Работа по кейс-технологии

Вероника Ивановна Синягаева

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. 

 

 

 

Каждый кейс представляет собой полный комплект  учебно-методических материалов, разработанных на основе  каких либо  ситуаций, формирующего у педагогов  навыки самостоятельного конструирования алгоритмов  решения педагогических задач.

Формировать и совершенствовать любые профессиональные компетенции воспитателей лучше, когда они взаимодействуют друг с другом в группе или небольшом коллективе.  Практические кейс-ситуации, которые объединяют нормативные требования, теорию и практику, пусть даже короткие, – эффективный инструмент в творческой деятельности и саморазвитии педагогов. Их можно приводить в качестве примера, на их основе можно разобрать спорный вопрос. Этот практический материал поможет смоделировать проблемные задания для воспитателей.  Любая моделируемая ситуация, гипотетическая или реальная, должна предполагать вариативность решений, мнений, точек зрения. Воспитатели могут не только решать кейс-задания, но и попробовать смоделировать проблемно-практические ситуации.  Чтобы наладить взаимодействие воспитателей, предлагаю  им разработать кейс-ситуации друг для друга. Работа над каждым кейсом требует творческого вклада и значительного времени. Поэтому целесообразно, чтобы в этом процессе участвовал весь педагогический коллектив. Воспитатели часто рассказывают о проблемах, которые возникают, когда они проектируют образовательный процесс самостоятельно. Кейс-ситуации, которые имеют связь с их собственным опытом, помогают разобраться в этих проблемах. Таким образом, в работе с педагогами  действует общее правило: только теоретические аргументы не сделают профессиональное образование компетентностным. Воспитателю, как и детям, интересно только то, что затрагивает его личные мотивы.

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Использование данной технологии в образовательном процессе с дошкольниками  предусматривает следующие цели и задачи:

1.Формирование к компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2. Формирование умений видеть проблему  и  наметить пути ее решения.

3.Развитие интереса к процессу познания на занятиях.

Организация работы с кейсом

1. Ознакомительный этап – вовлечение педагогов в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы педагогами и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

 

Действия старшего воспитателя  в кейс – методе
1.  Создание кейса или использование уже имеющегося;

2. Распределение педагогов по малым группам (4-6 человек);

3. Знакомство педагогов с ситуацией, системой оценивания  решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы педагогов в малых группах;

4. Организация презентации решений в малых группах;       

5. Организация общей дискуссии;                                          

6. Обобщающее выступление старшего воспитателя, его анализ ситуации.  

                          

Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями

  • Аналитические навыки и умение прогнозировать.
  • Способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств.
  • Умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.
  • Способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности

Когда воспитатели освоили кейс-метод, предложила им проектировать кейсы в ходе самообразования. Для этого они должны завести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями воспитанников. Так воспитатели научатся слушать и слышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.

Проектирование кейс-ситуаций – процесс творческий, однако требует соблюдать алгоритм.

  1. Важно продумать сюжет кейса, его лейтмотив. Он зависит от нескольких факторов.

Ролевой фактор определяет, кто участник кейса в сюжете проблемной ситуации – действующее лицо или наблюдатель. Например, ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев, а проективный кейс предполагает активное наблюдение ситуации «со стороны».

Целевой фактор определяет характер решений. Они отражают сформированность искомых компетенций и личностных характеристик воспитателя: умение мыслить, анализировать ситуацию с разных сторон, находить причины проблем, видеть вариативность путей решения, давать непосредственную и опосредованную оценку. Подобный кейс может иметь приложения в виде статистических данных, фрагментов аналитических отчетов и мониторинговых исследований, которые касаются педагогической диагностики, удовлетворенности педагогов и родителей образовательным процессом.

Проблемный фактор определяет проблематику кейса, которая составляет его основную «завязку». Это необязательно конфликт. Кейс может содержать описание обстоятельств, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события (форс-мажор), противоположность суждений участников образовательных отношений, несоответствие поставленных педагогических или управленческих задач и имеющихся средств.

Когда воспитатель создает кейс, он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.

 

Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы работы старшего воспитателя

с педагогами ДОУ

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»

Конфуций

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.

К комплексу необходимых педагогических условий относятся:

1. отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;

2. проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетенции.

Инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:

3. обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

4. отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;

5. обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;

6. оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Методы и формы активизации инновационной деятельности педагогов.

В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций.

Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:

1. иметь практико-ориентированный характер;

2. интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;

3. обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;

4. способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;

5. оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;

6. обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.

Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:

1. реализации вариативности образовательных запросов;

2. овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

3. ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;

4. ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

5. проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;

6. использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из них:

1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.

2. Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.

3. Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.

Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.

Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационном учреждении, является научно-методический совет. В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОУ и старший воспитатель.

В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.

Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества этой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Уровень методической подготовки педагога, его способность к профессиональному совершенствованию изучались методами тестирования и анкетирования. Что это дало?

Тестирование показало: воспитатели испытывают трудности в овладении новыми программами, организации сюжетно-ролевой игры, установлении личностно-ориентированного взаимодействия, зачастую не могут решить возникающие проблемы.

Анкетирование позволило определить методические проблемы, затруднения, которые возникают у воспитателей в процессе работы.

Работа строилась от простого, к сложному, логически обоснованно, интерактивные формы соответствовали содержанию.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

• общая эрудиция;

• профессиональные знания, умения, навыки;

• умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика, которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? », «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны? ».

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела) .

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником? »

Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада». Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района.

Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. И мне пришла идея создать корпорацию, объединяющую педагогов общностью интересов – «Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, мистический Новый год, выход в театр, кино, выезд на природу.

Ещё одна форма, которую можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей и родителей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка»:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и

стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Заключение

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Педагог 21 века - это:

1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

3. Способный организовать рефлексивную деятельность;

4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

Синягаева Вероника  Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ № 38 «Золотой улей»

Бугульминского муниципального района РТ

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Перед старшим воспитателем зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.  Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. 

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между педагогами. 

Стержнем данной формы работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

УРА! Мне удалось подобрать такую инновационную технологию. Итак, представляю Вашему вниманию опыт работы по теме:  «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.

Каждый кейс представляет собой полный комплект  учебно-методических материалов, разработанных на основе  каких либо  ситуаций, формирующего у педагогов  навыки самостоятельного конструирования алгоритмов  решения педагогических задач.

Формировать и совершенствовать любые профессиональные компетенции воспитателей лучше, когда они взаимодействуют друг с другом в группе или небольшом коллективе.  Практические кейс-ситуации, которые объединяют нормативные требования, теорию и практику, пусть даже короткие, – эффективный инструмент в творческой деятельности и саморазвитии педагогов. Их можно приводить в качестве примера, на их основе можно разобрать спорный вопрос. Этот практический материал поможет смоделировать проблемные задания для воспитателей.  Любая моделируемая ситуация, гипотетическая или реальная, должна предполагать вариативность решений, мнений, точек зрения. Воспитатели могут не только решать кейс-задания, но и попробовать смоделировать проблемно-практические ситуации.  Чтобы наладить взаимодействие воспитателей, предлагаю  им разработать кейс-ситуации друг для друга. Работа над каждым кейсом требует творческого вклада и значительного времени. Поэтому целесообразно, чтобы в этом процессе участвовал весь педагогический коллектив. Воспитатели часто рассказывают о проблемах, которые возникают, когда они проектируют образовательный процесс самостоятельно. Кейс-ситуации, которые имеют связь с их собственным опытом, помогают разобраться в этих проблемах. Таким образом, в работе с педагогами  действует общее правило: только теоретические аргументы не сделают профессиональное образование компетентностным. Воспитателю, как и детям, интересно только то, что затрагивает его личные мотивы.

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Использование данной технологии в образовательном процессе с дошкольниками  предусматривает следующие цели и задачи: 1.Формирование к компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2. Формирование умений видеть проблему  и  наметить пути ее решения.

3.Развитие интереса к процессу познания на занятиях.

Организация работы с кейсом

1. Ознакомительный этап – вовлечение педагогов в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы педагогами и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Действия старшего воспитателя  в кейс – методе
1.  Создание кейса или использование уже имеющегося;

2. Распределение педагогов по малым группам (4-6 человек);

3. Знакомство педагогов с ситуацией, системой оценивания  решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы педагогов в малых группах;

4. Организация презентации решений в малых группах;        

5. Организация общей дискуссии;                                          

6. Обобщающее выступление старшего воспитателя, его анализ ситуации.  

                                     

Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями

  • Аналитические навыки и умение прогнозировать.
  • Способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств.
  • Умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.
  • Способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности

Когда воспитатели освоили кейс-метод, предложила им проектировать кейсы в ходе самообразования. Для этого они должны завести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями воспитанников. Так воспитатели научатся слушать и слышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.

Проектирование кейс-ситуаций – процесс творческий, однако требует соблюдать алгоритм.

  • Важно продумать сюжет кейса, его лейтмотив. Он зависит от нескольких факторов.

Ролевой фактор определяет, кто участник кейса в сюжете проблемной ситуации – действующее лицо или наблюдатель. Например, ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев, а проективный кейс предполагает активное наблюдение ситуации «со стороны».

Целевой фактор определяет характер решений. Они отражают сформированность искомых компетенций и личностных характеристик воспитателя: умение мыслить, анализировать ситуацию с разных сторон, находить причины проблем, видеть вариативность путей решения, давать непосредственную и опосредованную оценку. Подобный кейс может иметь приложения в виде статистических данных, фрагментов аналитических отчетов и мониторинговых исследований, которые касаются педагогической диагностики, удовлетворенности педагогов и родителей образовательным процессом.

Проблемный фактор определяет проблематику кейса, которая составляет его основную «завязку». Это необязательно конфликт. Кейс может содержать описание обстоятельств, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события (форс-мажор), противоположность суждений участников образовательных отношений, несоответствие поставленных педагогических или управленческих задач и имеющихся средств.

Когда воспитатель создает кейс, он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.

Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС

для работы с родителями и воспитателями

дошкольников


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаем вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями и воспитателями дошкольников. Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса поводов для общения с родителями. Не всегда профессиональная подготовка   даёт возможность грамотно разрешить проблему. Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни.

Структура кейса включает:

  • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
  • Контекст ситуации  -  хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
  • Комментарий ситуации, представленный автором

Решение кейсов                

  • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
  • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
  • Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
  • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.


Педагогические ситуации

Ситуация 1.

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную  и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Ваши действия.

Вариант 1.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы  помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2.

Провести беседу с ребенком, направленную на  анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5.

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Ситуация 2.

  • Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Ваши действия.

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать  этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Ситуация 3.

Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года.  Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения.  Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

Как быть?

Вариант 1.

Расспросить ребенка:

- Саша, чья это  машинка? Нужно ее отдать хозяину.

- Я ходил в гости к  Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.

- Сходи завтра к малышам и верни машинку.

- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,-  упрямиться мальчик.

- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.

- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно.

- Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?

Вариант 2.

Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом.

 Вечером,  прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна  поддерживает линию поведения мамы и когда ребенок возвращает машинку, обрадовано говорит:

-Ой, Саша, ты нашел Димину машинку! А мы ее весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай ее Диме, спасибо тебе большое.

Вариант 3.

Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.

Ситуация 4.

         Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

          Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 5.

          Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вариант 1.

          Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

          Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

          Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

  Ситуация 6.

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

   Как отреагировать маме?

 Ситуация 7.

 Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Ситуация 8.

Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.

Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

С чем связано подобное явление?

Ситуация 9.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

  Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■  Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

Ситуация 10.

Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

Ситуация 11.

. «Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — все в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»

  Дайте совет маме.

ИГРА И РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

          Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Вопросы:

1.        Как должен поступить воспитатель?

  • Сделать замечание детям.
  • Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.

2.        Как бы вы поступили?

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

          Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?
  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

  • Я буду врачом, — кричала Наташа.
  • А я- бортмехаником! — сказала Саша.
  • Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
  • Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
  • А я первый сказал!
  • Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

—        Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

ИГРА В МАГАЗИН

     Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Педагогические ситуации

  • Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

             Вопросы:

             Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

            Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие  

            участники игры?

  • Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

             Как поступить воспитателю в данной ситуации?

             Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные

             ситуации?

  • Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

            Какова должна быть реакция педагога?

  • Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

            Как поступить воспитателю?

  • Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

            Как должен поступить педагог?

  • Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

           Как должен отреагировать на это воспитатель?

  • Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

               Прав ли отец? Может ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном положении? Почему?

  • Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

             - Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала.  

                Папа шумел всю ночь.

               Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.

               Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании  

              здорового быта?

Педагогические ситуации

  • Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

             Вопросы:

             Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

            Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие  

            участники игры?

  • Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

             Как поступить воспитателю в данной ситуации?

             Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные

             ситуации?

  • Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

            Какова должна быть реакция педагога?

  • Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

            Как поступить воспитателю?

  • Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

            Как должен поступить педагог?

  • Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

           Как должен отреагировать на это воспитатель?

  • Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

               Прав ли отец? Может ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном положении? Почему?

  • Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

             - Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала.  

                Папа шумел всю ночь.

               Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.

               Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании  

              здорового быта?

Ситуация 2.

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

 

 

Ситуация 3.

Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:

— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?

 

 

Ситуация 4.

Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки;

 

 

Ситуация 5.

Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицаяб «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...».

   

 

Ситуация 6.

Наверное, с упрямством своей дочки вари мама борется уже почти полгода. Но Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать назло и не желает подчиняться ее требованиям и просьбам.

А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для Вари, и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не значит. Но даже несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и конфликтует с мамой.

  

 

Ситуация 7.

Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилие и грабеж. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме непонятно почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вчера вечером шутя навел на нее дуло пистолета, который папа купил ему а магазине. Но вместо того чтобы понять шутку, мама Дима выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это - издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.

  

 

Ситуация 8

Когда к родителям Наташи пришли гости, мама попросила ее прочитать новое стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос мамы: «Вернись, тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала наизусть». Наташа с ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать.

Четырехлетняя Людочка постоянно чего-то боится, особенно оставаться ночью одной в своей комнате. А папу это очень раздражает: как можно быть четыре года такой боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он стал читать ей каждый вечер сказки, в которых люди побеждают злых чудищ и торжествуют над «нечистой силой». Но вместо смелости дочь лишь приобрела трусливость. Теперь везде ей начали мерещиться кошмары. Но даже несмотря на это, папа продолжает воспитывать у дочки смелость, читая, как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки.

 

 

Ситуация 9

Еще вчера трехлетний Ленечка мог в руки брать все, что ему хотелось. А вот сегодня мама почему-то все время говорит ему «нельзя». «Нельзя » брать вазы, чашки, статуэтки. «Нельзя» играть и с телефонной трубкой. «Нельзя» брать в руки книжки и тетради. Что ни возьмешь, все это брать нельзя.

Ребенок ничего не понимает, что означает мамино «нельзя».наверно, его мама разлюбила, и он специально начинает трогать все то, что мама говорит «нельзя».

Вот он схватил при маме статуэтку, вот подошел при ней к хрустальной вазе и, слыша раздраженное «нельзя», специально уронил на пол тарелку. Тарелка треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их маме. А мама крикнула: «Ведь я же говорила, ведь ты прекрасно знал, что это брать нельзя. Встань в угол, ты еще об этом пожалеешь. Какой упрямый. Я тебя заставлю, чтобы ты понял, что тебе «нельзя».

  

 

Ситуация 10

Алеша вместе с мамой гулял в парке. Он ехал на своем велосипеде, изображая паровоз. Игра Алеши очень понравилась двум незнакомым мальчикам, которым захотелось тоже с ним играть. Алеша этому обрадовался, слез с велосипеда, но почему-то мама вдруг напомнила ему, что надо срочно идти обедать и увела сопротивляющегося Алешу буквально за руку домой, внушая ему на ходу, что он должен дружить лишь с ней, а от детей сплошные неприятности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар «Что такое  Кейс – технологии в ДОУ»

Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи
1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели

Дидактический материал: видеопрезентация по теме, кейс для ролевой игры.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран,  презентация, портфель , карточки для игры, кубики для игры (парковка).
Ожидаемые результаты:
Участники получат  знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
  • правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин

  1. Введение

Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки я держу в руках объемный кейс. 
                                                              Основная часть.

1. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

  1. Работа с кейсами в рамках учебного известна в мире с 1908 г.
               В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года
  2. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

  1. Для чего нужен кейс?
  • Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
  • Кейс – метод развивает: 
  • 1. умственные, сенсорные и речевые способности.
  • 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
  • 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
  • 4. практические умения.
  • 5. социальные умения (оценивать поведение  детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
  1. В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии:  В ДОУ
  • игровое проектирование-

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. эту технологию мы используем в разных вариантах.

  • метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;
  • метод ситуационного анализа.

Для дошкольников чаще всего используют:

- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;

- кейс- иллюстрации .

- фото-кейсы .

  1. Прежде всего мы должны создать сами кейс.ы.  Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

  1. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
  • Первый этап: подготовительный.
  • Знакомство детей с ситуацией. Фиксация  их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
  • На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
  • На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

  1. Технология кейс – стадии.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Рассмотрите технологическую карту деятельности по технологии кейс-стади.  Мы видим в ней все этапы технологии.

На слайде представлена технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.
  1. Кейс-иллюстрация

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои пед.задачи.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

 Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

  1. Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
  2. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему.
  3. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
  4.  Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса..

Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес

  1. Часто  в работе с детьми  применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит :  1. Фото « Дети  обедают»

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.

Этапы работы с фото-кейсом те же.

Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что  если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена!. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

  1. Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

Практическая часть.

 Я приготовила для вас кейс ситуационно-ролевая игра  «Настоящие друзья»

Ситуация: « Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары:  один  ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.  Взять по карточкам. На карточках написаны ваши роли в паре. Детям естественно предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.

Воспитателям  обыгрывают ситуации.

В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Список литературы

  1. 1. Алексеева, М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /
  2. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с.
  3. 2. Богуш, А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М. Богуш. – К.: Рад.школа,
  4. 1984. – 175 с.
  5. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  7. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL:
  8. ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
  9. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm    Педагогические технологии и инновации
  10. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html   Развивающие педагогические технологии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс – технологии в ДО

Слайд 2

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Историческая справка

Слайд 3

casus (лат.)– запутанный необычный случай; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.

Слайд 4

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Слайд 5

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других.

Слайд 6

Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки ).

Слайд 7

Что может содержать кейс? Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Слайд 8

Методы кейс - технологии - Метод инцидента; - Метод ситуационно-ролевых игр; - Метод разбора деловой корреспонденции; - Игровое проектирование; - Метод дискуссии. - Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс- стади , фото-кейсы, кейс-иллюстрации );

Слайд 9

Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Слайд 10

Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми. Первый этап : подготовительный. Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание. Создается положительное отношение к ситуации. На втором этапе , дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. На третьем этапе , я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Четвертый этап : (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. На пятом , оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Слайд 11

Пример работы над фото-кейсом: На первом этапе я знакомлю детей с фотографией. предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

Слайд 12

На втором этапе демонстрирую фото 2. Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

Слайд 13

На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение. На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре». Таким образом , применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

Слайд 14

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии , сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий , их подготовки и проведения. ВЫВОД

Слайд 16

И в заключение… И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А . В. Луначарский