Держим на контроле

Вероника Ивановна Синягаева

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

 «Внутри садовский  контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы  ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В  ДОУ

Автор:

К.Ю. БЕЛАЯ

1. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ -  НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

 «Внутри садовский  контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы  ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени: 

  • предупредительный,
  • текущий,
  • итоговый,
  • отсроченный.

По содержанию: 

  • фронтальный,
  • тематический.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы дошкольных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направления деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей.

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

СИСТЕМА — это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются:

  • цели,
  • задачи,
  • содержание контроля,
  • формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ ВНУТРИ САДОВСКОГО КОНТРОЛЯ — ЗНАЧИТ:

  • определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
  •  отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
  • выбрать формы, методы его проведения;
  • определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;
  • распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важно не только, что является предметом контроля, но и как он будет осуществляться.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий. Продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

2. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) — на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:

  • Что мы вкладываем в понятие эффективности?
  • Какие показатели эффективности можно выделить?

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.

Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

  • информированность;
  • полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
  • выбор целей;
  • четкую спланированность;
  • заинтересованность всех ее участников;
  • повторность.

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.

Одна из задач, которую решает руководитель, - максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя.

Успешному решению этой задачи способствуют:

  • отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
  • создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;
  •  моделирование педагогического процесса;
  • предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
  • создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ 

(письмо от 11 июня 1998 г. № 33).

Органам управления образованием, образовательным учреждениям предложено руководствоваться этими рекомендациями при организации инспектирования.

В документе подчеркивается следующее.

Инспекционный контроль — это:

  • проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;
  • система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.

Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.

Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.

МОНИТОРИНГ — постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

АУДИТ — инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.

В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, проводимого государственными органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, их учредителями.

Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя осуществляют инспекционный контроль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:

  • использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;
  • организации методического обеспечения образовательного процесса;
  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;
  • соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
  • соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;
  • промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
  • работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с должностными обязанностями.

В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

* * *

Контроль в образовательном учреждении может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16
«Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»)

4. КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ всегда актуален.

Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность руководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя.

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

  • самооценки воспитателя;
  • оценки родителей;
  • оценки руководителя (или экспертной группы);
  • итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентная). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку.

Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса — словесные оценки результативности работы.

Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

  • Высокий уровень (отлично).
  • Достаточный уровень (хорошо).
  • Критический уровень (удовлетворительно).
  • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

Таблица 1. Примерная шкала оценок

Словесная

Цветовая

Бальная

Значок

Процентная

Высокий уровень

3 балла

«++»

от  76 до 100%

Достаточный уровень

2 балла

«+»

от  66 до   75%

Критический уровень

1 балл

«-»

от  41 до   65%

Недопустимый уровень

0 баллов

«- -»

от   0 до   40%

Оценка кадров — одна из важнейших функций в руководстве коллективом.

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

  • наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
  • анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
  • беседа (обязательно с обменом мнениями);
  • анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
  • хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
  • изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);
  • устная или письменная проверка знаний.

5. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, — это плановость и гласность контроля.

Многие руководители ежемесячно планируют 5—7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

Таблица 2. План оперативного контроля

Вопросы

на

контроле

Возрастные группы, недели месяца

младшая

средняя

старшая

подготовительная к школе

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

День диагностики, регулирования и коррекции

Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень организации педагогического процесса.

ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:

1. Инструктаж тех, кто проводит, и с кем будет проводиться ДРК.

2. Составляется общая программа дня, возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.

3. Определяются сроки проведения ДРК и обработки полученных материалов.

4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.

6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 3).

Таблица 3.

План тематического контроля

Цель: _______________________________________________________
Проверка проводится с _____ 20____ г.  по _____  20___ г.

Разделы плана

Содержание

Методика

контроля

1. Диагностика знаний, умений, навыков, уровня развития и воспитания детей

2. Уровень профессионального мастерства воспитателя

3. Система планирования работы с детьми

4. Создание условий:

  • в группах;
  • в методическом кабинете

5. Работа с родителями

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада, обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля:

  • изучаются отдельные, заранее определенные вопросы;
  • результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются.

Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача руководителя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл. 4).

Таблица 4.

Даты

проведения контроля

Возрастные группы

Младшая

Средняя

1-я половина дня

2-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Понедельник

Просмотр

режимных

моментов

Проверка плана работы (ст. восп.)

Посещение

занятий (заведущ.)

Анализ

предметной среды

Вторник

Посещение

занятий

(ст. восп.)

Проверка плана работы

(заведующ.)

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

7. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные - тематические.

Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегрированной основе - проведение интегрированных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проводится один раз в пять лет по отношению к каждому педагогу учреждения и учреждению в целом.

8. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

 

Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно, из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Обычно:

  • старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс,
  • медсестра - за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание,
  • завхоз - за финансово-хозяйственную деятельность.

Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.

Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения

Сегодня многие ДОУ имеют в штате не только медсестру и диетсестру, но и медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель детского сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских работников детского сада, руководителю необходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры ЛФК и медсестры физиотерапии.

Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами

Старший воспитатель контролирует:

Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.

Для обеспечения условий по оздоровлению детей медсестра ДОУ контролирует:

Выделим основные объекты медико-педагогического контроля:

  • санитарное состояние и содержание участка;
  • санитарно-гигиеническое состояние помещений;
  • оборудование помещений;
  • организация питания;
  • соблюдение питьевого режима;
  • динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • состояние здоровья детей;
  • мероприятия, проводимые в случае карантина;
  • состояние одежды и обуви детей;
  • организация двигательного режима;
  • осуществление системы закаливания;
  • организация прогулок;
  • проведение физкультурных занятий с детьми;
  • проведение оздоровительных мероприятий в течение дня;
  • состояние искусственного плавательного бассейна и соблюдение правил его использования;
  • организация дневного сна;
  • организация физкультурно-оздоровительных праздников, досуга и развлечений.

 

АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ

           При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

  1. Определение цели и объекта контроля.
  2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
  3. Сбор информации.
  4. Ее анализ.
  5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
  6. Проверка исполнения рекомендаций.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО КОНТРОЛЯ.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
  • Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  • Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
  • Результаты медицинского осмотра детей.
  • Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  • Организация питания.
  • Посещаемость.
  • Выполнение режима дня.
  • Выполнение санэпидемрежима.
  • Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
  • Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
  • Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
  • Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  • Техника безопасности.
  • Сохранность имущества.
  • Укрепление материальной базы.
  • Финансово – хозяйственной деятельности.

2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

  • Анализ заболеваемости.
  • Выполнение натуральных норм питания.
  • Выполнение плана по детодням.
  • Проведение физкультурных досугов, развлечений.
  • Состояние документации в группах.
  • Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
  • Выполнение решений педсовета.
  • Документация и отчетность подотчетных лиц.
  • Снятие остатков продуктов питания.
  • Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
  • Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
  • Подведение итогов смотров и конкурсов.

3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

  • Участие в работе методических объединений.
  • Анализ детской заболеваемости.
  • Проведение дней здоровья.
  • Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
  • Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
  • Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатула В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.

4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Прометей, 1995.

7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

Источник: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502309


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выберите самостоятельно систему обозначений:

Система обозначений

Расшифровка

Процентная

Воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя

Символическая

Например:

«Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя;

«?» – неполное достижение;

«√» – ребенок достиг запланированного показателя

Цветовая

(можно использовать

только три основных цвета)

Например:

 – низкий уровень развития;

 – достаточный;

 – оптимальный;

 – высокий

Автор-разработчик диагностических карт – О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.

Диагностическая карта

«Художественно-эстетическое развитие: художественное творчество»

(подготовительная к школе группа)

Показатели

художественно-эстетического развития

Фамилия, имя ребенка

I. Развитие художественного творчества

У ребенка развивается способность видеть характерные эстетические признаки окружающих предметов, может сравнивать их

Ребенок способен воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров

Ребенок эмоционально откликается на красоту природы, одежды, интерьера помещений; проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну

Ребенок способен самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изобразительной деятельности

В индивидуальной и коллективной работе ребенок способен интегрировать разные виды изобразительной деятельности для создания выразительного образа

Ребенок овладевает умением создавать декоративные композиции

Ребенок проявляет индивидуальное творчество в разных видах изодеятельности

II. Развитие продуктивной деятельности

Ребенок овладевает основными техническими приемами рисования, может использовать различные изобразительные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, тушь, пастель, восковые и известковые мелки, сангину, уголь и др.)

Ребенок может передать сюжетную композицию

Ребенок приобретает опыт художественного рукоделия с разными материалами

Ребенок с интересов знакомится с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, в том числе русского

Общие показатели художественного творчества 

Диагностическая карта

«Художественно-эстетическое развитие: музыкальное развитие»

(подготовительная к школе группа)

Показатели музыкального развития и развития музыкальной деятельности

Фамилия, имя ребенка

I. Слушание музыки

У ребенка развиваются способности:

  • эмоционально и увлеченно слушать музыку

и говорит о ней

  • слышать в музыке весь комплекс выразительных средств

  • выделять тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра

  • определять жанровую принадлежность музыкального произведения («песня», «танец», «марш», «вальс», «русская плясовая», «полька», «сюита», «симфония»)

  • определять форму музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная)

II. Пение

Ребенок способен:

  • выразительно исполнять несложные песни в удобном диапазоне

  • чисто интонировать с аккомпанементом отдельные отрезки мелодии песен или

мелодию в целом

  • музыкально и с удовольствием петь в хоре

Ребенок овладевает элементарными певческими навыками:

  • правильно распределяет дыхание

  • четко артикулирует

  • пропевает длинные звуки

III. Музыкально-ритмические движения

Ребенок:

  • чувствует себя в музыкальном движении уверенно

  • может двигаться соответственно музыке, стараясь отобразить ее характер

  • способен отобразить в движении динамику развития образа

  • использует язык жестов и мимики

  • способен выполнять основные движения выразительно, ритмично и легко

  • овладевает определенным объемом танцевальных движений и выполняет

их достаточно точно

  • умеет танцевать русскую народную пляску, польку, вальс, национальные танцы

  • способен придумывать самостоятельно небольшие танцевальные композиции

IV. Игра на детских музыкальных инструментах

У ребенка развиваются способности:

  • игры на различных детских музыкальных инструментах, ребенок овладевает приемами игры

  • самостоятельно подбирать инструменты, соответствующие характеру музыкальной пьесы, ее частей

  • слышать, как меняется звук при правильном и неправильном исполнении

  • вычленить и воспроизвести ритмический рисунок пьесы

  • эмоционально исполнять музыкальное произведение в ансамбле

  • определять форму музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная)

  • подбирать по слуху несложные мелодии

на детских музыкальных инструментах

Ребенок пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах

V. Музыкальная игра-драматизация

Ребенок способен:

  • участвовать в достаточно сложной и длительной во времени игре-драматизации с пением, танцами, речевыми диалогами и игрой на музыкальных инструментах

  • использовать различные средства выразительности для убедительного исполнения своей роли: музыкальное движение, пение, выразительное декламирование

  • осознанно выполнять указания режиссера, взаимодействуют со сверстниками

  • активно выполнять творческие задания

Общие показатели музыкального развития 

Диагностическая карта «Физическое развитие:

развитие основных движений»

(подготовительная к школе группа)

Показатели физического развития детей

в двигательной активности

Фамилия, имя ребенка

I. Ходьба

У ребенка развиваются навыки ходьбы:

  • в разных построениях

  • гимнастическим шагом

  • скрестным шагом

  • приставными шагами вперед, в стороны, назад

  • перекатом с пятки на носок

  • в приседе

  • с выпадами

  • спиной вперед

  • в разном темпе

  • сохраняя равновесие на уменьшенной (узкой), приподнятой опоре

II. Бег

Ребенок осваивает бег:

  • в разных построениях

  • выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая голени назад

  • спиной вперед, сохраняя равновесие

и направление

  • по уменьшенной, приподнятой, наклонной поверхности

  • в сочетании с другими движениями

  • с преодолением препятствий

  • наперегонки, с ловлей и увертыванием

  • с разной скоростью

  • челночный бег

III. Прыжки

Ребенок овладевает разнообразной техникой прыжков:

  • подпрыгивание на месте разными способами

  • в сочетании с различными положениями и движениями

  • прыжки сериями

  • с продвижением вперед

  • боком влево, вправо

  • через линии, невысокие предметы

  • вверх из глубоко приседа

  • впрыгивание на предметы с места и с разбега

  • спрыгивание

  • в длину с места

  • в длину с разбега

  • в высоту с разбега

  • через короткую скакалку, вращая ее вперед

и назад на двух ногах

  • через длинную скакалку

IV. Бросание, ловля, метание

Ребенок овладевает техниками:

  • бросания мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками 10-20 раз подряд

  • подбрасывания мяча одной рукой 4-10 раз подряд

  • бросания мяча с хлопками и другими заданиями

  • перебрасывания мяча друг другу из разных исходных положений

  • перебрасывания мяча через сетку

  • отбивания мяча о пол

  • отбивания мяча о пол с продвижением вперед

  • метания в горизонтальную и вертикальную цель

  • метания в движущуюся цель

  • метания вдаль правой и левой рукой как можно дальше

V. Ползание и лазание

У ребенка развиты способности:

  • ползать на четвереньках по ограниченной поверхности

  • проползать под препятствиями

  • ползать на спине и животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами

  • лазать по гимнастической стенке, лестнице вверх, вниз, со сменой темпа

  • лазать по веревочной лестнице

  • лазать по канату, шесту

VI. Передвижение с техническими средствами

У ребенка формируются навыки:

  • катания на санках

  • ходьбы на лыжах

  • подъема на склон на лыжах

  • катания на коньках

  • катания на роликовых коньках

  • катания на велосипеде

  • катания на самокатах

VII. Подвижные игры

Ребенок:

  • знает много подвижных игр, правила игры, ход

  • играет в некоторые спортивные игры

(баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и др)

VIII. Ориентировка в пространстве

Ребенок способен свободно ориентироваться

в пространстве, находить свое место в перестроениях, менять направление движения

IX.Интерес к физическим упражнениям

Ребенок активен, с интересом выполняет физические упражнения, радуется успехам

Общие показатели физического развития 



Предварительный просмотр:

Выберите самостоятельно систему обозначений:

Система обозначений

Расшифровка

Процентная

Воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя

Символическая

Например:

«Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя;

«?» – неполное достижение;

«√» – ребенок достиг запланированного показателя

Цветовая

(можно использовать

только три основных цвета)

Например:

 – низкий уровень развития;

 – достаточный;

 – оптимальный;

 – высокий

Диагностическая карта

«Познавательное развитие: расширение кругозора детей»

(старшая группа)

Общие показатели развития

Фамилия, имя ребенка

I. Ребенок и мир природы

  1. Отношение ребенка к миру природы

Ребенок проявляет:

  • ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы

  • бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы

  1. Развитие навыков экологической безопасности

Ребенок овладевает навыками безопасного поведения в природе

  1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Ребенок проявляет стремление к исследованию объектов природы

У ребенка формируется:

  • умение вести наблюдения, в т. ч. пролонгированные (в течение недели, месяца), фиксировать результаты наблюдений с использованием зарисовок с натуры, символических обозначений

  • умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

  • выделять существенные свойства и признаки объектов и явлений неживой и живой природы

  1. Неживая природа

У ребенка формируются представления:

  • о характерных признаках разных времен года

  • цикличности изменений о природе

  • воде, ее свойствах, значении для живого

  • воздухе, его свойствах, значении для живого

  • земле, почвах, их свойствах и значении

  • человеке как части природы, влиянии человека на природу

  • Солнце и планетах, космосе

  • свойствах различных материалов (металлы, дерево, полиэтилен, керамика, минералы, стекло, бумага, различные ткани и т.д.)

  1. Живая природа

У ребенка развиваются представления:

  • о растениях: деревьях, травах, кустарниках; растениях леса, луга, сада, огорода, поля; комнатных растениях

  • условиях, необходимых для роста и жизни растений

  • животном мире: домашних и диких животных той местности, где живет ребенок; животных жарких стран; зимующих и перелетных птицах; насекомых

  • экосистемах леса, реки (озера, пруда, моря – в зависимости от того, какой водоем есть в месте проживания ребенка), луга, аквариума

  • взаимосвязи всех компонентов живой природы, взаимодействии живых организмов со средой обитания

У ребенка формируются умения ухода за растениями и животными в уголке природы и за растениями на участке детского сада

II. Ребенок и мир людей

  1. У ребенка формируются представления:
  • о течении времени, о прошлом, настоящем и будущем (человека, семьи, страны)

  • профессиональной деятельности людей и разных сферах этой деятельности, профессиональных действиях и продуктах труда

  • своей гендерной и национальной принадлежности

  • своем городе (поселке), крае, стране, малой и большой Родине

  • многообразии стран и народов, живущих на планете Земля, богатстве культуры

  1. У ребенка развивается:
  • самостоятельность и ответственность, умение прогнозировать последствия своих поступков

  • активность и инициатива в познании окружающего мира

Общие показатели развития

Диагностическая карта

«Познавательное развитие: развитие элементарных

математических представлений»

(старшая группа)

Показатели развития элементарных

математических представлений

Фамилия, имя ребенка

I. Количество и счет

У ребенка развиваются способности:

  • к количественному счету до 10

  • порядковому счету до 10

  • прямому и обратному счету

  • счету по заданной единице (двойками, тройками)

  • соотнесению числа и количества

  • отсчитыванию количество на единицу больше или меньше

II. Числа и цифры

Ребенок овладевает:

  • знанием цифр от 0 до 9 и умением обозначать ими однозначные числа

  • умением составлять число из единиц

  • умением соотносить количество и цифру

  • умением прибавлять и вычитать единицу в пределах 10, в т. ч. с использованием «арифметической линейки»

  • умением построить натуральный ряд чисел от 0 до 10

III. Сравнение

Ребенок способен:

  • к сравнению двух групп предметов

  • сравнению двух однозначных чисел, использованию знаков >, <, =

  • нахождению места числа в числовом ряду по отношению к предыдущему и последующему

  • уменьшению или увеличению число на 1 (в пределах 10)

IV. Величина

У ребенка формируются:

  • понятия высоты, ширины, длины; умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (метод наложение или приложения)

  • начальные навыки измерения линейной величины условной меркой

  • начальные навыки измерения объема условной меркой

V. Геометрические фигуры

Ребенок овладевает знанием:

  • геометрических фигур: признаков треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, круга, эллипса (овала); умением находить геометрические фигуры в окружающей обстановке

  • признаков и характерных особенностей объемных тел

VI. Ориентировка в пространстве

Ребенок способен:

  • оперировать понятиями левее, правее, ниже, выше; от, до, над, под, между

  • определять положение предметов по отношению к себе

  • ориентироваться по несложному плану

  • ориентироваться на листе бумаги

VII. Ориентировка во времени

Ребенок ориентируется во времени, различая:

  • времена года

  • месяцы

  • дни недели

  • части суток

Общие показатели развития элементарных математических представлений

Диагностическая карта

«Познавательное развитие: развитие конструктивной деятельности»

(старшая группа)

Показатели развития конструктивной деятельности

Фамилия, имя ребенка

I. Конструирование из строительного материала

Ребенок овладевает:

  • обобщенными представлениями о конструируемых объектах

  • умением мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей

  • умением конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры

  • умением конструировать по заданной схеме, фотографии, рисунку

  • обобщенными способами конструирования:
  • комбинаторикой

  • опредмечиванием

  • изменением пространственного расположения деталей

  • включением дополнительных деталей и удалением лишнего

  • умением провести целостно-расчлененный анализ объектов, образцов

  • умением подбирать необходимый для конструирования материал

II. Конструирование из деталей конструкторов

У ребенка развиваются способности:

  • целенаправленно экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать оригинальные конструкции

  • исследовать свойства и познавать возможности нового материала, в т. ч. способы крепления деталей

  • решать задачи проблемного характера: достраивание блоков разных конфигураций, созданных взрослым

  • конструировать по заданной схеме

  • самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы

III. Конструирование из бумаги

У ребенка формируются умения:

  • делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали, диагонали

  • использовать основную базовую форму техники «Оригами» – «Простой треугольник»

  • закручивать прямоугольник в цилиндр

  • закручивать круг и полукруг в конус

  • переплетать бумажные полосы

  • подбирать необходимый для конструирования материал

IV. Конструирование из природного материала

Ребенок овладевает возможностями:

  • провести анализ материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания»

  • изменять пространственное положение материала

  • использовать приемом добавления деталей или удаления лишнего

  • самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы

  • подбирать необходимый для конструирования материал

Общие показатели развития конструктивной деятельности



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ В ДОУ

Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, так и для всех групп сада.  Мне они очень помогли организовать контроль в нашем детском саду. Может кому-нибудь пригодится.

СХЕМА № 1 Готовность групп к новому учебному году

 1. Безопасность мебели и оборудования для жизни и здоровья детей.

 2. Педагогическая целесообразность оформления предметно-развивающей среды.

 3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований по оформлению помещений.

 4. Соответствие сюжетно – ролевых игр, дидактических пособий, детской литературы  и др.  возрасту детей.

 5. Соответствие методической литературы и пособий данной возрастной группе.

 6. Оформление родительских уголков.

 7. Материалы предоставленные для родителей конкретны и доступны в своем изложении.

 8. Информационные стенды соответствуют возрастной группе: цели, задачи, режим, система воспитательно-образовательной работы.

 9. Эстетичность в оформлении помещений.

 10. Нестандартный подход в оформлении.

СХЕМА № 2 Наличие документации в группе

 1. Паспорт группы: информационный бюллетень группы и ОО, программное обеспечение, список детей на 01.09, режимы дня, система образовательной работы, аттестационные листы педагогов.

 2. Приложение к плану: режим на данный период + щадящий, режим двигательной активности, листы здоровья, программа оздоровления.

 3. Перспективный план:  план работы с родителями, организация развивающей среды, методическое обеспечение, игровая деятельность.

 4. Календарный план:  списки детей (групповой, по подгруппам, по группам здоровья), планирование на день (утро, вечер).

 5. Папки взаимодействия и совместной деятельности педагогов и специалистов.

 6. Документация для работы с родителями: тетрадь сведений о родителях, протоколы родительских собраний, отчеты, информация для стендов и папок-передвижек.

 7. Тетрадь учета посещаемости.

 8. Тетрадь инструктажа детей  по ОБЖ (для средней, старшей и подготовительной групп)

 9. Инструкции по охране труда.

 10. Журнал Ф-127 и листы адаптации (для ясельных групп)

Схемы: Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности»,«Организация питания»

СХЕМА № 3 Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности»

 1. Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой. Достаточное игровое оборудование для с-р игр.

 2. Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей: конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов;

 3. Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек (игрушки, транспортные средства, фигурки и тд.)

 4. Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов.

 5. Эстетичность  и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с возрастной группой.

 6. Наличие книжного уголка с несколькими экземплярами книг (одного содержания) – по программе или в соответствии с целями и задачами педагогов; иллюстрации и сюжетные картинки.

 7. Оборудование уголка театрализованных игр  различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами.

 8. Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, для сенсорного развития, развития речи и т.д.

 9. Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно – продуктивной деятельности дошкольников, в соответствии с возрастной группой.

 10. Помещение оформлено с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения), оборудован уголок физкультурных игр.

СХЕМА № 4 «Организация питания»

 1. Выполнение гигиенических требований: санитарное состояние, размещение столовой мебели.

 2. Сервировка стола: учитываются ли требования сервировки стола в зависимости от возраста детей, эстетика оформления, деятельность дежурных (кроме ясельных групп).

 3. Организация гигиенических процедур в зависимости от возраста.

 4. Использование педагогом различных навыков и приемов для воспитания культуры поведения за столом.

 5. Умение педагога преподнести блюдо (нелюбимое, новое) и общение педагога с детьми во время приема пищи.

 6. Настроение детей и обстановка в группе во время приема пищи.

 7. Умение детей пользоваться столовыми приборами.

 8. Своевременность доставки пищи в группу.

 9. Выполнение режима питания в соответствии с режим дня в зависимости от возраста.

 10. Соблюдение объемов детской порции.

Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

СХЕМА № 5 «Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня»

 1. Планирование и проведение утренней гимнастики.

 2. Планирование и проведение физкультурных занятий в зависимости от возраста детей.

 3. Использование физкультминуток во время занятий.

 4. Планирование и проведение подвижных игр во время прогулки.

 5. Планирование и проведение подвижных игр в группе.

 6. Проведение закаливающих процедур и оздоровительных гимнастик (в соответствии с рекомендациями медицинских работников).

 7. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей.

 8. Индивидуальный подход в работе с детьми, с учетом группы здоровья (наличие листов здоровья).

 9. Состояние одежды, обуви детей. Отсутствие опасных предметов.

 10. Соблюдение гигиенических требований (одежда, обувь).

СХЕМА № 6 «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

 1. Знание воспитателями режима дня своей возрастной группы.

 2. Своевременный прием пищи. Не сокращается (удлиняется) время, отведенное на завтрак, обед и полдник.

 3. Количество и длительность занятий соответствует сетке занятий и гигиеническим требованиям.

 4. Умение воспитателя определить степень утомляемости детей и в связи с этим изменять ход занятий и их время.

 5. Своевременный выход на прогулку и возвращение с нее. Соблюдение длительности прогулки.

 6. Своевременное укладывание спать. Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.

 7. Соблюдение времени, отведенного на сон. Не затягивание и не сокращение сна.

 8. Умение воспитателем осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей.

 9. Соблюдение времени свободной и самостоятельной деятельности детей.

 10. Своевременный выход на вечернюю прогулку.

Схемы:«Проведение и организация прогулки»,«Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»,«Планирование и организация работы с родителями»

СХЕМА № 7 «Проведение и организация прогулки»

 1. Соответствие времени прогулки режиму группы.

 2. Планирование прогулки:  тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.

 3. Организация одевания и раздевания детей.

 4. Уровень сформированности, у детей,  навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.

 5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.

 6. Подвижные игры  и их количество соответствуют возрасту детей.

 7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.

 8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

 9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.

 10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).

СХЕМА № 8 «Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»

 1. В группе присутствует вся документация : сведения о родителях, сведения о состоянии здоровья детей, учет пребывания детей в группе, адаптационный журнал, наблюдение нервно-психического развития детей, режимы дня, комплексы гимнастики.

 2. Ведение плана воспитательно-образовательной работы соответствует специфике данного возраста.

 3. Планирование занятий ведется  ежедневно; еженедельно с усложнением в соответствии с группой развития, с учетом повторяемости: программное содержание (задачи – обучающие, развивающие, воспитательные), методы активизации детей к занятию, на занятии; материалы и оборудование.

 4. Ведется планирование физкультурно-оздоровительной работы вне занятий: утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения, гимнастика после сна, культурно-гигиенические навыки, система закаливания, индивидуальная работа.

 5. Планирование и организация игровой деятельности: дидактические игры, игры-забавы, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры(приемы, влияющие на содержание игры, изменение предметно-развивающей среды, формирование взаимоотношений в игре).

 6. Планирование и организация работы по развитию речи вне занятий: беседы с детьми во время утреннего приема, работа в книжном уголке, чтение художественных произведений вне занятий, индивидуальная работа (по ЗКР, развитию словаря, развитию связной речи).

 7. Планирование и организация трудовой деятельности: навыки самообслуживания, различные поручения.

 8. Планируется и ведется индивидуальная работа по развитию технических навыков (в изобразительной деятельности).

 9. Планирование и организация прогулки соответствует программе и специфике возраста детей (наблюдения за живой природой, наблюдения за неживой природой, наблюдения за трудом взрослых, посильные трудовые поручения, двигательная активность – подвижная и спокойная игра), организация самостоятельной деятельности на участке.

 10. Планирование и организация досугов и развлечений вне занятий (музыкальные, театрализованные, представления).

СХЕМА № 9 «Планирование и организация работы с родителями»

 1. Наличие в группе перспективного плана работы с родителями, который включает в себя различные формы работы: родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники, и др.

 2. Наличие в группе журнала протоколов родительских собраний. ( хранится до выпуска детей).

 3. Ведется календарное планирование работы с родителями.

 4. В группе эстетично и современно оформлен родительский уголок.

 5. В уголке представлена информация о работе администрации, детского сада и группы.

 6. Материал представленный в родительском уголке носит конкретный характер и рационален по объему.

 7. В родительском уголке представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.

 8. В группе проводится анкетирование среди родителей с целью изучения контингента группы, изучения родительских запросов и др.

 9. В группе оформлены различные  выставки детских работ.

 10. На выставках представлены работы всех детей группы.

Схемы: «Готовность групп к Новому году»,«Организация детского экспериментирования»,«Анализ предметно-игровой среды для развития двигательной активности детей»

СХЕМА № 10 «Готовность групп к Новому году»

 1. Соблюдены меры безопасности при оформлении помещений.

 2. Все атрибуты, используемые в оформлении безопасны для детей.

 3. Красиво и эстетично оформлены помещения.

 4. Использование нетрадиционных подходов в оформлении.

 5. Активное участие родителей в оформлении помещений.

 6. Использование детских работ в оформлении помещений.

 7. Готовность групп  к  проведению новогодних каникул.

 8. Витражное оформление помещений.

 9. Изготовление детьми поздравительных открыток и плакатов.

 10. В группе создана атмосфера радостного и праздничного настроения.

СХЕМА № 11 «Организация детского экспериментирования»

 1. В группе оснащен уголок экспериментальной деятельности.

 2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

 3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

 4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

 5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

 6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

 7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

 8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

 9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

 10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

СХЕМА № 12 «Анализ предметно-игровой среды для развития двигательной активности детей»

 1. Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, с тем чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность.

 2. Мебель подобрана по росту и промаркирована.

 3. Наличие картотеки подвижных игр по возрасту, атрибутов для п/и, спортивных игр (городки, бадминтон и тд.).

 4. Наличие атрибутов для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т.д.).

 5. Наличие атрибутов для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс, летающие тарелки и т.д.).

 6. Наличие в группе комплексов утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, картотеки физкультминуток).

 7. Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке.

 8. Наличие в группе условий для гигиенических процедур (правильно оборудованное помещение умывальника; содержание в порядке полотенец, их маркировка; наличие стаканчиков для полоскания полости рта; наличие у каждого ребенка индивидуальной расчески).

 9. Наличие в группе методик закаливания и оздоровления, заверенные врачом.

 10. Наличие в группе наглядной информации для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима (рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний и т.д.

СХЕМА № 13 «Анализ предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию»

 1. Наличие в группе достаточного количества растений.

 2.Ухоженный вид растений.

 3. Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива.

 4. Наличие паспорта каждого растения в группе.

 5. Безопасность растений для детей.

 6. Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвесных кашпо, не заслоняют свет).

 7. Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации занятий с детьми.

 8. Наличие дидактических, настольно-печатных игр и наглядного материала по экологии.

 9. Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта.

 10. Эстетичность оформления и соответствие данной возрастной группе.

СХЕМА № 14 «Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи»

 1. Книжный уголок оборудован в хорошо освещенном месте: стеллажи для книг, стол и стулья для детей.

 2. Наличие различных материалов: художественная литература – несколько книг одного наименования и автора разных издательств; иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой.

 3. Наличие тематических выставок и сменяемость материалов.

 4. Наличие детской литературы в группе.

 5. Наличие в группе оборудования для театрализованной деятельности: ширма, фланелеграф, различные виды театров и соответствие их содержания возрастной группе, театрализованные игры.

 6. Наличие разнообразных дидактических и настольно-печатных игр.

 7. Наличие методической литературы по данной теме.

 8. Наличие пособий для занятий: картотека дидактических игр по развитию речи, подборки загадок, потешек, песенок, скороговорок и т.д.

 9. Соответствие содержания возрасту детей.

 10. Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость.

СХЕМА № 15 «Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»

 1. Правильно ли выбран объект рассказывания: игрушка или предмет должен быть с ярко выраженной индивидуальностью.

 2. Испытывают ли дети эмоциональный интерес к игрушке (предмету).

 3. Установлена ли в доступной форме для детей связь между наблюдением и речевой деятельностью.

 4. Связана ли речевая деятельность детей с игровым творчеством.

 5. Побуждают ли детей игровые действия описывать игрушки (предметы) детализированные, эмоциональные.

 6. Вычленяют ли дети (при рассматривании) с помощью вопросов педагога основные признаки и качества игрушки (предмета).

 7. Строят ли дети сюжет будущего рассказа, употребляя при этом точные слова-обозначения.

 8. Умеют ли дети дополнять и оценивать выступления сверстников.

 9. Помогает ли воспитатель детям составлять стройный, лаконичный, эмоционально - выразительный рассказ.

 10. Анализирует ли педагог рассказы, придуманные детьми.

СХЕМА № 16 «Анализ занятия по пересказу»

 1. Поддерживается ли у детей эмоциональный настрой после чтения произведения.

 2. Строят ли дети свои высказывания самостоятельно, конкретизируя обстоятельства действий.

 3. Способность детей передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

 4. Использование детьми силы голоса, темпа речи, интонации в зависимости от содержания.

 5. Умеют ли в сказках или рассказах сопереживать взрослым.

 6. Могут ли аргументировать свои выводы и оценку.

 7. Наполнена ли речь педагога образными выражениями, конкретным действенным содержанием.

 8. Выделяет ли педагог лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического использования их в вопросах и пояснениях (когда сложный материал).

 9. Обращает ли педагог внимание на развитие интонационной выразительности речи.

 10. Применяет ли педагог элементы драматизации.

СХЕМА № 17 «Анализ занятия по обучению рассказыванию по картинке»

 1. Умеют ли дети рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы.

 2. Умеют ли дети устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине.

 3. Умеют ли определять внешние признаки и свойства предметов.

 4. Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать в ответах причинно-следственные связи.

 5. Умеют ли дети логично и точно строить ответы.

 6. Соблюдают ли правильный порядок слов в предложении.

 7. Вариативность построения предложения.

 8. Умение развивать сюжетную линию в картине, соединяя части высказывания разными типами связей.

 9. Умеет ли ребенок продолжить рассказ по картинке.

 10. Использование детьми художественно-речевого творчества.

СХЕМА № 18 «Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»

 1. Правильный подбор демонстрационного материала по РЭМП (в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы).

 2. Наличие в группе достаточного количества счетного материала (в т.ч. счетных палочек).

 3. Подбор игр направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

 4. Подбор игр направленных на формирование навыков счета, понятия числа.

 5. Подбор игр направленных на формирование пространственных и временных представлений.

 6. Наличие в группе геометрических конструкторов: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», и др. (в соответствии с данной возрастной группой)

 7. Наличие различных геометрических фигур и объемных тел.

 8. Наличие цифрового материала.

 9. Подбор занимательных игр в соответствии с возрастом (лабиринты, головоломки и др.)

 10. Наличие основных измерительных средств (весы, мерные стаканчики, линейка и др.) согласно возрасту.

СХЕМА № 19 «Развитие культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»

 1. Педагог воспитывает положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.

 2. Режимные моменты проводятся точно по режиму.

 3. Педагог постоянно закрепляет ранее приобретенные детьми умения и обучает новым умениям.

 4. Педагог обучая детей умениям и навыкам, использует разнообразные приемы: показ, прямую речь, словесные указания и объяснения, напоминание.

 5. Процессы проводятся постепенно, не допускать чтобы дети ожидали друг друга.

 6. Педагог учитывает индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.

 7. Педагог относится к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо.

 8. Педагог понимает настроение ребенка, учитывает его желания и потребности.

 9. Педагог использует кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

 10. В группе созданы условия  для воспитания опрятности (наличие зеркал в умывальной комнате, раздевалке, игровой, расчесок и места для их хранения и  др. оборудование).

СХЕМА № 20 «Организация игровой деятельности»

 1. Правильно ли педагог понимает свою роль в руководстве игрой?

 2. Насколько полно педагог использует игру?

 3. Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей?

 4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?

 5. Каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми?

 6. Доиграли ли дети до конца? Выход из игры.

 7. Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

 8. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом?

 9. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?

 10. Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

СХЕМА № 21 «Организация и проведение  утренней гимнастики»

 1. Наличие в группах картотеки утренней гимнастики.

 2. Знание воспитателем текущего комплекса утренней гимнастики.

 3. Время утренней гимнастики: соответствует /не соответствует возрасту детей и режиму дня.

 4. Подбор упражнений: соответствует \ не соответствует данному возрасту.

 5. Использует ли воспитатель музыкальное сопровождение.

 6. Использует ли воспитатель игровые моменты при проведении гимнастики: (особенно ранний возраст и младший дошкольный возраст).

 7. Хорошо ли знакомы дети с упражнениями физкультминутки.

 8. Эмоциональны ли дети во время проведения физкультминутки.

 9. Учитывается ли воспитателем индивидуальная двигательная активность детей?Шадящий режим?

 10. Выполняются ли гигиенические требования к организации утренней гимнастики (помещение, одежда, оборудование).

Информация по схемам оформляется в такую табличку:

 ЗАГОЛОВОК Карта  анализа педагогической деятельности на 20_   20_  год

 Ф.И.О. педагога  _______________________________________________    

 Должность   ____________

 далее графы по вертикали в столбики                                    

 - Дата;

 - Тема контроля, анализа; вид контролируемой деятельности;

 - № схемы

 -графы с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,( это 10 пунктов каждой схемы)

 - Оценка, замечания и предложения

 - Подпись проверяющего

 - Подпись проверяемого