Моё педагогическое кредо

Вероника Ивановна Синягаева

«Миссия воспитателя»

 

Слово «учитель» известно людям всех возрастов с давних времен. Учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию, ремеслу, управлению машиной, владению музыкальным инструментом и т.д. И люди уважительно, с почтением, называют такого человека своим учителем. Если говорить об учителе, воспитателе, наставнике, тренере, о тех педагогах, кто избрал учебно-воспитательную деятельность делом своей жизни, их роль в развитии общества важна и значительна уже потому, что педагог воспитывает детей, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но на более высоком уровне развития общества.

В разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, изменялась вместе с развитием общества, развивалась от уровня наемного ремесленника до государственного служащего. Но в разные периоды истории неизменным остается то, что педагог – не только профессия, «суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке».

Педагогическая профессия по своей природе имеет гуманистический характер. Педагог является хранителем, носителем многообразных общественных ценносте й: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных. Он не только накапливает в себе социальный опыт, достигнутый обществом к определенному этапу, но и оценивает этот опыт. Из общего фонда культуры, общественных отношений, педагог выбирает тот материал, который будет ценен, полезен для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. Воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Они должны быть готовы, приспособлены к конкретным требованиям, запросам общества. Поэтому в воспитательной работе педагог должен учитывать как нужды сегодняшнего дня, так и перспективы общественного развития. Воспитывая молодое поколение, педагог в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новыми прогрессивными технологиями, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества. Работая на будущее, и оставаясь главным звеном в механизме передачи накопленного опыта, педагог в качестве цели ставит развитие личности ребенка как синтеза всех богатств человеческой культуры, развитие его творческой индивидуальности.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» – отмечал В.А. Сухомлинский.

Профессиональный педагог, воспитатель как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты, особенности детей, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании детей, создавать общественное мнение по проблемам теории и практики воспитания. Одинзамечательный японский педагог Инуи Такаси говорил, что «миссия воспитателя, а в идеале всех взрослых – быть полномочным представителем ребенка перед лицом общества. Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир». Поэтому формирование духовного мира молодого поколения, формирование знаний, понятий, убеждений о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики – еще одна социальная функция педагога.

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий на ребенка (различные кружки,спортивные секции, формальные и неформальные контакты с людьми, влияние литературы, искусства, средств массовой информации и т.д.). Успех в воспитании каждого ребенка зависит от воздействия разных факторов и ситуаций. Но это не принижает роли профессионального педагога. В разных ситуациях он выступает координатором, комментатором, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний на ребенка. Процесс воспитания – длительный процесс, его последствия неприметны для внешнего восприятия.Увидеть и оценить работу воспитателя сложно и часто окружающим старания педагога становятся заметны лишь на временном расстоянии. Зачастую педагога и порицают так сказать за «чужие грехи». Поэтому очень важно, чтобы в образовательном учреждении было единство воспитательных целей всех педагогов, была общая идея, коллективная мысль, творчество.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Уровень творчества в деятельности педагога отражает то, в какой степени он использует свои возможности для достижения поставленных целей. В отличие от творчества в других сферах деятельности (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально нового, оригинального. Целью педагогической деятельности всегда остается развитие личности ребенка. Конечно, творчески работающий воспитатель создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений, навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Творчество может проявляться во всех компонентах педагогической деятельности, охватывать все ее стороны: планирование, организацию, реализацию воспитательно-образовательного процесса, анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Но область проявления творчества педагога нельзя сужать, сводить к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Творчество может проявляться и при решении коммуникативных задач. В разных ситуациях педагог должен уметь управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке: уметь оценить ситуацию общения; используя разнообразные приемы, привлечь внимание ребенка или группы детей и т.п.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств:

· гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

· любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

· оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ребенка);

· справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

· общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

· требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

· альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

· волевые качества (целеустремленность, выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

· толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

· педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

· эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ребенка и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);

· интеллигентность (духовность);

· современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

· доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

· креативность (творчество).

Педагогу-творцу присущи все эти качества. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, каждый так или иначе преобразует педагогическую действительность, но творчески работающий воспитатель видит значительно шире и дальше, он вносит кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

 

«РЕЦЕПТ» педагога.

Жила-была одна девочка, и звали ее – Ленивица. Все она делала плохо и неохотно. Больше всего ей нравилось играть с детьми. Решила Ленивица стать воспитателем, но учиться в педагогическом училище ей не хотелось. Тогда пришла она к одному старому Лекарю и сказала: «Дайте мне лекарство, чтобы исправиться и стать хорошей ученицей». Лекарь ответил: «Ну что же, есть одно лекарство, вот рецепт:

- нарой корней трудолюбия

- собери цветов добросовестности

- нарви листьев терпения и выдержки

- собери плодов любви к детям

- вложи в кастрюлю доброты

- добавь общительности

- посоли солью справедливости

- во все это положи порошок творчества

- принимай по три ложки в день

- одевайся в одежду скромности

- смотри на мир с оптимизмом

- не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь нерадивостью опять».

Поблагодарила Ленивица Лекаря. Она все выполнила, и чудесное лекарство помогло. Она выросла, выучилась и стала настоящим Педагогом.