Для Вас, уважаемые педагоги

Неговора Наталия Николаевна

Подборка консультаций для педагогов ДОО

Консультирование педагогов - важное направление деятельности учителя-логопеда. Очень важно правильно направлять коррекционную работу воспитателей и других специалистов, работающих с детьми, направлять образовательную деятельность в нужное русло, помогать разбираться в потоке многочисленной информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Организация речевого уголка в группе ДОУ»

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/03/tablichka-ugolok-razvitiya-rechi.jpg


   В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности.

Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. 
    Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:
1.
Центральное место занимает речь воспитателя. 
Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .
2.
Систематические занятия по развитию речи. 
3.
Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”. 
4.
Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. 
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. 

Таблица: задачи речевого уголка

Возраст детей

Задачи

4–5 лет

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе

5–6 лет

  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
- наполняемость уголка;                
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).
http://dou2.ivedu.ru/thumbs_orig/images/news/dsc00214.jpg


Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. 
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. 


Содержание речевого уголка:
1. Картотека артикуляционных упражнений. 
2. Комплект зеркал (с ручкой) .
3. Картотека дыхательных упражнений. 
4. Картотека пальчиковых игр. 
5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .
6. Предметы для поддувания. 
7. Дидактические игры на обогащение словаря. 
8. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи. 
9. Дидактические игры на развитие связной речи. 
10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам. 
11. Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи. 
12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия. 
13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) 
14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними. 


https://pbs.twimg.com/media/DP3JUa4WkAAmJmI.jpg

Состав материальной базы уголка речевого развития

Наглядные материалы, пособия

  • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
  • Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).
  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Материалы для сенсорного развития

  • Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
  • Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
  • Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.

Предметы для развития дыхания

  • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
  • Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.
  • Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.

Дидактические материалы

  • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
  • Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
  • Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).

Материалы для игр-драматизаций

  • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
  • Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.

Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).               В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

http://ds109.centerstart.ru/sites/ds109.centerstart.ru/files/dsc07010_0.jpg

Виды и формы деятельности в речевом уголке

Вид деятельности

Форма

деятельности

Занятие в подгруппе

Рассматривание наглядно-демонстрационного материала (в т. ч. мини-выставки) и проведение беседы. Для детей с начальным уровнем речевых способностей — форма «вопроса и ответа»:
— Кто изображён на плакате? (Животные и детёныши.)
— Катя, какие животные из представленных тебе нравятся? (Волк, лиса, медведь.) А тебя, Ваня? (Заяц, ёжик, белка.)
— Волк, он какой? (Хищный, серый, свирепый.) Как называется его детёныш? (Волчонок.)
Воспитанники старших групп в беседах побуждаются к развёрнутым ответам, рассказыванию историй из личного опыта, вспоминаю сюжета художественных произведений:
— Чему посвящена выставка в нашем уголке? (Азбуке.)
— Что такое азбука? (Книга, в которой каждая глава посвящена отдельной букве.)
— А у вас есть дома азбука? Помните ли вы стихотворения наизусть из этой книги?

Двигательно-речевые упражнения, логопедическая ритмика. Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями, дети повторяют. Эти упражнения направлена на развитие совершенствование фонационного дыхания (правильной звучности речи), на развитие голосовых данных и дикции, на развитие речевого внимания (выполнений движений, о которых говорится). Примеры упражнений: «Жуки и шмели» (по команде «Жуки летают, шмели гудят» двое детей ходят и машут руками, двое других произносят звук [ш], когда прозвучали слова «Шмели летают, жуки гудят», первая подгруппа прозносит [ж], вторая движется), «Баскетбол» (в положении сидя, руки опущены, дети начинают произносить [ба-ба-ба], [бо-бо-бо],[бу-бу-бу], [би-би-би], поднимая и опуская руки с каждым новым слогом), «Пропевание» (проведение гласных [а-э-и-о-у] и слогов с ними [ла-лэ-ли-ло-лу] с изменением силы голоса — движение вверх и вниз по гамме).

Театрализованные игры, т. е. предполагающие участие нескольких детей. Воспитанникам предлагается разыграть сценки по мотивам прослушанных сказок. Первый вариант игры-драматизации: дети предварительно разучивают диалог, распределяют роли, воспроизводят сюжет в игре. Второй вариант: дети вспоминают с воспитателем сюжет знакомой сказки, распределяют роли и импровизируют.

Индивидуальное

Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия учителем-логопедом.

Артикуляционные упражнения. Воспитатель показывает действия, ребёнок повторяет, наблюдает за собой с помощью зеркала. Дети 5–7 лет после нескольких совместных с воспитателем занятий способны выполнять артикуляционную гимнастику по схеме-напоминанию (с картинками). Однако контроль за звукопроизношением со стороны воспитателя обязателен.

Развитие речевого дыхания (умение контролировать силу и длительность выдоха): упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся во принципу увеличения веса предметов. Сначала дети пробуют сдувать пёрышки, ватные шарики, бумажные снежинки, затем шарики, мячики, игрушки на колёсиках. Примеры игры: «Высуши бельё» (ребёнку предлагается дыханием высушить слегка влажные платочки, висящие на планке), «Плывут, плывут кораблики» (в ёмкости с водой находятся кораблики различного размера и веса с парусами, в которые пробует при помощи выдоха заставить плыть ребёнок), «Футбольный матч» (для одного ребёнка: попробовать загнать мяч в ворота, выдыхая воздух через трубочку; вариант для двух ребят: настольная игра).

Дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, на различение гласных и согласных звуков и т. д. Примеры дидактических игр: «Скажи одним предложением изображённое на картинке», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Подбери картинкам начальные буквы», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Подбери слово/предложение по схеме», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд».

Заучивание чистоговорок и скороговорок, стихотворений. Воспитатель следит за правильностью произношения и выразительностью исполнения текста.

Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Школа/Детский сад», «Библиотека», «Магазин», «На приёме у врача», «Салон красоты». В этих играх дети учатся действовать в рамках социальных компетенций, воспроизводя ситуации общественной жизни, строят диалоги.

Игры-драматизации. Воспитанники самостоятельно распределяют роли и импровизируют, развивается способность речевого творчества. Пополнять реквизиты речевого уголка необходимо по мере изучения детьми народных и художественных сказок: фигурки персонажей (Чебурашка, крокодил Гена, Мойдодыр, игрушки животных-персонажей народных сказок). Атрибуты для инсценировок легко сделать своими руками: на палочки от мороженого приклеиваются изображения героев. Для исполнения ролей непосредственно воспитанниками пригодятся маски и шапочки героев.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО:

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж - хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. 

Учитель – логопед:

Неговора Н.н.



Предварительный просмотр:

  Консультация для педагогов:

Фонематический слух - основа правильной речи

 

  

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека.      Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он  неправильно произносит звуки.

Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.

https://multiurok.ru/img/596043/image_5c0cee2bbeab5.jpg

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • «Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук — то, что мы слышим и произносим.
  • Буква — то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  •  Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

       В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО)  в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).

  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся.

Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха

Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Работу по развитию у детей способности различать звуки нужно начинать с узнавания и различения неречевых звуков (звуков окружающей среды) и развития слухового внимания.

    Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (Деревья), что гудит? (машина) и т.д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней комнаты  и т.д.

     Игра «Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, стригут ножницы, льётся вода, шуршат спички в коробке, перекатывающийся в стеклянной банке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет (за ширмой). А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

    Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.   

    На втором этапе детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Три медведя»  Рассказывать вместе с ребёнком сказку, выделяя низким, грубым голосом слова медведя, менее грубым голосом слова медведицы, высоким голосом слова медвежонка.

    Игра «Кто кричит?» Предложите ребёнку изобразить  домашних животных и их детенышей. Как кричит корова (произносить звукоподрожание «му-у» низким голосом), а как телёнок (высоким голосом «му-у»), коза и козленок, свинья и поросенок и т.п.

    На занятиях третьего этапа  дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно"

Покажите ребёнку листок бумаги и скажите: «Я буду называть слово бумага то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Как только я ошибусь, ты хлопай в ладоши»: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумака – бумака». Следующее слово: вагон. Уточните, что это такое, а затем поиграйте:  вагон – вакон - фагон – вагон – факон – вагом.

Игра «Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

     Игра "Доскажи словечко"

 Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -                                                             

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

       Ты не бойся - это гусь,

       Я сама его... (боюсь)

                    В дом войти боится вол:

                    - Подо мной прогнется... (пол)

     Игра «Как звучат слова?»

Взрослый называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже?

Мышка - мишка (похоже); рак - мак (похоже); лошадь - корова (непохоже); шапки - лапки (похоже); стол - шкаф (непохоже); дом - ком (похоже); миска - киска (похоже).

Игра «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например:«Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

На четвертом этапе  дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Произносите слоговой ряд, например: «на-на-на-Па», а ребёнок должен определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-НО-на», «ка-ка-ГА-ка» и т.п.

   Игра "Одинаковые или разные"

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый повторяет то же слог  либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Происходит это примерно так:

   Взрослый шёпотом «па», ребенок – «па», взрослый громко – «па», ребёнок – одинаковые,

   Взрослый шёпотом «ба», ребенок – «ба», взрослый громко – «па», ребёнок – разные,

Взрослый шёпотом «ка», ребенок – «ка», взрослый громко – «га», ребёнок – разные, и т. д.

 Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

    Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая  интерес детей, мобилизует их внимание.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

    На пятом этапе дети учатся различать звуки родного языка. Причем начинать следует с различения гласных звуков.

    Игры со звуковыми символами

Соотнесите символ с действиями людей или животных (ребёнок плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку).

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (например, а).

    Игра «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Аналогично проводится игра со словами, где первый звук гласный.

   Игра «Кто первый»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

   Затем следует учить детей навыкам  элементарного звукового анализа: определять наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец). Начинать надо с анализа гласных звуков, что можно делать следующим образом. Вместе с ребёнком приготовьте несколько красных кружков.  Произносите один, два или три гласных звука, например «а», «ау», «иау», «о» и т.д., а ребёнок раскладывает на столе такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

    Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

    Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

    Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

    После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к):  кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп  и т.д.

   Игра «Узнай слово»

Назовите слово,  опуская последний звук, например: «тан..»,  «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

   Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье), а затем перед гласным (сом, кот, пар).

    Игра «Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук), будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.

Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

 Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

     Игра «Придумай слово»

Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина, шкаф, шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

    Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.

Игра «Хлопни - топни»

Задание для ребёнка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

   Игра «Исправь ошибку»

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно:

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

    Игра «Найди и назови нужное слово»

Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С -  Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

З -   На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

      Игра «Четвертый лишний»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3»).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж» ).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его назва¬нии нет звука «С»

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

    Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.

Данные упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.


Предварительный просмотр: