Методические материалы по русскому языку и литературе

Грищенко Валентина Васильевна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Буквы А-О в корнях -КАС-КОС-.

Тип урока: урок применения новых умений

1. Целеполагание.

2. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания – упражнение 185

- объяснение орфограмм и разделение на группы (3 ученика)

- выполнение разборов у доски (воспитания3, мяча1)

- проверка задания по выбору (стихи, карточки)

  • Беседа по вопросам.

- С какими орфограммами мы работали на прошлом уроке?

- Расскажите о правописании гласных А-О в корнях с чередованиями?

- Расскажите о правописании гласных е – и в корнях с чередованием? Приведите примеры таких корней.

3. Закрепление.

1. Комментированное письмо (объясняют орфограммы, ЗП).

Лепёшки были съедены в один присест, но гостья к ним не прик..снулась.

Лучи не к..сались крыш, и даже высокая колокольня была в тени.

Я изл..жил свое мнение по этому воспросу.

Р..стениевод – специалист по выр..щиванию р..стений.

2. Упражнение-размышление «А тот ли корень?» (работа в парах по карточкам)

Есть ли в слове корень с чередованием –кас-кос-?

Задание: распределить слова на два столбца по видам орфограмм.

Лёгкое прик..сновение, к..снуться воды, меня не к..сается, ск..сить траву, трусливый к..сой, к..ситься на соседа, к..солапый мишка, новая к..силка, к..снулся вопроса, к..сается всех, начертить к..сательную, прик..саться к ране, к..стяной гребешок, заплести к..сички, большая к..сть.

3. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с корнем –кос-кас-, чтобы получился текст. Озаглавьте. Объясните правописание вставленных слов.

   Весна __________ своим дыханием промёрзлой земли, но робкое ___________ весны ещё не пробудило всей природы. Доброе солнышко ____________ прикоснулось к травам и цветам, и от этого ____________ закипела жизнь в маленьких стебельках.

4. Работа в группах по четыре человека.

Упражнение с самостоятельным придумыванием учащимися задания.

Учащимся раздаются карточки №2:

– Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание. Не забывайте о теме урока. (Нужно написать четыре ряда словосочетаний, используя слова для справок).

– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов? (ответы детей) (По двум признакам: составу словосочетания и имеющейся в корнях орфограмме).

– Как можно быстро выполнить это задание в группе? (ответы детей) (Разделить задание между участниками группы, а затем обсудить сделанное).

– Какие словосочетания можно включить в первый (второй…) ряд и почему? (ответы детей)

– Приведите свои примеры на каждый вид орфограммы, с которыми вы сейчас работали.(ответы детей)

– Обсудите работу в группах. Кому вы благодарны? Кто на ваш взгляд хорошо работал в группе? Почему не получилась работа в группе?(ответы детей)

– Нам осталось самое важное. Что? Правильно, проконтролировать себя и оценить.

Карточка №2

1) Любит растения, …
2) Уютно расположиться, …
3) Молодой месяц, …
4) Касаюсь стены, …

Для справок: золотые руки, рубит заросли, коснуться мячом, полосатые брюки, смело предложить, видит росток, тихо излагать, прикасаться к лицу.

4. Рефлексия.

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ________________________________
  2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
  3. Сегодня на уроке  научился(лась)  лучше делать (что?) ______________
  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
  6. Осталось непонятным (что?) ________________________________

5. Домашнее задание: учить правила, словарные слова

6А, 6Б – РТ №№33, 34,  35, 37

6В карточки

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.

Задание: списать, распределяя слова по группам в зависимости от вида корня с чередованием. Выделите орфограмму.

Предл..жить работу, к..снуться вопроса, изл..жить содержание, прил..гаются документы, пол..гаться на свои силы, предл..жить дружбу, отр..сль промышленности, склонение прил..гательного, лёгкое прик..сновение, слабый р..сточек, южные р..стения, к..саться вопроса, прик..снуться к плите.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье октября. Классная работа. Буквы А – О в корнях – кас – кос-.

Слайд 2

Проверка домашнего задания – упражнение 185 С какими орфограммами мы работали на прошлом уроке? Расскажите о правописании гласных А-О в корнях с чередованиями? Расскажите о правописании гласных е – и с корнях с чередованием? Приведите примеры таких корней.

Слайд 3

Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с корнем – кос-кас -, чтобы получился текст. Озаглавьте. Объясните правописание вставленных слов. Весна __________ своим дыханием промёрзлой земли, но робкое ___________ весны ещё не пробудило всей природы. Доброе солнышко ____________ к травам и цветам, и от этого ____________ закипела жизнь в маленьких стебельках.

Слайд 4

Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал(а) (что ?) Сегодня на уроке я научился( лась ) (чему ?) Самым неожиданным для меня сегодня стало (что ?) Сегодня на уроке я мог( ла ) бы сделать лучше (что сделать?) Осталось непонятным (что ?)

Слайд 5

Домашнее задание: Учить правила, словарные слова; РТ (Ефремова) № 33 , 34, 35, 37



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

1.Укажите слово, в корне которого пишется О

А) Выр…щивать       Б) Р…стислав

     В) Прик…саться      Г) Распол…гаться

2. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  А) Обл…гать, выр…щенный, отр…сль

Б) Возл…гать, р…сток, прик…саться

      В) Заг…релый, р…стовщик, изл…жение

Г) Предл…жение, ск…кать, з…рька

3. Укажите слово, в корне которого пишется А?

А) Р…стов                  Б) Распол…гали

В) Прик…снулся          Г)  Выск…чить

4.  В каком ряду во всех словах пишется буква О?

А) Отр…сль, выр…стить, пол…жение

Б) Прил…жить, к…сание, Р…стислав

     В) З…рница, приг…реть, выр…щенный

Г) Изл…жение, заг…реть, з…ри

5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

      А) З…ря, подр…стает, изл…гать(мысли)

    Б) Р…стовщик, отр…сль, прил…жение

В) Выск…чка, Р…стов, прик…саться

Г) Заг…релый, з…рница, к…снулся

6. Укажите слово исключение.

  А) З…гар                      Б) Приск…кать

В) Прил…жение          Г) Р…стислав

7. Найдите слово с орфографической ошибкой.

А) прикасается          Б) зарница

  В) растовщик            Г) положение

8. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

А) Вск…чил, отр…сль, заг…релый

Б) З…рька, выр…сли, р…стовщик

           В) К…сание, прил…гательное, приск…кал

   Г) Выр…щенный, заг…р, приг…релый

9. В каком слове надо писать А ?

А) Подр…с             Б) Р…стовщик

В) Отр…сль           Г) Пол…жжение

10. В каком ряду пишется одна и та же буква ?

       А) З…ри, прик…снулся, пол…гается

Б) Р…стов, вск…чил, р…сток

В) Ск…кун, изл…жение, заг…р

Г) Вл…жил, отр…сль, заг…реть

11. Укажите слово , в котором пишется О.

А) З…рница                Б) Приск…кал

  В) Р…стовщик           Г)  Прик…сается

ТЕСТ

1.Укажите слово, в корне которого пишется О

А) Выр…щивать       Б) Р…стислав

     В) Прик…саться      Г) Распол…гаться

2. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  А) Обл…гать, выр…щенный, отр…сль

Б) Возл…гать, р…сток, прик…саться

      В) Заг…релый, р…стовщик, изл…жение

Г) Предл…жение, ск…кать, з…рька

3. Укажите слово, в корне которого пишется А?

А) Р…стов                  Б) Распол…гали

В) Прик…снулся          Г)  Выск…чить

4.  В каком ряду во всех словах пишется буква О?

А) Отр…сль, выр…стить, пол…жение

Б) Прил…жить, к…сание, Р…стислав

     В) З…рница, приг…реть, выр…щенный

Г) Изл…жение, заг…реть, з…ри

5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

      А) З…ря, подр…стает, изл…гать(мысли)

    Б) Р…стовщик, отр…сль, прил…жение

В) Выск…чка, Р…стов, прик…саться

Г) Заг…релый, з…рница, к…снулся

6. Укажите слово исключение.

  А) З…гар                      Б) Приск…кать

В) Прил…жение          Г) Р…стислав

7. Найдите слово с орфографической ошибкой.

А) прикасается          Б) зарница

  В) растовщик            Г) положение

8. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

А) Вск…чил, отр…сль, заг…релый

Б) З…рька, выр…сли, р…стовщик

           В) К…сание, прил…гательное, приск…кал

   Г) Выр…щенный, заг…р, приг…релый

9. В каком слове надо писать А ?

А) Подр…с             Б) Р…стовщик

В) Отр…сль           Г) Пол…жжение

10. В каком ряду пишется одна и та же буква ?

       А) З…ри, прик…снулся, пол…гается

Б) Р…стов, вск…чил, р…сток

В) Ск…кун, изл…жение, заг…р

Г) Вл…жил, отр…сль, заг…реть

11. Укажите слово , в котором пишется О.

А) З…рница                Б) Приск…кал

  В) Р…стовщик           Г)  Прик…сается

ОТВЕТЫ К ТРЕНАЖЕРУ

1

2

3

4

Б

А

Б

Г

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

1

2

3

4

5

6

7

А

Г

В

Б

В

Б

В



Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

7 класс

Сочинительные и подчинительные союзы

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного обучения, ИКТ технология

Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный

Формы организации детей на уроке: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах.

Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую и контролирующую функции.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме, созданная учителем в программе MS Power Point

Цель: Формирование умения распознавать сочинительные и подчинительные союзы в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях в устной и письменной речи; ставить знаки препинания в ССП и СПП.

Задачи:

1) Закрепить знания о союзах.

2) Учиться отличать простое предложение от сложного, ССП от СПП.

3) Закрепить навык постановки знаков препинания в ССП и СПП.

4) Закрепить навык составления схемы сложного предложения с сочинительной и подчинительной связью.

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности.

 

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

- Запись даты и классной работы в тетрадях. (Слайд 1)

II. Актуализация с опорой на изученное.

Беседа.

- Какую тему мы с вами начали изучать?

- Что вы уже знаете о союзах? (служебная часть речи, бывают простыми и составными, служат для связи однородных членов, ПП в составе сложного, предложений в тексте)

- Перед вами слова (Слайд 2). Сгруппируйте их, озаглавьте каждую группу

И, но, либо, потому что, если, как будто, так как, а, чтобы, или, то есть, оттого что, зато, с тех пор как.

- Со словами какой части речи вы работали? (Союзы)

- По какому признаку вы разделили данные союзы? (простые и составные)

Проверка по эталону (можно спросить 1-2 учеников).

Самооценка.

III. Создание проблемной ситуации на этапе изучения нового материала.

Работа в парах.

1. Карточка с заданием.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, графически выделить союзы, построить схемы.

1) Небо потемнело и пошел снег.

2) Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам в парке.

3) Небо потемнело потому что пошел снег.

- Сравните данные предложения. В чём их отличие?

- Для чего служит союз в каждом из этих предложений?

- Почему 1 и 3 предложения являются сложными, а схемы их строятся по-разному? В чем заключается отличие этих предложений? От чего оно зависит? (от союзов – сочинительных и подчинительных).

- Сформулируйте тему нашего урока? (Союзы сочинительные и подчинительные – запись в тетрадях).

- В чем заключается задача нашего урока? (познакомиться с сочинительными и подчинительными союзами, их ролью в СП, отрабатывать навык постановки знаков препинания в таких предложениях, строить схемы).

- Предположите, как называются сложные предложения с сочинительными союзами? А с подчинительными? (ССП, СПП)

2. Работа с теоретическим материалом учебника – параграф 60 стр. 149

- Сделайте вывод, какие предложения называются ССП, а какие СПП?

3. Работа с таблицей (выражение нового знания в доступной форме).

- Заполните графы таблицы, используя новые знания

сочинительные

подчинительные

Что соединяют?

Примеры

- Проверка.

- Какие примеры сочинительных и подчинительных союзов вы смогли привести?

В течение урока дополните эти графы новыми союзами.

IV. Закрепление.

1.Задание: запишите предложения, расставьте знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Графически выделите союз.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.

2. Выборочно – распределительный диктант.

1. Если хочешь много знать, надо мало спать.  
2. Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.

3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, словно в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коли одни вершки глотать.
6. Мал золотник, да дорог.

7. Не выпускай соловья из клетки, пока песни не споёт.

8. Русский медленно запрягает, но быстро едет.

9. Родная земля и в гОрсти мила.

3. Графический диктант с взаимопроверкой.

Учащиеся составляют только схемы предложений. (1 ученик работает у доски) (на обороте).

1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
5.
Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.
Взаимопроверка.

V. Домашнее задание: параграф 60, упражнение 363 (1 вариант – 1-4 предложения; 2 вариант – 4-7 предложения) – комментарий (8 предложений).

VI. Итог урока.

- С какими союзами мы работали на уроке?

- Какова функция сочинительных и подчинительных союзов?

- Приведите примеры сочинительных союзов? Подчинительных?

Рефлексия.

- Вспомните, какая задача стояла перед нами в начале урока?

- Сумели ли мы ее реализовать? Объясните свой ответ.

Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.  
1. Тяжела ты шапка Мономаха. 
2. Повторение – мать учения. 
3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. 
4. Корень учения горек, да плод его сладок. 

Выставление оценок.

Работа в парах.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, графически выделить союзы, построить схемы.

1) Небо потемнело и пошел снег.

2) Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам в парке.

3) Небо потемнело потому что пошел снег.

………………………………………………………………………………………………

Работа в парах.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, графически выделить союзы, построить схемы.

1) Небо потемнело и пошел снег.

2) Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам в парке.

3) Небо потемнело потому что пошел снег.

………………………………………………………………………………………………

Работа в парах.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, графически выделить союзы, построить схемы.

1) Небо потемнело и пошел снег.

2) Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам в парке.

3) Небо потемнело потому что пошел снег.

………………………………………………………………………………………………

Работа в парах.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, графически выделить союзы, построить схемы.

1) Небо потемнело и пошел снег.

2) Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам в парке.

3) Небо потемнело потому что пошел снег.

………………………………………………………………………………………………

Работа в парах.

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, графически выделить союзы, построить схемы.

1) Небо потемнело и пошел снег.

2) Я воротился домой и с наслаждением ходил по дорожкам в парке.

3) Небо потемнело потому что пошел снег.

сочинительные

подчинительные

Что соединяют?

Примеры

сочинительные

подчинительные

Что соединяют?

Примеры

сочинительные

подчинительные

Что соединяют?

Примеры

сочинительные

подчинительные

Что соединяют?

Примеры

сочинительные

подчинительные

Что соединяют?

Примеры

Составить только схемы предложений.

1. Когда мы вернулись в деревню уже все спали.
2. Веет теплый ветер и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот а земля под ногами вздрагивала.
4. По улицам бродили только куры да изредка выла собака.
5.
Путешественники приблизились к роднику чтобы напиться воды.


ССП

СПП


3. Цифровой диктант с взаимопроверкой. (ССП/СПП)

1.Когда стемнело, с моря ветром нанесло туман.
2. Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой ветер злился.
3. Максим Максимыч сел за воротами на скамейку, а я ушел в свою комнату.
4. На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. 
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

6. Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.

7. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

8. Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

9. Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.

10. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

ССП – 2, 3, 6, 8, 9

СПП – 1, 5, 7, 10

- Какое предложение не отнесли ни в один столбец? Почему? (ПП с ОЧП)

Взаимооценка.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе                           «Народ непобедим!»

 6 класс В

Учитель: Грищенко Валентина Васильевна

17.04.2014


Народ непобедим.

«Солдаты мы.

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад.

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат…»

Николай Старшинов.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с поэтами и поэзией военных лет; рассказать о войне, раскрыть значимость поэзии для советского народа во время войны, показать картину тяжёлого труда в тылу, в боях русского народа, показать значимость подвига, героизма, патриотизма народа, веру в победу, бесстрашие, бессмертие;

2. Развивающие: научить мыслить, развивать устную речь, внимание, воображение, творческие способности учащихся; формировать навык выразительного чтения поэтического текста наизусть; воздействовать на учащихся посредством музыки;

3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к родной земле, формировать положительные черты характера: смелость, храбрость, отвагу, решительность, героизм, патриотизм.

Оборудование: электронная презентация Power Point, видеозаписи с песнями, рисунки и иллюстрации учащихся о ВОВ, стихи о войне (выданы и выучены учениками заранее); заготовка для рефлексии.  

Ход урока.

I. Целеполагание.

   Тема сегодняшнего нашего урока «Народ непобедим».

Ц/З Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?  

(сегодня на уроке мы поговорим о Великой Отечественной войне)

II. Подготовка к восприятию текстов.

   Эпиграфом к уроку служат слова из стихотворения Николая Старшинова…

Ц/З Опираясь на слова эпиграфа, скажите, какие задачи мы должны решить в ходе урока?

(познакомиться с поэтами и поэзией военных лет, уже давно минувших, но до сих пор остающихся в нашей памяти)

   Да.. война… Какие это были страшные, тяжёлые четыре года для нашей страны. Вот как сказала об этом Юлия Друнина, которая в годы войны была санитаром:

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

   Действительно, каким страшным, жестоким, ужасным, кровавым должен быть рукопашный бой, чтобы, увидев его всего лишь один раз, потом видеть его сотни, тысячи раз во сне и мучиться, страдать от этого.

   Началась война в ночь на 22 июня 1941 года. Вся страна, множество народов, миллионы людей встали на защиту своей Родины, борясь против ненавистных врагов, против фашистской Германии.

  • Прозвучит песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка композитора Александра Александрова «Священная война».

Ц/З Какие чувства вы испытали при прослушивании?  (гордость за свой народ)

   Потрясение, которое пережил русский народ в годы войны, отразилось в поэзии, которая наполнилась болью, ненавистью, грустью.

   С началом войны появилось много поэтов – одни гибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, некоторые живут до сих пор – их осталось совсем мало…

   В войне принимали участие все: от мала до велика. Одни – с оружием в руках в бою, атакуя врага и отражая его атаки; другие – тушили пожары, ремонтировали танки и пушки, работали днём и ночью, изнемогая от усталости, не жалея жизни.

   Все мужчины уходили на фронт. Даже те юноши, мальчишки, которые ещё вчера сидели за партами в классе, слушая учителя, взяли в руки оружие. За одну ночь они вдруг повзрослели, возмужали, стали настоящими бойцами, защитниками своей Родины.

  • Прозвучит стихотворение Николая Старшинова «Я стал в солдатский строй» в исполнении Ведерникова Александра.

Ц/З Какие качества должны быть присущи русскому солдату?

        Какие тяготы солдатской жизни выражены в стихотворении?

И вот в свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй...
У всех шинелей серый цвет,
У всех — один покрой.
У всех товарищей-солдат
И в роте и в полку —
Противогаз, да автомат,
Да фляга на боку.
Я думал, что не устою,
Что не перенесу,
Что затеряюсь я в строю,
Как дерево в лесу.
Льют бесконечные дожди,
И вся земля — в грязи,
А ты, солдат, вставай, иди,
На животе ползи.
Иди в жару, иди в пургу.
Ну что, не по плечу?..
Здесь нету слова «не могу»,
А пуще — «не хочу».
Мети, метель, мороз, морозь,
Дуй, ветер, как назло, —
Солдатам холодно поврозь,
А сообща — тепло.
И я иду, и я пою,
И пулемет несу,
И чувствую себя в строю,
Как дерево в лесу. (1946)

    Дома своих сыновей ждали матери. Они выходили на дорогу и смотрели в бесконечную даль, а в глазах стояли слёзы. Сколько же матерей не дождались своих сыновей, сколько горьких слёз они пролили, сколько бессонных ночей провели в труде и ожидании.

  • Стихотворение Алексея Недогонова «Материнские слёзы». Это стихотворение поэт посвятил своей матери Федосье Дмитриевне.

Ц/З Какое впечатление на вас произвело данное стихотворение?

Как подули железные ветры Берлина,
как вскипели над Русью военные грезы!
Провожала московская женщина сына...
Материнские слезы,
материнские слезы!..

Сорок первый - кровавое, знойное лето.
Сорок третий - атаки в снега и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета...
Материнские слезы,
материнские слезы!..

Сорок пятый - за Вислу идет расставанье,
землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет огонек ожиданья -
материнские слезы,
материнские слезы!..

Пятый снег закружился, завьюжил дорогу
над костями врага у можайской березы.
Сын седой возвратился к родному порогу...
Материнские слезы,
материнские слезы!.. 

    Мужчины уходили на фронт, дома их ждали жёны, матери, дети. Много значили для них письма, которые приходили с передовой от мужей, сыновей, отцов. Письма по несколько раз перечитывались, они согревали душу, придавали уверенность, сил для борьбы, вселяли надежду, веру в победу. И, конечно, же эти фронтовые письма хранились в семье и после войны десятилетиями, как символ военного времени, очень трудного и очень важного для каждого советского человека, как подтверждение того, что в бойца верят и ждут с победой домой.

   Стихотворение «Жди меня…», написанное в 1941 году, потрясло со страниц газет всю страну. Оно звучало, как заклинание, переписывалось много раз, звучало по радио.

  • Стихотворение Константина Симонова «Жди меня…» прочитает Иванов Юра.

Ц/З Что автор хотел сказать этим стихотворением?

       Какое состояние помогает автору писать стихотворение?

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
 

   Но и мужья, отцы, сражаясь в жестоких боях, вспоминали свой дом, своих жён и детей, ведь именно защищая их, борясь за будущее своей страны, за жизнь и счастье своих детей, шли они в бой. Бойцы знали, во имя чего они совершают свой подвиг, для кого сражаются с врагом, поэтому бесстрашно шли в наступление, отдавая свои жизни ради жизни на земле.

  • Прозвучит песня на стихи Владимира Агапитова, музыка Никиты Богословского «Тёмная ночь». Песня была написана в 1943 году для фильма «Два бойца». Исполняет Марк Бернес.

Ц/З Какие чувства вы испытали при прослушивании? Какое впечатление произвела на вас песня?

   Главным препятствием были дороги. Голодной жестокой зимой, в глубокие, непроходимые сугробы вмерзали боевые машины, по скользким обледенелым дорогам шли вереницы людей. Осенью солдаты шли по размытым, скользким от грязи дорогам, шли бесконечные дожди, образовывая непроходимые лужи. Но, несмотря на все препятствия, наши бойцы шли вперед.

  • Стихотворение Константина Симонова «Помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» прочитает Брагин Сергей.

Ц/З Что автор хочет выразить этим стихотворением? Какой смысл вкладывает в эти строки?

(автор гордится своей страной, народом, который верит своим бойцам, благословляет их на подвиг, готов ждать своих героев; звучит восхищение русской женщиной, матерью)

                                                 

      А. Суркову

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:-  Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

   На фронт уходили не только мужчины, но и женщины, молодые девушки, которые своими смелыми поступками, храбростью, мужеством, ничем не отличались от опытных бойцов – партизанки Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Зина Самсонова. Именно о ней пишет стихотворение Юлия Друнина.

  • Стихотворение «Зинка» Юлии Друниной было посвящено боевой подруге поэтессы – Зинаиде Самсоновой. Прочтут  !!!!

Ц\З Какой вы себе представляет девушку – бойца?

         Памяти однополчанки —

         Героя Советского Союза

         Зины Самсоновой

1

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

  2

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

  3

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

1944

   Наши бойцы отличались большой смелостью, храбростью, мужеством, героизмом, любовью к Родине, к своей земле, к своим матерям, детям, любовью к тому, во имя чего шла борьба с врагами. Защищая всё то, что дорого русскому человеку, ничего не жалея, не щадя своей жизни, без страха, шли солдаты на немецких захватчиков, сталкиваясь со смертью лицом к лицу.

  • Вот как пишет о подвигах русского народа Алексей Сурков в стихотворении  «Песня смелых». Читает Кочергин Савелий.

Ц/З Какие чувства выражены в стихотворении?

Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют.

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Ринулись ввысь самолеты,

Двинулся танковый строй.

С песней пехотные роты

Вышли за Родину в бой.

Песня - крылатая птица -

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Славой бессмертной покроем

В битвах свои имена.

Только отважным героям

Радость победы дана.

Смелый к победе стремится,

Смелым дорога вперед.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

22 июня 1941

   Скоро исполняется 69 лет со дня Победы русского народа над фашистско-немецкими захватчиками.

   69 лет в окнах наших домов горят мирные огни, несколько поколений не знают, что такое война, голод, смерть на полях сражений.

   69 лет без войны мирового масштаба.

   69 лет мы не слышим выстрелов, бомбёжек.

   Для нас ВОВ никогда не будет далёкой историей, потому что мы все обожжены её пламенем. Наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки были участниками боёв или работали у станков на заводах, изготавливая все необходимое для фронта. Мы должны и обязаны помнить и чтить их подвиг, подвиг советского народа!!!

  • В заключение нашего урока прозвучит стихотворение Михаила Львова, которое прочитает Ляпустин Артём:

Чтоб стать мужчиной — мало им родиться, 
Чтоб  стать железом — мало быть рудой. 
Ты должен переплавиться. Разбиться. 
И, как руда, пожертвовать собой. 
Какие бури душу захлестнули!

Но ты — боец, и все сумей принять: 
От поцелуя женского до пули, 
И научись в бою не отступать. 
Готовность к смерти — тоже ведь оружье, 
И ты его однажды примени... 
Мужчины умирают, если нужно, 
И потому живут в веках они. 

III. Итог урока. Рефлексия.

   В конце нашего мероприятия мы с вами создадим солнышко, как символ мира на земле, символ дружбы,  добра, тепла, энергии.

   Если вам понравился урок, было интересно, узнали что-то новое, принимали активное участие, прикрепите жёлтый лучик к нашему солнышку. Если же занятие было неинтересным, скучным, не принесло вам никаких новых знаний, вы не принимали участия в нем, прикрепите к солнышку синий лучик.

http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-3.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-3.jpg

http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpg

http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpg

http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpg

http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-solnce-14.jpg



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

мониторинга уровня сформированности УУД обучающихся 6-ых классов

общеобразовательных организаций.

Русский язык.

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

     На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (45 минут).

     Ответы к заданиям записываются в виде слова (сочетания слов), числа, последовательности цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке.

     Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

     Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

                    Прочитайте текст и выполните задания.

 (1) Полководец Суворов всю дорогу ехал верхом впереди, в старом плаще. (2) В самых ужасных местах фельдмаршал проезжал над пропастями так же хладнокровно, как проходили над ними тавернские мулы. (3) Он и теперь не остался на ночь в убежище, а, пообедав с монахами, зачем-то вернулся в Айроло, - говорили, по делу, но скорее всего для того, чтобы ободрить своим примером солдат, которых сильно напугали Альпы, или чтоб крепче закалить самого себя (ему ещё казалось мало). (4) Об этом возвращении семидесятилетнего старика по такой дороге тёмной ночью Штааль не мог подумать без смешанного чувства ужаса, удивления и гордости. (5) «Нет предела человеческой храбрости… Да, всё беспредельно в людях», - думал Штааль.

1. На какой вопрос нет ответа в тексте?

1) Почему Суворов не остался на ночь в убежище?

2) Как и на чём ехал Суворов?

3) О чём думал Штааль?

4) Где отдыхал и обедал полководец?

Запишите номер правильного ответа.

2. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) семья            2) съёмка          3) коньки              4) заяц

Запишите номер этого слова.

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) зеркало         2) поезд            3) область             4) метель

Запишите номер этого слова.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) балую           2) сессия           3) плато                4) добыча

Запишите номер этого слова.

5.  В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мягче            2) кухонный     3) прибыл             4) звонить

Запишите номер этого слова.

6. Найдите в предложении 2 слово, которое является синонимом слова ПОЛКОВОДЕЦ.

Выпишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

7. Каким способом образовано слово ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ (предложение 5)?

1) приставочным                                  2) суффиксальным

3) приставочно-суффиксальным        4) сложением

Запишите номер правильного ответа.

8. Каким способом образовано слово  СЕМИДЕСЯТИЛЕТНЕГО (предложение 4)?

1) приставочным                                  2) суффиксальным

3) приставочно-суффиксальным        4) сложением

Запишите номер правильного ответа.

9. Составьте слово, в котором:

1) корень, как в слове ВОВЛЕКАТЬ
2) приставка, как в слове ПРИСМОТРЕТЬ 
3) суффикс, как в слове УТЕШАТЬ
4) окончание, как в слове ВОСКЛИКНУТЬ

Запишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клетке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

10. Составьте слово, в котором:

1) корень, как в слове НАСЛАЖДЕНИЕ
2) приставка, как в слове НАПИСАТЬ 
3) суффикс, как в слове ДЕЛАТЬ
4) окончание, как в слове ЗАВОДИТЬ

5) суффикс возвратности, как в слове КУПАТЬСЯ

Запишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клетке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

11. Соотнесите орфограммы и примеры слов.

1. Орфограммы

2. Примеры слов

А – Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

1 – видишь

Б – Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

2 – бессердечный

В – Правописание приставок

3 – в роще

Г – Правописание окончаний имён существительных

4 – квартира

Д – Правописание окончаний глаголов

5 – омрачить

6 - зверь

Запишите в таблицу ответов номера слов из столбца 2, которые соответствуют орфограммам из столбца 1

А

Б

В

Г

Д

Перенесите в бланк ответов полученную последовательность цифр слева направо. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ.

12. В каком слове пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) пр..рода                    2) соб..раться                  3) сож..ление                 4) г..нерал

Запишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

13. В каком слове пропущена чередующаяся гласная в корне слова?

1) тр..ллейбус               2) распол..гаться           3) уд..вляться                4) пр..мер  
Запишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

14. В предложении 1 найдите наречия.

Выпишите эти наречия. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

15. Выпишите грамматическую основу из предложения 4.

Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

16. Какие предложения являются сложными? (Знаки препинания не расставлены)

1) По всей округе ливни льют веревки из дождинок вьют.

2) Допевали петухи ночь мешалась с днем.

3) Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет.

4) Огород внизу начинает чернеть а в лесу бело.

5) Облетают с яблонь листья сухо шепчутся с травой.

6) Пройдя весь маршрут успешно туристы возвращались домой.

Запишите номера этих сложных предложений. Каждую цифру пишите в отдельной клетке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

17. В каких предложениях допущена пунктуационная ошибка?

1) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

2) Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

3) Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

4) Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

5) Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась четко.

6) В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

Запишите номера этих предложений. Каждую цифру пишите в отдельной клетке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.


Контрольно-измерительные материалы

мониторинга уровня сформированности УУД обучающихся 6-ых классов

общеобразовательных организаций.

Русский язык.

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

     На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (45 минут).

     Ответы к заданиям записываются в виде слова (сочетания слов), числа, последовательности цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке.

     Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

     Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

           Прочитайте текст и выполните задания.

«Борются» ли деревья между собой?

      (1) Очень часто среди густого елового леса, на вырубках и на старых пожарищах вырастают берёзовые рощи и густые осинники. (2) Откуда берутся лиственные деревья в глухом еловом лесу?

     (3) Ель – растение теневыносливое и очень медленно  растущее. (4) Поэтому вырастают на полянках не ёлочки, а светолюбивые и быстро растущие берёзки и осинки, семена которых прилетели сюда издалека. (5) Под густой листвой – в тени лиственных деревьев – могут расти и молодые ёлочки. (6) Постепенно они подрастают, прижавшись к стройным берёзкам. (7) Молодые ели поднимаются одна за другой. (8) Когда берёзы начинают умирать, на месте берёзовой рощи вновь оказывается еловый лес.

1. На какой вопрос нет ответа в тексте?

1) Почему в еловом лесу растут лиственные деревья?

2) Где могут расти молодые ёлочки?

3) Как ухаживать и поливать хвойные деревья?

4) Каким образом подрастают молодые ёлочки?

Запишите номер правильного ответа.

2. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) язык                          2) маячить                        3) вьюга                           4) меньше

Запишите номер этого слова.

3. В каком слове ударение падает  НЕ на первый слог?

1) кашлянуть               2) свекла                           3) договор                       4) торты

4. Найдите в предложении 5 слово, которое является синонимом слова ЗАНЕСЛО.

Выпишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

5. Каким способом образовано слово ВЫРУБКАХ (предложение 1)?

1) приставочным                                                   2) суффиксальным

3) приставочно-суффиксальным        4) сложением

Запишите номер правильного ответа.

6.  Составьте слово, в котором:

1) приставка, как в слове ПРЕКРАСНЫЙ

2) приставка, как в слове ОПИСАТЬ

3) корень,  как в слове ДОЛЬКА

5) суффикс, как в слове ПОТЧЕВАТЬ

6) окончание, как в слове КОЛОТЬ

Запишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

7. Соотнесите орфограммы и примеры слов.

1. Орфограммы

2. Примеры слов

А – Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

1 – в машине

Б – Правописание приставок

2 – преогромный

В – Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

3 – удивлять

Г – Правописание окончаний глаголов

4 – дышишь

Д – Правописание окончаний имён существительных

5 – багряный

6 - меч

Запишите в таблицу ответов номера слов из столбца 2, которые соответствуют орфограммам из столбца 1

А

Б

В

Г

Д

Перенесите в бланк ответов полученную последовательность цифр слева направо. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ.

8. В каком слове пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) объед..нение                2) к..мандир                    3) заг..рать                  4) пр..мьера                

Запишите это слово. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

9. В предложении 3 найдите наречия.

Выпишите эти наречия. Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

10. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Каждую букву пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

11. Какие предложения являются сложными? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Дни стали короче и небо всё чаще становилось серым и хмурым.

2) Отец собирался ловить рыбу чинил сети замазывал дырки в лодке смолой.

3) А Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит.

4) Весною я пошёл смотреть свои яблони и увидел что мыши объели их корни.

Запишите номера этих сложных предложений. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.

12. В каких предложениях допущена пунктуационная ошибка?

1) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект и остановился.

2) Приходит весна и птицы возвращаются в родные края.

3) Выехал Жилин вперёд остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз.

4) Спи, моя радость, усни.

Запишите номера этих предложений. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке БЕЗ ПРОБЕЛОВ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Протестируйся !!!

Слайд 2

Тест по теме «Фонетика и орфография»

Слайд 3

1. Сколько гласных звуков в русском языке? A ) 7 Б ) 5 В) 6 Г) 8 Д) 4

Слайд 4

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи: A ) Графика Б) Орфоэпия В) Орфография Г) Фонетика Д) Морфология

Слайд 5

3. В каком слове буква не обозначает звук? A ) Лицо Б) Дни В) Лень Г) Волна Д) Книга

Слайд 6

4. Какие гласные буквы обозначают два звука? А ) е, и, ё, ы Б) я, у, ю , о В) е, ё, ю , я Г) и, ы , е, ё Д) а, о, ю , я

Слайд 7

5. Назовите слово, в котором больше букв, чем звуков A ) Дом Б) Лесник В) Тень Г) Голод Д) Снег

Слайд 8

6. Укажите ряд мягких согласных? A ) ч, щ Б) ш , ч В) ц , щ Г) ж, ч Д) щ , ж

Слайд 9

7. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает A) Весь Б) Бери В) Глаз Г) Поле Д) Лебеди

Слайд 10

8. Сколько звуков в слове объявление ? A ) 9 Б) 7 В) 10 Г) 11 Д) 8

Слайд 11

9. Назовите ряд глухих согласных звуков A ) б, к Б ) т, ш В) з , с Г) г, д Д ) ж, ш

Слайд 12

10. Слова, в которых происходит оглушение A ) сделать, сдача Б) фуражка, книжка В) сбить, отдых Г) сзади, сдвинуть Д) сгоряча, просьба

Слайд 13

11. Слово, в котором пропущена буква О A ) ум… лять чьи-то достоинства Б ) объяснение препод … вателя В ) богатое вообр … жение Г) др…жать от холода Д ) идите кл … няйтесь

Слайд 14

12. Укажите слово с буквой О A ) реш … тка Б) ш … рстка В) ш … рох Г) ш …пот Д) ж…лоб

Слайд 15

13. Определите, в каком варианте в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ- пишется буква «А» ? A ) Предпол … жение Б) Распол …житься В) Изл …жить Г) Прил… гательное Д) Пол…жить

Слайд 16

14. Укажите слово с буквой О после буквы Ц A ) младенц …м Б) пыльц … й В) лиственниц… й Г) приверженц …м Д) платьиц…м

Слайд 17

15. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной буквой « ы » после Ц A ) Ц...плёнок жареный Б) Ц...рковое представление В) Белая акац...я Г) Древняя цивилизац...я Д) Новый мотоц … кл

Слайд 18

16. Определите, в каком варианте после шипящих пишется буква «О» ? A ) Ж… ны , ч… лка Б) Изж …га, обж … ра В) Ш…л, щ … лка Г) Ж… лудь , ж …лоб Д) Ч… рт , ш …пот

Слайд 19

17. Выберите строку со словами, содержащими непроверяемую согласную в корне A ) Га…кий, дер…кий Б) Самочу … ствие , фу… болист В) Гла …кий, извес … ный Г) Сер… це , праз …ник Д) Завис… ливый , несчас … ный

Слайд 20

18. Нет непроизносимого согласного A ) Блес … нуть Б) Ярос … ный В) Лес… ница Г) Пас… бище Д) Мес… ность

Слайд 21

19. Укажите слово с мягким знаком на конце A ) жгуч… Б) хорош… В) ключ… Г) дремуч… Д) дрож …

Слайд 22

20. Укажите слово с ь (мягким знаком) : A) Интерв ... ю Б) Об...ём В) Об...явление Г) Ад... ютант Д) С...езд

Слайд 23

21. Найдите предложение, в котором пропущена буква -С- в приставке A ) Бе …жалостная осень сорвала одеяния с деревьев Б) С каждым днём полоса в…рыхленной земли все дальше и дальше В) Людской поток бе …конечен Г) По равнине быстро ра … ливалась тьма Д) Встреча оставила неи … гладимое впечатление

Слайд 24

22. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной буквой «О» после Ц A ) Переписываться с эстонц ….м Б) Быть приверженц …м нового В) Слыть разночинц …м Г) Становиться дельц …м Д) Купить глянц … вую бумагу

Слайд 25

23. После Ц пишется гласная «И» в словах … A ) Пальц … Б) Сестриц … В) Ц… нк Г) Ц… ган Д) Спиц…

Слайд 26

24. Слово с гласной «О» A ) Товарищ…м Б) Рощ… й В) Фарш…м Г) Полотенц …м Д) Саранч … й

Слайд 27

25. Вариант написания корня с гласной -Е- A ) Зам…рать от удовольствия Б) Заб …раю ребёнка В) Соб …раю ягоды Г) Обт …рать лицо Д) Отд… ру кору

Слайд 28

Ключ: В Г В В В А А Г Б Б 11. Г 12. В 13. Г 14. Б 15. А 16. Б 17. Б 18. А 19. Д 20. А 21. В 22. Г 23. В 24. Д 25. Д Критерии оценивания: Подсчитайте количество правильных ответов. 23-25 – «5» 18-22 – «4» 13-17 – «3» менее 13 – «2»

Слайд 29

Тест по теме «Лексика»

Слайд 30

1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами А . горячий пирожок – жаркий день Б. теплый чай – холодный вечер В. иголка ели – иголка для шитья

Слайд 31

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами А . громадный дом – большой зверь Б. зеленый лук – лук для стрельбы В . труд к радости – безделье к несчастью

Слайд 32

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами А . родниковый ключ – ключ от двери Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша В. давай смеяться – стали хохотать

Слайд 33

4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении А . железный гвоздь Б. железная воля В. железная труба

Слайд 34

5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово А . Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете. В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.

Слайд 35

6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм. А . Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль. Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила. В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.

Слайд 36

7. Укажите верное утверждение А. Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию. Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности. В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

Слайд 37

8. Укажите предложение, в котором есть историзм А . Русские толковые словари имеют многовековую историю. Б. На юноше был надет праздничный кафтан. В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

Слайд 38

9. Укажите предложение, в котором есть архаизм А . Леса стоят в жемчужном инее. Б. Шуми, шуми, послушное ветрило. В. Принцесса отвернулась и заплакала.

Слайд 39

10. Укажите предложение, в котором есть неологизм. А . По радио передали штормовое предупреждение. Б. Лодка всплыла у самого берега. В. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.

Слайд 40

11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. А . Во поле березонька стояла. Б. Туристы зашли в дремучий бор. В. Бригада работала засучив рукава.

Слайд 41

12. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его. А . Фотограф приготовил фиксаж. Б. Солдаты атаковали форт. В. Маляр размешал палитру в ведре.

Слайд 42

13. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его. А . На мшарах растет много клюквы. Б. Стрелы лежали в колчане. В. Хирург сделал надрез скальпом.

Слайд 43

14. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно: А ) человек с головой - умный Б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо В) горячая голова – человек вспыльчивый Г) разбить наголову – нанести полное поражение Д) голова садовая – много возомнить о себе

Слайд 44

15 . Укажите предложение, в котором употреблены антонимы. А ) Любишь кататься, люби и саночки возить. Б) Лошадка упряма, да везет прямо. В) Лучше жить в тесноте, чем в обиде. Г) Горе старит, а радость молодит. Д) Не будет добра, коль между своими вражда.

Слайд 45

Ключ: А В А Б В Б Б Б 9. Б 10. В 11. В 12. В 13. В 14. Д 15. Г Критерии оценивания: «5» - 1-2 ошибки «4» - 3-4 ошибки «3» - 5-6 ошибок «2» - 7 и более ошибок

Слайд 46

Тест по теме «Словообразование и орфография»

Слайд 47

1. Укажите номер строки, в которой даны формы одного и того же слова. 1 ) вода, воду, подводный 2) лист, листа, листом 3) берёза, подберёзовик, березняк 4) явка, объявление, явиться

Слайд 48

2. В каком слове есть нулевое окончание? 1) бежишь 2) тороплюсь 3) пень 4) молоком

Слайд 49

3. Укажите суффикс глагола прошедшего времени. 1) -а- 2) - и- 3) -л- 4) -и-

Слайд 50

4. Укажите окончание прилагательного. 1) -е 2 ) - ит 3) –ешь 4) -ими

Слайд 51

5. Какое слово образовано суффиксальным способом? 1 ) подосиновик 2) переходить 3) преподаватель 4) засмеяться

Слайд 52

6. Какое слово неверно разделено на морфемы? 1 ) весел-ей 2) меньшин-ств-о 3) пружин-ист-ый 4) льд-ин-а

Слайд 53

7. Укажите номер строки, в которой во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением. 1 ) выр...щенный , предпол …гать, пр...грамма 2) прогл...тить , зам...лкать , уг...сающий 3) б...рюзовый , см...треть , упл...тнить 4) привл .. кать , алф...вит , тр...буна

Слайд 54

8. Укажите слово, в котором пишется буква А 1 ) к... снуться 2) выг... реть 3 ) подр...стать 4) зар...сли

Слайд 55

9. Укажите строку, в которой во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова. 1 ) подб...жали , прик...сались , г...релый 2) р...стение , пол...жить , утв...рждать 3) прил..гать, выр...стить , к...сить 4) расст...лить , з...ря , разл...жить

Слайд 56

10. Укажите слово, в котором пропущена буква И . 1 ) без...мянный 2) раз...грать 3) меж...нтернациональный 4) под...скать

Слайд 57

11. Укажите слово, в приставке которого пропущена буква И . 1 ) пp... мудрый 2) пр.. кратить 3) пр...красный 4) пр...ласкать

Слайд 58

12. Укажите сложносокращённое слово. 1) водолаз 2) вездеход 3) подосиновик 4) универсам

Слайд 59

13. Укажите существительное женского рода. 1) МХАТ 2) вуз 3) ГЭС 4) МГУ

Слайд 60

14. Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропусков пишется буква И . 1 ) пр...брежный , пр.. градить , пр...скакать 2) пр...шить , пр...остановить , пр...рекаться 3) пр.. вратить , пр...лечь , непр...ятный 4) пр...ставить , пр...морский , пр...обрести

Слайд 61

15. Укажите слово, соответствующее схеме: приставка, корень, суффикс, окончание 1 ) развалиться 2) приготовишь 3) примеряет 4) выучишься

Слайд 62

16. Укажите номер строки, в которой во всех словах на месте пропусков пишется буква О . 1 ) пог...реть , предл...гать , водор...сли 2) изл .. жение , прик .. сновение , отр...сль 3) пол...жение , предл ..жить, прик...снись 4) выл...жить , р...сток , з...рница

Слайд 63

17. Укажите слово, приставка которого обозначает приближение. 1 ) пр...крепить 2) пр...школьный 3) пр...мчаться 4) пр...вредный

Слайд 64

18. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И . 1 ) выт...реть 2) зам...реть 3) заст...лать 4) подб...рёшь

Слайд 65

19. Укажите существительное, которое образовано путём перехода одной части речи в другую. 1 ) самовар 2) столовая 3) иван-чай 4)завхоз

Слайд 66

20. Укажите слово, в котором пишется буква И . 1 ) без...звестный 2) пред...юльский 3) сверх...стественный 4) меж...гровой

Слайд 67

Ключ: 1). 2 2). 3 3). 3 4). 4 5). 3 6). 2 7). 2 8). 3 9). 4 10). 3 11). 4 12). 4 13). 3 14). 4 15). 3 16). 3 17). 3 18). 3 19). 2 20). 4 Критерии оценивания: «5» - 1-2 ошибки «4» - до 5 ошибок «3» - до 9 ошибок «2» - 10 ошибок и более

Слайд 68

Тест по теме «Имя существительное»

Слайд 69

1. К третьему склонению относится имя существительное: 1 ) грач; 2) брошь; 3) дач.

Слайд 70

2. К разносклоняемым относится группа существительных: 1 ) море, яблоко, горе; 2) племя, вымя, семя; 3) дача, доля, воля.

Слайд 71

3. В род., дат . и предл . падеже ед. ч. имеет окончание –и имя существительное: 1 ) мышь; 2) знамя; 3) охрана.

Слайд 72

4. Несклоняемым является имя существительное: 1 ) стремя; 2) жалюзи; 3) очки.

Слайд 73

5. Именем существительным мужского рода является слово: 1 ) кофе; 2) авеню; 3) грязнуля .

Слайд 74

6. Именем существительным общего рода является слово: 1 ) егоза; 2) врач; 3) ваза.

Слайд 75

7. Слово с НЕ пишется раздельно в предложении: 1 ) (Не)приятель был сильнее нас. 2) (Не)удача преследовала нас. 3) Ему помог (не)талант, а случай.

Слайд 76

8. Буква Ч пропущена в слове: 1 ) рез.. ик ; 2) буфет.. ик ; 3) прогуль .. ик ; 4) огран .. ик ; 5) разнос.. ик .

Слайд 77

9. Буква Е пропущена в словах: 1 ) порошоч ..к; 2) рыж ..к; 3) горош ..к; 4) порож ..к; 5) прыщ..к.

Слайд 78

10. Буква О после шипящих под ударением пишется: 1 ) в окончаниях имён существительных; 2) в суффиксах имён существительных; 3) в корнях (за исключением нескольких слов).

Слайд 79

11. Буква Ё пишется в словах: 1 ) стереж .. шь ; 2) ш ..в; 3) печ ..т; 4) волч ..нок; 5) пуч ..к.

Слайд 80

12. Имя существительное в предложении Ты поднял упавшее яблоко имеет признаки: 1) нарицательное; 2) неодушевлённое; 3) ж.р.; 4) 3 скл .; 5) В. п.; 6) ед.ч.

Слайд 81

Ключ: Критерии оценивания: «5» - 0-1 ошибка «4» - 2-3 ошибок «3» - 4-6 ошибок «2» - 7 и более ошибок 1). 2 2). 2 3). 1, 2 4). 2 5). 1 6). 1 7). 3 8). 1, 2, 5 9). 1, 3, 4 10). 1, 2 11). 1, 3 12). 1, 2, 5, 6



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1

Грищенко В.В., 2014-2015 год, май

По рекомендации ШМО, рассмотрели и рекомендовали к практическому применению

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса

Комплексный анализ текста

     В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включены тексты для анализа разные по типу и стилю, что соответствует программе по развитию речи для 5-го класса.

     Анализ текста включает в себя задания, связанные с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и основной мысли текста, типа и стиля, составление плана задания, направленные на отработку основных умений и навыков.

Тема «Синтаксис и пунктуация»

Текст

     Настала теплая пр..зрач..ная ноч.. . Та..л снег. В бледном небе чуть заметно м..рцали ре..кие звезды. Внизу, в деревн.., один за другим гасли мутные красные огоньки.

      Было тихо кругом. Из т..мноты дон..сился только лёгкий звон неведомо куда б..гущих ручейков.  Над самой д..ревней пр..звучал с неба звонкий трубный гогот казарки.

     Во дв..ре на окраин.. деревн.. всполошились домашние гуси. Громко захлопали крыльями и закр..чали пронзительно и тоскливо. В лё..ком сумрак.. ночи им померещилась неясная тень прол..тающей вдаль стаи.

(В. Бианки)

1. Озаглавьте текст ____________________________________________________

2. Тема текста ___________________________________________________________

3. Основная мысль текста ______________________________________________

____________________________________________________________________

4. Стиль текста _______________________________________________________

5. Составьте план текста:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Выпишите из текста 5 словосочетаний «прилагательное +существительное»:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.

9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста существительные 3 склонения:

_______________________________________________________________________

11. Выполните морфемный разбор слов: доносился,   трубные,   звон.

Тема «Словообразование»

Текст

     Заспорили деревья промежду себя: кто из них луч..ше? Вот дуб говорит Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю уш..л ствол в три обхвата в..рхушка в небо смотри..ся; листья у меня выр..зные а сучья будто из ж..леза вылиты. Я (не) кланяюсь бурям (не) гнусь перед гр..зою.

     Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила Не хвастай много дубище что ты велик и толст; зато р..стут на тебе одни ж..луди, свиньям на потеху а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

     Слуша..т сосенка, иглистой в..рхушкой кача..т и говорит Погодите похвалят..ся: вот придёт зима и буд..те вы оюба стоять голешеньки а на мне все же остану..ся мои зелёные колюч..ки; без меня в х..лодной ст..роне житья бы людям (не) было; я им и печки топлю и избы строю.

(К.Д. Ушинский)

1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________

2. Докажите, что это текст:_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста________________________________________________________

6. Тип текста__________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста однокоренные слова и разберите их по составу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста:

молвила - _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Найдите в тексте и выпишите:

сравнения _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

эпитеты _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

11. Произведите фонетический разбор слова листья:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите его синтаксический разбор:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема «Морфология. Имя существительное»

Текст

     Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пр..в..дил бе..сонные ночи, тайком забираясь в к..бинет отца, и «пожирал» все книги, поп..давшиеся ему под руку.

     Обл..дая вел..колепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверстников в Лице.. .

     Когда поэт находился в ссылк.., друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом.

     После дуэл.., страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр..стился с женой с детьми простился с друзьями. Потом окинул уг..сающим взглядом книжные полки и тихо пр..молвил Прощайте друзья!..

(По Е.А. Брусиной)

1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________

2. Тема текста___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Основная мысль текста_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Стиль текста________________________________________________________

5. Тип текста_________________________________________________________

6. Составьте план текста:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и графически объясните написание.

8. Разберите по составу слова: мальчиком,    французскую.

9. Определите лексическое значение слова друг и объясните, почему А.С. Пушкин называл книги друзьями.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.  Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал» все книги:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. В 1, 2, 3 абзацах укажите падеж и склонение существительных.

12. Произведите фонетический разбор слова все:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Произведите морфологический разбор слова (после) дуэли:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Составьте схему последнего предложения_________________________________

Тема «Морфология. Имя прилагательное»

Текст

     Чудес..ное время весна. Чист и прозрач..н воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчётливо разносит..ся по лесу тор..пливый стук дятла. А над синими ручейками зелёными кочками мхами и папоротниками бега..т в кронах м..гучих елей белка.

     Отыщ..т пушистая шустряга шишку и не спеша, просунув зубки-резцы в щель, как стамесочками, среж..т ими чешуйку. Хруп – и готово: семечко само лез..т в рот, радуя зверька свежестью и необыкновенно нежным см..листым ар..матом. Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне белочкой. У неё милая усатая мордочка большие ч..рные глаза уши кисточками и такой пушистый хвост, какому позавиду..т лиса.

(Н. Сладков)

1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________

2. Докажите, что это текст:_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста________________________________________________________

6. Тип текста__________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Разберите следующие слова по составу: разлапистой,     разносится.

9. Найдите в тексте и выпишите:

сравнения____________________________________________________________

эпитеты:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Произведите фонетический разбор слова елью:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выполните морфологический разбор одного прилагательного.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Подчеркните в тексте краткие имена прилагательные как члены предложения.

13. Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор. Составьте схему этого предложения.

Тема «Морфология. Глагол»

Текст

     У высокой муравьиной кучи на лесной светлой п..лянк.. ковром рас..ыпались зн..комые лесные цв..ты.

     Бегают по земле, под цв..тами, шустрые муравьи тащ..т в свой общий дом сух.. елов.. хв..инки мёртвых к..маров и жучков. Пригл..диш..ся хорошенько – множество больших и малых дорог троп и тр..пинок пр..топтано в высокой траве под цв..тами труд..любивыми муравьями.

     Почти всё лето цв..тут ж..лтые цв..тки под лиловыми листьями. Постав..ш.. на стол скромный букет..к и, глядя на него, отч..тливо вспомина..ш.. лес зелён.. опушку муравьин.. высок.. кучу и хл..потливых проворных муравьёв.

     Я очень люблю это скромное р..стен..ице. Оно нап..мина..т мне счас..ливое д..лёкое детство.

(И. Соколов-Микитов)

1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________

2. Тема текста___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Найдите в тексте предложение, заключающее главную мысль, и выпишите его:

____________________________________________________________________

4. Стиль текста________________________________________________________

5. Тип текста__________________________________________________________

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Найдите в тексте и выпишите 2-3 примера:

Метафор ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Эпитетов ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Произведите фонетический разбор слова  люблю:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подберите из текста однокоренные слова к слову муравей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

10. Найдите в тексте глаголы, выделите в них окончания, обозначьте спряжение.

11. Произведите морфологический разбор глагола:

I. бегают (муравьи) _______________________________________________________

II. ______________________________________________________________________

III. _____________________________________________________________________

12. Выпишите из текста последнее предложение и произведите его синтаксический разбор.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.