Методическая копилка
Мы не геологи, мы не искатели,
Не колесим лесную глушь.
Но труд в почете наш, мы - воспитатели,
Мы - инженеры детских душ!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия в средней группе «Теремок»
«Здорово здоровым быть»
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
-знакомим детей с возможностями здорового образа жизни: гигиенических процедур, физических упражнений и движений, закаливания.
- воспитывать интерес к здоровому образу жизни: потребность в ежедневной двигательной деятельности, в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, витаминов;
- Создать положительное эмоциональное настроение, развивать мыслительную активность, воображение, познавательный интерес.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну "Здоровье".
Но сначала отгадайте загадку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
Из-за ширмы появляется доктор Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, правильно ли я попал к вам. Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята средней группы детского сада собрались в прекрасную страну "Здоровье"!
Дети отвечают, что Айболит пришел по адресу.
Воспитатель: Доктор Айболит, мы очень рады, что ты пришел к нам на помощь. Это очень хорошо, что у нас будет такой прекрасный экскурсовод по стране "Здоровье".
А вы знаете ребята, кто такой экскурсовод? Экскурсовод –это человек проводящий экскурсию(рассказывает, поясняет, показывает ,сопровождает)
А сейчас мы с вами садимся в машину и поедим в страну «Здоровья».
Физкультминутка :
В машине, в машине шофер сидит
Едет машина и гудит
В машине, в машине полно детей
Едут ребята в окошко глядят
Вот лес, вот поляна, вот речка бежит
Стой машина би-би-би.
Воспитатель: Вот мы и приехали с вами в страну «Здоровье»,выходите.
Айболит: Ребята, а вы знаете, что такое здоровье?
А у здоровья есть друзья? Назовите их.
Ответы детей.
Айболит: Правильно, ребята! Это солнце, воздух и вода.
Воспитатель: С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, закаляться, делать зарядку , кушать витамины и быть сильным! А также нужно еще знать и выполнять правила личной гигиены.
Там, где грязь, живут микробы.
Мелкие – не увидать.
Их, микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверюшек
Жить предпочитают в нас.
Айболит: Ребята,а что же нужно делать, чтобы победить микробов?
Дети:
-Соблюдать чистоту (гигиену) тела
-Соблюдать чистоту одежды
-Соблюдать чистоту дома
-Правильно питаться!
Айболит : Давайте, поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать какие продукты «полезно» есть, а какие «вредно» есть.
Ответы детей.
Айболит: Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Айболит: Послушайте, ребята.
Витамины нам полезны,
Это точно знаю.
Только их не из таблеток
Я употребляю.
Получаю их из пищи
Вкусной и полезной.
Где же прячутся они?
Очень интересно.
Айболит: Как вы думаете, ребята, в каких продуктах живут витамины?
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть .Витамин А содержится в каких продуктах ?
Дети (капуста, помидор, морковь).Правильно!
Если вы хотите чтобы наши кости и зубы были здоровыми. Витамин Д (яйцо, молоко, творог, рыба, картофель)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми. Витамин С (лимон, лук, смородина)
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит .Витамин В содержится (мясо, яблоко ,хлеб)
Ответы детей.
Айболит:
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!
Айболит: Молодцы, ребята мне с вами было очень интересно! Наше путешествие подходит к концу. Но у меня есть для вас сюрприз. Достает баночку с витаминами и раздает детям.
Прощаемся с Айболитом.
Садимся в машину и едем в детский сад.
Предварительный просмотр:
Конспект на тему «Праздник Пасха».
( средняя группа )
Цель : - расширить знания детей о весне , весенних народных
праздниках , формировать представления о традициях ,
живущих несколько тысячелетий ;
- воспитывать интерес к народным традициям , праздникам ;
- активизировать в речи слова : Пасха , кулич , крашенное яйцо ,
- традиция, * крашенки * ;
- закреплять весенние приметы , умение делать логически
- связанные выводы на основе своих наблюдений , знаний;
- развивать мелкую мускулатуру рук – рисовать концом
кисти ;
- развивать фантазию , воображение , речь :
Материал : крашенные яйца , иллюстрации о Пасхе , кисти , заготовки
яиц.
Предварительна работа :
- беседа о весне , загадывание загадок , чтение стихотворений ;
- наблюдения изменений в природе весной ;
- беседы с родителями о традициях проведений праздников
в их семьях .
Ход .
Воспитатель загадывает загадку о весне :
Тает снежок , зеленеет лужок ,
День прибывает .
Когда это бывает ?
( Весной )
Воспитатель предлагает детям вспомнить весенние приметы ( тает снег , зеленеет трава , деревья , прилетают птицы и т. д.
ИГРА * Хорошо – плохо *
( на основе ТРИЗа анализируется весенние явления в природе )
Вос – ль : Какие весенние праздники вы , знаете ? Какие отмечаются
в вашей семье ? Что вам , нравится в этих праздниках ?
Дети : - Проводы Зимы, Масленицу ,Стретенье , Благовещенье ,
Егорьев день .
Дети объясняют свои ответы , дополняют друг друга.Воспитатель предлагает рассмотреть с детьми небольшую выставку , посвященную одному из весенних праздников , а какому – нужно подумать ? Все вместе рассматривают открытки , расписные яйца , иллюстрации .
Вос –ль : Догадались , какой же есть ещё весенний праздник , пришедший
к нам из старины ?
Дети : Пасха .
Вос – ль : Расскажите ,пожалуйста , что вы , знаете об этом празднике .
Дети отвечают , дополняют рассказы друг друга .
Воспитатель подводит итог детским рассказам , предлагает рассказ о Пасхе , о её символе – яйце .
Пасху начали отмечать 5 - 6 тысяч лет назад , весной. Пасха совпадала с языческим праздником- возрождением весенних сил природы. Вот и красят яйца по весне . * Крашенку * зарывали в зерно – к богатому урожаю. Простой народ обменивался яйцами , * христосовались * , бились яйцами . Готовили на праздник и творожную массу – Пасху . В старину вместо творожной массы готовили пресные лепешки – опресники , позже – куличи .Пасху всегда отмечают весной .Символ её – крашенное яйцо . Славяне считали , что яйцо обладает таинственной силой , которая якобы переходит на все , к чему оно прикасается .Крашенными яйцами христосовались , носили на могилу умерших предков . Яйцо красили в красный цвет , творожной массе придавали форму , а наверху писали букву * Х * и * В * ( Христос воскрес ) . Сейчас яйца можно раскрашивать в любой цвет , украшать , расписывать.
Воспитатель ещё раз предлагает рассмотреть расписные яйца .
ИГРА * Цветные фантазии *
(дети рассказывают , какие цвета – настроения возникла у них после рассказа о Пасхе , как бы они раскрасили Пасхальные яйца ).
Дети выбирают акварельные или гуашевые краски и расписывают яички кто , как хочет .
В конце занятия организуется выставка * Пасхальные яйца *.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
тема: «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ»
Предлагаемые упражнения пальчиковых игр и упражнений с бумагой, шнурком, бусами, резинкой, спичками активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Эти упражнения – замечательная возможность помочь нашим воспитанникам:
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо:
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности невербального общения.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как Вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти «манипуляции» ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать предмет из рук. По мере созревания мозга, этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное, интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
На кистях рук расположено множество акупунтурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Сорока-белобока», «Ладушки». Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать; обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Терпения и удачи Вам в занятиях с детьми.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 519
ДОШКОЛЬНОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ УЛ.ГУРЬЯНОВА, Д.85
__________________________________________________________________________________________
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
тема: «РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Составила
Инструктор ФИЗО: С.В. Девяткина
Умение ориентироваться в пространстве, координировать свои движения способствует быстрому овладению новыми движениями и их сочетаниями, а также умению действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво. О высоком уровне развития координации движений свидетельствует хорошее выполнение детьми движений в подвижных играх с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с обеганием препятствий, спуск с горки на санях с быстрым поворотом внизу). Умение ориентироваться в пространстве помогает ребенку затрачивать на выполнение заданий минимальное время. Иногда нужно задержать ответное действие, то есть не всегда целесообразно действовать немедленно. Так, в игре «Два мороза» успеха достигает гот, кто умеет выждать, пока Мороз перебежит за играющими на другую сторону и перебежать за его спиной.
Координация движений и ориентировка в пространстве в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности ребенка различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки.
Координация движений необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно в ловле и увертывании), спортивных упражнениях. Умение ориентироваться в пространстве помогает ребенку быстро выполнять правила игр, быть ловким при обегании препятствий, испытывать чувство равновесия при ходьбе с кубика на кубик. Одним из проявлений хорошей координации движений является умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении.
Показателями развития у ребенка координации движения может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами, с обеганием препятствий.
На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элементы новизны и в те движения, которыми дети владеют. Например, в бег включить поворот кругом по сигналу, при спуске на санках поднять мешочек с песком, снежок или проехать под натянутой веревкой. Ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения. Дети должны уметь применять освоенные умения в игровой ситуации (например, способы бросания и ловли мяча, прыжки) или в более сложных условиях местности - бег или ходьба на лыжах по парку, лесу, на склонах и горках.
Для детей дошкольного возраста существуют разнообразные методические приемы, повышающие проявления двигательной координации и ориентировки в пространстве.
1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя, прыжки из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
2. Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.
4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях. Можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски, катать и бросать резиновый мяч или более тяжелый набивной.
5. Выполнение согласованных действий с несколькими участниками (вдвоем, втроем, держась за руки садиться и вставать, выполнять поворот, прыжки, наклоны, держась за большой обруч или шест: поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и поднимать всей группой, держась за длинную веревку).
6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки, ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на нее предметы, усложненные прыжки со скакалкой, с различным движением рук.
7. Усложнение условий игры. Например, в игре «Ловишка с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: одни – красные, а другие – синие. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем, как ловить, должен пролезть под дугу.
На одном занятии используется небольшое количество упражнений для развития ориентировки в пространстве и координации движений. Но они, по возможности, должны быть на каждом занятии, в разных его частях. 'Гак, во вводной части можно иешхшзовать ходьбу и бег змейкой, с поворотом. На другом занятии в комплекс общераз-вивающих упражнений включаются упражнения в бросании и ловле мяча, пролезание в обруч. В основной части используется ходьба по узкой стороне скамейки, прыжки с поворотом. На другом занятии в подвижной игре можно предложить задание попасть мячом в убегающих («Охотники и зайцы»), собрать большее количество ленточек («Ловишки с ленточкой»), преодолеть на бегу препятствия («Кто скорее через обруч к флажку»).
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов .
«Значение словесных игр в детском саду»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.
Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.
Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.
Словесные игры для детей средней группы.
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т.п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.
Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленные у детей представления об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре всё чаще поручается то одному, то другому ребёнку.
Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.
И сейчас я хочу привести примеры некоторых словесных игр, проводимых в средней группе.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Цель игры: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем. Тот из вас, кого вы выберем водящим, выйдет из комнаты. А мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернётся, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». А мы ему в ответ: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. – «Дрова пилите». – «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали» - спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать (умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино…)
(Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов).
«Мыши»
Цель игры: развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Ход игры.
Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой».
Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Всё погрызли, всё поели.
Всюду лезут – вот напасть!
Доберемся мы до вас.
Берегитесь вы, плутовки!
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
«Воробушки и автомобиль»
Цель игры: упражнять в правильном звукопроизношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Ход игры.
Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит «уууу». Как сигналит автомобиль?» - «Уууу», - повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, - продолжает воспитатель.
Я – автомобиль, а вы все – воробушки.
Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с берёзы.
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
- Когда я скажу слово «прыг», вы встаёте со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик», вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать. А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнёздышки.
Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.
«Кто в домике живёт?»
Цель игры: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Ход игры.
Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5).
Дети изображают знакомых им птиц и животных.
Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит животное (птица), которое они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живёт?» Дети отвечают: «Му-му-му …» А воспитатель должен угадать с помощью других подгрупп детей кого из животных (птиц) изображают ребята.
Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
«Гуси»
Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Ход игры.
Воспитатель: «Ребята, вы будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасётесь вот здесь на травке (показывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом».
Воспитатель:
Тет-тет-тет,
Гуси белые, гуси серые,
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули,
Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают.
Действия детей: вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками. Все вместе произносят: «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»
Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.
«Так бывает или нет?»
Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры.
Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
Примерные рассказы:
Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.
У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.
Предварительный просмотр:
ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА
Игры и занятия с цветными палочками Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые. Описание Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально). Вопросы – Какого цвета палочки? – Сколько розовых палочек? Сколько голубых? – Покажите пальчиком длину вашей змейки. – Чья змейка длиннее? Чья короче? Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные. Описание Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник. Вопросы – Какого цвета треугольники? – У кого из вас треугольник большой? У кого маленький? – Какие треугольники по величине? – Почему получились разные треугольники? – Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка). Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка). Описание Дети сидят напротив друг друга. У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая. Вопросы и задания – Сколько всего палочек на подносе? – Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую. – Сколько палочек каждого цвета? – Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.) Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца. По окончании работы педагог уточняет: – Чей поезд длиннее? – Назовите по порядку цвет каждого вагона. – Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их? – Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету. Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка. Описание Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально). Задания – Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх. – Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже. – С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий? Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»). Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка). Описание На подносе лежат палочки двух цветов. Задания – Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета? – Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.) – Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.) – Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое… Вопросы – Сколько желтых «полотенец»? (Много.) – Сколько красных «полотенец»? (Много.) – Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.) – Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.) Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка. Описание Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!» Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.) Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой?(Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика». Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.)Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку». Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка. Описание Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок. Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу. Вопросы и задания – Что получилось? (Дом.) – С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом? – Сколько всего домов? – Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий? – Между какими домами расположен голубой дом? – Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме? – Сколько всего окон? – Какие окна по величине? Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3. Описание Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске. – Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.) – Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.) – Что больше – один или два? – Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки. – Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета? (Голубого.) – Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.) Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и белая или три белые). Воспитатель говорит: – Розовая палочка обозначает число два, а голубая – число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка. Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три. – А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками. – Назовите цифры по порядку. – Какое число больше – один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух? – Какое число больше – два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух. – Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке. Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые. Описание Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный». Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны. Вопросы – Сколько получилось треугольников? – Расскажите, как расположены треугольники. – Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого. – Который по счету красный треугольник? Голубой? – Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет. Цель. Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. Материал. Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки. Предварительная работа. Рассматривать с детьми картинки с изображением цветов; уточнять названия цветов, строение цветка. Описание Педагог предлагает детям превратиться в художников и выложить на столе цветы из палочек. Из больших палочек каждый ребенок делает вокруг цветка рамку, чтобы получилась картина. По завершении работы можно придумать название для каждой картины («Мой любимый цветок», «Ромашки»). Работа парами – Определить соответствие рамки размеру цветка. – Сравнить цветы по цвету, величине, форме. Занятие заканчивается осмотром «выставки цветов», любованием картинами, размышлениями о том, кому их можно подарить. Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10 красных. Описание Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?» Вопросы – Какой формы флажки? – Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы? – Сколько всего фигур? – Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы? – Какие стороны треугольника? (Равные.) Как это проверить? – Какая сторона длиннее – сторона прямоугольника или сторона треугольника? Как это можно узнать? Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка. Описание Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца». Вопросы и задания – Какого цвета «бусинки» в этой цепочке? – Какое число обозначает каждый цвет? – Какое число обозначает самая длинная «бусинка»? – Цепочка разорвалась, и «бусы» рассыпались. Перемешайте все «бусинки». Как узнать, каких «бусинок» больше? Меньше? – Что для этого надо сделать? Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать «бусы» снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить их. Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4; цифры; карточка. Описание Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает ребятам выполнить эту работу самостоятельно. Должно получиться 3 ступени. – Сколько всего ступенек? – Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.) – А теперь найдите красную полоску и добавьте еще одну ступеньку. – Которая она по счету? (Четвертая.) – Какое число она обозначает? (Четыре.) Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре. – На сколько число три меньше числа четыре? (На один.) – Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых. – Что больше: одна красная палочка или четыре белых? (Одинаково, поровну.) Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками цифры от 1 до 4. – Назовите их по порядку. – Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной? – Скажите, какое число самое большое? – Какое число самое маленькое? – На сколько два больше одного? – На сколько четыре больше трех? – На сколько один меньше двух? – На сколько два меньше трех? – Каким цветом обозначается число четыре? Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5. Описание На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание: – Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры. – Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.) – Какой цвет обозначает число три? (Голубой.) – Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.) – Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.) – Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.) – Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.) – Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.) – Какой столбик выше – четвертый или пятый? (Пятый.) – На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех? – Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените. – Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике? Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После цифры четыре.) – Назовите все цифры по порядку. Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти. Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета. Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая. Описание Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была. Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку: Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только есть одно окошко, Не пролезет даже кошка. Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить. Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОГУЛКА.
- Наблюдение за берёзой.
Цели: продолжать знакомство с берёзой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
- воспитывать бережное отношение к дереву, как к живому объекту природы.
Ход наблюдения:
После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи,
И березка ожила
От весеннего тепла.
Дышит, стоя на пригорке,
Прилетают к ней тетерки.
Полно, белая, тужить,
Хорошо на свете жить.
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Вопросы детям:
- Что происходит с деревьями весной?
- Почему берёзу называют белоствольной?
2.Трудовая деятельность:
Уборка участка от сухих веток.
Цель: Учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Предложить собранные веточки поставить в группе в воду и в дальнейшем за ними наблюдать.
3.Подвижная игра « Золотые ворота»
4. Индивидуальная работа:
Назовите перелётных и зимующих птиц, причины улёта, отличия внешнего вида.
Цель: Закреплять знания о перелётных и зимующих птицах;
- воспитывать интерес и любовь к пернатым;
- уметь выделять признаки живого организма.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным инвентарём.