2.4 Открытое занятие "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Тема открытого занятия: Музыка в театре, кино и на телевидении.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
- учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности;
- учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий;
- воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино;
- развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Технические средства: мультимедийная доска, компьютер.
Видеоряд:
Портрет композитора Д. Шостаковича.
Портрет Г.В.Свиридова
Портрет А.Рыбникова.,И.Дунаевского,Э.ГригаПрезентация
Музыкальные произведения:
Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Балет Чайковского «Лебединое озеро»
А. Рыбников «Песенка Папы Карло»
Е. Крылатов «Крылатые качели».
Литературные произведения:
Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Кинофильм «Приключения Буратино»
Кинофильм «Приключения Электроника».
Раздаточный материал:
-учебники «музыка»-5кл.Сергеева,Критская
-стикеры на клеевой основе
-памятки «Правила поведения в театре»
Используемые ресурсы:
-интернет,you tube
-материалы с сайта Proshkolu.ru-CD Комплекс уроков музыки по программе Критской
Ход занятия
Вход под музыку «Пираты Карибского моря».
Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в очередное путешествие в мир музыки. А куда? Это нам помогут узнать загадки.
Он работает играя.
Есть профессия такая!
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? ( режиссер)
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то в него включают,
Что вызывает интерес. ( репертуар)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - ( балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. ( зритель)
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! ( телевизор)
У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Давайте сформулируем тему.
Д: Сегодня на нашем занятии пойдет речь о театре, кино и телевидении.
У:А так как наше занятие музыкальное, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства. Итак - тема занятия…..
У:Правильно. Давайте запишем в тетрадь.
А что нам поможет понять эту тему? Давайте составим план.
Д:Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.
1 этап занятия.
У:Предлагаю вам послушать фрагмент произведения и понять-о чем оно?
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
У: Знакома ли вам эта музыка?
Это просто песня или часть из большого произведения?
О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)У: О чем поет Сольвейг?
( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет, завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У: В каком характере прозвучала музыка?
Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
У: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?
Д: В литературном тексте описываются все происходящие события, характеры героев.
У:. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто. Запишем новое слово.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на слайды и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков. Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков. Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский. Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У: А как вы думаете что нам помогло справиться с заданием?
Д: Знание литературного текста произведений.
Вывод: Даже не слыша музыки, но зная содержание -мы можем догадаться о чем нам говорят герои этих пр-ий. Значит литературный текст очень важен для понимания образов героев.
2 этап урока.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр. Ваша задача - понять о чем говорит этот фрагмент, как называется произведение и кто его автор? Фрагмент из балета «Лебединое озеро».
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам танцующих маленьких лебедей?
Д: Музыка взволнованная, нежная, по-детски непосредственная, говорящая о том, что маленькие лебеди еще чисты, наивны и не знают, что в мире много зла.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?(выключить звук, смотреть фрагмент без звука)
Вывод: Без музыки спектакль потеряет свою красоту и выразительность.
У: А как называются театры, в которых ставятся оперы и балеты?
Д: Театр Оперы и балета.
У: Какие театры есть у нас в г. Кызыле?
Д (перечисляют).
У: А каким должен быть зритель, пришедший на спектакль? А вы знаете как нужно вести себя в театре? Предлагаю вам разбиться по группам и написать основные правила поведения в театре, те которые являются по вашему мнению - главными.(раздаются заготовки для кластера. Дети в течении 3 мин. набрасывают несколько основных правил).
Выступление групп, комментарии, дополнения.
У: Остальные правила, которые являются не менее важными, я подарю вам ввиде универсальной памятки, чтобы вы могли всегда и везде ими воспользоваться. Раздает памятки.
У: А теперь, как и в любом театре наступает время -антракта.Что это такое?
Д:Перерыв между сценами спектакля.
У: Мы с вами тоже отдохнем. Дыхательная гимнастика. Распевание.
Музыкальная физкульминутка «Делай, как я»
3 этап урока.
У: Давайте вернемся к теме урока. Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.
У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, А. Рыбников.
Давайте запишем новое слово-тапер и его определение.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы. Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах, мультфильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!» Вот мы и попробуем угадать характеры и образы героев любимых мультиков с помощью музыки.
1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»
2. «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»
5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.
С жанром мюзикла мы будем знакомиться на следующем уроке.
У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стала эта песня из известного кинофильма музыку. Фильм детства нескольких поколений-ваших родителей, их родителей и вас. Посмотрите фрагмент и догадайтесь о чем я говорюФрагмент из фильма «Приключения электроника»
Д:Песня»Крылатые качели»
У:Которую написал советский композитор Е. Крылатов к фильму Приключение Электроника»
4 этап урока.
Давайте мы ее разучим. Караоке.
5 этап урока.
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
Анализ:
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д. Помогает раскрыть характер героя.
6 этап урока.
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5 класса провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
Любите ли вы слушать музыку?
Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что –
-без музыки не могут жить практически 100% людей
-что ТВ не может заменить живое исполнение и,практически 90% людей стараются посещать театры,концерты и т.п.
-семьями смотрят «Голос», «Танцы на льду», «Один в один», праздничные концерты,..-что муз.программ должно быть больше -сказали «да» 100% опрошенных -90% опрошенных считают ,что недостаточно передач о жизни музыкантов, композиторов..
7 этап урока.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наше занятие подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные отметки. Особенно хочется отметить таких ребят…
Рефлексия. На доске висят смайлики - на стикерах, которые лежат на партах вы нарисуете веселый смайлик, если занятие вам понравилось. Выйдите к доске и приклейте свой смайлик к моему, в виде лучиков солнца. И мы увидим - веселое солнышко у нас получится или грустное. (рисуют, клеят на доску).