Республиканская стажировочная площадка "Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников"
В данном разделе представлен весь материал стажировочной площадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа РСП | 70.16 КБ |
О стажировке в г. Пермь (статья) | 36.64 КБ |
Расписание занятий | 14.62 КБ |
Занятие "Формирование института независимой экспертизы внеурочной днятельности" | 137.66 КБ |
Общественная экспертиза и ГОУ | 106.2 КБ |
Доклад Современные формы организации внеурочной деятельности | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ СПО «Бурятский Республиканский Педагогический Колледж»
Республиканская стажировочная площадка
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО БРПК
___________/ С.Ц.Нимбуева
«______ »______________2015г.
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников»
Улан-Удэ
2015г.
Пояснительная записка
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников» составлена на основании:
-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2013 года;
-Приказа № 499 Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
-Положения о Республиканском конкурсе на присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно – общественного управления образованием» в рамках реализации ФЦПРО на 2011 – 2015 гг
- Рекомендаций по организации деятельности РСП, направленных на реализацию мероприятий ФЦПРО на 2011 – 2015 гг. по подмероприятию 1.9. «Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по ГОУ образованием»
- Устава МОУ «Турунтаевская районная гимназия» Прибайкальского района
Актуальность
Развитие образования - это забота не только государственная. Новая редакция Закона Российской Федерации «Об образовании» дает широкий инструментарий для вовлечения общественности в управлении образовательным учреждением. Государственная программа Российской Федерации"Развитие образования" на 2013 -2020 годы включает в себя комплекс направлений по модернизации образования.
ГОУ - государственно-общественное управление органично связано со всеми направлениями, объединяя их вокруг общественной составляющей. Особенно актуально развитие государственно-общественного управления в связи с новыми требованиями к содержанию и организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, а также в связи с внедрением Профессионального стандарта педагогической деятельности. Достижение нового качества образования рассматривается как основная цель проводимой образовательной реформы, а система оценки качества образования – как необходимый инструмент федеральной и региональной политики в сфере образования.
На протяжении 5 лет основным направлением деятельности школы является создание современной образовательной инфраструктуры для обеспечения достижения нового качества образования, которое выражается в самореализации личности выпускника, воспитании физически и духовно-нравственного, ответственного, инициативного, высокоразвитого, компетентного гражданина России (социальный заказ гимназии).
Развитие одаренности гимназистов строится по следующим направлениям:
- интеллектуальное;
- учебно – исследовательское;
- духовно – нравственное;
- спортивное;
- туристко – экологическое;
- военно – патриотическое.
Разработаны программы НОО и ООО, соответствующие требованиям ФГОС -2 с учетом требований Профстандарта педагога.
Особое внимание уделяется родительской общественности, как институту независимой оценки качества образования. Родители – постоянные участники образовательного процесса гимназии, формирующие социальный заказ ОУ.
Однако несовершенство системы оценивания внеурочной деятельности школьников со стороны гражданской общественности, а также привлечение к оцениванию деятельности ОУ социума, большинство из которых не являются профессионалами в образовательной сфере и не имеют опыта в управленческой деятельности, привело к необходимости формирования института общественной экспертизы.
Идеи заявляемого опыта в качестве содержания стажировки построены на эффективной практике, позволяющей дать ответы на вопросы: «Как продуктивно организовать внеурочную образовательную деятельность школьников, направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы школы? Как вовлечь гражданские институты в организацию и оценку этой деятельности? Как оценить деятельность педагога в рамках требований Профессионального стандарта? »
Заинтересованность школы в участии гражданской общественности строится на новых преставлениях об образовательных результатах, как ценностей, опыта, реализации потребностей, интересов человека.
Стажировка предполагает изучение содержания курса с использованием лекционных и практических занятий, которые в свою очередь предполагается строить с учетом современных подходов к интерактивному обучению: занятия по проектированию моделей, игровое моделирование, анализ документов, мастер-классы и т.д. Занятия проводятся с учетом аудиторных часов для изучения теории вопроса на базе БРПК г.Улан-Удэ (дистанционное обучение), модульного курса на базе МОУ «Турунтаевская районная гимназия» и выезда в регионы России для проведения практических занятий непосредственно на месте стажировки. В содержание курса входит самостоятельная работа слушателей, в ходе которой предполагается разработка стажерами проекта модели института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников для конкретной школы.
Виды деятельности стажера: разработка и решение проектных задач,
тренинг, мастер-класс, представление образовательного продукта в формате модели института общественной экспертизы своего ОУ.
В связи с тем, что государственно-общественное управление – это реальная потребность в деятельности образовательного учреждения, обеспечивающая механизм повышения качества образования, необходимо, чтобы руководители и педагогические работники образовательных учреждений стали компетентными в вопросах проектирования, организации и оценки эффективности государственно-общественного управления. Программа разработана в соответствии с Профессиональным стандартом педагогической деятельности, квалификационными требованиями педагогическим профессиям и должностям, прежде всего к руководителям ОУ, учителям, социальным педагогам.
Цель стажировки: совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников по проблеме организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями ФГОС -2 к результатам общеобразовательной подготовки, а также создание условий для реализации модели по формированию института общественной экспертизы учебно – исследовательской деятельности школьников.
Задачи по реализации программы:
1. Создание творческих инновационных групп среди учителей школы.
2. Разработка нормативно-правовой документации для организации деятельности стажировочной площадки.
3. Обеспечение условий для подготовки учителей и педагогов к выполнению профессиональных задач в условиях реализации комплексной программы.
4. Организация сетевого взаимодействия работы школ района и республики по направлению развития одаренностей.
5. Изучение опыта других инновационных общеобразовательных учреждений через сетевое взаимодействие
6. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их, как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Планируемые результаты стажировки:
Стажеры изучат:
- методологические, философские, теоретические, научно-методические подходы, законодательную и нормативно-правовую базы, отечественный и зарубежный опыт общественно-государственного управления образованием; овладеют соответствующим понятийным аппаратом и терминологией
- методы организации образовательных событий экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
- специфические сущностные характеристики, формы, методы, проблематику, перспективы и механизмы развития института общественной экспертизы на примере модели внеурочной деятельности МОУ «Турунтаевская районная гимназия»;
- новые механизмы расширения ГОУО через расширение социального партнерства.
Стажѐры освоят:
- технологии проектирования механизмов ГОУО как механизма включения общественности и расширения ее участия в управлении образованием в своем образовательном учреждении;
- деятельностные технологии и методики проектирования и внедрения форм общественного участия в управление образованием (общественных инициатив, обсуждений, слушаний, проверок, экспертиз, и др.) через инициативы ГОУО;
- технологии конструирования форм представления результатов собственной профессиональной деятельности в процедурах независимой оценки с участием общественных управляющих.
Стажеры приобретут опыт:
- разработки проектов управленческих решений, обеспечивающих достижение планируемых в ООП образовательной организации метапредметных и личностных образовательных результатов через систему ГОУО в своем учреждении;
- осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, во внеурочной деятельности
- разработки оценочных листов (критерии, индикаторы, уровни достижения результата) для проведения самооценивания собственных результатов стажировки;
- разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ГОУО в своем учреждении с учетом введения профессионального стандарта педагога;
- разработки собственных методических и практических материалов по психолого-педагогическому, методическому сопровождению ГОУО;
- в организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
- создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников через организацию образовательных событий
Планируемые эффекты стажировки:
- Повышение роли общественного участия в оценке образовательной деятельности в практике ОУ.
- Оформление социального заказа через формирование критериев оценки образовательной деятельности ОУ.
- Развитие потенциала педагогических, управленческих работников ОУ, в том числе общественных управляющих, в решении проблем повышения качества образования.
- Повышение уровня компетентности субъектов образования в оценке образовательной деятельности ОУ.
- Повышение качества образования школы.
- Повышение ответственности органов общественного управления за условия и результаты качественного общего образования.
- Создание модели введения профессионального стандарта педагога в ОУ с привлечением ГОУ.
Организационно-педагогические условия
Информационно-технические условия
Компьютерные программы | ||||
Вид программы | Наименование программы | Кем разработана | Где применяется | |
Операционная система | Windows XP | Корпорация Майкрософт | На всех ПК | |
Офис | Microsoft Office 2007 | Корпорация Майкрософт | На всех ПК | |
Антивирус | Антивирус Касперского 11 | Лаборатория Касперского | На всех ПК | |
Система оптического распознавания текстов | ABBYY FineReader 8.0 | Adobe Systems Incorporated | На ПК администрации школы, на учительских ПК | |
Электронно-программный комплекс | КМ-школа | ООО «КМ Образование» | На всех ПК | |
Инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования | М-ТЕСТ | СибирьСофт | На всех ПК | |
Дополнительное оборудование | ||||
№ | Наименование средств | Кол-во | ||
1. | Модем | 1 | ||
2. | Принтер | 5 | ||
3. | Факс | 1 | ||
4. | Цифровой фотоаппарат | 2 | ||
5. | Компьютеры в комплекте | 36 | ||
6. | МФУ | 2 | ||
7. | Сканеры | 2 | ||
8. | Оборудование ВКС | 1 |
На настоящий момент можно привести следующие оценки состояния информатизации нашего образовательного учреждения.
Ресурсная база школы включает в себя:
- 36 компьютеров, используемые для проведения уроков информатики, учителями-предметниками и в управлении учебным процессом;
- 3 кабинета оборудованы интерактивными досками
- В 15 учебных кабинетах (73% всех кабинетов) установлены стационарно мультимедийные установки
- локальная компьютерная сеть - на базе сервера с выходом в Интернет;
- в рамках проекта «Гимназический союз России» установлено ВКС - оборудование;
- лингафонный кабинет (1);
- действует медиатека, которая создана на базе библиотеки.
Кадровые условия
Дополнительная ППК будет реализовываться 5 педагогами МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Из них:
- Административный персонал – 3ч.
- Педагогический персонал – 2 ч.
- учителей высшей категории – 4 ч; 80%
- учителей первой категории – 1; 20%
- мужчин – 1
- женщин –4
- Почетный работник общего образования – 3 чел
- 2 победителя конкурса «Лучший учитель РФ», «Лучший учитель РБ».
- 2 победитель конкурсов «Педагогическая элита» и «Лучший по достижениям».
Категория слушателей: руководители общеобразовательных учреждений, педагогические работники образовательных организаций, члены Управляющих советов и других форм государственно-общественного управления образованием.
Срок обучения: Программа рассчитана на 48 учебных часов, из них: 24 часа для теоретической части (в дистанционном режиме) и 24 часа для проведения практических работ: 16 часов на проведение аудиторных практических занятий и 8 часов для самостоятельной работы по проектированию модели института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников.
Режим занятий: 8 часов в день
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ СПО «Бурятский Республиканский Педагогический Колледж»
Республиканская стажировочная площадка
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
| УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ СПО БРПК ________ /С.Ц. Нимбуева
« ____» __________20__ г. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников»
наименование программы
Категория стажеров: руководители общеобразовательных учреждений, педагогические работники образовательных организаций, члены Управляющих советов и других форм государственно-общественного управления образованием
Срок обучения: 48ч
Форма обучения: очно-заочная
Режим занятий: 8 часов в день
№ | Наименование дисциплин (модулей) разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практические занятия | ||||
Базовая часть | |||||
1. | Общественно-государственное управление как одно из условий модернизации образования | 10 | 6 | 4 | Тест по совокупности выполнений заданий |
2 | Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога | 14 | 8 | 6 | |
Профильная часть | |||||
3. | Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников | 20 | 6 | 14 | |
4. | Итоговая аттестация | 4 | 4 | Защита проектов | |
Итого: | 48 | 20 | 28 |
Руководитель республиканской стажировочной площадки: ____________/ И.Н.Воробьева
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ СПО «Бурятский Республиканский Педагогический Колледж»
Республиканская стажировочная площадка
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО БРПК _______ / С.Н. Нимбуева
« ____» __________20__ г. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников»
наименование программы
№ | Неделя | Наименование дисциплин (модулей), разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лек. | Прак. | |||||
Базовая часть | ||||||
Р.1 | 1 | Общественно-государственное управление как одно из условий модернизации образования | 10 | 6 | 4 | Тест, выполнение практич. заданий |
1.1. | Инновационные ориентиры развития государственно-общественного управления образованием в Российской Федерации | 3 | 2 | 1 | ||
1.2. | Социальное партнерство в образовательной сфере Российской Федерации. Организация деятельности органов и представителей сторон социального партнерства в области образования. | 5 | 3 | 2 | ||
1.3 | Нормативное регулирование участия общественности в управлении и публичной отчетности в общем образовании на уровне муниципальных образований субъекта РФ и общеобразовательных учреждений. | 2 | 1 | 1 | ||
Р.2 | Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога | 14 | 8 | 6 | ||
2.1. | 2 | Профессиональный стандарт педагога как ресурс повышения качества образования | 5 | 2 | 3 | тест |
2.2. | Теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО с привлечение социальных партнеров. | 2 | 2 | |||
2.3 | Основные требования к организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога | 3 | 2 | 1 | ||
2.4. | Модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество общего образования, на основе государственно-общественного управления, внедрения профессионального стандарта педагога. | 4 | 2 | 2 | контрольная работа | |
Профильная часть | ||||||
Р.3 | 3 | Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников | 20 | 6 | 14 | |
3.1. | Модель организации внеурочной деятельности с привлечением социальных партнеров на примере МОУ «Турунтаевская районная гимназия» | 6 | 2 | 4 | выполнение заданий | |
3.2 | Общественная экспертиза. Формы и методы общественного экспертирования внеурочной деятельности ОУ | 4 | 1 | 3 | ||
3.3. | Образовательное событие – новая форма социального взаимодействия | 6 | 2 | 4 | выполнение заданий | |
3.4. | Критерии оценивания сформированности ключевых компетенций школьников | 4 | 1 | 3 | защита проекта | |
Р.4 | Итоговая аттестация | 4 | 4 | Защита проекта | ||
Итого | 48 | 20 | 28 |
Руководитель республиканской стажировочной площадки: ____________/И.Н. Воробьева
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
РАЗДЕЛ 1. Общественно-государственное управление как одно из условий модернизации образования (10 ч.)
Тема1.1: Инновационные ориентиры развития государственно-общественного управления образованием в Российской Федерации (3ч.)
Новое содержание образования как обеспечение реализации миссии российского образования в условиях непрерывного инновационного развития страны. Образование и образовательная услуга. Принцип комплексности при определении подходов и направлений к оценке качества образования.
Общественный договор и социальные установки. Образовательная программа образовательного учреждения (ОП ОУ) как общественный договор с обществом о качестве образования.
Формирование новых социальных установок участников государственно-общественного управления образованием.
Практическая работа: анализ ОП ОУ в аспекте общественного участия в разработке ОП и оценке качества образовательных результатов.
Тема 1.2: Социальное партнерство в образовательной сфере Российской Федерации (5ч.)
Определение, объект и предмет социального партнерства. Цель развития социального партнерства в области образования. Субъекты и институты социального партнерства системы образования. Уровни и модели социального партнерства в сфере образования. Система управления качеством образования как важнейший элемент системы социального партнерства в сфере образования.
Механизмы партнерских отношений. Формы участия граждан в системе государственно-общественного управления образованием. Социальное партнерство с позиции мотивации и эффективности. Критерии эффективности механизма социального партнерства на различных уровнях.
Практическая работа: анализ эффективности механизмов социального партнерства ОУ в аспекте государственно-общественного управления.
Тема1.3: Нормативное регулирование участия общественности в управлении и публичной отчетности в общем образовании на уровне муниципальных образований субъекта РФ и общеобразовательных учреждений (2ч.)
Нормативные акты местного самоуправления об участии общественности в управлении и о публичной отчетности в общем образовании. Устав и иные локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие государственно-общественный характер управления и публичную отчетность образовательного учреждения. Регламент коллегиальных органов государственно-общественного управления образовательным учреждением. Общий и специальные регламенты коллегиального органа государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением.
Практическая работа: анализ нормативной документации ОУ.
РАЗДЕЛ 2 Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога (14ч.)
Тема 2.1:Профессиональный стандарт педагога как ресурс повышения качества образования (5ч.)
Профессиональный стандарт педагога: область применения и целеполагание. Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в образовательной и внеурочной деятельности. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога как ресурса повышения качества образования с привлечением государственно- общественного управления.
Практическая работа: анализ профессионального стандарта педагога как ресурса повышения качества образования
Тема 2.2: Теоретические основы организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО с привлечение социальных партнеров. (2ч.)
Внеурочная деятельность: определение и целеполагание. Требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности. Критерии готовности ОУ к введению ФГОС. БОП и направления внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Принципы организации внеурочной деятельности. Результаты и эффекты организации внеурочной деятельности.
Социальное партнерство – ресурс эффективности внеурочной деятельности школьников в рамках введения ФГОС.
Тема 2.3: Основные требования к организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога (3ч)
Профессиональный стандарт педагога: его роль и место в организации внеурочной деятельности ОУ. Модели внедрения профессионального стандарта педагога в образовательный процесс. Профстандарт и государственно- общественное управление: точки соприкосновения.
Тема 2.4.: Модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество общего образования, на основе государственно-общественного управления (4 ч)
Модели оформления общественного заказа на содержание и качество образования, осуществление контроля качества образования. Формы участия общественности в оценке качества и результатов деятельности образовательного учреждения. Участие общественных институтов в государственной аккредитации образовательных учреждений.
Контрольная работа Роль ГОУ в становлении современной образовательной системы
РАЗДЕЛ 3 Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников (20ч.)
Тема 3.1: Модель организации внеурочной деятельности с привлечением социальных партнеров на примере МОУ «Турунтаевская районная гимназия» (6ч.)
Презентация модели организации внеурочной деятельности школьников МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Социальная и проектная деятельность ОУ. Образовательное пространство школы.
Проект «Успешный ребенок» как одна из форм организации работы с родителями.
Проект «Кадетский класс» - особая форма организации внеурочной деятельности.
Экологический и образовательный туризм, их роль в становлении личности подростка.
Практическая работа: презентация модели внеурочной деятельности школьников ОУ.
Тема 3.2: Общественная экспертиза. Формы и методы общественного экспертирования внеурочной деятельности ОУ (4ч.)
Понятие общественной экспертизы и ее роль в развитии ОУ. Модель института общественной экспертизы МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Общественный зачет, смотр знаний, день открытых дверей – примеры эффективных форм общественной оценки деятельности ОУ.
Социализация выпускников как критерий оценивания деятельности ОУ.
Практическая работа: мониторинг эффективных форм общественной оценки деятельности ОУ.
Тема 3.3: Образовательное событие – новая форма социального взаимодействия. (6ч.)
Образовательное событие или внеклассное мероприятие? Событийные форматы образовательной деятельности школьника с привлечением представителей социума: взаимодействие и барьеры. Примеры образовательных событий, проводимых на базе МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Роль ГОУ в образовательном событии школы. Практическая работа: Моделирование образовательного события.
Тема 3.4: Критерии оценивания сформированности ключевых компетенций школьников (4 ч.)
Понятия ключевых компетенций. Ключевые компетенции – приоритет образовательной политики. Классификация ключевых компетенций. Модели оценивания ключевых компетенций: общеевропейский подход к оцениванию.
Критерии оценивания сформированности ключевых компетенций школьников.
Практическая работа: защита проекта «Модель института общественной экспертизы»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Формы контроля: тест, контрольные вопросы, контрольная работа, практическое задание
По итогам работы по I модулю программы «Общественно-государственное управление как одно из условий модернизации образования» слушатель сдает письменный зачет по теме «Общественно-государственное управление как одно из условий модернизации образования».
Научно-исследовательская работа слушателей в рамках реализации программы предусматривает овладение методологией и методикой исследования в области формирования государственно-общественного управления, овладение методами теоретического и практического моделирования, диагностическими, эмпирическими, развитие умений творческой деятельности; интеграцию общенаучных, социологических, психологических, педагогических и управленческих знаний; мотивацию слушателей к активизации работы в деятельности органов государственно-общественного управления.
По завершению II модуля программы «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога» стажер выполняет Задания для самостоятельного изучения проекта профессионального стандарта педагога
(прил.1), а также формулирует выводу по рассматриваемому модулю в виде доклада, эссе, реферата (на выбор стажера).
Основные направления контрольных работ:
1. Модель введения профессионального стандарта педагога в ОУ с привлечением ГОУ;
2. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога;
3. Социальное партнерство – ресурс эффективности внеурочной деятельности школьников в рамках введения ФГОС
4. Мои находки в организации внеурочной деятельности школьников
Требования к оформлению контрольных работ:
1. Материалы, направляемые для рассмотрения и экспертной оценки, должны быть представлены в электронном виде. Все поля (снизу, сверху, слева, справа) не менее 1,5 см. Шрифт «Times New Roman», кегль 12. Междустрочный интервал - одинарный. Заголовки должны быть отделены от предыдущего и последующего текста отбивками (пустыми строками). Разрешается использовать только следующие средства выделения текста: полужирный шрифт, курсив, подчеркнутый шрифт, выделение цветом
2. Если в работе используются фрагменты материалов других авторов, должны быть ссылки на первоисточники. Цитаты в тексте следует заключать в кавычки. Список литературы (если в нём есть необходимость) необходимо разместить в конце документа. Пункты списка нумеруются с 1. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках (пример: [1]). В текст могут быть включены рисунки.
3. На титульном листе пишется:
Название контрольной работы, форма выполнения, ФИО (полностью) слушателя, выполнившего работу, ОУ, должность, квалификационная категория при её наличии.
4. Объем выполняемой работы не должен превышать 5 страниц.
В период работы по III модулю программы «Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников» слушатель выполняет практическое задание: защита проекта «Модель института общественной экспертизы»;
Критерии оценивания:
- В какой степени удалось слушателю (общественному управляющему) соотнести свою деятельность с вопросом оценки качества образования в представленной работе.
- Насколько подробно выполнена работа, раскрытие темы.
- Представленная работа (проект) может стать регулятором для решения вопросов оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
- Соотносится ли представленная работа (проект) с существующими приоритетами государственной политики в сфере образования.
- Направлена ли представленная работа (проект) на формирование нового перспективного тренда в образовательной политике.
- Может ли быть востребована представленная работа (проект) на региональном, муниципальном, школьном уровне.
Форма оценивания: зачет /незачет
Литература
- Как создать управляющий совет школы?/Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007. – 28 с.
- Комитеты и комиссии школьного управляющего совета /Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 28 с.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" //www.mon.gov.ru /dok/ akt/6591/.
- Профессиональный стандарт педагога (проект)/ ГБОУ г. Москвы Центр образования № 109, 2013.- 47с.
- Председатель управляющего совета школы /Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 76 с.
- Программа развития – стратегический документ школы/Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 28 с.
- Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/ред. Пинский А.А. – М., Вердана, 2007, 232 с.
- Сборник основных Законодательных актов. – М., 2009, 110 с.
- Секретарь управляющего совета./Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 20 с
- Управляющий совет: сущность и основные полномочия./Под ред. А.М.Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 48 с.
- Управляющий совет: организация деятельности и этика взаимодействия школьных управляющих. Позиция «дружелюбного критика»/Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 28 с.
- Устав и иные локальные акты образовательного учреждения/Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 60 с.
- Формирование региональной системы нормативного правового регулирования общественного участия в управлении образованиям и публичной отчетности в сфере образования. Сборник нормативных правовых актов и рекомендации по их разработке. Пособие. – М.: Вердана, 2008. – 116 с.
- Частно-государственное партнерство в образовании. Часть 1. АНО «Центр социальных исследований и инноваций», - М., 2009 - 98 с.
- Школа как объект управления /Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 28 с.
- Школьники в управляющем совете /Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Вердана, 2007 – 32 с.
Приложение 1.
ФИО педагога __________________________________________
Задания для самостоятельного изучения
проекта профессионального стандарта педагога
- Ознакомьтесь с проектом профессионального стандарта педагога и выполните предложенные задания.
АНКЕТА по введению
- Назовите характеристики деятельности успешного профессионала, которые в полной мере относятся и к педагогу __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Когда был издан Федеральный закон № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»?
__________________________________________________________________________
- Какие педагогические специальности в перспективе предполагается ввести, как дополнение к уже существующим: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы?____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты. Что, на Ваш взгляд, относится к школьной и региональной компоненте?_________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Выберите 2-3 утверждения, актуальных для Вас. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Почему в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагогов математики и русского языка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные: преодолеть технократический подход в оценке труда педагога; обеспечить координированный рост свободы, ответственности педагога за результаты своего труда и _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В каких случаях может применяться Профессиональный стандарт педагога? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ТЕРМИНОЛОГИЯ СТАНДАРТА
Квалификация педагога – | отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. | |
Профессиональная компетенция – | способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. | |
Профессиональный стандарт педагога- | документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. | |
Внутренний стандарт образовательной организации | документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам. | |
Профессиональная ИКТ-компетентность- | квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. | |
Аудит - | систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований. | |
Внутренний аудит- | аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. | |
Внешний аудит: | аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей. |
- Распределите компетенции, предъявляемые к учителю с позиции вида деятельности – обучение (О), воспитание (В), развитие (Р):
п/п | Содержание профессионального стандарта педагога | ответ |
1 | Иметь высшее образование | |
2 | Владеть ИКТ-компетенциями | |
3 | Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. | |
4 | Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. | |
5 | Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). | |
6 | Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. | |
7 | Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. | |
8 | Демонстрировать знание предмета и программы обучения. | |
9 | Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. | |
10 | Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | |
11 | Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. | |
12 | Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. | |
13 | Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. | |
14 | Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. | |
15 | Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. | |
16 | Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции | |
17 | Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. | |
18 | Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. | |
19 | Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. | |
20 | Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). | |
21 | Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. | |
22 | Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. | |
23 | Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. | |
24 | Умение отслеживать динамику развития ребенка. | |
25 | Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. | |
26 | Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. | |
27 | Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. | |
28 | Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. |
СПАСИБО!
Предварительный просмотр:
Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников – такова тема стажировочной площадки МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Мы педагоги из Прибайкалья в течение пяти дней вплотную работали над ней вместе с коллегами 140-й школы города Перми. МАОУ «СОШ № 140»-автономное образовательное учреждение, как впрочем, и все ОУ г. Перми. Общение на пермской земле было не только очень тёплым, открытым, но и продуктивным. Наши волнения и сомнения сразу же улетучились, поскольку при первой встрече стало понятно - мы единомышленники, нам есть чему поучиться друг у друга, нас волнуют общие проблемы. Так, например: сотрудничество и содружество педагогов, учащихся и их родителей; социальное партнерство в области образования; общественная экспертиза и участие общественности в управлении ОУ. Нормативное регулирование и публичная отчетность на уровне муниципальных общеобразовательных учреждений и др. Слушателями стажировочной площадки были 25 учителей школы № 140 Индустриального района Перми промышленного города, города – миллионника. Большой интерес у наших коллег вызвала модель организации внеурочной деятельности с привлечением социальных партнеров на примере МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Формы и методы общественного экспертирования внеурочной деятельности нашего ОУ. А также технологии образовательного события – как новая форма социального взаимодействия. Практические занятия, например, «Проектирование образовательных событий и их общественная экспертиза». Круглый стол: «событийные форматы образовательной деятельности школьника с привлечением представителей социума: взаимодействие и барьеры», стажёрские пробы.
Вот отрывок из интервью со слушателями - своего рода отзыв о нашей совместной работе: «Как хорошо, что проводятся ТАКИЕ курсы повышения квалификации, как стажёрская площадки коллег из Бурятии! Они расширяют границы познания, подталкивают к постоянному росту и самосовершенствованию. Именно такие курсы для учителей МАОУ «СОШ№ 140»г. Перми были проведены на базе нашей школы во время осенних каникул этого учебного года. Что было очень для нас удобно и полезно пообщаться с коллегами из дальнего региона.
Наиболее актуальные и значимые для вас проблемы: Заинтересовала информация о Байкальском образовательном форуме, хотелось бы поучаствовать в его работе. Мы прослушали содержательные лекции с практической направленностью по ФГОС и его реализации в школе. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС были преподнесены в доступной, интересной форме. Практический опыт МОУ «Турунтаевская районная гимназия» помог понять особенности ФГОС, разобраться в его нюансах.
Пожелания и предложения: В ходе курсов слушатели не только реализовали поставленные перед собой цели, но и сформулировали новые цели своего дальнейшего профессионального роста. В форме круглого стола, слушатели защищали проектные работы. Курсы понравились своим содержанием, новизной, формой работы, позволили получить огромный заряд энергии, по-новому взглянуть на реализацию ФГОС. Спасибо коллегам из Бурятии. Надеемся на продолжение сотрудничества».
Что полезного для себя отметили мы, учителя сельской школы, Турунтаевской районной гимназии? В этой статье нам хочется поделиться своими впечатлениями.
Открывала стажировочную площадку гостеприимная хозяйка – директор МАОУ «СОШ№ 140» - О.М.Березовская, которая представила долгосрочный проект взаимодействия школы, общественности и семьи «Союзники и деловые партнёры» как модель института общественной экспертизы. Ольга Маратовна отметила, что сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:
- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;
- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;
- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;
- противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей. Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду и условия для сотрудничества с родительской общественностью. Это цель проекта «Союзники и деловые партнёры».
Участники проекта: педагогический и родительский коллективы школы № 140, областная общественная организация «Родительский дом», деловые партнёры: Пермская городская Дума; ООО «Квинт»; Фонд «Добрая сила»; Цементная торговая кампания; ОАО «Минеральные удобрения» и др.предприятия Индустриального района г. Перми. Реализация проекта в течение 4-х лет позволила разработать нормативно-правовую базу взаимодействия школы и семьи; создать службу педагогической поддержки семьи. Организовать родительское образование через многолетнее сотрудничество с академией родительского образования. Обучить классных руководителей и родительский актив технологиям взаимодействия. Отработать систему мониторинга процесса взаимодействия. Реализовывать совместные проекты родителей и педагогов. В результате чего родились новые традиции школы, сформировалась мотивация для взаимодействия родителей и учителей через систему ключевых дел детско-взрослого сообщества. Промежуточным итогом работы над проектом «Союзники и деловые партнёры» явилось проведение на базе школы № 140 совместно с областной общественной организацией «Родительский дом» краевой конференции. В настоящее время разрабатывается общественная экспертиза эффективности действия системы, как государственно-общественного управления в повседневной деятельности школы.
Н.В. Мансурова, заместитель директора по ВР рассказала о том, что школа №140 является педагогической лабораторией некоммерческой организации «Негосударственное образовательное учреждение «Академия родительского образования» г.Перми. Осуществляет методическое обеспечение по распространению опыта работы с родителями. На сегодня можно уже говорить о том, что модель общественной экспертизы средней общеобразовательной школы № 140 г. Перми работает в режиме функционирования:
- создана организационно-управленческая структура средней общеобразовательной школы №140;
- отработаны «вертикальные» связи в управлении жизнедеятельностью детско-взрослого сообщества класса и школы;
- в 62% классных коллективах задействованы «горизонтальные» связи, начали работу советы классов;
- как результат можно рассматривать взаимодействие органов ученического самоуправления с общественными объединениями.
- отлажена система организации и проведения школ ученического и родительского активов;
- определены полномочия органов управления через нормативно-правовую базу государственно-общественного управления образовательного учреждения.
На региональном этапе Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления школа № 140 заняла I место;
На областном конкурсе социальных и культурных проектов в номинации «Клуб молодых лидеров» проект «От лидерства в классе – к лидерству в жизни» стал победителем;
На городском конкурсе социально-значимых проектов «Общественные инициативы» в номинации «Образование XXI века» проект «Уроки семейной любви» стал победителем;
На районном конкурсе «Молодежный лидер – путь в профессию» совет старшеклассников занял II место;
На краевом уровне на лучшую постановку работы с семьями школьников «Отличники детства» в номинации «Учимся быть родителями» педагогический коллектив занял 3 место;
На школьном уровне: Создана система дополнительного образования из внутренних ресурсов образовательного учреждения и муниципальной системы дополнительного образования детей. Классные руководители имеют собственные программы воспитательной деятельности. Действуют детские объединения «Союз старшеклассников» и «Светоч», общественная организация родителей «Родительский дом». Проходит ежегодные школьные смотры-конкурсы «Родитель года», «Семья года», «Родительский актив года», «Класс года», «Учитель года».
Для результативного функционирования детско-взрослого сообщества в школе №140 создана нормативно-правовая база: именно эти локальные акты объединяют усилия и разделяют полномочия органов управления в организации воспитательной деятельности в классе и образовательном учреждении. Данный подход способствует тому, что детско-взрослые сообщества становятся важными механизмами воспитания. Увеличилась за два года в 2,5 раза вовлеченность учащихся в управление классом, школой и в 2 раза – активность родителей (через карту активности класса).Но главным результатом реализации модели общественной экспертизы в средней общеобразовательной школе №140 г. Перми стали изменения отношений в воспитательной системе, улучшилось самочувствие «школьного треугольника», появилась уверенность в себе и желание сделать школу одной из лучших в своем районе и городе. Опрос 380 детей, родителей, учителей в октябре 2013 года показал, что «авторитет школы вырос» –45%; «школьная жизнь стала интересней» - 89%; «могу гордиться школой» - 98%. Функционирование модели общественной экспертизы в средней общеобразовательной школе №140 г. Перми положительно влияет на развитие личности ребенка, педагога, родителя. В школе действительно созданы – благодаря модели воспитательной деятельности – условия для становления карьеры ученика, учителя, родителя, а значит – и школы. В детско-взрослом сообществе школы №140 есть и свой девиз, на основании которого строится вся воспитательная деятельность: «Доверие, любовь и красота». Все это способствует тому, что дети родители и учителя вместе идут от карьеры ученика, учителя, родителя к карьере школы № 140- «Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей».
Мы были рады знакомству с Е.В.Бачевой, директором лицензированного НОУ «Академия родительского образования г.Перми и Пермского края», которая затронула живую тему: граница между Добром и Злом проходит через семью. Именно здесь воспитывается Ум и образовывается Сердце. Плохой родитель поучает ребенка, хороший – учится сам. Как сохранить гарантированное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей? Через родительское образование в том числе. Родительское образование – это дополнительное образование взрослых и детей; механизм духовно-нравственного возрождения России. Елена Владимировна говорит: «Учим родителей быть родителями, и у ребенка реализуется право на семью, заботу и любовь родителей; у воспитателей и учителей – появляется надежная форма педагогической поддержки семьи; у чиновников успешно осуществляется ранняя профилактика социально-опасного положения детей; общество освобождается от сиротства и семейного неблагополучия.
И самое главное – для взрослых и детей – это средство стать по-настоящему счастливым».
Карта образовательного пространства академии родительского образования - в 40 из 48 муниципальных городов и районов Пермского края. Курсы повышения квалификации в академии родительского образования разные: очные, очно – заочные, дистанционные.108 часов проводятся для разных категорий слушателей: педагогов, специалистов, работающих по проблемам семьи, материнства, отцовства и детства. Журнал академии родительского образования «Родной дом» в 2012 году был признан лучшим издательским проектом в Приволжском округе по духовно-нравственному воспитанию. Академией разработаны методические пособия для родительского самообразования: словарь семейного счастья; «Разговор в семейном кругу» (1, 2, 3 вып.); Календарь для родителей школьников; «Да любите друг друга!»- письма членов семьи Романовых (к 400-летию дома Романовых); Тетрадь любящих родителей; Любовь в нашем доме; Электронные пособия. Академия родительского образования организует и проводит Краевые конкурсы на лучшую постановку работы с семьей «Отличники детства», «Многодетная семья», «Семья года», «Учимся быть родителями». В течение нескольких лет академия родительского образования представляет свой опыт работы на Всероссийских родительские чтениях. Деловые партнёры академии:
- Министерство образования и науки Пермского края;
- Министерство социального развития Пермского края;
- Служба уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае;
- Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет;
- Пермская краевая детская библиотека им. Л.Кузьмина;
- Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты культуры;
- Департамент образования г. Перми;
- Пермский Дом Учителя;
- Пермский краевой колледж «Оникс».
Особенно нас заинтересовали технологии родительского образования взрослых и детей: уроки семейной любви, портфолио семьи, родовая книга, индивидуальная книга доброты и др. Результативность НОУ «Академия родительского образования»:
- Вовлечение родителей в различные виды деятельности школы.
- Установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания и развития личности ребёнка.
- Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг.
- Участие родителей в управлении образовательным учреждением.
- Соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании детей
- Взаимодействие участников внеурочной деятельности строится на основе принципа делового партнерства, а именно: на доверии, уважении чувства собственного достоинства, взаимопомощи, взаимопонимания, персональной и коллективной ответственности.
Основные выводы стажировочной площадки:
- Идеи заявляемого опыта стажировки построеные на эффективной практике, позволили дать ответы на вопросы: «Как продуктивно организовать внеурочную образовательную деятельность школьников, направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы школы? Как вовлечь гражданские институты в организацию и оценку этой деятельности?»
- Заинтересованность школы в участии гражданской общественности строится на новых преставлениях об образовательных результатах, как ценностей, опыта, реализации потребностей, интересов человека. Технология образовательного события - это одна из технологий открытого образования, где ребенок имеет неограниченные возможности для самореализации. Полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в опыт социальный. На практике реализуется сущность детско-взрослого сообщества.
- Несовершенство системы оценивания внеурочной деятельности школьников со стороны гражданской общественности, а также привлечение к оцениванию деятельности ОУ социума, большинство из которых не являются профессионалами в образовательной сфере и не имеют опыта в управленческой деятельности, привело к необходимости формирования института общественной экспертизы.
- разработаны проекты управленческих решений, обеспечивающие достижение планируемых в ООП образовательной организации метапредметных и личностных образовательных результатов через систему ГОУО в своем учреждении;
- продолжается работа над оценочными листами (критерии, индикаторы, уровни достижения результата) для проведения самооценивания собственных результатов;
- обсуждены и одобрены разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ГОУО в своем учреждении; разработки собственных методических и практических материалов по психолого-педагогическому, методическому сопровождению ГОУО;
- Повышается роль общественного участия в оценке внеурочной деятельности в практике ОУ.
- Развивается потенциал педагогических, управленческих работников ОУ, в том числе общественных управляющих.
Благодаря подготовке к проведению занятий на стажировочной площадке мы не только повысили свой теоретический, профессиональный уровень, что обязательно положительно скажется на качестве нашей работы. Мы по-новому взглянули на опыт своей школы. А ещё почувствовали единение педагогического сообщества разных регионов. Рады, что общение было продуктивным и взаимополезным.
Н.А. Лучинина
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»,
администратор, преподаватель
республиканской стажировочной площадки
Предварительный просмотр:
Расписание занятий
дополнительной профессиональной программы
«_Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников»
наименование программы
с «02» ноября по «03» ноября 2015 г.
Категория слушателей: педагоги, руководители
Аудитория: 30 человек
Дата | Время | Тема занятий | Вид зан. | ФИО Преподавателя, педагога | Кол час. |
02.11 | 09.00-10.30 | Роль ГОУ в организации внеурочной деятельности | семинар | Воробьева И.Н. | 2ч |
10.40-12.10 | Модель организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО | обобщение опыта | Мухина Т.В. | 2ч | |
13.00-14.30 | Формы и методы общественной экспертизы внеурочной деятельности | деловая игра | Мухина Т.В. | 2ч | |
14.40-16.10 | Открытое занятие «Общественный смотр знаний» | Деловая игра | Лучинина Н.А. | 2ч | |
03.11 | 09.00-10.30 | Образовательное событие – инновационная форма организации внеурочной деятельности. Примеры ОС. | мастер - класс | Чиркова Г.Г. | 2ч. |
10.40-12.10 | Проектирование образовательных событий и их общественная экспертиза | мастер-класс | Мухина Т.В. | 2ч | |
13.00-14.30 | Стажерская проба: «Общественная экспертиза внеурочной деятельности» | защита проектов | Воробьева И.Н. Мухина Т.В. | 2ч | |
14.40-16.10 | Заседание УС «Формирование институту общественной экспертизы внеурочной деятельности» | деловая игра | ЛучининаН.А. | 2ч |
Руководитель республиканской стажировочной площадки___________ / _________________
Начальник учебного отдела: _____________/ __________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нужно ли это? (актуальность) В современном обществе никакая профессиональная деятельность не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности
Кому это нужно? (профессиональный заказчик) Кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение образовательного и воспитательного процесса в школе Кто осуществляет методическую поддержку процесса Кто непосредственно осуществляет процесс – НЕОБХОДИМ САМИМ ПЕДАГОГАМ
Зачем это нужно? (цель мониторинга) Чтобы сравнивать, в какой школе процесс внеурочной деятельности организован лучше, а в какой хуже? Чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов? Выяснить, насколько организованный процесс внеурочной деятельности способствует позитивным изменениям в личности ребенка!
Зачем это нужно? (цель мониторинга) Выяснить, насколько организованный процесс внеурочной деятельности способствует позитивным изменениям в личности ребенка! Для обнаружения и решения наиболее острых проблем организации внеурочной деятельности Для анализа, обобщения и распространения позитивного опыта организации внеурочной деятельности
Актуальные вопросы: Почему мы приукрашиваем результаты диагностик? Почему пишем анализ, а получается отчет? Почему, планируя работу, некоторые меняют только титульный лист? Почему циклограмма не гарантирует положительного результата? Почему, чем больше формализуем процесс, тем меньше эффективности?
Внеурочная деятельность школьников понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности
Образовательные результаты внеурочной деятельности Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Необходимое условие – взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Необходимое условие – равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Образовательные результаты внеурочной деятельности
Образовательные результаты внеурочной деятельности Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Необходимое условие – взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать ) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей ), в частности: формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Д.В. Григорьев, В.П. Степанов
Критерии общественной экспертизы ?
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация моделей ГОУ через: Управляющий Совет; Совет отцов; Попечительский совет; Совет выпускников; Экспертный совет ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Общественная экспертиза – это не ужесточение контроля за школой, это механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательного учреждения группой общественных экспертов. Она призвана привлечь родителей и общественность вникать в процессы, проходящие на сегодняшний день в образовательном учреждении.
Отличительные особенности общественной экспертизы в неё входят представители общественности: родители, педагоги-ветераны, социальные партнёры; их полномочия закреплены в положении об общественной экспертизе ; имеют возможность принимать участие во внешкольных мероприятиях, способствуют различным педагогическим инициативам; общественные эксперты уполномочены принимать рекомендательные решения, касающиеся внеурочной деятельности гимназии; Часть полномочий образовательной организации делегирована общественным экспертам (общественной экспертизе), представляющим интересы определенных групп общественности: контроль, оценка результата деятельности
Общественное участие в управлении образованием формирование и предъявление гражданского заказа учредителем ОУ; согласование стратегии его реализации; организация всесторонней поддержки на Управляющем совете; анализ и оценка реализации заказа на практике через общественную экспертизу
Цели и задачи оЭ : комплексная оценка тех сторон деятельности ОУ, которые не нормируются государственными стандартами; поддержка инновационной деятельности учреждения; укрепление общественного престижа, повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, обеспечение общественной поддержки образовательного учреждения; согласование интересов школы и местного социума, привлечение социальных партнеров; предоставление дополнительной возможности родителям объективно оценить внеурочную деятельность образовательного учреждения. обеспечение учащихся дополнительной гарантией права на качественную внеурочную деятельность; возможность получения внешнего признания достижений; зашита от возможной необъективной оценки со стороны образовательного учреждения
Функции общественной экспертизы в системе государственно-общественного управления: создание системы независимой экспертизы образовательных проектов; обеспечение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием; организация мониторинга образовательных потребностей населения; организация общественного обсуждения проблем образования; реализация общественной аттестации образовательных учреждений; включение родителей и других представителей местного социума в процедуры оценки образовательных результатов
Сущность образовательного события: специальные условия для детского действия; в результате которого ребенком создается определенный продукт; усиление этого действия через рефлексию;
Основной принцип образовательного события «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению »; Цель: создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную
Задачи образовательного события реализация детской инициативы, расширение предметного содержания; создание условий для презентации продуктов проектной и творческой деятельности учащихся ; осмысление совместно выстроенного события; мотивация на учебную деятельность;
Организация образовательного события. Особенности: Поставленная задача не только практико-ориентированная, но и креативная ; не только продукт, но и его презентация Конкурсный режим (он обязателен); открытые критерии оценивания; позиционная экспертиза (с позиций ребенка, родителя, педагога…) смешанные группы участников –(разные классы, разные возрасты); рейтинг – и групповой, и индивидуальный; по всем способам деятельности - тьюторское сопровождение; завершением события оно не заканчивается, а продолжается – рефлексией, организацией общения участников; встраивание в дальнейшие образовательные программы;
«Мерило» «событийности»: Важно: если это действительно образовательное событие, то формально оно закончилось, а в голове остается очень долго. Важно: если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы («разрывы идентичности»), то это «мероприятие» можно назвать образовательным событием. Важно : нельзя повторить событие (если какое-то событие было как событие – его повторить нельзя), но можно повторить переживание».
Наш вывод: образовательное событие это- одна из технологий открытого образования и развивающего обучения; форма совместной познавательной творческой деятельности; Комплекс коллективных, креативных , продуктивных действий; импульс к развитию внеурочной деятельности на новом уровне;
Предварительный просмотр:
Современные формы организации внеурочной деятельности
(из опыта работы МОУ «Турунтаевская районная гимназия»)
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Внеурочная деятельность-это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка.
В рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности- умение формировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Цель и принципы внеурочной деятельности
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципы организации внеурочной деятельности
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности:
- запросы родителей, законных представителей
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
- Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Проектно- исследовательская деятельность
Направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
- Внеурочная деятельность по ФГОС МОУ «ТРГ»
1-4кл: предметы дополнительного образования
- Шахматы
- Развивающий час
- Логика
- Риторика
- Информатика
- Хочу всё знать
- Деятельность по апробации, внедрению и развитию
инновационной программы внеурочной деятельности «Кадетский класс»: хор, танцы, гитара ,основы воен. дела; история кадетских корпусов, спортчас
- оптимизационная модель внеурочной деятельности 5-8 кл (на основе оптимизации внутренних ресурсов МОУ «Турунтаевская районная гимназия»: турклуб, ИЗО студия; спортивные игры;
школа полного дня 1-е классы ( ГПД ) деятельность воспитателей ГПД в рамках школы полного дня;
летний пришкольный лагерь, палаточный лагерь «Сталкер»
- Внеурочная деятельность (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей: сетевое сотрудничество с ДЮСШ,ДДТ,ДШИ, МКДЦ, районной библиотекой (педагоги ДОУ ) –дзюдо, л\а, футбол; хореография, квиллинг ,моделирование, вокал, эрудит
- Классная рефлексия:Деятельность классных руководителей по ВР:
Диспуты, поездки, экскурсии, походы,образовательные события; эколого-биол. проект ст. классов «Чистый путь к Байкалу»
Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут быть использованы различные виды деятельности.
Например, социальное направление может быть реализовано через такие виды внеурочной деятельности, как социально- значимая волонтёрская деятельность и трудовая деятельность.
Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и через туристско-краеведческую деятельность.
Игровая, познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение реализуются во всех направлениях.
Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты, дискуссии.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Рассмотрим такую форму работы, как
1. «Партнерство семьи и школы.»
Воспитание личности через «ситуацию успеха»
Что это такое?
Успех закрепляется через:
- Благодарность в дневнике;
- Благодарность на особом бланке гимназии; в Уголке Переписки;
- Через « Галерею лучших» в классе;
- Через школьный стенд « Самый, самый»;
- Через школьную газету « ГимнИнфо», районную газету « Прибайкалец»;
2.Через уроки семейной любви
3.Через поисковую исследовательскую деятельность
4.Совместную организацию внеклассных мероприятий
5. День открытых дверей
6.Общественная экспертиза через образовательное событие.
Актуальна социальная практика – ряд занятий проходят на базе предприятий.
- урок химии – в лаборатории СЭС
- час суда (ролевые игры)
- Создание проекта «Дети и дорога»
(принимают участие инспектора ГИБДД)
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения,
-дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- классное руководство
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)
Вывод:
В процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмов повышения качества образования.