Региональный компонент.

Пантелеева Ирина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД (оо познавательное развитие, развитие речи) в старшей группе.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация», «Социализация», « физическое», социально-коммуникативное.

Тема: «Животный мир Карелии».

Цель: углубление знаний детей о животных Карелии.

Задачи:

Образовательные закрепить знания детей о некоторых животных Карелии   пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных.

расширить представления детей о повадках диких животных, об особенностях.

Речевые:  развивать связную речь.

 Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;

Развивающие: 
Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Демонстрационный материал

Мультимедийное оборудование (презентация «Животные Карелии»)

Картины с изображением леса, животных

Картинки  диких животных.

Ход НОД:

-Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?

Дети отвечают.

-Воспитатель: А как называется наша Республика?

Дети Карелия.

-Воспитатель: А город, в котором мы живём?

Дети Пудож.

Воспитатель: Чем богата наша Республика Карелия?

Сегодня мы поговорим о некоторых животных, которые обитают в наших Карельских лесах. Я приглашаю вас в удивительное путешествие по Карельскому лесу.

Раз, два, повернись и в лесу окажись…

Закройте глазки…

- Чем пахнет в лесу?

- Что вы слышите?

- Нравиться ли вам здесь?

Дети отвечают.

Воспитатель: Богат и разнообразен животный мир Карелии.

Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом… /белка/ (показ слайда)

Дети отвечают.

Воспитатель: Где мы можем встретить белку?

- Почему зимой белка меняет шубку?

- Кто у белки враги?

- Как называется беличий дом?

- Как готовиться белочка к зиме?

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко/лось/(показ слайда)

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно ребята. Лось самый крупный зверь наших лесов. Посмотрите, какое у него массивное туловище, большая голова, короткая и толстая шея, а на горле – небольшой вырост кожи, покрытый длинной шерстью «борода». Несмотря на внешнюю неуклюжесть лось очень ловок и быстр в движениях.

- Какой хвост у лося?

Дети отвечают

Воспитатель: А мех?

Дети отвечают

Воспитатель: А зачем лосю такие длинные, сильные ноги?

Дети отвечают

Воспитатель: Кто в лесу главный враг лося? /волк/ (показ слайда)

Дети отвечают.

Воспитатель: Чем защищается лось от врагов?

Дети отвечают.

Физминутка: «Заячья зарядка»

Отгадайте ещё загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубку целый год

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета /заяц/ (показ слайда)

Дети отвечают.

Воспитатель: Летом заяц серенький, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

- Зачем зайцу белая шубка?

Дети отвечают

Воспитатель: Какие враги есть у зайца?

Дети отвечают

Воспитатель: Что делает заяц, убегая от врагов?

Дети отвечают

Воспитатель: Задние лапы у зайца очень сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки.

-Что значит выражение «заяц петляет»?

Дети отвечают

Воспитатель: Есть ли у зайчика дом?

Дети отвечают

Воспитатель: Чем питается заяц?

Дети отвечают

Воспитатель: Зачем заяц скачет за лосями?

Дети отвечают

Воспитатель: А какие звери ещё живут в наших Карельских лесах?

Дети отвечают

Игра: «Что за зверь»

Воспитатель: Какой зверёк на зиму сушит грибы? /белка/(показ слайда,картинки)

- Какие животные сооружают плотины? /бобры/ (показ слайда)

- Какой зверёк наших лесов уничтожает змей? /ёж/ (показ слайда)

-Какой зверь сосёт лапу? /медведь/(показ слайда)

- Какого зверя называют лесной кошкой? /рысь/(показ слайда)

-Какой зверь всю свою жизнь проводит под землёй? /крот/(показ слайда)

Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы сейчас их рассмотрим и скажем, кто же тут прошел.

Игра: «Чей след» (показ слайда)

- Ребята нам пора возвращаться в группу, вы готовы?

  Раз, два, повернись, в группе окажись….

- Вам понравилось наше путешествие?

Дети отвечают.

- Что вам понравилось больше всего?

Дети отвечают.



Предварительный просмотр:

Туристический поход зимой.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей во время туристического похода

Задачи:
Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.
Закаливание детей по средствам длительного пребывания на воздухе  во время пешеходной прогулки.
Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
Создать атмосферу доброжелательности.
Воспитывать волевые и дружеские качества.
Участники: Дети старшей группы

Конечный пункт следования; лесная поляна.

Одежда детей по погоде.

Организация похода.

1.Построение на площадке около центрального входа в д /с.

Проверка готовности к походу. Повторение правил поведения туристов. Повторение правил дорожного движения.

2Первый переход: через дорогу. Игровое упражнение «Иди за мной»

3Передвижение стайкой. Рассматривание деревьев и птиц, окружающей природы.

4 Привал на «Снежной поляне»

5 Свободное катание с горы на санках.

6 игры-эстафеты на санках «Быстрые упряжки»

7игры со снегом.

8Рассказ по наблюдениям о птицах.

9 Сбор. Построение. Проверка самочувствия детей, одежда.

10 Возвращение д /с. Свободный ход с привалом. Переход через дорогу. Проверка состояния детей.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД (оо познавательное развитие, развитие речи)

в старшей группе.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Коммуникация», «Социализация», «физическое», социально-коммуникативное.

Тема: «Карелия мой край родной»

Цель: Воспитание любви к родному краю

Задачи:

Образовательные- формировать у детей представление о республике, в которой мы живём; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему Карелии;

Подвести к пониманию того что города, поселки, заводы, это результат людей разных поколений.  

Речевые: Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь (Республика Карелия, город Петрозаводск, ансамбль Кижи,  Продолжать  учить отвечать на вопросы воспитателя и распространенными предложениями.

Развивающие; - формировать у детей чувство любви и гордости за свою республику.

- Формировать понимание выражения «малая родина».
Воспитательные:  - Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к далеким предкам.

Демонстрационный материал конспект занятия «Карелия мой край родной», презентация «Моя родная Карелия», карта Карелии,

Ход НОД;

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.

Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)

Воспитатель:

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

-Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

- Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

Дети садятся за столы.

Ребята, у каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть ещё самое дорогое – это Родина, родная страна.

Как называется наша родная страна? Правильно, Россия. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое – Родина? (рассуждения детей.) Место, где родился человек-город, село, деревню – называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Место, где вы родились. Для вас – это город Пудож. А наш город входит в республику Карелия.

Кто знает, как называется наша республика? Правильно, наша республика называется Карелия. Нашу республику называют царством воды. Как вы думаете, почему её так называют? У нас много рек и озёр, среди них есть и маленькие и большие реки и озёра-великаны. Одно из них - Онежское озеро. Онега бывает спокойным, почти южным в солнечные дни, но гневливо и неприступно во время шторма. Волны могут достигать пятиметровой высоты. Онежская вода славится уникальной чистотой. Неповторима красота Онежского озера, очень живописны его берега, то высокие, скалистые, то ровные, песчаные. Но душа озера - знаменитое Заонежье, с его старинными сёлами, с архитектурными памятниками древности. Жемчужиной, которой справедливо называют знаменитый Кижский ансамбль. Кижи известны далеко за пределами республики.

У нас в Карелии находиться самое большое озеро Европы - Ладожское. Здесь очень удивительная природа и наверно больше нигде нет такого прочного союза камня и воды. Мы с вами побываем на острове Валаам. Здесь был основан один из самых древних монастырей. Сейчас на Валааме создан музей – заповедник. А сейчас перед вами знаменитый водопад Кивач, высота падения воды около 11 метров. Он находится на реке Суне, а всего на реке насчитывается свыше 50 порогов и водопадов.

Больше половины карельской земли занимают леса. Сосна и ель – главные жители карельской тайги. Лес – основное природное богатство Карелии. Заготовке и переработке его принадлежит ведущее место в экономике республики. Жемчужина здешнего леса – карельская берёза. Очень красива её древесина. Каждое деревце взято под охрану. В лесу много ягод: черника, брусника, малина; на болотах зреют клюква и морошка. В траве прячутся подберёзовики и подосиновики, грузди и волнушки, белые грибы. Немало пользы приносит лес людям, и мы должны с вами его беречь и охранять.

    Карельская земля – древняя. Люди появились на карельской земле – восемь или девять тысяч лет назад. Весть о чудесной стране, где в озёрах можно рыбу ловить руками, а в лесах видимо – невидимо всякого зверя, быстро разлетелась во все стороны. И в заповедный край потянулись люди. Возле самой реки или озера они строили небольшие четырёхугольные домики без окон. Из больших камней складывали два очага: один в доме, другой на улице, чтобы готовить еду в хорошую погоду. Деревушки из таких домиков стояли в древней Карелии очень долго. При заселении Карелии смешались различные племена: карелы, вепсы и лопари. Несколько столетий спустя, Карелия входит в состав древнерусского государства. Карельские меха: куница, лиса, песец, выдра пользовались большим спросом на русских рынках. Особым спросом на ярмарках пользовались изделия онежских мастериц: вышитые скатерти, салфетки, полотенца, рубахи. С 15 века Карелия отошла к Русскому государству со столицей в Москве.

Народные предания хранят память о походах Петра, о знаменитой «государевой дороге», проложенной через глухие карельские леса и топи в невиданно короткие сроки. Два переправленных по ней волоком фрегата помогли тогда одержать победу в Северной войне. Велики заслуги Карелии в зарождении отечественного военного флота. В 1777 году – после строительства Александровского чугунно -пушечного завода – Петрозаводск был возведён в ранг города. Основателем города считается царь Пётр 1. С именем Петра связано и открытие курорта «Марциальные воды» (назван Петром в честь бога войны – Марса). Воды этого источника богаты железом.

      Карелия – это и страна камня. У нас найдено более тридцати видов полезных ископаемых -это и кварциты, руды, мрамор, гранит, шунгит. Карельский камень использовался при строительстве Зимнего дворца, Эрмитажа, Невских ворот в городе Санкт-Петербурге. При строительстве Мавзолея Ленина, для отделки метро, для мемориала Братская могила и Вечный огонь Славы на могиле Неизвестного солдата в городе Москве.

Удивительный карельский край! Рядом с современным пейзажем здесь обязательно найдутся следы старины. Старинные карельские сёла хранят память о былинах и сказках, старинные памятники архитектуры напоминают нам об истории. Мы с вами посетим  музей, где собрано много интересных старинных вещей со своей историей. Мы должны бережно хранить традиции своих предков.

Ну, вот мы с вами и познакомились с нашей республикой Карелией.

- Как называется наша Родина?

- А кто мне скажет, как называется столица нашей республики? - Кто был основателем города Петрозаводска?

- Чем знаменита наша республика? - Какие озёра у нас есть? - Как называется водопад? - Какие достопримечательности у нас есть?

Итог занятия.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её глубоко и нежно, заботиться о ней. Куда бы ни занесла вас жизнь. В каких бы дальних городах нашей страны вы не жили, всегда с тёплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, место, где вы родились, где прошло ваше детство.



Предварительный просмотр:

Пешеходная экскурсия для детей старшей группы по

«По родному городу»

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Цель: Социальная адаптация детей.

Задачи:
Познавательные :
1.Знать свой адрес, уметь рассказывать об улице, на которой живет, иметь представление о зданиях разного социального назначения: жилой дом, школа, почта, магазин, вокзал; формировать умения ориентироваться в пространстве.

2.Тренировать в использовании знаний по ПДД, расширять кругозор

Развивающие:

Развивать память и пространственно-временные представления.

 Речевые:

•Обогащать словарь детей: вокзал,  памятник, адрес, школа, почта, почтовый ящик,  и др.

Воспитательные:
•Воспитывать любовь к родному городу. Поддерживать интерес детей к окружающему миру.

Маршрут экскурсии:

1улица Строителей

2улица Карла-Маркса

3здание Административного центра.

4здание музея им. Кораблёва.

5здание дома культуры.

Предварительная работа к экскурсии: 

  1. Рассматривание фотографий с изображением знакомых зданий.
  2. Закрепление знаний ПДД. 
  3. Формировать знания о зданиях социального назначения: школа,  магазин и др.
  4. Беседа о правилах поведения в общественных местах.
  5. Ход экскурсии.
    Организованный выход на улицу

Воспитатель:
- Ребята, мы вышли на улицу, и первая наша остановка будет возле нашего здания д/с №45 «Солнышко». Посмотрите на здание, какое оно?
Дети:
-  всего 2 этажа.
Воспитатель:
- Обратите внимание на табличку слева наверху. На ней написан № дома. Вспомните наш адрес. Ул. Строителей д № 18

Воспитатель:
- Давайте мы пройдем по нашей улице, и выясним какие еще есть дома.

Воспитатель:
- Мы подошли к школе. Скажите, а что такое школа?
Дети:
- Школа – это там, где учатся.
Воспитатель:
- А как мы узнаем, что это здание- школа?
Дети:
- А здесь висит табличка, на которой написано, что это школа
 №3.

Переход на ул. Карла – Маркса.

Воспитатель:
Обратите внимание на высокое здание. Это здание Административного центра (оно 4-х этажное), далее мы видим здание дома творчества. Проходим по улице к зданию музея.


- На этом наша небольшая экскурсия заканчивается. Мы прошли по нашей улице, познакомились с некоторыми важными зданиями.

(Рефлексия).

- Где мы сегодня побывали?
Дети:

-Мы были в школе
Воспитатель:
- А теперь нам нужно вернуться домой. Где наш дом?
Дети:
- Наш адрес ул. Строителей д.18
( Переход к зданию)

После экскурсии проводится художественно-творческая деятельность по впечатлениям детей.



Предварительный просмотр:

Конспект похода на «Лысую гору» с детьми старшей группы.

Воспитатель: Пантелеева И. Ю.

Задачи:

формирование представления у детей о том, что такое туристический поход;

расширение представлений о предметном мире, знакомство с назначением и использованием таких предметов, как маршрутная карта, рюкзак, палатка;

совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей, укрепление здоровья;

закрепление навыков безопасного поведения;

воспитание желания участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Предварительная работа:

беседа о том, что такое поход, с какой целью ходят в поход, какая одежда удобна для похода, что берут с собой в поход;

ознакомление с правилами поведения в походе — слушать команды взрослого, не мусорить, помогать товарищам.

Оборудование: у каждого ребёнка в рюкзаке — коробочка с соком, мяч,

Содержание похода:

1. Организационный момент (сбор группы, сплочение детского коллектива).

Воспитатель: — Ребята, я, хочу вам предложить сейчас отправиться в -поход. Мы будем преодолевать препятствия, чтобы попасть на поляну «Здоровья», на которой мы сможем отдохнуть, поиграть, зарядиться энергией. Напоминаю правила поведения в походе: двигаться всем вместе, по необходимости помогать товарищу, на привале не отходить далеко.

   Отгадайте загадку о предмете, который необходим в походе:

    1.В него вещи нужные мы сложим, за спиной его мы носим?

(Рюкзак).

Надеваем рюкзаки и отправляемся в путь!

Воспитатель:

-Встали быстро — я вперёд, отправляемся в поход.

-Затянули рюкзачки, мы в походе — новички!

(Построение парами)

 2.Движение до привала.

3. Остановка: «Поляна «Здоровья».

(Дети рассаживаются  ,снимают рюкзаки)

Игра — познание в загадках:

-1.Что за домик полотняный мы в походе расставляем?

Ночью спим в нём, отдыхаем, утром снова собираем? (Установка палатки ).

Воспитатель: — Для чего нужна палатка в походе?(чтобы остаться на ночлег ,спрятаться от дождя ,от солнца ,насекомых)

Рассматриваем палатку ,заглядываем внутрь ,там-фонарик.

- 2.Я в кулак его зажму и на кнопочку нажму.

Светлячок, мой светлячок, дай мне лучиков пучок?

(фонарик — показ предмета).

      Загадываю загадку про костер.

-3. Дров для меня нарубите, щепок сухих соберите,

Спичкой одной подожгите — вкусную пищу варите...

грейтесь, общайтесь, шутите,

А как сгорю — потушите? 

 (костер).

Воспитатель: — Для чего нужен костёр в походе?(ответы детей)

 -4.Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова? (вода).

Воспитатель: — Почему костёр обязательно надо потушить?

Трудовая деятельность: (воспитатель предлагает детям собрать сухие веточки и сложить их горкой — имитация разведения костра).

Игра с мячом «Картошка» (дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч — кто не поймал, становится «картошкой» и садится в круг; игра заканчивается по сигналу воспитателя).

Игры с мячом. «Летает не летает», «Бывает не бывает» и др. по выбору детей.

4.Пьем чай на привале: (воспитатель предлагает детям достать из рюкзаков стаканчики, наливает чай с медом и лимоном; напоминает, что мусор оставлять после себя нельзя, поэтому стаканчики нужно убрать  в один пакет и затем выбросить в мусорное ведро).

Воспитатель: — Ребята, природа — наш хороший, добрый, верный друг. Давайте запомним, что разрушать и губить в природе ничего нельзя. И я думаю, что сегодняшний мы провели с пользой для своего здоровья!

     Из похода мы вернемся, дому мило улыбнемся.

     Вкусный нас обед всех ждёт — что ж, туристы, в сад вперёд!

Продолжение движения по маршруту до конечной остановки

(возвращение из похода тем же маршрутом).

5. Конечная остановка.

(воспитатель подводит итог прогулки — похода, обращает внимание на то, что дети вели себя как настоящие туристы).



Предварительный просмотр:

Конспект НОД (оо познавательное развитие, развитие речи)

в старшей группе.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация», «Социализация», « физическое», социально-коммуникативное.

Тема: «Реки и озёра Карелии».

Цель: актуализация и дополнить знаний детей о реках и озёрах

 Карелии.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с природными ресурсами родного края: с водоёмами – река, озеро, болото.

Речевая:  развивать связную речь,  умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи, словарный запас.

Развивающие развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах озер, рек, водоемов. 

Воспитательные:   Воспитывать бережное , уважительное отношение к природе родного края, бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

       

Демонстрационный материал: презентации «Водный мир Карелии», картинки ягод брусника, голубика, черника, морошка, клюква. Различные виды мха. Глобус, карта.

Ход НОД:

В.Сегодня мы отправимся туда,

    Где, пресная плещется вода.

Загадка.

Я и тучка и туман, и река океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

Работа с картой глобусом.

Каким цветом обозначается вода на карте?

Если раскрутить глобус, какой станет земля?

Почему?

Одинакова ли вода на вкус?

Какая вода в водоёмах нашего края?

А где она солёная?

Какие вы знаете водоёмы?  (река, озеро, море, океан, ручей, болото).

Какая река протекает в нашем городе? (Водла).

Просмотр презентации «Водный мир Карелии»

А сейчас мы отправимся ещё в одно интересно место

Но прежде чем отправиться, надо, одеться как на прогулку в лес.

Загадка.

Все обходят это место

Здесь земля -как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи

Нет, опоры для ноги. (болото).

 Физ. минутка.

По болоту мы пойдём,

Много клюквы наберём-

Кислой пряной, очень ароматной.

В. Очень много болот на севере Карелии.

Какие растения растут на болоте? ( Ягоды).

Какие вы знаете ягоды, которые растут на болоте? ( голубика, черника, морошка, клюква).

Какие ещё растения можно встретить на болте? ( мхи).

Сфагнум- это мох, который можно встретить на болоте? Он может быть зелёным, белым, и даже красным. Растёт он всю свою жизнь нижняя часть отмирает , образуя торф, а верхняя растёт.

Кукушкин лён- часто растёт с сфагнумом. Этот мох жёсткий и упругий. Его используют в строительстве. Он вырастает до 40 см. в высоту.

Продолжение просмотра презентации  «Водный мир Карелии».

Погуляли по болоту, пора возвращаться в д/с.

Мы, немного отдохнём,

Встанем глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку, Окунёмся, отдохнём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в сад,

Там послушаем рассказ.

В. Какую роль играют водоёмы в  жизни человека ?

Д. –Место отдыха

    -Для питья и приготовления пищи

    -Дом для растений и животных

   - Вода нужна для хозяйственных нужд

   - Для перевозки грузов.

   - Для работы фабрик и заводов.

В. Какие правила надо соблюдать у водоёмов.

- Не бросать мусор в водоём.

-Не оставлять мусор на берегу.

-Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные средства в водоёме и вблизи от них.

-Нельзя, чтоб в водоём попадали сточные воды с фабрик, заводов и полей.

 В. На этом мы заканчиваем наше занятие. Вы сегодня хорошо работали. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Конспект занятий в старшей группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»

Образовательные области: Познавательное развитие. Речевое развитие,

Художественно—эстетическое развитие. Социально—коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.
Задачи: 
1.Образовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования человека.

продолжать знакомить детей с русскими ремеслами;

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

2. Речевая. развивать коммуникативные навыки, развивать словарь детей за счет слов Берестушка, Зернушка, Кувадка, оберег.

3.Развивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук. интерес к старинным и современным игрушкам.

4.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.

Ход занятия

- Ребятки, у меня для вас есть сюрприз.

В тесноте да не в обиде.

С вами рядом постою,

Загадаю вам я загадку,

Кто смышленый – погляжу.

- Слушайте внимательно.

И рисую, и леплю-

Очень это я люблю.

А своей сестре Валюшке

Сам я сделаю …. (игрушки).

-беседа об игрушках. Ребята, а как у вас появляются игрушки, откуда они приходят? Дети: Их покупают, нам их дарят.

А как называют тех людей, которые делают игрушки? Их называют – кукольных дел мастера или кукольники. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Как мастера кукольники изготавливают куклу».

Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, из вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.

Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.

Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.

А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.

Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т.е охранять и защищать). Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать  кукол-оберегов?

Пальчиковая гимнастика.

Нужно пряжу нам размять (катают в руках)

И в клубочки замотать

Ты катись-вертись клубок (катят клубок по правой руке)

Нам не нужен узелок, (катят клубок по левой руке)

Наш клубок тугой как мячик

Но он в пальчиках не скачет.

Показ.

Самостоятельная работа детей

Подведение итогов.

Воспитатель: Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

Дети повторяют хором.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо.



Предварительный просмотр:

Пешеходная экскурсия для детей старшей группы по  «По родному городу»

Цель: Социальная адаптация детей.
Задачи:
Познавательные
 :
1.Знать свой адрес, уметь рассказывать об улице, на которой живет, иметь представление о зданиях разного социального назначения: жилой дом, школа, почта, магазин, вокзал; формировать умения ориентироваться в пространстве.
2.Тренировать в использовании знаний по ПДД, расширять кругозор

Развивающие:
Развивать память и пространственно-временные представления.
 Речевые:
•Обогащать словарь детей: вокзал,   памятник, адрес, школа, почта, почтовый ящик,  и др.

Воспитательные:
•Воспитывать любовь к родному городу. Поддерживать интерес детей к окружающему миру.
Маршрут экскурсии:

1улица Строителей

2улица Карла-Маркса

3здание Административного центра.

4здание музея им. Кораблёва.

5здание дома культуры.

Предварительная работа к экскурсии: 
1. Рассматривание фотографий с изображением знакомых зданий.
2. Закрепление знаний ПДД. 
3. Формировать знания о зданиях социального назначения: школа,  магазин и др.
4. Беседа о правилах поведения в общественных местах.
Ход экскурсии.
Организованный выход на улицу

Воспитатель:
- Ребята, мы вышли на улицу, и первая наша остановка будет возле нашего здания д/с №45 «Солнышко». Посмотрите на здание, какое оно?
Дети:
-  всего 2 этажа.
Воспитатель:
- Обратите внимание на табличку слева наверху. На ней написан № дома. Вспомните наш адрес. Ул. Строителей д № 18

Воспитатель:
- Давайте мы пройдем по нашей улице, и выясним какие еще есть дома.

Воспитатель:
- Мы подошли к школе. Скажите, а что такое школа?
Дети:
- Школа – это там, где учатся.
Воспитатель:
- А как мы узнаем, что это здание- школа?
Дети:
- А здесь висит табличка, на которой написано, что это школа
 №3.

Переход на ул. Карла – Маркса.

Воспитатель:
Обратите внимание на высокое здание. Это здание Административного центра (оно 4-х этажное), далее мы видим здание дома творчества. Проходим по улице к зданию музея.


- На этом наша небольшая экскурсия заканчивается. Мы прошли по нашей улице, познакомились с некоторыми важными зданиями.

(Рефлексия).

- Где мы сегодня побывали?
Дети:

-Мы были в школе
Воспитатель:
- А теперь нам нужно вернуться домой. Где наш дом?
Дети:
- Наш адрес ул. Строителей д.18
( Переход к зданию)

После экскурсии проводится художественно-творческая деятельность по впечатлениям детей.



Предварительный просмотр:

 Конспект НОД (оо познавательное развитие, развитие речи) в старшей группе.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: « Познание» «Коммуникация», «Социализация», « физическое», социально-коммуникативное.

Тема: «Красная книга Карелии».

Цель: знакомство детей с животными, занесёнными в Красную книгу Карелии.

Задачи:

Образовательные  дать детям представление о Красной книге и о животных в неё занесённых. Закрепить понятия «грызуны»«травоядные»«хищники»«всеядные животные». Развивать наблюдательность, мышление, память.

Речевые:   закреплять умение правильно произносить окончания названия детёнышей животных. ;заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)  рысь-рысёнок и т.д.;

 Активизировать словарный запас. Красная книга, олень, росомаха, ласка, выдра.

Развивающие: 
Воспитательные:  воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:  демонстрационный материал (картины, иллюстрации), презентация о животных, занесённых в Красную книгу.  Корабль из стульчиков и деревянного конструктора., компьютер, проектор, экран.

Предварительная деятельность: ООД о родном крае, экскурсии в лес, к озеру, на луг, рисование карельских узоров, чтение карельских сказоккарельские народные игры, рассматривание фотоальбомов.

Использование СОТ: здоровьесберегающие технологии (разминка, ИКТ (презентация на компьютере, социо-игровая педагогика (работа малыми группами, игра «Шаг-хлопок», игра «Найди отличия»).

Содержание ООД:

Педагог- ребята, в какой республике мы живём? Как называется наш город? Как называется река, возле которой расположен наш город Пудож? (ответы детей- Карелия, Пудож, река Водла). Я предлагаю вам совершить прогулку по озерам на большом катере. Принимаете приглашение? Тогда занимайте места в катере, надевайте спасательные жилеты и мы отчалим. Мы побываем с вами в разных интересных местах.  Вот одно из красивейших мест нашего родного края. По пути следования мы познакомимся с животными, которые занесены в Красную книгу Карелии.

А что такое красная книга? В эту книгу заносят животных, которые всё реже и реже встречаются в карельских лесах, которых надо беречь и охранять. Книга называется Красной, потому что она красного цвета, а красный цвет-это цвет опасности. Растения и животные как бы просят нас «Помоги нам«Сбереги нас!».(показ слайда с изображением Красной книги).(дети отправляются в путешествие по озеру ).1-2-3-4 слайд

- Наша первая остановка . Выходим на берег. Будьте осторожны, смотрите под ноги, прибрежные камни скользкие. (показ слайда с изображением камней) 5-6-7 слайд

-Посмотрите на зверька. Кого он вам напоминает? Правильно, мышь, но по своему строению она ближе к кротам. У неё густая шерсть, в которой спрятаны ушки, острая мордочка, длинный хвост, острые зубы, которыми она разгрызает панцирь насекомых.

-Отгадайте загадку.

Будет холодно, конечно,

Да и голодно, я знаю.

Потому–то я орешки

И грибочки запасаю. Верно, это белка. (Показ слайдов белки обыкновенной и белки –летяги). 8-9 слайд

Обыкновенная летяга занесена в Красную книгу Карелии как редко встречаемый вид. Расселена на всей территории Карелии, но везде малочисленна и исчезает из-за вырубки лесов. Маленький зверек до 20 см и весом до 160 грамм, вид беличьих. Летяга мельче обычной белки, у нее круглые ушки без кисточек и огромные глаза, что характерно для сумеречных животных. Коготки на маленьких лапках круто изогнутые и острые. Окраска темно серого с желтизной меха позволяет грызуну не выделятся на фоне деревьев. Уплощенный пушистый хвостик чуть меньше длины тела, белочке он служит рулем и тормозом в полете. Отличительная черта летяг, своеобразный парашют(мембрана), им служит покрытая шерсткой широкая складка кожи между запястьем и щиколоткой. Растопырив лапки и расправив мембрану бесстрашно планирует зверек на расстояния 40 и больше метров.

 

 

В отличии от обыкновенной белки которая прыгает с ветки на ветку, летяга «приземляется»на ствол, вцепившись в него всеми лапками. Она тоже способна ловко прыгать по веткам и при возможности не перелетает, а перелезает с ветвей одного дерева на крону другого. На землю белка спускается редко и неохотно, особенно зимой. Для жительства выбирает старые смешанные или лиственные леса, где поселяется в дуплистых деревьях, могут жить по одиночке и парами. Дупло выстилает сухой травой, мягким мхом, бородатым лишайником, причем летняя подстилка меняется на зимнюю. Питается летяга ольховыми, березовыми сережками, почками и корой лиственных деревьев, семенами и молодой хвоей сосны и ели, осенью грибами и ягодами. На зиму делает запасы и всегда помнит где спрятала. Активна белка круглый год, хотя в сильные морозы предпочитает отсиживаться в гнезде.

Летяга ведет сумеречный образ жизни, день проводит в гнезде, а на кормежку выходит после заката солнца. Кормящие самки и молодые бельчата появляются и днём. Также в дневное время выходят и собираются группками летяги во время гона. Зафиксированное размножение летяг в Карелии с февраля по март и начало мая.Через 4-5 недель самка приносит 2-4 голых, слепых детеныша. После рождения бельчат с ними, как правило, остаётся только самка. В это время, доброжелательный зверек становится агрессивным к взрослым животным. В тоже время летяги могут выкармливать детёнышей белки обыкновенной, по какой-либо причине оставшихся без матери. Бельчата открывают глазки через две недели, два с половиной месяца учатся взрослой жизни и в три месяца готовы жить самостоятельно. Врагов у летяги достаточно, опасны ястребы и совы, ласки, хорьки, рядом с поселениями одичавшие кошки.

У нас в Карелии живут необыкновенные белочки, которые могу летать. Внимательно рассмотрите и сравните, чем похожи,  и чем отличаются белка обыкновенная и белка-летяга. Белка-летяга напоминает летучую мышь. Она питается так же, как и обыкновенная белка. А с помощью кожистых перепонок на лапках белочка летает с дерева на дерево. Поэтому и называется белка-летяга. Белка-летяга и бурозубка имеют крепкие зубы, грызут траву, кору, семена, насекомых. Как назовём их одним словом?

-Верно, это грызуны. Они занесены в Красную книгу Карелии.

- Отправляемся дальше. А сейчас мы с вами продолжим путешествие. Здесь выстроен мост. Сейчас и мы с вами пристанем перейдём на другой островок. 10слайд.

   (показ слайда с изображением росомахи11-12-13-14) 

Росомаха напоминает медведя. Благодаря острым когтям она легко лазает по деревьям. Росомаха всеядна- она охотится на зайцев, рябчиков, грызунов. Летом поедает птичьи яйца, мёд, ловит рыбу.

(показ слайда с изображением енотовидной собаки).

-На кого похоже это животное? На енота. Она охотится ночью. Питается мелкими птицами, ягодами, грызунами, лягушками, зерном овса. Ест всё, значит она? Всеядная. Зимой залегает в спячку, но в тёплые зимы может и не спать. Росомаха и енотовидная собака питаются другими животными. Как назвать их одним словом? (хищники)

Вот  лесное озеро.15слайд

А живёт здесь животное выдра.16слайд

Непонятно, почему так некрасиво назвали это милое животное. Тело выдры гибкое, с густым коричневым мехом, брюшко и щечки светлее, тупая мордочка очаровательная. Речная выдра относится к редким видам животных, обитает на всей территории Карелии, но везде в малом количестве. Этот довольно крупный (до 10 кг) млекопитающий представитель сухопутного отряда куньих, родственник барсукам, росомахам, куницам, ласкам…. В отличии от них ведет полу водный образ жизни, к которому хорошо приспособлена. Удлиненное туловище с длинным хвостом, короткими лапками, длинными пальцами с широкой перепонкой идеально подходит для стремительного движения в воде. Ноздри и маленькие круглые ушки закрываются специальными клапанами.

Для жительства выбирает неширокие реки с участками воды незамерзающими зимой, в эту пору выдра тоже выходит на сушу, реже встречается в озерах. Для устройства логова выбирает обрывистые берега заросшие кустами, здесь расширяет прикорневые пустоты, промоины, использует заброшенные бобровые норы. Логово имеет 2-3 выхода под водой и продушины. В питании выдра не прихотлива, предпочитает рыбный стол, не брезгует раками, лягушками, моллюсками. При недостатке корма может охотится на куличков, уток и их птенцов. Большую часть дневного времени выдры находятся в норе, хотя в жаркое время любят понежиться на солнышке и вздремнуть на берегу.

Выдры одиночки и сходятся только в брачный период. Это самая неизученная часть жизнь осторожного зверя, примерные сроки спаривания в Карелии у зрелых зверей февраль-апрель, молодых с апреля по июнь, щенки появляются летом и осенью. Предполагается, что беременность может длится до 13 месяцев, хотя сам период эмбрионального развития немногим больше двух. Самка приносит до четырех беспомощных, слепых и беззубых малышей меньше 100 грамм, но уже покрытых шерсткой. Прозревают маленькие выдры через 4-5 недель после рождения, с этого времени начинают ходить.

В 8 недель вырастают зубки, тогда же мама начинает приучать малышей добывать пропитание. Взрослеют выдры долго и хотя к девяти месяцем уже самостоятельные, половая зрелость наступает только к трем годам. Врагов у выдры практически нет, она ловкая и осторожная, при малейшей опасности скрывается в воде. Поражение глистными инвазиями тоже незначительно. Опасность для животных, особенно молодых представляет время становления льда, когда резко меняются условия охоты. Продолжительность жизни речной выдры до 10 лет.

А что видно в дали. Давайте заглянем на этот остров.17 слайд

- Отгадайте загадку.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

(Рысь)

(показ слайда с рысью).18-19 слайд

Рысь из породы кошачьих. Является хищником. Предпочитает скрыться, если повстречается с охотниками. Она тоже занесена в Красную книгу.

- Перед отплытием к следующему острову давайте поиграем.

Физминутка «Путешествие»

Мы идем лугами и полями (обычная ходьба друг за другом)

И букеты листьев соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Здесь чудесный островок. Кто же живёт на нём. 20-21 слайд

Для Карелии ежик экзотическое животное, относится к редким видам и встречается только в южных районах. Говорят, что в 40 годы ежей специально завозили в Карелию, и это похоже на правду. Много неразумного делалось в это время, например травили в водоемах аборигенную рыбу и пытались развести южные экземпляры, для воспроизводства которых здесь слишком холодная вода. Вот и для этого животного суровый карельский климат совсем не подходит. Тем не менее, какое-то количество ежиков есть и надо помнить, что они занесены в Красную книгу Карелии. Мне удалось увидать эту животинку во время сбора грибов, в смешанном лесу за селом Деревянное.

 

 

Внешность этой забавной зверюшки всем хорошо известна. Небольшое тельце покрыто твердыми острыми иголками, узкая мордочка и брюшко жесткой шерсткой. У него маленькие черные глазки бусинки, слегка заострённые ушки, кожаный очень подвижный носик, коротенький хвостик и очень острые зубы. По спине проходит особая мышца, сокращая ее ежик сворачивается в колючий шар. Этот ночной зверь обладает отменным обонянием и слухом. Ежи предпочитают селиться с озерами и реками, недалеко от открытых мест в лиственных и смешанных лесах. На зиму животное впадает в спячку, устраивая гнезда в укромных местах. Этот может быть заброшенная нора, естественные углубления в почве, под поваленными деревьями. Ежик натаскивает в норку сухую траву и листья, плотно ее уминает, заткнув вход листьями и сеном засыпает до весны. В Карелии это происходит примерно в конце августа, середине сентября.  Ежик не нагулявший жирок рискует не проснутся, гибельной может стать зима с большими морозами.

Ежи хищные животные, основу питания составляют жуки и личинки, мелкие животные (полевки, лягушки, ящерицы). Весной отощавшие за зиму ежи едят яйца и птенцов, птиц гнездящихся на земле. С наступлением тепла у ежей наступает брачный период и через 34 — 49 дней самка приносит потомство. Детенышей в помете до 7, они слепые, глухие и совершенно без иголок. В течение суток на них появляются мягкие белые иголочки, которые в течение месяца отрастут и потемнеют. Через две недели у малышей открываются глазки и мать таскает в гнездо жучков и червячков. Кормление молоком длится около месяца, после чего маленькие ежики охотятся вместе с мамой. Перезимовавший ежонок уже готов к спариванию. Живут ежики в природе 3-5 лет, если не погибнут в лапах лисы или филина.

И ещё один зверёк . А зовут его Ласка.

Этот представитель куньих занесен в Красную книгу Карелии как не изученный вид. Крошечный (до 18,0-18,5 см) млекопитающий зверек, с куцым хвостиком и весом 80-100 грамм, самки еще меньше. Тельце зверюшки вытянутое, с длинной шейкой, маленькой головкой и короткими лапками. Глаза достаточно крупные и выразительные. Летом мех коричневый, грудка, горло и брюшко снежно белые. На зиму ласка линяет, и шкурка становится белой. Как все куньи имеет у хвоста железы выделяющий дурно пахнущий секрет.

Животные  подвижные, передвигаются большими прыжками, отлично лазают и даже плавают. Узкое тельце и маленькая головка позволяют ласке проникнуть в самое маленькое отверстие. Зверек бесстрашный и агрессивный, очень хорошо, что он не вырастает большим. Несмотря на такое располагающее имя, ласка убийца и часто нападает на добычу крупнее нее. Потенциальные жертвы лесные и домовые мыши, крысы, кроты, лягушки, голуби, птенцы и яйца гнездящихся на земле птиц, ящерицы.

Повышенный обмен веществ и большая трата энергии требует много еды, поэтому охотятся зверьки день и ночь. Характерная черта этой крошки, убивать больше, чем может съесть, и делать запасы. Живут ласки там, где много грызунов и часто селятся рядом с человеческим жильем. В выборе жилья зверюшка неприхотлива, и строитель из нее никакой. В Карелии, лесу предпочитает вырубки, берега водоемов, окраины полей, ласки живут в дуплах, выворотнях пней, занимают норки убитых мышек и других зверьков.

Рядом с людьми селятся в подполье, сарае, дровяной поленнице и тому подобное. Гон протекает с апреля по июнь, через 35-37 дней самки приносят от 3 до 8 щенков, весом не более 1,6 грамм, кормление молоком длится полтора месяца. Родившиеся крохи слепые и глухие, покрытые редкой шерсткой. Через две недели режутся молочные зубки, еще через две щенки начинают видеть и слышать. С 3-4 месяцев молодые начинают самостоятельную жизнь, в 12 способны дать жизнь потомству. Врагов у маленькой хищницы много, это некрупных хищные звери и птицы.

- И последней нашей остановкой станет острвок. Здесь крутые скалы, поэму будьте очень осторожны. (показ слайда)24 слайд.Полюбуйтесь красотой природы.

Предлагаю поиграть в игру. « Шаг хлопок»(дети встают в круг)

-Я буду называть домашних и диких животных. Если вы услышите название домашнего животного, то сделайте шаг в круг и хлопок в ладоши. Если назову дикое животное или его детёныша, то оставайтесь на месте.

- Посмотрите, что за грациозное животное появилось перед нами? (показ слайда с изображением оленя).25-26-27 слайд Петроглифы.   Раньше люди рисовали на скалах т.к. не было бумаги. Как вы думаете кто изображён на древнем рисунке?

- Верно, это северный олень, обитает на севере Карелии. Питается ягелем, травой, грибами, кустарниками. 

Олени живущие в Карелии не очень большие, длина взрослого самца 190 см, высота 120 см и вес до 150 килограмм, самки поменьше. Северный олень идеально приспособлен к выживанию в суровых условиях. У него отличное обоняние, слух и неплохое зрение. Природа наградила этого оленя уникальным инструментом, копыто при наступлении на почву раздваивается и между половинками появляется жесткая щетка шерсти. Это позволяет одинаково хорошо передвигаться по твердой земле, топкому болоту и глубокому снегу. К тому же, такая форма копыта удобна для разгребания снегового покрова который скрывает корм. Рога оленей не похожие на лосиные, они более изящные, тонкие, высокие и ветвистые. Головка самок(важенок) тоже украшена рожками, ими они защищают добытый корм от посягательств самца. Хвостик оленей короткий, у быка на шее небольшая борода.

Самец сбрасывает рога в декабре, важенки только весной перед отелом. Новые рога (панты) появляются довольно быстро, не очень твердые, чувствительные и покрытые замшевой шкуркой. У самцов они окрепнут к началу брачного периода, у важенок зиме. Северные олени красивые животные, летом мех коричневый или серый, к зиме отрастает густой белый подпушек и он становятся светлее. Шурка чаще не однотонная, а с темными и светлыми пятнами, самцы в период размножения приобретают особенно красивый наряд. Дикие олени стадные, кочевые животные, размер стада зависит от количества животных обитающих в данном районе и времени года. В зимние места обитания олени идут большими стадами. На летние пастбища возвращаются не очень большими группами состоящими из олених с разновозрастными телятами, самцы (2-3 особи) передвигаются отдельно.

 Миграция стад карельских оленей проходит по разному. Вся природа севера Карелии в основном состоит из сосновых лесов и болот, и некоторые группы диких оленей не уходят далеко.Так же зимовка проходит на берегах и островах обширных озер, эти животные хорошо плавают и если озера не покрыты льдом, доплывают до островов. Кочуют по берегам заболоченных лесов питаясь опавшими листьями, ягелем, грибами, едят листья и ягоды брусники, черники, корни болотной калужницы. В многоснежный период корм выкапывать сложнее, в рацион добавляется сосновая хвоя, багульник, листья морошки, обдирают с деревьев бородатые лишайники, то есть то, что удается достать. Весной тот же ягель, тонкие веточки березы, ягодные кустики и многое другое. Летом основной корм травянистые растения. Как любому травоядному животному оленям нужна соль, поэтому пьют морскую воду, где ее нет, обгладывают сброшенные рога. По этой же причине не упустят съесть  яйца или птенцов, закусить мышкой.

 

 
Размножение северных оленей гаремное, один самец собирает несколько важенок и отгоняет от них других претендентов. Не обходится без драк, но ран, как правило, не наносят. Ближе к концу сентября появляются первые гаремы и с апреля по май важенки приносят телят. Рождается один малыш, крайне редко два. 
Новорожденный весит в пределах семи килограмм, и уже через несколько часов способен идти за мамой. Рожками пыжик тоже обзаводится рано, уже на третьей неделе пробиваются панты. У олених очень густое и жирное молоко, теленок(пыжик) пьет его каждые 2-3 часа и быстро набирает вес. Хотя олениха кормит теленка до зимы, кормится он и травами, к осени достигая веса 50 килограмм.

 

В Карелии встречаются два вида этих млекопитающих. Беляк который встречается повсеместно, и русак настолько редкий, что занесен в Красную книгу Карелии со статусом уязвимый вид. Ушастые зверюшки похожи только внешне, на самом деле есть много отличий. Разные места обитания, длина ушей, ширина ступней, хвостик, масса тела, зимняя окраска меха. Оба вида сумеречные животные, т. е. активны вечером и ночью. Днем отлеживаются в укромных местах, беляк предпочитает лесную чащу, русак овраги, редкие кустики… Прежде чем устроить лежку долго и старательно путает следы.

 

Заяц русак 29слайд.

Искусственно заселенный крупный (55-60 см) пушной зверек, достигающий веса 4-6 килограмм. Русак не приспособлен к обитанию на севере, где толщина снега может достигнуть полутора и более метров. Задние лапки зайца с узкой ступней которая проваливается в снег, что мешает спасаться от хищников.Местообитание русака это заросшие луга, мелкий кустарник, опушки, поляны лиственных лесов и тому подобное. Острые трубкообразные уши длинные(до 14 см)сверху с черной каемкой, хвостик тоже черный или темно-бурый. Брюшко и низ хвоста светлые. Летняя окраска русака почти не отличается от цвета беляка, буро-серая или серая с рыжиной. Зимой заяц светлеет, хотя не становится белым, по спине тянется темная красивая полоса. В остальном русаки мало отличаются от беляков.

-Вот и подошло к концу наше путешествие .

Игра с мячом. (воспитатель бросает детям мяч, задавая вопросы и дожидаясь ответов).

-Как называется книга, с которой мы сегодня познакомились?

- Почему она красного цвета?

-Какие травоядные животные в неё занесены? Хищники? Грызуны?

-Какую посильную помощь в охране животных, растений и птиц мы можем оказать?

-А теперь занимайте свои места в катере. Мы отправляемся домой. Всем спасибо.

. .



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе по Художественно - эстетическому воспитанию. Рисование.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

     

Интеграция образовательных областей: « Познание» «Коммуникация», «Художественно - эстетическое», « физическое», социально-коммуникативное.

Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования.

Тема: «Рисование полотенца в технике граттаж».

Задачи: Образовательные: Познакомить  детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования – граттаж. Расширить знания детей об искусстве рисования. Продолжать учить детей рассматривать изделия карельского быта; элементы орнамента.

Речевая:  Активизация словаря:  граттаж, процарапывание,   линия, штрих, контраст, графика.

Развивающие: Учить рисовать элементы: крестики, топорики, точка.

 Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию,  творческие способности детей . Развивать чувство ритма, симметрии.

Воспитательная: Воспитывать интерес к  творчеству, способствовать проявлению положительных эмоций; Воспитание аккуратности в выполнении работы.

Материал: грунтованные листы,   заостренные палочки, влажные салфетки; выставка работ в технике граттаж; изделия карельского быта.

Ход НОД:

В: Давайте с вами сделаем большой круг, а поможет нам в этом стихотворение:

«Собрались все дети в круг,

Я- твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

(улыбнитесь друг другу)

В: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живём?

Д: Мы живем в Республике Карелия.

В: Правильно, ребята, мы живем с вами в республике Карелия. Сегодня мы с вами познакомимся и посмотрим предметы быта, которые использовались в карельских избах.

Обращаю внимание детей на выставку, где представлены предметы карельского быта (полотенце, фартук, прихватки, рушник…).

В: Ребята, назовите те предметы, которые вы узнали и для чего они нужны, как их используют в быту.

Д: Перечисляют знакомые предметы и как их используют в быту.

В: Что это за предмет (обращаю внимание на рушник.). Это рушник – он похож на длинное полотенце, которое используют по праздникам, когда встречают дорогих гостей с хлебом и солью, да на свадьбах.

В: Ребята, обратите внимание на вышивку, которой украшены все предметы.

Вместе с детьми рассматриваем вышивку и орнамент.

В: Ребята, что напоминают вам элементы вышивки?

Д: Они напоминают цветы, деревья, олень, человек, животные.

В: Правильно, дети, карельские рукодельницы любили использовать растительный орнамент, геометрический, так же любили вышивать людей и животных. Так же обращаю внимание детей, что узор расположен внизу изделия или по кайме, и почти всегда красными нитками.

В: Ребята, а как вы думаете, почему рукодельницы выбирают   для работы нитки красного цвета?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Раньше считалось, что красный цвет защищает от сглаза и порчи. Вот и хотели хозяюшки защитить свой дом и своих близких от беды. Любили они свой дом.

Вспомнить пословицы:

- Дома и стены помогают.

- Глаза боятся, а руки делают.

- Не красна изба углами, а красна пирогами. 

- Не игла шьет, а руки.

- Всякое дело мастера красит.

В. Ну, а теперь: «Делу время, а потехе час».

Физ. минутка:

Я иду и ты идешь 
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте).

В  ИЗО немало разных техник,

Я, как учитель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Вам о граттаже расскажу я,

Он вызывает интерес

У школьников любого класса,

Ведь каждый хочет в мир чудес

Взяв в руки ручку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

Ты словно фокусник - царапкой

Рисунок сможешь сделать свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это  сделано тобой.

Итак, граттаж.

Вам поподробней

О нем сейчас я расскажу

И чтобы быть не голословной,

Как это делать - покажу.

 (Стихотворение Мокроусовой О.А.)

Сегодня я познакомлю вас с одним из самых простых видов графики. Что такое техника граттаж? Буквальный перевод этого слова – «царапанье». Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе.

Граттаж – техника занимательная и необычная.

Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности.

Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Профессиональные художники, работающие в технике граттаж, используют наборы специальных резцов (резаков).

 В любой работе необходимо соблюдать технику безопасности:

Перед началом работы, необходимо постелить на стол клеенку, чтобы не испачкать поверхность стола воском, мылом или красками;

Нельзя брать в рот инструменты и материалы;

Так как в работе будут использоваться острые инструменты, пользоваться ими стоит очень аккуратно, чтобы не поранить себя и других.

Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.

Когда вы будете рисовать, у вас появятся красные крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой с вашей работы, чтобы потом убрать со стола.

Сам процесс выполнения работы демонстрируется.

Изучения новых знаний и способов деятельности.

Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике? (Да, это линия, штрих, пятно, контраст).

Используя технику граттаж, можно создавать необычные, интересные рисунки на разные темы.

А тема нашего сегодняшнего занятия «Украшение полотенца карельским орнаментом». Мы должны создать рисунок в технике граттаж.

Мы сегодня будем процарапывать рисунок!

Показ процарапывания рисунка.

Продуктивная часть.

В: Ребята, понравились ли вам изделия с карельской вышивкой?

Д: Ответы детей.

В: А хотелось бы вам, чтобы у вас дома были изделия с карельской вышивкой? Почему?

Д: Потому что красиво, нарядно, защищает дом от беды.

В: Тогда я вам предлагаю  расписать «полотенце»  карельским орнаментом.

В. Помогаю детям распределить узор на листе.

В пяльцах иголка мелькает быстрее

Вместе работать и петь веселее

Вот и кончаем последний стежок

Вышили мы красивый узор. 

Итог: Выставка рисунков. Для оценки работ детьми приготовлены «смайлики». Ребята кладут «смайлик» на понравившуюся, наиболее выразительную и аккуратную работу.

В. Мы сегодня славно потрудились! Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД оо познавательное развитие в старшей группе.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Развитие речи»,  «Социализация», « физическое», социально-коммуникативное.

Тема: «Тайны камней Карелии»

Цель: Познакомить детей со свойствами и особенностями камней.

 Задачи:

Образовательные - Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формирование познавательного интереса детей. 

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Речевые:  обогащение словарного запаса камни, лаборатория, горы.

Развивающие; Развивать визуальную и мышечную память;  Развивать творческую активность. 

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
Воспитательные:  - Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши(цветные и простые), демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

Ход НОД;

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!  Проходите, присаживайтесь на эти мягкие подушки. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.

Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в эту группу, догадаться о наших увлечениях?

А у вас есть увлечения?(ответы детей)

Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание,  каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.

А хотите узнать все секреты камней?  Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель:  Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения,  хочу подарить вам вот такие блокнотики.

Дети садятся за столы

Воспитатель: Посмотрите, ребята, за этим столом нам удобно будет изучать камни. На  столе располагаются приборы помощники. Присаживайтесь, кому, где удобно. Сегодня будут активно работать наши верные помощники. Для чего нам нужны глазки? (чтобы смотреть)  Пальчики? (чтобы трогать, щупать). Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Воспользуйтесь блокнотиком и карандашами, чтобы зарисовать свои наблюдения. Как можно зарисовать, что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?

Зарисовывают,  на мольберт выставляю свою схему.

Воспитатель:  а я это сделала вот так.

 Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? 

- попробуйте  выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

—  Как вы думаете, почему у него нет острых углов?  Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.

 Ребята, какой секрет вы  открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.

Зарисовывают, на мольберт выставляю свою схему.

 Вы знаете, оказывается, наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки?  (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Что вы выяснили, мои маленькие ученые?

Вывод: камни имеют разную температуру. Отметьте этот секрет в своих блокнотах.

Зарисовывают,  на мольберт выставляю свою схему.

4) Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим?  Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы)  Провожу опыт Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее?

Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее) Как можно зарисовать это в ваших дневниках?

Зарисовывают, на мольберт выставляю свою схему.

Перед тем, как продолжить, давайте вспомним, какое правило мы сейчас должны выполнить? (убираем всё на свои места)

5)Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?

Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Зарисовывают,  на мольберт выставляю свою схему.

Рефлексия.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.

Вы молодцы! Теперь я знаю, что можно рассказать о своей коллекции. Вы можете забрать свои блокноты, с собой домой и продолжить записывать какие- нибудь интересные свои наблюдения, а потом в расскажете родителям.

Воспитатель: Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней.

Воспитатель: Очень хорошо. Вы запомнили свойства камней, молодцы. Вы, ученые, провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу!  

Заключение:
Камень, камень
Возьми тепло моих рук
Жар моего сердца
И подари моему другу»
(Дети передают камень друг другу)
Говорят что нового узнали о камнях?
Ой, ребята, а камень – то стал такой теплый, вы согрели его теплом своего сердца.

http://50ds.ru/img/_3MO0WTYJA.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYLJ.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYPH.gif

http://50ds.ru/img/_3MO0WTYVF.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYXF.gifhttp://50ds.ru/img/_3MO0WTYZL.gif