Инновационная деятельность
В данное время работаю над разработкой и реализацией проекта по созданию образовательного учебно
методического комплекта по бурятскому языку для учащихся начальной школы «Электронный
образовательный ресурс «Арадай аман зохёолой абдарhаа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
araday_aman_zohyooloy_abdar.docx | 663.29 КБ |
innovatsionnaya_deyatelnost.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Арадай аман зохёолой абдарһаа»
Пояснительная записка.
Актуальность. Условия существования разных типов сельских школ предопределяет необходимость критического осмысления современной ситуации развития школы и ожиданий общества и государства, которые позволили коллективу школы и родительской общественности сформулировать основные ориентиры и пути дальнейшего развития.
Стратегические ориентиры развития школы на основаниях ресурсов развития культуры народа и лучших традиций воспитания подрастающего поколения позволило школе определиться как Школе национальных традиций. Ресурсами-основаниями стали система воспитания на селе посредством разнообразных праздников, мероприятий, расположение школы в условиях многонациональной среды, кадровое обеспечение, разработанность методического сопровождения УВП и др. Основным системообразующим содержанием разворачивания Подпрограммы развития стало содержание народных традиций.
Начальная школа является ступенью, реализующей программу «Устное народное творчество». Содержание подпрограммы основывается на цели Программы развития школы:
- Узнавание себя и мира через вхождение в культуру других народов.
- Способность к межкультурному взаимопониманию и взаимодействию.
- Консолидация общества через понимание культурных кодов друг друга.
- Обеспечение самопознания, развитие рефлексивных способностей, овладение
способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирование жизненной позиции.
Культурологическое понимание детства в России началось с интереса к фольклору. Поэтому воспитание детей на начальной ступени начинается с постижения фольклора.
Устное народное творчество или фольклор – «это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и новому, созданному в новое время и творимому в наши дни».
Ведущей деятельностью учащихся начальной школы является учебная деятельность, которая формирует такую компетентность, как учебная самостоятельность. Указанная компетентность формируется преимущественно через игровую деятельность и разные формы общения.
Цель подпрограммы: формирование самостоятельного ученика посредством организации общения с устным народным творчеством.
Задачи:
- Разработать программно-методическое обеспечение реализации Образовательной
программы школы: элективных курсов … Школьного компонента учебного плана, курсов, кружков и др. системы дополнительного образования младших школьников..
- Представить мониторинг формирования учебной самостоятельности посредством
включения содержания устного народного творчества.
- Активно привлекать культурно-досуговые центры села и района для реализации
программы на основе договоров и соглашений, совместных мероприятий.
- Продумать совместную работу с родительской общественностью, муниципалитетом,
общественными организациями.
- Апробировать интерактивные средства образования и информационно-
коммуникационные технологии.
- Подготовить педагогические кадры к работе по реализации программы и работе
совместно с родителями и общественностью.
Содержание деятельности. На первой ступени учащиеся постигают основы бурятской культуры, знакомятся с бурятским фольклором, национальными обычаями, овладевают русским и родным бурятским языком, способны активно проявлять себя в различных видах национального искусства. На первой ступени обучения учащиеся имеют возможность изучать факультативные курсы… …
Для приобщения детей к культуре, обычаям и традициям родного народа разработаны и внедрены в практику предметы и образовательные программы………
Для формирования основ национальной культуры, национального самосознания у детей педагогами используются разнообразные формы и методы работы.
- Научно-исследовательская работа учащихся и краеведческо-поисковая работа.
Научно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается как путь вхождения личности в пространство культуры через осмысление ценностно-нормативной системы мира и присвоения самой культуры. Учащиеся активно включаются в краеведческо-поисковую деятельность. Они осуществляют сбор материалов о традициях и обычаях русского и бурятского народов: жизнь и творчество деятелей духовенства, искусства и литературы; люди, представляющие гордость семьи, рода, села, района, республики, народа; бурятские народные ремесла; прикладное творчество; игры; кухня; одежда.
- Составление родословной. Каждый учащийся проходит через этап составления своей
родословной, познания истории малой родины (тоонто нютаг). Вместе с детьми в поиск активно включаются родители, помогают оформить результаты работы их наставники-учителя, воспитатели.
- Организация коллективных творческих дел. Национальные праздники. Большое
место в воспитательной работе школы занимают национальные праздники, среди которых Праздник Белого месяца «Сагаалган». Звучат народные песни, проводятся национальный танец «Ехор», бурятские национальные игры. В целях возрождения языка, обычаев, традиций и культуры бурятского народа во время Сагаалгана проводятся конкурсы.
Технологии формирования успешности личности учащихся в начальной школе. Одним из факторов является создание ситуаций успеха для каждого школьника. В начальной школе главное – создать условия или фундамент для развития мотивации к учению, ситуации успеха, заложить основы интереса к национальной культуре. Формированию успешности детей способствуют занятия каждого учащегося в системе дополнительного образования, где каждый ребенок проходит через систему мероприятий, получает возможность проявить и развить дарования и таланты.
Перспективной формой закрепления успешности учащихся являются рефлексивные отчеты учащихся и оформление их в виде портфолио, где сами ученики осуществляют рефлексию собственной деятельности.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Формы и методы работы
- Жанры устного народного творчества:
А) загадки
Б) пословицы, поговорки
В) скороговорки
Г) песни
Д) нравоучения
Е) благопожелания
Ж) сказки
З) оды
4. Заключение
5. План-сетка основных мероприятий
6. Ожидаемые результаты
7. Литература
Формы и методы работы
- Уроки-беседы
- Инсценирование
- Игры
- Конкурсы
- Викторины
- Поисково-исследовательская работа (посещение и беседы со старожилами, сбор материалов)
- Экскурсии в музеи, театры
- Праздники «Сагаалган», «Сурхарбан».
План-сетка
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1,2 | Загадки | 1.учебные принадлежности 2.природные явления. Овощи и фрукты | 2ч |
3,4 | Пословицы о поговорки | 1.Родной язык (Тyрэл хэлэн-тоонто нютаг») 2.Ученье и труд все перетрут. | 2ч |
5 | Скороговорки | 2ч | |
6 | «5 драгоценностей» | Лошадь, корова, верблюд, овца, коза | 5ч |
7,8 | Песни |
| 2ч |
9 | Нравоучение | 1.Традиции взаимоотношений в семье | 3ч |
10 | Посещение музея | 1ч | |
11,12 | Благопожелания | 1.От благопожеланий - благополучие. 2.Конкурс | 3ч |
13 | Сагаалган | Игры, конкурсы | 2ч |
14,15 | Сказки |
| 2ч |
16 | Оды | 1. Восхваление стрелков, скакуна | 2ч |
17 | Выезд в театр | 1ч | |
18 | Сурхарбан | Игры, конкурсы | 2ч |
Ожидаемые результаты
- Реализация модели Школы национальной традиции на начальной ступени, как содержания устного народного творчества.
- Расширение информационного, культурно-образовательного пространства учащихся и педагогов.
- Сформулированность учебной самостоятельности, умения общаться, выполнять роли.
- Повышение научно-методического уровня педагогических кадров.
- Активизация родительской общественности.
- Разработка программ, публикация результатов научно-методической деятельности педагогов и творческих работ учащихся.
Литература
- Ц.Ц. Очирова. Фольклорная поэзия бурят.
- С.А. Ошорова. Буряад аман зохеол.
- Проблемы общего развития младшего школьника в условиях модернизации системы образования. Ч. I-II
- C.С. Бардаханова Малые жанры бурятского фольклора.
- С.П. Балдаев. Буряад арадай Аман зохеолой туубэри
- А.И. Уланов. Древний фольклор бурят.
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационной деятельности педагога
Автор нововведения (Ф.И.О.; год рождения; образование; должность; пед.стаж; Коногорова Аюна Александровна, 1969г, высшее, учитель начальных классов, 19 лет,
Наименование проекта: Электронный образовательный ресурс « Аман Yгын абдарhаа» как средство повышения познавательной активности учащихся начальной школы
Исполнители проекта: Творческая группа учителей начальных классов под руководством Коногоровой Аюны Александровны
Целевые группы: учащиеся начальных классов
Организационные партнеры:
Музей природы г. Улан- Удэ
- Районная библиотека с. Иволгинск
- Музей Этигылова
- Республиканский архив г. Улан- Удэ
- Районный архив с. Иволгинск
- Родительский комитет
География проекта: Иволгинский район
Сроки выполнения проекта: 2017- 2020гг
Стоимость проекта 50 200 рублей
Практическая и методическая актуальность проекта:
- Необходимость разработки УМК в контексте деятельностной педагогики, обеспечивающей фунциональную компетентность школьников______________________________________
- Отсутствие выбора УМК по родному языку для младших школьников
- Активизация использования в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов в сельских школах
- Опыт разработки учителем ЭОР позволит успешно реализовать принципы нового ФГОС и идеи «умной школы» на практике и тем самым повысить качество общего образования
- Появление возможности для самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете
Цель проекта: разработать и апробировать электронный образовательный ресурс « Арадай аман зохёолой абдарhаа»
Основные идеи проекта: Разработка Электронного образовательного ресурса «Арадай аман зохёолой абдарhаа» в формате CD ( CD-R ), включающий учебно- методическое пособие для учителя, авторскую программу.
Механизмы реализации проекта:
- Использование образовательного потенциала ЦОР в условиях начальной школы;
- Активное использование возможностей современных информационных технологий и Интернет-технологий в образовательном процессе;
- Механизмы социального партнерства в воспитании детей;
- Сотрудничество с семьей в деле воспитания детей.
Планируемые результаты:
- Обогащение словарного запаса учащихся по родному языку
- Повысится мотивация познавательного интереса учащихся
Собран и систематизирован краеведческий материал по родному языку
Разработаны и апробированы:
- авторская программа по родному языку в начальной школе
- учебно-методическое пособие « Аман Yгын абдарhаа»
Формы представления результатов (доклад, методические рекомендации, доклад-презентация, стендовый доклад и др.):
- Ярмарка – презентация всех продуктов
- Презентационно – проектные семинары
- Мастер – классы
- Лекционно – докладные формы
- Проектно – обучающий семинар
- Проектная мастерская
- Гостиные и круглые столы на Интернет – портале
- Коммуникация с помощью сети Интернет и электронной почты
Перспективы развития проекта:
- Разработка электронных образовательных ресурсов по учебному предмету «Окружающий мир» на основе идей этнокультурной педагогики.
Нововведение прошло стадии (подчеркнуть):
- формулирование проблемы, определение цели и задач;
- разработка плана реализации проекта;
- практическая реализация проекта;
- мониторинг и оценка проекта;
- диссеминация результатов и продуктов проекта.
Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности
- Недостаточное финансирование инновационной деятельности в условиях малокомплектной школы;
- Недостаточная комплектация сельских школ современными цифровыми образовательными ресурсами;
- Отсутствие у большинства сельских учителей опыта использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе;
Успехи и достижения нововведения:
- Проект является победителем районного конкурса учителей в номинации «Национальные традиции в обучении»- 2016 г
- Печатное издание опубликовано в местной газете “ Жизнь Иволги” статья «Учим на народных традициях
- Публикация в сети Интернет – методические работы.