Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе №4 "Земляничка"
В группе имеется плазменный телевизор для показа мультимедийных презентаций и образовательных программ. В личном пользовании имею компьютер с доступом к сети интернет, цифровой фотоаппарат.
Работая воспитателем, я всегда отчётливо понимаю, что на мне лежит большая и значимая ответственность за воспитание и развитие детей. Я уверена, что сделала правильный выбор. Когда вижу желание своих воспитанников с удовольствием приходить в группу, когда ребята делятся со мной своими секретами и принимают мою поддержку, когда родители моих воспитанников выражают свою признательность, а другие стремятся отдать ребёнка непременно ко мне в группу- я понимаю, что не зря посвятила себя дошколятам и своей профессии.
Для реализации программ в группе создавалась соответствующая предметно-развивающая среда с привлечением родителей для ее пополнения и обновления.В связи с введением ФГОС ДОвозникла проблема, соответствия всей совокупности требований к среде, которые обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и направленны на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, которая согласно должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Предметно-игровая среда в нашей группе организовалась таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу не жесткого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети самостоятельно пользуются при необходимости бумагой, красками, карандашами, природным материалом, костюмами и атрибутами для игр-инсценировок. Есть уголок уединения под шатром, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии, поиграть антистрессовыми игрушками и просто посидеть на подушечках, и отдохнуть от детского коллектива. Дети сооружают любые постройки или перегородки при необходимости, зонируя своё пространство и создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается трансформируемость и вариативность среды, т. е. создание своего личного пространства.В группе мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства дает мне возможность приблизиться к позиции ребенка. В предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные (коллекции шишек, камней). В уголке природы дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты и эксперименты. Вместе со мной или младшим воспитателем дети пересаживают и поливают цветы. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. В уголках детского экспериментирования они исследуют песок, воду, краски и фиксируют результат эксперимента с помощью зарисовок в дневниках, картах наблюдения. Основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магниты, весы, микроскоп, компас и т. д.). Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: магниты, пружинки, увеличительные стекла, весы и другие технические устройства, модели, предметы для опытно-поисковой работы. В группе включены материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков мы оборудовали зону конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет им строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на ковре. Для девочек чаще разворачиваем игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяем для этого большую часть группы. В группе организуются тематические выставки детского творчества (рисунков, поделок детей и родителей). Взрослые с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка.
Гибкое зонирование позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, конструированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Имеется уголок уединения, в котором дети по желанию могут отдохнуть от суеты группы. Оснащение помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Созданная эстетическая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Использую детский дизайн, совместно с детьми украшаем группу и приёмную созданными работами, поделками к праздникам, событиям, мероприятиям; оформляю творческие выставки детей.
Таким образом, дошкольное детство - самый важный период жизни человека, в котором каждый период ценен сам по себе, поэтому, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития. Создать такие условия, в которых образовательный процесс не превращался бы в уроки за партой, а становился неотделимой частью игровой деятельности ребенка.