Музыкально развивающая предметно-пространственная образовательная среда
Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:
- блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впервые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;
- блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:
- совместная с воспитателем музыкальная деятельность — в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий, возникающая по инициативе детей — песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.
Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:
- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация семейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):
- проведение семейных праздников;
- просвещение детей о музеях, театрах (драматического, музыкального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);
- создание «домашнего музея» (например, музея любимого композитора) ;
- коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (кукольного, драматического);
- организация в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, развлечений с использованием музыки;
- наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;
- самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметно-развивающая среда музыкального руководителя. | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация развивающей предметно-пространнственной среды в свете требований ФГОС. Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Музыкальная предметная среда должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной сред ы.
Организация развивающей предметно-пространнственной среды в свете требований ФГОС. Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности: для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для оркестра, музыкально–дидактические игры и пособия, картинки к разучиваемым песням.
Организация развивающей предметно-пространнственной среды в свете требований ФГОС. Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ все активнее используются и ИКТ. Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбираются мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды. Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.
Музыкальный зал-это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами. Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий, для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создание возможности творческой самореализации детей и взрослых.
Оформление пространства зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей. Своими руками создаются украшения, элементы декора, декорации.
Для проведения образовательной деятельности я использую музыкальный центр , магнитофон , фортепиано,ноутбук .
Для музыкально-ритмической деятельности есть необходимые атрибуты: султанчики, платочки, ленточки, шарики, обручи платочки, флажки, цветы, игрушки, свечи, снежинки, конфетки, грибочки и др. Многое сделано своими руками.
В нашем музыкальном зале в наличии имеются музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, барабаны, маракасы, румбы, треугольники, колокольчики. Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофоны. Русские народные инструменты: ложки, трещётки , коробочки, дудки, свистульки. Музыкальные игрушки: не озвученные балалайки, гармошки и т.д. Игрушки самоделки: палочки для отстукивания, всевозможные шумелки , стучалки .
Театрализованная деятельность и драматизация очень любимы детьми, так как дают возможность быть непосредственными участниками действия – артистами или зрителями. Большое значение в театральной деятельности имеют декорации и наличие детских костюмов. Это даёт возможность участнику действа почувствовать себя настоящим артистом. Так же в нашем детском саду имеются костюмы для взрослых.
В нашем музыкальном зале большой подбор музыкально-дидактических игр: «Прогулка» - игра на развитие чувства ритма; «Русские и зарубежные композиторы» - учебно-прикладная игра-лото; «Угадай колокольчик» - игра на развитие звуковысотного слуха; «Музыкальный словарик» - на различение темпа, динамики, характера произведения; «Три кита»- лото на закрепление знаний о жанрах; «Что лишнее?» - на закрепление знаний о фольклоре; «Выполни задание» - на развитие ритмического слуха; «Лесные музыканты» - развитие тембрового и динамического слуха; «Музыкальные зайцы» -знакомство с жанрами; «Волшебный волчок» - развитие музыкального слуха и памяти; «Покорение музыкальных вершин» - на развитие творческих способностей; «Громкая и тихая музыка» - на различение динамических оттенков; «Ракеты» - на развитие звуковысотного слуха; «Музыкальный кубик» - на развитие творческих способностей; «Музыкальные кубики» - учиться различать форму и части музыкального произведения.
В наше время высоких технологий работа музыкального руководителя не представляется без использования аудиовизуальных пособий. В своей работе я использую фонограммы, аудио и видеокассеты, компакт-диски, видеодиски. Использование мультимедиа в учебном процессе обеспечивают педагогу возможность: повысить интерес ребёнка к музыке, формировать музыкальный вкус, даёт возможность разнообразить музыкально-дидактический материал
Программы и методическая литература Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС И.Л. Дзержинская “ Музыкальное воспитание младших дошкольников ” . Т.М.Орлова , С.И.Беникс “ Учите детей петь ” . О.П.Радынова “ Слушаем музыку ” . М.Н.Ветлугина , И.Л.Дзержинская , Л.Н.Комиссарова “ Музыкальные занятия в детском саду ” Т.С.Бабеджан “ Музыкальное воспитание детей раннего возраста ” . Ж.Е.Ферелева , Е.Т. Сейкина “ Са -фи- дансе ” . М.Ю.Картушкина “ Русские народные праздники в детском саду