Внеурочная деятельность
Данная страница содержит программы по внеурочной деятельности 1-4 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Кукольный театр»
(название)
Учителя Брюховец Оксаны Васильевны
Срок реализации 1 год
г. Покачи
2018 г.
Пояснительная записка.
Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Данная программа направлена:
- на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального искусства;
- на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели (создания спектакля);
- на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
Цель программы: Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребенка в современном обществе.
В соответствии с целью, поставленной данной программой, выделяется ряд задач познавательного, развивающего и воспитательного характера:
Обучающие:
* Познакомить обучающихся с историей кукольного театра.
* Приобщить к лучшим образцам детской литературы через постановки сценок и спектаклей кукольного театра.
Воспитательные:
* Содействовать реализации навыков общения детей со сверстниками в процессе совместной театрализованной деятельности.
* Изучать с детьми правила поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников.
Развивающие:
* Способствовать развитию литературного и творческого воображения ребенка.
* Развивать творческие способности детей.
* Содействовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков, умения работать в команде.
Актуальность программы.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ и для детей инвалидов
Дети с ОВЗ и дети инвалиды испытывают трудности в общении, Одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодеятельный кукольный театр, вернее, театрализация известных детских сказок. Участие детей в самых примитивных драматизациях с использованием кукол помогает детям осваивать с помощью игры социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам, развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Театрализованная деятельность, способствует коррекции и развитию эмоциональной сферы, развитию коммуникаций формирует навыки социального поведения. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся получать удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать) ,так и с изображением главных героев (драматизация, обыгрывание на фланелеграфе, в настольном театре, использование театра теней, пальчикового и кукольного театра). В импровизированном кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Внеурочная программа «Кукольный театр» направлена на формирование познавательного интереса и творческих способностей ребенка с ОВЗ.
Формы работы:
1. Групповые (подгрупповые) занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время проведения занятия 15 – 20 минут (учитывается возраст детей). На
занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.
Направленность программы:
Содержание программы направлено на художественно – эстетическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основная цель рабочей программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Усвоение ребенком возможной связи литературных произведений и рисования.
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие фантазии и воображения.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Основные методы и приемы:
- игра;
- метод игровой импровизации;
- упражнения на расслабление и напряжение мышц;
- метод действенного анализа (этюдная методика);
- инсценировки;
- драматизация;
- рассказ;
- чтение воспитателя;
- беседы;
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Примерное оборудование для формирования театрализованной деятельности у детей с ОВЗ:
- режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, костюмов, на рукавичках и др.;
- различные виды театров: настольный, фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Сказкотерапия в театрализованной деятельности.
При организации театрализованной деятельности можно использовать различные элементы средств арттерапии, сказкотерапии.
Сказкотерапия в последнее время стала одной из новых технологий психолого-педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей.
Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.
Структура проведения занятий:
Часть 1. Вводная
Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- Сказкотерапия, с элементами импровизации.
- Разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников).
- Инсценировки и обыгрывание сказок.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия - получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности (рисование, аппликации, лепка) - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала. Организуются выставки детских работ.
Средства реализации:
Во время занятий используются:
- Пальчиковые игры;
- Демонстрация сказки (кукольный театр, настольный и др.)
- Творческая деятельность;
Ожидаемые результаты освоения программы.
-формирование знаний о многообразии театрального искусства, позитивного отношения к творческой деятельности;
- знание способов вождения кукол разных видов;
- умение выражать себя в доступных видах творчества, игре и умение использовать накопленные знания;
- повышение общественной активности детей, развитие литературного и творческого воображения;
- освоение правил поведения во время игрового и творческого процесса, умение выступать перед публикой, зрителями;
- развитие речи детей;
- коррекция эмоциональных нарушений;
- умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде.
Ребенок должен знать и уметь:
- Сценой в кукольном театре, является ширма.
-Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
-Правила поведения в театре.
-Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
-Правильно одевать на руку куклу.
-Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.
-Делать простые выкройки кукол. Сшивать детали.
-Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.
- -Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы, Вводимые понятия | Кол-во | Срок проведения |
1 | Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». Рассказ с элементами беседы. | Театральная мастерская. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Формирование правильного поведения в театре. | 1 | |
2-3 | Массовые игры. «Эти разные игры» | Развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. | 2 | |
4-6 | Знакомство с литературой | Развитие слуховой памяти, произвольного внимания, воображения. | 3 | |
7-10 | Выбор для спектакля пьесы.. Просмотр художественных мультфильмов. | Выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Развитие воображения. | 4 | |
11-12 | Сюжетно-ролевая игра. Игра-озвучка фрагмента фильма. Дуэтные диалоги. | Диагностика творческих способностей воспитанников | 2 | |
13-14 | Распределение ролей. | Развитие творческих способности, развитие умений пользоваться интонацией. | 2 | |
15-18 | Отработка чтения каждой роли. | Формирование умений вживаться в свою роль, пользоваться интонацией передавать настроение, чувства, персонажа | 4 | |
19-20 | Отработка чтения каждой роли. | Совершенствование памяти, внимания, воображения. | 2 | |
21-23 | Презентация «Мастерская кукол». Способы изготовления перчаточных кукол, декорации. | Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления перчаточных кукол. | 3 | |
24-27 | Показ настольного кукольного театра «Репка» | Побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки. | 4 | |
28-29 | Творческая деятельность. Лепка «Посадил дед репку» | Развитие творческого мышления и воображения. | 2 | |
30 | Конкурс скороговорок | Развитие речи у детей | 1 | |
31 | Правила поведения в театре. | Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления перчаточных кукол. | 1 | |
32 | Развитие речевых навыков. Конкурс -экспромт на лучшего чтеца | Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления перчаточных кукол. | 1 | |
33-34 | Декорации для кукольного спектакля. | Первоначальный опыт художественного творчества, учимся быть декораторами | 2 | |
35-36 | Обучение работе над ширмой, за ширмой | Развивать воображение и фантазию. Знакомство с ширмой и способами работы за ширмой. | 2 | |
37-38 | Обыгрывание сказки «Заячья избушка» | Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). | 2 | |
39 | Музыкальное оформление спектакля | Первоначальный опыт музыкального творчества, учимся быть звукооператором. | 1 | |
40-41 | «Русские народные потешки» | Совершенствовать импровизационные способности детей. Активизировать речь, развивать их память, внимание. | 2 | |
42 | Знакомство с пьесей. | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | 1 | |
42 | Распределение ролей. | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | 1 | |
43-46 | Заучивание текста наизусть | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | 4 | |
47-50 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | 4 | |
51-59 | Репетиция пьесы. | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | 9 | |
60-62 | Показ пьесы ученикам 1-2 классов, 3-4 классов, | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | 3 | |
63 | Показ пьесы на открытом мероприятии | Развитие наблюдательности. Совершенствовать умение детей создавать образы | 1 | |
64-65 | Ремонт кукол и декораций | Развитие трудолюбия, бережного отношения к труду | 2 | |
66 | Итог занятий. Итоговое занятие «Моя любимая кукла». | Беседа. Игра. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа адаптированной внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Зоология в рисунках»
Учителя Брюховец Оксаны Васильевны
Срок реализации 1 год
г. Покачи
2017г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Адаптировать ребёнка - это значит приспособить его к развитию, позволяющее в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса окружающий мир в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к окружающему миру, к живой и неживой природе; развитие приёмов умственной деятельности.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и формального заучивания. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, видят.
Обучающиеся с задержкой психического развития (далее ЗПР) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].
Категория учащихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность, задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.
Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны: низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития. Коррекционное обучение, направленное на оптимизацию мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей (Лубовский, 1979).
Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых (Усанова, 2006).
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев сформированности компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации (Усанова, 2006)
Особые образовательные потребности учащихся с ЗПР
Для учащихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
∙ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
∙ организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
∙ учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для учащихся с ЗПР;
∙ постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и динамики психофизического развития;
∙ постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
∙ постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
∙ специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
∙ постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
∙ развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет общие со здоровыми детьми потребности, главная из которых – необходимость в любви и стимулирующей развитие обстановке.При реализации адаптированной внеурочной программы, большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и самоутверждению детей.
Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с миром животных и растений, способствуют формированию эмпатии у детей, и мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы. Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.
Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества.
Актуальность внеурочной общеобразовательной программы
«Зоология в рисунках» обусловлена изучением видового состава животного мира и закрепление пройденного материала в виде творческой работы изучаемого объекта, что позволяет учащимся эффективнее и эмоциональнее запоминать материал. Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень приспосабливания, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она направлена на привитие основ экологической культуры ребенка через эстетическое восприятие и изображения животного мира. Занятия проходят с использованием информационно - компьютерных технологий. Дети знакомятся с разнообразием животного мира, основами экологической культуры. Формируют представление о ценности жизни живых организмов, экологически целесообразного поведения человека, развивают творческий потенциал и воображение при помощи изобразительного искусства. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Наблюдение за животными и их изучение вызывает у учащегося созидательные и эстетические чувства, бережное отношения к природе, формирование экологической культуры.
Внеурочная общеобразовательная программа «Зоология в рисунках» естественнонаучной направленности. Она интегрирует в себе теорию эколого-натуралистического направления и нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве. Рисование - первый вид творческой деятельности ребенка. Рисуя, они учатся видеть, понимать окружающий мир. Рисование приучает анализировать формы, развивает зрительную память, пространственное мышление, свободу для самовыражения, развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Радость от творчества становится намного доступнее, когда они учатся рисовать с помощью различных приемов и методов, которые разрешают трудности в рисовании. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным, познавательным и занимательным, облегчает преодоление трудностей при усвоении нового материала. В программе использованы такие нетрадиционные техники рисования как: монотипия, рисование пальчиками, точечное рисование, рисование свечой, рисование набрызгом, методом отпечатка и др.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья так же происходит через различные мероприятия, проводимые на станции юных натуралистов, конкурсах, выставках. Знания и умения, полученные на занятиях, учащиеся реализуют в викторинах, олимпиадах. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, даст положительные результаты.
Формы организации образовательного процесса – групповые. При организации занятий используются следующие методы:
методы стимулирования познавательного интереса – викторины, конкурсы;
-методы формирования эстетического отношения к природе;
- словесные методы: рассказ, устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста;
- наглядные методы: демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.;
- практические методы: упражнение, практическая работа, самостоятельная работа.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий – количество часов в неделю: 1 час; в год 34 академических часов (один академический час – 40 минут) .
Процесс обучения предусматривает проведение различных типов занятий: комбинированного, теоретического, практического.
Виды занятий: беседа, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, наблюдение, практическое занятие, презентация, экскурсия и др.
Цель и задачи программы
Цель: формирование основ экологической культуры, развитие творческого потенциала, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Задачи:
- расширить знания о многообразии животных родного края;
- сформировать систему эколого-биологических знаний;
- сформировать представление о ценности любой формы жизни;
- сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека;
- развить индивидуальные способности детей, творческий потенциал и воображение;
- развить слуховое восприятие посредством речевого акцента;
- воспитать нравственные качества, такие как сопереживание, любовь, бережное отношение.
Формы проведения занятий
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя дискуссии, беседы, рассказы.
Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний (творческие задания в виде рисунков в исполнении нетрадиционных техник рисования, карточки по выбору, работа в группах, тестовые задания, викторины), коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер-классы, экскурсии.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Теория: Ознакомление с содержанием программы «Зоология в рисунках». Тестирование. Инструктаж по технике безопасности. Вводный инструктаж.
Практика: Экскурсия № 1: «Знакомство с животными мини-зоопарка».
Раздел 2. Позвоночные. Рыбы
Теория: Первые наскальные изображения животных. Самые первые рыбы. Внешнее строение рыб. Форма тела как приспособление к водной среде обитания.
Отличие хрящевых рыб от костных. Боковая линия и ее предназначение. Самые зубастые хрящевые рыбы – акулы.
Домашние питомцы - обитатели аквариумов.
Практика:«Рисуем пальчиками и ладошками".
Экскурсия № 2: «Обитатели подводного мира».
Тематический контроль: викторина, выставка творческих работ.
Раздел 3. Земноводные
Теория: Вымершие представители амфибий. 3 современных отряда земноводных. Безногие амфибии. Приспособление организма к внешним условиям среды обитания. Чем они отличаются от змей? Представители фауны ХМАО.
Хвостатые амфибии. Внешнее строение. Обитатели нашей территории. Бесхвостые земноводные. Внешнее строение и отличительные черты. Сходство и отличие земноводных от рыб. Жизнь на суше и в воде.
Практика: Рисование свечой. Монотипия. Рисование «набрызгом». Экскурсия № 3: «Очаровательные амфибии».
Тематический контроль: индивидуальные карточки, выставка творческих работ.
Раздел 4. Пресмыкающиеся
Теория: Почему эти животные названы пресмыкающимися? Самые первые представители. Особенности строения, позволившие им полностью перейти к наземному образу жизни. Значение чешуйчатых пресмыкающихся в природе и жизни человека. Представители нашего округа. Самые медленные рептилии. Крокодилы и другие представители данного отряда.
Практика: Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Экскурсия № 4: «Путешествие к пресмыкающимся».
Тематический контроль: работа в группах, выставка творческих работ.
Раздел 5. Птицы
Теория: Самые древние птицы. Происхождение птиц от пресмыкающихся. Что позволило птицам освоить полет? Основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих. Почему пингвины не летают? Строение пера. Страусообразные. Дневные хищники. Совы. Обитатели нашей местности. Куриные. Воробьиные – самый многочисленный отряд.
Практика: Техника рисования «монотипия», аппликация с дорисовыванием, рисование при помощи овалов и дополнительных линий, рисуем пальчиками и ладошками, метод отпечатка.
Экскурсия № 5.
Тематический контроль: игра-путешествие «А я хочу как птица…», выставка творческих работ.
Промежуточный контроль: тестовые задания.
Раздел 6. Млекопитающие
Теория: Внешний облик и различия. Яйцекладущие, или первозвери – в чем их особенность? Для чего сумчатым сумка? Яйцекладущие, сумчатые, насекомоядные – очень древние и наиболее примитивные млекопитающие. В 10 раз лучше человека слышат только рукокрылые. В чем секрет?
Сходство и отличие грызунов и зайцеобразных? Значение грызунов в жизни человека. Обитатели нашей местности.
Китообразные – самые крупные млекопитающие. Цедильный аппарат. Почему ластоногих называют полуводными?
Хищные. Животные нашей местности. Животные красной книги. Хоботные.
Парнокопытные – самые одомашненные животные. Почему их называю жвачными? Непарнокопытные. Почему млекопитающие считаются наиболее высокоорганизованными? Какие животные обитают в нашей местности, их значение?
Приматы. Почему человека относят к данному отряду? Приспособление обезьян к жизни на деревьях. Сходство и различие приматов с другими млекопитающими.
Практика: Рисование свечой. Рисование «набрызгом». Рисование мятой бумагой. Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Монотипия. Рисование мелом. Аппликация с дорисовыванием.
Экскурсия № 6: «Самые развитые существа планеты».
Промежуточный контроль: индивидуальные карточки, выставка творческих работ.
Итоговый контроль: работа в группах.
Раздел 7. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Рисунок на свободную тему при помощи техники
«Ниткография». Выставка творческих работ «Братья наши меньшие». Театр экспромт: «Мы пришли в зоопарк».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Личностные результаты:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к объектам живой природы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение-2 ч | |||
1 | Ознакомление с содержанием программы «Зоология в рисунках». Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Экскурсия № 1 | 1 | |
Рыбы-5 ч | |||
3 | Первые наскальные изображения животных. Самые первые рыбы. | 1 | |
4 | Внешнее строение рыб | 1 | |
5 | Самые зубастые хрящевые рыбы – акулы. | 1 | |
6 | Домашние питомцы - обитатели аквариумов. | 1 | |
7 | «Рисуем пальчиками и ладошками». Рисуем методом «отпечатка». Изучаем технику «Точечное рисование». | 1 | |
Земноводные-6 ч | |||
8 | Кто такие земноводные? Внешнее строение. | 1 | |
9 | Вымершие представители амфибий. | 1 | |
10 | Приспособление организма к внешним условиям среды обитания. Чем они отличаются от змей? | 1 | |
11 | Представители фауны ХМАО. | 1 | |
12 | Сходство и отличие земноводных от рыб. Жизнь на суше и в воде. | 1 | |
13 | Рисование «набрызгом». | 1 | |
Пресмыкающиеся-6 ч | |||
14 | Почему эти животные названы пресмыкающимися? | 1 | |
15 | Самые первые представители. Особенности строения, позволившие им полностью перейти к наземному образу жизни. | 1 | |
16 | Значение чешуйчатых пресмыкающихся в природе и жизни человека. Представители нашего округа. | 1 | |
17 | Самые медленные рептилии. Крокодилы и другие представители данного отряда. | 1 | |
18 | Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. | 1 | |
19 | Экскурсия № 2 | 1 | |
Птицы-4ч | |||
20 | Самые древние птицы. Происхождение птиц от пресмыкающихся | 1 | |
21 | Что позволило птицам освоить полет? Основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих | 1 | |
22 | Обитатели нашей местности. | 1 | |
23 | Техника рисования «монотипия», аппликация с дорисовыванием, рисование при помощи овалов и дополнительных линий, рисуем пальчиками и ладошками, метод отпечатка. | 1 | |
Млекопитающие-6ч | |||
24 | Внешний облик и различия. Яйцекладущие, или первозвери – в чем их особенность? | 1 | |
25 | Китообразные – самые крупные млекопитающие. | 1 | |
26 | Хищные. Животные нашей местности. | 1 | |
27 | Животные красной книги. | 1 | |
28 | Парнокопытные – самые одомашненные животные. | 1 | |
29 | Рисование «набрызгом». Рисование мятой бумагой. Рисование при помощи овалов и дополнительных линий. Монотипия. Рисование мелом. Аппликация с дорисовыванием | 1 | |
Заключительное занятие | 5 | ||
30 | Подведение итогов за год.Тест. | 1 | |
31 | Экскурсия № 3 | 1 | |
32 | Театр экспромт: «Мы пришли в зоопарк». | 1 | |
33 | Рисование рисунков на тему "Братья наши меньшие" | 1 | |
34 | Выставка творческих работ «Братья наши меньшие».Обсуждение. | 1 |
Методические материалы
Дидактическое обеспечение: слайд-презентации, аудио- и видеозаписи, иллюстрации животных, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и вопросами – суждения, образцы рисунков), зоологическое лото, общеразвивающие настольные игры, информационные буклеты и т.д.
Список литературы
- Биология. Животные. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений
/ В. В.Латюшин, В. А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2012. – 302, [2] с. : ил.
- Воробьева, Л.В. Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» для 1 класса начального общего образования. Л.В. Воробьева.
- Зотов, В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально– ценностного отношения к природе [Текст]: дис. … канд. пед. Наук/ В.В. Зотов.
– Москва, 1998. – 147 с.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Авторская программа. Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
- Поморцева, Т.А. Авторская образовательная программа для младших школьников «Мы живем в Кузбассе». Т.А. Поморцева.
- Программы дипломантов III Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования: В 2ч. Ч.1. / Сост. О.В. Ярушина, Г.М. Пилипчук, М.В. Маюрова. – Сургут, 2003. – 100 с.
- Серия «Эрудит». Мир животных. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192 с.: ил.
- Ходякова Т.В. Программа экологического воспитания младших школьников «Природа и дети». Т.В. Ходякова г. Моршанск 2013г.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева// учебно-методич. пособие. – Саратов, 1999.
- Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова//книга для учителя и воспитателя. – М.: Просвещение. 1993.
Интернет ресурсы
- http://doc4web.ru/izo/rabochaya-programma-izo-klass-fgos-shkola- rossii.html
- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59- diagnosis-motivational-sphere/618-g-luskanova-methods-of-studies-of- children-with-learning-difficulties-questionnaire-to-assess-the-level-of-school- motivation
- http://artsch2.ru/obrazovatelnaya-programma
- http://festiva.1september.ru/articles/566003/
[1] Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Зоология в рисунках» для 2 классов
Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Учащиеся имеют малый кругозор знаний об окружающем мире, не могут выявить причинно-следственные связи в природе, знают мало представителей растительного и животного мира, не умеют делать логические выводы, строить связный ответ.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет общие со здоровыми детьми потребности, главная из которых – необходимость в любви и стимулирующей развитие обстановке. При реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и самоутверждению детей.
Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с миром животных и растений, способствуют формированию эмпатии у детей, и мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы. Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.
Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества.
Актуальность внеурочной адаптированной программы «Зоология в рисунках» обусловлена изучением видового состава животного мира и закрепление пройденного материала в виде творческой работы изучаемого объекта, что позволяет учащимся эффективнее и эмоциональнее запоминать материал. Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень приспосабливания, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она направлена на привитие основ экологической культуры ребенка через эстетическое восприятие и изображения животного мира. Занятия проходят с использованием информационно - компьютерных технологий. Дети знакомятся с разнообразием животного мира, основами экологической культуры. Формируют представление о ценности жизни живых организмов, экологически целесообразного поведения человека, развивают творческий потенциал и воображение при помощи изобразительного искусства.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий – количество часов в неделю: 1 час; в год 34 академических часов (один академический час – 40 минут) .
Процесс обучения предусматривает проведение различных типов занятий: комбинированного, теоретического, практического.
Цель и задачи программы
Цель: формирование основ экологической культуры, развитие творческого потенциала, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Задачи:
-расширить знания о многообразии животных родного края;
-сформировать систему эколого-биологических знаний;
-сформировать представление о ценности любой формы жизни;
-сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека;
-развить индивидуальные способности детей, творческий потенциал и воображение;
-развить слуховое восприятие посредством речевого акцента;
- воспитать нравственные качества, такие как сопереживание, любовь, бережное отношение.
Формы проведения занятий
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя дискуссии, беседы, рассказы.
Практические занятия включают самостоятельную работу по применению приобретенных знаний (творческие задания в виде рисунков в исполнении нетрадиционных техник рисования, карточки по выбору, работа в группах, тестовые задания, викторины), коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер-классы, экскурсии.
Методические материалы
Дидактическое обеспечение: слайд-презентации, аудио- и видеозаписи, иллюстрации животных, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и вопросами – суждения, образцы рисунков), зоологическое лото, общеразвивающие настольные игры, информационные буклеты и т.д.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
"Фантазеры"
на 2017-2018 учебный год
Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составила: Брюховец О.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
Пояснительная записка
« ...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы
только путем развития и воспитания юных талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание…»
Г.Ревеш
Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становиться самостоятельно и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.
Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Театральное искусство - одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания в школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников.
Опыт показывает, что театр в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников. Театрализованная деятельность предполагает всемирное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Учащиеся младших классов более, чем другие дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие; нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников; приобщение их к общечеловеческим ценностям.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память;
3.Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
4.Развивать речевые и творческие способности;
5. Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
7. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Актуальность программы кружка: младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Кроме того, программа призвана осуществлять взаимосвязь и преемственность учебной и внеурочной деятельности, как механизма обеспечения полноты и цельного образования.
Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Программа «Фантазеры» по содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурной; по форме организации – групповой. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение прошлого опыта. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, формирует чувства гармонии.
В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Считаю, что на сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы, но и для других школ, особенно для подрастающего поколения. Эта программа важна для педагогов, которые стремятся организовать досуг детей, стремятся вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства и творческой деятельности в нем.
Огромное значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театрального кружка и театра моды с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий. Процесс самостоятельного изготовления кукол, всегда захватывает и увлекает детей. Изготавливая куклу, ребенок развивает свой мануальный интеллект, учится концентрировать внимание и творит, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества. Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени, пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и которая наметила курс на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития. Структура программы состоит из нескольких образовательных блоков (теория, практика, экскурсии). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать своими руками кукол, декорации для кукольного театра; сценические костюмы для представлений. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые задания, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Методическое обеспечение
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детском театральном коллективе. Данная программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
1)Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.
2)Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
3)Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
- От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
- Вовлечение в творческий процесс всех учеников
- Смена типа и ритма работы.
- От простого к сложному.
- Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю , 34 часа. Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные. сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:
- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
- импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
Планируемые результаты :
1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов.
2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3. Участие в общешкольных и классных праздниках.
4 .Желание работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
В результате изучения учащийся знакомитсяс профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);с устройством театра.
Имеет представление:
1.Что такое театр, его структуру
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Умеет:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве 5. Водить куклу над ширмой; изготавливать театральную куклу из различных материалов; создавать декорации и афиши для спектаклей.
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Выразительной и правильной речи
4. Коллективного творчества
5. Образного восприятия окружающего мира
Программа включает следующие разделы:
1.Театральная игра
2.Культура и техника речи
3.Ритмопластика
4.Основы театральной культуры
5.Участие в праздниках.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия .
Основными формами проведения занятий являются:
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
праздники.
постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Содержание программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
2. Театральная игра (2ч.)
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
3.Театрализация. (4ч.)
3. Культура и техника речи( 3ч.)
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Работа над стихотворением и басней.
Театрализация. (6ч.)
4. Ритмопластика ( 4ч.)
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
5. Театрализация. (13ч.)
Инсценировка литературных произведений. Участие в праздниках.
6. Итоговое занятие: ( 1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | |
Театральная игра. | |||
2. | Игры на знакомство. | 1 | |
3. | Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских отношений. | 1 | |
Театрализация | |||
4. | Чтение стихов об осени | 1 | |
5. | Н. Сладков « Осень». | 1 | |
6.-7 | Подготовка и проведение праздника «Золотая осень» | 2 | |
Культура и техника речи | |||
8 | Артикуляционная гимнастика | 1 | |
9 | Тренинг правильной дикции | 1 | |
10 | Постановка речевого голоса | 1 | |
Театрализация | |||
11-12 | Подготовка и проведение праздника «День матери» | 2 | |
13 | Чтение стихов о зиме | 1 | |
14 | Массовые игры. | 1 | |
15-16 | Подготовка и проведение Новогоднего праздника. | 2 | |
Ритмопластика | |||
17 | Коммуникативные игры и упражнения | 1 | |
18 | Ритмические игры и упражнения | 1 | |
19 | Коммуникативные игры и упражнения | 1 | |
20. | Развитие свободы и выразительности телодвижений. | 1 | |
Театрализация. | |||
21.-23 | Подготовка номеров к школьному мероприятию "Созвездие талантов" | 3 | |
24 | Чтение стихов о папе. | 1 | |
25. | Чтение стихов о маме. | 1 | |
26. | Русская сказка «Лиса и Журавль» | 1 | |
27. | «Айога». Нанайская сказка. | 1 | |
28. | И. Крылов « Стрекоза и Муравей». | 1 | |
29 – 31. | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 3 | |
32 | К. Чуковский « Краденое солнце» | 1 | |
33 | С. Михалков « Не стоит благодарности». | 1 | |
34. | Итоговое занятие | 1 |
Список литературы
1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2004
2. Гурков А.Н. Школьный театр – Ростов н/ Д Феникс, 2005
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2000
4. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе), Методическое пособие. – М., ГОУДОД ФЦРСДОД, ч.1,2 – 2006
5. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004
7. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Пособие для педагогов. М. Гуманит. изд., центр ВЛАДОС
8. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002
9. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007
10. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2007
11. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб., Речь, 2007
12. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь – М.: Сфера, 200813. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПБ., Речь, 2006
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Фантазеры»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазеры» для 2 класса рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
В данной программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
2. Развивать у детей речевой слух, внимание и память;
3 Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
4. Развивать речевые и творческие способности;
5.Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
7. Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Актуальность программы кружка: младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Кроме того, программа призвана осуществлять взаимосвязь и преемственность учебной и внеурочной деятельности, как механизма обеспечения полноты и цельного образования.
Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности.
Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю , 34 часа. Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные. сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:
- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
- импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
Планируемые результаты :
1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов.
2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3. Участие в общешкольных и классных праздниках.
4 .Желание работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
В результате изучения учащийся знакомится:
-с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
-с устройством театра.
Имеет представление:
1.Что такое театр, его структуру
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Умеет:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
5. Водить куклу над ширмой; изготавливать театральную куклу из различных материалов; создавать декорации и афиши для спектаклей.
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Выразительной и правильной речи
4. Коллективного творчества
5. Образного восприятия окружающего мира