Кружковая работа
Программа кружка « Развивай-ка » для детей подготовительной к школе группе;
Годовой отчет по программе кружка « Развивай-ка » для детей подготовительной к школе группе
Программа кружка «Чудесные пальчики» для детей 2 группы раннего возраста
Годовой отчет по программе кружка « Чудесные пальчики » для детей второй группы раннего возраста
Программа кружка «Пальчик, ручка, язычок» для детей первой младшей группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №1
«Солнышко»
Саетгареева Г.С. _______
Программа кружка
« Развивай-ка »
для детей подготовительной к школе группе
Подготовила воспитатель:
Белянцева И.Р.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс кружка определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса кружка математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка.
Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 0 до 9, число 10, счет десятками, основные свойства чисел натурального ряда и др.),
- геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.);
- содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей).
Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания, окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).
Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.
Содержание кружка «Развивай-ка»
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма):
- Сравнение трех и более предметов (фигур):
по размеру ( больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.);
по форме ( круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.);
по цвету ( одного и того же цвета или разных цветов).
- Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
- Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
- Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий.
- Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
- Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)
Пространственные отношения:
- Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
- Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.
- Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).
- Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10:
- Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
- Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
- Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного.
- Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).
- Десяток. Счет десятками.
- Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
- Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).
- Целое и часть.
- Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
- Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
-Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры:
- Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
- Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
- Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:
- Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);
- Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
- Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
- Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
Планируемые результаты:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 (20) в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические умозаключения и др.).
Материально-техническое обеспечение:
Счётные палочки, блоки Дьенеша и пр.
Геометрический материал (наглядный и раздаточный).
Игрушки из разных материалов и размеров.
Числовые карточки.
Цветные и простые карандаши.
Тетрадь в клетку.
Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления.
Календарно-тематическое планирование.
Количество часов 30 в год. В неделю 1 занятие.
Календарно – тематическое планирование
кружковой работы по ФЭМП в подготовительной группе
Октябрь
1
1ч «Веселые цифры»
2ч «Задание на сложение»
«Лабиринт»
«Дорисуй узор»
3ч «Найди два одинаковых предмета»
Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность
Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт
2
1ч «Молчанка»
2ч Электронная дидактическая игра «Кто, где находится? »
3ч «Кто к какому дереву идет?
Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве,
3
1ч «Счет с хлопками»
2ч «Напиши нужную цифру»
«Найди похожие листья»
«Закончи рисунок»
3ч «Найди лишний предмет»
Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль
Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.
4
1ч «Назови соседей»
2ч «Найди одинаковые домики»
«Дорисуй домики»
3ч. Игры со счетными палочками
Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность
Ноябрь
1
1ч «Счет с хлопками»
2ч «Танграм»
3ч «Продолжи узор»
Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль
2
1ч «Устный счет прямой и обратный»
2ч «Танграм»
3ч «Дорисуй узор»
Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию
3
1ч «Хлопки»
2ч «Рассели жильцов»
«Кто получился? »
3ч «Помоги самолету пролететь через облака»
Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших
Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер
4
1ч «День и ночь» (какая цифра исчезла)
2ч Электронное дидактическое пособие «Забавная арифметика»
3ч Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»
Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10
Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания
Декабрь
1
1ч «Веселый счет»
2ч «Определи время по часам»
3ч «Найди одинаковые снежинки»
«Нарисуй снежинку»
Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату
Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание
2
1ч «Счет по цепочке»
2ч «Нарисуй стрелки на часах»
«Сосчитай треугольники и квадраты»
3ч «Повтори узор»
Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате
Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений
3
1ч «Живые цифры»
2ч «Пифагор»
3ч Электронное дидактическое пособие «Что лишнее? »
Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку
Развивать сообразительность, логическое мышление, речь
4
1ч «Веселый счет»
2ч «Пифагор»
«Нарисуй так же»
3ч Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»
Закрепить счет в пределах 20
Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память
Январь
1
1ч «Считай не ошибись»
2ч «Веселый счет»
«Что сначала, что потом? »
3ч «Сложи вместе»
Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки
Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление
Математический КВН
2
1ч «День и ночь»
2ч «Рассели жильцов»
Электронное дидактическое пособие «Незнайка и геометрические фигуры»
3ч «Нарисуй: что получится? »
Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры
Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук
3
1ч «Молчанка»
2ч «Колумбово яйцо»
3ч «Напиши так же»
Упражнять в умении играть в игры – головоломки.
Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений
Февраль
1
1ч «Я задумала число»
2ч «Покажи одинаковые цифры»
«Сложи вместе»
«Дорисуй картинку»
3ч «Помоги жирафу сорвать кокос»
Закрепить цифры и счет в пределах 20.
Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание.
2
1ч «Я задумала число»
2ч «Числовые домики»
«Чего не хватает? »
3ч «Покажи одинаковые чашки»
Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших
Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность
3
1ч «Веселый счет»
2ч Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? »
Выводы
Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения
Март
1
1ч «Веселые цифры»
2ч «Разложи по клеточкам»
«Что останется? »
«Повтори рисунок»
3ч «Найди похожие предметы»
Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер
2
1ч «Измени число»
2ч Электронное дидактическое пособие «Реши примеры»
«Найди похожие кораблики»
3ч «Помоги щенку пройти к домику»
Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление
3
1ч «Не ошибись»
2ч Перфокарты «Неделька», «Времена года»
3ч «Соедини точки по порядку»
Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20
Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление
4
1ч «Назови пропущенное слово»
2ч Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы
Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения
Апрель
1
1ч Логическая задача
2ч Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»
3ч Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»
Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение,
2
1ч Логическая задача
2ч «Найди две одинаковые фигуры»
«Найди нестандартную фигуру»
3ч Игры со сетными палочками
Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление
3
1ч Задачи в стихах
2ч «Найди лишнее»
«Найди два зонтика»
«Нарисуй так же»
3ч Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»
Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений
Май
1
1ч «Волшебная палочка»
2ч Решение задач
2 «Исправь ошибку художника»
3ч Работа с перфокартами – «Дни недели»
Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.
Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции
2
1ч «Подбери пару»
2ч Решение задач
Решение примеров
Задачи на смекалку
3ч Графический диктант
Закрепление пройденного материала
3
1ч «Молчанка»
2ч «Назови соседей»
Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»
3ч «Геометрическая мозаика»
Закрепление пройденного материала
Математическая олимпиада
Выявление уровня развития за год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №1
«Солнышко»
Саетгареева Г.С. _______
Программа кружка
« Чудесные пальчики »
для детей второй группы раннего возраста
(1 раз в неделю)
Подготовила воспитатель:
Белянцева И.Р.
Калтасы 2020 г.
Пояснительная записка
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Цель кружка:
Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Задачи кружка:
Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Расписание кружка:
один раз в неделю
Сентябрь.
Занятие 1.
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Занятие 2.
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Октябрь.
Занятие 3.
«Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Занятие 4.
«Качели»
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Ноябрь.
Занятие 5.
«Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
Занятие 6.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Декабрь.
Занятие 7
. «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Занятие 8.
«Елочка»
Перед нами елочка сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки. ставят средний и указательный пальцы на колени
Январь.
Занятие 9.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Занятие 10.
«На работу»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.
Февраль.
Занятие 11.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Занятие 12.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
(Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда.
(имитируют бег пальцами по столу)
Март.
Занятие 13. «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим.
(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим.
(поочередно поглаживают подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирают кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимают и разжимают кулачок)
Занятие 14.
«Тетери».
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу
Разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу.
Ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери,
Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели.
Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную
горстью вторую ладонь.
Апрель.
Занятие 16. «Паучок»
Паучок бежал по ветке,
(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)
А за ним бежали детки.
Хлынул дождик: ой – е – ей!
(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)
Смыло паучков водой.
(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)
Занятие 17
«Детки»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Май.
Занятие 18.
«Кот на печи»
Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет. щелкают зубками
Занятие 19.
«Курочка – рябушечка»
Курочка – рябушечка
По двору гуляла, не спеша «проходятся» указательным и средним
пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке
Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.
2.«Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №1
«Солнышко»
Саетгареева Г.С. _______
Программа кружка
«Пальчик, ручка, язычок»
для детей первой младшей группы
(1 раз в неделю)
Подготовила воспитатель:
Белянцева И.Р.
Калтасы 2020 г.
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме « Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Цель:
- Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Задачи:
- Привить детям любовь к художественному слову.
- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
- Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
- Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Принципы реализации:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми; - принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Планируемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Методы работы:
- Словесный
- Игровой
- Наглядно-действенный метод
- Практический метод.
Календарно-тематическое планирование В календарно-тематическом планировании использованы следующие формы работы:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- массаж пальцев кистей рук; - упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- нетрадиционный способ рисования
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, конструктор «Лего», игры-шнуровки пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
| Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Пальчиком провести дорожку к домику зайчика. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
2 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
| Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков. Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек. |
4 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
| Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
НОЯБРЬ | ||
1 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
2 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
3 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
4 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи.
| Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). |
3 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Разобрать крупы фасоль и горох. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
4 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи.
| Сжимаем с силой резиновый мячик. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
ЯНВАРЬ | ||
1 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
| Надуть щёки, сдуть щёки. |
2 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
| Перебираем пальчиками фасоль. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
3 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Надуть щёки, сдуть щёки |
4 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
| Катаем карандаш по всей ладони. Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
2 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
|
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
3 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 |
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
| Перебираем пальчиками фасоль. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
3 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
4 |
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
| Надеваем и снимаем колечко с пальчика. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". |
АПРЕЛЬ | ||
1 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10 |
2 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Катание ладошкой карандашей по столу. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов(удерживать до 10). |
3 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 |
Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". |
2 |
Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Катание карандаша ладошками. Поиск в фасоли мелких игрушек. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. |
3 |
Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
| С силой сжимать резиновый мячик. Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку. |
4 |
Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит.
| Перебираем пальчиками фасоль. Доставание бусинок из стакана ложкой. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..." |
Работа с родителями:
- Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук.
- Папка-передвижка «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
- Советы родителям: «Играйте вместе с ребенком», «Игры и упражнения по развитию речи».
- Памятки для родителей: «Игры с песком и водой», «Игры с прищепками».
- Помощь родителей в изготовлении дидактических игр для развития мелкой моторики
Кружковая деятельность по развитию мелкой моторики рук рассчитана на 30 занятий, срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 15 минут. Совместная деятельность проводится по подгруппам – 6-8 детей (во второй половине дня).
Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район РБ
Отчет по кружковой работе в 1младшей группе
на тему: «Пальчик, ручка, язычок».
Подготовила воспитатель:
Белянцева И.Р.
с. Калтасы 2021 год.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Поэтому начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме «Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключалась в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
При решении поставленных задач мною были учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Цель кружковой работы - укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Для достижения данной цели мною было изучена научно-методическая литература по данной теме, оформила картотеку пальчиковых игр; проведены консультации для родителей; создана предметно развивающая среда, включающая:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики», массажеры «Су-Джоку»
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины
Организационно-педагогические условия реализации программы.
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитывала их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивали навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где каждый ребёнок смог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я старалась широко использовать приемы наглядности: показывала предмет, давала возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагала выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, давала единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогали заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводился один раз в неделю и предназначен как для индивидуальной так и групповой работы.
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район РБ
Отчет по кружковой работе в 1младшей группе
на тему: «Ловкие пальчики».
Подготовила воспитатель:
Белянцева И.Р.
с. Калтасы 2021 год.
В течении 2020-2021 учебного года в МБДОУ № 1 «Солнышко» проводился кружок дополнительного образования «Ловкие пальчики», с детьми второй группы раннего возраста. Руководитель кружка Белянцева Инна Равилевна.
Рабочая программа кружка была составлена в соответствии с ФГОС ДО,
с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Учебная программа реализовалась посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Все занятия систематизированы и подобраны по темам и усложняются в течении года.
Чётко спланированная кружковая работа по развитию мелкой моторики рук проводилась 1 раз в две недели во второй половине дня в группе раннего возраста.
В плане моей кружковой работы отражалось содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребёнка общей и мелкой моторики. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически совершенна. Как и весь организм, она находилась в стадии интенсивного развития.
Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали все вместе. Движения пальцев были слабо дифференцированы, при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Перед собой я ставила цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей первой группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для решение этой цели я ставила перед собой следующие задачи:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук.
Заключение:
Благодаря таким играм дети получили разнообразные сенсорные впечатления, у них начало развивается внимательность и способность сосредотачиваться. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяли за мной движения, активизируя моторику рук. Тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствовала формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. В итоге наблюдалась положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребёнка.