5 класс

Материалы для 5-го класса по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа «Знаки препинания при однородных членах»

Вариант 1

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1) Мал золотник да дорог. 2)Дело учит мучит и кормит. 3)Правда из воды и из огня спасает. 4) Знание и ремесло человека красят. 5)Солнце светит всем и хорошим и плохим.

  • Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах, постройте его схему.

Проверочная работа «Знаки препинания при однородных членах»

Вариант 2

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1)Трусливый да ленивый в дружбе живут. 2)Имей не деньги а хорошего друга. 3)Всяк свою работу делай на другого не кивай. 4) Ум да здоровье дороже всего. 5)В книге ищи не буквы а мысли.

  • Укажите побудительные предложения.

Проверочная работа «Знаки препинания при однородных членах»

Вариант 1

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1) Мал золотник да дорог. 2)Дело учит мучит и кормит. 3)Правда из воды и из огня спасает. 4) Знание и ремесло человека красят. 5)Солнце светит всем и хорошим и плохим.

  • Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах, постройте его схему.

Проверочная работа «Знаки препинания при однородных членах»

Вариант 2

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1)Трусливый да ленивый в дружбе живут. 2)Имей не деньги а хорошего друга. 3)Всяк свою работу делай на другого не кивай. 4) Ум да здоровье дороже всего. 5)В книге ищи не буквы а мысли.

  • Укажите побудительные предложения.

Проверочная работа «Знаки препинания при однородных членах»

Вариант 1

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1) Мал золотник да дорог. 2)Дело учит мучит и кормит. 3)Правда из воды и из огня спасает. 4) Знание и ремесло человека красят. 5)Солнце светит всем и хорошим и плохим.

  • Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах, постройте его схему.

Проверочная работа «Знаки препинания при однородных членах»

Вариант 2

Запишите пословицы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов.

1)Трусливый да ленивый в дружбе живут. 2)Имей не деньги а хорошего друга. 3)Всяк свою работу делай на другого не кивай. 4) Ум да здоровье дороже всего. 5)В книге ищи не буквы а мысли.

  • Укажите побудительные предложения.



Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. 5 КЛАСС.

 «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

I вариант.

II вариант.

1      Расставь знаки препинания, покажи пунктограмму, построй схемы однородных членов.

  1.         На тр..ве на былинках на цв..тах блестели нити паутины.
  2. В ч..модане лежала чистая одежда платье кофта ю..ка.
  3. В теплом но сыром воздухе разл..валась пр..хлада.
  1.    В в..де л..жали фрукты ябл..ки груши и сливы.

2.Туча пр..шла а дождя (не)  прин..сла..

3. В т..йге водят..ся хищные ж..вотные волки и рыси.

2. Спиши текст и подчеркни все подлежащие.

2. Спиши текст и подчеркни все сказуемые.

             Со..нце д..вольно выс..ко ст..яло на чистом небе. П..ля тускло блестели мокрой р..сой. в л..су вес..ло ра..п..вали ранние птич..ки. Между д..ревьями п..стрели цв..ты. Б..жали в разные стор..ны д..ро..ки. Утренний в..терок веял мя..кой пр..хладой.

3. Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены, построй схемы.

    1. В лесу росли подосиновики и подберезовики.

2. В лесу росли и подосиновики и подберезовики.

3. В лесу росли подосиновики и подберезовики и лисички.

4. В лесу росли подосиновики и подберезовики лисички и сыроежки.

4. К однородным членам подбери обобщающее слово и составь предложение. Подчеркни и построй схему.

       Приставка, корень, суффикс.

       Определение, дополнение, обстоятельство.

5. Подбери обобщающее слово, подчеркни и построй схему.

       1. В нашем л..су растут разные --- ель с..сна осина ду.. б..реза и клен.

2. М..л..ток пила и кл..щи --- л..жали на ст..ле.

       1. В р..ке мы л..вили и мелкую, и крупную --- окуней и ершей щ..к к..расей.

2. М..лина ж..молость и калина --- п..спели в л..су.

6. Составь предложения к схемам.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Однородные члены предложения» 5 класс

Расставьте знаки препинания  и подчеркните однородные члены предложения:

1.Тотошка беспокойно бегал и задорно лаял на тучи.

2.Элли не хотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон.

3. Он и его помощники стучали молотками пилили напильниками паяли полировали.

4.Тут уже были и всполохи огня и стук и грохот и рокотание.

5.Потом за Железным Дровосеком ходили толпы ребятишек и взрослых и таращили на него глаза.

6.Мама и отец и Вася быстро переглянулись.

7. В этом звуке были и осознанная виноватость и просьба о прощении и обещание никаких «вредностей».

8.Дядя никогда не кричал на ребят и не мешал играть и не запрещал вечерние костры.

Подберите обобщающее слово к данным однородным членам предложения:

1.Дуб, сосна, тополь –

2.Морковь, свёкла, капуста –

3.Щука, лосось, карась –

4.Катя, Света, Люда –

5.Ботинки, валенки, кроссовки, калоши –

6.Сочи, Анапа, Геленджик –

7.Кофта, юбка, платье, брюки –

Подберите три однородных члена предложения к обобщающему слову:

1.Фрукты:

2.Мебель:

3.Осенние месяцы:

4.Второстепенные члены предложения:

5.Цветы:

Расставьте знаки препинания, обобщающие слова возьмите в овал.

1.Здесь все было зелено и дома и изгороди и одежда жителей.

2.Всем люди эти хороши сильны храбры неутомимы.

3.Вместо фургона фермер Джон построил домик, в котором и жила семья сам Джон его жена Анна и дочка Элли.

4.Между деревьев летали жуки яркой раскраски изумрудные зеленые красные золотые.

5.Они трудились везде на полях на фабриках в учреждениях.

6.Не поддались переполоху только ночные хищники совы да филины.



Предварительный просмотр:

ФИ____________________________________

Карточка 1

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения,  составьте схемы предложений.

  1. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
  2. В зоопарке живут разные звери тигры  львы  слоны  обезьяны.
  3. За стеклом стоят в порядке склянки банки и горшки.
  4. Быстро но осторожно  ребята перебегали дорожки.

ФИ____________________________________

Карточка 2

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения,  составьте схемы предложений.

  1. Снег ложился на поляны на кусты на деревья.
  2. Подарила яблонька людям крупные  сладкие плоды.
  3. Хорошие книги любят все взрослые старики и дети.
  4. Львы слоны тигры много разных зверей живет в нашем зоопарке.

ФИ____________________________________

Карточка 3

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения,  составьте схемы предложений.

  1. Лебеди испустили какой-то странный крик взмахнули большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края.
  2. Умная книга научит тебя многому доброте честности справедливости.
  3. На склонах горы на ветвях деревьев везде лежал снег.
  4. В лукошке лежали и подосиновики и подберёзовики и сыроежки.


Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 КЛАССОВ

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить. Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

 2). Два брюшка,

Четыре ушка.

 3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

 4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

 5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

 6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет – тот заплачет.

4. Вспрюшкин – такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг.

– Ишь ты! – сказал Бутузов с любопытством. – Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

– А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это – Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение) и слово с тремя «е»  на конце (длинношеее).

8. Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).

Вместо слова полотенце – ......................, ключ – ..........................., кнопка – ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух», т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)               

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т – ты – местоимение

Р – разве – частица

У – удивляться – глагол

Д – десять – числительное

О – ох – междометие

Л – легко – наречие

Ю – юла – существительное

Б – без – предлог

И – или – союз

Е – еловый – прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото – только единственное;щипцы, шахматы – только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая – существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

 Слова для диктовкичасы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая – первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником  игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

 Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

– какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

– какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но)

– какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)

 

 



Предварительный просмотр:

5 класс

Контрольная работа  

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова,

И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ …»

а) лесочка;

б) Диканьки;

в) дороги.

2. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?

а) история о похождениях деда;

б) сказание дьячка сельской церкви;

в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.

3.Вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или  Подземные жители». Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) королем;

б) министром;

в) конюхом;

г) просто курицей.

4.  Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова  «Бородино»?

а) войне 1812 года;

б) Великой Отечественной войне 1941-1945гг;

в) Крымской войне;

г) разгрому печенегов.

5. Почему «помнит вся Россия про день Бородина»? Выберите более глубокий вариант ответа.

а) потому что  «были люди в наше время, не  то, что нынешнее племя:  богатыри – не вы!»

б) потому что «мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…»

в) потому что «был денек! Сквозь дым могучий французы двинулись, как  тучи…»

г) потому что «изведал враг в тот день немало…»

6.  Что послужило материалом для рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский  пленник»?

а) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе;

б) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен;

в) сюжет, рассказанный жителем Кавказа;

г) книжные источники.

7. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?

а) Н. А. Некрасов;

б) Н. В. Гоголь;

в) И. С. Тургенев;

г) И. А. Крылов.

8. Какое из произведений принадлежит перу Н. А. Некрасова?

а) «Кубок»;

б) «Крестьянские дети»;

в) «Муму»;

г) «Бородино».

9 Во фразах «французы двинулись,  И тучи», «носились знамена, как тени» автор использует

А) метафору

Б) сравнение      

В)  эпитет

В

10. События, описанные в повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя, произошли:

а) с самим рассказчиком;

б) с его дедом;

в) с его другом.

                                                                                                                                                                               

11Детство какого поэта прошло на Волге?

         а) Пушкин    б) Лермонтов       в) Некрасов

12 Необычные события с главным героем повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя произошли во время:

 а) исполнения танца;                                                                                                                                          б) обеда;                                                                                                                                                             в) сна.

  13. Из какого произведения взяты строки:

                           Есть женщины в русских селеньях

                           С спокойною важностью лиц

    а) «Бородино»     б) «Мороз, Красный нос»     в) «Крестьянские дети»    г) «На Волге».

14 Герасим из произведения  И.С.Тургенева «Муму» терпеть не мог

а) хулиганов                   б) бездельников                                 в) пьяниц.