.
* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.
* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!
* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ
Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.
Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).
Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша, будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, проблемы с речью, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.
Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Учитель-логопед: Неговора Наталия Николаевна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Фонематический слух – основа правильной речи»
«Плохо говорит...», «Не произносит шипящие звуки...», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух - это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.
В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.
Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",жук -"щук"). В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Когда же начинать развивать фонематический слух?
- Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:
- - Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
- - Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
- - Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
- - Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)
Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Этапы работы по развитию фонематического слуха
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ ПО ТЕМБРУ, СИЛЕ И ВЫСОТЕ.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ СХОДНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВ.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ.
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ.
Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – ОСВОЕНИЕ РЕБЕНКОМ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Звуковое несовершенство» детской речи
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка.
Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:
- согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка), «Луба» (Люба);
- большинство детей не произносит шипящих фонем [ш], [ж], [ч], [щ] и заменяет их обычно свистящими [с], [з]: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук),
«нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);
- дети совсем не произносят звук [р]:
«ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — [л], [л'], [в], [J]: «колова» (корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак); - звук [л]чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол).
Нередко л заменяется и: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);
- звуки [г], [к], [х] или отсутствуют, или заменяются [т] и [д]:
«дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобля-ются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).
Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.
Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, зима, цыплёнок), но в тоже время может опускать их в сочетании с другими согласными звуками: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Иногда он опускает другой согласный звук: зей (змей).
Некоторые дети не различают звуки [С] и [Ц] и заменяют последний на «с»: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.
Сонорные [Р], [Р'], [Л], ребёнок может заменять звуком [Л'], реже [J]: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах.
В некоторых словах, особенно труднопроизносимых, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например он может произнести слово пингвин как пигин, ножницы как нозицы, автомобиль как амабиль, магазин как гамазин, вертушка каклевтуска, чемодан как чедоман, температура как тематура, покатай как копатай, отрвали как отоврали.
Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.
Формирование правильной речи у малыша и работа
над устранением возникших дефектов – серьезное и ответственное задание.
Совместно с специалистом вы обязательно добьетесь
замечательных результатов,
и ваш малыш будет разговаривать чисто, четко и внятно.
Предварительный просмотр:
Роль родителей в развитии речи детей
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.
Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми часто малыш общается. Важно в общении с ребенком, особенно в младшем и дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не дает – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить в игровой форме неоднократно произнести его верно, например, в игре «телефон», когда это слово в игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит и т.д.)
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка, он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, лампа – ламп (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием – ов, - ев) – ковров, окнов, карандашов; строит различные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.
В раннем возрасте велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка, и служит предпосылкой к формированию и развитию разговорной речи. Формирование разговорной речи происходит в дошкольном возрасте. За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и запас представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и уже имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети уже начинают высказывать простейшие суждения о предметах явлениях, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становиться речь в целом, отчетливее произношение слов и звуков. В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, родители могут поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Взрослый говорит: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Например, берет куклу и спрашивает: «Кто к нам приехал в гости?». Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла, кошка, собака», но «приехал медвежонок, слон». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов). Научить ребенка правильно употреблять слово в нужном падеже, а так же верно употреблять предлоги можно следующим образом. Взять любую игрушку и, ставя её в разные места, спросить, где кукла (машина, зайка). Положить куклу на стол, в коробку, под стол, на шкаф и спросить: откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани?) Что ты лепил из снега?». Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.
Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде, чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Надо учить ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросить сначала малыша, кто изображен на рисунке, что они делают, затем обратить внимание на то, как одеты дети. Предложить ему определить время года. Спросить его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая – зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья – лето и т.д.).
Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.
Формирование и развитие разговорной, связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В четырехлетнем возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб, почему машина едет, куда убегает водичка, которая льется из крана, откуда берутся дети и т.д. Иногда родители стараются уклониться от вопросов, но иногда и выговаривают раздраженно: «Не приставай с глупыми вопросами». Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо все-таки в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению его со взрослыми.
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать такую речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь ему правильно передать содержание прочитанной книги. Если ребенок неразговорчив, то надо постараться вызвать его на разговор. Спросить, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся.
Родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.
Немаловажная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлять речевым дыханием. Когда ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3-5 и более слов, для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу. Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Для этого можно предложить ребенку дуть на небольшие полоски бумаги или ватку. Для развития речевого дыхания хорошо предложить ребенку произносить на одном выдохе несколько гласных звуков. Шутки – чистоговорки, произнесенные на одном выдохе тоже способствуют выработке речевого дыхания: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едем далеко.
Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом. Маленького ребенка следует приучать пользоваться своим голосовым аппаратом, воспитывать умение следить за своей речью. Прежде всего, надо научить ребенка слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Для этого надо произносить одну и ту же фразу с различной громкостью и предложить ребенку определить, когда вы её произнесли очень громко, громко, тихо, шёпотом. Хороши использовать игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовым аппаратом, например, игра «Ветер и ветерок». Ребенок внимательно слушает, как воет сильный ветер (громко и протяжно произносить звук у), а затем как гудит небольшой ветерок (звук у произносить тихо).
Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах ( звонит, каталог, договор, квартал), изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что дети допускают эти ошибки в своей речи. Расширение словарного запаса детей происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Совместные прогулки дают знания, как ребенку, так и взрослому. Поделитесь своим впечатлением об увиденном, спросите, как к этому относиться малыш. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находиться в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Следовательно, для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка, (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь).
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями детей 2-4 лет . В нашей стране обследование речи ребенка специалистами проводится в, основном, тогда, когда ему исполнится пять лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти – шести годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Уважаемые родители, желаем вам успеха в совместной работе с детьми в речевом развитии.
Предварительный просмотр:
Как правильно заниматься дома с ребенком, имеющим речевые нарушения.
Уважаемые родители!
Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.
Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.
Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.
Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.
Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.
Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.
Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 - 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.
Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.
Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.
Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.
Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.
Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).
Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.
Помните, что:
- сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
- по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.
Предварительный просмотр:
Семь развивающих игр с пуговицами
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, В современном мире, богатом техническими новинками, мы перестали обращать внимание на простые вещи, которые могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица. В некоторых семьях экономные хозяйки хранят годами коробочки, полные пуговиц, бережно срезанных со старой одежды. А ведь этот бросовый материал можно широко использовать в декоративных целях (панно, украшение одежды, подушек, сумок, шкатулок и т.д.), а также в образовательных целях (изготовление развивающих пособий).
Пуговичная терапия – комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц, доставляет детям большое удовольствие. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, усидчивость, добиваясь точного выполнения. Пуговичная терапия проста в применении. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.
Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы по коррекции и развитию:
- психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);
- сенсорной сферы;
- эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);
- произвольного внимания.
Пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений.
Актуальность игр с пуговицами в логопедии:
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной связной речи;
- развитие грамматических категорий;
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие фонематического восприятия.
Предложите своему ребёнку для игры пуговицы разной формы, фактуры, величины и цвета. Благодаря таким играм, у детей развивается не только мелкая моторика, но и закрепляется знание формы, цвета и размера.
- Игра «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету, форме»
Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.
Пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.
Взрослый предлагает ребенку разложить пуговицы в ячейки по цветам. Пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Взрослый предлагает ребенку разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
- «Пуговичный массаж»
Для игры потребуется просторная коробка (можно из-под обуви), пуговицы разного размера и фактуры.
Предложите малышу опустить руку в коробку; поводить ладошками по поверхности пуговиц; захватить пуговицы рукой, а затем разжать руку; погрузить руки глубоко в «пуговичный бассейн»; пересыпать их из одной ладошки в другую; захватывать щепотки пуговиц двумя руками; перекатывать пуговку между ладонями.
- Игра «Дорожки»
Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.
Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.
Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.
Для развития фонационного выдоха, взрослый предлагает пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.
- Игра «Сортировка. Разложи их по цвету, форме»
Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.
Пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам. Пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
- Игра «Продолжи ряд»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, логического мышления, усидчивости.
Начинаем выкладывать ряд из пуговиц с определённой закономерностью, например: красная-жёлтая-красная-жёлтая. Попросите ребёнка продолжить ряд, учитывая закономерность.
Затем можно усложнить задание: добавить ещё один цвет или взять пуговицы, разные по размеру.
- Игра «Пуговичные узоры»
Цель: развитие связной речи.
Рисуем на листе бумаги линии: прямые, волнистые или зигзагообразные. Предлагаем ребёнку выложить по линии узоры из пуговиц. А можно выкладывать рисунки по контуру.
- Игра «Копилка»
Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха. Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки), пуговицы. Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.
Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.
Организовывая игры с пуговицами, нужно помнить о том, что ребёнок может взять пуговицу в рот или засунуть её в нос. Поэтому взрослый во время игры должен находиться рядом.
И ещё один момент: не стоит затягивать игру. Если вы заметили, что интерес и внимание малыша начинает угасать, похвалите его и сложите пуговицы. Таким образом, игра малышу не наскучит, и с ней будут связаны только положительные эмоции.