8 класс
Материалы по русскому языку и литературе для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_drevnerusskoy_literature.docx | 18.02 КБ |
ЭССЕ помогайка | 197 КБ |
vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 13.8 КБ |
зачет | 50.5 КБ |
если пропустил уроки! | 41 КБ |
Тренируем ВПР! | 188.2 КБ |
vpr7_2019_variant_6_-_2019-03-08.pdf | 903.68 КБ |
vpr7_2019_variant_23_-_2019-10-24.pdf | 904.66 КБ |
vpr-18v.pdf | 185.35 КБ |
Задания на карантин | 44.5 КБ |
8_klass._obrashchenie.doc | 30 КБ |
istoriya_sozdaniya_taras_bulba.docx | 15.5 КБ |
syuzhet_povesti_taras_bulba.docx | 22.44 КБ |
test_taras_bulba.docx | 12.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания
Древнерусская литература
Литература XVIII века
- Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?
- Какие жанры древнерусской литературы существовали, и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?
- Какие направления возникли в литературе 18-го века
- Что характерно для героев романов и повестей русского сентиментализма?
- Назовите авторов 18-го века:
- Ответьте на вопросы теста
1. Назовите фамилию Марфы-посадницы (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»):
а) Тихорецкая; б) Борецкая;
в) Радонецкая; г) Новгородская;
2. Кто выступал на вече первым (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)?
а) Холмский; б) Храбрый;
в) Марфа-посадница; г) Ярослав;
- Кого Н.М. Карамзин выбирает в качестве рассказчика повести?
а) дочь Марфы; в) Холмского;
б) новгородского гражданина; г) Иоанна;
- За что казнили Марфу-посадницу (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)?
а) за разбой; в) за предательство;
б) за мятеж; г) за убийство;
- Н.М.Карамзин написал повесть:
А) «Бедная Маша»
Б) «Бедная Лиза»
В) «Несчастная Лиза»
- Какому литературному направлению соответствует « мир чувства»?
А) классицизму
Б) сентиментализму
В) просветительскому реализму
- СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - это…_______________________________________
- Назовите родину классицизма________________________________________
- Кому принадлежит «История государства Российского»_______________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Некоторые признаки эссе наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета
Некоторые признаки эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей
Структура и план эссе Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Структура эссе вступление тезис, аргументы тезис, аргументы тезис, аргументы заключение.
При написании эссе важно учитывать следующие моменты: Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.
Классификация эссе С точки зрения содержания эссе бывают: философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде: рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.
Различают также эссе: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.
Признаки эссе Небольшой объем.Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста.
Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
Свободная композиция - важная особенность эссе. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений.
Склонность к парадоксам Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество.
Внутреннее смысловое единство Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
Ориентация на разговорную речь В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
Правила написания эссе Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Ошибки при написании эссе Плохая проверка Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей Многословие.Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом
Длинные фразы Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.
Эссе на тему "Я и моя карьера" Такое эссе - это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации.
В эссе на тему карьеры вы раскрываете свой взгляд на карьеру, описываете причины и особенности выбора профессии, характеризуете образ будущего и раскрываете собственные стратегии достижения карьерного успеха.
Предварительный просмотр:
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Согласованное:
Определение связано с определяемым словом связью согласование: Доброе молчание
Несогласованное: Определение связано с определяемым словом связью управление или примыкание:
Усы (какие?) колечком
Желание (какое) высказаться
Привычка (какая?) с детства
Мальчик (какой?) лет шести
Девочка (какая?) с косичками
Приложение: Определение, выраженное именем существительным. Характеризуя предмет, приложение дает ему второе название.
Река(какая именно?) Ока
Водитель(какой именно?)Иванов
Город-крепость (какой именно?)
Родина-мать
ДОПОЛНЕНИЕ
Прямое: В вин.падеже без предлога
Петь (что?) песню
Переходить (что?) дорогу
Косвенное:
В вин.падеже с предлогом или в других косвенных падежах
Петь под музыку
Петь в хоре
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
- Образа действия (как?)
- Меры и степени (насколько? в какой мере?)
- Времени (когда? как долго? до каких пор?)
- Места (где? куда? откуда?)
- Причины (почему?)
- Цели (зачем? с какой целью?)
- Условия (при каком условии?)
- Уступки (вопреки чему?)
Предварительный просмотр:
Зачет по теме «Виды сказуемых» (8 класс) ФИ учащегося______________________ Дата_______________________ |
1. Закончите предложения:
1) Простое глагольное сказуемое выражается глаголом ______________________________
______________________ Выбор сказуемого в предложении определяется тем, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2) Сказуемое, образованное из __________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ , называется составным глагольным сказуемым.
3) Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Восстановите схемы:
1)
Составное именное сказуемое |
|
2)
Составное глагольное сказуемое |
3. Выпишите из предложений сказуемые, распределив их по колонкам:
Я могу с вами согласиться. Отец всегда был готов помочь своим товарищам. Вот и осень наступила. Доказательство теоремы было правильным. Книгу написал известный ученый. В школе я начал интересоваться географией. Нева обстроена величественными архитектурными ансамблями. Она была очень красива.
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
Зачет по теме «Виды сказуемых» (8 класс) ФИ учащегося______________________ Дата_______________________ |
1. Закончите предложения:
1) Простое глагольное сказуемое выражается глаголом ______________________________
______________________ Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок _______________________________________________________________
2) Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в __________________________________________________ , а _________________________ значение выражено вспомогательным глаголом.
3) Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Восстановите схемы:
1)
Составное именное сказуемое |
|
|
2)
Составное глагольное сказуемое |
3. Выпишите из предложений сказуемые, распределив их по колонкам:
Я хочу с вами поспорить. Я мог бы помочь нашим друзьям, если бы они согласились. Бегут ручьи по лесным тропкам. Его решение было неверным. Картина написана неизвестным художником. В школе я начал интересоваться географией. Нева обстроена величественными архитектурными ансамблями. Она была чрезвычайно умна.
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
Зачет по теме «Виды сказуемых» (8 класс) ФИ учащегося______________________ Дата_______________________ |
1. Закончите предложения:
1) Простое глагольное сказуемое выражается глаголом ______________________________
______________________ ______________________________________________________
2) Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола и примыкающей к нему _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Восстановите схемы:
1)
Составное ______________ сказуемое |
Вспомогательные глаголы + Неопределенная форма |
2)
Составное __________________ сказуемое |
|
3. Выпишите из предложений сказуемые, распределив их по колонкам:
Мы гуляли по парку. Она была очень красива. Я начал читать интересную книгу. В лесу пели птицы. Он сильно расстроился.
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ к ЗАЧЕТУ ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
- Что такое словосочетание?
- Что общего между словом и словосочетанием?
- Привести примеры словосочетаний.
- Назвать три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
- Указать тип словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова:
1.Лесное озеро. 2.Давно знакомый. 3.Строительство гаража. 4.Чтение книги. 5.Шел
по территории. 6.Подъехать к театру. 7.Очень быстро.
- Укажите главные слова в словосочетаниях: 1.Бетонные опоры. 2.Весьма искусный. 3.Подготовить доклад. 4.Купить брошюру. 5.Гениальный ученый. 6.Чертить тушью. 7.Потрфель отца. 8.Быстро бежать. 9.Очень темно. 10.Встать спозаранку.
- Образовать словосочетания:
Оплатить (проезд), уплатить (проезд), добиться (признание), заслужить (похвала),
удостоить (внимание), отзыв (книга), рецензия (статья), удостоен (награда),
достоин (уважение), скучать (сестра), исходить (предположение).
- Рассказать о согласовании как способе подчинительной связи в словосочетании.
- Рассказать об управлении как способе подчинительной связи в словосочетании.
- Рассказать о примыкании как способе подчинительной связи в словосочетании.
- Чем выражено зависимое слово при согласовании?
- Чем выражено зависимое слово при управлении?
- Чем выражено зависимое слово при примыкании?
- Какая подчинительная связь в словосочетаниях: 1.Наша лодка. 2.Жить в деревне. 3.Лодка с мотором. 4.Кофе по-турецки. 5.Совсем рядом. 6.Поступить по-дружески. 7.Очень справедливый. 8.Коснуться руки. 9.Нужный людям. 10.Шестой бассейн.
- Привести примеры синонимичных словосочетаний.
- Выписать словосочетания из предложения (Путешественники, преодолевая большие препятствия, уходили дальше в скалистые горы.)
- Какие грамматические конструкции нельзя назвать словосочетанием? Перечислите.
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое?
- Распределить словосочетания по группам: согл., управл., примык. (Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шепот камыша, холщовый мешок, ночевка в сторожке, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд. Говоришь шепотом, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, говорил увлеченно, упасть навзничь).
- Выписать из предложений словосочетания с подчинительной связью примыкание:
Быстро вечереет. Кое-где тускло струится в окна свет. Угасает отблеск последнего
заката, но лучи солнца еще заглядывают в дом. Ты наблюдаешь изумляясь.
Взволнованно бьется сердце.
ОТВЕТЫ на задания зачета по теме «Словосочетание»
- Это два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
- Словосочетание, как и слово, называет предметы, признаки, действия, но только более точно, т.к. зависимое слово уточняет смысл главного.
- Верный друг, по-весеннему свежий, построить дом.
- Именные (в роли главного слова выступают сущ., прилаг., числит., мест.), глагольные (гл.), наречные (нареч.).
- 1-4 (именные), 5-6 (глагольные), 7 (наречное).
- Опоры, искусный, подготовить, купить, ученый, чертить, портфель, бежать, темно,
встать.
- Оплатить проезд, уплатить за проезд, добиться признания, заслужить похвалу, удостоить внимания, отзыв о книге, рецензия на статью, удостоен награды, достоин уважения, скучать по сестре, исходить из предположения.
- Согласование – такая связь, при которой зависимое слово изменяется вместе с главным.
- Управление – такая связь, при которой зависимое слово не изменяется.
- Примыкание - такая связь, при которой зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола (инфитивом).
- Прилаг., прич., порядк.числит., мест.
- Сущ., мест.
- Нареч., дееприч., неопред. форма гл.
- 1.согл. 2-3 управл. 4-7 примык. 8-9 управл. 10.согл.
- Горный воздух – воздух гор; Птичье пение – пение птиц.
- Преодолевая препятствия, большие препятствия, уходили дальше, уходили в горы, скалистые горы.
- Основа пр-я, однород.члены пр-я, сочетание служебных ч.р., фразеологизмы, время гл., сост. гл. сказуемое, сост. именное сказ., сравнит. степень прилаг. и нареч, вводные слова.
- Нет. Это нераспростр.простое предложение.
- Согласование: громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.
Управление: сходить за багажом, поймать скворчонка, шепот камыша, ночевка в сторожке, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом.
Примыкание: горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, говорил увлеченно, упасть навзничь.
20.Примыкание: быстро вечереет, тускло струится, кое-где угасает, еще заглядывают,
наблюдаешь изумляясь, взволнованно бьется.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вариант №1
Тест
по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
1. Как называется поэма М.Ю. Лермонтова?
1) Песня про царя Ивана Всеволодовича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
2) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого боярина Калашникова
3) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
2. События, о которых идёт речь в произведении, относятся ко времени правления:
1) Владимира Мономаха; 2) Ивана Грозного; 3) Петра I.
3. Cобытия первой части поэмы проходят:
1) в доме купца 2) в Кремле 3) в доме Кирибеевича
4.Кто сидит по бокам царя?
1)опричники 2)бояре 3)князья
5. Приближённый царя и глава опричников - это
1) Калашников 2) Кирибеевич 3) Скуратов
6. Какой особый знак принадлежал опричникам?
1) Сабля и серебряные шпоры 2) Метла и собачья голова 3) Вышитый на груди ястреб
7. Из какой семьи родом Кирибеевич?
1) Малюты Скуратова 2) Петра I 3) Бориса Годунова
8.Что такое аргамак?
1) оружие 2) одежда 3) конь
9. В Москве кулачные поединки происходили
1) на Чёрной речке 2) на Москве-реке 3) на Красной площади
10. Какой ожерелье вручил царь Кирибеевичу?
1) яхонтовое ожерелье 2) алмазное ожерелье 3) жемчужное ожерелье
11.Как зовут молодого купца Калашникова
1) Степан Парамонович 2) Степан Прохорович 3) Степан Петрович
12. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?
1) еду 2) кондитерские 3) шелковые
13. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?
1) не встречает его старая работница 2) не встречает его прислуга 3) не встречает его молодая жена
14. Куда отлучалась из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?
1) в церковь к вечерне 2) в лавку за спичками 3) на свидание с Кирибеевичем
15. Алена Дмитриевна больше всего боялась
1) немилости мужа 2) людской молвы 3) лютой смерти
16. Какая вещь Алёны Дмитриевны, осталась у Кирибеевича?
1) кольцо жемчужное 2) фата бухарская 3) серьги яхонтовые
17. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:
1) жаловаться царю; 2) драться с опричником в кулачном бою; 3) ничего не предпринимать.
18. Когда Кирибеевич узнал, с кем ему придётся драться, он:
1) отказался драться; 2) попросил прощения за свой поступок; 3) побледнел, глаза его затуманились.
19. В описании состояния Кирибеевича в момент выхода Калашникова на бой не было слов…
1) «бойки очи его затуманились» 2) «между сильных плеч пробежал мороз» 3) «задрожали его руки белые»
20. Иван Грозный пообещал братьям купца после его казни, что он
1) казнит их 2) отберёт лавку и запретит торговать 3) разрешит беспошлинную торговлю
21. Перед смертью купец Калашников просит своих братьев поклониться
1) Алёне Дмитриевне 2) царю Ивану Васильевичу 3) Кремлю да святым церквям
22. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
1) кленовый 2) дубовый 3) осиновый
Вариант №2
Тест
по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
1. Как называется поэма М.Ю. Лермонтова?
1) Песня про царя Ивана Всеволодовича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
2) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого боярина Калашникова
3) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
2. Назовите век, в котором происходят события поэмы.
1) 14 2) 16 3) 17
3. Кто стоит на пиру позади царя?
1) стольники 2) охранники 3) опричники
4. Приближённый царя и глава опричников - это
1) Калашников 2) Кирибеевич 3) Скуратов
5. С какой птицей сравнивает автор царя Ивана Грозного во время пира?
1) с вороном 2) с ястребом 3) с соколом
6 На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?
1) на дюйм 2) на полчетверти 3) на 10 см.
7. Какой особый знак принадлежал опричникам?
1) сабля и серебряные шпоры 2) метла и собачья голова 3) вышитый на груди ястреб
8 Из какой семьи родом Кирибеевич?
1) Малюты Скуратова 2) Петра I 3) Бориса Годунова
9. Что Кирибеевич просит у царя?
1) женить его. 2) казнить его 3) опустить сражаться с басурманами.
10 Аргамак – это…
1) шапка бархатная 2) собака борзая 3) дорогая азиатская лошадь
11. Из какой семьи Алёна Дмитриевна
1) из купеческой 2) из дворянской 3) из боярской
12.Как зовут молодого купца Калашникова
1) Степан Парамонович 2) Степан Прохорович 3) Степан Петрович
13. Какими товарами торговал в своей лавке купец Калашников?
1) хозяйственными 2) канцелярскими 3) шёлковыми
14. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?
1) Елисеевна 2) Евгеньевна 3) Еремеевна
15. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна вечером?
1) в лавку 2) в гости 3) в церковь
16.Алена Дмитриевна больше всего боялась
1) немилости мужа 2) людской молвы 3) лютой смерти
17. Из родственников у Алёны Дмитриевны был только
1) родной батюшка 2) младший брат 3) старший брат
18. Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:
1) показать свою силу; 2) отстоять честь жены; 3) его не считали трусом.
19. Калашников, обращаясь к Кирибеевичу перед боем, называет его
1) «разбойник с большой дороженьки» 2) «опричник царский» 3) «басурманский сын»
20. После удара Калашникова Кирибеевич:
1) упал замертво; 2) остался стоять; 3) ударил в свою очередь.
21. Царь, увидев результат боя, приказал:
1) заключить Калашникова в острог; 2) отрубить Калашникову голову; 3) взять Калашникова к себе на службу.
22 Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
1) Тульская 2) Киевская 3) Рязанская
Предварительный просмотр:
Обращение
1. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращения подчеркните. Вставьте пропущенные буквы.
1) Спи мой ангел тихо сла…ко. (М.Лермонтов) 2) Спи дитя моё усни. (А.Майков) 3) Ш…роко ты степь п…раскинулась. (А.Кольцов) 4) Раззудись пл…чо! Размахнись рука! Ты п…хни в лицо вет…р с полудня! (А.Кольцов) 5) Не, тащися сивка! (А.Кольцов) 6) Мы вас ждём т…варищ птица отчего вам не летит…ся? (В.Маяковский) 7) Будь скворушка х…зяином, твой дом неплох. (И.Иванов)
2. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями. Обращения подчеркните. Вставьте пропущенные буквы.
1) Л…жи Павлуня л…жи г…лубчик. 2) Папка чего это ты принёс? 3) Давай уж папка начнём! (В. Белов) 4) Погл…ди в стекло Герда! (Х.К.Андерсен) 5) За кого же нам бат.шка п…сватат…ся? 6) Сынки мои д…рогие теперь вы все трое ж…наты. 7) Что ж ты брат без ж…ны пришёл? 8) Не бойтесь гости д…рогие! 9)Здра…ствуй добрый мол…дец! 10) Избушка пов…рнись к лесу задом, ко мне пер…дом! (Из народных сказок)
3. Вставьте в предложение обращение, расположив его в начале, в середине, в конце предложения. Предложения запишите, правильно расставляя знаки препинания.
1) Помогите мне уложить вещи. ______________________________ __________________________________________________________________
2) После уроков мы пойдём в зоопарк. _________________________ __________________________________________________________________
4. 1) Составьте предложения так, чтобы в одном случае слова Золушка, солнышко были подлежащими, а в другом – обращениями.
____________________________________________________________________________________________________________________
2) Составьте предложения так, чтобы в одном случае слова Белоснежка, берёзонька были подлежащими, а в другом – обращениями.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
История создания «Тараса Бульбы»
Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провёл своё детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести «Тарас Бульба» история Украины преломляется через лирическое творческое сознание самого автора.
Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.
Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три. Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.
История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.
Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).
Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого козака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.
В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.
Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.
Предварительный просмотр:
Анализ повести «Тарас Бульба»
1) История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом.
2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», — писал литературный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном}': создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам. В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.
3) Характеристика героев повести.
Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.
- Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)
- Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье — родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)
- Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное — быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)
Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса — родной дом.)
- Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».')
- Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)
- Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)
- Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)
- Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)
- Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)
- Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)
- Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)
Образ Остапа.
Внешность, портрет: «...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «...в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».
Отношение к товариществу: до последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.
Образ Андрия.
Внешность, портрет: «. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»
Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.
Юношеские мечты: с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева.
Поведение во время боя: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.
- Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)
- Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)
- Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)
4) Особенности сюжета повести. Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
- Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описания приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)
- Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)
- Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для матери важно, чтобы её дети были здоровы и счастливь! в жизни.)
- Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)
- Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка занимались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь проходила в гульбе и пиршествах.)
- Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)
- О чем мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)
Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).
- Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Остап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)
- Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки окружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.) Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)
- Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)
- Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)
- Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)
- Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)
- Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)
- Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков)
5) Художественные особенности повести. Особенности жанра — повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы.
- Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть — один из способов эпического повествования, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)
Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)
- Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царем степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения) Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпитет — образное определение предмета, выраженное, как правило, прилагательным. Сравнение — изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола — сильное преувеличение.)
Предварительный просмотр:
Тест по литературе. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.
6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его;
б) убил его;
в) проклял его.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.
8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?
а) Тарасу Бульбе;
б) Остапу;
в) куренному атаману.
10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.
11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.
13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила;
в) стремление к славе.