2.2 Открытое занятие "«Композитор – имя ему народ». "
Сценарий открытого занятия по теме:
«Композитор – имя ему народ».
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!.
У нас на уроке музыки присутствуют гости. Давайте мы поприветствуем их: (1 слайд)
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час -
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Учитель: А теперь для наших гостей давайте исполним знакомую нам песню.
Прежде чем петь мы должны обязательно подготовить голос к пению.
Дети исполняют русскую народную песню «На горе-то калина»
Учитель: Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: О русской народной музыке.
Учитель: Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?
Дети: Народ.
Учитель: И так тема нашего урока (2 слайд) “Композитор имя ему народ”. А что мы можем узнать из русских народных песен?
Дети: О том, как жили люди, чем они занимались?
Учитель: Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа. (эпиграф на слайд 3)
Давайте, разделимся на 3 группы. Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни, в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.
(Дети напевают песни и называют жанры)
Учитель: Чем сопровождали русские люди исполнение песен?
Дети: Игрой на русских народных инструментах.
Учитель: У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:
- 1 группа найти и вывесить на доску р. н. деревянные – духовые инструменты;
- 2 группа р. н. струнно-щипковые инструменты;
- 3 группа кнопочно-язычковые инструменты.
(Дети вывешивают инструменты на доску, проверяем)
Учитель: Какой группы у нас не хватает?
Дети: Ударные инструменты.
Учитель: Назовите эти инструменты.
Дети: Ложки, бубен, трещотка, рубель.
Учитель: (показывает инструменты) Вот как много мы можем узнать о жизни наших предков из русских народных песен. Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?
Дети: ответы
Учитель: И что для этого нужно сделать?
Дети: Можно, нужно послушать песни других народов.
Учитель: Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?
Учитель: Слушаем. ( японская народная песня “Сакура”)
Ваши предположения.
Дети: Восточные страны.
Учитель: Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?
Дети: - Япония.
Учитель: Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы.
Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.
Дети: - Да.
Учитель: Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.
Учитель: Давайте ещё раз послушаем музыку Японии и дадим характеристику, обратите внимание на лад.
Итак, какая музыка по характеру.
Дети: Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, любование природой.
Учитель: Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?
Дети: Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.
Учитель: Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Ребята, послушав музыку, мы можем сказать какие японцы по характеру.
Дети: Спокойные, неторопливые.
Учитель: Отправляемся дальше. (учитель включает таинственную итальянскую музыку)
Куда мы попали?
Дети: ответы
Учитель: Что может изображать мелодия?
Дети: В этой стране есть теплое море, яркое солнце, живут очень певучие люди.
Учитель: В какой стране находится город Неаполь?? Неополь – жемчужина юга Италии. В Италию приезжает много туристов отдыхать у моря.
Учитель: Мелодия по характеру песенная или танцевальная?
Дети: Мелодия танцевальная, точный ритм.
Учитель: Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?
Дети: (ответы)
Учитель: Давайте исполним «Песню итальянских пионеров».
Учитель: Отправляемся дальше. Куда мы попали?
( исполняет белорусскую народную песню “Косиль Ясь конюшину” из мультфильма «Ну погоди»)
А что мы можем сказать об этой стране?
Дети: Это русская песня.
Учитель: песня похожа на русскую народную песню. Но это другая страна – Белоруссия.
Учитель: Это близкие народы русскому народу. У них общие корни , общие предки. Они и славяне. Поэтому у них так много похожего в языке, в музыке, в культуре, истории.
Отправляемся дальше. Песня «Бистин Тыва». Куда мы попали? А что мы можем сказать об этой стране? (слайд 12,13,14). А мы знаем тувинскую народную песню? Давайте исполним тувинскую свою народную песню «Теве-Хая», «Калдак-Хамыр»
А ещё народную песню можем исполнить?
Дети: Чешская народная песня и танец «Полька», «По малину в сад пойдём»
Учитель: Что нового узнали на уроке? С песнями каких стран мы сегодня познакомились? Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?
Дети: отвечают.
Учитель: Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?
Дети: отвечают.
Учитель: Спасибо, ребята, за урок. Оцените свою работу на уроке, выбрав русскую балалайку:
- красного цвета те, кому было интересно на уроке,
- зеленую те, кому было трудно на уроке.
Покажите нашим гостям.
Технологическая карта урока музыки
Предмет | Музыка |
Автор УМК, учебник (выходные данные) | Музыка 1-4 класс. Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина Программа МОРФ. Просвещение 2012 г. |
Тема урока | “Композитор имя ему народ” |
Тип урока | Урок “обобщения” и полученных знаний. Урок-концерт – путешествие. |
Цель урока | Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа, воспитание бережного отношения к народным традициям своего народа и других стран. |
Задачи урока: | Задачи:
|
Методы организации учебной деятельности | Метод “Образ и мысли”; Эмоциональной драматургии; “Забегания” вперед и возвращения к “пройденному”; Интонационно-стилевого постижения музыки; Художественного, нравственно-эстетического постижения музыки Музыкально-педагогический диалог; |
Форма организации работы | коллективная форма : хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение; групповая: проверочная работа по знанию состава оркестра русских народных инструментов; |
Используемые технологии | Игровые технологии. Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников; |
Планируемые результаты | Предметные: Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России; ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России и мира; воплощать художественно-образное содержание народного творчества; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов; Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой. Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-инструментальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация. | |
Организует работу по включению учащихся в учебную деятельность. | Дети входят в класс. Музыкальное приветствие детей «Здравствуйте учитель” “Мир вам гости дорогие” |
Этап урока: 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |
Организует беседу. Предлагает определить тему урока: Давайте нашим гостям споем песню. Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке? Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни? | Исполнение песни. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач |
Этап урока: 3. Актуализация знаний в процессе повторения пройденного. | |
Организует повторение изученного материала о русской народной музыке: А что мы можем узнать из русских народных песен? Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа. Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни, в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде. Чем сопровождали русские люди исполнение песен? | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения |
У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:
Какой группы у нас не хватает? Назовите эти инструменты. | Сопоставление и анализ состава оркестра русских народных инструментов и симфонического оркестра. |
Этап урока: 4. Первичное усвоение новых знаний. | |
Организует слушание, анализ и разучивание японской, итальянской и белорусской песен: Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах? И что для этого нужно сделать? Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали? Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене. Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад. Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад? Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор. Отправляемся дальше. Куда мы попали?
| Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Исполняют песни. Анализируют мелодии. Сравнивают с русскими песнями. |
5 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | |
Организует разучивание новых песен в процессе изучения нового материала. | Отвечают, аргументируя своё мнение, исполняют новые песни в процессе изучения нового материала. |
6 этап: Первичная проверка усвоения нового материала. | |
Организует опрос:
| Отвечают, формулируя собственное мнение. |
Этап: 7 Рефлексия, подведение итогов урока. | |
Предлагает определить уровень своих достижений: | Анализ и оценивание своей деятельности на уроке. |