Методическая копилка
Здесь размещены методические материалы, технологические карты некоторых уроков и другие полезные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии на уроках математики | 66.04 КБ |
методический семинар "Лаборатория современного учителя" | 1.64 МБ |
мастер - класс "Считаем быстро и правильно" | 781.98 КБ |
Примеры технологических карт к урокам математики | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые педагогические технологии на уроках математики
(из опыта работы)
Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании..
Результаты моей работы достигаются не только за счет владения теорией и методикой преподаваемых предметов, но и за счет творческого использования арсенала педагогических средств, моделирования учебных ситуаций. Далее я попытаюсь раскрыть цели, содержание и результаты применения данных технологий в своей работе, а также привести примеры их использования в своих уроках.
Педагогическая технология | Цель использования технологии | Ожидаемые результаты | Полученные результаты |
Игровые технологии | Повышение эффективности учебного процесса | Вовлечение в процесс познания | Повышение мотивации обучения |
Технология разноуровнего подхода | Реализация индивидуальных особенностей субъектов учения | Усвоение программного материала, продвижение в развитии | Повышение мотивации обучения |
Технология проектного обучения и исследовательской деятельности | Формирование гуманной, всесторонне развитой личности учащегося через самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников | Использование приобретенных знаний и коммуникативных умений и для решения познавательных и практических задач | Активная творческая личность, способная к самостоятельным, активным действиям |
Здоровье- сберегающие технологии | Формирование культуры здорового образа жизни | Овладение системой знаний о здоровье, культуре здорового образа жизни, культуре общения и самовоспитания личности | Сформированная модель жизнедея-тельности, связанная с представлениями о ценности здоровья, средствах, формах и способах его сбережения |
Информационно – коммуникационные технологии | Активизация деятельности; реализация индивидуального и личностно – ориентированного подхода | Интенсивное и эффективное вовлечение в процесс самопознания | Сформированная информационная компетентность учащихся |
Технология развития критического мышления | Мотивация к учению. Формирование | Развитие интеллектуального мышления. Расширение знаний | Умение принимать взвешенные решение, анализировать, рассматривать различные стороны решения |
Игровые технологии – одни из ведущих технологий личностно-ориентированного образования с ярко выраженной коммуникативной направленностью. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Приведу примеры нескольких деловых игр из моей педагогической копилки.
Игра “Поле чудес”.
Беру понравившееся высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбираю столько же задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы. Готовлю карточки желательно с дифференцированными заданиями, которые выдаются каждому ученику. На доске заранее должны быть записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые будут соответствовать этим буквам. Ниже должны быть записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании), соответствующие номерам карточек. Ученик, выполнивший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ. Например, карточка №5, буква А. Учитель под числом 5 ставит букву А. Если у ученика получилась другая буква, значит он решил неверно, и у него есть время перерешать задачу, пока другие ребята еще решают свои задания. Те учащиеся, которые быстро справляются с заданием, получают следующую карточку. За правильно решенные 1-3 задания (на усмотрение учителя) ученик может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь больше, чем число учеников в классе.
В приложении 6 представлен фрагмент урока геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора» с использованием данной игры.
Игра – аукцион «Тела вращения» ( использую на уроках обобщения и систематизации знаний)
Учащимся предлагается ЛОТ - модель тела вращения. За отведенное время ребята приводят как можно больше сведений о данном лоте. Побеждает тот, кто отвечает последним. При ответе ученик должен дать формулировки определений или теорем, которыми воспользовался. Самый активный участник торгов, набравший определенное количество ставок , также получает оценку.
На зачетных уроках и на внеклассных мероприятиях часто использую элементы деловых игр «Слабое звено», «Своя игра» и др.
Технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения.
Основная задача педагога, на мой взгляд, создать условия, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чу вствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. В своей деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера, провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия, даю задания по желанию или на выбор. При планировании домашнего задания использую принцип «мини - макса». Основная минимальная часть домашней работы обязательна для всех. Остальные задания на дополнительную оценку по своим возможностям.
Диагностики помогаю мне определить критерии дифференциации. Так, для диагностики обученности использую работы проверочного характера, а также анализирую результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях . На основе результатов диагностики распределяю детей по группам (уровням). Задания помещаются на доску под цветным индикатором.( обычно это флажки трех цветов). В начале урока оговариваю, кто сегодня в каких группах работает ( под каким флажком). К каждой группе прикрепляю консультанта из числа сильных учеников, реализуя программу «Равный обучает равного». Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Среди новых технологий я бы выделила метод проектов.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Эта технология позволяет развивать исследовательские навыки и критическое мышление школьника. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
В своей педагогической деятельности использую как мини-проекты для учащихся средних классов, так и проекты – исследования у старшеклассников.
Из моей педагогической копилки.
1. Проект «Равные фигуры и равные площади».
Пятиклассникам предлагалось сконструировать цветной коврик из 10 равных треугольников и 10 прямоугольников. Рассчитать площадь получившегося изделия, сделать выводы. Проекты ребят были представлены на школьной выставке.
2. Проект «Ремонт школы» в 5 классе ( тема урока: «Площадь прямоугольника»). Ребятам предлагалось составить оптимальную смету расходов на улучшение эстетичного вида полов в столовой, кабинете директора, актовом зале и коридорах гимназии. Свои «бизнес – планы» участники проекта представляли на родительском собрании.
3. Проект «Построй фигуру» в 7 классе по теме «Координатная плоскость» - творческая реализация каждого ребенка. Ребята с удовольствием обмениваются своими проектами не только внутри класса, но и на параллели .(приложение 7)
4. Проект «Решение одного квадратного уравнения» в 8 классе позволил сформировать у учащихся все виды УУД.
5. Реализация учебного проекта «Симметрия в пространстве» в 10 классе помогает учащимся увидеть прекрасное в окружающем нас мире, знакомит с архитектурными и природными памятниками родины.
6. Проект «Показательная и логарифмическая функции в задачах по биологии и химии» в 11 классе и проект «Применение производной» в 10 классе устанавливают метапредметные связи с прикладными науками.
Выбранные для реализации образовательной программы УМК уже содержат по определенным темам блок уроков – исследований. В 5-6 классах на уроках математики учащиеся выполняют совсем небольшие исследования, которые занимают только некоторую часть урока. Дети учатся замечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их на практике. Для организации такого рода деятельности удобна групповая работа. Наиболее ярко они представлены в программе 10 – 11 класса. Например, «Исследование функций», «Преобразование графиков», «Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке» и другие.
Работа в данном направлении показала, что в проектной работе много плюсов, так как она дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению, углублению знаний, а также развитию творческого потенциала учащихся. Примером могут служить публикации творческих работ школьников в газетах, а также неоднократное их участие во Всероссийских, Республиканских, районных исследовательских и творческих работ учащихся» и конкурсах различных уровней. Кроме того, во внеурочной деятельности у нас в классе реализовано много проектов, в том числе и социальных.
Здоровьесберегающие технологии.
Стараюсь исключать из урока факторы, приводящие к нарушению физического и психического здоровья детей. Поэтому применяю в своей работе различные валеологические приемы, используя опыт профессора валеологии Дубровского С.С., заведующего кафедрой валеологии ТГУ Симонова С.Н., на уроке у ребенка присутствует ситуация УСПЕХА, в атмосфере доброжелательности и психологического комфорта. Методы, приемы и формы, которые использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья - это:
1. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
2.Проведение на уроках разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений на поддержание высокого уровня работоспособности
3.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. 4.Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
5. Разнообразие видов деятельности на уроке.
Использование информационно-коммуникационных технологий на основе компетентностного подхода является необходимостью, вызванной временем. Это позволяет оптимизировать процесс обучения, увеличить темп урока, повысить интерес к изучению математики, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, сформировать надпредметные знания и умения. Использование ИКТ технологий вызывает не только интерес к предмету, но и воспитывает речевую культуру, приобщает к эстетическому восприятию мира, расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся.
Кабинет математики, которым я заведую, оснащен необходимой компьютерной техникой: интерактивной доской, проектором, компьютером с выходом и интернет, принтером. Все это позволяет делать уроки интересными, живыми, запоминающимися.
В своей практике широко использую электронные учебники и интерактивные тесты, создала библиотеку мультимедийных презентаций к серии уроков во всех классах. Для отслеживания результатов обучения и воспитания с использованием электронных таблиц Microsoft Excel составляю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы, графики. Разработка дидактических материалов с использованием современных информационных технологий помогает решить педагогические задачи, представить результаты своих исследований.
Хорошим помощником на уроке является интерактивная доска. Ее различные возможности: перемещать объекты, работать с цветом, создавать ссылки с одного файла на другой, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб – ресурсов – позволяют по - разному классифицировать материал, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах.
Фрагменты уроков с использованием интерактивной доски
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, помогают мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологические карты к урокам математики
Урок рефлексии | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к коррекционной деятельности | Настрой на работу | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация и пробные учебные действия | Обсуждают затруднения по данной теме. Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий. Выполняют самопроверку. | Организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися. Активизирует познавательные процессы. Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»). Организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3.Локализация учебных затруднений | -Уточняют алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднение. Выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки, — причину затруднений. -Учащиеся, которые не выявили ошибок, выполняют пошаговую проверку своих решений. Если при проверке обнаружены ошибки, то присоединяются к первой группе, если нет – выполняют дополнительные задания творческого уровня. | Консультирует. Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений | Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ и средства коррекции. | Помогает в планировании последующей коррекции | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5.Реализация построенного проекта | -Исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств. Соотносят свои результаты с эталоном. - В случае затруднения – исправляют ошибки с помощью предложенного эталона для самопроверки. Выбирают или придумывают задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Решают эти задания. Учащиеся, не допустившие ошибок в С/р решают задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | Контролирует деятельность учащихся. | Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
6.Обобщение затруднений во внешней речи | Проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | Организует обсуждение типовых затруднений. | Регулятивные: определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки. Проводят самопроверку, фиксируют свои результаты. Учащиеся, выполняющие творческие задания, осуществляют самопроверку по предложенному образцу. | Консультирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении, создает ситуацию успеха. | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий Познавательные: формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность |
8.Включение в систему знаний и повторения | Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой. Выполняют задания на подготовку следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. | Контролирует, проверяет правильность решения, помогает в оформлении. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно. Познавательные: оценка процесса результата деятельности. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Уточняют алгоритм исправления ошибок, называют способы действий, вызвавших затруднения, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность, намечают цели последующей деятельности. В соответствие с результатами деятельности согласовывают дом задание. | Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. Предлагает дом задание по результатам деятельности учащихся. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
Урок «открытия» нового знания | |||
Этапы урока | Деятельность, учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности(«могу»). | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия(«надо» — «хочу» — «могу»); попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; выбрали способ построения нового знания (как?) — методуточнения (если новый способ действий можно сконструироватьиз ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); выбрали средства для построения нового знания(с помощью чего? — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,способы записи и т.д. | Консультирует, проверяет согласовывает, уточняет тему урока | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные :планирование учебной деятельности |
5.Этап реализации построенного проекта. | на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д | Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах) | Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познават-е: Логические |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку по эталону Выявить причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления | Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы |
8.Этап включения в систему знаний и повторения; | Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; | Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
9. Рефлексия учебной деятельности. ——————— | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Уроки общеметодологической направленности | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Настрой на работу. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия | Обсуждают что им уже известно по данной теме | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; | Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык | Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения; | Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5.этап реализации построенного проекта | |||
6.этап обобщения затруднений во внешней речи; | |||
7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку по эталону Выявить причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления | Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы |