Методическая копилка учителей географии

Лазарян Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

«Использование   мультимедиа  и  моделинга    для решения         основных   дидактических    подходов»

Подготовила:

МБОУ «Тучковская СОШ №1»

учитель географии Сычёва О.А.

24 августа 2012г.

Г. Руза

География всегда была одним из самых интересных уроков в школе. Этот предмет  всегда  нравился школьникам, они имели  высокие результаты обучения  по этой дисциплине. Однако в последние годы ситуация изменилась, наши ученики  стабильно (несколько лет подряд) занимают среди других учебных дисциплин одно из последних мест по итогам сдачи этого экзамена.

Между тем  в настоящее время ученик старших классов  должен быть  способен   к решению нестандартных задач и  адаптивен к условиям быстро меняющейся среды и увеличивающегося потока информации.    Наши ученики  отстают  в формировании таких важных умений как, например, работа с текстом, самоорганизация учебной деятельности, результативность в общении,   затрудняются в выработке собственной стратегии, работе с большими массивами информации по ее обобщению, систематизации и анализу.  И нам не обойтись   без  новых моделей обучения и воспитания, использующим современные образовательные технологии.  

Отношения между педагогами и учащимися  должны меняться в сторону  расширения сферы учебной самостоятельности учащихся.    Ученик  должен научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего проекта.

  В этой ситуации    моделирование  обеспечивает деятельностный подход  в обучении.  Компьютерная среда является наиболее современным и удобным средством для моделирования. Компьютерная модель умеет, в отличие от книги, проявлять свои свойства, обладает поведением. Она имеет понятную графику и описание, в ней спрятана обеспечивающая научную достоверность строгая математика и интересные свойства, позволяющие менять систему, превращать её во что угодно, исследовать её.

Современная психология учения убедительно показывает, что изучение модели почти равно по эффективности изучению самого объекта при условии, что модель содержит основные свойства представляемого объекта. При этом модель становится для учеников особого рода инструментом, позволяющим продвигаться в познании окружающего. Модель – это и результат мыслительного анализа, и средство самой мыслительной деятельности, которое способствует усвоению теоретических знаний и тем самым развитию мышления ребенка.

Деятельностный   подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

        На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.   Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.            В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Важным итоговым заданием  в конце 10 класса стал  дистанционный проект: «Создание    и характеристика компьютерной модели гипотетического островного государства с использованием ЭОР (ЦОР)».  Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития,  обучения и воспитания.   В чем особенность учебного  телекоммуникационного  проекта?  Предоставляется возможность не просто  передать ученикам сумму тех или иных знаний,  а приобрести   знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Проект помогает осознать  ребятам   культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.
Важной характеристикой проекта   является то, он  по своей сути является межпредметным, а решение проблем, которая заложены в  проекте, требует интегрированных знаний.
Поскольку  внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности,  данный проект создавался учащимися 10 класса вне урока при организованном дистанционном   консультировании, это такое взаимодействие между мною и учащимися, которое направлено на разрешение возникших проблем и внесение позитивных изменений в деятельность ученика.    Для организации индивидуального дистанционного консультирования я использовала индивидуальные консультации посредством электронной почты.

Конечно, пришлось провести подготовительную работу, основой   которой  стали знания, полученные на курсах «Использование ЭОР в образовательной деятельности».

Для того чтобы организовать проектную   деятельность учащихся на основе использования   дистанционных электронных образовательных ресурсов  я  ознакомилась  с ресурсами, предлагаемыми в Интернете по  географии; выделила те из них, которые наиболее предпочтительны для учащихся;  провела  презентацию выбранных ресурсов;  освоила технологию дистанционного консультирования для того, чтобы учащийся мог получить своевременную помощь.

Организация  телекоммуникационного  ученического проекта – совокупность 5 «П»

  1. Проблема. 
  2. Проектирование. 
  3. Поиск информации. 
  4. Продукт. 
  5. Презентация. 

. 


Основными целями выполнения  учебного   электронного  проекта   для школьников являются:

  • получение навыков  использования Интернет  для поиска и отбора информации
  •  применение  компьютерных технологий для подготовки информации в электронном виде для передачи остальным участникам; 
  • получение опыта использования возможностей Интернет для обмена мнениями и опытом с другими группами участников, получения консультаций научного руководителя;
  • приобретение опыта работы «в команде»  (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль)  с использованием дистанционных технологий.

      В процессе выполнения  электронного  проекта учащиеся изучают материал, выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников   (книги, словари, энциклопедии, атласы), так и из сети Интернет.  При этом учащиеся обучаются работе в сети, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их творческое осмысливание.  

        Это первый опыт, поэтому    наибольшее внимание было уделено  созданию контура острова и его рельефу.   В зависимости от контура острова, его происхождения и рельефа зависят остальные природные компоненты, гипотетической среды.    Были рекомендованы три варианта инновационных материалов, которые позволяли выполнить эту работу.

1 путь.  Сайт  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов—Каталог для ученика-- География -- Инновационные учебные материалы-- «Картографическая лаборатория» -- Картография --Редактор "Точная карта"  (Предназначен для автоматизированного создания собственных карт.   Главный акцент здесь делается     на способах изображения объектов в картографических произведениях.)

2 путь.  Сайт  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов—Каталог для ученика-- География -- Инновационные учебные материалы-- «Картографическая лаборатория» -- Картография -- Редактор карт   (Предназначен для автоматизированного создания собственных карт, даже гипотетической территории.)

3 путь. Сайт  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов—Каталог для ученика-- География -- Инновационные учебные материалы--«Учебный электронный конструктор по географии»--Справочник «Атлас гипотетической территории»  (Предназначен для автоматизированного создания собственных карт, даже гипотетической территории.)

Главная задача продукта «Картографическая лаборатория» и «Атласа гипотетической территории»  -  включить в задачу школьного обучения понимание учащимися ценности и пределов возможного использования карт в качестве источников информации, а также оценку других методов исследования. Для того чтобы учащийся мог использовать карту как источник познания окружающей действительности, необходимо, чтобы он мог создавать такую карту САМ для себя.

Главная особенность  этих комплексов и  других материалов этого сайта  - возможность реализовывать деятельностный подход к обучению школьников.

Например,  Модуль «Общественная география современного мира»

При работе над проектом задействовались школьниками многие другие ресурсы: «Материки и океаны, народы и страны»,  «Экономическая и социальная география мира»,  «Общественная география современного мира» .

Проект гипотетического   островного  государства являлся завершающим звеном в усвоении всего материала за курсы географии 6-10 класс.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ в 6-11 классах МБОУ Тучковская СОШ №1 Учитель географии Сычёва Ольга Анатольевна 2013 год

Слайд 2

Человек начинает мыслить, когда есть проблема. С. Л. Рубинштейн

Слайд 3

Формируется научная дисциплина называемая игрология . Игра – один из способов понимания, с помощью которого человек понимает себя. И гра является основной и главной в обучении молодняка и адаптации его к выживанию в условиях естественной природной среды.

Слайд 4

Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Слайд 5

«Черная метка (крестики – нолики)» Так выглядит табло перед игрой.

Слайд 6

Порядок расположения символов меняется после каждого тура.  «черная метка» (символ – большая черная точка), означает вопрос на абсолютное знание;  «халява, сэр» (символ – восклицательный знак), команде автоматически засчитывается ответ;  «друг семьи» (символ – треугольник), команда имеет право воспользоваться знаниями любого учащегося класса – зрителя; «улыбка» (символ – улыбка), пантомима, песня, загадка, шарада;  «что такое – кто такой» (символ – компасная стрелка), назвать изображенного на фото человека, достопримечательность, растение, животное;  «бином» (символ – знак равенства), по двум заданным определениям назвать заданное слово (омоним); «веришь – не веришь» (символ – знаки плюс и минус), команда должна подтвердить или опровергнуть приведенное утверждение;  «эрудит-лото» (символ – одна четверть), выбрать один из 4-х вариантов ответов на заданный вопрос»  «вопрос» (символ – вопросительный знак), обычный вопрос игры «Что? Где? Когда?» 1/4 ! = +/- ? Символы игры: (прячутся за номерами клетки)

Слайд 7

Содержание вопросов по темам: современная политическая карта мира, международные отношения, государственный строй, география мировых природных ресурсов. Эрудит-лото ¼ Территориальными водами гос-ва считается прибрежная зона шириной: А. 2 мили Б. 12 миль В. 100 миль Г. 50 миль Абсолютное знание Суверенное государство- это

Слайд 8

Содержание вопросов по темам: современная политическая карта мира, международные отношения, государственный строй, география мировых природных ресурсов. Пантомима (песня, загадка, шарада) В Египте, в Палестине, В Алжире он живет- Древнейший мусульманский Выносливый народ Халява, сэр! ! Как называется международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деградации окружающей среды?

Слайд 9

Бином = 1.Это вулкан похоронил в 79 г.н.э . Помпею, Геркуланум, Стабию 2.Находится в Европе Что? Где? Когда? ? Какая международная организация играет важную роль в урегулировании международных конфликтов?

Слайд 10

Друг семьи Веришь – не веришь +/- Какая страна является лидером по производству пресной воды из морской? Географы пришли к выводу, что 48 млн. км.кв . (1/3) земной суши не несут видимых следов человеческой деятельности

Слайд 11

Что такое? Кто такой? Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования-…

Слайд 12

 любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;  доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;  глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;  гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;  логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных  критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);  широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Слайд 13

1. «Запомни пару» по теме «Географические модели Земли» 6 кл . Цель игры – развитие памяти, использование ассоциативной памяти. Карта Градус План Стрелка Север Мох Широта Экватор Долгота Меридиан Глобус Модель Параллель Окружность Меридиан Ось

Слайд 14

2. «Выражение мысли другими словами» по теме «Географический образ Русской равнины» 8 кл .

Слайд 15

3. «Редактор, найди ошибку автора» (смысловое чтение). Инструкция: «В тексте допущены ошибки. Найдите это предложение и исправьте ошибку». •• Если долго не шевелится, то можно заметить песца: на фоне ослепительно белого снега он в своей темной шубе хорошо виден. • Северные олени роют копытами снег, чтобы достать «олений мох» - карликовый кустарник с маленькими листочками . Только леммингам опять не везет: мало того, что и песцы, и совы, и горностаи , и даже волки их преследуют, так вот теперь еще и гадюки проснулись.

Слайд 16

6. Обобщение по теме Ч Е Л О В Е К И Б И О С Ф Е Р А Горюнова Настя Человек – часть биосферы. Ежедневно исчезают растения и животные. Любая хозяйственная деятельность запрещена в заповедниках. Отдельные виды организмов специально заселяют в заповедники. В разных странах принимают специальные законы об охране биосферы. Если не заботиться о биосфере, то все живые организмы умрут. Красная книга – туда заносят вымирающие виды животных Источником творчества для человека является природа. Биосфера – внешняя оболочка Земли и населена живыми организмами. Их было мало, а примитивное хозяйство не нарушало природу. Одежда и другие материалы, необходимые человеку взяты из биосферы. Создано больше 3 тысяч заповедных территорий. Фактически многие живые организмы исчезли по вине человека. Единственное, что может остановить людей – это Красная книга. Растения служат пищей животным и людям. Антропогенные изменения могут погубить полезных животных и растения.

Слайд 17

7. Игровой прием « Синквейн » ( пятистрочие ) «Алтай» Ляпкин Кирилл 8а кл 1. Простор 2. Обширная, красивая 3. Произрастают, охотятся, сохраняются. 4. Великий Алтай поражает своими ландшафтами и растениями! 5. Уникален! «Алтай» Калиткин Филипп 8б 1. Белуха! 2. Красивый, экстремальный. 3. Не заселять, не повторяются, охранять. 4. «Кто Алтая не видал, тот в Сибири не бывал!» 5. Многообразие!

Слайд 18

Игровой прием « Синквейн » ( пятистрочие ) Липский Павел «Смешанный лес» 8 а кл 1. Деревья. 2. Светлый, разнообразный 3. Собирать, вырубать, охотиться. 4. Смешанный лес занимает центральную часть Русской равнины. 5. Дом! Камышанова Юлия «Тайга» 8 а 1. Непроходимость. 2. Темнохвойная, буреломная. 3. Прятаться, лазить, заготавливать 4. Тайга выглядит с высоты зеленым необъятным морем. 5. Территория!

Слайд 19

Игровой прием « Синквейн » ( пятистрочие ) Шахов Егор «Западная экономическая зона» 9 б кл 1. Центральность! 2. Благоприятная, равнинная. 3. Проживать, учиться, производить. 4. Западная экономическая зона играет решающую роль в жизни страны. 5. Столица. Димова Анастасия «Западная экономическая зона» 9 б кл 1. Центр! 2. Равнинная, европейская. 3. Совершенствовать, наращивать, определять. 4. Это наиболее развитая часть страны. 5. Моё!

Слайд 20

8. Игровой прием «Кластер». Характеристика экономического района. Салимова Екатерина 9б кл . 1.Имеется город федерального значения. 2.В районе самая высокая плотность населения. 3.Район беден минеральными ресурсами. …………………………………………………. 1. Район имеет небольшую площадь. 2.Имеются месторождения железной руды. 3.Развито растениеводство. Яшкина Ульяна 9а кл . 1.Здесь проходит граница между Европой и Азией. 2.В районе развита цветная и черная металлургия 3.Широко представлены предприятия тяжелого машиностроения. …………………………………………………. 1. В районе развито сельскохозяйственное машиностроение. 2. Широко представлены почти все отрасли пищевой отрасли. 3.Район имеет выход к морю.