Инновационная деятельность

В данное время работаю над разработкой и реализацией проекта по созданию образовательного учебно

методического комплекта по бурятскому языку для учащихся начальной школы  «Электронный

образовательный ресурс   «Арадай аман зохёолой абдарhаа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл araday_aman_zohyooloy_abdar.docx663.29 КБ
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Арадай аман зохёолой абдарһаа»

Пояснительная записка.

  Актуальность. Условия существования разных типов сельских школ предопределяет необходимость критического осмысления современной ситуации развития школы и ожиданий общества и государства, которые позволили коллективу школы и родительской общественности сформулировать основные ориентиры и пути дальнейшего развития.

     Стратегические ориентиры развития школы на основаниях ресурсов развития культуры народа и лучших традиций воспитания подрастающего поколения позволило школе определиться  как  Школе национальных  традиций. Ресурсами-основаниями стали  система воспитания на селе посредством разнообразных праздников, мероприятий, расположение школы в условиях многонациональной среды, кадровое обеспечение, разработанность методического сопровождения УВП и др. Основным системообразующим содержанием разворачивания  Подпрограммы развития стало содержание народных традиций.

     Начальная школа является ступенью, реализующей программу «Устное народное творчество». Содержание подпрограммы основывается на цели Программы развития школы:

  • Узнавание себя и мира через вхождение в культуру других народов.
  • Способность к межкультурному взаимопониманию и взаимодействию.
  • Консолидация общества через понимание культурных кодов друг друга.                                            
  • Обеспечение  самопознания, развитие рефлексивных  способностей,  овладение

способами саморегуляции, самосовершенствования и  самоопределения, формирование жизненной позиции.

Культурологическое понимание  детства в России началось с интереса к фольклору. Поэтому воспитание детей на начальной ступени  начинается с постижения фольклора.

      Устное народное творчество или фольклор – «это  традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к  устному, словесному, так и иному изобразительному  искусству, как к старинному творчеству, так и новому, созданному в новое время и творимому в наши дни».

 Ведущей деятельностью учащихся начальной школы является учебная деятельность,  которая формирует такую компетентность, как учебная самостоятельность.  Указанная компетентность формируется преимущественно через игровую деятельность и разные формы общения.

Цель подпрограммы: формирование самостоятельного ученика посредством организации общения с устным народным творчеством.

  Задачи:

  • Разработать программно-методическое обеспечение реализации Образовательной

программы школы: элективных курсов … Школьного компонента учебного плана, курсов, кружков и др. системы дополнительного образования младших школьников..

  • Представить мониторинг формирования учебной самостоятельности посредством

 включения содержания устного народного творчества.

  • Активно привлекать культурно-досуговые центры села и района для реализации

программы на основе договоров и соглашений, совместных мероприятий.

  • Продумать совместную работу с родительской общественностью, муниципалитетом,

общественными организациями.

  • Апробировать интерактивные средства образования и информационно-

коммуникационные технологии.

  • Подготовить педагогические кадры  к работе по реализации программы и работе

совместно с родителями и общественностью.

     Содержание деятельности. На первой ступени учащиеся постигают основы бурятской культуры, знакомятся с бурятским фольклором, национальными обычаями, овладевают русским и родным бурятским языком, способны активно проявлять себя в различных видах национального искусства. На первой ступени обучения учащиеся имеют возможность изучать факультативные курсы… …  

      Для приобщения детей  к культуре, обычаям и традициям родного народа разработаны и внедрены в практику предметы и образовательные программы………

      Для формирования основ национальной культуры, национального самосознания у детей педагогами используются разнообразные формы и методы работы.

  1. Научно-исследовательская работа учащихся и  краеведческо-поисковая  работа.

Научно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается как путь вхождения личности в пространство культуры через осмысление ценностно-нормативной системы мира и присвоения самой культуры. Учащиеся активно включаются в краеведческо-поисковую деятельность. Они осуществляют сбор материалов о традициях и обычаях русского и бурятского народов: жизнь и творчество деятелей духовенства, искусства и литературы; люди, представляющие гордость семьи, рода, села, района, республики, народа; бурятские народные ремесла; прикладное творчество; игры; кухня; одежда.

  1. Составление родословной. Каждый учащийся проходит через этап составления своей

родословной, познания истории малой родины (тоонто нютаг). Вместе с детьми в поиск активно включаются родители, помогают оформить результаты работы их наставники-учителя, воспитатели.

  1. Организация коллективных творческих дел. Национальные праздники. Большое

место в воспитательной работе школы занимают национальные праздники, среди которых Праздник Белого месяца «Сагаалган». Звучат народные песни, проводятся национальный танец «Ехор», бурятские национальные игры. В целях возрождения языка, обычаев, традиций и культуры бурятского народа во время Сагаалгана проводятся конкурсы.

      Технологии формирования успешности личности учащихся в начальной школе. Одним из факторов является создание ситуаций успеха для каждого школьника. В начальной школе главное – создать условия или фундамент для развития мотивации к учению, ситуации успеха, заложить основы интереса к национальной культуре. Формированию успешности детей способствуют занятия каждого учащегося в системе дополнительного образования, где каждый ребенок проходит через систему мероприятий, получает возможность проявить и развить дарования и таланты.

       Перспективной формой закрепления успешности учащихся являются рефлексивные отчеты учащихся и оформление их в виде портфолио, где сами ученики осуществляют  рефлексию собственной деятельности.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Формы и методы работы
  3. Жанры устного народного творчества:

А) загадки

Б) пословицы, поговорки

В) скороговорки

Г) песни

Д) нравоучения

Е) благопожелания

Ж) сказки

З) оды 

4. Заключение

5. План-сетка основных мероприятий

6. Ожидаемые результаты

7. Литература

Формы и методы работы

  1. Уроки-беседы
  2. Инсценирование
  3. Игры
  4. Конкурсы
  5. Викторины
  6. Поисково-исследовательская работа (посещение и беседы со старожилами, сбор материалов)
  7. Экскурсии в музеи, театры
  8. Праздники «Сагаалган», «Сурхарбан».

План-сетка

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1,2

Загадки

1.учебные принадлежности

2.природные явления. Овощи и фрукты

     3,4

Пословицы о поговорки

1.Родной язык (Тyрэл хэлэн-тоонто нютаг»)

2.Ученье и труд все перетрут.

5

Скороговорки

6

«5 драгоценностей»

Лошадь, корова, верблюд, овца, коза

7,8

Песни

  1. песенная поэзия
  2. посещение и беседы со старожилами (сбор материалов)

9

Нравоучение

1.Традиции взаимоотношений в семье

10

Посещение музея

11,12

Благопожелания

1.От благопожеланий - благополучие.

2.Конкурс

13

Сагаалган

Игры, конкурсы

14,15

Сказки

  1. «Мир волшебной сказки»
  2. Викторина

16

Оды

1. Восхваление стрелков, скакуна

17

Выезд в театр

18

Сурхарбан

Игры, конкурсы

Ожидаемые результаты

  1. Реализация  модели Школы национальной традиции на начальной ступени, как содержания устного народного творчества.
  2. Расширение информационного, культурно-образовательного пространства учащихся и педагогов.
  3. Сформулированность  учебной самостоятельности, умения общаться, выполнять роли.
  4. Повышение научно-методического уровня педагогических кадров.
  5. Активизация родительской общественности.
  6. Разработка программ, публикация результатов научно-методической деятельности педагогов и творческих работ учащихся.

Литература

  1. Ц.Ц. Очирова. Фольклорная поэзия бурят.
  2. С.А. Ошорова. Буряад аман зохеол.
  3. Проблемы общего развития младшего школьника в условиях модернизации системы образования. Ч. I-II
  4. C.С. Бардаханова Малые жанры бурятского фольклора.
  5. С.П. Балдаев. Буряад арадай  Аман зохеолой туубэри
  6. А.И. Уланов. Древний фольклор бурят.

5 001



Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационной деятельности педагога

Автор нововведения (Ф.И.О.; год рождения; образование; должность; пед.стаж;    Коногорова Аюна Александровна, 1969г,  высшее, учитель начальных классов, 19 лет,  

Наименование проекта: Электронный образовательный ресурс « Аман Yгын абдарhаа» как средство повышения познавательной активности учащихся начальной школы

Исполнители проекта: Творческая группа учителей начальных классов под руководством  Коногоровой Аюны Александровны

Целевые группы: учащиеся  начальных классов

Организационные партнеры:

            Музей природы г. Улан- Удэ

  • Районная библиотека с. Иволгинск
  • Музей Этигылова
  • Республиканский архив г. Улан- Удэ
  • Районный архив с. Иволгинск
  • Родительский комитет

 География проекта: Иволгинский район

Сроки выполнения проекта: 2017- 2020гг

Стоимость проекта 50 200 рублей

Практическая и методическая актуальность проекта:

  • Необходимость разработки УМК в контексте деятельностной педагогики, обеспечивающей фунциональную компетентность школьников______________________________________
  • Отсутствие выбора УМК по  родному языку для младших школьников  
  • Активизация использования в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов в сельских школах
  • Опыт разработки учителем ЭОР позволит успешно реализовать принципы нового ФГОС и  идеи «умной школы» на практике и тем самым повысить качество общего образования
  • Появление возможности для самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете

Цель проекта: разработать и апробировать электронный образовательный ресурс « Арадай аман зохёолой абдарhаа»

Основные идеи проекта: Разработка Электронного образовательного ресурса «Арадай аман зохёолой абдарhаа» в формате CD ( CD-R ), включающий учебно- методическое пособие для учителя, авторскую программу.

Механизмы реализации проекта:

  • Использование образовательного потенциала ЦОР в условиях начальной школы;
  • Активное использование возможностей современных информационных технологий и Интернет-технологий в образовательном процессе;
  • Механизмы социального партнерства в воспитании детей;
  • Сотрудничество с семьей в деле воспитания детей.

      Планируемые результаты:

  •  Обогащение словарного запаса  учащихся   по  родному языку
  • Повысится мотивация познавательного интереса учащихся

Собран и систематизирован краеведческий материал по  родному языку

Разработаны и апробированы:

  • авторская программа по  родному языку в начальной школе
  •  учебно-методическое пособие « Аман Yгын абдарhаа»

Формы представления результатов (доклад, методические рекомендации, доклад-презентация, стендовый доклад и др.):

  • Ярмарка – презентация всех продуктов
  • Презентационно – проектные семинары
  • Мастер – классы
  • Лекционно – докладные формы
  • Проектно – обучающий семинар
  • Проектная мастерская
  • Гостиные и круглые столы на Интернет – портале
  • Коммуникация с помощью сети Интернет и электронной почты

Перспективы развития проекта:

  • Разработка электронных образовательных ресурсов по учебному предмету «Окружающий мир» на основе идей этнокультурной педагогики.

Нововведение прошло стадии (подчеркнуть):

  • формулирование проблемы, определение цели и задач;
  • разработка плана реализации проекта;
  • практическая реализация проекта;
  • мониторинг и оценка проекта;
  • диссеминация результатов и продуктов проекта.

Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности

  • Недостаточное финансирование инновационной деятельности в условиях малокомплектной школы;
  • Недостаточная комплектация сельских школ современными цифровыми образовательными ресурсами;
  • Отсутствие у большинства сельских учителей опыта использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе;

Успехи и достижения нововведения:

  • Проект является победителем  районного конкурса учителей в номинации «Национальные традиции в обучении»- 2016 г
  • Печатное издание опубликовано в местной газете “ Жизнь Иволги” статья «Учим на народных традициях
  • Публикация в сети Интернет – методические работы.