Справочный материал для учащихся
Справочный материал, необходимый ученикам для работы на уроках, подготовке к контрольным и проверочным работам, подготовке к экзаменам, олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План анализа прозаического произведения | 19.93 КБ |
План анализа поэтического произведения (восприятие) | 14.74 КБ |
Памятка анализа поэтического текста | 16.58 КБ |
Средства художественной выразительности, стилистические фигуры, тропы | 58 КБ |
Нормы русского языка | 13.7 КБ |
Основные разделы науки о языке | 15.08 КБ |
Свойства хорошей речи | 15 КБ |
Основные виды ошибок | 15.27 КБ |
План фонетического разбора слова | 52.57 КБ |
План морфемного разбора слова | 18.17 КБ |
План морфологического разбора слов разных частей речи | 16.39 КБ |
План синтаксического разбора предложения | 26.81 КБ |
Памятка по выполнению домашнего задания | 13.7 КБ |
ОГЭ: говорение (устное собеседование) | 749.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант №1 (краткий).
- История создания.
- Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- ДЛ (действующие лица);
- события.
- Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
- экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
- завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка;
- эпилог.
- Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
- Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
- Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и ее раскрытие;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык;
- использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
- Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
- Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
- новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
- повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
- роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
- роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
- эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
Вариант №2 (подробный)
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения.
3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).
4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
Например:
а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности.
а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.
Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.
- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.
- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.
- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
- Портрет.
- Интерьер.
- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
- Роль художественных деталей для характеристики героя.
- Приём антитезы.
- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
- метафоричность языка;
- эпитеты, сравнения;
- образный параллелизм;
- аллитерации; и т. д.
8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.
Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».
Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.
Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.
Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.
Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.
Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.
Предварительный просмотр:
План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция).
Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом):прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт.
По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской лирике. Но иногда одного произ-я присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Основная мысль – это то, что хотел сказать автор в своем произведении.
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие ("Словарь литературоведческих терминов"). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм и т.д.).
Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста -ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте не должно быть непонятных слов (архаизмы, историзмы или просто незнакомые слова). Во-вторых, то или иное слово может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста: план, содержание, примерные клише
1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).
Стихотворение ....... (название) написано ........ (автор, год написания).
Поводом для его создания послужило ..........
Произведение посвящено ...... (адресат), о чём свидетельствует ....... (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).
Основными особенностями творчества художника являются ........., и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.
Будучи написанным в рамках .......... направления, стихотворение отличается ...........
Стихотворение наполнено чувством .........(одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).
По прочтении произведения остаётся ......... (радостное/грустное, светлое/тягостное) впечатление.
2. Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация и т. д.).
Жанр произведения можно определить как ...........
По своим особенностям произведение относится к жанру ..........
Жанр стихотворения определяет особенности .......... (тематики, проблематики, композиции,, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.
3. Тема (то, о чём повествуется в произведении).
По характеру содержания стихотворение относится к ........ (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.
Темой произведения поэт избирает ..........
Тематика стихотворного произведения является ......... (традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для ....... (данного автора, литературного направления, литературы в целом).
В произведении можно проследить присутствие традиций .......... (других авторов).
4. Идея и проблематика (основная мысль произведения, к чему призывает автор).
Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема ...........
Основная идея стихотворения заключается в .......... и выражена в строках: ............
5. Лирический герой стихотворения (особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).
Образ лирического героя является выразителем ....... (мыслей, чувств, идей автора).
Лирический герой стихотворения размышляет о ..... (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).
В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.
6. Композиция:
- § линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
- § кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
- § зеркальная (основана на «зеркальном» отображении поэтических строк);
- § контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
- § параллельная (основана на сравнении, сопоставлении явлений);
- § анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).
По характеру построения композицию стихотворения можно назвать .............
В стихотворении можно выделить .... (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется ...... (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами и т. д.).
7. Система образов
В стихотворении выведены образы ........... (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).
Образы стихотворения отличаются .......... (конкретностью, символичностью, многоплановостью, неоднозначностью толкования и т. д.).
8. Художественно-изобразительные средства произведения (тропы и фигуры).
Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства, среди которых следует назвать ........ (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): ......... (Примеры).
Художественно-изобразительные средства придают стихотворению .......... (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.).
9. Ритмико-интонационные особенности стихотворения (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)
Стихотворение состоит из ... строф, в каждом из которой строки связаны ......... (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.
Размер стихотворения – ......... (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению ........... (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).
Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков ......, который/которые создаёт/создают ощущение ...... (плавности – [л], [в], [э], шёпота, шуршания – [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома – [м], [р], жужжания – [ж], [з], журчания ручья – [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.).
10. Краткий вывод, обобщение
Таким образом, данные особенности стихотворения позволяют назвать его........(традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).
В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как...(лиричность, музыкальность, образность и т. д.)
Предварительный просмотр:
Средства художественной выразительности языка. Эпитет (греч. эпитетон - приложение) – определение, прилагаемое к названию предмета, действия, явления, чтобы обозначить его характерные свойства и придать ему образную художественную выразительность в соответствии с творческим замыслом автора: Зеленый шум (Н. Некрасов) Медный всадник (А. Пушкин) Тяжело – звонкое скаканье (А. Пушкин) Прощай, свободная стихия! (А. Пушкин) Метафора (греч. метафора - перенесение) – определение явления, предмета, события свойствами или приметами другого явления, предмета, события по смысловой схожести.; употребление слова в переносном значении, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству; часто называют ее «скрытым сравнением» Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха. На Руси не все караси, есть и ерши Изба – старуха челюстью порога / жует пахучий мякиш тишины… (С Есенин) Метонимия (греч. переименование) – употребление слова в переносном значении, при котором перенос происходит по смежности предметов. Шипенье пенистых бокалов (А Пушкин) (шипят не бокалы, а шампанское в них) Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) Синекдоха (греч. соотнесенность) – основано на подмене целого его частью. Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин) (волны – море; флаги – иносказательный образ кораблей) Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью более полной его характеристики; построено при помощи союзов КАК, ТОЧНО, БУДТО или творительного падежа имени существительного. Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный… (И. Бунин.) Олицетворение – разновидность метафоры, уподобление неживого предмета живому. Сквозь волнистые туманы / Пробирается луна… (А. Пушкин) Парадокс – ( греч. – парадоксус – неожиданный, странный) – прием утверждения, противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения, либо для выражения своего несогласия. Тише едешь – дальше будешь. Ничего не делать – очень тяжелый труд. (О. Уайльд) Горе от ума (А. Грибоедов) Перифраз – (греч. пери – вокруг, фразо - говорю) – близок с метонимией; обозначение образа, предмета или явления, не называя его, а описывая его приметы или признаки. Три ярких глаза набегающих… (А. Блок) (при описании надвигающего поезда) Аллитерация – (лат.- ал – к, при; литера - буква) – прием звукописи: усиление выразительности стиха или прозы повторением согласных звуков. Тоска разлилася по Русской земле… («Слово о полку Игореве») И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов… (А. Ахматова) Ассонанс – (фр. - созвучие) – повтор в строке, в строфе, в фразе однородных гласных (чаще всего ударных) звуков. Россия! В злые дни Батыя / Кто, кто монгольскому потопу / Возвел плотины, как не ты? (В. Брюсов) Анафора (единоначалие) – (греч.) – прием повторения схожих звуков, слов, языковых построений в начале смежных строк или строф. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди когда других не ждут… (К. Симонов)
Синтаксические фигуры Нестандартные связи слов Эллипс – (греч. - оставление) – имитация разрыва грамматической связи, заключающейся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается. Используется в эпосе и драме при построении диалогов. Также для выражения стремительности: Татьяна ( ) ах! А он ( ) реветь (Пушкин А.) Анаколуф (греч. - непоследовательный) – неверное использование грамматических форм при согласовании, управлении Стой, братцы, стой! Ведь вы не так сидите! (Крылов) Силлепс – (греч. – сопряжение, захват) – синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде однородных членов предложения: Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках (Тургенев И.) Алогизм – (греч – а - отрицательная частица; логизм - разум) – синтаксическое соотнесение семантически несоотносимых частей фразы с помощью служебных элементов, выражающих логическую связь: Автомобиль быстро ездит, зато кухарка лучше готовит (Ионеско) Амфиболия – (греч. – двусмысленность, неясность) – синтаксическая неразличимость подлежащего и прямого дополнения, выраженных существительными ли сходными формами Слух чуткий парус напрягает (О. Мандельштам) Риторический вопрос - высказывание утверждения в вопросительной форме. Какая ложь, какая сила Тебя, прошедшее, вернет? (Блок); Анноминация – (греч. - подобословие) – повтор однокоренных слов: Думаю думу свою… (Некрасов Н.) Градация - (лат. - ступеньчатое повышение) - стилистическая фигура, состоящая из последовательно нарастающей группы слов, выражений, относящихся к одному предмету. Пришел, увидел, победил. (слова Цезаря) В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов (А. Грибоедов) И где - ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин) В заботе сладостно-туманной Не час, не день, не год уйдет» (Баратынский) Полисиндетон (греч. - многосоюзие) – И жизнь , и слезы, и любовь (Пушкин) многопредложие «О доблестях , о подвигах, о славе» (Блок) Асиндетон (греч - бессоюзие) – Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья (Фет)
| Гипербола – (греч. – хипербола – перевес, излишек) - художественное преувеличение либо всего явления, либо его деталей – для наиболее полного раскрытия сути явления поражающим воображение читателя впечатлением. Широко используется в былинах. Его зарыли в шар земной… (С. Орлов) На Дунае Ярославнин голос слышится («Слово о полку Игореве») Литота – (греч. – литотес - простота) – художественное преуменьшение явления или его деталей. Мальчик с пальчик «мужичок… в больших рукавицах, а сам с ноготок» (Н. Некрасов) Аллегория – (греч. - иносказание) – изображение отвлеченного, абстрактного понятия в конкретной форме. Широко используются в баснях, притчах. Геракл – аллегория силы и мужества. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть вредна, гнусна, да только все не впрок » (И Крылов) «Ревизор» (Н. Гоголь) «Недоросль» (Д. Фонвизин) Оксюморон (оксиморон) – (греч. – остро - глупое) - вид парадокса, словосочетание, составленное из слов противоположного значения для придания большей выразительности образу. Молодая старуха (Ф. Достоевский) Живой труп (Л. Толстой) Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно обнаженной (А. Ахматова) Стык – объединение стихов, строк повторением последнего слова или словосочетания предыдущей строки и начале следующей. Еще что же я там видел? Видел чудо чудное. / Чудо чудное я там видел, диво дивное / Диво дивное – тело белое, / Тело белое – молодецкое. Умолчание – литературный прием недоговоренности, подчеркивающий эмоциональность речи, дающий возможность читателю осознать и почувствовать скрытое. Я знаю никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они – кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же… Цезура – (лат. – рубка, рассечение) – ритмически переламывающий стих словораздел на постоянном месте, делящий стих на две (три) части. Поэт, не дорожи // любовию народной. / Восторженных похвал // пройдет минутный шум. Эвфемизмы (греч. – эу – хорошо, феми - говорю) – слова или выражения, употребленные для замены слов или выражений неприличных, грубых, интимных, употребить которые неудобно. Я высморкалась – я облегчила себе нос, Я вспотела - я обошлась посредством пластка (Н. Гоголь)
Гротеск – (фр. - причудливый) – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Эпифора - (греч. — повторение) — стилистическая фигура, противоположная более часто встречающейся в поэзии анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, например: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) Амфиболия – (греч. – двусмысленность, неясность) – синтаксическая неразличимость подлежащего и прямого дополнения, выраженных существительными ли сходными формами Слух чуткий парус напрягает (О. Мандельштам) Гендиадис (греч. – одно через два) – сложные прилагательные разделяются на составляющие части: тоска дорожная, железная (А. Блок) Эналлаг – (греч. - перемещение) – перенос определения на слово, смежное с определяемым Знакомый труп лежал в долине той… (М. Лермонтов) (труп знакомого человека, а не человек, знакомый герою как труп) Параллелизм — такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли, соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. Твой ум — глубок, что море, Инверсия – (лат. – инверсио – переворачивание, перестановка) – отступление от обычного, принятого порядка слов в предложении в целью особой выразительности. Вознесся выше он главой непокорной / Александрийского столпа… (А Пушкин) Стык- Кольцо, охват – повтор, при котором начальный элемент синтаксической конструкции воспроизводится в конце следующей: Мутно небо, ночь мутна… (А. Пушкин) Шаганэ ты моя, Шаганэ… (С. Есенин) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок) Тавтология (греч. – то же самое слово) или плеоназм (греч. - излишек) – синтаксическая фигура повторяется слово или дублируется значение лексического элемента: злая пуля бандитского зла Стихосложение – (греч. – ряд, строка) – сложение стихотворных строк, рядов; сложение стихотворной строки, слов с помощью слогов. Силлабическое стихосложение – стихосложение, основанное на определенном количестве слогов в стихотворной строке. (сложники) Тоническое стихосложение (тон - ударение) – стихосложение, основанное на количестве ударных слогов в стихотворной сроке (ударники) Силлабо-тоническое стихосложение - стихосложение, основанное на чередовании ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Имеются такие виды стиха, в которых роль слога снижается или упраздняется. Например, вирши – стихи с разным, произвольным количеством слогов и расположены они неупорядоченно. Стихи могут быть белыми – лишенными рифм, свободный стих (верлибр) – не имеет ни рифмы, ни определенного размера. Такие стихи были распространены в 16, 17 веках. В 17 веке популярен был досиллабический стих – в нем произвольное количество слогов в строке и постоянная рифма – парная. В 17 веке возникает стопное стихосложение. Стопа – сочетание двух или трех слогов, расположенных в определенном порядке. Размеры Двусложные трехсложные Спондей - - дактиль / - - Пиррихий / / амфибрахий - / - Хорей - / анапест - -/ Ямб / - бакхий / - - Палимбакхий - - / Трибрахий / / / Тримарк - - - Дольник – стихотворный размер, в котором сильные (ударные) слоги расположены таким образом, что между ними могут разместиться один или два слабых (неударных) Гекзаметр – разновидность дольника (дактило-хореический стих)строка гекзаметра совпадает с шестистопным дактилем. |
Предварительный просмотр:
НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ
ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И УДАРЕНИЙ В СЛОВАХ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В СВОЙСТВЕННОМ ИМ
ЗНАЧЕНИИ, ПРАВИЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ
ПО СМЫСЛУ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ
ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВ, ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЗБРАННОМУ СТИЛЮ
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ
ПРАВИЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
ПУНКТУАЦИОННАЯ
ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/06/14/oformlyaet-stend-v-kabinete-russkogo-yazyka
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ
О ЯЗЫКЕ
- ФОНЕТИКА ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ
- ГРАФИКА
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ
- ЛЕКСИКА
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ, ГРУППЫ СЛОВ ПО
ЗНАЧЕНИЮ И УПОТРЕБЛЕНИЮ
- СОСТАВ СЛОВА
СТРОЕНИЕ СЛОВА
- СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
- ГРАММАТИКА МОРФОЛОГИЯ СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
- СИНТАКСИС
ПОСТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- СТИЛИСТИКА
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ
- ОРФОЭПИЯ
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ
- ОРФОГРАФИЯ
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЛОВ
- ПУНКТУАЦИЯ
ПРАВИЛА РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ
ПРЕПИНАНИЯ
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/06/14/oformlyaet-stend-v-kabinete-russkogo-yazyka
Предварительный просмотр:
СВОЙСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ
СВОЙСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ | Основные рекомендации |
Содержательность | Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскрывайте их полно, но не говорите и не пишите лишнего; весь материал подчиняйте теме и основной мысли; говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал. |
Последовательность | Говорите последовательно, не допускайте « скачки» мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом. |
Богатство | Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами; избегайте неоправданного повтора слов, одинаковых по строению и конструкции. |
Точность | Обработайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли |
Выразительность | Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи. |
Уместность | Избирайте необходимый стиль речи; учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение. |
Правильность | Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы литературного языка. |
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/06/14/oformlyaet-stend-v-kabinete-russkogo-yazyka
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОШИБОК
ВИДЫ ОШИБОК | УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ | В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОШИБКА | ||
ОШИБКИ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ | ||||
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ | С | - ТЕМА РАСКРЫТА НЕПОЛНО -НЕ ПРОВЕДЕНА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - МАТЕРИАЛ НЕДОСТАТОЧНО ПОДЧИНЁН ТЕМЕ И ОСНОВНОЙ МЫСЛИ | ||
ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА | Ф | ИСКАЖЕНЫ ФАКТЫ ИЛИ СОБЫТИЯ | ||
РЕЧЕВАЯ ОШ. | Р | -УПОТРЕБЛЕНО СЛОВО НЕ В ТОМ ЗНАЧЕНИИ -УПОТРЕБЛЕНО ЛИШНЕЕ СЛОВО -НЕОПРАВДАННЫЙ ПОВТОР СЛОВ | ||
ГРАММАТИЧЕСКАЯ | Г | -НЕПРАВИЛЬНО ОБРАЗОВАНО СЛОВО -СЛОВО УПОТРЕБЛЕНО НЕ В ТОЙ ФОРМЕ -НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ -НЕВЕРНО СОГЛАСОВАНЫ СЛОВА | ||
ОШИБКИ ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ | ||||
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ | І | НЕПРАВИЛЬНО НАПИСАНО СЛОВО | ||
ПУНКТУАЦИОННАЯ | ٧ | НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕН ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ | ||
ОШИБКИ ТОЛЬКО В УСТНОЙ РЕЧИ | ||||
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ | НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСЁН ЗВУК НЕПРАВИЛЬНО СДЕЛАНО УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ |
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/06/14/oformlyaet-stend-v-kabinete-russkogo-yazyka
Предварительный просмотр:
Все виды разборов:
1 фонетический разбор (под цифрой 1) – разбор слова по буквам и звукам
Звуки бывают
Гласныеударные
безударные
Согласные
Твердые или мягкие звонкие или глухие
План фонетического разбора
- Записать слово орфографически правильно.
- Разделить слово на слоги и найти место ударения.
- Отметить возможности переноса слова по слогам.
- Фонетическая транскрипция слова.
- По порядку характеризовать все звуки:
а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий
б. гласный: ударный или безударный.
6. Подсчитать количество букв и звуков.
Образец фонетического разбора слов: Близкие1 люди.
близкие блИз-кие (на первый слог падает ударение, 2 слога) [бл,иск,ийэ ]
б – [б] согласный, твердый, звонкий и парный
л – [л'] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
и – [и] – гласный и ударный;
с – [с] – согласный, твердый, глухой и парный
к – [к'] – согласный, мягкий, глухой и непарный;
и – [и] – гласный и безударный;
е – [й] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
[э] – гласный и безударный
В слове 7 букв и 8 звуков.
Предварительный просмотр:
Все виды разборов:
2 морфемный разбор (под цифрой 2) – разбор слова по составу
- Изменив слово по числам, падежам, лицам, найди окончание — изменяемую часть слова.
- Выдели основу — часть слова без окончания. Обрати внимание на то, что оно может быть нулевым, значит, основа – это всё слово.
- Подобрав 2-3 однокоренных слова, выдели корень — общую часть родственных слов.
- Подобрав слова с такой же приставкой, выдели приставку — часть слова, стоящую перед корнем.
- Подобрав любые слова с такими же суффиксами, выдели суффикс — часть слова, стоящую после корня.
Образец
Сиротливые
- Сиротливые, сиротливая, сиротливый — окончание -ый.
- Основа слова — сиротлив-.
- Сирота, сиротка, сиротинушка, сиротский — корень сирот-.
- Приставки перед корнем нет.
- Молчаливые, пугливые, говорливые — суффикс -лив-.
ПОМНИ: КОРНЕЙ – ТЫСЯЧИ! ПРИСТАВОК, СУФФИКСОВ, ОКОНЧАНИЙ – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАБОР. У КАЖДОЙ ЧАСТИ РЕЧИ СВОЙ ТАКОЙ НАБОР.
ВЫПОЛНЯЕМ СЛОВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР:
- Находим слово, от которого образовано наше слово. Можно пробовать отнимать по одной морфеме
Безооблачный – облачный
- Определяем, что помогло образовать новое слово (приставка, суффикс, приставка и суффикс, образовано отнятием суффикса, перешло из другой части речи, сложилось из разных корней.)
- Подписываем способ:
- приставочный (подводный - водный)
- суффиксальный (стульчик - стул)
- приставочно-суффиксальный (подводник - вода)
- бессуффиксный (выход - выходить)
- переход из другой части речи (дежурный - дежурный)
- сложение (основ, слов, аббревиация звуковая, буквенная)
Основ: пароход
Слов: кресло-качалка
Звуковая аббревиация: ВУЗ
Буквенная аббревиация: МВД
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора (под цифрой 3)
Имя существительное
I. Часть речи.
II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
III. Функция в предложении.
Имя прилагательное
I. Часть речи.
II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
III. Функция в предложении.
Глагол
I. Часть речи.
II. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
III. Функция в предложении.
Порядок морфологического разбора (под цифрой 3)
Имя существительное
I. Часть речи.
II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
III. Функция в предложении.
Имя прилагательное
I. Часть речи.
II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
III. Функция в предложении.
Глагол
I. Часть речи.
II. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
III. Функция в предложении.
Имя числительное
I. Часть речи.
II. Начальная форма (именительный падеж )
Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
III. Функция в предложении.
Местоимение
I. Часть речи.
II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
III. Функция в предложении.
Причастие
I Часть речи(особая форма глагола)
II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
III Функция в предложении.
Деепричастие
I. Часть речи(особая форма глагола)
II. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
III. Функция в предложении.
Наречие
I. Часть речи
II. Группа и разряд по значению.
Степень сравнения.
III. Функци в предложении.
Предлог
I. Часть речи.
II. Непроизводный или производный. С каким падежом употреблён.
Союз
I. Часть речи
II. Простой или составной.
Сочинительный или подчинительный.
Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
Соединяют члены предложения или части сложного предложения.
Частица
I Часть речи
II Разряд.
Предварительный просмотр:
Предложе́ние — это слово или группа слов, связанных по смыслу и грамматически, обладающих смысловой и интонационной законченностью.
Может быть по цели высказывания повествовательным (просто сообщение), вопросительным, побудительным (приказ или просьба).
Предложения бывают простыми и сложными
4 синтаксический разбор (под цифрой 4) – разбор предложения
Синтаксический разбор простого предложения
- Выписать предложение из текста, проверить написание всех букв.
- Подчеркнуть главные члены
Подлежащее – Кто? Что? – одной чертой
Сказуемое – Что делать? Что сделать? Каков? Кто такой? Что такое? – двумя чертами
- Подчеркнуть второстепенные члены
Дополнение (косвенные падежные вопросы) пунктиром
Определение (какой, какая, какие, какое) волнистой линией
Обстоятельство (как, где, почему, куда, когда и др.) точка-пунктир
- Подписать части речи
- Составить схему, если одна грамматическая основа, то один прямоугольник
- Проверить однородные подлежащие или сказуемые.
- Написать характеристику:
-по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
-по интонации (восклицательное, невосклицательное)
-по количеству грамматических основ (простое, сложное)
-по второстепенным членам (распространенное, нераспространенное)
-по количеству главных членов – если один – то односоставное, если есть и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное.
пример
У этого дома сидели и разговаривали ребята.
Птица прилетела, села на ветку и запела красивую песню
Синтаксический разбор сложного предложения
- Выписать предложение из текста, проверить написание всех букв.
- Подчеркнуть главные члены
Подлежащее – Кто? Что? – одной чертой
Сказуемое – Что делать? Что сделать? Каков? Кто такой? Что такое? – двумя чертами
- Проверить, есть ли еще грамматические основы. Сколько предметов здесь выполняют действие? О скольких явлениях здесь говорится?
- Подчеркнуть второстепенные члены
Дополнение (косвенные падежные вопросы) пунктиром
Определение (какой, какая, какие, какое) волнистой линией
Обстоятельство (как, где, почему, куда, когда и др.) точка-пунктир
- Подписать части речи
- Составить схему, если одна грамматическая основа, то один прямоугольник, если две грамматические основы, то два ,
- Проверить, чем связаны основы. Если союзом, то прописать его. Если союза нет, то стоит только запятая.
- Написать характеристику:
-по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
-по интонации (восклицательное, невосклицательное)
-по количеству грамматических основ (простое, сложное)
-если сложное и части связаны союзом, то союзное. Если союза нет, то бессоюзное
-по второстепенным членам (распространенное, нераспространенное)
Луна выплыла из-за туч, вокруг стало светло.
,
Луна выплыла из-за туч, но дома стояли темные и мрачные.
, но
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
- Указать тип предложения (предложение с прямой речью)
2. Определить, где находится прямая речь – речь другого человека, а где говорит автор.
3. Чужие слова взять в кавычки. Это и есть прямая речь. Слова автора отделяются от прямой речи: если прямая речь стоит в начале предложения, то после нее стоит тире
Например:
«Начинается буря,» - проговорил старик.
Схема: «П», - а.
если прямая речь стоит в конце предложения, то после слов автора ставим двоеточие
Например:
А народ-то над ним насмехался: "Поделом тебе, старый невежа!"
Схема: А: «П!»
- Составить схему предложения, объяснить постановку знаков препинания.
Предварительный просмотр:
Памятка
по выполнению домашнего задания по русскому языку
Уважаемые родители и ученики!
Каждый день проверяя домашнее задание, вижу, что необходимость в этой «напоминалке» назрела!
Мамы и папы! Во-первых, если Ваш ребенок не ученик первого класса, то просто переписанный текст упражнения – это невыполненное задание! Что в нем оценивать? Правильность написания букв, аккуратность? Поэтому проверяйте выполнение дополнительного задания к упражнению!
Несколько правил – требований:
- для выполнения заданий по русскому языку отступи в тетради от классной работы 2 строки и запиши: «Домашняя работа». Не забудь записать слово: Упражнение …
- внимательно прочитай текст задания. Мысленно раздели текст на части (каждая часть может заканчиваться «точкой» или «запятой»). Если затрудняешься, прочти текст задания (инструкцию) ещё раз.
- приступай к пошаговому выполнению задания. Старайся задание выполнять сразу в чистовик. Если необходимо поработать над созданием связного текста, воспользуйся черновиком.
- вставляя орфограммы, не забудь их объяснить графически (подчеркнуть, выделить морфему, в которой находится орфограмма и дать проверочное слово, если это возможно).
- объясняя пунктограммы (знаки препинания), нужно подчеркнуть грамматическую основу предложения, однородные члены, выделить причастный или деепричастный оборот и (или) построить схему предложения.
- Все подчеркивания, схемы нужно выполнять только простым карандашом!
- НЕЛЬЗЯ пользоваться корректором!