Мастерская учителя
На этой странице можно познакомиться с методическими материалами для начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложение и вычитание числа 3». Цель: изучение приемов сложения и вычитания числа 3.
Задачи:
1. Образовательные:
- организация деятельности учащихся по сложению и вычитанию числа 3.
- Формировать умение математически правильно читать выражения, используя названия компонентов арифметических действий;
- формировать вычислительные навыки,
- находить значение числового выражения опираясь на знания состава числа;
- развивать навыки счета в пределах 10,
- совершенствовать умение решать задачи на нахождение суммы и остатка,
- повторить геометрические фигуры,
- формировать навык самостоятельности.
2. Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, умение слушать товарища, заботиться и любить животных.
3. Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся, их мыслительную деятельность;
- внимание, память, математическую речь, наблюдательность.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийное оборудование (ноутбук, колонки, проектор, экран), мультимедийная презентация.
Индивидуальное: учебник математики, тетради, инструктивные карты простые карандаши, линейка, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся. Слайд № 1.
Есть о математике молва.
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы важную закалку
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
- Вот и сегодня мы продолжим развивать волю, смекалку и накапливать знания, отрабатывать умения.
- У вас на столах геометрические фигуры.
- Назовите их. (треугольники, квадраты, четырехугольник)
- Посчитайте, сколько треугольников; квадратов; четырехугольников.
-Дайте характеристику числа 3
-Почему я попросила дать характеристику числу 3? Ваши предположения.
- Итак, тема нашего урока: «Прибавление и вычитание числа 3». Значит, мы должна научиться складывать и вычитать выражения с числом3.
- Давайте вернемся к нашим фигурам: рассмотрите их. (дают ответ, собирают пазл)
- Кто изображён? (Сайгачонок)
- Что знаете об этом животном?
- Почему сегодня помогать будем этому животному?
- Ребята, урок у нас будет несколько необычный. Нам предстоит спасти животное, которое находится на грани исчезновения и поэтому занесено в Красную книгу.
Давайте подготовимся к нашей ответственной миссии и выполним 1-е задание. Готовы?
II. Актуализация знаний.
Фронтальная работа (устный счет).
Слайд № 2.
А) Вставить пропущенные числа: (с объяснением)
4 +___=7 __+3=6 7 - ____=2
___+4 =8 9 - ____ =1 0 +____=6
10 - 7=__ __- 3 =6 9 - ____ =6
3 - ___=0 8+____ =10 __ - 2 =5
Б) Расставьте числа в порядке возрастания 2, 1, 4, 6, 8, 5, 9, 7, 10. Какого числа не хватает? (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
III. Первичное усвоение новых знаний.
- Как я уже сказала, сегодня будем спасать Сайгачонка из сказки Дольгана Шанаева, который заигрался и не заметил, как очутился вдали от своего стада.
Это было тогда, когда год Обезьяны начинался
И месяц кончался Змеи…
Мчалось стадо сайгаков,
Куда их буланый
Вёл Рогаль крепконогий –
Глава их семьи.
Начинается сказка.
Послушай её…
…Это кто же там стонет
Прерывисто, глухо? Толи плачет о ком? То ли молит о чём?
Сайгачиха
По имени Чуткое Ухо,
Мастью схожая
С лунного света лучом,
Сына ждёт –
Не дождётся домой сайгачонка.
А он – полюбил он раздолье степи неоглядной.
И от мамы своей
В степь любил убегать.
Но однажды, тут, как тучи, мохнаты,
Бесшумные крылья
Стали небо черня,
Нависать впереди.
Ближе! Ближе, и, казалось,
Что каждый у ног полынок
Сайгачонка молил:
«Ну, скорее беги же!»
Но Орлу видно всё
С высоты поднебесной.
Как добыча внизу б не металась, дрожа,
Он настигнет её!
- Поможем Сайгачонку скрыться от Орла? Слайд № 4.
Состав числа
1. Как можно представить число 3?
- 3 это 1 и 2; 3 это 2 и 1; 3 это 1,1,1.
2. - Посмотрите на выражение: 4-3. - Я вам предлагаю работу в парах. Возьмите карточки-тюльпаны и попробуйте отнять число 3.
А теперь покажи. Как ты отнимал? Сколько получилось?
На доске муляжи. Покажите, как вы отнимали (по частям).
- Кто по-другому сделал? Расскажи.
4-3=1
4-1-1-1=1
4-2-1=1
4-1-2=1
Вывод: теперь вы знаете, как можно отнять число 3. Давайте повторим. (Слайд 7)
- А теперь попробуем сложить: 1+3
Теперь мы знаем, приёмы вычитания числа 3 из другого числа, а теперь подумайте, как можно прибавить к числу 3. (работа в парах)
- Как вы рассуждали?
Вывод: Повторим, как можно прибавить 3 к числу.
Физминутка.
За курганом укрылся Орёл.
У оврага
Сайгачонок свернул,
Отступила беда!
Отдышался:
«А тут поспокойнее, вроде».
И почуял, как сердце запело в груди.
Оглянулся: а день – то уже на исходе.
«Солнце! Солнышко милое, не уходи!
Пожалей, не спеши на ночлег,
Посвети мне хоть немного, пока я домой добегу.
Страшно мне. От Орла ускользнул еле – еле.
А вдали – мать трепещет от каждого звука.
Все глаза проглядела
И, жалобно блея, слёзы горько лила:
«Ну, куда ж ты забрёл?»
V. Первичная проверка понимания
- Используя числа 7,2, 4, 9,5,6 запишите все возможные верные равенства.
1ряд: 7, 3, 4 2 ряд: 5, 3, 8 3 ряд: 6, 3, 9.
Проверка: 7-2=5 5+4=9 4+2=6
2+5=7 9-4=5 6-4=2
7-5=2 9-5=4 6-2=4
5+2=7 4+5=9 2+4=6
Проверка у доски.
-Молодцы, ребята!
Динамическая пауза.
- Ребята, нам тоже надо торопиться, чтобы помочь Сайгачонку побыстрее найти дорогу к дому. Выполняя следующее задание, нам самим важно не ошибиться.
Уж близко стадо.
Возле камня, где выступ кончался грудастый
Открывался в жилище Тушканчика вход.
Сайгачонок приблизился, выдохнул:
«Здравствуй, дядя Серый Тушканчик!
Помоги мне. Бежал я по многим дорогам,
А единую – к дому – найти не могу».
Посоветовал мне Венценосный Удод
Путь обогнуть по волчьей тропе.
«Это верно, что к Озеру
Волчьей тропой – путь кротчайший:
До самого дальнего брода.
По нему ходят многие на водопой.
Это верно, - промолвил Тушканчик,-
И всё же – здесь, куда ты ни ступишь,
Опасности снова ждут.
Только храбрый и добрый сосед мой поможет –
Ёж – Меня не возьмёшь!
Так зовут его тут.
- Присоединимся к Ежу и поможем пройти Сайгачонку через Волчью тропу.
– 1 шаг до сайгачьего стада. Начертите отрезок, длина которого 3см
2 шаг до сайгачьего стада. длина отрезка на 3см больше, чем первый.
3 шаг до сайгачьего стада. третий отрезок равен сумме чисел 1+3
И мама, услышав, воспрянула духом,
Вернуться успев в это время домой,
Недаром ведь звали её Чутким Ухом,
Услышала, кинулась:
«Маленький мой!»…
Как мама ласкала и шейку, и носик,
И запах родимый вдыхала: «Сынок!...»
И каждый вылизывала волосик,
Что схож со степною травой тонконог!
Шепнула, не чая души в сайгачонке:
«Ты жив, моя радость!..»
- Выберите из данных рассказов задачу.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Слайд № 5.
А) На тополе поспело 20 яблок. Сколько яблок на двух деревьях?
Б) На степном бугорке играли 6 сусликов и 3 тушканчиков. Сколько сусликов играло на степном бугорке?
(Неверно поставлен вопрос, т.к. число сусликов дано в условии)
В) У Санала было 6 цветов. Санал подарил 3 цветочка Цагане. Сколько цветов у него осталось?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Давайте вместе составьте задачу правильно и решим её.
- Вы справились и с этим заданием. Но нам предстоит выполнить ещё одно задание, чтобы помочь нашему герою попасть к маме. Для этого я предлагаю размяться и набраться сил.
VII. Итог урока.
- Говорят, что сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
- Итак, мы прощаемся с нашими героями, о чём интересном вы расскажете дома?
- Чему учились?
Составим таблицу на сложение и вычитание числа 3.
увеличить на 3 | |||||||
2 | 6 | 4 | |||||
+ 3 | |||||||
10 | 4 | 6 | 8 | ||||
уменьшить на 3 | |||||||
10 | 5 | 6 | 7 | ||||
- 3 | |||||||
6 | 1 | 5 |
Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что было трудным для вас?
- Перед вами солнышко и тучка, оцените свою работу на уроке, приклейте на картинку солнышко, если вы можете про себя сказать, что я очень старался на уроке, тучку – я старался, но делал небольшие ошибки.
- А теперь, посмотрим, чей ряд работал лучше всех?
Я говорю вам спасибо. Урок закончен.
1. Вставить пропущенные числа: (с объяснением) 5 +___=7 _____+3=6 7 - ____=2 ___+4 =8 9 - ____ =1 0+_____=6 ___- 7=3 __- 3 =6 9 - ____ =2 1 - ___=0 8+____ =10 ___- 2 =5 2.Расставьте числа, которые были искомыми, в порядке возрастания. ________________________________________________ 3. Используя числа 7, 2, 4, 9, 5, 6 запишите верные равенства. ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ | 4. Задача. Решение:___________________________________
Ответ: яблок подарил ёж удоду. 5. Начертить: отрезок АМ == 9 см Отрезок ОК на 2 см меньше. Начертить отрезок равный разности этих отрезков. Спасибо за урок! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Умножение числа 2 и деление на число 2» Цель: Обобщение и закрепление приемов умножения числа 2 и деление на число 2 Совершенствование вычислительных навыков, умений составлять и решать взаимообратные задачи, закрепление геометрического материала. Привитие любви к родному краю.
14:2 10 · 2 18:2 2 · 7 5 · 2 « Помоги сайгакам убежать от волка» 6 · 2 20 10 7 14 12 9
Решите задачу и составьте обратные задачи В пакетах было по 2 яблока. Сколько всего яблок в 4 пакетах? 2, 4, □ 2 · 4=8 (ябл.) 2, ∆, 8 8 : 2 = 4 (пакета) ◊ , 4, 8 8 : 4 = 2 (ябл.)
5 · =10 · 2 = 4 18 : = 9 :2 = 3 Помоги Баиру найти пропущенное число · 2 =20 14 : = 7 30 · = 60 : 2= 8 · 2 = 2 6 : =3 4 · = 8 : 2 = 10 2 2 2 6 10 2 2 16 1 2 2 20
2, 6, 12 8, ,16 2 ,2,20 2 · 6=12 6 · 2=12 12:6=2 12:2=6 8 · 2=16 2 · 8=16 16:2=8 16:8=2 10 · 2=20 2 · 10=20 20:2=10 20:10=2 10 Зааркань коня
Задание Дедушки Кеды А Б В Г А 1 Б 1 В 1 Г 1 2 · 3 = 4 · 2 = 4 · 3 = 6 8 12
Отгадайте ребусы бабушки Саглары Ко100чка 40а По100вой 3буна 5 ‘ ница
Предварительный просмотр:
Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка)
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.
Ход урока I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Работа над скороговоркой:
Около кола - колокола, И на колах - колокола.
III. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим рисункам.
IV. Постановка цели урока
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшебные, о животных, бытовые.)
- О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
- Можно ли по названию сказки определить главных героев?
V. Изучение нового материала
1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словарная работа:
служивый - солдат, военнослужащий;
побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба - деревянный, крестьянский дом;
вдоволь - достаточно;
варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;
котел - большой металлический сосуд для варки пищи;
коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.
2. Первичная проверка понимания:
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
- Что получилось у солдата сварить из топора?
- Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?
- Почему он так поступил?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа над пословицами.
- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
- Догадка и смекалка не хуже разума.
- Сметка дороже всего.
- Глупый киснет, а умный все промыслит.
- Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.
- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.
3. Работа над текстом.
- Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
- Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите правильный ответ.
- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.
VIII. Итог урока
- С какой новой сказкой познакомились на уроке?
- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
- Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается».
Домашнее задание
Подготовиться к чтению по ролям.
Предварительный просмотр:
Тема: ОДНОСЛОЖНЫЕ, ДВУСЛОЖНЫЕ,
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА
Цели: развивать умение делить слова на слоги; подсчитывать количество слогов в словах; находить ошибки в делении слов на слоги.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Измените слова так, чтобы в каждом было два слога:
дом, сад, дуб, лист, куст, мак, мост, крот, дождь.
2. Измените слова так, чтобы в каждом был один слог:
блины, грибы, звери, двери, кони, гвозди, шарфы, столы.
II. Формирование новых знаний.
Выполнение упражнения 18 (слова выписываются в три столбика).
– На доске представлены три карточки с записью: односложные, двусложные, трехсложные. Какой группе слов соответствует каждая карточка?
– Прочитайте сообщение Знайки на с. 40.
– Верно ли мы расположили карточки?
III. Деление текста на предложения.
Выполнение упражнения 17.
– Подчеркните по одному слову, состоящему из одного слога, двух слогов, трех слогов.
Физкультминутка
IV. Проверочная работа.
1. Обведи кружком номер того утверждения, которое кажется тебе правильным.
1) Согласные могут образовывать слог.
2) Согласные слога не образуют.
2. Посчитай и запиши на месте пропусков, сколько слогов в написанные словах:
Вода , ковёр , столб ,
мама , машина .
3. Раздели вертикальной чертой на слоги следующие слова:
Полка, поле, крокодил, пол, цветы, лес.
4. Посмотри, правильно ли разделены слова на слоги. Исправь ошибки, если они есть.
Со – ль, пету – х, ли – са, ко – ло – б – ок, кн – и – га.
Оценка результатов.
1. 2 балла.
2. 5 баллов.
3. 6 баллов (по 1 баллу за каждое правильно разделенное и правильно не разделенное слово).
4. 10 баллов (по 2 балла за каждое правильно исправленное и правильно не исправленное слово).
Максимальная сумма баллов – 23.
20–23 балла – «5»;
12–20 баллов – «4»;
6–11 баллов – «3»;
менее 6 баллов – тема не усвоена.
V. Итог урока.
– Продолжите предложения:
1. Слова, в которых один слог, называются…
2. Слова, в которых два слога, называются…
3. Слова, в которых три слога, называются…
Домашнее задание: выпишите из словаря два односложных, два двусложных и два трехсложных слова.
Предварительный просмотр:
Тема: ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
В СЛУЧАЯХ ВИДА: 87 + 13
Цели: познакомить учащихся с письменным приёмом сложения двузначных чисел в случаях вида: 87 + 13; закреплять умение учащихся применять изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел; продолжать работу над задачами; развивать навыки устного счёта, чертёжные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
13 13 13 13 13
87 87 87 87 87
III. Устный счет.
1. Задание 8 (с. 14 учебника, часть 2) учащиеся выполняют, составляя по таблице выражения и находя их значения.
2. Ребусы.
5* 8* 2* *9
–*4 –*3 +*8 _ +3*
45 66 78 45
3. Дополните до 100 числа: 60, 80, 40, 30.
IV. Изучение нового материала.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть запись:
87
+13
100
О б ъ я с н е н и е: к числу 87 прибавить число 13. Складываем единицы: 7 и 3 – получится 10 единиц. 10 единиц – это 1 десяток и 0 единиц. Под единицами записываем число 0, 1 десяток переносим в десятки. Складываем десятки: 8 десятков и 1 десяток – девять десятков, и ещё 1 десяток перенесли. 9 десятков и 1 десяток – 10 десятков. 10 десятков – это 1 сотня. Под десятками записываем число 0, 1 сотню переносим в разряд сотен, на 1 клеточку левее.
Далее с подробным объяснением выполняется задание 1 (с. 14 учебника, часть 2).
V. Закрепление умения учащихся применять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел.
С этой целью ученики выполняют задание 5 (с. 14 учебника часть 2) самостоятельно (двое учащихся выполняют задание на закрытой доске).
Фронтальная проверка.
Физминутка
VI. Работа над задачами.
Фронтально разбирается задача 4 (с. 14 учебника, часть 2).
Учащиеся выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа. Особое внимание учеников следует обратить на то, что масса яблок не 18 кг, а на 18 кг больше массы ящиков. Записать задачу можно следующим образом:
1. Найдём массу яблок:
2 + 18 = 20 (кг)
2. Зная массу яблок, найдём массу ящика с яблоками:
20 + 2 = 22 (кг)
О т в е т: 22 килограмма.
Задачу 3 (с. 14 учебника, часть 2) учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой.
VII. Работа с геометрическим материалом.
С этой целью выполняется задание 6 (с. 14 учебника, часть 2).
Сначала учащиеся чертят ломаную линию по заданию 6 (1), затем находят длину ломаной, после чего чертят отрезок, длина которого равна длине ломаной.
VIII. Пропедевтика темы «Умножение».
С этой целью выполняется задание 7 (с. 14 учебника, часть 2). Лучше выражения записать на доске.
– Что заметили?
– Сколько всего прибавили к числу 20 в первой сумме?
– Как прибавляли?
– Сколько всего прибавили к числу 70 во второй сумме?
– Как это делали?
Аналогично разбираются разности.
IX. Итог урока.
– С чем познакомились сегодня на уроке?
– Какое задание хотели бы особенно отметить?
– Почему?
– Оцените свою работу.