Кружок "Краеведение"
Хороля Надежда Сэромовна,
руководитель кружка "Краеведение"
Паспорт программы
Наименование программы
|
Краеведение |
Основание для разработки |
Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО) Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители: Ничкова Т.А., Бородина Г.А. |
Заказчик-координатор |
Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Разработчик программы |
Хороля Н.С., учитель родного языка, Пырирко Н.А., учитель начальных классовМКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Исполнитель |
Обучающиеся 1а, 1б классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель курса |
Контролёр |
Департамент образования Администрации МО Ямальский район |
Адресная группа |
Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО |
Перспективы расширения географии продукта |
Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы). |
Идея Программы |
Главная идея программы заключается в том, что в ней прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. |
Цели и задачи Программы |
Цель: Расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края. Задачи:
|
Научно-методические основы разработки Программы |
|
Срок реализации |
1 учебный год |
Целевые индикаторы реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты |
Показатели личностной сферы ребенка:
|
Готовность для реализации |
Программа полностью готова для реализации потребителями |
«…Охранять природу – значит охранять Родину…»
М. Пришвин
Пояснительная записка
Программа «Краеведение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по духовно-нравственному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Актуальность программы заключается в том, что, к сожалению, к середине 20 века в результате необдуманного освоения богатствами природы, с ухудшением экологии произошел упадок, исчезла материальная и духовная культура народа. Постепенно, начиная с 90-х годов прошлого века, вновь возрождается и развивается материальная и духовная культура народа. С развитием общества развивается и история. Вытесняются традиционные орудия труда, и ремесел, охота и рыболовство, предметы быта и украшения. В связи с этим возникла необходимость их сбора и сохранения, изучения. Для этого стало необходимым краеведческое движение. Краеведение для школьников- один из основных путей сближения учащихся с жизнью, с практикой. В то же время это способ широкой постановки научной работы по местной теме. Важно, чтобы материал по истории не только был средством, но и целью, чтобы он развивал любознательность школьников, стал бы предметом научного и познавательного интереса.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Главная идея программы заключается в том, что в ней прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие творческих способностей и практических умений учащихся.
Цель:Расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края.
Задачи:
- Формировать у обучающихся знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.
- Развиватьстремление к активнойпрактической деятельности по охране окружающей среды родного края.
- Обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
Общая характеристика
Направление программы – духовно-нравственное. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».
Занятия в кружке имеют экологическую направленность. Широко используются местные ресурсы: школьная музейная комната, литература и декоративно-прикладное творчество народов севера. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Основные принципы содержания кружковой работы:
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Результативность программы.О результатах работы можно судить по участию кружковцев в школьных выставках декоративно-прикладного творчества и по уровню подготовки воспитанников.
Условия реализации программы
Сроки реализации программы «Краеведение»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете.
Подвижная деятельность учащихся не мешает умственной и практической работе. С этой целью включены подвижные игры, инсценирование коротких сказок, иллюстрирование персонажей прочитанных произведений, создание аппликаций.
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, консультация.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Основное содержание программы
Содержание данного кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения полученных знаний на уроках окружающего мира, литературного краеведения. Программа кружка составлена из шести направлений:
- «Мы на севере живём»
- «Что в северном краю растёт?»
- «Кто в северном краю живёт?»
- «Кто живёт в реке?»
- «О чём расскажут северные орнаменты»
- «Красота и боль родного края в творчестве художников и писателей?»
Практическая направленность работы кружка:
- Проведение тематических, комплексных занятий;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Практическая деятельность школьников
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
1 четверть – 9 часов «Что в северном краю растёт?» 9 ч. | |||
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Содержание занятий |
1 |
|
Вводное занятие «Наш Ямальский край» «Мы на севере живём» |
Символика нашего района. Коллективная работа «Наш посёлок Панаевск» Разучивание стихотворения «Мы на севере живём» |
2 |
|
Северные травы. Прокопий Явтысый. Стихотворение «Пушица», «Иван-чай» Северные родники стр.271. |
Знакомство с растительным миром родного края, название трав, полезные свойства северных растений. Просмотр презентации «Брусника – уникальная ягода»» |
3 |
|
Чем полезны наши ягоды? |
Знакомство с названиями различных ягод. Загадки о ягодах Аппликация «Северная ягодка». |
4 |
|
Е.Сусой. Сказка «Ягоды». Северные родники стр.255. Стихотворение «Морошковый белый цветок» Прокопий Явтысый.С.Р. стр.272 |
Разучивают стихотворение «Морошковый белый цветок». Инсценируют сказку Е.Сусой «Ягоды» Рассматривают составные части морошки. (Гербарий) |
5 |
|
Значение дерева в жизни человека. Знакомство с названиями деревьев. Стих. Р. Ругин Лиственница», «Берёза». Северные родник, стр.262, 265. Аппликация «Берёза» «Лиственница» |
Разучивают загадки, стихи о деревьях, рассматривают цветные иллюстрации. Выясняют о значении дерева в жизни людей, полезные свойства деревьев, об использовании дерева в быту. Почему на севере предпочтение отдают лиственнице и берёзе. Просмотр презентации «Берёза – дерево жизни» |
6 |
|
Аппликация «Берёза» «Лиственница» | |
7 |
|
В гостях у бабушки Загадки |
Викторина. «Загадки о деревьях» |
8 |
|
Подготовка проекта «Мой ягодный край» |
|
9 |
|
Подготовка проекта «Мой ягодный край» |
|
2 четверть – 7 часов «Кто в северном краю живёт?» 7ч | |||
10 |
|
Звери и птицы. Загадки о зверях и птицах. И.Истомин «Мышонок и оленёнок». С.Р.231. |
Рисование по шаблону героев сказки «Мышонок и оленёнок» |
11 |
|
И. Истомин. Сказка«Чёрный и белый». С.Р.стр.232 |
Лепка из пластилина белого и бурого медведя |
12 |
|
Прокопий Явтысый «Песец» С.Р.стр.269 |
Разучивание стихотворения о песце. Беседа по его содержанию. Поиск ответа на вопрос: почему песец уходит? Просмотр учебного фильма «Виды охоты». М. Окотэтто
|
13 |
|
Прокопий Явтысый «Пуночки», «Полярная сова». С.Р. стр. 268 |
Беседа о перелётных и зимующих птицах. Поиск ответа на вопрос: есть в нашей местности птицы, нуждающиеся в помощи в период холодов. Почему куропатке и сове не нужна такая помощь? Сравнение внешности перелётных и зимующих в тундре птиц (сходство и различие). |
14 |
|
Сказка «Сова и куропатка» С.Р.стр.235 |
Аппликация «Сова» «Куропатка», «Пуночки» |
15 |
|
Обобщение изученного материала В гостях у бабушки Загадки |
|
16 |
|
| |
3 четверть – 10 часов «Кто живёт в реке?»6ч | |||
17 |
|
Р. Ругин «Обь». С.Р.стр.315. Загадка о реке. Река - жилище рыб. Знакомство с названиями рыб. |
Песня «Обской вальс» в исполнении Елены Лаптандер. Р.Ругин «Обь». С.Р.стр.315. Загадка о реке. Знакомство с названиями рыб. Рисование рыб |
18 |
|
Сказка «Почему рыбы живут в воде? С.Р.стр.232 |
Чтение и обсуждение содержания сказки. Иллюстрирование героев сказки. Пересказ сказки. |
19 |
|
Сказка о Ерше прыгунке и засоне Карасе. С.Р.стр227 |
Инсценирование сказки. Просмотр фильма Просмотр фильма «Летняя и зимняя рыбалка» М. Окотэтто |
20 |
|
Коллективная работа «Наш аквариум» (банка, вода и пластилин, блёстки, нитки) |
При помощи шаблона дети вырезают фигурки рыб, обклеивают их фантиками и блёстками. Зацепляют их тонкой леской и опускают их в банку с водой. Ниточки прищепляют крышкой банки. |
21 |
|
Коллективная работа «Наш аквариум» (банка, вода и пластилин, блёстки, нитки). Блюда из рыбы. |
Дети выбирают себе маску рыбки и изображают плавающих в воде рыб и весело знакомятся друг с другом. |
22 |
|
В гостях у бабушки Загадки. Игра «Как зовут тебя, рыбка?» | |
«О чём рассказывают орнаменты севера?» (4 ч) | |||
23 |
|
Что такое орнамент? Знакомство с некоторыми названиями орнаментов народов Севера. |
Что такое орнамент? Рассматривание узоров на ткани, росписи на предметах быта. Орнаменты из геометрических фигур различных народностей. Рассматривание следов птиц и зверей. Выявление сходства. Рисование по шаблону орнамента «заячьи ушки». Составление собственного орнамента с использованием следов птиц и рогов животных. Знакомство с некоторыми названиями орнаментов народов Севера. |
24 |
|
Работа в парах.Аппликация «Летняя женская одежда». Аппликация «Мужская сорочка». Работа по шаблону. |
Дети отгадывают загадки об орнаментах и других украшения одежды и обуви. При помощи шаблона вырезают фигурки и украшают по своему желанию, использовав изученные виды орнаментов. |
25
|
|
Рисование зимней обуви. Придумать орнамент для валенок и бурок. Мужской пояс. |
Рассматривают варианты мужских и женских поясов. Сравнение поясов. Просмотр учебного фильма «Виды охоты». М. Окотэтто |
26 |
|
Чтение и разучивание наизусть отрывка из поэмы Л.В.Лапцуя «Женщина Ямала». С.Р. стр.387 Проект «Мама мастерица» |
Беседа о роли женщины матери. Рассказы детей о своих матерях, о помощи, которую они оказывают маме. Рисуют портреты своих мам. |
4 четверть – 7 часов Красота и боль родного края в творчестве художников и писателей 7ч | |||
27 |
|
Лар Леонид «Дух воды» |
Беседа «Значение искусства в жизни людей» Дети знакомятся с художниками родного края, о развитии прикладного искусства на Ямале. Готовятся к созданию проекта «Земля наш общий дом», готовят рассказы о художниках, выставку по творчеству северных художников и писателей. |
28 |
|
Художник В. Самбуров «Безмолвие» | |
29 |
|
Л.Лапцуй «Смерть совы» | |
30 |
|
Ю.Вэлла «Боль вторая» | |
31 |
|
Итоговое повторение. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. Проект «Земля наш общий дом» | |
32 |
| ||
33 |
|
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Ожидаемый результат
Показатели личностной сферы ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Планируемые результатынаконец1-го года обучения:
Личностные результаты:
- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
- знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
- знать растительный и животный мир родных мест,
- уметь экологически грамотно вести себя в природе
Метапредметне результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- знать наиболее типичных представителей животного мира Ямальского района
- знать какую пользу приносят представители животного мира;
- знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта;
- знать основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- знать влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- знать значение растений и животных в жизни человека,
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными (олень и собака);
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Краеведение» необходимо:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Сканер
- Мультмедиапроектор
Литература для учителя
- Окотэтто М. Диск с документальными фильмами «Приручение оленят».
- Пушкарёва Е.Т., Лапцуй А.Т. Хрестоматия для детей «Маленький слушатель».
- Приходько М.С. Картинный словарь русско-ненецкого языка «Хомани».
- Приходько М., Приходько О. Книга о жизни лесных ненцев. «Хомаку» Сказки, стихи, легенды, загадки.
- Самбуров Н. Безмолвие. Фотоэтюды природы Ямала.
- Федорова Л.В. Литературно-краеведческая хрестоматия «Северные родники» для школ Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Фёдорова Л.В. Учебное пособие по литературному краеведению для 2 класса «Ямальский калейдоскоп»
Литература для обучающихся
- И.Г. Истомин. Сборник сказок «Сказки неба»