1. Программы стажировки по 5 направлениям внеурочной деятельности (в рамках ФГОСНОО)
ВВЕДЕНИЕ
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
На базе Панаевской школы-интерната разработана и функционируетмуниципальная инновационная площадка «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)».
Направление «Общекультурное»
Предлагаемые для ознакомления программы:
- программа «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»/Ничков Н.В., Ничкова Т.А. (кружок «Прекрасное—своими руками!»)
- программа «Умелые ручки»/Лусникова Е.А. (кружок «Умелые ручки»)
- программа «Мир вокального искусства»/Емельянова И.П. (музыкальная студия «Капельки»)
являются подпрограммами реализуемой Модели по направлению «Общекультурное» и создают условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программный модуль «Общекультурное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО» стажировки разработан для повышения профессиональной компетенции педагога, реализующего программу внеурочной деятельности общекультурной направленности в рамках ФГОС НОО.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена на оказание помощи педагогу в раскрытии индивидуальных способностей ребенка (которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке), вразвитии у детей интереса к творчеству и желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, а также умения самостоятельно организовать своё свободное время.
Образовательная программа дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Образовательная программа дополнительного образования
«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
Пояснительная записка
Авторы программы: Ничков Н.В., Ничкова Т.А.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012 учебном году (1 год обучения), проходит апробацию модуль второго года обучения.
Кружковые объединения типа «Прекрасное – своими руками!», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.
Работа по данной программе обогащает опыт коллективного взаимодействия первоклассников в данном аспекте, что даёт большой воспитательный эффект, ведь человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым
Цели:
- Сформировать у обучающихся навыки работы с проволокой на основе использования базовых фигур и техники объёмного плетения;
- Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
- Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
- Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
- Овладение обучающимися знаниями элементарных приемов работы с проволокой: скручивание, обматывание на основе работы с базовыми фигурами;
- Формирование навыков работы с проволокой, создание собственных проволочных конструкций на основе базовых фигур и с применением техники объёмного плетения.
- Овладение обучающимися элементарными приемами объёмного плетения работы с проволокой: «Винт», «Колодец».
Развивающие:
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей;
- Формирование эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативной и общекультурной компетенции;
- Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли;
- Формирование культуры общения в группе.
Актуальность и практическая значимость Программы
Полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Внеурочная деятельность в рамках данной программы направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Новизна программы в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами. Интеграция основана на привлечении лингвистического материала (этимология слова, его закрепление в речи в форме фразеологизмов), на использовании тематических подборок литературного материала (малые жанры фольклора).
Срок реализации: 2 года
Целевые индикаторы реализации Программы:
- Уровень усвоения учащимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
- Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
Параметры:
- Знать/понимать
- Умение использовать
- Владение опытом
- Наличие личностных качеств
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Наличие интереса к трудовой деятельности, стремление к творческому самовыражению через работу с проволокой;
- Владение основными приемами работы с проволокой: скручивание, обматывание, изготовление спиралей и т.п.;
- Проявление навыков плетения из проволоки на основе применения базовых фигур;
- Умение работать по алгоритму.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.
Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Пояснительная записка
Автор программы:Лусникова Е.А.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012 учебном году (первый год обучения), в 2012-2013 учебном году проходит апробацию (второй год обучения).
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Цель программы:развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности,развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
- воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять
- характерные черты изготавливаемой поделки;
- совершенствование трудовых умений и навыков.
Актуальность и практическая значимость Программы
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Срок реализации: 2 года
Целевые индикаторы реализации Программы:
- Уровень усвоения знаний учащимися (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
- Уровень умений (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- адекватно воспринимать оценку учителя
Второй уровень результатов:
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- планировать свои действия;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов
Третий уровень результатов:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи, устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.
Образовательная программа дополнительного образования
«Мир вокального искусства»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Мир вокального искусства» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Пояснительная записка
Автор программы: Емельянова И.П.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012 учебном году (1 год обучения), проходит апробацию модуль второго года обучения.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?
Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.Девизом программы можно считать слова Оноре де Бальзака:«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы».
Цель программы:
- познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства
Задачи:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, творческого воображения, певческого голоса;
- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа, музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, в области хорового искусства.одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков.
Срок реализации: 4 года
В программе выделены следующие направления:
- Вокально-хоровая работа.
- Музыкально-теоретическая подготовка.
- Теоретико-аналитическая работа.
- Концертно-исполнительская деятельность.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Целевые индикаторы реализации Программы:
- Уровень усвоения учащимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
- Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
Ожидаемые результаты:
Программа предусматривает достижение 3-х уровней результатов.
1-й уровень (первый год обучения):
- понимать по требованию педагога слова-петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- уметь правильно дышать (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч), петь короткие фразы на одном дыхании, петь легким звуком, без напряжения, петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе одну-две фразы с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
2-й уровень (второй и третий год обучения):
- соблюдать певческую установку;
- знать жанры вокальной музыки;
- уметь точно повторить заданный звук, в подвижных песнях делать быстрый вдох, петь с опорой на диафрагму, рационально распределять дыхание; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, петь чисто и слаженно в унисон, петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен,
- уметь дать критическую оценку своему исполнению;
- показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
- выразительно и грамотно исполнять музыкальное произведение.
3-й уровень (четвертый год обучения):
- знать основные типы голосов, типы дыхания, поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- уметь петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы, петь несложные двухголосные каноны;
- исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.
Направление «Общеинтеллектуальное»
Предлагаемая для ознакомления программа «Компьютерное путешествие «Инфознайка»/Пырырко Н.А. (кружок «Инфознайка») является подпрограммой реализуемой Модели по направлению «Общеинтеллектуальное» и создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программный модуль «Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО» стажировки разработан для повышения профессиональной компетенции педагога, реализующего программу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности в рамках ФГОС НОО.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена на оказание помощи педагогу в раскрытии индивидуальных способностей ребенка (которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке), в развитии личности, обогащенной научными понятиями и законами, с собственным мировоззрением, ценящей процесс познания, способной на разработку и реализацию учебных проектов.
Образовательная программа дополнительного образования
«Компьютерное путешествие «Инфознайка»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Инфознайка» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Пояснительная записка
Автор программы: Пырырко Н.А.
Статус программы: проходит апробацию на базе Панаевской школы-интерната модуль первого года обучения.
Данная программа направлена на формирование и развитие умения развитие творческих и практических навыков обучающихся: умение работать в группе, самостоятельно, умение работать с офисными программами и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления.
Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Особую значимость данная программа имеет для детей, умеющих самостоятельно работать, применять полученные знания на других учебных школьных предметах, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу обучения.
Цель программы: формирование умений по созданию, поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ.
Задачи программы:
- Освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК.
- Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
- Освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
- Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.
Актуальность и практическая значимость Программы
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- информатизация образования;
- существенная роль информатики в формировании научного мировоззрения обучающихся именно этой возрастной группы;
- вовлечение младших школьников в проектную деятельность, как средство формирования их информационной компетентности;
- необходимость самопрезентации в обществе.
Практическая ориентированность обучения – обеспечивает отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных и коммуникационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Срок реализации: 3 года
Целевые индикаторы реализации программы
- уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности учащихся с разным уровнем успеваемости;
- уровень развития практических и творческих потенциалов учащихся
Ожидаемые результаты
Программа предусматривает достижение 3-х уровней результатов.
1-й уровень (первый год обучения):
- знание правил общения в группе, правил поведения в компьютерном классе,
- знание упражнений для расслабления при работе за компьютером;
- знание основных устройств компьютера, определений основных объектов рабочего стола компьютера (файлы, папки);
- знание программных продуктов для обработки текстовой информации, для работы с графической информацией, для создания презентации.
2-й уровень (второй год обучения):
- умение применять по назначению основные устройства компьютера;
- умение создавать файлы различных типов, папки;
- умение находить информацию с помощью поисковых систем;
- умение обрабатывать искомую текстовую информацию в специализированных продуктах, графические изображения в специализированных пакетах, создавать мультимедийные презентации, создавать небольшие анимационные ролики.
3-й уровень (третий год обучения):
- предложение помощи при возникновении трудностей у другого ученика при работе за компьютером;
- умение составить комплекс упражнений и провести занятие с группой учащихся
- создание проекта при выполнении поставленных задач;
- умение находить, копировать и перемещать папки и файлы, редактировать тексты и графические рисунки;
- умение сохранять и использовать информацию для решения учебных задач;
- использование текстовых процессоров для решения учебных задач, графических редакторов для решения учебных задач;
- использование программ для работы с анимацией при решении поставленных учебных задач
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации в других школах.
Направление «Социальное»
Предлагаемая для ознакомления программа «Проект – это просто!»/Ермилова Н.Н. (кружок «Проект – это просто!») является подпрограммой реализуемой Модели по направлению «Социальное» и создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программный модуль «Социальное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО» стажировки разработан для повышения профессиональной компетенции педагога, реализующего программу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности в рамках ФГОС НОО.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена на оказание помощи педагогу в раскрытии индивидуальных способностей ребенка (которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке), в развитии личности, бережно относящейся к окружающей среде, с чувством ответственности и уверенности в своих силах, обладающей навыками культуры труда, с позитивным отношением к трудовой деятельности, социально ориентированной, способной на разработку и реализацию социальных проектов.
Образовательная программа дополнительного образования
«Проект – это просто!»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Социальное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Проект - это просто!"» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Пояснительная записка
Автор программы: Ермилова Н.Н.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012 учебном году (первый год обучения), в 2012-2013 учебном году проходит апробацию (второй год обучения).
Программа ориентирована на социальное направлениеи направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям..Социальное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно - новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально-значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: встреча с ветеранами труда и концерт для бабушек, подарок своему другу, сбор игрушек для детей с ограниченными возможностями, выпуск газеты для одноклассников о профессиях своих родителей, фотовыставка о своей дружной семье, акция «Помоги птицам зимой», презентация своего посёлка. Любое общественно-полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся.
Цель программы: Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи программы:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере экологических сюжетов).
- Формировать у детей стремление к самостоятельной общественно-значимой деятельности.
- Учить сотрудничеству при организации КТД.
- Учить ценить общественно-полезную значимость коллективной деятельности.
- Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
Актуальность и практическая значимость Программы
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Практическая ориентированность обучения – эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Целевые индикаторы реализации программы
- уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
- уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения.
Срок реализации: 2 года
Параметры:
- Знать/понимать
- Умение использовать
Ожидаемые результаты:
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Программа предусматривает достижение второго уровня результатов во 2 классе: предполагает научиться второклассникам видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать у них навыки делового общения в процессе работы над проектом
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации в других школах
Направление «Духовно-нравственное»
Предлагаемая для ознакомления программа «Краеведение»/Хороля Н.С., Пырирко Н.А. (кружок «Краеведение») является подпрограммой реализуемой Модели по направлению «Духовно-нравственное» и создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программный модуль «Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО» стажировки разработан для повышения профессиональной компетенции педагога, реализующего программу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности в рамках ФГОС НОО.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена на оказание помощи педагогу в раскрытии индивидуальных способностей ребенка (которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке), в развитии духовно-нравственной личности с чувством гражданской ответственности, позитивно относящейся к базовым ценностям общества, способной на разработку и реализацию творческих проектов.
Образовательная программа дополнительного образования
«Краеведение»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Краеведение» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Пояснительная записка
Авторы программы: Хороля Н.С., Пырирко Н.А.
Статус программы: проходит апробацию на базе Панаевской школы-интерната модуль первого года обучения.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по духовно-нравственному направлению и направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, главной задачейкоторой, является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Цель: Расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края.
Задачи:
- Формировать у обучающихся знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.
- Развивать стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды родного края.
- Обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
Актуальность программы заключается в том, что, к сожалению, к середине 20 века в результате необдуманного освоения богатствами природы, с ухудшением экологии произошел упадок, исчезает материальная и духовная культура народа. Постепенно, начиная с 90-х годов прошлого века, вновь возрождается и развивается материальная и духовная культура народа. С развитием общества развивается и история. Вытесняются традиционные орудия труда, и ремесел, охота и рыболовство, предметы быта и украшения. В связи с этим возникла необходимость их сбора и сохранения, изучения. Для этого стало необходимым краеведческое движение. Краеведение для школьников- один из основных путей сближения учащихся с жизнью, с практикой. В то же время это способ широкой постановки научной работы по местной теме. Важно, чтобы материал по истории не только был средством, но и целью, чтобы он развивал любознательность школьников, стал бы предметом научного и познавательного интереса.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Главная идея программы заключается в том, что в ней прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитиетворческих способностей и практических умений учащихся.
Срок реализации: 1 год
Целевые индикаторы реализации Программы:
- Уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
- Уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения
Ожидаемые результаты:
Показатели личностной сферы ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.
Направление «Спортивно-оздоровительное»
Предлагаемая для ознакомления программа «Танцевальная карусель»/Пенкин В.В. (школа массового спортивно-бального танца») является подпрограммой реализуемой Модели по направлению «Спортивно-оздоровительное» и создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программный модуль «Спортивно-оздоровительноенаправление внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО» стажировки разработан для повышения профессиональной компетенции педагога, реализующего программу внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности в рамках ФГОС НОО.
Программа педагогически целесообразна, так как направлена на оказание помощи педагогу в раскрытии индивидуальных способностей ребенка (которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке), в развитии всесторонне гармонически развитой личности физически здорового ребенка, мотивированного к сохранению и укреплению здоровья, способного на разработку и реализацию проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Образовательная программа дополнительного образования
«Танцевальная карусель»
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения по организации внеурочной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительное» в рамках реализации ФГОС НОО;
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
- Изучить Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната;
- Освоить теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное» в рамках реализации ФГОС НОО;
- Диссеминация передового педагогического опыта
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Модель организации внеурочной деятельности Панаевской школы-интерната (самостоятельное изучение материала).
Тема 2. Образовательная программа дополнительного образования «Танцевальная карусель» (самостоятельное изучение материала).
Тема 3. В мастерской педагога (практикум).
Тема 4. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Стажировка предполагает освоение дидактических принципов и методических особенностей обучения на основе системно-деятельностного подхода. Следует основательно изучить литературу по данному вопросу, с тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны прежде всего самому учителю. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Пояснительная записка
Автор программы: Пенкин В.В.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012 учебном году (1 год обучения), проходит апробацию модуль второго года обучения.
Данная программа «Танцевальная карусель» является адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программой программы «Воспитание танцем» и предназначена в основном для детей коренной национальности, но может быть использована в любых детских коллективах.
Цель программы:
Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца.
Задачи:
Обучающие:
- Развитие у воспитанников посредством музыкально-ритмического психотренинга следующих психических процессов: внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
- Формирование нравственно - эстетических знаний, художественно-пластических умений и развитие психомоторных навыков.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.
- Развитие у детей музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.
Воспитательные:
- Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
Актуальность и практическая значимость Программы
Адаптация программы к условиям работы в общеобразовательных школах Крайнего Севера:
- акцент в работе с группами делать не на массовость и соревновательный процесс в рамках спортивного бального танца, а на развитие профессионального мастерства эстрадного танца на основе латиноамериканских танцев (латина соло);
- подготовку инструкторов танца перепрофилировать с подготовки танцоров по классу начинающих в рамках спортивного бального танца на постановку эстрадного танца в свободной манере;
- итоги работы и мониторинг проводить не по результатам соревнований в рамках спортивного бального танца, а по итогам показательных выступлений полугодовых и годовых выступлений.
Основные отличия:
- Развитие творческих способностей ребенка посредством импровизационных постановок и создания своих собственных танцев с постановкой их среди коллектива сверстников.
- Комплексный подход к содержанию воспитательного процесса.
Срок реализации: программа включает в себя три курса обучения.
Формы работы:
- Индивидуальная.
Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночноготанцевания. Индивидуальная наработка техники правильноготанцевания.
- Работа в группе.
Отработка композиций ансамблевого исполнения фристайл.
Программа «Танцевальная карусель» – это сочетание развития индивидуальных исполнительских и творческих способностей с представлением их на суд публики и оценочной комиссии два раза в год (полугодовые и годовые итоговые выступления).
Итоговый зачет после трех лет обучения проводится по итоговому годовому выступлению и оценке представленной авторской композиции на свободную тему.
Параметры танцевальных композиций
Координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы:
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора упражнений в соответствии с музыкальным ритмом:
- быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
- подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
- маховые движения – 80-90 у.м.;
- наклоны – 70 у.м.;
- повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.
Определение сложности музыкально-ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом. Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.
Ожидаемые результаты:
Оценка и контроль результатов школы танца
К концу первого года обучения дети должны: | |
Знать (теория) |
Уметь (практика) |
Правила безопасности при работе в паре. Общие правила поведения в танцевальном зале. |
Соблюдать правила поведения в танцевальном зале, при работе над тренингом. |
Название, стилевые и ритмические особенности предлагаемых танцев |
Уметь эмоционально выражать танцевальный образ в движении под музыку |
К концу второго года обучения дети должны: | |
Краткая история развития танцевального искусства в Европе. |
Выполнять основные фигуры Ча-ча-ча, Самба, Джайв, Пасодобль |
К концу третьего года обучения: | |
Краткая история развития конкурсного танца. |
Выполнять танцевальные фигуры Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена), Фристайл, Ча-ча-ча. Самостоятельно создавать небольшие этюды и композиции на свободную тему продолжительностью 1-1,5 минуты. |
Название основных фигур и особенности исполнения латиноамериканской программы. |
Определять на слух характерные ритмические рисунки танцев латиноамерисканской и европейской программы. |
Эффективность обучения школы танца
Сроки |
Вид деятельности |
Форма контроля и оценка результатов |
Первый год обучения | ||
Первое полугодие |
Приобретение знаний, умений, навыков в эмоциональном восприятии танца. |
Полугодовой академический концерт |
Второе полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур в соответствии с типом и ритмом музыкального произведения. |
Итоговый экзамен |
Второй год обучения | ||
Первое полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур Ча-ча-ча, Самба. |
Полугодовой академический концерт |
Второе полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальных фигур Джайв, Румба, Пасодобль. |
Итоговый экзамен |
Третий год обучения | ||
Первое полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков в технике исполнения танцевальной программы Венский вальс (правый поворот), Медленный вальс (правый поворот, левый поворот, правый спин поворот, задержанная перемена) |
Полугодовой академический концерт |
Второе полугодие
|
Приобретение знаний, умений, навыков по созданию этюдов и танцевальных постановок игрового танца. |
Итоговый экзамен |
Примечание*: Репертуарный план меняется на усмотрение педагога. Необходимым условием является соблюдение уровня сложности предлагаемых движений и композиций.
Готовность для реализации: программа полностью готова для реализации потребителями.