Картотека игр

Пантелеева Ирина Юрьевна

Народные подвижные игры.

Игра в жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник подвижных игр народов мир

Игры России

«Пятнашки»

Цель игры: развить ловкость, двигательные навыки детей.

Правила игры: тот, кого коснулись, выбывает из игры.

Ход игры: Взрослый назначает водящего - «пятнашку», которому дается отличительная повязка. Он встает в центре площадки и по сигналу взрослого начинает догонять («пятнать») остальных играющих, стараясь коснуться кого-нибудь из них рукой.  Игра может продолжаться, пока пятнашка не поймает 3 - 4 играющих. Затем выбирается новый водящий, и игра повторяется. Следует выбрать нового водящего и в том случает, если пятнашка долгое время не может никого поймать.

«У медведя во бору»

Цель игры: развитие быстроты и ловкости.

Материал и оборудование: костюм медведя.

Правила игры: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

Ход игры:Играющие располагаются по одной стороне площадки, на другой - медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:  

                               У медведя во бору

                               Грибы, ягоды беру.

                               А медведь не спит

                               И на нас рычит.

После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.

«Волк»

Цель игры: развитие быстроты, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.

Материал и оборудование: маска волка, маски овец.

Правила игры: гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

Ход игры:Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает:  «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют: Шиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку Грязи на лопату!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

«Большой мяч»

Цель игры: тренировка точности движений, концентрации внимании, быстроты реакции.

Материал и оборудование: мяч

Правила игры: играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

Ход игры:Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу,  в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

«Зоопарк»

Цель: развитие быстроты и ловкости.

Материал: маски волка, маски лисы.

Ход игры:Дети образуют пары и становятся в две шеренги вдоль одной из стен (сторон площадки) на расстоянии 2 – 3 метров первые от вторых. Первые в паре – убегающие, «лисята»; вторые – догоняющие, «волчата». Инструктор произносит текст:

             В зоопарке живут лисята, (первые хлопают в ладоши)

             Вместе с ними играют волчата. (вторые хлопают в ладоши)

             И как маленькие ребятишки играют они в ловишки.

             («Лисята» убегают, а «волчата» их догоняют).

Если «волчонок» догнал «лисенка» из своей пары,

они садятся на скамейку. По команде «Стоп!» все

оставшиеся останавливаются. Подводится итог, кто

из «волчат» смог догнать «лисенка» из своей

пары.

«Пчелки и ласточка»

Цель игры: развитие быстроты и ловкости.

Правилаигры: пчелам следует летать по всей площадке; гнездо ласточки должно быть на возвышении.

            Ход игры: Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

«Лохматый пёс»

Цель игры: закрепить умение действовать по сигналу, воспитывать быстроту реакции.

Ход игры:Один из детей изображает пса. Он располагается в центре зала – ложится на пол. Остальные играющие тихонько приближаются к нему по мере  произнесения текста.

Вот лежит лохматый  пёс,

В лапы свой уткнувший нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Пойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что- то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняясь к нему,

 произносят его кличку (например, Шарик). Вдруг пёс поднимается и громко лает. Дети разбегаются, а пёс гонится за ними, стараясь кого – нибудь поймать. Когда все дети убегут в свой дом, пёс возвращается на своё место.

Карельские игры

«Мяч»

Цель: развивать быстроту и ловкость

Материалы и оборудование: мяч

Правила  игры: Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в

пределах поля, а защитники – в пределах крепости.

Ход игры:Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость – квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости.Промахнувшийся выбывает из игры.

«Сиди, сиди, Яша!»

Цель: развивать быстроту

Материалы и оборудование: веселая музыка

Правила игры:Выбирается ведущий «Яша», которому завязывают глаза и усаживают в цент круга. Остальные играющие  встают в хоровод, и водят его под песню:

Сиди, сиди, Яша,
Ты-забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три- ищи!

Дети разбегаются, а выбранный «Яша»

пытается кого- нибудь из них поймать, кого поймал, тот и водит.

«Кукот» (петухи)

Цель: развивает равновесие.

Правила игры: прыгать только на одной ноге.

Ход игры:Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе

ноги.   Незамедлительно следует наказание: проигравший должен

кукарекать во все горло. К выигравшему подходит следующий

 «петух» - и игра продолжается.

«Ко мне с кольцом»

Цель: развивает внимание.

Материал и  оборудование: колечко

Ход игры:Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.

Игры стран Европы

Армянские игры

«Пастух»

Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

Материал и оборудование: маска волка, маски овец.

Правила игры: волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»; овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Ход игры:На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху

со словами:«Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух

смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает

через ручейки старается дотянуться до овец. Пастух, расставив

руки встороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности

дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

«Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Материал и  оборудование: палка или веревка.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается

поднять противника на ноги.

Ход игры:Два игрока садятся на пол друг против друга,

упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно

веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом

однарука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу

игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Выигравший, имеет право продолжить игру со следующим игроком.

«КРЕПОСТЬ»

Цель игры: развитие сообразительности, ловкости, согласованности движения.

Материал и оборудование: доска, камень  или коврик.

Правила игры: нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но ним о очко не получает. Побеждает та команда, которая наберет установленное количество очков (например, пять).

Ход игры:Игроки делятся на две команды. По жребию определяют, какая из команд будет защищать крепость, а какая нападать. В центре игровой площадки кладут доску (камень, коврик). Это и есть крепость.

По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если кто-нибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и всячески их отвлекают. Таким образом, нападающие стремятся прорваться к крепости, а защитники стараются их поймать. Защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, который сумел прорвать цепь защитников, но не успел поставить ногу на доску до того, как его поймают, гоже выходит из игры.

«Цветы и ветерки»

Цель игры: развитие двигательных качеств, внимания, выдержки.

Материал и оборудование: картинки с цветами.

Правила игры:очки определяются по числу пойманных цветов; победителя определяют по условленной сумме очков;после одной игры команды меняются ролями.

Ход игры:В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников. Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы».

«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов».

И как только угадывают, цветы убегают за вторую

черту. «Ветерки» их догоняют.

«Земля, вода, огонь, воздух» (Хох, джюр, крак, от)

Цель игры: развитие внимание и памяти.

Правила игры: Ошибающийся не играет.

Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово: «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой –либо рыбы; на слово «Воздух!» - названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Белорусские игры

«Хлоп, хлоп, убегай!» (лясь, лясь, уцякай)

Цель игры: развитие имитационных движений, быстроты.

Материала и оборудование: палочки

Правила игры: убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

           Ход игры:Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп хлоп, убегай,
             Тебя кони стопчут»

несколько игроков произносят:

«А я коней не боюсь,
            По дороге прокачусь.»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и

стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

«Ленок» (Лянок)

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Правила игры:побеждает тот, кто займет последнее

свободное место.

Ход игры: На игровой площадке рисуются кружки-гнезда, которых на

два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки.

Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их.

По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто

не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в

гнездо до конца игры

«Посадка картофеля»

Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.

Материал и оборудование: картофелины в мешочке.

Правила игры: капитаны стартуют по сигналу; игроки не выходят за линию без мешочка, если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать;подбегать к команде надо с левой стороны

Ход игры:Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков.

По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и

сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем

возвращаются и передают мешочек следующему игроку,

который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.

«Иванка»

Цель игры: развитие силовой выносливости, внимания, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Правила игры:  забегать в дом лесовика нельзя; пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей; лесовик не имеет права выходить из леса  все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Ход игры:На игровой площадке чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — это дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди.

Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку,

 а лесовик— поймать лебедей рукой или дотронуться

до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести

из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра

начинается сначала.

Казахские игры

«Ястребы и ласточки» (Жапалактарж же карлыгаш)

Цель игры: развитие быстроты, ловкости, внимание.

Правила игры: разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу, побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков

Ход игры: В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ястребы,

во втором - ласточки. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит

между игроками и говорит слова отрывно: лас - пауза - точка, или

яс..., а окончание слова не произносит. Тогда группа, чье название

произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки

неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются

членами ловящей группы.

«Подними монету» (Куме алу)

Материал и оборудование: монеты или камушки.

Правила игры: начинать скачки можно только по сигналу; во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга; поднимая предмет, нельзя стоять на месте.

Ход игры:На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки - передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты.

 Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

«Тимербай»

Цель игры: развивает внимание, ловкости.

Материал и оборудование: мячи, ленточки, косички.

Правила игры: движения, которые уже показывали, повторять нельзя; показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Ход игры:Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,  

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

«Алармаж»

Цель игры: развивает выносливость, ловкость, быстрый бег.

Материал и оборудование: маска волка, маски овечек.

Ход игры:Алармаж - веселая казахская игра для детей, играть в которую можно как совсем небольшой группой около 5 человек, так и большой - до 20 человек. В некоторых источниках эта игра называется иначе - волки и овцы. Согласно

условий игры, определяется водящий, который встает лицом к

группе. Все члены группы тем временем становятся в ряд друг за

другом и держат друг друга за пояс. По сигналу или на счет "раз,

два, три" игра начинается и водящий забегая то с одной, то с другой

стороны группы пытается догнать игрока, стоящего последнего в

цепи. Если ему это удается, то водящий становится первым в цепи,

а пойманный игрок – водящим.

Татарские игры

«Лисички и курочки»

Цель игры: развитие ловкости и быстроты.

Материал и оборудование: маски петухов, курочек и маска лисы.

Правилаигры:если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Ход игры:На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к

ним подкрадывается лисичка, петухи кричат:

«Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в

курятник, за ними бросается лисичка, которая  

старается   запятнать  любого   из   игроков.

«Угадай и догони»

Цель игры: развивает быстроту и ловкость.

Материалы и оборудование: скамейка.

Правилаигры: в случае если водящий не поймет товарища,

можно повторить игру еще раз с ним, как только поймает

игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный

становится водящим; в игре устанавливается строгая очередность.

Ход игры: Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд.

Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков

подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по

имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то

быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий

назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок.

Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу,  

давая понять, что нужно бежать.                          

«Скок-перескок»(Кучтем-куч)

Цель игры: развитие ловкости и быстроты.

Правилаигры:  нельзя выталкивать друг друга из кружков; двое играющих не могут находиться в одном кружке; при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Ход игры:На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого

участника игры. Водящий стоит в центре большого

круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После

этого слова игроки быстро меняются местами

(кружками), прыгая на одной ноге. Водящий

старается занять место одного из играющих, прыгая также на

одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

«Перехватчики» (Куышууены)

Цель игры: развитие быстроты.

Правила игры; водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой; запятнанные отходят в условленное место.

Ход игры:На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что ней не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через

площадку в другой дом. Водящий старается запятнать

перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра

продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не

попавшиеся ни разу.

Украинские игры

«Колдун»(Чаклун)

Цель игры: развивает ловкость

Материал и оборудование: костюм колдуна

Правилаигры:  заколдованный игрок остается на месте; заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Ход игры:Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании     считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Дети разбегаются, а колдун пытается догнать

кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает,

разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие

игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун

следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает

чары, то он старается повторным ударом снова напустить

их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто

отваживается выручить товарища.

«Круглый хрещик»

  Цель игры: развивает быстроту.

Правилаигры: в игре принимают участие шесть человек; в нее могут играть дети, начиная со среднего дошкольного возраста.

Ход игры:Игра начинается с того, что кто-то из детей выкрикивает:

Чур, в «Круглого хрещика» играть! На горе стоять, пойманным не бывать! Две пары становятся одна против другой на расстоянии двадцати шагов и приглашают третью пару встать посередине. Игроки крайних пар, которые стоят один против другого, пытаются, минуя средних, соединиться в новые пары. Один из пары бежит вправо, а другой — влево. Игроки средней пары препятствуют им, ловят бегунов. Если игрок средней пары поймал кого-либо из тех, кто перебегает с его стороны, напарник пойманного и напарник ловишки спешат им на помощь.

Тот, кто прибегает первым, вместе со своим напарником становится крайней парой, а два других игрока встают в середину. Когда же пробежка завершается успешно, то игра продолжается.

«Хлебец» (Хлибчик)

Цель игры:развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.

Правилаигры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.

Ход игры:Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.

- Пеку-пеку хлибчик! (Выкрикивает хлибчик.)

- А выпечешь?   (Спрашивает задняя пара.)

- Выпеку.

- А убежишь?

-  Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе спойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

«Дедушка Макар»

Цель: развитие памяти, смекалки, быстроты.

Материал и оборудование: костюм дедушки.

Правила игры: кого поймали. Тот и становится дедушкой.

Ход игры: Одного из детей выбирают дедушкой Макаром, который должен узнать, что они будут делать. Дети отходят от него, загадывают какую-нибудь работу: шить, рвать ягоды, танцевать. Загадав, подходят к дедушке и говорят:- Здравствуй, дедушка Макар!

- Здравствуйте, милые дети. Где были, что делали?

Дети отвечают:- На огороде.Либо в саду или в комнате.

И показывают, что они делали. Когда дедушка угадает, все убегают,

а он их ловит и кого поймает, то тот становится дедушкой. А если он не

угадывает, - дети говорят, что делали, и тоже убегают, он ловит.

Эстонские игры

«Ястреб и куры» (Кулль я канад)

Цель игры: развитие бега с увертыванием, ловкость и быстроту

Правила игры: «Куры», выбежавшие из «курятника» и добежавшие до определенного участка, должны вернуться в «курятник»; после каждой перебежки очки у «курицы» суммируются.; осаленная «ястребом» «курица» теряет все очки, а став позже опять «курицей», набирает очки сначала.

Один игрок - «ястреб», остальные - «курицы». Чертят площадку

длиной 10-20 м и шириной 4-5 м (рис.). «Куры» находятся в

«курятнике» - треугольнике «А». На остальном поле, разделенном

на. 7 участков, охотится «ястреб». «Куры» бегают по ближайшим к

«курятнику» участкам и стараются, прошмыгнув мимо «ястреба»,

попасть на более дальние участки. Каков порядковый номер участка,

на котором «курице» удалось побыть, столько она получает очков.

«Ястреб» должен осалить одну из «куриц». В момент осаливания он

 кричит: «Ястреб!» - после чего становится «курицей» и спасается, убегая в «курятник». Новый «ястреб», в свою очередь, старается осалить одну из перебегающих «кур», поменяться с ней ролями.

Играют на время или договариваются о числе перебежек. Игрок, набравший наибольшую сумму очков, становится победителем.

«Птицы» (Линнумянг)

Цель игры: развитие ловкости и быстроты.

Правила игры. Выбегать и ловить можно только угаданную птицу.

Ход игры:Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные — птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: кукушка, ласточка и т. д. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:

За чем пришел?

За птицей.

За какой?

Ястреб называет, например, кукушку.

Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной

ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба.

Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает

всех птиц.

«Игра в мяч с фигурами» (Куюпалль)

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции.

Материал и оборудование: мяч

Правила игры: игрокам, не поймавшим мяч и ставшим «статуями», не разрешается изменять позу, иначе они выбывают из игры.

Ход игры: Играющие образуют круг. В центре его становится водящий (по выбору). Он бросает им мяч. Один из игроков должен поймать мяч и бросить водящему. Если игрок не поймает мяч, то замирает в той позе, в которой пытался его поймать. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не станут «статуями». Водящий выбирает самую интересную, на его взгляд, «статую», и игрок, изображающий ее, становится водящим. Игра начинается сначала.

Игры стран Азии

«Дракон» (китайская игра)

Цель игры: развивает координацию и ловкость.

Ход игры:Играющие встают друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок - голова дракона, последний его хвост.

Цель головы – поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший предпоследним.

«Слон»(китайская игра)

Цель игры: развивает ловкость, координацию, силу
Ход игры:Игроки делятся на две команды.

Первая команда выстраивается в "слона": игроки нагибаются, и каждый последующий обхватывает предыдущего так, что его голова находится в районе талии - подмышки стоящего впереди.
          Как только "слон" построен, играющие из второй команды поочередно запрыгивают на его спину, стараясь на ней удержаться. Прыгают так же, как через "козла" на уроке физкультуры. Первый прыгающий должен стараться приземлиться как можно ближе к голове слона, что бы осталось место для других. Не сумевший удержаться в этом кону больше не прыгает.
          Обычно после того, как все игроки второй команды отпрыгались, в задачу слона входит пройти определенное расстояние с наездниками на спине.

«Акса-таук».(Туркмения)

Цели игры: закреплять навыки детей в беге с ловлей и увертыванием от ловящего; воспитывать смелость, решительность; развивать ловкость, быстроту реакции на изменяющуюся игровую ситуацию.

Ход игры: Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).

Участники должны разделиться на две равные по количеству команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в 50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот.

Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

«Аист и Лягушка» (японская игра)

Цели игры: упражнять детей в прыжках; воспитывать выносливость, ловкость, развивать чувство равновесия, укреплять связочно-мышечный аппарат.

Ход игры: В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.

Три человека становятся "лягушками" и сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать "лягушку". "Аист" имеет право прыгать с "острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя пойманная «лягушка» - становится "аистом".

Игры стран Африки

«Буйволы в загоне»

Цель игры: развивать силу, умение действовать по правилам

Ход игры: Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три

игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться

из круга. Они с разбегу пытаются  прорвать круг,

подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются.

Если не удалось прорваться в одном месте, они

пытаются делать это в другом. Если это им удаётся,

буйволами становятся те игроки, которые не сумели

сдержать их. 

«Кудода»

Цель игры: развивать ловкость, умение быстро ловить мяч.

Материал и  оборудование: металлический шар, 20 камушков.

Правила игры: как можно больше собрать камушков.

Ход игры:Игроки садятся в круг. В центр помещается один металлический шар, рядом около 20 шариков из мрамора (или камушки, галька). Первый игрок берет металлический шарик, подбрасывает  его вверх, не слишком высоко. Одновременно игрок пытается

 утащить как можно больше мраморных шариков, перед

тем как поймать металлический шар. Затем игроки

меняются. Собравший наибольшее количество шариков

выигрывает.

«Охотник»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость и быстроту.

Ход игры: Выбирается водящий – охотник. Он считает от 1 до 10 с закрытыми глазами. Остальные в это время разбегаются и прячутся. Охотник начинает искать детей. Если он кого-нибудь из детей нашел, то начинает преследовать его. Так охотник должен найти и поймать всех детей группы. Первый пойманный ребенок становится следующим охотником.

«Пожар на горе»

Цель игры: развивать внимательность и сообразительность.

Ход игры:Выбирается ведущий игры. Все загадывают и запоминают ключевое слово, например, «сыр». Остальные игроки ложатся на спину. Ведущий кричит: «Пожар на горе!» Игроки отвечают: «Пожар!», оставаясь лежать. Тогда ведущий кричит: «Пожар на реке!», ему отвечают: «Пожар!», продолжая лежать. Ведущий может

называть любые варианты фраз, но

если он назовет ключевое слово,

например «Пожар на сыре!», все

должны подпрыгнуть. Последний,

кто подпрыгнул, выбывает из игры.

Игры стран Америки

«Вниз-вверх»

Цель: упражнять в перебрасывании мяча, развивать ловкость

Материал и оборудование: мяч.

Правила игры: мяч ловить в любом положении.

Ход игры:Дети стоят в одной шеренге. Напротив них с мячом – водящий. Водящий по очереди каждому бросает мяч, ему отбрасывают обратно.

Если кто пропустил мяч, то водящий говорит: «Вниз на одно

колено!» Игра продолжается. Если пропустивший

мяч игрок опять ошибается, водящий говорит: «Вниз

на второе колено!» При следующих ошибках игрок опускается на

один локоть, на другой локоть. Но он должен стараться

поймать мяч даже в таком положении. Игрок может

исправить положение, если поймает мяч, тогда водящий

поднимает его, например: «Вверх на одно колено!».

«Собери палки»

Цель: развивать ловкость, внимательность

Материал и оборудование: 30 цветных палочек

 Палочки имеют разное значение:

- черная (1 штука) – 25 очков

- красная (5 штук) – 10 очков

- синяя (6 штук) -  5 очков

- зеленая (7 штук) – 2 очка

- желтая (11 штук) – 1 очко

(Можно использовать 30 бесцветных палочек по 1 очку каждая)

Правила игры: вытаскивать палку, так чтобы не сдвигать остальные.

 Играют от 2 до 4 игроков.

Ход игры:В начале игры первый игрок высыпает все палочки на землю, образуя кучу палок, лежащих одна на другой. Игроки по очереди пытаются вытащить палку, не сдвигая остальные. Если другие палки сдвинулись, начинает игру следующий игрок. И так далее по очереди. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков или палок.

«Утка, утка, гусь»

Цель:упражнять в беге

Ход игры:Дети сидят в кругу. Один ребенок «водящий».

Он ходит по кругу и  дотрагивается до головы, плеча

каждого ребенка, проговаривая: «Утка, утка, утка ... гусь!»

Когда он говорит: «Гусь!», ребенок, к которому

прикоснулся водящий, встает и бежит по кругу за ним.

Если дотронулся до водящего, то тот становится водящим

еще раз. Кто первый займет пустое место, садится в круг.

Другой ребенок становится водящим.

«Бом, бом, бом»

Цель игры: развивать воображение, творческую импровизацию, быстроту

Ход игры:В игре участвуют две команды (количество детей в команде может быть любым). Каждая команда обсуждает и решает, людей какой профессии будут изображать. Кто первый подготовится, тот и начинает. Команда идет навстречу другой команде, громко выкрикивая: «Бом, бом, бом! Из Вашингтона мы идем!» Команда противников спрашивает: «Куда вы идете?» Дети отвечают: «В детский сад!» «А что вы умеете делать?» «Почти ничего!» «Показывайте!» Дети изображают автомехаников, художников и т.д. Если команда противников правильно догадается, то дети бегом возвращаются ксебе «домой», а противники их догоняют. Если «засалят» ребенка, то он переходит в команду противников. Проигравшая команда вновь изображает какую-либо профессию.

Игры стран Австрали

«Скиппиру-кенгуру»

Цель игры: знакомство друг с другом; развивает слух.

Ход игры: дети садятся в кружок, ведущий просит одного из них выйти в середину, сесть на пол, наклониться вперед и закрыть глаза – это спящий кенгуру Скиппиру. Остальные – охотники. Ведущий называет имя одного из детей, тот дотрагивается до «кенгуру» и говорит: «Угадай, кто тебя поймал?» Если ребенок назвал имя «охотника», игроки меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока кенгурушкой не побывают все участники.

«Утконосы»

Цель игры: развитие быстроты и ловеости.

Материал и оборудование: палочка, веревочка, вырезанная из дерева рыбка.

Ход игры: К концу палочки прикрепляется веревочка или ремешок примерно в метр длиной. На конце висит вырезанная из дерева рыбка, это приманка. Играющие медленно, с оглядкой кружат по площадке, волоча по земле приманку. Задача играющего – «утконоса» – наступить ногой на чужую приманку, но и не зевать, чтобы в это время кто-то не наступил на его приманку. Чья приманка поймана, тот выбывает из игры. Бывает, что два «утконоса» одновременно наступают на приманку друг друга, тогда оба выбывают из игры.

«Кенгуру»

Цель игры: развиватьфизическую силу и выносливость.

Материал и оборудование: мяч, мел для обозначения стартаи финиша,флажки для обозначения места поворота.

Ход игры: Все играющие делятьсяна 2 команды, строятсяв колонну по одному и занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу, игроки прыжками передвигаются по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошешая дистанцию.

Считалки на выбор водящего

****

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.                                                                                  

****

Кошка села на окно;
Позевнула, - все равно,
Хоть сижу я ни на крыше,
Всех, кто есть вокруг, я выше.
И никто со мной не спорит!
Тот, кому скажу, тот водит.

****

Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка -
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.                              

****

Раз, два, три, четыре.
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
Тому и водить.

****

Раз, два, три, четыре -
Заяц уши оттопырил.
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
Разбегаемся в кусты!
Наты постой, волчище,
Спрячемся, тогда поищешь!

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты пойди-ка поводи!

Список литературы

Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1999. - 239 с.:

Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр / Э. Я. Степаненкова, -                      Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. – Москва, 2014г. – 144 с.

Активные игры для детей от 2до 14 лет [Электронный ресурс]  - Электрон.ст.  URL: http://azbuka-igr.ru/category/world_game



Предварительный просмотр:

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

(консультация для ролдителей)

Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных и т. д.

В отличии от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения и отдыха, для ребенка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы малыша интересует все: вещи, явления, люди, их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Он начинает, кормить, укладывать куклу, лечить ее. Не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, не продолжительные.

В играх с куклой девочка выполняет ряд «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с ней мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Мальчик возит купленную машинку по полу, перевозит игрушки, гудит.

Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт игры малыш приобретает в совместных игровых действиях с взрослыми, которые показывают, как нужно применять одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх.

Например, «мишка» может быть «сыном» в игре в «дочки-матери», зрителем в игре «в театр», пассажиром в игре «в транспорт», покупателем в игре «в магазин». Фантазия взрослых должна помочь детям в игре. Предложения взрослого построить дом для большой куклы, вызывает необходимость подбирать детям кубики по размеру, сравнивая их между собой, с размерами куклы. Тоже самое приходится делать, чтобы построить стол, кровать и т. д.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют время и место для игр детей. Можно играть с ребенком не затрачивая на это дополнительное время в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры.

Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и со сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту. Игрушки, которые нравятся взрослым не всегда оказываются ценными для ребенка. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребенку дороже красивой электрифицированной, так как в играх ее можно использовать по разному: устроить в ней комнату для кукол, сделать из нее машину, пароход и т. д.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных, предметы домашнего обихода (посуда, мебель и т. д., моторные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактически-обучающие (матрешки, башенки, мозаика, пазлы и т. д.) . чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит детской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам и девочкам. Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует) .

У детей появляется потребность играть вместе. Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают им как нужно играть с куклой, мишкой и др. Если ребенок в семье один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образной игрушкой: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что знает сам.

Большой воспитательной ценностью обладают игры. Играя вместе со взрослыми дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору разных картинок, последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.

У каждого ребенка дома должен быть игровой уголок, в котором игрушки разного вида содержатся в порядке. Это не только воспитывает бережное отношение к вещам, аккуратность, но и поддерживает игровой интерес детей. Каждая игрушка как бы приглашает малыша играть. Игра тесно связана с трудом. Поэтому-то так важно с самых ранних лет приучать детей к наведения порядка в игровом уголке. (Сначала, конечно, совместно с родителями, потом почти самостоятельно). Но маленькие дети наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивание или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, они тоже устали» или «Давай с тобой играть в «магазин». Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой и т. п. ». Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду.