Сказка "Конёк - горбунок" в иллюстрациях русских художников.

В презентации дана характеристика иллюстраций русских художников к сказке П.П.Ершова "Конёк - горбунок" в разные годы.

Библиотечный урок по сказке П.П.Ершова "Конёк - горбунок"

Гуляют сказки по земле Ершова (205 - летию поэта сказочника посвящается)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konyok_-_gorbunok.ppt2.99 МБ
Файл bibliotechnyy_urok.docx925.63 КБ
Файл konek.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

предполагаем, что в сказке « Конёк - горбунок» П.П.Ершова ,один и тот же эпизод изображался разными художникам совершенно по – разному, в зависимости от своего видения, своего отношения к героям произведения.

Слайд 3

Милашевский Владимир Алексеевич 1893-1976 Кочергин Николай Михайлович 1897-1974 Елисеев Анатолий Михайлович 1930г. Художники-иллюстраторы Стеценко Алексей Андреевич 1988

Слайд 4

Билибин Иван Яковлевич Милашевский Владимир Алексеевич Кочергин Николай Михайлович Елисеев Анатолий Михайлович Обложка книги 1910 1947 1953 2007

Слайд 5

Что ж он видит? – Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.

Слайд 6

Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см. 3Х4,44см= 13,32 см. Аршин =71 см

Слайд 8

Вот полночною порой Свет разлился над горой, Будто полдни наступают: Жары‑птицы налетают; Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать .

Слайд 9

Билибин И. Я.

Слайд 10

Та девица, говорят, Ездит в красном полушубке, В золотой, ребята, шлюпке И серебряным веслом Самолично правит в нём;

Слайд 12

Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок «Художники – иллюстраторы сказки П.П.Ершова «Конёк – горбунок» (5 класс)

Цель: познакомить с творчеством художников – иллюстраторов к сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»
Задачи:
 : привить обучающимся устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, сопереживать герою, ассоциировать его чувства с собственными.

Все с детства знают сказку нашего земляка П.П.Ершова. Думаю, что для вас знакомство с творчеством поэта, писателя, сказочника начинается с детства: в детском саду, в школе, дома. Вы слушаете или читаете сказку и представляете себе героев: как выглядят, во что одеты, где живут, как говорят… Сами много создаёте рисунков к сказкам, с удовольствием рассматриваете картинки в книжках.  А ведь редко кто из вас задумывался над тем, а кто нарисовал эти иллюстрации. Мы, читатели, редко запоминаем имена художников – иллюстраторов.

Сегодня у нас урок, на котором мы познакомимся с художниками, которые иллюстрировали сказки, в том числе и сказку П.П.Ершова «Конёк – горбунок».

В детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, очень полюбил и многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.  В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял он для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал её и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке».

 Сегодня мы попытаемся сравнить иллюстрации разных художников и посмотреть, как один и тот же эпизод сюжета сказки изобразили Николай Михайлович Кочергин, Владимир Алексеевич Милашевский, Анатолий Михайлович Елисеев Для сопоставления иллюстраций необходимо выделить основные эпизоды в сказке, подобрать к ним иллюстрации, попытаться сравнить их, найти сходство и различие.

    "Конёк-горбунок" вышел в свет: сначала в журнале "Библиотека для чтения", а затем и отдельной книжкой. Сочинение, беспрецедентное по поэтической свежести, яркости языка и мысли, начало триумфальное шествие по России. "Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!" - написал П. П. Ершов, встречая очередное издание книги. Только при жизни автора сказка переиздавалась семь раз. Всего же вышло более двухсот изданий на самых разных языках. Вслед за автором текста перо жар-птицы в этой книге подняли   художники. Поговорим о следующих из них:

 Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. - 1942г. До этого  он  выполнил иллюстрации к сказкам «Василиса- прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка». В 1910 году приступил к работе над иллюстрациями к сказке «Конёк- горбунок».

Милашевский Владимир Алексеевич – 1893 – 1976г. В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной" иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-горбунку".

Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974). Несколько раз переиздавалась в его оформлении сказка Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки П.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.

Елисеев Анатолий Михайлович. Родился в 1930 году. График. Книжный иллюстратор, плакатист, карикатурист, оформитель.

Алексей Андреевич Стеценко. Родился 8 октября 1988 года.  Профессиональный дизайнер и художник-график. Занимался оформлением художественной и учебной литературы.

 Если взять обложки книг, изданных в разные годы и сравнить их, то можно задать вопрос: «Почему сказка одна и та же, а иллюстрации к произведению всё – таки отличаются?»   Да, действительно потому, что у художников разные представления о тех или иных героях. Но на обложках книг всегда есть конёк – горбунок и Иван, ведь они главные герои.

Сегодня мы попытаемся увидеть: каким поэтическим языком описал героев Ершов и поняли ли его художники, иллюстрировавшие сказку.

Найдём в тексте, как автор описывает Конька-Горбунка.

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Что значит 3 вершка? ВЕРШОК = 4,44см.  3Х4,44см= 13,32 см. Аршин =71 см

При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки. Если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 сантиметров.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

Какой рост? (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см)

Итак, конёк был 1м55см. Длина ушей – 71 см. Смотрим на иллюстрации художников. Что скажете? Передали они точно изображение конька? А Иван, какой у них? Почему у всех он маленького роста? Да потому, что он самый младший из братьев. Милашевский, Стеценко и Кочергин вроде бы и по – разному подходят к изображению Ивана и Конька – горбунка, но детали и пропорции героев у них соблюдаются. Лишь Милашевский решил в одном из рисунков Ивана изобразить более весомо. Видимо, он хотел выделить его силу, придав черты былинного героя. Но на следующем рисунке Иван невелик. Поэтому Елисеев и Кочергин могут поспорить чей герой изображён правдивее.

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Конёк-горбунок\м5.jpgC:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Конёк-горбунок\kochergin016.jpgC:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Конёк-горбунок\с5.jpg

На поле встречает Иван кобылицу: у Кочергина он быстро её оседлал, а Елисеев показал, как герой борется с дикой, необузданной силой. Оба рисунка вызывают восхищенье.

           Елисеев 3                                   Кочергин                   

  Обратимся к сюжетам, когда Иван путешествовал за жар – птицей, за девицей, за кольцом.

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Сам с собою, под лазейкой

Наш Иван ужом да змейкой

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост.

«Ой! Конечек-горбуночек!

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицу-то поймал!» –

Так Иван-дурак кричал.

В произведении Ершова звучат строки «Наш Иван, от них закрытый, смотрит птиц из-под корыта». Иван сидел под корытом, а птицы клевали пшеницу. И вот художники решили   изобразить момент, когда герой уже выбрался из-под корыта и схватил птицу. У какого художника точно передан этот сюжет? У Стеценко и Кочергина. Если взять иллюстрацию другого художника, например Билибина И.Я., то можно сделать вывод, что он не показал достоверное изображение героя, как у Ершова в сказке. Он представил свой вариант.

СкочИван Билибин

В сказке Иван отправляется за девицей…

    От гостей же слух идёт,

Что девица там живёт;

Но девица не простая,

Дочь, вишь, Месяцу родная,

Да и Солнышко ей брат.

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гусельцах играет…»

Как описывает автор: девица в красном полушубке, в золотой шлюпке, весло серебряное, «на гусельцах играет». У Кочергина, Елисеева и Стеценко на рисунке мы видим всё перечисленное выше. Каждый автор по – своему подходит к изображению девицы. Продуман сюжет и портретная характеристика. Даже мельчайшие подробности костюма художники изобразили с любовью.  Образ природы в сказке тоже играет немаловажную роль: яркое солнце, голубое небо, кучевые облака дают представление о том, что героиня сказки яркая и добрая по своему характеру.

kochergin002елисС1

Ещё один из эпизодов:

Вот въезжает на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперёк его лежит

Чудо-юдо Рыба-кит.

Все бока его изрыты.

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дуброве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Перед нами сказочный кит лежит поперёк моря – окияна: на хвосте лес, на спине село, между усов ходят девушки, на губе пашут землю. И вновь трудно отдать предпочтение кому- либо из художников. Каждый старался описать огромного невиданного до этого странного животного – рыбу, представить его во всём многообразии своей фантазии. У А. Елисеева «играют» глаза рыбы – кит. Н. Кочергин представил его, пускающим фонтан, около которого водят хороводы девушки. В. Милашевский изобразил грустного кита.

Елисеев5м15kochergin012

Итак, подведём итог.  Как передал Ершов описание своих героев? Точно, просто и понятно, простым русским языком, на котором разговаривал русский народ.

    Поняли ли художники замысел автора? Конечно художникам - иллюстраторам всё понятно, но только каждый по – своему, сумел передать замысел сказочника

     В конце сказки Иван остался жив, а царь погиб.  Кажется, что царь наказан за свою жадность, корысть, за то, что думал только о себе. В отношениях же Ивана и Конька мы наблюдаем любовь, дружбу, преданность и верность. За игровой склад, за удивительные приключения, за смелость и дружбу Иванушки и Конька – горбунка мы до сих пор любим читать эту сказку.

Итак, каждый художник ищет в творчестве Ершова созвучие своему миропониманию и создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта. У каждого из них своё видение сказки, своё отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разные.

 Все вышеперечисленные художники достоверно передали замысел сказки П.П.Ершова в своих рисунках. Они правильно оценили героев, смогли донести до читателей то, что хотел передать автор. Наш необычный урок подходит к концу. Я надеюсь, что теперь вы будете с интересом и сопереживанием к героям всегда всматриваться в иллюстрации к сказкам   и наслаждаться не только красотой слова, но и выразительностью рисунков.

Литература:

  1. Пётр Ершов «Конёк – горбунок» Свердловск, Средне Уральское книжное издательство, 1977г.;
  2. П.П. «Конёк – горбунок» Москва, «Малыш», 1983г.;
  3. П.П. Ершов «Конёк – горбунок» Москва, «Детская литература», 1973г.;
  4. П.П. Ершов «Конёк – горбунок» Москва, «Детская литература», 1983г.;
  5. Пётр Ершов «Конёк – горбунок» Москва, «АСТ- ПРЕСС КНИГА», 2003г.;

Источники и использованные ресурсы:

•        http://www.art - urok.ru/illyustratoryi.htm

•        http://images.uandex.ru

•        kopilkaurokov.ru 

•        shkolabudusehego.ru

 Туркасова Ольга Игоревна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1», г. Тобольск, Тюменской области.



Предварительный просмотр:

«Гуляют сказки по земле Ершова » библиотечный урок.

Цель: закрепить и уточнить знания  о жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его сказке “Конёк-горбунок”.

Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
  • воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
  • воспитывать интерес к художественной литературе.
  • повышение эмоционального настроя.

Ход игры

Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты.

В 2020 г. исполняется 205 лет со дня рождения поэта и сказочника П.П.Ершова. Всем известна сказка “Конек-Горбунок”, которая была написана в 1834 г. Поэт и сказочник Ершов, наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.

И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие с героями этой сказки. Участниками нашей викторины будут учащиеся 5 а класса. Обратим внимание на портрет Ершова, автором которого является художник Чукомин. Юноша словно к чему –то прислушивается, вспоминает, быть может, сказки, услышанные в далёком детстве…И вот те притчи да побывальщины превращаются в бессмертное сказание о Коньке – Горбунке, который уже полтора столетия скачет по России и, верно, никогда не остановится…Значит и мы никогда не забудем Петра Павловича Ершова.

Ведущий:

Сказку мне читала мама,
Я был маленьким тогда,
Про отважного Ивана 
И лошадку-горбунка.
Не было надёжней друга,
Чем смышлёный горбунок.
От всех бед спасал Ивана
Его верный друг-конёк.
И всю жизнь иметь хотелось
Мне такого же конька,
Чтобы жизнь была веселой,
Чтобы побеждать всегда .
В доме чтоб жила жар-птица,
Цветом радуги светя,
Чтоб женой моей царица
обязательно была.

Ведущий: Сегодня мы совершим путешествие в XIX век. Итак, конкурс эрудитов. За правильный ответ получите жетоны. Копите жетоны для подведения итогов.

1.Конкурс «Эрудитов»

1.Известно, что Петр Павлович Ершов родился в Сибири. А где и когда именно?  (6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии)

2. В каком высшем учебном заведении он получил образование?   (Санкт-Петербургский университет, философско - юридический факультет)

3. Как называлась курсовая работа Петра Ершова по словесности? (первая часть сказки «Конёк – горбунок»)

4. По возвращении в Тобольск Ершов служил в гимназии. Назовите его самого известного ученика?    (Д.И. Менделеев)

5. Какие слова можно прочитать на памятнике Ершову в Тобольске?     (Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок»)

6. Многие поколения детей с огромным удовольствием смотрят мультфильм «Конек-Горбунок». А сколько вышло мультфильмов и когда?         (Два- 1947 и 1975г.г.)

7.В 1988 году почтой СССР была выпущена серия почтовых марок «Мультфильмы». Одна из марок была посвящена мультфильму «Конек – Горбунок». Что изображено на марке?   (Иван, кобылица и два вороных коня)

8. В 50-е годы молодым композитором был создан балет по сказке Ершова «Конек – Горбунок», премьера которого состоялась в Большом театре. Этот балет до сих пор радует зрителей. Назовите композитора.   (Родион Щедрин)

Сказочница: За горами, за лесами, за широкими морями,

Не на небе - на земле жил старик в одном селе…

Сейчас я буду задавать вопросы о сказке, а вы должны правильно ответить и за это тоже получите жетоны.

  1. Где проживали братья с отцом?

А) в городе, Б) на острове, В) в селе

2.Чем занимались братья?

А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице

3.Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу? А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.

4.Где провел ночь средний брат?

А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу

5.Кто топтал по ночам пшеницу?

А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь

6.За сколько продал Иван коней царю?

А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра

7.Чем подманил Иван Жар - птицу?

А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом

8.Чем провинился кит перед Богом?

А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь – девицы,

В) проглотил корабли

9.Чем закончилась сказка?

А) свадьбой Ивана и Царь – девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь – девицу и стал править городом один.

Сказочница:  Литературная игра «Кто хочет стать знатоком сказки?»

- Я предлагаю Вам принять участие в литературной игре и выделить знатока сказки «Конька – Горбунка». Могут участвовать все желающие. За правильный ответ получаете жетон. Кто больше наберет жетонов, тот станет победителем.

1 тур – «Ответь одним словом».

- Вы должны ответить одним словом на каждый вопрос.

  1. вопрос: - Как звали главного героя? (Иван)
  2. вопрос: - Кого увидел Иван посередине океана? (Рыбу – кит)
  3. вопрос: - Что запросила царевна у царя достать со дна моря? (Перстень) 4 вопрос: - Какое условие должен был выполнить царь, чтобы жениться на царевне? (Помолодеть)

5 вопрос: - Что случилось с царем, когда он прыгнул в котел? (Сварился)

2 тур – «Математический»

- Ваши ответы должны быть числами.

  1. вопрос–Сколько коней родила кобылица? (3)
  2. вопрос: - Сколько горбов было у Конька – Горбунка? (2) 3 вопрос: - Сколько лет страдала рыба – кит? (10)

4 вопрос: - Сколько лет было Царь – девице? (15) 5 вопрос: - Сколько частей в сказке? (3)

Сказочница: предлагаю разгадать кроссворд и мы узнаем хорошо ли вы знаете сказку.

Кроссворд:

По горизонтали:

  1. Назовите отца Царь – девицы -  (Месяц)
  2.  Сколько вершков был рост Конька – горбунка? – (Три)
  3. Как звали старшего брата Ивана? – (Данила)
  4. .Кто подстраивал Ивану все неприятности? – (Спальник)
  5.  Кто подарил Ивану коней и Конька – горбунка? – (Кобылица)
  6. Что нужно было достать для Царь – девицы со дна океана? – (Перстень)
  7. Кто послужил прообразом Конька – горбунка? – (Верблюд)

По вертикали:

4.Назовите брата Царь – девицы – (Солнце)

8. Что послужило началом приключений Ивана? – (Перо)

9. Кем становится в конце сказки Иван? – (Царь)

10. Как звали среднего брата Ивана? – (Гаврила)

11. Кто был верным спутником, другом Ивана? – (Конёк)

Сказочница: Ещё вашему вниманию предлагается ИГРА «ДА!» ИЛИ «НЕТ!»

Не на небе – на земле

Жил старинушка в селе. (Да!)

Одного имел он сына.

Очень умный был детина. (Нет!)

Они сеяли пшеницу

И возили в град-столицу. (Да!)

Только тут большое горе

Приключилось им вдруг вскоре. (Да!)

В поле стал медведь ходить

И пшеницу шевелить. (Нет!)

Вора всё ж поймал Иван

И поставил в балаган. (Да!)

Кобылицу он кормил,

Ключевой водой поил. (Да!)

Подарила прекрасивых

Двух коней золотогривых

И игрушечку конька –

Ростом только в три вершка. (Да!)

Конёк лучшим другом стал,

Во всём Ивану помогал. (Да!)

Поймали для царя Жар-птицу,

Привезли в палаты Царь-девицу. (Да!)

Отправился за перстнем царь,

Стороны той государь. (Нет!)

В трёх котлах Иван омылся,

Прекрасным молодцем явился. (Да!)

Царь скорей перекрестился,

Прыг в котёл – и там сварился. (Да!)

Вот и сказочке конец.

Кто сказку знает – молодец! (Да!)

Пришло время расставанья.

Говорим всем: до свиданья!

Последний тур – «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»

(Дается тест каждому участнику)

Подводятся итоги выставки рисунков

Выберите лучшие 3 работы с вашей точки зрения. Поставьте за них оценки. Посчитаем баллы и объявим победителей.

Итоги игры и награждение победителя – «Знатока сказки П.П. Ершова «Конек – Горбунок»

Ведущий: Умолк тобольский соловей, оставив после смерти пятикопеечную монету. Звенят зелёною листвою над его могилой белоствольные берёзки, но жизнь героев продолжается сегодня, как много лет назад.

Рефлексия мероприятия.

  • Если Вы узнали только, что – то новое, поднимите жетоны красного цвета. Если Вы считаете, что мероприятие полезное для Вас, поднимите зеленого цвета. Если мероприятие было для Вас интересным, поднимите желтого цвета. Если оно для Вас новое, интересное и полезное, поднимите все три цвета.