Конспекты уроков
На данной странице представлены методические материалы в помощь учителю начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematike._3_klass.docx | 1.64 МБ |
urok_okruzhayushchego_mira_3_klass.docx | 310.56 КБ |
buryatskaya_literatura-_urok.docx | 23.57 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 52.53 КБ |
konspekt_uroka_okr.mir_3_klass.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 3 класс
Тема: «В царстве грибов»
Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи:
- Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
- Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
- Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу, учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для самооценки.
Примечание: в уроке не обращается отдельное внимание на царство бактерий, так как по программе А.А.Плешакова в начальной школе они подробно не изучаются.
Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.
Ход урока.
Повторение изученного.
- Что бы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд.
Загадка появляется при нажатии на стрелку напротив нужных клеток, после отгадывания при нажатии на эту же стрелку появляется слово-разгадка.
После разгадывания последнего слова учитель спрашивает детей:
- Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? (животные).
При нажатии последней стрелки появляется слово «Животные»
- Каких животных мы вспомнили. К каким группам они принадлежат? (гусь – птица, улитка – моллюск, остальные – звери).
Постановка темы.
- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. (Грибы)
При нажатии на стрелку возле последнего слова появляется вертикальная стрелка и выделяется слово «Грибы».
- Сегодня мы будем говорить о грибах. Но в начале проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. У вас на столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Вы должны заполнить таблицу, в соответствии с планом исследования.
Что нужно делать, если у вас возникнут трудности? (Обратится к источнику информации: учебник, От земли до неба. Атлас-определитель для начальных классов, Зеленые страницы)
План исследования:
- Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
- Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
- Могут ли передвигаться самостоятельно?
- Какие условия нужны для роста и развития?
- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3)
- А что мы знаем о животных? (слайд 4)
- На уроке эти таблички нам понадобятся.
Постановка проблемы.
- Приведите примеры растений и животных с указанием групп.
- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ. (слайд 5) - по щелчку появляется вопрос.
- Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. Может, вы хотите что-то спросить у меня? (К какому царству относятся грибы?)(слайд 6).
- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.
Актуализация знаний.
- Но в начале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка, грибница) – слайд 7.
- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? – слайд 8 (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку).
Новое знание
- А вы знаете, что в лесу мы 0видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница) – слайд 9.
- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик. (слайд 10).
- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик (слайд 11)
- А вот это – грибы-карлики (слайд 12). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство.
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.
- Найдите среди них шляпочные и назовите их.
- Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?
Физминутка «Грибы»
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
- А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.
- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 13). Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)
- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)
Слайд 14.
- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения)
- А давайте вспомним (слайд 15), что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)
- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)
- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами)
- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) – слайд 16.
- Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах).
- Давайте прочитаем учебник на странице 118. Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)
- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?
- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.
- Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).
- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.
- Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? – слайд 17 (по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)
Обобщение знаний.
- Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
- Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно. И на следующем уроке мы поговорим о том, как собирать грибы правильно, чтобы не нанести вред себе и природе.
- А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок.
Итог урока.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.
Таблица для групповой работы:
Предварительный просмотр:
Доодо Ивалгын буряад дунда һургуули
Буряад хэлэнэй хэшээл
«Тэмдэгэй нэрэ»
Багша: Коногорова А.А.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне "
Дидактическая цель урока: способствовать развитию умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными
Задачи:
- образовательные: сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
- развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
- воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимой информации, использование её для решения практических задач;
связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Регулятивные УУД:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
- действие по намеченному плану;
- выполнения действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Коммуникативные УУД:
- участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;
- участие в совместной деятельности;
- постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказываний собеседников;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
работа в группах;
индивидуальная работа.
Педагогические технологии: развивающего обучения; проблемного обучения, технология игровых методов, обучение в сотрудничестве.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Предполагаемый результат:
- приобретение опыта изучающего и поискового чтения;
- умение различать слова с безударными гласными в корне;
- умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.
Средства обучения:
Учебник: В.П. Канакина «Русский язык», Москва «Просвещение»2015.
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».
Карточки с творческим заданием для работы в группах.
Этапы и задачи урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный этап II. Мотивация учебной деятельности III. Проверка д/з | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Учитель + ученик Выполняют самооценку работы | Учитель: Вспомним наш девиз урока Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь! Я тетрадь свою открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! Проверяет наличие домашней работы. -Запишем число и вид работы | Учащиеся слушают учителя, успокаиваются, становятся около парт: Вместе не тесно, Вместе не скучно, Вместе легко, И всегда интересно. Открывают тетрадь. Правильно располагают её на парте. Самоконтроль правильности посадки при письме. Записывают число, вид работы. | Задача этапа: настроить учащихся на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой. Задача этапа: содействие в сохранении здоровья учащихся. | Личностные УУД - Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. Коммуникативные УУД - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД - Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
IV. Чистописание | Выполняют письмо по образцу в воздухе, затем в тетради, подчёркивают наиболее удачные варианты. Записывают слова | Перед вами соединения букв -Запишите, продолжив закономерность: Ив, ев, ил, ел. Придумайте слова с данными соединениями. | Красиво и правильно пишут буквосочетания; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка.) Придумывают слова с данными сочетаниями букв и записывают несколько примеров. | Задача этапа: Создать условия для подготовки руки к письму | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - овладевать навыками установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
V. Словарно-орфографическая работа | -Север Высказывают свои мнения. Один ученик зачитывает из словаря Ожегова. Выполняют орфографическое упражнение. Безударная гласная в корне слова. | На доске записаны словарные слова: Какое слово для вас встретилось новое? -Попробуйте объяснить значение этого слова. Подчеркните орфограмму. Как называется эта орфограмма? | Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | Задача этапа: способствовать развитию умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. | |
VI. Постановка учебной задачи | Выполняют работу в группах, результаты «бросают» в корзину идей Проводят самооценку работы группы С помощью учителя: -Мы будем учиться писать безударные гласные в корне слов, подбирать к ним проверочные слова. -данные знания нам пригодятся при выполнении разных упражнений, так как эта орфограмма самая распространённая | Предлагает повторить правила работы в группах; выполнить задания и определить с какой орфограммой предстоит работать на уроке.(Корзина идей) Делает обзор предложенных вариантов (орфограммы: в приставке, корне, окончании, суффиксе) В каких частях слова орфограмм встретилось больше? -Предположите, какая тема урока у нас сегодня, сформулируйте учебную задачу. Подумайте, где это может пригодиться? | Формулируют тему и учебную задачу. | Задача этапа: организовать формулировку темы и постановку учебной задачи | Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: -Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять Регулятивные УУД: -уметь формулировать учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; - овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств и их реализации. |
VII. Физкультминутка | 1.Выполняют по команде упражнения для глаз по тренажёру В.Ф. Базарного. 2. «Упражнение для пальчиков» | 1.Выполняют упражнения для снятия напряжения с глазных мышц. 2. Выполняют упражнение для пальчиков. | Задача этапа: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. | ||
VIII. Открытие нового знания. | 1.Читают и объясняют написание выделенных букв. 2. Прослушивают и просматривают анимацию: «Чтобы найти проверочное слово…» 3.Читают правило из учебника | -Выполним устно упр.194 учебника. Каков алгоритм подбора проверочного слова? Предлагает просмотреть анимационный материал из «Приложения» - В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова) | Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение. | Задача этапа: Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять; способствовать развитию умения правильно подбирать проверочные слова. | Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; определять и формулировать учебные задачи с помощью учителя. Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач. |
VIII. Закрепление знаний и способов действий. | 3.Письменно выполняют упр. 195. На доске 2 ученика выполняют несколько примеров по алгоритму. Остальные проверяют и выполняют на полях самооценку | Попробуем применить полученные знания на практике. Выполним упражнение по вариантам и проверим себя. (1 вариант,2 вариант,3 вариант- сильным детям- придумать свои примеры) ….с.лить, с. лёный; …..к. рмить, к. рмушка и т.д. -Совпали ли наши выводы? -Смогли ли вы их уточнить? -А теперь давайте составим алгоритм действия нахождения способов Алгоритм 1.Читаю слово. 2.Определяю ударение. 3.Подбираю однокоренные слова(или изменяю слово). 4.Выделяю корень и безударную гласную в нём 5.Подбираю проверочное слово. 6.Пишу гласную. | Формирование умений работать по алгоритму. | ||
IX. Домашнее задание, комментирование | Слушают объяснение учителя по выполнению и оформлению домашнего задания | Проводит инструктаж по выполнению и оформлению домашнего задания. Упр.198-199 (по выбору) | Задача этапа: организовать выполнение домашнего задания. | ||
X. Подведение итогов урока. XI. Рефлексия | Желающие высказывают своё мнение. Оценивание работы в группах. Дети заканчивают предложения: Мне удалось … Меня удивило … Мне понравилось Я порадовался за Я хочу поблагодарить за… Я могу похвалить себя за ... | -Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока? -Смогли ли мы её достичь? -Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? -С какими затруднениями вы столкнулись на уроке? -Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? (Выставление оценок) -С каким настроением вы заканчиваете урок? «Приём «Волшебный микрофон» -Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
за …
| Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. | Задача этапа: Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.); проанализировать работу каждого ученика и дать оценку. | Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. Коммуникативные УУД: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
в 3 классе на тему: « Берегите воду.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.
Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».
Ключевые слова: вода.
- Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» .
Автор учебника:А.А. Плешаков.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. «Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво… Тихо сели вы сейчас. Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час! 2. Прошу сесть на свои места
3. Минутка погоды. - Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня. | Приветствуют учителя. Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода» | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2 | Актуализация знаний. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. В) Проверить знания по теме «Вода». |
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в »(Окружающий мир.Тесты.с.15-16) 2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки. - Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно. «Сказка о самом великом чуде на Земле » Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО.Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. - Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя? Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира. -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать? Учитель: Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку. Спрашивает, почему такая беда случилась с речкой? | Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16 Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.
Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы. Высказывают предположения, называют тему урока. Ставят учебные задачи. Инсценируют сказку. Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной. Плачет малая речонка. Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон? Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… -Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти. Отвечают, высказывают свои мнения | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока. | Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. -А теперь несколько интересных фактов о воде.(Выводит на экран сведения о воде) Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. ●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час. Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо.( на экране) «Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. - От кого могло быть это письмо? _-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
| Слушают учителя. Читают письмо. Выдвигают предположения, от кого оно могло быть. Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1) | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4 | Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка (на экране) | ||
5 | Игра «Экологический светофор». Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде. | Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор») -А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный. Ситуация 1. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс. - Почему красный цвет? Ситуация 2. На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше». - Почему зелёный кружок? - Как же надо расходовать воду? | Готовят «Светофорчики» Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6 | Практическая работа. Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей) | Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории. -Кто такой исследователь? -Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:
Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях. -Какие выводы сделаем? -Как вы можете помочь воде в нашем озере? | Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачность, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений, записывают результаты в лист исследований.
Договариваются между собой, выступает делегат от группы. Высказываются, предлагают способы очистки воды. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками. |
7 | Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод». Цель: Показать значение воды для живых организмов. | Учитель: Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?
-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле?(показываю глобус) Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые? Организует беседу, помогает сделать вывод. Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. | Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны. Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме. |
8 | Рефлексия учебной деятельности.. Цель: А)Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание Итог урока | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее. Даёт комментарий к домашнему заданию. Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!» Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. 1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах 2.«Дерево успеха» а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. (Приложение 4) -Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них на веки Студеная и вкусная вода. А теперь прошу, ребятки, Быстро встаньте по - порядку. И нетрудно всем понять, Что урок пора кончать. Все старались, не ленились И многому научились.
| Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы. Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Убирают свои рабочие места. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
Рабочий лист №1.
Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.
В природе вода встречается в трёх состояниях:
Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.
Вода обладает ___________________ .
Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.
Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.
Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .
Рабочий лист №2.
Мы познакомились с текстом _______________________________.
Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .
Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.
Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .
Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____ л воды.
Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.
Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.
Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .
Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.
Рабочий лист №3.
Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .
Человеку для питья и для жизни нужна ____________ вода.
Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,
Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.
Вода нужна людям для _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.
Каждый год _______________ расходуется _____________________________________
пресной и чистой воды.
Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:
1.
2.
3.
Рабочий лист №4.
Мы прочитали текст о защите ___________ .
Глобальнаяпроблема человечества - это нехватка _____________, _____________ воды.
Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.
Воду загрязняют заводы, _________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают _________.
Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего _____________________________________
Мы призываем всех ___________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.
Чтобы защитить воду, надо:
1.
2.
3.
4.
Карта исследования воды из озера нашего села.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность | |
2. | Наличие живых существ | |
3 | Запах |