ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Жильцова Любовь Васильевна

Безопасность наших детей это один из самых важных вопросов для родителей. С самого рождения родители стараются защитить своего ребенка - от всего. Но иногда мы даже не задумываемся – от чего же нужно защитить ребенка. Прежде всего, вы как родители должны понять наиболее значимые для вашего ребенка – угрозы и опасности в данный момент времени. Ведь в разном возрасте и угрозы разные. И количество опасностей по мере взросления – увеличивается. Конечно же, мы взрослые не сможем предусмотреть всего  и защитить от всего наших детей. Но немного планирования в области безопасности детей – не помешает, и кое – какие меры по защите наших детей мы обязаны предпринять. На проблему безопасности детей не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую чётких, скоординированных действий педагогов, родителей, работников различных служб и ведомств.

Дети оказываются наиболее беззащитными в случае нападения, и от нас, взрослых, зависит защитить и научить их тому, как следует беречь себя и избегать опасности. Подготовить детей к опасностям окружающего мира и при этом сохранить невинность их восприятия — задача не из легких, однако, ее можно выполнить, не сделавшись паникером. Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

НЕТ наркотикам!

Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем.

На одно из первых мест выходит проблема употребления школьниками наркотиков, алкоголя, табака. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в России таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе.

В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) представителями всех возрастов, специалисты образовательных, социальных, психологических и медицинских ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы, в рамках которой первичная личностно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни у детей и подростков.

Антинаркотическая профилактика в среде молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем опасны наркомания, алкоголизм и табакокурение.

Семья и школа стоят у истоков нравственного здоровья ребенка, формирования его личности. Эффективность работы по развитию, воспитанию детей и подростков и недопущению приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению во многом зависит от того, насколько родители и педагоги ориентируются в этой проблеме.

Организация профилактической работы со школьниками по недопущению приобщения их к наркотикам, алкоголю, табакокурению является одной из важных задач образовательного учреждения.

Необходимо создание системы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения.

Подростковый возраст: задачи и риски развития и воспитания

Подростковый возраст не случайно называют «трудным» – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими и психическими изменениями, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения.

Подростковый возраст – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, в подворотне и в других изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику:

- дети считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркотических веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение ими других подростков в среду употребляющих наркотики, может быть связано с убеждением полезности, или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).

- употребляя наркотики, считают себя жертвами, не стремятся их распространять. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства; есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».

Подростки, не определившие свое отношение к наркотикам, могут являться потенциальными жертвами приобщения к их употреблению.

Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков испытывая на себе сильное давление группы. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния такому давлению.

Высокая опасность ранней наркотизации, алкоголизации, табакокурения обусловлена следующим:

- у детей, в силу возрастных особенностей развития, не сформированы физиологические механизмы «обезвреживания» наркогенных, алкогольных, никотиновых веществ. Поэтому даже незначительные, с точки зрения взрослых, дозы способны вызвать сильнейшее наркотическое, алкогольное, никотиновое отравление;

- наибольшей уязвимостью к действию наркотических, алкогольных, никотиновых веществ обладают клетки нервной системы, а также клетки печени и почек. Ранняя алкоголизация и курение обусловливают возникновение нарушений в нервно-психической сфере ребенка, снижение темпов его умственного развития и интеллектуальных функций;

- ранняя наркотизация в значительной степени замедляет темпы физического созревания организма. К примеру, установлено, что курящие школьники отстают в росте от своих сверстников в два раза;

- у детей гораздо быстрее, чем у взрослых развивается привыкание к одурманиванию; в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам.

- отношение детей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) в большей степени зависит от взаимоотношений с родителями. В конечном счете, принимаемое подростками решение в отношении наркотиков, алкоголя, табака напрямую связано с характером повседневных детско-родительских взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к родителям. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Главное - по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.

Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно. Данная работа выстраивается по следующим направлениям: образовательный блок, воспитательный блок, психологический блок, правовой блок.

В процессе проведения этой работы педагогами могут быть использованы памятки, представленные ниже.

Памятка 1.

«Какая нормативная правовая база определяет профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения среди школьников»

Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ;

Закон Тульской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Тульской области от 27.12.2007 года № 936-ЗТО;

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р;

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением РФ от 23.09.2010 № 1563-р;

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690);

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена министерством образования и науки Российской Федерации 05.09.2011).

Сотрудниками органов внутренних дел при выявлении правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, употреблением несовершеннолетними пива и спиртных напитков, токсических веществ, вовлечением их в указанные антиобщественные действия, розничной продажей подросткам алкогольных напитков и табачных изделий применяются нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность

Административная ответственность наступает с 16 лет и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Так, статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и спиртных напитков либо потребление токсических веществ, и появление в общественных местах в состоянии опьянения. Следует отметить, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ за правонарушение, совершенное несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, составляется на родителей или иных законных представителей, которые в свою очередь и привлекаются к ответственности.

За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ.

Кроме того, незаконной является пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ). Например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.; пропаганда наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет.

Правонарушения в отношении несовершеннолетних

Зачастую в употребление наркотических средств и токсических веществ, пива и спиртных напитков несовершеннолетних вовлекают взрослые лица, в том числе родители. Недобросовестные продавцы реализуют подросткам алкогольные напитки и табачную продукцию. За указанные правонарушения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по статьям 6.10, 14.2, 14.16 КоАП РФ.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за тяжкие, особо тяжкие преступления - с 14 лет) и предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ).

Так, статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение (производство), хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).

Преследуется уголовным законодательством склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ).

Взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков, антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ и др.) несут уголовную ответственность в соответствии со статьями 150, 151 УК РФ.

Торговые работники, которые неоднократно реализовывали несовершеннолетним алкогольную продукцию, подлежат ответственности по ст. 151.1 УК РФ.

Информация для родителей

 Если у вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольном или наркотическом опьянении.

  1. Пригласить медицинского работника. В случае если состояние учащегося говорит о наличии угрозы здоровью, необходимо немедленно вызвать врача, так как прием наркотического средства может привести к строй интоксикации. Состояние наркотического опьянения устанавливается наркологической экспертизой, на которую подросток может быть направлен сотрудниками милиции при согласии родителей.
  2. Поставить в известность руководителей школы.
  3. В случае однозначного определения состояния подростка как состояния опьянения немедленно поставить в известность о случившемся родителей или опекунов подростка. Помните, что при разговоре с родителями вам следует говорить о фактах и описать случившееся предельно четко и кратко. При .том необходимо опираться на официальное заключение, сделанное специалистами. Будьте готовы предложить родителям возможные варианты дальнейших совместных действий.
  4. Возбраняется проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиках.
  5. При совершении подростком хулиганских действий, в том числе не цензурной брани, необходимо обратиться в отделение милиции с вызовом наряда. При этом надо добиться составления соответствующего протокола. Однако необходимо представлять себе, что в этом случае при обнаружении у подростка наркотического средства в отношении его может быть возбужденно уголовное дело.

 

Для родителей:

                На этой стадии, стадии экспериментирования, факт употребления подростком наркотиков можно диагностировать по следующим признакам:

                Изменения в поведении:

- нарастающая скрытность ребенка (возможно без ухудшения отношений с родителями);

- учащение и увеличение времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками;

- самоизоляция в семье: ребенок избегает родителей, по телефону отвечает украдкой, избегает участие в семейных делах, появляется четко выраженное уклонение от домашнего общения, неожиданное пренебрежение домашними правилами. Ребенок перестает участвовать в семейных праздниках, нарастает напряженность семейных взаимоотношениях;

- частые просьбы отпустить на ночь из дома, либо отсутствие по ночам без объяснения причин;

- нарастающая хитрость, изворотливость и лживость;

- потеря энтузиазма, безразличие к делам, безынициативность – «потухшие глаза».

                Высказывания:

- появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни;

- серьезное отношение к лозунгам типа «живи быстро, умри молодым»;

- интерес к разговорам о наркотиках;

- убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними».

                Деньги:

- увеличение финансовых запросов. Молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах.

- пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды, радиоаппаратуры и т.д.

- неряшливость. Наличие значительных денежных сумм без объяснения причины их появления.

- противоправные действия или кражи вне дома.

                Настроение:

- апатия, сменяющаяся необъяснимой активностью.

- вспышки агрессивности в ответ на обычное обращение.

- резкая смена настроения (без видимого повода).

- настороженность, подозрительность.

- нервозность, повышенная раздражительность.

                Внешность:

- внешний вид нездорового человека: бледность, отечность кистей рук. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. Расширение кровеносных сосудов под ноздрями.

- частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен на руках (на вопрос о происхождении подросток отвечает «просто упал, сам не знаю от куда»).

- прозжженная сигаретами одежда.

- отказ от утреннего туалета. Отсутствие потребности в смене одежды, «посторонние» запахи от волос и одежды.

- появление на теле татуировок и рисунков, особенно с изображением паутины, черепов, фантастических монстров и холодного оружия.

- наконец, вы сможете заметить следы инъекций (то есть уколов) по ходу вен на руках.

                Общение:

- возможно появление новых подозрительных друзей, или поведение старых приятелей становиться подозрительным.

- отказ от общения со старыми друзьями или приятелями (на вопрос – почему? – маловразумительный, неубедительный ответ).

- появление нового сленга, в значение которого взрослых намеренно не посвящают.

- частые, но короткие и туманные телефонные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей.

- разговоры с приятелями ведутся непонятными фразами, часто шепотом или в уединении.

                Другие признаки:

- появление проблем с дисциплиной (прогулы, опоздания, какие-то происшествия и т.д.).

- возможны противоправные поступки.

- падение интереса к тому, что интересовало ранее.

- проблемы с успеваемостью.

- появление в состоянии наркотического опьянения дома, или в школе, или в клубе и т.д. 

                Опыт показывает, что действенным оказывается только то лечение которое ставит перед собой цель научить человека жить без наркотиков, опираясь на его активное участие и затрагивая все сферы его жизнедеятельности. 

Для созовисимых:

       В последнее время формы болезненной зависимости от психоактивных веществ – наркомания, токсикомания, алкоголизм – принято объединять общим термином «зависимость от химически активных соединений», или для краткости «химическая зависимость». Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Обычно он живет либо в родительской, либо в им созданной семье с детьми и женой (мужем). Химическая зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В большинстве семей, в которых  проживают больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (со – приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний). 

      Созависимость является не только мучительным состоянием для страдающего ею (подчас более мучительным, чем сама химическая зависимость), но и для членов семьи, принимающих такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии. Созависимость – это фактор риска рецидива химической зависимости у больного, фактор риска возникновения различных нарушений в потомстве, в первую очередь риска химической зависимости, почва для развития психосамотических заболеваний и депрессий.

       Когда говорят о низкой эффективности лечения больного с химической зависимости, то часто сетуют на то, что «больной вернулся в ту же  среду». Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно внутрисемейная среда.

        Химическая зависимость – семейное заболевание. Есть теории, рассматривающие химическую зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним.

Тест - Ваш ребенок - НАРКОМАН?   


Тест на зависимость от алкоголя и наркотиков 

 



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

ПРОБУЮТ НАРКОТИКИ В ПЕРВЫЙ РАЗ? 

Подавляющее большинство молодых людей начинают употреблять наркотики просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Молодые люди слышат о приятных эффектах воздействия наркотиков от других людей и хотят пережить такие же ощущения. Если соблазн ощутить необычные состояния преодолевает осознание опасности последствий, то подросток может решиться на эксперимент.

Другие молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей.

Причиной первого употребления наркотика может быть и желание развлечься, получить чувственное удовольствие. Очень сильным мотивом для первой пробы наркотиков может быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.

Вероятность приобщения подростка к наркотикам очень сильно может зависеть от того, употребляют ли их его друзья. Некоторые подростки хотят добиться признания, стараясь казаться более отважными и решительными, чем другие, совершая поступки, на которые другие не решатся. Они хотят показать, что уже взрослые и могут делать то, что непозволительно детям.

Еще одним важным мотивом для того, чтобы попробовать наркотики, может быть желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять:

·  Мне нужно было отвлечься от одолевших меня проблем.

·  Я чувствую себя усталым и подавленным, и мне нужно было взбодриться.

·  Мне нужно было бодрствовать всю ночь, чтобы подготовиться к экзаменам.

·  Когда я «сижу на травке», я чувствую себя более уверенно и способен сделать все, что захочу.

·  Наркотики становятся средством, позволяющим чувствовать себя среди людей более комфортно.

Те, кто использует наркотики, чтобы снять внутреннее напряжение и беспокойство, уйти от проблем или действительности или же компенсировать ощущение собственной неполноценности, могут незаметно привыкнуть постоянно прибегать к наркотикам как к простому и надежному средству.

Некоторые молодые люди начинают заниматься продажей наркотиков в самом раннем возрасте, прежде чем сами начинают их употреблять. В конце концов, от торговли наркотиками можно прийти к их употреблению.

Причины приобщения молодых людей к наркотическим веществам бывают самыми разными. Те, кто, стремясь разрешить личные эмоциональные проблемы, регулярно употребляют наркотики, не вызывающие физиологической зависимости, становятся психологически зависимыми от них. Также толчком к экспериментам с наркотиками является проблемная ситуация в школе. Неуважительное и несправедливое отношение со стороны учителей, навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способности детей, манипулирование чувством вины и конкуренцией разрушают у детей ощущение безопасности в школе, занижают их самооценку, снижают доверие к педагогам. Если давление обстоятельств вызывает у ребенка парализующее состояние, то можно обнаружить порой прямые параллели между этим эмоциональным состоянием и развитием зависимости.

Потребность в употреблении наркотиков часто возникает по причине внутренних семейных проблем. Семья является первичным институтом социализации ребенка. Здесь дети учатся основным правилам жизни, деятельности, отношениям, опираясь на индивидуальные родительские примеры и на межличностный стиль взаимоотношений членов семьи. Выделяют три стиля воспитания, наиболее способствующих формированию зависимости. 

1. Гиперопекающий (сверхзаботливый) стиль воспитания.

При  гиперопеке родители стремятся выполнять за ребенка большинство задач, относятся к нему, как к «маленькому», контролируют каждый его шаг, игнорируют его взросление, стимулируют сохранение таких детских качеств, как наивность, игривость, беспомощность, тем самым оставляя слишком мало свободного места для экспериментирования и опробования новых способов поведения, мало содействуя развитию самостоятельности и ответственности. Родители «сдувают пылинки» с ребенка, содержат его в оранжерейных условиях, сами осуществляют выбор друзей. Практически каждый шаг ребенка контролируется взрослыми, они решают его проблемы в школе, утрясают конфликты с друзьями и учителями и т.д.

 2. Авторитарный стиль воспитания.

В семьях, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания, родители закрыты для постоянного общения с детьми. Они устанавливают жесткие правила и требования, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. В таких семьях с ребенком разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай, что я говорю», «делай, как тебе говорят». Родители играют роль непререкаемого авторитета, требуют беспрекословного повиновения, при этом добиваются уважения к себе и отказывают в этом ребенку, постоянно подчеркивают свое право, ущемляя права ребенка. Они прибегают к физическим наказаниям за то, что ребенок получил плохую оценку или не выполнил поручения. В таких семьях ребенка часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа «идиот», «лентяй», «безмозглый», «тупой» и т.д., а успехи детей воспринимаются как должное. Настоящая родительская любовь подменяется тщеславием или ощущениями своей жертвенности. Дети, воспитанные в таких семьях, имеют изначально заниженную самооценку. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми, а мальчики - неуправляемыми и агрессивными.

 3. Попустительский, или все допускающий, безразличный стиль воспитания.

В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил, родители заняты решением своих проблем и считают, что ребенок может и должен справиться со своими проблемами самостоятельно. Их не интересует, чем занимается ребенок, какие у него потребности, интересы. Порой родители откупаются от ребенка деньгами, одеждой, сладостями, тем самым формируя у него потребительское отношение к жизни. Приоритетными становятся материальные ценности. Жизнь строится по принципу главенства желания (потребности), предполагающего отсутствие контроля и обязательств. Это ведет к безнадзорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков, к склонности детей попадать в дурные компании и скверные истории.

Существует связь между описанными стилями семейного воспитания и различными семейными факторами, которые могут способствовать употреблению наркотиков. 

Конфликты

·  Конфликты между родителями.

·  Безответственность мужа.

·  Несчастливая семья.

·  Несчастливая мать.

·  Дисгармония в семье.

·  Отец принимает недостаточное участие в делах семьи.

·  Дети как заложники семейных ссор.

Ребёнок - «козёл отпущения»

·  Родители обвиняют ребёнка во всех конфликтах и проблемах, срывают на нём своё зло.

Разводы, неполные семьи

·  Неполные семьи.

·  Один или оба родителя отсутствуют дома большую часть времени.

·  Отсутствие одного из родителей.

Лицемерие

·  Двойные стандарты поведения: одни для себя, другие - для детей.

·  Отрицание родителями своей неправоты и ошибок.

Психологические «костыли»

·  Родители   чувствуют  неуверенность  в  борьбе  с  жизненными проблемами, дети не учатся у них противостоять трудностям, а берут пример с тех,  кто «борется» с помощью алкоголя или наркотиков.

Недостаток общения

·  Недостаточная способность к общению.

·  Родители не понимают детей.

·  Родители не стремятся к общению, опасаясь услышать что-либо нежелательное для себя.

·  Дети, которые могут открыто говорить со своими родителями, значительно реже прибегают к наркотикам, чем те, кто такой возможностью не обладает.

В случае нарушения эмоционального контакта между ребенком и родителями разрушается и эмоциональная зависимость - основа воспитания. Но человек не в состоянии существовать вне группы, и он начинает искать возможность «прикрепляться» к кому-то вне семьи.

В условиях широкой распространённости подростковой наркомании крайне высока вероятность того, что группа, которую подросток или ребенок выберет в качестве эмоционального «донора», будет заражена наркотическим «вирусом». У такой группы система ценностей и общепринятые модели поведения в той или иной степени подчинены наркотику. Устанавливая с ней связь на уровне переживаний и впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость, ребенок начинает перенимать эти модели и оказывается связанным с наркогенной средой, а значит, и с наркотиком. Это начальный этап наркозависимости. Будучи принятым в группу, подросток обязан следовать ее нормам. В наркотиках начинают видеть средство, которое дает ощущение безопасности и покоя, позволяет снять внутреннее напряжение. Если человек психологически

пристрастился к наркотикам, вызывающим и физиологическое привыкание, то сила такой зависимости удваивается желанием снять боль.

О типичных ошибках родителей 

Если в семью пришла беда, перед родителями возникают две равноценные задачи: во-первых, сделать все возможное, чтобы спасти попавшего в беду ребенка, а во-вторых, самим не поддаваться разрушительному действию наркотика, который, проникая в семью, затрагивает всех её членов без исключения. Все это чаще всего приходится делать в состоянии эмоциональной подавленности, испытывая страх, растерянность, иногда граничащие с паникой.

Вот наиболее частые ошибки и неверные пути, которые способны только усугубить ситуацию.

Скандалами и обвинениями вы не решите проблему.

Бойтесь скандалов. Ребенок не виноват, что делает то, что ему интересно. На первых порах это не его, а ваша проблема. Ему весело и интересно, а страх испытываете вы. Можно сосредоточить его внимание на вашем состоянии, ваших переживаниях. Но лучше, если вы дадите ему возможность заметить негативные изменения в его жизни: неудачи в учебе, потерю друзей, перемену интересов. Пусть он пожалеет о потерянном.

·  Не стоит в резкой форме выражать негативное отношение к наркоманам — среди них могут быть друзья вашего ребенка.

·  Не стоит сразу окружать ребенка чрезмерной заботой и вниманием. Он должен понять, что «носиться с ним» никто не собирается.

·  Будьте рядом. Дайте ему понять, что вы по-прежнему любите его и готовы помочь ему.

·  Наркоману можно помочь только в том случае, если он сам этого захочет. Никакое лечение не будет успешным, если вы насильно  поместите наркомана в клинику. На любой стадии болезни постарайтесь убедить ребенка обратиться к квалифицированному специалисту. Не пытайтесь сами решать эту проблему - вы потеряете время. Лечение наркомана - это не медикаментозная терапия. Наркоманию нельзя вылечить за два дня таблетками.  Это длительный  процесс. Ломка - только начало долгого пути. Если вы действительно хотите помочь вашему ребенку, постарайтесь понять, что вам тоже нужна помощь специалиста.   Если   после   лечения   ваш ребенок вернется в прежнюю психологическую обстановку, он вернется к наркотикам.

·  Будьте готовы к срывам - они могут возникать неоднократно.

·  Не  перекладывайте всю ответственность на  врачей. Постарайтесь найти причину в семье.