01.2.Заочный тур "Воспитатель года- 2020" Педагогическая находка

Комбу-Сюрюн Саяна Маадыревна

Конкурсное задание первого (заочного) тура

 кожуунного профессионального конкурса педагогического мастерства

«Учитель года - 2020»

 в номинации «Воспитатель года -2020»

«Педагогическая находка»

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы

на тему: «В стране музыкальных инструментов»

Направление образования и развития (образовательная область):

«Художественно - эстетическое развитие»; «Музыка».

Форма НОД –  интегрированное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад»

Конкурсное задание первого (заочного) тура

 кожуунного профессионального конкурса педагогического мастерства

«Учитель года - 2020»

 в номинации «Воспитатель года -2020»

«Педагогическая находка»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы

на тему: «В стране музыкальных инструментов» 

Направление образования и развития (образовательная область):

«Художественно - эстетическое развитие»; «Музыка».

Форма НОД –  интегрированное.

Подготовила и провела:

Комбу-Сюрюн Саяна Маадыревна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

пгт. Каа-Хем

2020 г

Цель:  Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный. Познакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов.

Задачи:

  1. Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, пластичности в различных видах музыкальной деятельности.
  3. Обогащение детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, умению выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса и движений под музыку.
  4. Знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием.
  5. Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.

Ход занятия

Дети входят в празднично оформленный зал в стиле музыкальной гостиной. Звучит фонограмма пьесы Эдварда Грига «Утро».

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, так как моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».

Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.

Музыкальный руководитель. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра «Поздоровайся со мной»

Описание. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:

1раз  поклониться друг другу;

2 раз – пожать другу;

3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;

4 раз – обнять друг друга.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны.  Я думаю, что вас я могу пригласить посетить прекрасную страну Музыки.

Страна музыки

        Есть на Земле одна страна.

                                Зовется музыкой она.

                                Созвучья в ней живут и звуки.

                                Но чьи их оживляют руки?

                                Кто заставляет мир звучать,

                                Когда он устаёт молчать?

                                Когда он будто  бы струна,

                                Которая звенеть должна?

                                Конечно это музыкант!

                                Его порыв, его талант.

                                Его желание творить

                                И людям красоту дарить!

      - Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель. Правильно. В стране Музыки музыкальные звуки живут в домиках – музыкальных инструментах. Для того,  чтобы это было легче представить, я предлагаю вам создать сказочный, музыкальный коллаж. Это поможет нам и нашим гостям  получше познакомиться со страной Музыки.

Дети подходят к рабочей зоне, где для них приготовлены красочные картинки с изображением музыкальных инструментов, деревьев, цветов. Дети выбирают понравившиеся картинки и наклеивают их на основное панно, подготовленное педагогом заранее. Для ускорения процесса создания коллажа рекомендуется использовать двухсторонний скотч.

Музыкальный руководитель.  Ребята, посмотрите, как  красива наша страна Музыки. Сколько  в ней различных музыкальных инструментов мы разместили. Они все такие разные, но все же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! В каждой из этих групп живет очень много различных инструментов. Они готовились к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Чтобы они больше не путались,  я придумала для них вот такой большой просторный дом, где у каждого инструмента будет своя комната.

Педагог демонстрирует детям таблицу.

        На земле у каждого есть родимый дом.

                                Хорошо и весело и уютно в нем.

                                У собаки конура, у лисички – нора,

                                У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этом домике живут музыкальные инструменты.

-Первыми в очереди на вселение у нас стоят ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадайка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

1.

        Кто в оркестре вам поможет,

        Сложный ритм стучать он сможет.

        Ритм любой, из разных стран.

        Ну, конечно, …………….                (Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, приклеивает картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное  значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на успешную охоту.

Мальчики исполняют «ритуальный» танец охотников с гимнастическими палками.

2.         Деревянные крошки,

        Постучи-ка немножко.

        Можно  щи хлебать,

        А можно и «Барыню» сыграть.                (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек размещают в ячейке таблицы.

3.        Ладошка по  нему стучит,

        Потряхивает вольно.

        А он звенит, трещит, гремит.

        Ему совсем не больно.                (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

4.        Ты возьми меня в ладошки.

        Потряси меня рукой.

        И услышишь голос звонкий,

        Деревянный, озорной.                (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.

5.        Ты возьми его в ладонь,

        Слышен будет перезвон.

        Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

        Чей же это звон?                (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

6.        Он похож на погремушку,

        Только это не игрушка.                (Маракас)

Карточку с изображением маракаса размещают в таблице.

7.        В самый сказочный момент

        Вступит этот инструмент.

        Но совсем не каждый знает,

        Что в оркестре он играет.

        Тихо, нежно зазвенит,

        Будто все посеребрит.

        А затем умолкнет скоро.

        По сигналу  дирижера.

        Знает это каждый школьник

        Что такое……….                (Треугольник)

Карточка с изображением треугольника размещается в ячейке таблицы.

8.        Знайте, они с барабаном соседи.

        Только сделаны  из меди.

        Вовремя нужно руками взмахнуть,

        Звонко ударить, потом отдохнуть.

        Партия их не пустяк, не безделка.

        В музыке тоже бывают …..                (Тарелки)

Карточка с изображением медных тарелок размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята,  наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Они сейчас поведают вам сказку «Медведь и пчелы»

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку.

Медведь и пчелы

     - Шел однажды по лесу медведь. event-image-thumbnailЗахотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат.0011-036-Buben Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить.bell-gold-little Завыл медведь, застонал медведь. 0_11_1115_1192481678Еле ноги унес! Бежит по лесу event-image-thumbnail, а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук  побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сукevent-image-thumbnail и начал пилить его.BIN_86555

Летела мимо птичка – синичка.triangle Увидела она медведяevent-image-thumbnail и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосомtriangle.

«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведьevent-image-thumbnail, а сам продолжает пилить ветку. BIN_86555

Скакала по веткам белочка.1029-1607-homeУвидела она медведяevent-image-thumbnail и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»

«Скачи своей дорогой», - буркнул медведьevent-image-thumbnail, а сам дальше пилитBIN_86555.

Пробегал мимо олень с оленятами3968_sx. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»

Не слушает медведь никого, знай себе, пилитBIN_86555.

Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилитBIN_86555. Тут мимо ворона летела317 и каркнула: «Ой, упадет медведь!»

Тут сук обломился и рухнулlittle_tikes_434336. Упал медведь с дерева, все бока себе отшибevent-image-thumbnail. Заплакал, застонал0_11_1115_1192481678: «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»

Пожалели звери незадачливого медведя1029-1607-home3968_sxtriangle. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Музыкальный руководитель: Вот такую поучительную сказку мы с вами услышали. А теперь настало время для игры.   Игра называется «Почта».

Игра «Почта»

Описание:  Дети встают в круг. В центр круга выбирается ведущий, который с колокольчиком в руках оббегает детей.

Ведущий: Динь-динь-динь!

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта.

Дети: От куда?

Ведущий: Из города.

Дети: А что делают жители города?

Ведущий: Отгадайте!

Звучит отрывок музыкального произведения, характер которого указывает, что жители города: спят, поют, танцуют, маршируют. Прослушав отрывок, дети должны угадать, чем занимаются жители музыкального города.

Музыкальный руководитель: Ребята,  духовые музыкальные инструменты тоже хотят поиграть с вами в игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?».  Какие вы знаете духовые инструменты?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: жалейка, рожок, свирель, флейта, гобой, кларнет, волынка, медные трубы.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты предают нам звуковые приветы, а мы должны узнать, какой инструмент для нас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети,  узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наш чудесный домик. Он уже наполовину заселен. Сколько  инструментов уютно разместилось  в его окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей в стране Музыки. Поэтому я предлагаю вам сыграть  в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на баяне».

Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»

Описание: Дети встают в круг, и,  каждый,  по очереди произносит ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку, стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой инструмент. Поощряются дети, которые не повторяют за другими, а стараются назвать новый инструмент.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель: 

        Движенья плавные смычка

                                Приводят в трепет струны.

                                Мотив звучит издалека,

                                Поет про вечер лунный.

                                Как ясен звуков перелив.

                                В них радость и улыбка.

                                Звучит мечтательный мотив,

                                Его названье – скрипка!

    - Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах.  Струнные инструменты тоже хотели нам очень понравиться, поэтому подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о многообразии этой группы инструментов.

Слайд 1,2,3.   Давным–давно,  наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелы. Однажды один из охотников обратил внимание на то, что тетива при этом издавала красивый, мелодичный звук.

                                Из тетивы струна возникла.

                                Упругой быть она привыкла.

                                Но только в луке не звенела,

                                Певучим голосом не пела.

        Ум человеческий решил

        Струну создать из тонких жил.

        И в сокровенный тот момент

        Родился струнный инструмент.

Слайд 4.                       Разговор смычковых инструментов

        Альт, контрабас, виолончель –

        В оркестре дружная артель.

        Басы их скрипка разбавляет.

        Она как будто бы летает.

        

Слайд 5.        Сказал однажды контрабас

         - Имею я прекрасный бас.

        Он необычный, непростой,

        Он нужен музыке любой.

Слайд 6.

        Пропела тут виолончель:

        А у меня густая трель.

        Мой голос, словно рокот волн,

        Несущий в даль морскую челн.

Слайд 7,8.

 

        В беседу скромно альт вступил,

        Достойно он проговорил.

        В звучанье я не так высок,

        Басит порой мой голосок,

        Зато я скрипке брат родной.

        Моя сестра годится мной.

Слайд 9.

        Молчала скрипка до сих пор,

        Но тут вступила в разговор:

        Прекрасны мы и все равны,

        Мы граждане одной страны.

Слайд 10.

        Под гуслей звонкие напевы

        Влюблялись юноши и девы.

        На свадьбах гусли запевали,

        И молодых благославляли.

Слайд 11.

        Балалаечник идет,

        Балалаечка поет.

        Три струны её звенят.

        Всех в округе веселят.

Слайд 12.

        Гитары звуки у костра.

        В них столько света и добра.

        Как самый сокровенный друг,

        Её напевный, нежный звук.

Слайд 13,14.

        На ней играют не смычком,

        Звук извлекается щипком.

        Как струи, струны шелестят.

        Каскадом сказочным звенят.

        Восходят ввысь, назад плывут.

        Куда-то за собой зовут.

        Подобно шепоту волны,

        Глубоких тайн они полны.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам, ребята превратиться в маленьких рыбок, и поплавать в волнах, нарисованных нежными, струящимися звуками арфы.

Дети исполняют ритмо – пластическую импровизацию с цветными ленточками.

Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам немного повеселиться и спеть шуточную песенку «Две лягушки»

 Инсценировка песни «Две лягушки».

Музыкальный руководитель:  Ребята, лишь несколько окошек остались свободными. Какую группу инструментов мы поселим в них?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель. Первое почетное место должно занять наше  старое, доброе пианино, которое исполнило для нас много музыкальных произведений, и было главным помощником на наших праздниках.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: А еще этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Это потому, что этот инструмент более сложный в отличие от барабана и трещотки, да и дудочка с ним не сравниться по богатству оттенков звучания. Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают сильные, красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Применив метод «Хор рук» дети выполняют творческую импровизацию под пьесу «Бабочки».

Музыкальный руководитель: ребята, а какие клавишные инструменты вы знаете?

Ответы детей: Рояль, клавесин, челеста, аккордеон, баян, орган.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Музыки. Мы помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Создали прекрасный коллаж, который будет напоминать вам о нашем путешествии и украшать музыкальный уголок в вашей группе.

        Душа без музыки страдает

        Она как будто замирает.

        И сердце бьется еле-еле,

        Когда душа более в теле.

        Бесценный музыки бальзам

        Творец вручил с рождения нам,

        Чтобы душа не уставала,

        А выше облаков взлетала.

Занятие окончено.

Атрибуты.

  1. Фонограммы музыкальных произведений.
  2. Декоративная таблица – домик, для классификации инструментов.
  3. Панно и заготовки для изготовления музыкального коллажа.
  4. Разноцветные ленточки по количеству детей.
  5. Музыкальные инструменты.
  6. Карточки с изображением изученных музыкальных инструментов.
  7. Цветы и бабочки по количеству детей.
  8. Гимнастические палки по количеству мальчиков.