Творчество учащихся.
Сказка по экологии.
Репортаж по ПДД.
Мини - проекты в 5 классе. Проекты 6 класс.
Творческие работы по литературе к 75 - летию Победы 5а класс
Мы память бережно храним к 9 мая.
Проекты к Дню Победы , год 2020.
Проект "Взаимосвязь природы и человека"
Очерк "Самобытность русской литературы" 2021г.
Очерк "Памятники старины - наше культурное прошлое".2021г.
Конкурс творческих работ "Служу России!"Акция к 9 мая
Творческая работа - рассказ "Ты моё счастье"
Сочинения к Году Д.И.Менделеева в Тобольске -" Мой Знаменский", " Знаменский и декабристы"- 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_po_ekologii.docx | 1.76 МБ |
reportazh_po_pdd.doc | 1.25 МБ |
vsyo_o_sakzke.docx | 523.67 КБ |
mini_-_proekty.ppt | 2.64 МБ |
tvorcheskie_raboty_5a.docx | 927.64 КБ |
streltsova.docx | 15.51 КБ |
8a_ilonatimerkaeva.docx | 137.43 КБ |
koshkin_d_7.docx | 26.47 КБ |
kultura1.docx | 18.67 КБ |
kultur_2.docx | 18.84 КБ |
primer_dlya_podrazhaniya.doc | 61.5 КБ |
schaste.docx | 16.61 КБ |
moy_znamenskiy.docx | 16.83 КБ |
sochinenie_o_znamenskom_-_nashem_zemlyake.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Стрельцова Василина.8а класс
Проект «Мы память бережно храним»
Гипотеза:
Если мы привлечем внимание обучающихся и их родителей к детальному изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию их в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы, то подробнее узнаем весь ход военных действий на всех территориях Советского Союза во время Великой Отечественной войны, городах – героях и их победителей.
Актуальность:
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.
Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у обучающихся) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство коллективизма;
Воспитательные:
- Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- разработка проекта
определение гипотезы и проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2. этап: Основной (практический) - реализация проекта
3.этап Заключительный (обобщающий)
Экскурсия: к обелиску, возложение цветов павшим героям ВОВ защита проект;
Проблема проекта:
Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей любого возраста становится одной из актуальных.
Основные формы реализации проекта:
- Экскурсии;
- беседы;
- просмотр презентаций и видео роликов о войне;
- мини-выставки;
- составление рассказов;
- физкультурные досуги;
- консультации для родителей.
Взаимодействия с родителями:
Оформление информационных стендов: «Мы память бережно храним» ;
Проведение выставки и творческих работ детей и родителей ;
Разработать памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?» ;
Участие в акциях.
Предполагаемый результат проекта:
Воспитанники:
1 . Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
4. Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта;
Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Педагоги:
Осуществляют инновационную деятельность,
Повышают профессиональный уровень.
Результаты проекта
с 12 января- апрель мероприятия ( выступление по теме проекта) в 15.00. актовый зал.( начальная школа приглашает к себе на параллель , заранее запланировать по интересующейся теме )
- 24 апреля общие творческое мероприятие 1-10 классы : КОНЦЕРТ « Песни военных лет», которые исполнялись в годы войны.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №1 Г. Тобольска
Мини-проект по предмету литратура:
<Взаимосвязь природы и человека>
Выполнил: ученик 7 “a” класса Кошкин Данил
Проверил:учитель литературы Туркасова О.И.
г. Тобольск 2020 г.
Человек и природа: нерушимая взаимосвязь, постоянное взаимодействие
О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке, —
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
С. Я. Маршак
Красоту окружающего мира поэты, художники и писатели воспевали во все времена. Природе посвящены сотни тысяч стихов и песен. Сложно найти прозу, где отсутствовало бы описание пейзажа. В живописи изображения природы и животных выделены в отдельные жанры, и очень многие художники выбрали для себя именно эти направления… Эмоционально человек восхищается природой, а практически — относится к ней потребительски, если не сказать варварски, что отражено на полотнах и в стихах таких художников и поэтов, как А.М. Курилович, запечатлевший нефтяные вышки, или С.Я. Маршак, описавший саму суть потребительского отношения.
Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Антропогенный фактор становится ведущим, и без его учета невозможно понять и оценить, что еще произойдет с нашим общим домом. Уровнем человеческого влияния на окружающую среду определяется и то, как измененная природа воздействует на дальнейшее развитие нашего общества.
По мнению ученого-географа В.А. Анучина, занимавшегося проблемами взаимодействия человека и природы на протяжении многих лет, существует три основных закона геосферы, с которыми человек просто не может не считаться:
- Закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы.
- Закон возрастающего воздействия человека на природную среду.
- Закон возрастающей зависимости человека от природной среды.
Чем больше мы воздействуем на природу, тем активнее она нам отвечает. И в большинстве случаев ответ оказывается весьма далеким от благоприятного: ухудшается экологическая ситуация, все чаще происходят природные катастрофы. Судьба дальнейшего развития человечества зависит от того, насколько быстро будут найдены пути разрешения противоречий между ограниченными возможностями нашей биосферы и агрессивным по отношению к ней типом развития общества.
О роли природы в жизни человека…
В разное время и в разных культурах понятие роли и значимости окружающего мира для человека существенно отличалось. В период античности природа рассматривалась как подвижное, постоянно изменяющееся целое, при этом закономерное, организованное и совершенное. Человек в античной философии не противопоставлялся природе, а, скорее, был одной из его частей. Жизнь в гармонии с природой считалась идеалом.
Однако средневековая западно-христианская культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек в христианстве — вершина божественного творения, наделенная душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него. Нередко природа понималась даже как источник зла, которое необходимо подчинить.
В эпоху Возрождения отношение к природе снова меняется. Человек открывает для себя ее красоту, видит в ней источник радости и наслаждения. Недаром в этот период времени появляется столько великолепных произведений искусства, воспевающих красоту окружающего мира.
Притом если смотреть правде в глаза, то так или иначе потребительское и высокомерное отношение к природе преобладало. Человек возомнил себя венцом творения, что позволило ему рассматривать природу только как объект своей активности, переделывая и перекраивая ее в соответствии со своими нуждами.
На заре цивилизации, в эпоху охоты и собирательства, человек полностью зависел от внешней среды. Он мог выжить, только присваивая готовые, данные ему природой продукты: плоды, ягоды, мясо и шкуры животных. Природа определяла все особенности жизни первобытного человека: темпы роста количества членов общины, характер занятий, необходимость перекочевывать на новые места.
На этапе возникновения земледелия и скотоводства произошел переход от присваивающей экономики к производящей. Человек научился воздействовать на природу: вырубать леса под посевы, строить ирригационные системы.
Это интересно
Некоторые регионы, где предполагается расположение древних цивилизаций, очень сильно пострадали от деятельности человека, в частности были уничтожены огромные лесные массивы. Так, горные склоны Ливана некогда были покрыты знаменитыми ливанским кедрами. Но 5000 лет назад для строительства храмов и дворцов большая их часть была вырублена. Легенда гласит, что это сделали 80 000 дровосеков по приказу самого царя Соломона[1].
Однако в то время деятельность человека еще очень сильно зависела от погодных условий, ландшафта местности, типа почв. Например, земледелием занимались в основном в тех странах, где были плодородные почвы — в долинах Нила, Ганга, Янцзы. В степных районах с резко континентальным климатом предпочтение отдавалось скотоводству.
Новый этап взаимоотношений природы и человека наступил с началом промышленной революции. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в сочетании все с той же идеей превосходства человека и необходимости взять у природы как можно больше в итоге привел к тому, что мы имеем сейчас. Человечество находится на грани экологической катастрофы.
А ведь мы, как и все другие живые существа на планете, до сих пор неотделимы от биосферы. Рамки окружающей природной среды, в которых мы можем существовать, достаточно узкие. Нам нужна определенная температура воздуха, солнечный свет, состав атмосферы, почвы и воды — именно та экологическая среда, в которой проходила эволюция на протяжении всей нашей истории. Да, человек умеет приспосабливаться к новым условиям обитания. Но только до известных пределов. И скорость такой адаптации не слишком велика. Как показывает практика, губительные изменения природной среды идут гораздо быстрее, а значит, если не остановить эти изменения, человечество ждут трудные времена.
Влияние человека на природу: нам ничего не надо, нам никого не жаль
«Венец творения», вооруженный технологиями, машинами и механизмами, в течение долгих лет активно воздействует на природу, иногда не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Известны сотни, если не тысячи примеров пагубного влияния человеческой деятельности на природу, а в последнее время все чаще появляются изменения глобального масштаба, угрожающие планете в целом.
- Загрязнение атмосферы влияет на глобальное потепление и изменение климата на планете. Главные «участники процесса» — теплоцентрали и тепловые электростанции, предприятия цветной и черной металлургии, химическое производство, автомобильные выхлопы, добыча и переработка угля и нефти.
Сегодня в атмосферу попадает около 400 миллионов тонн сажи, золы, пыли. Кроме того, в окружающую среду выбрасываются пары минеральных кислот, органические растворители, фреон и прочее. В результате таких выбросов возникает парниковый эффект, ведущий к постепенному возрастанию среднегодовых температур. С начала прошлого столетия средняя приповерхностная температура воздуха повышается ежегодно на 0,007°С, а критическим пределом ученые называют рост среднегодовой температуры на 2°С[2], то есть почти полпути уже пройдено. Глобальное потепление вызывает таяние ледового пояса в Арктике и Антарктиде, повышение уровня Мирового океана, увеличение частоты наводнений. Если ситуация не изменится, то в перспективе вполне возможно наступление нового ледникового периода. - Уничтожение лесов сказывается на состоянии атмосферы и нарушает водный режим нашей планеты. Мелеют реки, находящиеся в зоне вырубки, их дно заиливается, а это приводит к уничтожению мест нереста и сокращению численности различных видов рыб. Существенно уменьшаются запасы грунтовых вод, а следовательно, высыхает почва, которую беспрепятственно смывают дождевые потоки и сдувают ветры, больше не сдерживаемые лесами.
С вырубкой лесов гибнут все населяющие их живые существа. Очень немногие из них способны уйти и приспособиться к жизни на новом месте. Например, некоторые виды ленивцев, живущих в активно вырубаемых лесах бассейна Амазонки, способны жить только в этих местах — переселение для них невозможно. - Загрязнение Мирового океана — еще одна проблема, очень остро стоящая перед человечеством. Из-за загрязнения меняются органолептические свойства воды, в ней в больших количествах появляются тяжелые металлы, хлориды, сульфиты, радиоактивные элементы, сокращается количество растворенного в воде кислорода. В океан ежегодно попадает более 15 миллионов тонн нефтепродуктов[3], поскольку катастрофы с участием нефтеналивных танкеров и буровых платформ давно уже стали обычным явлением. Сбрасывают все отходы в океан и бороздящие его просторы суда — от пассажирских до грузовых. Очень опасны радиоактивные отходы, попадающие в океан в результате аварий на АЭС — вспомним хотя бы Фукусиму.
Загрязняют океан и пластиковые отходы. Они образуют на его поверхности целые острова, угрожающие жизни морских жителей. Самый большой мусорный остров находится в Тихом океане. Площадь этого острова по приблизительным оценкам — от 700 тысяч до 1,5 миллионов квадратных километров, а в глубину он уходит на 10 метров[4]. Большая часть мусора — 80% — берегового происхождения, а отходы с кораблей и рыбацкие сети составляют около 20%.
Животные и рыбы принимают пластмассу за пищу и заглатывают ее. Пластик не растворяется даже под воздействием желудочного сока, что неминуемо приводит к смерти живых существ. В остатки рыбацких сетей нередко попадают тюлени, дельфины, киты. Они не могут освободиться без посторонней помощи и часто гибнут.
Ненамного лучше ситуация и с пресноводными водоемами. Стоки промышленных предприятий и канализационные стоки населенных пунктов привели к тому, что во многих реках и озерах непоправимо нарушилась экосистема. Европейская река Эльба из-за массового сброса ядовитых веществ заводами Германии, Чехии, Словакии давно уже получила статус самой загрязненной реки в Европе. И это далеко не единственный пример. - Загрязнение почвы. Вредные вещества попадают и в почву. Отчасти это происходит из-за деятельности промышленных предприятий, отчасти из-за стремления человека улучшить урожайность сельскохозяйственных культур. Удобрения не только приносят пользу, но и могут нанести колоссальный вред окружающей среде.
Отсутствие должной переработки бытового мусора и его накапливание на полигонах твердых бытовых отходов, а в просторечии свалках, ведут к тому, что все вредные вещества, вымываемые осадками, поступают в почву, отравляя ее и все живое рядом. - Незаконное уничтожение животных на сегодня также является одной из важных экологических проблем. Браконьерская охота уничтожила некоторые виды зверей и птиц, а другие оказались на грани исчезновения.
На заметку
По данным Всемирного союза охраны природы (World Conservation Union), за последние 500 лет с лица Земли исчезло 844 вида животных и растений. А нынешнее вымирание животных считается самым крупным со времен исчезновения динозавров[5].
Несмотря на меры по охране, внесение редких видов в Красную книгу, создание национальных парков, варварский отстрел ради наживы по-прежнему процветает. Особенно возмутительной является так называемая трофейная охота, распространенная в Африке. За определенную плату любой желающий может убить просто ради забавы прекрасное живое существо — слона, льва, тигра… И если браконьерство находится вне закона, то трофейная охота абсолютно легальна.
Это далеко не все экологические проблемы, которые человек сам для себя и создал. Их гораздо больше, и они растут как снежный ком.
Спасение природы — дело рук неравнодушных
К счастью, в конце XX столетия в развитых странах появилось понимание того, что тактика «выжженной земли» по отношению к природе равнозначна самоубийству. Начали разрабатываться программы по сохранению окружающей среды, как в масштабах отдельных государств, так и глобальные.
На мировом уровне существует программа ООН по защите окружающей среды — UNEP (ЮНЕП). Она была учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи еще в 1972 году. Работа ЮНЕП включает различные проекты в области морских и наземных экосистем, атмосферы Земли. Программа играет одну из важнейших ролей в развитии международных соглашений по вопросам защиты окружающей среды. ЮНЕП сотрудничает и с государствами, и с международными неправительственными организациями. В сферу деятельности ЮНЕП входит разработка рекомендаций по вопросам потенциально опасных химикатов, трансграничного загрязнения воздуха и загрязнения международных судоходных рек.
Совместно с ЮНЕП была организована Межправительственная группа экспертов по изменению климата, а также учрежден Глобальный экологический фонд. Огромную роль в природоохранной деятельности играют также общественные организации, и многие из них представляют реальную силу.
Гринпис — одна из самых известных в мире международных природоохранных организаций. Была основана в 1971 году активистами из США и Канады, первоначально выступавшими против ядерных испытаний. Позднее интересы Гринпис значительно расширились, а главной идеей стало создание чистого мира без войн и насилия, отсюда и название. Гринпис проводит акции против загрязнения окружающей среды промышленными отходами, выступает в защиту животных. Воздействуя на общественное мнение, Гринпис добивается от промышленных компаний и правительств принятия решений и действенных мер по конкретным проблемам экологии.
На сегодня организация имеет 28 региональных представительств в 46 странах мира. Основные источники деятельности организации — добровольные частные пожертвования. В России Гринпис работает с 1990 года. Сейчас организация поддерживает 11 проектов, таких как «Сохранение лесов», «Озеро Байкал», «Изменения климата», «За чистые реки». При поддержке Гринпис удалось принять мораторий на вырубку лесов на севере европейской части страны, отвести трубу нефтепровода от берега озера Байкал. В 2016 году была остановлена опасная инициатива, согласно которой сточные воды разрешено было бы закачивать в недра земли, принят запрет на так называемый пал травы, из-за которого ежегодно происходили масштабные лесные пожары.
WWF. Всемирный фонд дикой природы, или World Wide Fund for Nature, объединяет около пяти миллионов постоянных сторонников и работает более чем в 100 странах. Свою миссию WWF видит «в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы»[6]. Главная цель фонда — сохранение и восстановление биологического разнообразия Земли. Более половины бюджета организации составляют пожертвования от частных лиц — сторонников WWF.
В России фонд начал свою работу в 1988 году, в 1994 было открыто российское представительство WWF, а в 2004 году фонд получил статус российской национальной организации. За время работы было осуществлено более 1000 проектов в 47 регионах страны. При участии WWF созданы 140 особо охраняемых природных территорий, открыт Центр разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда, а численность его дальневосточного сородича увеличилась до 70 особей. Разработаны государственные программы по сохранению обоих видов. При поддержке фонда удалось стабилизировать популяцию амурского тигра: сегодня на Дальнем Востоке живет около 540 больших кошек.
По инициативе WWF был принят закон о защите морей от нефтяного загрязнения, полностью запрещена нелегальная торговля икрой осетровых рыб, создан «Медвежий патруль» для предотвращения конфликтов белого медведя и человека в Арктике. В российское законодательство внесены положения, необходимые для организации эффективной лесной охраны, и изменения, ужесточающие наказание за незаконную охоту на редких животных.
Все это только малая часть того, что сделано WWF, и организация не собирается останавливаться на достигнутом. Сегодня в работе находятся десятки проектов, постоянная помощь оказывается нескольким видам редких животных, ведется учет их поголовья. Занимается WWF и просветительской деятельностью: на территориях обитания краснокнижных зверей специалисты фонда регулярно ведут работу с местными жителями и с подрастающим поколением.
Несмотря на инициативы общественных организаций, только их силами ситуацию исправить невозможно. Каждый из жителей планеты должен понять, что и он в ответе за те экологические проблемы, с которыми столкнулось человечество. Если не предпринимать никаких мер, то «венец природы» скоро сам окажется на грани исчезновения.
Как можно исправить ситуацию?
Самое главное — что-то изменить в своем сознании, понять, что состояние нашей природы зависит от каждой мелочи, от каждого нашего шага. Научитесь смотреть на природу не с точки зрения потребителя, а с точки зрения благодарного партнера.
Начните с того, чтобы убирать за собой мусор в лесу, не мойте машины в реках и озерах, не выбрасывайте пластиковые бутылки и пакеты, утилизируйте батарейки и аккумуляторы только в специальных приемных пунктах, не ломайте деревья, не рвите цветы и не покупайте первоцветы. Если каждый из нас поменяет культуру экологического поведения хотя бы в малом, то в итоге количество проблем значительно уменьшится!
Ну а тех, кто хочет сделать больше и лично поучаствовать в работе, такие фонды, как, например, WWF, приглашают в ряды своих сторонников. Это не потребует никаких грандиозных усилий или затрат. Ежегодный взнос сторонника — всего 900 рублей, смешная и посильная для каждого сумма, если подумать. Однако для WWF эта помощь бесценна. Пожертвованные деньги идут на организацию антибраконьерских рейдов, закупку необходимого оборудования, подкормку животных. Но если сумма вам кажется слишком большой, можно сделать разовое пожертвование через СМС или на сайте фонда — даже 100 рублей очень важны. Из таких небольших сумм в итоге складываются те средства, которые идут на реализацию проектов фонда.
Поддержать можно и конкретного зверя: амурского тигра или снежного барса, белого медведя или кавказского леопарда. При желании можно даже «усыновить» некоторых животных. Зайдите на сайт wwf.ru: там все подробно рассказано и опубликованы отчеты о расходах и результаты аудиторской проверки — каждый может узнать, на что потрачены средства.
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке (2021 год)
Учащаяся 10 класса - Навильникова Екатерина.
Тема: «Самобытность русской литературы»
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свою собственную.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»,- писал крупнейший учёный и защитник русской культуры Д.С.Лихачёв.
Именно поэтому родная культура должна стать частью души, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений просеянных сквозь сито веков.
История нашего государства уникальна, а вместе с ней особенность и неповторимость приобретает и наша культура, искусство, особенно литература. Русская классика, которую читают не только в России, но и за рубежом. Эти произведения известны по всему свету и до сих пор переводятся на иностранные языки. Это и есть доказательство уникальности русской культуры. Давайте вспомним роман М. Шолохова «Тихий Дон». И хотя повествование в нём в целом не охватывает и десяти лет, но многое можно узнать об истории служивого сословия до революции и после. Сам потомственный казак, писатель сохранил для нас яркость и точность казачьей речи, её образность , показал житейскую мудрость этого народа, любовь к шутке, описал его обычаи и нравы. Благодаря таланту автора, читатель начинает любить этот край, даже если никогда не был на Дону, и населяющих его людей. И тем более читать о том, что стало с казаками после революции, когда закружили красные и белые ветры над донской землёй, а над хуторами и станицами забушевал пожар войны и разрушения. Раскололся тихий Дон: одни округа пошли за красными, другие - за белыми. Сломалось единство казаков, по душам прошёл этот разлом. Как – то на уроке истории нас познакомили со статьёй о директиве Свердлова о расказачивании. В этом преступном приказе, одобренном большевистским руководством, предусматривались массовые казни не только тех, кто прямо участвовал в борьбе с Советской властью, но даже и тех. Кто только помогал повстанцем! К счастью, полностью это чудовищное распоряжение (которое, конечно, было тайным) выполнить не удалось. Этот исторический факт помог мне лучше понять, почему казаки так активно боролись с красными. В «Тихом Доне» затронуты многие философские вопросы и о поиске истины, и о любви, и о предательстве, и даже о смысле жизни. Это произведение, без сомнения, можно назвать исконно русским. Наша литература во все времена была близка к народу, показывая его самобытность, в которой русские люди жили в момент написания великих произведений знаменитыми писателями и поэтами. Своё сочинение я хотела бы закончить стихотворением Е. Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт». Автор даёт нам понять, что поэт в России - это голос народа. Его цель – указывать на недостатки в стране, но при этом любить её. В своём стихотворении Евгений Александрович обращается к Пушкину, Блоку, Некрасову, Есенину, Маяковскому. Он подчёркивает, что в России всегда были уникальные творцы, которые создавали нашу неповторимую культуру по кирпичикам. Я считаю, что русская культура на самом деле неповторима в своём роде и всем нам, её носителям, стоит беречь культуру от влияния из вне. Сохранять такой же особенной, какой она всегда была.
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке (2021 год)
Учащаяся 10 класса – Кравченко Виктория.
Тема: «Памятники старины – наше культурное прошлое»
Культурное прошлое – неотъемлемая часть человеческой жизни. Она направляет людей к высшим духовным ценностям. Когда заходит разговор о культуре, многие обращаются к культуре русских, представление о которой можно услышать в словах песни «Любэ»
Не валяй дурака, Америка,
Вот те валенки, мерзнешь небось.
Что Сибирь, что Аляска - два берега,
Баня, водка, гармонь и лосось.
Наши друзья и недруги порой не задумываются о том, что мы ещё имеем и другие ценности: русскую литературу, декоративно – прикладное искусство, живопись, памятники старины…
Памятники культуры, которые связаны с прошлым нашей страны, сейчас уничтожаются, причём чаще в других, ранее дружелюбных с нами странах. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, связаны с определенной эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя. Когда разрушается памятник, рвётся нить событий, связанная с каким – то историческим этапом в жизни страны, города, посёлка. На земле становится тесно для памятников культуры, потому что не все люди хотят понять, что разрушая прошлое, мы не построим достойное будущее. Не сможем воспитать новое патриотически грамотное поколение наших преемников. Поэтому мы не должны возлагать ответственность за сохранение прошлого только на общественные организации, мы сами должны стать волонтёрами в этом вопросе, понимать красоту, быть добрыми, благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто – либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, пустить в свой духовный мир, хранить и защищать. И сегодня я хотела бы обратиться к памятникам старины в моём родном городе Тобольске.
В рассказе о моём городе часто встречается слово «первый». Здесь первый и единственный в Сибири каменный кремль. Первый в Сибири оружейный завод, производивший порох, тоже построен в Тобольске. Василий Корнильев создал в этом городе первую в Сибири типографию, и в ней впервые в истории нашего края стали печатать журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». Здесь же открыты первый сибирский театр и первое учебное заведение Сибири – славяно-русская школа.
Тобольск располагается в подгорной и в нагорной частях. Почти двести ступенек ведут нас от подгорной части к вершине Троицкого мыса, где возвышается величавый кремль.
Тобольский кремль – белостенная сказка Сибири. Он должен был придать сибирской столице импозантный вид. Его строительство началось в 17 веке. Он строился как настоящая крепость: его каменные ворота и башни были приспособлены для ведения боя, имели бойницы и стрельницы для орудий. Проект кремля разработал выдающийся деятель русской культуры, историк и писатель С.У.Ремезов, уроженец Тобольска. Под его же руководством велось и строительство. Тобольск чтит память С.У.Ремезова, в западную стену Софийского двора вмонтирован портрет великого сибиряка.
По проекту шестибашенный кремль повторял конфигурацию старой деревянной крепости, но значительно расширялся на север и восток. Тобольский белокаменный кремль выглядел величаво.
В те времена это был один из крупных в Сибири гостиных дворов, немного уступавших московскому.
Вот какие памятники старины окружают нас – тоболяков. И я горжусь, что живу в городе, который сохранил память наших предков.
Я считаю, что каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверенным и бестактным в отвержении культуры прошлого без разбора. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культурных ценностей, которые нас окружают.
Предварительный просмотр:
Конкурс творческих работ: «Служу России!»
Верёвочкина Софья Денисовна, МАОУ СОШ №1 г. Тобольск.
ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ – ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.
Я живу в городе Тобольске, расположенном на реке Иртыш. Люблю свой город, людей, котороые меня окружают. Известный писатель, Максим Горький, сказал: «В жизни всегда есть место подвигу!» И я задумалась, а мы, живущие в мирное время, можем совершить подвиг? Ведь подвиги можно совершать не только на войне.
Российским людям присуща особая любовь к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.
Я хочу рассказать о друге моего отца Андриянове Евгении, который служил в РА, в Москве, в отряде особого назначения «Витязь». До призыва в армию занимался в Военно – спортивном молодёжном клубе «Россияне», владел основами рукопашного боя, участвовал в городских и областных соревнованиях по АРБ. Ребята совершали пешие походы - Тобольск - Тюмень. Жили в лесу в лагере, занимались тренировками и готовились к службе в армии. В 2000 году Евгений был призван в ряды РА. Он попал на службу в столицу нашей Родины и ему довелось служить в элитном спецподразделении.
Пока существуют в мире злоба, ненависть, будет существовать международный терроризм, который наносит раны людям, уносит из жизни сыновей. Так было при выполнении боевых задач в ходе контртерристической операции на территории Чеченской республики. Одна из таких операций длилась с утра до поздней ночи в городе Грозном. Боевики в здании вели огонь по мирным жителям и бойцам из спецназа. Четыре омоновца из группы «Альфа» так и не поднялись с чужой земли. Эту операцию по захвату боевиков они начинали первыми. За участие в контртеррористической операции Евгений награждён Крестом « За службу на Кавказе». Многому научили его годы службы: выдержке, трудолюбию, умению держать слово, выполнять работу добросовестно и аккуратно, быть готовым к разным жизненным ситуациям. Евгений считает, что ему повезло – он вернулся в родной город. В памяти остались и курьёзные случаи времён службы.
Отряд «Витязь» участвовал в съёмках фильма «Клоунов не убивают».
Знаменитые продюссеры захотели снять ребят из спецназа, ведь лиц их никто не увидит – спецназ всегда работает в масках. Отпускали служащих на съёмки ночью: усаживали в ГАЗель, везли в столовую. А позже начиналась работа на съёмочной площадке. Приезжал всем известный Л. Якубович, давал указания. Оплата была скромная, но для простого сержанта достаточно весомая. Интерес вызывали встречи с известными актёрами и общение с ними.
Евгений и сейчас на страже Отчизны. Он является руководителем - инструктором по специальной подготовке в Военно - спортивном молодёжном клубе «Россияне».
Я тоже посещаю клуб «Россияне», уже владею навыками рукопашного боя, хожу в походы, а на следующий год нас обещали вывезти в лес и дать урок по выживанию в экстемальных ситуациях. На базе клуба есть секция по специальной строевой подготовке, где сформирован постоянный состав молодёжного почётного караула, создан женский почётный караул. Мы, ученицы, постепенно осваиваем технику боевого жонглирования и строевого шага. Большая часть времени уделяется подготовке к показательным выступлениям с оружием, во время которой учат и постоянно тренируют жонглированию карабином СКС и фланкировке казачьей шашкой. В конце своего обучения нужно сдать зачёт по пройденным материалам и показать навыки в искусстве жонглирования.
Коллектив клуба является победителем Конкурса молодёжных почётных караулов «Спасская башня», областного смотра-конкурса почётных караулов в г. Тюмени и Всероссийского слёта активистов движения Пост № 1 в г. Волгограде.
Когда говорят, что вся молодёжь ни на что не способна, мне хочется рассказать о друзьях моего отца, которые готовы защищать нашу Родину, быть примером мужества и стойкости. Они - пример для нас, подрастающего поколения. Считаю, что за такой молодёжью как мы будущее нашей планеты!
Предварительный просмотр:
Тимеркаева Илона 10 класс. Рассказ.
Ты моё счастье
Влияют ли окружающие на твоё счастье? Думаю, что да. Ведь оттого, кто находится рядом с тобою, зависит радостным или грустным будет сегодняшний день.
Что такое счастье? Кто – то из великих сказал: « У человека есть ещё одна возможность быть счастливым - это умение радоваться чужому счастью…».
Вот и я счастлива потому, что у меня есть подруга, которая радуется уже тому, что видит вокруг.
Сегодня день начался необычно.
_ Привет!- промозглое утро октября разорвалось звонким и яростно – весёлым криком соседки. Катя…
С Катей мы были знакомы почти с пелёнок, вернее, как только из них выползли. Всё детство пробегали мы с нею вместе, оббежали все улочки и проулки, дорожки и болотца, тонули, падали в лужи, спасались от собак и, наконец, как – то легко и непринуждённо стали частью одной нашей дружной ребячьей ватаги.
Добрая душа Катька, отзывчивая, всегда готовая помочь, быстро стала душой компании в нашем первом «А», куда мы вместе с нею ходили уже второй месяц. К тому же она оказалась еще и умной…
- Эй! Ты чего мне на сообщения не отвечаешь? – выдернула она меня из мира грёз и воспоминаний.
- А я.. я читать ещё не умею, а мама занята была, – ответила я Кате, и почувствовала, что краснею.
- Ну что ж! Придётся тебя учить. Зовёшь её, зовёшь птенцов на сарай смотреть, а она ни ответа, ни привета.
- Каких птенцов?
- А вот каких! Маленьких воробьиных!
Я сразу вспомнила загадку, которую услышала на уроке:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
- Вчера их под крышей сарая нашла, а позвонить тебе не могла, боялась спугнуть, продолжала Катя.
- Птенчики такие крохи, чёрненькие с пестринками, они ещё желторотые. Хотелось бы увидеть, как их взрослые кормят бабочками и жучками.
- Пойдём уже в школу!
И я пошла, понуро повесив голову. Надо будет учиться, чтобы быть такой же умной и жизнерадостной, как моя подруга Катя.
А сегодняшний день она сделает для меня счастливым, потому что после уроков мы обязательно полезем с нею на крышу этого злополучного сарая, и я увижу это маленькое чудо – «желторотую» компанию. Тогда я смогу ощутить душевный подъем и скажу:
- Катя, ты моё счастье! Я рада, что мы с тобой дружим!
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс сочинений «Мой Знаменский»
(декабрь 2023г) Рахимов Арсений 7г
Судьбою данный капитал
Он на копейки разменял
И сыплет их в народ горстями...
С невольной грустью я спросил:
Кого, мой друг, обогатил
Ты миллионными частями?
П.П.Ершов.
Представляю себе раннее утро, роса… Паутина на длинных вытянутых ладонях лесных трав, капельки росы, застывшие в паутине и маленького босоногого мальчишку, идущего на рыбалку или бегущего за ватагой деревенских ребятишек в лес. Как мало в детстве нужно для счастья: веселую компанию, хорошую погоду, да какое-нибудь интересное занятие.
В детстве, как и все подростки, Миша бегал по окрестностям, купался в реке Тобол, на берегах которого находился город и вряд ли задумывался о том, что приготовила ему жизнь. Стремление к познанию минувших времен было заложено у него уже в ранние годы. Окружавшая среда к этому располагала. Около Кургана были следы древних поселений: могильный курган, насыпи и валы. Оказалось, что курган возник в эпоху бронзы. Он являлся могилой какого-то почитаемого человека, но вскоре после захоронения был разграблен. Унесли практически все, в том числе отсутствовали останки погребенного. Все это в дальнейшем могло вызвать у Михаила интерес к изучению края.
Дети священника должны были учиться только в ведомственных церковных учебных заведениях. Следовательно, выбор для Михаила был предопределен: церковно-приходская школа, духовное училище, семинария, в лучшем случае – духовная академия. В 14 лет поступил в богословский класс тобольской духовной семинарии. В 1851 году стараниями декабриста М.А. Фонвизина отправлен в Петербургскую образцовую духовную семинарию. Тобольск ждал своего учителя, который владел знаниями по арифметике, географии, знал славянский язык. Михаил был назначен в тобольскую семинарию учителем иконописания, а также преподавал рисование в Мариинской женской гимназии.
Знаменский был влюблен в Тобольск, он пытался найти новые природные окраины , пытаясь привлечь жителей к осознанию в каком замечательном месте был основан их город. Постоянно гулял по окрестностям Тобольска и приглашал всех заинтересованных совершить вместе с ним прогулку. Неоднократно приходил на Чувашский мыс, долго стоял там , рассматривая с высоты все наичудеснийшие лесные чащи, зеленый ковер трав, голубое небо, кучевые облака. Здесь когда – то было укрепление Махмет – Кула, защитника татарского ханства.
Я узнал, что о существовании предположения, что название «Сибирь» произошло от названия столицы ханства, существовавшего в Прииртышье , а ранее и от монгольского слова Sibir, что означает "сырая местность».
Еще одно из интересных мест отмечал Михаил Знаменский – это Искер, столица царства Кучума. Город возникший на правом берегу Иртыша, в семнадцати километрах от Тобольска. «Искер» переводится как древняя земля. Михаил был знаком с местными сторожилами – татарами один из них поведал ему легенду о завоевании Сибири Ермаком. Когда я познакомился с описанием окрестностей из книги Знаменского «Исторические окрестности города Тобольска», то решил полюбоваться на природу с Чувашского мыса. Прекрасный вид на нашу замечательную реку Иртыш, зелёный тобольский край, травяное благоухание, все говорит , что так же было и в прошлом. Конечно, когда Михаил Степанович приходил на берег Иртышаи хотя экология была не то, что сейчас, легче было дышать, а пить воду из Иртыша можно было без опаски,но даже и в наши дни можно найти много положительного в красоте родного края. На просторах Тобольского края сейчас снимают фильмы, один из них «По щучьему велению», который я и посмотрел недавно. На что же здесь я обратил внимание, снова на природу – крутые берега Иртыша, непревзойденная его зимняя и летняя красота , леса и луга в солнечную и снежную погоду… Всю эту красу видел Михаил, всем тоболякам посвятил свои светлые воспоминания об окружающем нас мире флоры и фауны.
Когда я открыл для себя М. Знаменского, то подумал: «А существует ли документальный фильм об этом замечательном человеке?» Если его еще не создали, то необходимо взяться за дело и отдать долг памяти Михаилу Степановичу.
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс сочинений Яковых Александр 7г « Знаменский и декабристы» (декабрь 2023г)
Неоднократно выходил на остановке у Педагогического института – на улице Знаменского и задавал себе вопрос: «А кто он такой, Знаменский? Что сделал для развития Тобольска»? Тысячи людей проходят по этой улице, а кто такой Знаменский, знают немногие. Во Дворце наместника Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника в этом году была открыта выставка, посвященная сибирскому писателю, этногрофу и краеведу Михаилу Знаменскому. Имени этого общественного деятеля был посвящен 2023 год в Тобольске.
Меня всегда интересовали неординарные, непохожие на других личности, ярко выделяющиеся из толпы. Многие из них приносили себя в жертву своим идеалам, не отступали ни перед какими трудностями. Судьбы их переплетаются с судьбами страны. Такой яркой, необыкновенной личностью, не сломленной духом, несмотря на все перипетия судьбы, является мой земляк Михаил Степанович Знаменский. Соприкоснувшись с его жизнью и деятельностью, хочется узнавать о нём все больше и больше. Он, как магнит, притягивает к себе. Светлой памяти нашего земляка Михаила Степановича я хотел бы посвятил это сочинение. Я узнал, что недавно вышла книга его прозы, в которую входят такие сочинения, как «Исторические окрестности города Тобольска», «Исчезнувшие люди», «Тобольск в сороковых годах». Мне захотелось поближе познакомиться с жизнью и творчеством такого непростого человека, как Михаил Степанович Знаменский
Первое, что я сделал это отыскал его портрет в интернете. Сразу обратил внимание на его лицо и глаза. Ведь многие считают, что только глаза могут передать настроение и чувства человека. Глаз Знаменского на портрете карие. На них падает свет, и они словно светятся. С первого взгляда можно понять, что Михаил Степанович — сложный человек. С одной стороны, он добрый, располагающий к себе, а с другой стороны, в его глазах есть какая-то сила и мощь.
Волосы и борода писателя темно - русого оттенка. Еще интересная деталь – Знаменский подпирает подбородок. О чем это говорит? Когда человек подпирает подбородок рукой, это может свидетельствовать о его задумчивости или размышлениях. Этот жест часто используется, когда человек сосредоточен на чем-то или пытается обдумать свои мысли. Подпирая подбородок, он, скорее всего, пытается найти ответы на вопросы или решить сложную проблему.
Прочитав воспоминания Михаила Степановича я понял, что большую роль в его жизни сыграли ссыльные декабристы. На их примере мужества и долга учился он с самого раннего детства.
Несколько строк из его воспоминаний дали мне возможность представить детство Знаменского и общение их семьи с этими интересными людьми. Михаилу шёл седьмой год и воспоминания кажутся ему довольно смутными. Отец Миши часто встречался с декабристами, поэтому мальчик серьезно относился к людям, посещавшим их дом. Встреча с ссыльным И.Д. Якушкиным оставила неизгладимое впечатление в памяти мальчика. В его образе он воплощает как доброту, так и человечность не растраченную за время пребывания в глухой Сибири.
Когда семья переехала в Ялуторовск, 6-летнего Мишу отдали декабристам на воспитание. Он учился в школе декабриста Ивана Якушкина, где изучал историю, географию, ботанику, арифметику, физику, химию и другие науки.
После окончания Ялуторовского уездного училища поступил в Тобольскую духовную семинарию. Во время учебы он часто рисовал шаржи на учителей, делал зарисовки тобольской природы. Декабристы заметили у юноши талант художника и отдали его на обучение местному живописцу, а затем отправили в Петербург учиться иконописи. Связь с кружком декабристов Тобольска и Ялуторовска не могла не отразиться в творчестве Знаменского. До наших дней дошли его наброски - это и ряд портретов и мемуарные произведения. Знаменский учился у декабристов, он рисовал карикатуры на Л.Н.Толстого из- под его пера выходили и другие истории на отбывавших ссылку в Сибири.
Нам повезло в том, что именно в наш город были направлены талантливые и прогрессивные люди того времени: писатели, музыканты, театралы. Именно под их влиянием открываются первые крупные библиотеки, проводятся балы, музыкальные вечера. Они и заложили основу для системы образования и культуры в Сибири. Ведь, как я считаю, в то время в нашем городе не было таких талантливых и гениальных людей, которые смогли бы поднять культуру большинства масс населения.
Вот у них и черпал знания наш земляк, отражая действительность в своих произведениях. Он был заинтересован в судьбе сибирских городов, в их интеллектуальном развитии. По инициативе декабристов и при поддержке местной общественности создавались школы для мальчиков и девочек. Декабристы надеялись на то, что новое поколение русской молодёжи сможет в будущем развернуть борьбу с самодержавно – крепостническим строем.
Живя и работая в Тобольске, М.С. Знаменский был тесно связан с тобольским кружком декабристов и с передовой интеллигенцией города. В его памяти остались воспоминания о прекрасных музыкальных вечерах у Муравьёвых. Один из таких вечеров художник изобразил в акварели «Музыкальный вечер у Муравьёвых».
С декабристами, которые продолжали жить в Тобольске, художник по-прежнему дружен и чаще всего посещает Башмакова и Свистунова .
В памяти многих он остался автором мемуаров о декабристах, которые воспитали в нём патриотический дух, любовь к родному краю, к обучению и саморазвитию. Благодарный воспитанник написали несколько важнейших исторических работ о своих учителях, таких как «Исчезнувшие люди», «Тобольск в сороковых годах» и материалы об Иване Якушкине, основанные на письмах декабристов к отцу художника, ссыльным посвящены его акварели, ряд портретов.
Думаю, что Михаила Знаменского вспоминают не только в Тобольске, ведь он жил в таких городах как Курган, Ялуторовск. Об этих городах и их жителях смог оставить память, как в своей прозе, так и в рисунках. Я предлагаю в школах на уроках о важном включать сообщения о таких людях как М.С.Знаменский, чтобы учащиеся больше узнавали о судьбах своих земляков, которые внесли большой вклад в развитие наших сибирских городов. В истории тобольской культуры и литературы и сейчас горит его звезда – путеводный маяк всем тем, у кого «сердца для чести живы».