Программа "Одарённые дети"

Программа "Одарённые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Одарённые дети"53.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Программа

работы с одаренными детьми

«Путь к успеху»

Возраст обучающихся 7-11 лет Срок реализации 4 года

Учитель: Сергиенко А.С.

2017-2021г.г.

Пояснительная записка

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации.

Данная программа создана для активизации работы с одарёнными детьми. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Актуальность программы определена тем, что создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Цель данной программы: создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться в процессе деятельности для расширения и углубления знаний, познавательных способностей.

Основные задачи:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности.
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально- физического и интеллектуального развития;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

*  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

*  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

*  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

*  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Сроки реализации: 2017-2021 гг.

Этапы работы:

  1. этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи- зической и т.д.

 Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

  1. этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную.

 Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно- практические работы, проектные задания и т.д.

  1. этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.

Музыкальное дарование.

С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков.

Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

  1. й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое.
  2. ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка - на этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. Устанавливаются конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» фиксируются выводы, записываются рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.
  3. ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, так и внешние.
  4. й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном

«Портфолио ученика».

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную

познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),
  • информационно-коммуникативные        технологии        для        удовлетворения познавательной мотивации
  • развития        способностей        (разноуровневые        тесты,        презентации, тренажёры),
  • творческие и нестандартные задания.

*  Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

*  Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя

«по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

  • факультативы, занятия по внеурочной деятельности.
  • предметные недели,
  • театрализованные праздники,
  • олимпиады и конкурсы по предметам.

*  Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь,        работая        в        малых        группах,        педагоги        максимально        реализуют

дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

*  Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие  творческого  потенциала  учащихся,   являются   предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

*  Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая  сценарии  постановок,  развить  склонность  к художественному чтению и литературному творчеству, проявить  эрудицию  и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует  повышению   мотивации   одаренных   детей   к сотрудничеству   с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

*  Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Основные этапы по реализации программы

  1. Диагностика:
  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей, одаренных обучающихся путем собеседования.
  5. Изучение работы обучающихся на уроке.
  6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
  1. Создание        благоприятных        условий        для        реализации        творческого        и

 интеллектуального потенциала одаренных детей:

  1. Организация        консультативной        помощи        для        обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
  2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
  3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
  4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
  5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
  6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
  7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
  8. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
  1. Развитие творческих и познавательных способностей:

  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
  2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

  1. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
  • творческие ответы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • выполнение проблемных поисковых работ;
  • повышение степени сложности заданий;
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
  1. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

  1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам муниципальных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений обучающихся.
  2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
  3. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

Мероприятия по реализации программы «Путь к успеху»

Мероприятие

Период исполнения

В классе

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием

предмета.

ежегодно

Октябрь

2

Диагностика обучающихся по следующим направлениям:

  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей

ежегодно

3

Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с

результатами диагностики учителей- предметников и психолога

ежегодно

4

Составление графика регулярных занятий с

одарёнными обучающимися.

2017– 2021

5

Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя

дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный

дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

ежегодно

6

Привлечение одарённых, обучающихся к осуществлению

помощи слабоуспевающим в классе.

2017 – 2021

Разработка системы поощрений победителей олимпиад,

конкурсов, фестивалей

Сентябрь- октябрь

2017

Применение        здоровьесберегающих технологий в работе

с детьми.

2017– 2021

Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем

мотивации,  проведение родительских  собраний, дней

открытых дверей, консультаций  с психологом школы.

2017– 2021

Расширение системы дополнительного образования        для

развития творческих способностей одарённых детей

Сентябрь-октябрь

2017

Организация и проведение классных, школьных

интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение года

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация

образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

В течение года

Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка творческих работ обучающихся по итогам научно-практических

конференций, конкурсов

В конце года

Целенаправленная подготовка обучающихся к

олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

В течение года

Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной

программы обучения

2017– 2021

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  • методических объединениях
  • на административном совещании
  • педсовете

2017– 2021

Школьный уровень

Вовлечение во внеурочную деятельность согласно

интересам (МБОУ «Средняя школа №5»)

2017– 2021

Осуществление взаимодействия с педагогами

дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

2017– 2021

Подготовка и проведение предметных недель и декад

Раз в четверть

Подготовка и проведение школьной научно-практической

конференции «Гости из будущего», «Творческий салют»

Март - апрель

Участие школьников в конкурсах, проектах, викторинах,

смотрах

В течение года

Организация и проведение школьных спартакиад,

соревнований

В течение года

Муниципальный уровень

Вовлечение во внеурочную деятельность согласно

интересам (ДДТ)

2017– 2021

7

Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях с целью

максимальной реализации их потенциальных возможностей.

ежегодно

Подготовка и проведение городской научно-практической

конференции «Гости из будущего», «Творческий салют»

2017– 2021

Подготовка и проведение городской олимпиады младших

школьников «Юниор»

2020– 2021

Участие обучающихся в городских творческих конкурсах

и спортивных мероприятиях

постоянно

Всероссийский уровень

Участие в научно-практической конференции «Леонардо»

2017– 2021

Участие во всероссийских конкурсах по разным

предметам

В течение года

Размещение на школьном и персональном сайтах материалов по работе с одаренными детьми.

Формирование раздела «Одаренные дети»

2017– 2021

Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать        условия        для        развития        одарённости        и        таланта        у        детей        в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация        систематического        контроля        и        учета        знаний        и        умений

воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники внеурочной деятельности будут принимать участие в школьной и муниципальной олимпиадах «Юниор» по русскому языку, математике и окружающему миру.

 Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая        диагностика        развития        аналитического        мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся .

 Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в олимпиадах разного уровня, в том числе дистанционных;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
  • воспринимать        и        осмысливать        полученную        информацию,        владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Список литературы.

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
  3. Савенков        А.И.        Путь        к        одарённости:        Исследовательское        поведение дошкольника. СПб, 2004.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
  6. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
  7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  8. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  9. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  10. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  11. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
  12. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.