Консультация для педагогов "Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей"
"Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_sredstva_i_rol_pedagoga_v_esteticheskom_vospitanii_detey_.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
на тему:
«Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей ».
Провела воспитатель:
Белянцева И.Р.
с.Калтасы 2020 г.
Эстетическое воспитание дошкольников - это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Для реализации целенаправленного процесса эстетического воспитания дошкольников необходимы определенные условия.
Прежде всего - это среда, в которой ребёнок живёт и развивается (игрушки, одежда, помещение)
Необходимыми условиями эстетического воспитания являются: насыщенность быта произведениями искусства;
самостоятельная активная деятельность детей; осуществление индивидуального подхода к детям.
Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания - это Включение дошкольника в различные виды художественной деятельности, как организованная воспитателем, так и самостоятельная . Она дает ему богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), реализовать себя как творческую личность (т. е. проявить творческие замыслы, задатки). Основой процесса эстетического воспитания является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Для развития художественной деятельности в нашей группе организован центр «Уголок творчества», где дети могут самостоятельно рисовать, лепить в любое время, Проводим нетрадиционные занятия по изодеятельности с использование разных приемов рисования (Это рисование тычками, ватными палочками, рисования пальчиками и т.д)
Средствами эстетического воспитания детей являются эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность ребёнка.
Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, чтобы речь была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.
Эстетика быта - это одежда детей и взрослых, расположение растений, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.
Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей мы следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Это мы делаем с детьми в режимных моментах
Таким образом, утверждая в их понимании то, что красота – это дело рук человека.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью людей, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям.
Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино.
Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
Мы наших детей знакомим с искусством через устное народное творчество (это потешки, считалки, песни и конечно же сказки, которые занимают в их жизни основное место), а так же через детскую литературу и через музыку. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Детство невозможно без музыки. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на муз. занятиях, но и во время зарядки, в играх детей. Не каждый из детей станет музыкантом, но у каждого ребёнка можно и нужно воспитывать интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух.
Одним из важных средств эстетического восприятия является природа. Именно в природе можно увидеть гармонию - основу красок. Детей необходимо учить наблюдать и замечать красоту отдельных явлений и объектов природы, что мы и делаем во время прогулки, сопоставляем форму цветов и листьев, величину и их окраску, учить воспринимать красоту звуков в природе, шум ветра, сезонные изменения в природе. Средством она становится тогда, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности делает ее наглядной.
Вырастая среди природы, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления в рассказах, рисунках.
Так же мы организовывали экскурсии в лес, на водоем с детьми старшей группы, но сейчас с детьми младшей группы и у нас нет возможности выходить в лес, Но мы с ними организуем экскурсии в огород, где дети могли замечать, как он преображается в результате труда человека. Так же экскурсии в уголок сказок, где дети могли любоваться и знакомиться с героями сказок. Это все воспитывает в них способность видеть прекрасное.
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность
Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет и роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.
Необходимо грамотно отбирать содержание предлагаемого материала и определять его с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольника.