Родительская страничка
У родителей забота
Утром в садик отвести,
Ну, а после всей работы
Воспитание блюсти!
Для вас, дорогие родители,
Здесь много чего пригодится.
Смотрите,ищите,читайте,
И обязательно применяйте!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация Занимательные опыты для дошкольников в домашних условиях | 17.03 КБ |
Консультация Закаливание детей | 31.98 КБ |
Памятка Безопасность во время зимней прогулки | 610.71 КБ |
Консультация Ручная умелость | 15.78 КБ |
Памятка Правила поведения зимой | 582.53 КБ |
Консультация Театральная деятельность в детском саду | 17.26 КБ |
Советы для родителей Учимся рассказывать | 24.01 КБ |
Консультация Быть вежливым | 15.48 КБ |
Консультация Роль художественной литературы в развитии ребёнка | 21.73 КБ |
Консультация Любознательная пытливость | 30.5 КБ |
Консультация Основные правила семейного воспитания | 17.34 КБ |
Рекомендации родителям | 273.82 КБ |
opyt_glavnoe_-vmeste.docx | 44.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Делаем облако
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Рукам своим не верю
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Всасывание воды
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Всем поровну
Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.
Вареное или сырое?
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Закаливание детей»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.
Но, как и другие подобные процедуры, закаливание имеет свои особенности и противопоказания. Чтобы закаливание пошло только на пользу, выполнять его нужно, пользуясь приведенными рекомендациями.
Чем полезно закаливание детей?
- Закаливание детского организма особенно полезно, ведь защитные реакции вырабатываются именно в детском возрасте. К сожалению, родители часто делают ошибку, игнорируя закаливание. Они слишком тепло одевают малыша даже при умеренных температурах, не дают ему лишний раз промочить ноги или съесть мороженное
- Все это приводит к тому, что ребенок становиться «тепличным». Родители не могут всю жизнь опекать такого ребенка. В итоге, поступая в сад или школу, ребенок начинает часто болеть. Все из-за того, что его организм просто не способен бороться с воздействием окружающей среды
- Закаливания предназначены именно для подготовки малыша ко встречи с реальным миром, они укрепляют защитные функции всего организма. Закаливания показаны лишь тем детям, у которых нет хронических заболеваний. В остальных случаях, о возможности закаливания, следует проконсультироваться у педиатра
Цели и принципы закаливания детей
Правильное закаливание имеет определенные принципы и цели.
Принципы закаливания детей:
- Следует учитывать возраст ребенка, его физические и психические особенности.
- Последовательность. Процедуры закаливания нужно проводить последовательно, постепенно увеличивать время процедур и нагрузку на организм
- Систематичность. Этот принцип напоминает, что закаливания имеют свой режим
- Закаливание необходимо проводить только при положительной реакции малыша. Нельзя, чтобы ребенок боялся таких процедур, или проводить их насильственно
Цели закаливания:
- Укрепляет иммунную систему
- Держит тело в тонусе
- Укрепляет сердечно-сосудистую систему
- Повышает настроение ребенка, позитивно воздействует на психику.
Какие существуют методы закаливания детей?
В зависимости от того, с помощью каких ресурсов происходит закаливание, существует несколько методов:
- Воздушные закаливания
- Солнечные закаливания
- Водные закаливания
Каждый из приведенных методов по-своему эффективен. Они по-разному воздействуют на организм, имеют свои преимущества и недостатки.
Традиционные и нетрадиционные методы закаливания. Нетрадиционное закаливание для детей дошкольного возраста
- К традиционным методам относятся те, которые описаны выше. Такие методы закаливания проверены временем, широко используются в педиатрии. У традиционных методов есть четкие противопоказания. Во остальных же случаях, все они крайне полезны для здоровья
- Нетрадиционные методы включают в себя те, при которых воздействие контрастных температур наиболее ощутимо. Такие методы имеют множество противопоказаний, к ним нужно относиться с повышенной осторожностью
- К нетрадиционным методам закаливания относят: обтирание тела снегом, обливание ледяной водой, воздействие на тело человека отрицательных температур воздуха. Такие методы не рекомендованы для детского организма, тем более, для дошкольников
Закаливание детей в летний период. Польза и вред
Лето — отличное время года, когда температура располагает к закаливанию. Здоровье детей в этот период крепче, поэтому лето — оптимальное время для таких процедур. Но, процедуры закаливания в летний период имеют свои особенности.
- Летом удобно совмещать игры с закаливанием. Это позволит ребенку полюбить подобные процедуры
- В летний период удобно совмещать закаливание с массажем и упражнениями
- Даже летом таких процедур необходимо в меру. Нельзя допускать перегревание или переохлаждение малыша
Закаливание детей в зимний период. Польза и вред
В холодные периоды, следует относиться к закаливанию с осторожностью. Нельзя проводить такие процедуры, если ребенок болеет простудным заболеванием. Когда же малыш здоров, пренебрегать закаливанием в зимний период не стоит. Чтобы закаливание в холодную пору принесли пользу, необходимо соблюдать правила:
- В зимний период, повышать контрастность температур необходимо крайне осторожно
- Время процедур закаливание должно быть сокращено зимой.
- Для того, чтобы зимнее закаливание воспринималось ребенком позитивно, необходимо проводить закаливание активно
- Одевать ребенка в зимний период нужно умеренно. Следует прислушиваться к мнению малыша, учитывать, когда ему жарко или холодно
- Прекращать закаливание зимой можно только на время простудных заболеваний
Воздушное закаливание детей. Что оно подразумевает?
- Закаливание воздухом считается наиболее естественным. Его можно проводить даже для детей самого раннего возраста
- Воздушное закаливание происходит даже неосознанно: во время прогулок с ребенком, проветривания помещения, переодевания малыша
- Родители должны поддерживать в квартире свежий и чистый воздух, регулярно проветривать помещения
- Особенно тщательно следует проветривать комнаты после сна и перед. Температура комнат должна быть 22-23 градуса
- Даже с маленькими детьми нужно регулярно гулять на свежем воздухе. Ребенка нужно одевать по погоде
- Детские врачи настоятельно рекомендуют детям, особенно в летнее время, максимально находиться на улице
- При хорошей погоде можно устраивать дневной сон для ребенка на свежем воздухе
Закаливание детей солнцем: как правильно осуществлять этот метод закаливания?
Закаливание солнцем происходит по средствам солнечным ванн. Чтобы солнце не причинило вред малышу, следует выполнять рекомендации:
- Солнечные ванны рекомендуется проводить в головном уборе светлого цвета
- Безопасное время солнечной активности — до 11 утра и после 16 вечера
- Солнечные ванны лучше принимать за 2 часа после еды
- Если у ребенка имеются крупные родинки или пигментные пятна, их следует закрыть от солнца
- Солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре воздуха от 18 градусов
- Повышать время солнечных ванн нужно постепенно
- Следует обращать внимание на самочувствие ребенка. Если ему тошнит, кружится голова, то следует немедленно прекратить процедуру
- При проведении солнечных ванн, нужно пить достаточно жидкости
Водные процедуры закаливания
Водные закаливания считаются наиболее действенными. Их очень любят дети,особенно в летнее время года. Если родители убеждены в хорошем самочувствии ребенка, не стоит мешать ему летом играть с водой. Рекомендуется посещать бассейн, речные и морские пляжи. Но и водные закаливания должны вводиться постепенно. Вот несколько этапов:
- Обтирание влажной тканью или мочалкой.
- Обливание ног водой пониженной температуры.
- Контрастный душ с небольшой разницей температур.
- Местные ванны (рук, ног)
- Купание в бассейне
- Купание в открытом водоеме
Методы закаливания детей дошкольного и школьного возраста
Методы закаливание совсем маленьких детей и школьников несколько отличаются. Для дошкольников рекомендованы не контрастные закаливания. Для школьников, которые раньше регулярно проводили подобные процедуры, предусматриваются закаливания с более низкими температурами.
Важная особенность — это здоровье ребенка и его привычка к процедурам закаливание. Если ребенок здоров, с детства совершает процедуры, то со временем взросления имеет смысл усложнять процедуры.
Закаливание — профилактика простудных заболеваний детей школьного и дошкольного возраста
Дети любого возраста подвержены простудным заболеваниям. Поэтому, процедуры закаливания развивают защиту в любом возрасте. В плане развития иммунитета, наибольшее значение имеют процедуры водного закаливания.
Вредит ли детям закаливание?
Закаливание вредит детям только в таких случаях:
- Резкое изменение температурного режима
- Слишком контрастные процедуры закаливание
- Наличие у ребенка хронических или временны вирусных заболеваний
- Личная непереносимость определенного метода закаливания
Правила закаливания болеющих детей
Как уже отмечалось выше, закаливание — отличный способ профилактики многих болезней. Если же ребенок часто болеет, отменять закаливание не стоит. Его нужно проводить во время, когда малыш здоров. И соблюдать несколько правил:
- Для болеющих детей необходимы регулярные прогулки на свежем воздухе
- В летнее время года необходимо, чтобы ступни были максимально открыты. При возможности, давать малышу босиком походить по траве
- Для болеющих детей рекомендуется начать процедуры закаливания с обтирания и контрастных ванн рук и ног
- Как утверждают педиатры, запись ребенка в бассейн, станет отличным вкладом в его самочувствие
При наличии хронических заболеваний, о возможности и методах закаливания лучше посоветоваться с врачом.
Физическое воспитание и закаливание детей
В здоровом теле — здоровый дух. Закаливание — это только одна ступень в здоровом образе жизни. Кроме этого, необходимо приобщать малыша к физической активности. Для этого, необходимо совмещать закаливание с подвижной игрой. Сама же процедура благотворно влияет на силу организма и на выносливость малыша.
Процедуры закаливания важны для детей всех возрастов. Их должны проводить в детских садах и школах. Но, никто кроме родителей, не сделает эти процедуры регулярными и максимально полезными.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ручная умелость»
Ручная умелость – способность выполнять руками определенные движения по самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых действий, рукоделию и ручному труду, изодеятельности и письму.
Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за последних три десятилетия (с 1977 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15 - 16 %. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста. Приведенные факты связаны с отмечаемыми в последнее время отечественными и зарубежными педагогами трудностями обучения письму, встречаемыми сейчас гораздо чаще, чем 30 - 40 лет назад. Так, по данным М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20 - 30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 - 25 %.
У большинства современных детей отмечается, как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Если много лет назад родителям вместе с детьми приходилось очень многое делать руками: стирать, полоскать, вязать, вышивать, штопать, чистить, подметать, готовить, плотничать и мастерить, работать в поле и еще многое другое, то в настоящее время труд людей облегчаю машины, кухонные комбайны и пылесосы, что абсолютно не развивает ручную умелость
Все это самым непосредственным образом отражается на ручной умелости, на развитии детей в целом и, особенно на развитии мелкой моторики.
Рука является уникальной частью человеческого тела. Она – средство познания окружающего мира, трудовых действий
Ручная умелость на прямую воздействует на развитие мелкой моторики – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем при выполнении мелких движений кистями и пальцами, которую особо важно развивать у детей с нарушением речи.
Развитию ручной умелости способствуют занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду, рукоделию, а так же самообслуживание, труд в природе и хозяйственно-бытовой труд.
Ручная умелость, способствуя развитию мелкой моторики, обеспечивает тем самым развитие графических навыков и подготовки руки к письму, так как письмо – это сложный навык, предполагающий выполнение тонких, координированных движений руки. Овладение навыком письма трудоемкий и длительный процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д. Все это контролируется мелкой моторикой
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Б. М. Теплов
Содержание театрализованных занятий
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
- Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- Особенности его эмоционально-личностного развития;
- Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- Возрастные и полоролевые особенности;
Театр и родители?!
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Учимся рассказывать»
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
· монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:
Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.
Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.
После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»
Одно из самых любимых занятий малышей – рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например:
Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая)
Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка». А потом просите ребенка повторить рассказ.
На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказа. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. Малышам целесообразно предлагать не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребенку руки, или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берет на руки и ласкает малыша, копирует позу утенка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной) ребенок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грустит заяц? Чего он хочет? Почему на утенке берет?»
При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую картинку.
Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.
Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»
Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».
Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребенку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. А затем можно предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Но постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»
· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности
· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев
· написать письмо своему любимому герою или автору сказки
·
- сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
· придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
· рассказать историю от лица любимого героя или предмета
- описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
· очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
Предварительный просмотр:
Быть вежливым!
(консультация для родителей)
Какому родителю не хочется, чтобы его ребенок вырос воспитанным, вежливым человеком? Культура общения – один из важнейших аспектов социальной адаптации в любом возрасте. Можно ли научить вежливости? Как и в каком возрасте начинать? На что обращать внимание?
Некоторые родители полагают, что разговоры с ребенком о нормах, в том числе и о нормах общения, стоит начинать не раньше трехлетнего возраста. Тогда ребенок уже не просто слышит, что ему говорят, но и понимает, осознает. Однако, по мнению большинства детских психологов, такой подход неверен. Закладывать основы вежливого общения надо начинать еще с пеленок. Малыш с самого начала своей жизни должен слышать «волшебные» слова, привыкать к ним. Пусть он еще сам не умеет разговаривать, но когда каждый день для него начинается со слов «доброе утро» или «здравствуй», а заканчивается фразой «спокойной ночи, хороших снов», то это постепенно входит в привычку. Ребенок привыкает к вежливой манере общения, как привыкает к маминой любви. Если каждая обращенная к нему просьба сопровождается словами «пожалуйста» и «спасибо», он начинает считать, что так и должно быть – всегда и везде. Соответственно, повышаются шансы, что, когда малыш сам заговорит, он без принуждения будет использовать вежливые обороты в своей речи.
Еще один важнейший фактор – личный пример. Как это ни банально прозвучит, но именно манеру общения родителей ребенок берет в качестве образца. Будет, по меньшей мере, странно требовать от ребенка разговаривать вежливо, если в его семье это не является нормой. Когда малыш постоянно слышит, что мама и папа обращаются друг к другу не с просьбами, а, скорее, с требованиями, что они не благодарят друг друга, часто общаются на повышенных тонах, то он неосознанно перенимает подобный стиль поведения. И, естественно, впоследствии переносит его на других детей и воспитателей в детском саду, на одноклассников и учителей в школе.
К сожалению, не все люди считают вежливость нормой общения. И рано или поздно ребенок столкнется с ситуацией, в которой взрослые дядя или тетя будут вести себя грубо. Разумеется, у малыша возникнет резонный вопрос к родителям: почему так происходит? Лучше избежать резких оценок в отношении невоспитанного человека, заодно объяснить ребенку, что не стоит судить незнакомых людей. Надо обязательно подчеркнуть, что хотя грубые люди и есть в мире, но их куда меньше, чем вежливых и воспитанных. И, скорее всего, они сами переживают из-за своей грубости. Малышу необходимо усвоить, что исключения из правил встречаются, но они только подтверждают это самое правило. И даже если к нему самому обращаются по-хамски, то не надо опускаться до этого уровня. Нужно быть вежливым всегда и со всеми. Особенно – с людьми старше себя, к которым следует обращаться на «Вы» и называть их по имени и отчеству.
Вежливость – это не особый дар. Ей можно и нужно учить детей.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей детей. В нашей стране остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения. Большая задача в воспитании нравственности у детей ложиться на нас, воспитателей. Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте, останется на всю жизнь. Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанный характер. В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и отношений любви к родному городу, селу, к Родине. В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому. Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература. «Чтение, - говорил В.А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. При ознакомлении со списком художественной литературы, который предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений. Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде взрослых, о животных и птицах и т.д. Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и воспитательную. Например, читая книгу С.Баруздина «Страна где мы живем» дети как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером. Они получают первые представления о красоте и богатстве, о силе и могуществе нашей страны. И такие ёмкие слова «Наша Родина», «Наша Россия» становятся для них более понятными, наполненными конкретными представлениями. Свои первые самые важные шаги в познании окружающего мира дети совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт, который накопило человечество. Взрослым многому надо научить детей. И не только всевозможным жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности, справедливости, трудолюбию. Взрослые могут добиться положительных результатов в воспитании, лишь доказывая правоту своих взглядов собственным примером и положительным примером окружающих людей. Успех воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. В решении этого вопроса книги оказывают неоценимую помощь. Книги рассказывают о той жизни, которой живут взрослые, показывают духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают, умеют и любят их родители. Возьмем стихотворение С.Михалкова «А что у вас?» Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой труда. Помогут в этом произведения С.Маршака «Ледяной остров», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», И.Винокура «Самолет летит» , И.Туричина «Человек заболел» и многие другие. Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны. И – самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек. Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и сложном процессе воспитания детей. Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется, чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги Я.Акимова «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности. Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения А.Борто «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо» , А.Гайдара «Сказка о военной тайне» , В. Тайца, В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова «На горке» и другие. Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства, желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они понимают их значимость. Их нужно ввести в мир природы, сделать его понятным, интересным, близким, необходимым. Дети не злые. Но я хочу рассказать об одном случае. Один мальчик ловил на полянке бабочек и запихивал их в спичечный коробок. На вопрос ему столько бабочек ответил, что они нужны ему для цирка, что он дрессировщик. Мальчик зажимал крылья бабочек пальцами и считал до 10, потом подбрасывал бабочку – бабочка вспархивала, но не взлетала и медленно садилась на его ладонь. Она вообще больше не могла летать, своей «дрессировкой» мальчик стер пыльцу с крыльев бабочки. - И сколько же их у тебя? - Да вот, уже 5! – и с гордостью показал. Мальчик, конечно, не знал что, делая все это, приносит непоправимый вред. Он просто не представлял, как надо вести себя с природой. Для того, чтобы дети научились подлинной, разумной любви к природе, ко всему живому нам помогают книги, рассказы и сказки о природе. Великим мастером рассказов о природе был В.Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» и другие. Все эти рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью. Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова, Г.Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения классиков – стихи А.Пушкина, С.Есенина, Никитина, Тютчева. Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги Маршака «Как печаталась ваша книга» , Шуртакова «Зерно упало в землю» и другие. И, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей положительных эмоций - у сказок. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка. Если добрая девочка из сказки Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу и он награждается ее серебром да бриллиантами за труд и заботу о нем, то ленивую завистливую девочку «награждает» только ледяной сосулькой, что является наказанием за лень и грубость. Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши. Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев. Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки Г.Х.Андерсена… и мн. др.авторов. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…
|
Предварительный просмотр:
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ ПЫТЛИВОСТЬ
(консультация для родителей)
Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Ее составление и отгадывание требует пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных параллелей. Загадка помогает наблюдать, воспринимать мир многогранно.
«Любознательная пытливость создавала загадку»
Народная загадка обладает большими возможностями для развития логического мышления детей. Формирует у них навык систематических наблюдений, передача этих наблюдений словом. Указывая на различные предметы, явления, действия людей загадка не называла их однозначно.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка, для скрытия своих мыслей, намерений, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилье, свою семью, свой скот и т.д. К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, не называя конкретно, а использовали загадку.
Загадка была не только «тайным языком», а с ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.
Загадки использовали в различных народных обрядах, посвящениях – юношей в воинов, свадебный обряд. Здесь загадку должны были отгадать дружки жениха и сам жених. Жениха не пускали в дом пока не отгадает загадки. В настоящее время традиции сохранились. Это своеобразный выкуп за невесту.
Роль экзамена загадка выполняет в песнях, сказках и других малых фольклорных жанрах. В русских песнях задаются коварные вопросы:
- Что растет без коренья? (камень)
- Что бежит без повода? (вода)
«Тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится средством обучения. В далеком прошлом были «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал. Обычно он проводился осенью, по окончанию сельскохозяйственных работ. На вечерах старшие загадывали загадки младшим, тематически их, группируя: о человеке, об одежде, о доме и т.д. Тематический отбор загадок облегчал их отгадывание. Такие уроки народной мудрости помогали детям во время развлечений усвоить знания, добытые многими поколениями.
В настоящее время загадки используются как средство обучения детей, организация их досуга. С развитием общества меняется тематика и содержание загадок:
- Летом обута, зимой разута. (Соха)
- Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос)
Загадка не оставляет без внимания и современные темы:
- Плывет в просторе, но не в море,
Кораблем зовется, а вокруг звезд вьется
(космический корабль)
Детям нравятся загадки за их разнообразие. Об одном и том же предмете, явлении и т.д. загадка может быть не одна:
- Серый зверек через кочки скок! (заяц)
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку!
(заяц)
Как жанр народного творчества загадка постоянно развивается, но продолжает сохранять традиции народной загадки: сравнения, сопоставления, опора на образ.
Современные загадки кратки, но в них использован словарь народного быта, их ритмы повторяют ритмы народных загадок:
- В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)
В настоящее время появились авторские загадки С.Я.Маршака, К.И.Чуковского:
- Был белый дом, чудесный дом…? (яйцо и цыпленок)
Отгадать загадку – найти решение задачи, т.е. совершить мыслительную операцию. В загадках перечисляются характерные признаки предмета, характеризуются времена года:
- Солнце печет, липа цветет, день прибывает.
Когда это бывает? (летом)
Загадка развивает умственную активность, быстроту реакций. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую зрелость – учить хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность – отгадать загадки.
Загадки придумывают и по сей день. Это очень увлекательное занятие. Попробуйте вместе с детьми.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ
«ОСНОВНЫЕ
ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Уважаемые родители!
Ваш ребенок для Вас - это ваше будущее, ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках.
И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы Ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, творчески активной и социально значимой личностью.
Для этого Вам просто необходимо придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих основных правил:
1.Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.
2.Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром.
Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него».
За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку!
3. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений.
Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, всё усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя и для всей семьи.
4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности.
Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Не страшно, если он сделает что-то не так: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них.
Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные.
Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куренья, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи.
Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.
Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями воспитателей, учителей.
Если вы не согласны с требованиями педагогов или они вам непонятны, обсудите вместе возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания.
Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность.
Конечно, необходим своевременный контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях.
Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие будет воспитывать у него личную ответственность.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье.
Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самого заботиться о своем здоровье, о физическом развитии.
Помните, что за годы обучения ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни.
Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные, периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении.
Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем Вам успехов в деле семейного воспитания!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Создание единого образовательного пространства через сотрудничество и взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями»
«Главное – вместе!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы по взаимодействию с родителями «Главное – вместе».
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада (дошкольного учреждения, дошкольной организации). Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с
родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество Организации с семьѐй, а ФГОС ДО является основой для
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Во вводимом сейчас Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования одной из задач, на которые направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Кроме того в ФГОС в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования указано:
«3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
…поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».
Это связано с тем, что именно семья является ближайшим окружением ребенка. Именно семья имеет определенную главную социальную функцию: первичная социализация ребенка. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей жизни. Исходя из этого, мы понимаем, что именно на родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя. Но так ли просто родителю перейти от социальной роли воспитателя к педагогической? К сожалению, это не так легко. А вот помочь справиться с возникающими трудностями может целенаправленное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Поэтому педагогам ДОУ необходимо проводить работу с родителями. Но не просто работу, а работу по формированию компетентности родителей в вопросах воспитания и образования своих детей.
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
-Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
-Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада;
-Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
-Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.
Предполагаемый результат:
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Весь процесс взаимодействия я строила на следующих принципах:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В 2015 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Также я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Я использую активные формы и методы работы с родителями:
-родительские собрания ("Давайте познакомимся!», "Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка « Игры с малышами в кругу семьи». «Секреты общения с ребенком в семье»
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
На родительских собраниях вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу.
Никогда не превращаю родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и педагогам. Родители видят во мне помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
- индивидуальные консультации («Детская застенчивость» (см. Приложение), «Характер ребёнка зависит от Вас» (см. Приложение), «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке» (см. Приложение), «Если ребёнок плохо ест» (см. Приложение), «Воспитание любознательности у детей» (см. Приложение) и др.);
Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны. Я смотрю на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.
- совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу» ;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»);
Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ.
Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
Итогом творческого задания «Сочиняем вместе сказку» - словесного творчества детей, родителей и педагогов детского сада - стала книга сказок о спорте и здоровье «Здоровье – это здорово! ». Её презентация прошла в каждой группе. Чтение сказок всем детям способствует развитию эмоций ребенка, который принял участие в сочинительстве, вызывает чувство гордости и за себя, и за своих родителей.
- Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
- совместное создание развивающей предметно – пространственной среды;
Также Мы стараемся вовлечь родителей в создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды группы. Конечно, не все родители не сразу откликнулись на наши призывы. Пришлось провести большую работу, для того чтобы донести до родителей важность такого взаимодействия. Сначала мы познакомили родителей с особенностями создания и основными принципами развивающей предметно – пространственной среды.
Показали родителям, что развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Родители помогли в оформлении основных «Центров активности».
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню,помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки , где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.
- работа с родительским комитетом группы;
Решает незначительные организационные вопросы, которые не требуют присутствия всех родителей.
Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел.
- беседы с детьми и родителями ("Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету» , где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
С этой целью наряду с традиционными формами, такими как размещение информации в родительских уголках в детском саду создан официальный сайт. На сайте ДОУ создана страничка нашей группы «Теремок», где размещена подробная информация о группе. Также родители узнают о важнейших событиях, новостях происходящих у нас , о праздниках, открытых занятиях, конкурсах, выставках.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
-спортивные досуги
- празднование дней рождений ;
-праздники, развлечения. -
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Одним из ярких праздников для детей был организован необычный утренник, посвящённый 8 Марта «Няня для козлят».
Родители приняли активное участие в подготовке и проведении праздника.
Они исполняли главные роли, шили костюмы, репетировали. А самое главное – родители раскрыли свои таланты и актёрское мастерство.
Этот семейный праздник доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими мамами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:
Группа | Количество семей | Количество родителей в группе | Родители-активисты | Родители- исполнители | Родители – наблюдатели |
1- младшая | 26 | 50 | 8 | 14 | 28 |
2- младшая | 26 | 50 | 12 | 22 | 16 |
средняя | 26 | 50 | 18 | 18 | 14 |
По результатам диагностики в группе на 39,1% увеличилось число родителей – активистов; на 7,3% выросло количество родителей – исполнителей, на 46,4% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
Поскольку проводимая работа по взаимодействию и сотрудничеству с родителями приносит положительный результат, мне представилось возможным поделиться своим опытом с коллегами на педагогических советах, консультациях, в форме мастер- класса.
В век информационных технологий стало возможным распространять опыт работы и в сети Internet: публикую материалы на образовательных порталах «Сеть социальных работников образования» и на сайте детского сада.
Поскольку мы с Вами работаем не первый год и занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать профессионалами в этой области. Предлагаю фрагмент деловой игры, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, выделить вопросы, требующие дополнительного изучения.
Первый конкурс «Разминка»: закончите фразу.
Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)
Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в… (работу)
Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).
Один из приемов активизации родителей. (Игра).
Опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. Это…(Анкета)
Жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка. Это…. (Семья)
Второй конкурс «Верно ли утверждение»
1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)
2. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься….)
3. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)
5. Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)
6. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).
Пятый конкурс «Назови три самых…» ласковых слов ребенку, лучших слов выражения благодарности родителям, типичных замечаний детям, ценных качеств личности родителя, удачных слов-приветствий родителям, хороших качеств личности ребенка.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В этом году в работу внедрила новую форму «Университет для отцов» (реализация проекта). Основные задачи:
- Довести до отцов истину, что им принадлежит право и обязанность воспитания их детей.
- Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах.
- Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития своего ребенка.
- Помочь отцам научиться уважать ребенка как личность,развивать его творческие способности.
- Использовать икт на собраниях с фотоотчетами
- Наметить планы и разработать креативную идею создания инновационного проекта «Электронное портфолио для наших воспитанников
- Организовать презентацию сайта
- Провести сравнительный мониторинг уровня заинтересованности родителей во взаимодействии с ДОУ.
- Подготовить отчетный фильм «Как мы прожили год»
В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.