6 класс

Материалы по русскому языку и литературе для 6-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте произведение «Детство Темы», ответьте на вопросы письменно:

1.        Какое чувство испытал Тёма, когда узнал об исчезновении Жучки? Прочитайте.

2.        Подумайте, какой эпизод (событие) в рассказе самый напряжённый. Найдите и перечитайте его.

3.         Прочитайте эпизод «Спасение Жучки». Какие чувства испытывал Тёма?

4.        Как вы относитесь к поступку Тёмы? Каким вы представляете Тёму? Опишите.

5.        Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?

6.        Почему девятая глава книги названа "Ябеда"?

7.        Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему пострадал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?

8.        Почему Тёма чувствовал себя "подавленным, униженным, тупым"?

9.        Заметили ли вы, что в трудные минуты продолжается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?

10.         Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы? Когда он понял свою ошибку? Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?

Прочитайте произведение «Детство Темы», ответьте на вопросы письменно:

1.        Какое чувство испытал Тёма, когда узнал об исчезновении Жучки? Прочитайте.

2.        Подумайте, какой эпизод (событие) в рассказе самый напряжённый. Найдите и перечитайте его.

3.         Прочитайте эпизод «Спасение Жучки». Какие чувства испытывал Тёма?

4.        Как вы относитесь к поступку Тёмы? Каким вы представляете Тёму? Опишите.

5.        Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?

6.        Почему девятая глава книги названа "Ябеда"?

7.        Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему пострадал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?

8.        Почему Тёма чувствовал себя "подавленным, униженным, тупым"?

9.        Заметили ли вы, что в трудные минуты продолжается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?

10.         Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы? Когда он понял свою ошибку? Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?

Прочитайте произведение «Детство Темы», ответьте на вопросы письменно:

1.        Какое чувство испытал Тёма, когда узнал об исчезновении Жучки? Прочитайте.

2.        Подумайте, какой эпизод (событие) в рассказе самый напряжённый. Найдите и перечитайте его.

3.         Прочитайте эпизод «Спасение Жучки». Какие чувства испытывал Тёма?

4.        Как вы относитесь к поступку Тёмы? Каким вы представляете Тёму? Опишите.

5.        Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?

6.        Почему девятая глава книги названа "Ябеда"?

7.        Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему пострадал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?

8.        Почему Тёма чувствовал себя "подавленным, униженным, тупым"?

9.        Заметили ли вы, что в трудные минуты продолжается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?

10.         Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы? Когда он понял свою ошибку? Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?

Прочитайте произведение «Детство Темы», ответьте на вопросы письменно:

1.        Какое чувство испытал Тёма, когда узнал об исчезновении Жучки? Прочитайте.

2.        Подумайте, какой эпизод (событие) в рассказе самый напряжённый. Найдите и перечитайте его.

3.         Прочитайте эпизод «Спасение Жучки». Какие чувства испытывал Тёма?

4.        Как вы относитесь к поступку Тёмы? Каким вы представляете Тёму? Опишите.

5.        Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?

6.        Почему девятая глава книги названа "Ябеда"?

7.        Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему пострадал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?

8.        Почему Тёма чувствовал себя "подавленным, униженным, тупым"?

9.        Заметили ли вы, что в трудные минуты продолжается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?

10.         Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы? Когда он понял свою ошибку? Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-тест 1. Назовите жанр литературы, в котором представлено жизнеописание какого-нибудь лица, составленное им самим - а) семейная хроника; б ) дневник; в) автобиография; г) очерк.

Слайд 2

2 . Как называется цикл произведений И.С.Тургенева, в который входит «Бежин луг» а) «Записки маркёра»; б) «Наброски художника»; в) «Записки охотника ». 3. В очерке С.Т.Аксакова «Буран» одним из главных действующих лиц является а) мужик-обозник; б) природа; в) березовый лесок. 4. Где происходят действия в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» а) царство Деда Мороза; б) царство Берендея; в) Российская империя.

Слайд 3

5) Соотнесите писателей и их родовые имения: 1) Н.А.Некрасов 1 ) Спасское-Лутовиново 2) М.Ю.Лермонтов 2 ) Михайловское 3) И.С.Тургенев 3 ) Грешнево 4) А.С.Пушкин 4) Ясная Поляна 5) Л.Н.Толстой 5) Тарханы

Слайд 4

Правильные ответы 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – 1-3; 2-5; 3-1; 4-2; 5-4

Слайд 6

«Едем в Ясную Поляну»

Слайд 7

Наименование объекта Примечания

Слайд 10

Камень от фундамента старинного дома (фотография)

Слайд 27

«Путешествия вдохновляют» Л.Н.Толстой

Слайд 28

Домашнее задание Прочитать «с карандашом» главы повести « О трочество» в учебнике (стр.172-199)



Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правописание глаголов»

Упражнение 1.

Восстанови пословицы. Соедини линией начало и конец пословицы. 

После драки …. не будешь знать голоду 
Кто не работает …. годы не уносит 
Учись смолоду …. кулаками не машут 
Грамота не болезнь, …. тот не ест 

Упражнение 2.

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ. 

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. 
« ЧТО с ним случилось?» - ---------------------------------- защита. 
« Сорвать решающий матч! Как можно?» - ----------------------------- капитан. 
« -------------------------------- я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю -------------------------------------------» - пытается защитить своего друга болельщик Олег. 
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать. 

Упражнение 3.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится                                               встретиться

освободится                                             освободиться

отразится                                                 отразиться

вернутся                                                   вернуться

веселится                                                 веселиться  

 

Упражнение 4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 5.

Поставьте вопросы к глаголам. Обозначьте орфограммы на месте вставленных букв. Подчеркните глаголы-антонимы.

1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ёт(?)ся, там счас..ливо ж..вёт(?)ся. 3. С умным знат(?)ся — ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од..вает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не к..лышет(?)ся

Упражнение 6.

         «Четвертое лишнее»

1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю

2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть.

3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок.

Упражнение 7.

Предупредительное списывание.

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.

Упражнение 8.

Диктант с противопоставлением ( от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне):

зажигать –                 опираться –
вытирать –                собирать –                     перестилать –

Упражнение 9.

Выборочный диктант: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и. 


1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 
2)  Песня замирает далеко в полях. 
3)  Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 
4)  Пролитую воду не соберёшь. 
5)  Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 
6)  Улицы упирались в голые скалы. 
7)  Сладость победы стирает горечь терпения. 
8)  Крепость изнутри берут. 
9)  Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть. 
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. 

Упражнение 10.

  Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е - и. 

1.  Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. 

2.  Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок. 

3.  Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь. 

Упражнение 11.

              Распределительный диктант (распределить следующие слова в 2 столбика в зависимости от правописания гласной в корне).

Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться. 

Упражнение 12.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

 

Упражнение 13.

Объясните правописание глагольных суффиксов. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

 

Упражнение 14.

 Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

 

Упражнение 15.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

 

Упражнение 16.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

 

Упражнение 17.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упражнение 18.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Упражнение 19.

Вставьте окончания глаголов 3 л. мн. ч., предварительно определив спряжение.

Слыш..тся звуки, колыш..тся трава, се..тся дожди, завис..т от нас, напрасно тревож..тся, наслажда..тся, реде..т облака, объединя..тся в союз, дыш..т свежестью, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, увлека..тся спортом.

 Упражнение 20.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.



Предварительный просмотр:

Занимательный материал

 имя существительное.

Перевертыши.

Назовите имена сущ., которые читаются справа на лево и наоборот                         (казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед, шалаш).

Переставь ударение.

Попробуй назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в сущ.

(СЕЛО, ПРОПАСТЬ, ОКУНИ, ТОПИ, ПРЯДИ).

С маленькой или большой?

Какие сущ., в зависимости от контекста, могут писаться с маленькой или большой буквы?

 (Сережа, орел, белка, стрелка, весы, стрелец, панама, прут, десна).

Магазин.

Представьте себе, что вы зашли в продуктовый магазин. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные сущ., которые употребляются только в ед.ч. или только в мн.ч..

(МОЛОКО, МУКА. ПОВИДЛО, САХАР, ТВОРОГ, СМЕТАНА, КЕФИР, КРАХМАЛ, КОФЕ, КАРАМЕЛЬ, ШОКОЛАД, ВЕРМИШЕЛЬ, ДРОЖЖИ, СЛИВКИ).

Замени букву.

Если в глаголах заменить Ё буквой Е, то можно образовать имена существ. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.

(БЕРЁТ – БЕРЕТ, МЁЛ – МЕЛ, ШЛЁМ – ШЛЕМ, ЗАПРЁТ – ЗАПРЕТ, ОСЁЛ – ОСЕЛ,ПОЁМ – ПОЕМ…).

Волшебный круг.

Сколько слов вы сумеете прочитать по часовой стрелке и против нее?

 (КОЛЕСО – сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, оселок, колесо).

По очереди

Назовите по очереди имена сущ., которые в русском языке не склоняются.

 (АТЕЛЬЕ, ПАЛЬТО, РАДИО, МЕТРО, ТАКСИ, КЕНГУРУ, ДРАЖЕ, МЕНЮ, ИНТЕРВЬЮ, БРА, ЖЮРИ, КОФЕ, ЖЕЛЕ, СОЛО, ТРЮМО…)

Чудесный квадрат

Р

у

к

а

У

з

о

Р

К

о

р

А

а

р

а

Б

Заполни клетки по горизонтали и прочитай по вертикали.

  1. Часть тела.
  2. Красивое сочетание линий и фигур.
  3. Часть дерева.
  4. Национальность.

Попробуй вспомни.

Назовите имена прилагательные, которые, не изменив своего л/з, перешли в существительные.

 (УЧЕНЫЙ, ДЕЖУРНЫЙ, ВОЕННЫЙ, ВЕДУЩИЙ, ВАННАЯ, СТОЛОВАЯ, МОРОЖЕНОЕ, АСЕКОМОЕ, ВЕРУЮЩИЙ).

Переставь буквы.

Переставь буквы так, чтобы из одного существительного образовать другое.

(барыня – рабыня, пальто – лапоть, лейка – лакей, подвода – водопад, мошкара – ромашка, стирка – старик, приказ – каприз, каркас – краска.)

Аукцион

В этой игре победителем считается тот, кто назовет последним слово. Играющие по очереди называют имена сущ., которые употребляются только в одном числе:

А) в ед.ч. (листва, родня, клей, железо, горох, холод, жара, слепота, здоровье. Терпенье, месть, мощь, кровь, нефть);

Б) в мн.ч. (дрова, брызги, именины, родители, каникулы, всходы. Жабры, весы, духи. Обои, люди, дети, кудри, ножницы, качели, брюки, санки.)

Добавь букву.

 К названным словам добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово.

(рот – крот, вал – овал, том – атом, овцы – ловцы, рубка – трубка.)

Поставь ударение.

В записанных на доске словах поставь ударение.

(танцовщица, цыган, хозяева, баржа, щавель, звонит, баловать, кулинария, премировать, флюорография) 

Будь внимателен.

Образуй мн.ч.: дуга – дуги, рука – руки, мука - ?; грек – греки, ухбек – узбеки, человек-?

Ед.ч.: певцы – певец, венцы – венец, щипцы-? орехи – орех, успехи – успех, доспехи -? Кони – конь, пони-?

Женский род: повар – повариха, портной – портниха, купец – купчиха, храбрец - ?

Мужской род: коза – козёл, оса - ? жница – жнец, жрица – жрец, чтица – чтец, львица-?

Существ.: суровый – суровость, новый – новость. Полный – полнота, черный – чернота, мерзлый – мерзлота, ясный -?

Существ.: знать – знание, сиять – сияние, вилять – виляние, спать -?

Имя прилагательное

Аукцион .

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прил., обозначающее ..

1.цвет (белый…); 2. Вкус (соленый…); 3. Размер (большой…); 4. Температуру (холодный…); качества характера (добрый…).

Замени синонимами.

Замени прилаг. в слове подходящим по смыслу синонимом.

Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные).

Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).

На одну букву.

Подбери как можно больше прилагательных на одну букву (например, К)

(красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, корректорский, коллективный, компактный, кофейный…

Составь словосочетания.

Подбери имена прилагательные к существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое),  кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (черная).

Слова – путешественники.

Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…

  1. Кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное);
  2. Магазинов (булочная, кондитерская);
  3. Поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);
  4. Животных (косой, вороной, пернатые);
  5. Терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные, безударные);
  6. Профессий (рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный).

Прямое и переносное значение слов.

К данному прилагательному нужно подобрать два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.

Тяжелый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твердый (земля, решение), золотые (украшение, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), веселые (люди, песни).

Сколько правил?

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имен прилагательных:

Гигантский, веснушчатый, дощатый, революционный, высококвалифицированный, дискуссионный, копировальный, куцый, народнохозяйственный, периодический, французский.

Проверь ударение.

Записать слова, распределяя их по колонкам. В первую  записать те, в которых ударение падает на корень, во вторую - на суффикс, в третью – на окончание.

Бронзовый, боковой, вербовый, газовый, фронтовой, боевой, дубовый, кассовый, кружковый, валовой, кленовый, зерновой, кремовый, верховой, пальмовый, вековой, лесовой, шахматный, передовой, научный, липовый, правовой, почтовый, голосовой, трудовой, мировой.

От имен собственных

Образуйте прилагательные от имен собственных.

 Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский), Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), западная Европа (западноевропейский).

В две колонки

Имена прилагательные, которые пишутся через дефис, запишите в одну колонку, все остальные – в другую.

 Сельскохозяйственный, сложноподчиненный, юго – западный, общеобразовательный, темно – синий, легкоатлетический, орденоносный, высокоавторитетный, социал – демократический, украинско – русский, пятиэтажный, двадцатитрехлетний.

Кто быстрее?

За 2 минуты нужно  подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.

Трава: зеленая, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная…

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоящий…

Уточни значение.

Попробуй объяснить значение прилагательных и составь с ними словосочетание:

 комичный – комическая; практичный – практическая; фантастичный – фантастический; хаотичный – хаотический; драматичный – драматический; человечный – человеческий; методичный – методический; лиричный – лирический.

Составь портрет.

Составьте портрет знакомого человека, используя различные прилагательные.

Лицо: бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное…

Глаза: голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые…

Лоб: высокий, низкий, открытый, выпуклый…

Нос: прямой, курносый, длинный…

Волосы: прямые, густые, темные, седые, волнистые…

Взгляд: открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый…

Улыбка: радостная, приветливая, грустная, счастливая…

Образуй прилагательные

Образуйте прилагательные от числительного два и существительных ЗНАК, ЛИЦО, НОГА, СЛОГ. СМЫСЛ, ВЕДРО, ГОД, ЛЕТО, МЕСЯЦ, МОТОР, НЕДЕЛЯ, ЦВЕТ, ЧАС, ЭТАЖ.

Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведерный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный.

Подбери синоним.

Подбери прилагательное – синонимы.

Апатичный (равнодушный), бракованный (некачественный), гигантский (огромный), эквивалентный (равнозначный), коллективный (общий), компактный (небольшой), контрастный (противоположный), коммуникабельный (общительный).

Фразеология.

Аукцион.

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осел, носиться как курица с яйцом…

Замени фразеологизмом.

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко – не в бровь, а в глаз; неожиданно – как снег на голову; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; опытный – стреляный воробей; мокрый – ни одной сухой нитки; молчать – держать язык за зубами; хвалить – возносить до небес; обманывать – водить вокруг пальца; бить – намять бока; исчезать – рассеивать как дым.

Подбери синонимы.

К фразеологизмам, подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз – два и обчелся.

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз – два и готово, не спеешь моргнуть.

В тот же миг – сию минуту, не долг думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо – невидимо – тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди. Как собак нерезаных, конца – краю нет.

Географические названия.

Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы (………………..)

Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую, открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет.

Имена собственные.

Вспомните фраз.обороты, в которых встречаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели Емеля – твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата…

Кто больше.

Назвать фразеологические обороты, где встречается числительные.

Один на один; в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырех стенах, между двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуть в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трех соснах…

Закончи фразеологизм.

Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…( в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев),.

Угадай профессию.

 По названному фразеологическому обороту определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребенку, на живую нитку, сложить оружие, .

Словообразование.

Подбери пару.

В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Пол, банк, яр, вол, зал, бой, сено, кипа, вес.

(ежи, оса, точка, кот, рот, марка, рис, окно, вал)

(ПОЛОСА, БАНКРОТ, ЯРМАРКА, ВОЛОКНО, ЗАЛЕЖИ, БОЙКОТ, СЕНОВАЛ, КИПАРИС, ВЕСТОЧКА)

Из двух – третье

Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое:

Окно+ромб, кит+рана, боб+уста, под+охра, ива+карп.

(ОБМОРОК, КАРТИНА, СУББОТА, ПАРОХОД, КРАПИВА)

Сколько корней?

Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов.

 Петропавловск – Камчатский, термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно – прачечный, сорока – градусный, электросоковыжималка.

Четвертое лишнее.

В группе слов определить лишнее и объяснить свой выбор.

  1. Близорукий, собкор, железнодорожный, водонепроницаемый (собкор).
  2. БАМ, НГПУ, оленевод, СМИ, (оленевод),
  3. Сберкасса, профсоюз, ДОСААФ, лесоруб, (ДОСААФ).

Словесный портрет.

В игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и черты его характера.

Голубоглазый, длинноногий, широкоплечий, черноволосый, краснощекий…

Трудолюбивый, самостоятельный, добросовестный, хладнокровный, легкомысленный…

                                               Сложные слова

Запишите как можно больше сложных слов, называющих…

Сельхоз.орудия труда (сенокосилка, сноповязалка…)

Предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, скороварка, самовар…)

Профессии (водолаз, сталевар, землемер, пчеловод, садовод…)

Транспортные средства (пароход, вертолет, самолет, вездеход…)

Распредели правильно.

Записать слова в  столбики по способу их образования.

НИИ, фабрично – заводской, черноволосый, бензовоз, лесоруб, пулемет, мясорубка, сверхскоростной, ГАИ, контратака, БТР, учебно - производительный, душегуб, послеобеденный, бетономешалка, ТАСС, свежемороженый, долгожитель, жилищно – бытовой.

Замените

Вместо словосочетаний запишите производные от них сложносокращенные слова.

Артист кино, железная дорога, падающие листья, Древняя Русь, новая стройка, прошлый год, хранить овощи, писать басни, ловить мышей, любить тепло, добывать уголь.

(киноартист, железнодорожный, листопад, Древнерусский, новостройка, прошлогодний, овощехранилище, баснописец, мышеловка, теплолюбивый, угледобывающая.

                                Запишите аббревиатуру

Учитель читает словосочетание, дети записывают аббревиатуру.

Завод имени Лихачева (ЗИЛ), командир дивизии (комдив), Московский Художественный Академический театр (МХАТ), Организация Объединенных Наций (ООН), Новосибирский Государственный Университет (НГУ), театр юного зрителя (ТЮЗ), Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА), Открытое акционерное общество (ОАО).

Аббревиатуры – историзмы

Расшифруйте аббревиатуры, которые исчезли из употребления.

РОСТА (Российское Телеграфное Агентство), губком (губернский комитет), ликбез (ликвидация безграмотности), НЭП (новая экономическая политика), Совнарком (Совет народных Комиссаров), Коминтерн (Коммунистический Интернационал), ЧК (чрезвычайная комиссия).

По правилам орфоэпии

Прочитайте правильно аббревиатуры (ВДНХ, ВУЗ, ПТУ, ЦК, ГИБДД, США, НГПУ).

Кто больше?

Участникам игры нужно назвать как можно больше сложносокращенных слов, образовавшихся при помощи:

- начальных букв (СПТУ, ВВС, НГПУ…);

- начальных звуков (ТЮЗ, РАЙОНО, ВУЗ, ГУМ…);

- нескольких корней (совхоз, завуч, собкор, завхоз, леспромхоз, мультфильм).

Мини – рассказ

На тему «Школа» придумать рассказ , используя сложносокращенные слова. (Педсовет, пионервожатая, спортзал, физкультура, металлолом, районо, завуч).

Замени антонимом

Учитель читает словосочетания, которые дети должны заменить противоположным по смыслу сложным словом.

Серьезный человек (легкомысленный), близорукий юноша (дальнозоркий), враждебное отношение (доброжелательное), плохой работник (добросовестный).

Загадки – складки

Отгадайте загадки. Отгадки – сложносокращенные слова.

Паренек под облаками ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. Кто же это?.. (верхолаз).

И на земле, и ан снегу я зверя выследить смогу по следу лапок и копыт. На то ведь я и.. (следопыт).

Хоть заманчив он на вид, но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор. Что не съедобен.. (мухомор).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучи материал, в тетради пиши номер слайда и ответы. Фото своей работы отправь по номеру 89021736954

Слайд 2

П ословицы. Найдите пару для цифры. …… дня молол , а в полтора съел ……голов- сто умов …. брата на медведя, а два свата на кисель ….. дубинки березовые, пятый кнут, по заказу свит. …… квас на гуще …. в поле не воин … одного не ждут

Слайд 3

Найдите продолжение пословицы

Слайд 4

Отгадайте загадки 1 . У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? 2. У семи братьев по одной сестре. Сколько всех? 3. Летит стая гусей: один впереди, два позади, один в середине, два - с боков, три вперёд. Сколько всего гусей? 4. Что милей ста рублей?

Слайд 5

Загадка Сколько лет в яйце цыпленку, Сколько крыльев у котенка, Сколько в алфавите цифр, Сколько гор проглотит тигр, Сколько мышка весит тонн, Сколько в стае рыб ворон, Сколько зайцев съела моль, Знает только цифра …

Слайд 6

Загадки 1.Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется. 2.Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. 3.Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. 4.Два брюшка, четыре ушка. 5.Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. 6.Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. 7.Два близнеца – два братца верхом на нос садятся. 8.Под двумя дугами два яблока с кругами.

Слайд 7

Ребусы.

Слайд 8

Шуточные вопросы Какое слово состоит из семи одинаковых букв? Какие сто букв могут остановить движение транспорта? В люстре горело 3 лампочки. Одну погасили. Сколько лампочек осталось? Может ли в слове быть сто одна буква? Какое числительное приказывает тереть?

Слайд 9

Шуточные вопросы 1.Какой алфавит состоит всего из шести букв? 2. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? 3. В каком числительном содержится приказ? 4. В каком слове сорок гласных? 5. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

Слайд 10

Кот Антипка жил у нас, Он вставал с лежанки в ЧАС. В ДВА на кухне крал сосиски, В ТРИ сметану ел из миски, Он в ЧЕТЫРЕ умывался, В ПЯТЬ по коврику катался, В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки, В СЕМЬ играл с мышами в прятки, В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки, В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки, В ДЕСЯТЬ шел к лежанке спать Потому что в ЧАС вставать.

Слайд 11

Фразеологизмы с числительными. Вставьте недостающее числительное 1 . ….. лишний 2….. глаз. 3…. чудо. 4..... чувство. 5…. словом. 6….. конец. 7. Между….. огней.

Слайд 12

Определите значение фразеологических оборотов Один в поле не воин. Седьмое небо. В один голос. Одна нога здесь, другая там. Хоть одним глазком. На одно лицо. Одного поля ягода . Под одну гребенку. Палка о двух концах. С три короба. В четырех стенах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи

Слайд 2

В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.

Слайд 3

Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Лексика Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы Синонимы Антонимы

Слайд 4

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

Слайд 5

Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная. Антонимы

Слайд 6

Антонимы Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению. Вставьте пропущенные слова в пословицы . • Больше думай,.... говори. • Большому уму и в.....голове не тесно. - • Будет день - будет и .... • Будет зима - будет и .... • В мороз заснуть легко, проснуться-.... • Век долог, да час.... • Говорит ...., делает черно. • Горькая правда лучше .... лжи. • Добро помни, а зло .... • Дождик вымочит, а красное солнышко-... • Новых друзей наживай, а .... не теряй.

Слайд 7

Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 2. Отсутствует наличие стульев. 3. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие.

Слайд 8

Синонимы Воспоминания- Багрянец - Преимущество – Скульптор- Лаконичный- Колоссальный- Любезность- Схематизм- Грациозный- Альманах - Подобрать синонимы к словам Синонимы – слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение

Слайд 9

Стихотворение С.Маршака «Вьюга» Вьюга снежная, пурга Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели. Дайте радужной парчи Для косматых елей.

Слайд 10

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе. Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах. Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении

Слайд 11

Сравнить словосочетания Жать руки друзьям, жать в подъёме, жать сок из апельсина Жать рожь серпом

Слайд 12

Омонимы Омонимы – это слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения. Например: петрушка Лексические омонимы

Слайд 13

Омоформы. Омофоны.Омографы Омоформы - слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например: Лечу (летать) – лечу ( лечить), пила (сущ)- пила (глагол) Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Например: пруд- прут, лез – лес Омографы – это слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения. Например: зАмок-замОк, пОлет - полЁт

Слайд 14

Паронимы Паронимы - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Объясните разницу в значении словосочетаний

Слайд 15

С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. диктат — диктант; генеральный — генеральский; злой — злостный; безответный — безответственный; остатки — останки; оклик — отклик;

Слайд 16

Из приведенных паронимов выбрать нужное слово 1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов. 2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов. 3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 4. (Абонемент, абонент) не отвечает. 5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов. 8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

Слайд 17

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. Герой все время находится в подвесном состоянии. В этот день я услышала много обидчивых слов. Любой поступок заслуживает осуждения. Студент быстро освоил материал. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом. Она пришла в цветистом платье.

Слайд 18

Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.